Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ6
1.1.История становления и развития общественных и религиозных организаций6
1.2.Понятие и признаки общественных и религиозных организаций в гражданском праве Российской Федерации19
1.3. Образование, реорганизация и ликвидация общественных и религиозных организаций32
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ44
2.1.Особенности осуществления имущественных прав общественных и религиозных организаций44
2.2.Гражданско-правовое регулирование деятельности общественных и религиозных организаций56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ73
ПРИЛОЖЕНИЯ82
Выдержка из текста работы
3. Основания для отказа в регистрации религиозных организаций
V. Основания для ликвидации религиозных организаций
VI. Запрет на создание религиозных объединений в государственных органах
VII. Деятельность религиозных организаций
1.Внутренние установление религиозных организаций
2. Места и объекты для богослужений
3. Вопросы собственности
4. Предпринимательская деятельность религиозных организаций
5. Трудовые правоотношения
VIII. Религиозное образование
IX. Иностранные представительства религиозных организаций
IX. Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на свободу совести и вероисповедания. Статья 28 гарантирует «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Из этого следует, что граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания как индивидуально, так и совместно, путем создания религиозных объединений.
Специальными актами, определяющими правовое положение таких объединений, являются: Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» и Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» провозглашает, что каждый гражданин самостоятельно определяет свое отношение к религии, вправе единолично или совместно с другими исповедовать другую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения связанные с отношением к религии.
Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью создать наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу совести, свободу вероисповедания, а также не допустить злоупотребления этим правом, посягательства на личность, права и свободы граждан.
Сфера применения Закона чрезвычайно широка. Он «регулирует правоотношение в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» обладает статусом «верховного» закона в данной области в пределах юрисдикции Российской Федерации. Выше его только Конституция Российской Федерации и международные договоры. Если местное законодательство противоречит этому Федеральному закону, преимущественную силу имеет Федеральный закон. В пункте 3 статьи 2 подчеркивается, что «ничего в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умоления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Таким образом, речь идет не только о гражданах Российской Федерации, но и о тех, кто таковыми не является. Закон, следовательно, не должен истолковываться и в смысле ограничения прав религиозных объединений, которые согласно статье 14 Российской Конституции, «отделены от государства и равны перед законом».
Статья 14 пункт 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что религиозные объединения отдельны от государства. Это означает, что государство, хотя и определяет правовой режим осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но не само государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, законную деятельность религиозных объединений, они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных функций.
Для создания религиозной общины требуется не менее 10 человек, достигших 18-летнего возраста, проживающих в одном или смежных населенных пунктах и являющимися дееспособными.
Религиозные организации признаются юридическими лицами с момента регистрации их уставов (положений). Эти уставы должны содержать сведения о виде и местонахождении религиозной организации, ее вероисповедной принадлежности, об имущественном положении и т.п. (статья 10 пункт 2).
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдения ими законодательства.
Религиозные организации не могут вмешиваться в дела государства, однако, они могут участвовать в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующем деятельность общественных объединений.
ПРИЗНАКИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Согласно статье 6, все религиозные объединения в России имеют 3 основополагающие черты:
1. Они являются добровольными объединениями;
2. Они состоят из граждан и других лиц, «постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации»;
3. Они образованы «в целях совместного исповедания и распространения веры» и обладают соответствующими этой цели признаками*.
* — ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» Глава 2 п. 1 ст. 6
Добровольные объединения
В отличие от пункта 3 статьи 8, где указывается, что организация должна состоять не менее чем из 10-ти участников, достигших возраста 18-ти лет, общее положение статьи 6 не оговаривают ни минимального возраста участников, ни их числа. Чтобы быть добровольным, объединению фактически нужно состоять из лиц, достигших возраста правоспособности (т.е. 18-ти лет), а чтобы быть объединением, в нем должно быть не менее 2-х членов. В «Комментарии Себенцова» к объединению предъявляются чуть более жесткие требования, а именно: «представляется очевидным, что «группой» можно считать объединение, входящее за рамки семьи и состоящее не менее чем из 3-х человек».*
Постоянное и законное проживание участников
Как уже указывалось выше, Конституция РФ признает право на свободу вероисповедания за каждым, кто проживает на территории России. Закон столь же недвусмысленно признает за «иными лицами» — т.е. иностранцами и людьми без гражданства – право состоять в религиозном объединении. Но членами либо
* — «Комментарии Себенцова», 11
участниками объединения считаются только те, кто «постоянно и на законных основаниях проживают на территории Российской Федерации».*
Туристы, разумеется, могут исповедовать свою религию в индивидуальном порядке, вольны принимать участие в любых религиозных обрядах и прочих мероприятиях российских религиозных объединений. Однако сами по себе, согласно российскому законодательству, они не являются даже религиозной группой, не говоря уже об организации, точнее, не обладают юридическим статусом группы или объединения по российским законом, а просто представляют собой группу физических лиц.
В «Методических рекомендациях» специально рассматривается вопрос, что конкретно имеется в виду под «постоянным и законным проживанием» в России. К «иным лицам», о которых говорится в статье 6, относятся «иностранные граждане и лица без гражданства», а «постоянно и на законных основаниях проживающими» в стране они будут считаться в том случае, если получили соответствующие разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации и имеют вид на жительство.**
* — «Комментарии Себенцова», 11
** — «Методические рекомендации», раздел «Вопросы и ответы», ответ 4
Религиозная цель
Третьей основополагающей чертой религиозной организации должен быть ее религиозный характер. В пункте 1 статьи 6 перечислены 3 главных признака, коими должно обладать объединение, претендующее на статус «религиозного»*:
1. Вероисповедание;
2. Совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний;
3. Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Признаки эти охватывают широкий спектр вероучений, хотя выделены они, по всей видимости, на основании анализа характерных особенностей «традиционных» религий.
Стоит отметить, что некоторые туземные культы могут и не иметь вероисповедания в традиционном смысле этого слова. Некоторые течения, вроде «навигаторов», не отвечают второму из признаков, поскольку не совершают богослужений и не придерживаются какого-то конкретного вероучения. Ну а что касается третьего признака, его можно толковать по-разному в зависимости от того, что понимать под словом «религия».
* — «Комментарии Себенцова», 3
Из «Комментария Себенцова» [ст. 11] следует, что «тест на религиозность» предполагается сделать как можно либеральным. С одной стороны, «какой-либо группе лиц не сложно объявить себя религиозным объединением», с другой, группа может отвечать критерию религиозности даже в том случае, если «она сама не признает своего религиозного характера или скрывает его». Более того, понятие «вероисповедание» надлежит трактовать предельно широко. Себенцов отмечает, что закон «не требует наличия письменных источников религиозной доктрины», но если группа лиц желает, чтобы ее воспринимали как религиозное объединение, ее участники должны хотя бы в какой-то мере «обозначить свое вероисповедание». Другими словами, если та или иная группа хочет, чтобы государство признало ее религиозным объединением, она должна как-то разъяснить ему (государству) основы своего вероучения, дабы государство могло определить место этого объединения в ряду прочих религиозных течений.
Себенцов отмечает, что в тексте Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» термин «последователь» впервые появляется в пункте 1 статьи 6. Последователь – это человек, добровольно придерживающийся данной религиозной доктрины своей религиозной деятельности и в повседневной жизни. Он может не являться членом религиозного объединения, однако при этом проявляет к нему интерес, следует его указаниям и позволяет ему обучать и наставлять себя – т.е. допускает его в своей внутренний мир и изменяет себя в соответствии с наставлениями данного религиозного объединения.
Это означает, что обучение и воспитание последователей, никоим образом не означает, что ей не дозволяется обучать своему вероисповеданию тех, кто пока еще таковыми не являются. Понятно, что последователь, может не являться членом организации, но он все же должен проявлять интерес, достаточный, чтобы следовать указаниям. Иными словами, последователя нельзя обучать религии без явно выраженного желания с его стороны.
ВИДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Из статьи 117 Гражданского Кодекса следует, что общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» определяет религиозные объединения, как «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедания, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».
1. Религиозные группы.
2. Религиозные организации.
В свою очередь религиозные организации делятся на:
а) централизованные;
б) местные.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ
Статья 7 Закона гласит, что религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющие деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.
В данном случае речь идет об объединении, не обладающем правосубъектностью. Тем не менее, наличие подобно категории важно, поскольку некоторые религиозные объединения отказываются проходить государственную регистрацию по идейным соображениям.
Согласно закону, таким статусом будут обладать также любые религиозные группы, которые появятся в России и те, что на данный момент не зарегистрированы. Им придется дожидаться истечения 15-летнего срока, предусмотренного статьей 9 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях», либо они могут присоединиться к уже существующим организациям.
Пункт 2 статьи 7 гласит, что если организаторы религиозной группы в дальнейшем намереваются преобразовать ее в религиозную организацию, то они должны уведомить местные власти о создании и начале ее деятельности. Себенцов поясняет, что группы не претендующие на статус организации по логике данного положения уведомлять местные власти о начале своей деятельности не обязаны.*
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 8 Закона закрепляет, что религиозной организацией называется религиозное объединение «граждан, иных лиц,
* — «Комментарии Себенцова», 11
и на законных основаниях и проживающих на территории Российской Федерации», которое зарегистрировано в качестве юридического лица.* Согласно пункту 2 статьи 8 религиозные организации подразделяются на:
— местные
— централизованные.
Местные религиозные организации
Требования к местным религиозным организациям указаны в пункте 3 статьи 8. Эти требования сводятся к тому, что религиозная организация должна состоять «не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18-ти лет». По достижении 18-летнего возраста наступает гражданская дееспособность, следовательно, гражданин может приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 Гражданского Кодекса пункт 1). Исходя из этого, данный гражданин может быть участником религиозной организации. Также необходимо, чтобы гражданин, являющийся участником религиозной организации, постоянно и на
законных основаниях проживал на территории Российской
* — Себенцов отмечал, что статус юр.лица явл. «отл-м признаком религ. орг-ии»
Федерации (пункт 3 статьи 8 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Постоянное проживание предполагает наличие российского гражданства или вида на жительство.
В «Проекте правил регистрации» отмечается, что территориальная сфера деятельности «местной религиозной организации» будет находится в пределах юрисдикции органа, его зарегистрировавшего*, хотя в самом законе ничего определенного на сей счет не говорится. Обычно такие вопросы считаются внутренним делом религиозной организации и не подлежат государственному регулированию.
Себенцов уделяет особое внимание положению пункта 3 статьи 8, где говорится, что участник местной организации «постоянно проживает в одной местности либо в одном городском или сельском поселении». На счет местности в «Комментарии Себенцова» сказано следующее: «Понятие «одной местности» охватывает ряд населенных пунктов, расположенных по близости друг от друга, причем им не обязательно входить в состав одного и того же субъекта РФ, чьи жители могут регулярно собираться для совместного участия в религиозных обрядах и церемониях без
* — «Проект правил регистрации», абзац 4, 2
помощи транспорта дальнего следования. Люди, проживающие в разных городах, например, в Клину и Коломне, вряд ли смогут создать местную религиозную организацию, хотя оба этих населенных пункта входят в состав Московской области».*
Централизованные религиозные организации
В пункте 4 статьи 8 указывается, что централизованная организация должна состоять «в соответствии со своим уставом не менее чем из 3-х местных религиозных организациях».
Согласно закону, централизованная организация может обзаводиться новыми местными отделениями (если не менее 10-ти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, пожелает войти в ее структуру)**, создавать организации, которые играли бы роль руководящих либо координирующих органов или учреждений, а также учреждений профессионального религиозного образования***, образовательные учреждения****, организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения, благотворительные организации, культурно-просветительские
* — «Комментарии Себенцова», 12
** — Закон Глава 2 п.1 ст.9
*** — Закон Глава 2 п.6 ст.8
**** — Закон Глава 1 п.3 ст.5
организации и средства массовой информации.
СОЗДАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Как уже говорилось раньше, граждане Российской Федерации имеют право «образовывать религиозные организации в соответствии с исповедуемой религией». В соответствии со статьей 16 Закона «О свободе совести и религиозных объединений», для создания религиозной общины требуется не менее 10-ти человек, достигших 18-летнего возраста, проживающих в одном или смежных населенных пунктах.
Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» закрепляет и упорядочивает создание религиозных организаций. Статья 9 гласит, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10-ти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15-ти лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
Пункт 2 статьи 9 упорядочивает создание централизованных религиозных организаций: «централизованная религиозная организация образуется при наличии не менее 3-х местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону».
Централизованная организация может создаваться как местными организациями, так и путем структуризации вышестоящей централизованной организации. Например, Русская православная Церковь может создавать новые епархии для управления церковными приходами в пределах одного либо нескольких субъектов Российской Федерации*.
Устав религиозных организаций
В статье 10 оговариваются требования к содержанию устава религиозной организации. Эти требования сформированы достаточно четко.
Поскольку организация может быть подвергнута проверке на предмет соответствия ее деятельности уставу, в этом документе имеет смысл как можно подробнее расписать ее цели и полномочия.
К примеру, при разработке устава организации
в него желательно включить положение,
* — «Комментарии Себенцова», 12
предусматривающее возможность создания организацией всех учреждений, которые закон позволяет ей создать, в том числе образовательных учреждений, благотворительных учреждений, а также, в рамках ее религиозной деятельности деловых предприятий. Важно также уделить внимание структуре организации и ее полномочиям по части установления связей с другими религиозными организациями. Должны быть тщательно продуманы и такие вопросы как имущественные права организации и судьба ее активов в случае ее ликвидации добровольной или вынужденной.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 в наименовании религиозного объединения «должно содержать сведения о его принадлежности к определенному вероисповеданию».* Наименование местной организации «связано с местом, где проводится богослужение и с названием места, где оно находится.
В устав централизованной организации нужно включить указание на территориальную сферу ее деятельности».** Однако, из «Методических рекомендаций» явствует, что достаточно указать адрес организации. Точные границы «территориальной сферы деятельности» упоминать не обязательно.***
*, ** — «Комментарии Себенцова», 16
*** — «Методические рекомендации», ответ 13
Далее в уставе указывается вид учреждаемый религиозной организации и перечисляются структуры, которые она вправе создавать. Это могут быть местные, централизованные и некоммерческие организации, фонды, монастыри и заведения профессионального религиозного образования.
Важно отметить, что «Закон не содержит запрета на создание российскими централизованными религиозными организациями иных видов религиозных организаций при условии, что деятельность последних согласуется с целями и характеристиками создавшей их религиозной организацией (включая наличие общего вероисповедания в соответствии с пунктом 1 статьи 6), указанными в ее уставе».*
Религиозной организации следует как можно подробнее расписать свою структуру, процедуру принятия решений (как часто избираются или назначаются ее руководящие органы, по какому принципу принимаются решения – большинством голосов, консенсусом – и т.д.).
Необходимо также внести ясность в вопросы, касающиеся источников финансирования и расходовании средств организации.
* — «Комментарии Себенцова», 17
Процедура государственной регистрации
Статья 11 Закона «О свободе совести и религиозных объединений» регулирует порядок регистрации религиозных организаций и гласит «государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным Законом».
Пункт 2 статьи 11 устанавливает, что «государственная регистрация местной, а также централизованной религиозной организации, состоящей из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации».
Пункт 3 статьи 11 закрепляет порядок регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Такие организации регистрируются федеральным органом юстиции.
И так, централизованные организации имеющие местные организации на территории двух или более субъектов Российской Федерации, регистрирует федеральное министерство юстиции, местные и централизованные организации чья территориальная сфера деятельности ограничиваются пределами одного субъекта Российской Федерации регистрируются органом юстиции соответствующего субъекта Федерации.
Документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган, подробно перечислены в пунктах 5-7 статьи 11. Конкретная форма заявление о регистрации представлена в «Проекте правил регистрации»*. Себенцов отмечает, что «гражданин может быть учредителем не более чем одной местной религиозной организации»**. Отсюда следует, что при учреждении религиозной организации не могут использоваться подставные лица. Себенцов также подчеркивает, что учредители местной организации должны постоянно и на законных основаниях проживать в местности, где будет протекать ее деятельность.
В первую очередь, для регистрации местной религиозной организации учредители представляют соответствующим органом юстиции:
— заявление о регистрации;
* — «Проект правил регистрации», абзац 11.1, 4
** — «Комментарии Себенцова», 19
— список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, местом жительства, даты рождения;
— протокол учредительного собрания (протокол призван подтвердить факт создания религиозной организации, принятие ее устава и избрания руководящих органов (руководителей) религиозной организации, дату и место собрания, число и список участников, характер принятых решений и результатов голосования по этим решениям);
— документ подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15-ти лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;
* — «Проект правил регистрации» абзац 11.3, 4
— сведения об основах вероучений и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничения для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей (речь идет о таких моментах, как отношение к браку и семье, и о том, как это сказывается на воспитании и образовании детей, о запретах на оказание последователям данной религии медицинской помощи (в части переливания крови, пересадки органов и т.д.) и об отношении к военной и альтернативной службы);
— документ, подтверждающий местонахождение (юридический адрес) создаваемой религиозной организации (в соответствии с Гражданским Кодексом РФ «адреса, по которым проживают граждане, не могут использоваться в качестве юридического адреса организации»).
В «Проекте правил регистраций», напротив, утверждается, что адрес, место жительства может использоваться в качестве юридического адреса, но при этом «религиозная организация обязана информировать регистрирующий органа либо орган, осуществляющий контроль за ее деятельностью, о своем фактическом местонахождении. Под фактическим местонахождением подразумевается место, где совершаются богослужения и прочие обряда.
В пункте 6 статьи 11 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» говорится, что в случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) религиозной организации находится за пределами России, то наряду с прочими документами должен быть предоставлен «устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождении этой организации». Но это необходимо только, если образуемая местная религиозная организация не входит в структуру российской централизованной религиозной организации.
В пункте 7 статьи 11 определены основания для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями. Такими основаниями являются «заявление о регистрации; список учредителей религиозной организации; устав создаваемой религиозной организации; утвержденный ее учредителем (учредителями); документ, подтверждающий местонахождение руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации; нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей); соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей).
При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем 3-х местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.
Основания для отказа в регистрации религиозных организаций
В статье 12 весьма недвусмысленно перечисляются формальные основания для отказа в регистрации религиозной организации.
Отказ в регистрации может последовать в том случае, если деятельность и цели противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов, создаваемая организация не признана в качестве религиозной, устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны, в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием, учредитель (учредители) не правомочен.
Отказ сообщается в письменной форме с указанием основания для отказа. Отказ по мотивам не целесообразности создания религиозной организации не допускается, иначе бы это противоречило нормам конституционного права.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 14 Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит положения о порядке ликвидации религиозных объединений.
В частности, первый абзац пункта 1 статьи 14 гласит, что религиозных организации могут быть распущены или ликвидированы в добровольном порядке, «по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации».
Во 2 абзаце пункта 1 статьи 14 говорится, что организация может быть насильственно ликвидирована в судебном порядке в случае «неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, Закона и иных федеральных законов», либо в случае «систематического осуществления…деятельности противоречащей целям ее создания (уставным целям)».
В пункте 2 статьи 14 перечисляются 12 оснований для более жестких мер в отношении религиозных организаций, включающих, помимо ликвидации организации, запрет на ее деятельность, а также для запрещения деятельности не зарегистрированной религиозной группы и отказ в регистрации религиозной организации.
Основания для ликвидации религиозных организаций сформулированы так, организация может быть ликвидирована за целый ряд прегрешений, как то:
1. Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
2. Действие, направленное на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации;
3. Создание вооруженных формирований;
4. Пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
5. Принуждение к разрушению семьи;
6. Посягательство на личность, права и свободу граждан;
7. Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровья граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий;
8. Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
9. Воспрепятствование получению обязательного образования;
10. Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
11. Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
12. Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
ЗАПРЕТ НА СОЗДАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ
Пункт 3 статьи 6 запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти. Это положение следует рассматривать как дальнейшее развитие принципа отделения церкви от государства, оговоренного в статье 4. Иными словами, учреждения и должностные лица, наделенные государственной властью не имеют права объединяться на религиозной основе. К примеру, они не могут учредить православную организацию, членами которой будут исключительно кадровые военные или депутаты местного городского совета.
В «комментарии Себенцова» подчеркивается, что вышесказанное не исключает возможности существования объектов религиозного почитания, например, на территории воинских частей или исправительных учреждений. Богослужение в таких местах проводится приходящими священниками с ведома и разрешения администрации. Суть идеи в том, что религиозные объединения должны создаваться гражданами и осуществлять свою деятельность независимо от государственных органов.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Глава 3 Закона озаглавленная «Права и условия деятельности религиозных организаций» упорядочивает деятельность религиозных организаций. В более широком смысле она регламентирует различные стороны жизни и деятельности религиозных сообществ.
Речь пойдет о наиболее актуальных проблемах связанных с положением этой части закона.
Внутренние установление религиозных организаций
В статье 15 оговаривается очень важное право религиозных организаций действовать в соответствии со своими внутренними установлениями в той мере, в какой они не противоречат «законодательству Российской Федерации»; государство обязуется уважать внутренние установления религиозных организаций, опять же если они не противоречат действующему законодательству.
Государство должно уважать не только положения, включенные в устав религиозной организации, но и ее внутренние установления религиозного характера, в том числе проистекающие из канонического права и церковной практики данной организации.
Данная статья возводит уважение к внутренним установлениям религиозных организаций в основополагающий принцип отношения между государством и церковью.
Места и объекты для богослужения
Статья 16 гарантирует религиозным организациям право основывать и содержать места и объекты для богослужений и беспрепятственно совершать там богослужения. Она также наделяет зарегистрированные религиозные организации правом проводить религиозные обряды в больницах и других лечебно-профилактических учреждениях, домах интернатах для престарелых и инвалидов и в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 «командирование воинских частей с учетом требований, воинских уставов не препятствуют участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях»*. В иных местах (к примеру, на открытом воздухе) богослужения «осуществляются в порядке установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».
Вопросы собственности
Статья 21 посвящена вопросам собственности религиозных организаций. Наибольший интерес в этой связи вызывает пункт 21.5, где говорится, что «на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов». В «Комментарии Себенцова» отмечается, что вопрос о том, какое именно имущество подпадет под данную категорию, пока еще окончательно не решен.
* — Закон Глава 3 п.4 ст.16
В статье 22 оговаривается право религиозных организаций использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, представляемые им государством, причем передача всего этого религиозным организациям осуществляется безвозмездно. На первый взгляд это положение статьи 22 выглядит невероятно щедрым, ибо религиозные организации получают право бесплатно пользоваться землей. В «Комментарии Себенцова» указано, что «безвозмездность нуждается в юридических основаниях. Непонятно также, что будет побуждать государственные органы к подобной передаче земли». Далее в «Комментарии» говориться, что «передача имущества оформляется решением уполномоченных государственных органов либо органа местного самоуправления и договором с приобретателем». Это может означать, что имеется в виду не бесплатная передача имущества, а лишь то, что такая операция не облагается налогом. Более того, Себенцов ведет речь, главным образом, об имуществе «религиозного назначения». Кроме того, он отмечает, что некоторые религиозные объекты, находящиеся в федеральной собственности вследствие своей исторической и культурной ценности, могут передаваться соответствующим религиозным организациям «в совместное пользование с культурными учреждениями и организациями». По действующему законодательству особо ценные объекты культурного наследия, по всей видимости, могут находиться только в федеральной собственности, однако если эти объекты имеют религиозное назначение, то согласно существующей практике они могут безвозмездно использоваться организациями соответствующего вероисповедания.
Предпринимательская деятельность религиозных организаций
В соответствии со статьей 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации пункта 3 «некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям». Это означает, что предпринимательская деятельность религиозных организаций должна осуществляться в некоммерческих целях, что любая прибыль должна направляться на те же некоммерческие цели, т.е. деятельность без извлечения прибыли в качестве таковой цели.
Более сложный вопрос связанный с материальным поощрением внутри организации (например, завышенная оплата труда священников или наемных работников) и налогообложением предпринимательской деятельности нерелигиозного характера остаются без должной проработки.
Трудовые отношения
Статья 24 наделяет религиозные организации правом нанимать работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, т.е. трудовые отношения строятся по правилам КЗоТа Российской Федерации.
Работники и священнослужители «подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии законодательства Российской Федерации»*. Право религиозных организаций подбирать и назначать религиозный персонал по собственному усмотрению гарантированно Принципом 16 Итогового документа Венской встречи в рамках Хельсинского процесса. Там же, однако, констатируется, что если положение о заключении трудовых договоров (контрактов) с работниками не записано в уставе организации, то она «не вправе нанимать штатных сотрудников, а для выполнения необходимых работ может использоваться, к примеру, система разовых договоров». Это, по всей видимости, должно означать, что религиозная организация не может иметь штатного расписания, если таковое специально не оговорено в уставе.
* — Закон Глава 3 п.4 ст.24
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 5 в разделе «общих положений» главы 1 призвана подчеркнуть ключевую роль религиозного образования в жизни любого религиозного объединения, учитывая многолетнюю традицию, гонения на религию в советский период.
В те времена считалось противозаконным обучать религии не только в школе, но и на дому. Этот печальный опыт лишний раз свидетельствует, что право на получение религиозного образования является важной и неотъемлемой частью свободы вероисповедания, обеспечивающей связь поколений приверженцев данного вероучения.
В пункте 1 статьи 5 провозглашается, «что каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Это положение отменяет все запреты в области религиозного образования, введенные в советскую эпоху.
Пункт 2 статьи 5 подтверждает право родителей на воспитание и образование своих детей «с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания».
В пункте 3 статьи 5 говорится о праве религиозных организаций создавать образовательные учреждение, тем самым узаконивается частное религиозное ориентированное образование. В статье 7 также оговаривается право родителей и религиозных групп «осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей», однако группы не могут создавать образовательные учреждения, о которых говорится в статье 5. Правда, возникает некоторая несогласованность между возрастом, в котором ребенок обретает право самостоятельно определять свое отношение к религии (14 лет), и возрастом когда родители утрачивают право контроля за его образованием (18 лет) (Комментарии Себенцова).
Наконец, пунктом 4 статьи 5 допускается ограниченное религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях при условии, что родители обратятся с просьбой организовать такое обучение «вне рамок образовательной программы». Как объясняется «В комментарии Себенцова», идеи здесь в том, чтобы в принципе разрешить преподавание религии в светских учебных заведениях. При этом отделение церкви от государства обеспечивается путем «организации преподавания не государственным или не муниципальным образовательным учреждением, а самим религиозным объединением». Короче говоря, если родители, ребенок, школьная администрация и «соответствующий орган местного самоуправления» достигнут согласия по данному вопросу учебное заведение может предоставить помещение для такого рода занятий. При этом отношения между школой и религиозной организацией, проводящей такие занятие, должны носить договорный характер, при этом в договоре должны оговариваться такие моменты, как порядок использования помещений и имущества школы, взаимное обязательства сторон и ряд других вопросов, включая требования к здоровью преподавателей, присылаемых религиозной организацией.
ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
* — «Комментарии Себенцова», 22
превращает ее в иностранную организацию. Если организация зарегистрирована в России, то она считается российской, а не иностранной, стало быть, на нее не распространяются ограничения, предусмотренные для представительств иностранных религиозных организаций.*
В пункте 2 статьи 13 говорится, что иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства в России. Решение на этот счет принимается соответствующим регистрирующим органом.
Регистрацией представительств, открывающихся в двух или более субъектах Российской Федерации, занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Если представительство открывается только в одном субъекте Российской Федерации, в частности, если это делается по просьбе российской религиозной организации, зарегистрированной в данном субъекте федерации, то регистрацией представительства соответствующий орган юстиции означенного субъекта Российской Федерации («Правила регистрации иностранных представительств»). Представительство не будет зарегистрировано, если оно открывается в целях противоречащих Конституции Российской Федерации или российскому законодательству, или если его уставные документы содержат неточные либо недостоверные сведения. Права такого
* — «Комментарии Себенцова», 22
представительства весьма ограничены. Оно «не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью», и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законодательством (Закон, глава 2, пункт 2, статья 13). Себенцов поясняет, что иностранные представительства «не имеют права заниматься религиозной деятельностью, включая миссионерскую, и обучением религии, учреждать российские религиозные организации, открывать общедоступные молитвенные дома, а также создавать в России предприятия издающие религиозную литературу и производящие предметы религиозного назначения». Из «Правил регистрации иностранных представительств» вытекает что такое представительство не только не обладает статусом религиозного объединения, но вообще не является субъектом права*.
Среди ныне существующих иностранных представительств, о которых упоминается в комментарии Себенцова, есть несколько представительств других православных церквей. Себенцов исходит из того, что эти церкви не покушаются на «каноническую территорию» Русской православной церкви, однако хотели бы иметь свои представительства в России. Другими словами,
* — «Правила регистрации иностранных представительств», абзац 3, 5
иностранные религиозные организации как бы добровольно отказываются от права «заниматься культурной и иной религиозной деятельностью» из уважения к Русской православной церкви. В некоторых случаях наличие у той или иной организации представительства в России может облегчить перевод средств из-за рубежа и ускорить процедуру выдачи визы ее членам.
К заявке на открытие представительства должен прилагаться набор документов, во многом сходный с тем, что требуется при регистрации российской религиозной организации. Заявка должна быть подписана ответственными лицами из руководства иностранной организации. В ней надлежит привести краткие сведения о данной организации, указать цели и основные направления ее деятельности в России, а также адрес представительства и число иностранных граждан, которые будут там работать. Если инициатива открытия представительства исходит от российской организации, то эта организация должна направить в регистрирующий орган соответствующую просьбу.
Требуется также копия решения иностранной организации об открытии представительства и назначении его директора. К заявке прилагаются копии устава иностранной религиозной организации, зарегистрированного у нее на родине, на языке оригинала и в русском переводе. Регистрирующий орган вправе запросить и дополнительную информацию. После того как будут получены все необходимые документы, решение о регистрации представительства должно быть принято в течении трех месяцев, причем срок этот может быть продлен еще на шесть месяцев, если регистрирующий орган запросит дополнительную информацию. При положительном решении заявителю выдается свидетельство о регистрации, сохраняющее силу в течение трех лет, после чего оно может продлеваться каждые три года по просьбе иностранной религиозной организации или «родственной» российской организации. Свидетельство может быть использовано для оформления виз иностранным гражданам и членам семей сотрудников представительства.
Персонал представительства назначается и сменяется иностранной религиозной организацией в соответствии с ее внутренними установлениями, хотя его численность, видимо, может быть ограничена определенными рамками по взаимной договоренности сторон при регистрации. После регистрации представительство должно будет сообщать властям о происходящих переменах, например, о досрочном закрытии, о замене директора представительства или об изменении его адреса, в течение месяца с того дня, как данные перемены имели место. В «Комментарии Себенцова» поясняется, что сотрудники представительств могут заниматься религиозной деятельностью исключительно в рамках структур централизованных организаций, при которых они состоят.
Основания для ликвидации иностранных представительств также во многом аналогичны тем, что предусмотрены в отношении российских религиозных организаций, с некоторыми добавлениями. В частности, в дополнение к основаниям для запрета на деятельность религиозных объединений, перечисленным в статье 14 Закона, деятельность представительства может быть прекращена по истечении срока действия его регистрации или если открывшая его иностранная религиозная организация сама пожелает его закрыть либо прекратит свое существование. Представительство может быть ликвидировано также в случае, если российская религиозная организация, ходатайствовавшая о его открытии, отзовет свое ходатайство. В подобной ситуации может возникнуть конфликт между местной организацией, входящей в состав иерархической централизованной структуры, и вышестоящей организацией.
С практической точки зрения ничто не мешает иностранным представительствам осуществлять многие виды религиозной деятельности совместно с российскими религиозными объединениями, а стало быть, указанные выше ограничения вряд ли будут столь уж обременительны (за исключением случаев, когда юридический статус имеет принципиальное значение). Себенцов подчеркивает, что «сотрудники представительств религиозных организаций имеют право пользоваться религиозной литературой и предметами культового назначения, совершать религиозные обряды и церемонии совместно с другими гражданами, воспитывать детей в соответствии со своим отношением к религии, а также пользуются неотъемлемым правом каждого на свободу совести и свободу вероисповедания»*. Короче говоря, при определенных обстоятельствах представительства могут оказаться весьма полезными административными и «квазидипломатическими» структурами, однако создать на их основе полноценных религиозные общины вряд ля возможно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Последнее время в России стало возникать много проблем по поводу законной деятельности религиозных групп и объединений. Часто секты под прикрытием религиозной организации со статусом юридического лица, приводили в жизнь свои вероучения, которые с моральной точки зрения подвергаются сомнению, поэтому стало необходимым принятие закона, который более конкретно регулирует с правовой точки зрения деятельность религиозных общин.
Но в Законе «О свободе совести и религиозных объединениях»
* — «Комментарии Себенцова», 23
нет отдельных статей, которые бы оградили влияние сект на общество. Многие противники закона, считают, что данный закон поощряет деятельность сект и что свобода вероисповедания приобрела неуправляемый характер.
В большинстве случаев требования закона направлены на то, чтобы религиозные объединения действовали исключительно в рамках закона. Конечно, это представляется разумным и оправданным.
Однако бывают ситуации, когда данное положение входит в противоречие с самим принципом свободы вероисповедания и может привести к дискриминационным мерам либо репрессиям в отношении религиозных меньшинств.
Вот, к примеру, если одна религиозная организация делает заявление оскорбительное для другой веры можно ли на этом основании запретить ее деятельность?
Вызывает беспокойство то обстоятельство, что закон не содержит каких-либо гарантий равного доступа религиозных организаций в общеобразовательные учреждения. Теоретические такие гарантии должны были бы вытекать из положения статьи 3, где говорится о равенстве религиозных организаций перед законом.
Не урегулированных вопросов остаются еще множество, вот почему столь большое значение придается положениям международных правовых документов, где обозначены пределы государственного вмешательства в религиозную деятельность. В статье 9 Европейской Конвенции говорится, что проявление религиозных верований может быть ограничено лишь в той мере, в какой это «установлено законом и необходимо в демократическом обществе».
Конечно же Закон направлен в сторону большого уважения к свободе вероисповедания, также Закон направлен на существенное облегчение жизни большинства верующих.
Другим свидетельством того, что в России правам человека придается первостепенное значение может служить недавняя ратификация Россией Европейской конвенции прав человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баркер А. «Новые религиозные движения», Сп-б, 1997
2. Барбур «Религия и наука: история и современность», М., 2000
3. Бондарев Г.А. «Энциклопедия духовной науки» 2-х т., М., 2000
4. Варьямс М.Ю. «Краткий курс церковного права», М., 2001
5. Галицкая И. «Новые религиозные культы и школа», М., 2001
6. Красиков А.А. «Религиозный фактор в европейской и российской политике», М., 2000
7. Новик В. «Права человека и религия», М., 2001.
8. Залесский В.В., Калистратова Р.Ф. «Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях», М., 2001.
9. Себенцов А. «Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», М., 1997.
10. Конституция Российской Федерации, 2001
11. Гражданский кодекс Российской Федерации, 2001
12. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 01.10.97г.
13. «Правила государственной регистрации религиозных организаций органами юстиции Российской Федерации», 1997
14. Постановление Правительства РФ от 02.02.98 г. № 130 «О порядке регистрации, открытии, закрытии в РФ представительств иностранных религиозных организаций».
15. «Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций».
16. Постановление Правительства РФ от 03.06.98 г. № 565 «Порядок проведения государственной религоведческой экспертизы».
17. «Методические рекомендации некоторых положений Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях».