Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ6
1.1. Основания, задачи и цели участия прокурора в гражданском процессе6
1.2. Правовой статус прокурора в гражданском процессе12
1.3. Формы участия прокурора в гражданском процессе21
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ В СУДАХ РАЗЛИЧНЫХ ИНСТАНЦИЙ31
2.1. Участие прокурора в суде первой инстанции31
2.2. Участие прокурора в суде второй и надзорной инстанций43
2.3. Актуальные проблемы применения норм об участии прокурора в гражданском процессе47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК67
Выдержка из текста работы
Глава 3. Прокурорский надзор за законностью исполнения постановлений по гражданским делам…………………………………………………………………….24
3.1.Участие прокурора в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан……………………………………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………..…………………………….29
Приложения………………………………………..……………………………31
Введение
В судах Российской Федерации ежегодно рассматривается свыше пяти миллионов гражданских дел. Большинство заявленных исков удовлетворяется судами. Это говорит об обоснованности заявляемых исков и возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов.
Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость активизации участия прокуроров в сфере гражданского судопроизводства, в обеспечении прав и охраняемых законом интересов граждан, государства, предприятий, организаций. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве является одной из существенных гарантий вынесения судами всех инстанций законных и обоснованных решений, определений и постановлений. Между тем, как показывает практика участия прокурора в гражданском судопроизводстве, прокурорский надзор не всегда был способен противостоять нарушениям законности. Прокуроры не в полной мере используют предоставленные им полномочия для надежной охраны собственности, укрепления прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Все это выдвигает необходимость совершенствовать деятельность прокуроров в гражданском судопроизводстве, чтобы она стала надежной гарантией соблюдения законности в этой отрасли права, способствовала вынесению судами законных и обоснованных решений.
Принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явилось очередной ступенью реформирования современного процессуального законодательства. Третий по счету в истории советского и российского государства ГПК содержит ряд принципиально новых положений, касающихся процессуального положения и роли прокуратуры в гражданском процессе.
Актуальность выбранной темы обусловливается необходимостью исследования процессуальных форм и порядка участия прокурора в гражданском судопроизводстве в целях обеспечения режима законности и защиты прав и законных интересов лиц, в пользу которых прокурор инициирует процесс или вступает в уже начатый.
Кроме того, вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового ГПК. Однако и после принятия Гражданского процессуального кодекса РФ данный вопрос во многом остается открытым, поскольку законодатель закрепил компромиссный вариант участия прокурора в гражданском процессе, основанный на противоположных точках зрения.
Объект работы — общественные отношения, складывающиеся по поводу участия прокурора в гражданском процессе.
Предмет работы — законодательство, регулирующее основания, формы и порядок участия прокурора в гражданском судопроизводстве, а также научные работы и мнения ученых, исследовавших данный вопрос, материалы судебной практики.
Цель работы — исследование института участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить правовую природу и основные начала участия прокурора в гражданском процессе.
2. Рассмотреть историю развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе.
3. Изучить основания участия прокурора в гражданском процессе.
4. Выявить процессуальные функции и особенности участия прокурора в гражданском процессе.
5. Исследовать особенности вступления прокурора в процесс для дачи заключения по делу.
6. Рассмотреть случаи обязательного участия прокурора в гражданском процессе.
7. Исследовать актуальные проблемы применения законодательства, регулирующего участие прокурора в гражданском процессе, и сделать предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Методологическая основа работы — общенаучные методы исследования, а также такие методы, как формально-юридический, метод комплексного правового анализа, сравнительно-правовой метод.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющие восемь параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1.ПРАВОВОЙ СТУТУС ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.История развития законодательства об участии прокурора в гражданском процессе
Изменение в конце ХХ века в России и других социалистических странах формы государства привело к необходимости изменения функций государственных органов. Движение в сторону демократизации власти и общества поставило задачу демократизации и органов прокуратуры, существовавших в России с «петровских времен».
Система органов прокуратуры в механизме российской государственности возникла сравнительно недавно, в отличие от судопроизводства вообще. Органы прокуратуры Россия заимствовала в ХVIII в. Подобные органы существовали во Франции и Германии. Петр I основал прокуратуру как орган надзора за соблюдением законности в России. Российский прокурорский надзор распространялся на все сферы жизни общества, в том числе на Сенат, коллегии и местные органы власти (в Петровское время). Первоначально у российской прокуратуры не было задачи осуществления функции уголовного преследования.
Предшественники прокуроров в России — фискалы — осуществляли розыск по тем делам, где потерпевший не возбуждал уголовный иск. Созданы они были в 1714г. Таким образом, на них возлагалась государственная функция уголовного преследования. В дальнейшем эта функция была передана прокуратуре. Некоторое время фискалы существовали параллельно с прокурорами.
В общем, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате.
Дореформенная прокуратура в России 1772-1864 гг. существовала как орган надзора за соблюдением законности в России
Деятельность органов прокуратуры в указанный период осуществлялась на основе трех петровских указов. «Быть при Сенате Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» (от 12 января 1722 г.). «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» (от 18 января 1722 г.). «О должности Генерал-прокурора» (от 27 апреля 1722г.) Средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди них являлась так называемая протестация, то есть принесение протеста в орган, нарушивший закон, или в вышестоящий орган.
Назначением созданных Петром I органов прокуратуры являлось подавление скрытого и открытого сопротивления местных властей, необходимое для осуществления экономических, социальных и политических реформ царя.
Однако, кроме надзорных функций (первоочередных задач органов прокуратуры) Петр I поручил ей «наблюдение за деятельностью судебных мест». Генерал-прокурор надзирал за судебной деятельностью Сената, а губернские прокуроры осуществляли «надзор по суду». Функции уголовного преследования были присущи прокуратуре и на ранних этапах ее развития.
Царствование Екатерины II связано с возрастанием роли прокурора. 7 ноября 1775 был принят значительный законодательный акт для государственного управления и правовой системы страны: «Учреждение для управления губерний Российской империи», в котором прокурорам давались широкие полномочия по общему и судебному надзору, а также по надзору за местами лишения свободы. Прокуроры в то время фактически занимались борьбой за права человека и чиновничьего беспредела.
Во время царствования Александра I прокуратура продолжила расширение своих полномочий в области преследования. Циркулярный ордер генерал-прокурора Державина Г.Р. возложил на прокуроров надзор за следствием.
Однако, несмотря на расширение полномочий прокурора и активную деятельность органов прокуратуры на местах, системе органов прокуратуры в дореформенной России требовались кардинальные изменения, а также принятие единого нормативно-правового акта, обеспечивающего эффективное взаимодействие генерал-прокурора, обер-прокурора и губернских прокуроров. Решение о реформировании судебной системы и применение некоторых демократических принципов судоустройства неизбежно повлекло бы реорганизацию органов прокуратуры.
После судебной реформы 1864 года концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон.
В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда. Редакторы Устава гражданского судопроизводства (далее УГС) исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле».
Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания».
В соответствии со ст. 343 УГС прокурор обязан был давать заключения: по делам казенного управления, по делам земских учреждений, городских и сельских обществ, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам о подсудности и пререканиях о ней, по спорам о подлоге документов и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выясняются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела, по просьбе об устранении судей, по делам брачным и законности рождений, по просьбам выдачи свидетельства на право бедности.
Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев «в пустую формальность, тягостную для прокуроров и ненужную для суда».
Видный русский судебный деятель Г. Вербловский писал в 1905 году: «В таком виде, в каком участие прокурора в гражданском процессе проявляется в действительности, оно совершенно бесполезно»Эта идея в Думе полностью поддержана не была, Законом от 9 мая 1911 года деятельность прокуратуры в гражданском процессе была значительно ограничена.
После революции составители первого советского Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) основывались на известном высказывании В. И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в «частноправовые отношения», в «гражданские дела», что применительно к процессу означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор.
Под воздействием этих идей и сформировалась концепция участия прокуратуры в гражданском процессе.В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 года, «прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся ……..
Список используемой литературы:
Нормативные-правовые акты:
Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс»
Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. 22 ноября.
Научная и учебная литература:
Алехина С.А. Гражданское процессуальное право / С.А. Алехина, М.С. Шакарян. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 612 с..
Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864 гг.) / В.Г. Бессарабов// Журнал российского права. — 2002. — № 8.
Бессарабов В.Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917 гг.) / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права.- 2002. — № 10. — С. 141-152.
Бессарабов В. Г. Пореформенная российская прокуратура (1864-1917 годы) / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права.- 2002. — № 10. -С. 34.
Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор / В.Г. Бессарабов. — М.: Проспект, 2006. — 445 с.
Власов А. А. Гражданское процессуальное право / А.А. Власов. — М.: ТК Велби, 2004. — 298 с.
Исаенкова О.В., Григорьев А.Н. Участие прокурора в исковом производстве // Арбитражный и гражданский процесс. — 2008. — N 3. — С. 12-14.
Гущин В. З. Формы участия прокурора в гражданском процессе / В. З. Гущин // Современное право. — 2009. — № 12. — С. 107-110.
Жилин Г.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Г.А. Жилин. — М.: ООО «ТК Велби», 2003 . — 276 с.
Звягинцев А. Прокуроры двух эпох : Андрей Вышинский и Роман Руденко / А. Звягинцев, Ю. Орлов. — М., 2001. — 334 с.
Иванова М.С. Гражданский процесс / К.И. Иванова, М.С. Камецецкая. — М.: Палеолит, 2003 . — 305 с.
Казанцев С. М. Дореволюционные юристы о прокуратуре : сборник статей / С.М. Казанцев. — СПб., 2001. — 145 с
Петрухин. И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть : учебное пособие / И.Л. Петрухин. — М.: Проспект, 2001 — 356 с.
Петрухин И.Л Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. Часть I./ И.Л. Петрухин. — М.: ТК Велби, 2004. — 245 с.
Треушников М.К. Гражданский процесс / М.К. Треушников.- М.: Городец, 2003 . — 405 с..
Чувилев А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации / А.А. Чувилев. — М.: Юристъ, 2002. -364 с.
Ушаков О.В. Участие прокурора в гражданском процессе. — М.: Юристь, 2007. — 376 с.
Ярков В.В. Гражданский процесс. Учебник. — М.: Волтерс Клувер, 2009. — С. 750.