Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-правовые и исторические аспекты
конституционно-правового положения
иностранных граждан в России
1.1. Становление и развитие законодательного регулирования
правового положения иностранных граждан в России.……….………6
1.2. Понятие и виды иностранных граждан
по законодательству РФ…………………….………..………….………22
Глава 2. Права и обязанности иностранных граждан в РФ
и актуальные проблемы их реализации
2.1. Права и обязанности иностранных граждан в политической,
экономической и социально-культурной сферах………..…….………41
2.2. Актуальные проблемы реализации правового положения
иностранных граждан в РФ……….…………………………….………61
Заключение.………………………………………..………..……………72
Список использованных источников и литературы……………….….77
Выдержка из текста работы
1. Общая характеристика Закона «Обиностранных инвестициях в РФ» (предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система допускаиностранного капитала ).(стр. 13-35)
2. Международные соглашения озащите иностранных инвестиций и арбитражная практика по рассмотрению споровпредприятий с иностранными инвестициями. (стр. 36-50)
3. Проблемы страхования некоммерческих рисков иностранныхинвесторов. (стр. 51-64)
4. Положение иностранныхинвестиций в свободных экономических зонах. (стр. 65-71)
Заключение. (стр. 72-76)
ВВЕДЕНИЕ.
Если суммировать представления оРоссии, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, чтоглавной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то,что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущеевложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами отдельных политических группировок и партий,требованиями национализации приватизированной собственности. Имидж России такжеухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций.
Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики, низкийуровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает ижёсткая налоговая политика, к тому жепостоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых препятствий в видеслабости и несовершенства действующих норм российского законодательства обиностранных инвестициях.
Улучшение же инвестиционного климата, попрогнозам Правительства, способно привести к тому, что объём зарубежныхкапиталовложений в экономику России уже в 1998 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобыдобиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики, рассмотреть возможность установлениятаможенных льгот, повысить уровень управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работепо модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Опыт рядастран показывает, что даже присложностях в экономике и известной нестабильности путем правового регулированияи создания для иностранного инвестора благоприятного правового режима имудается привлекать значительный иностранный капитал.
Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций невызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том, чтоиностранные инвестиции в принципе не только не препятствуютразвитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ниминовые интересные перспективы. Вовзаимодействии с иностранными партнёрами наши предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для этого нужные средства, новыетехнологии; перестроить систему обработки информации и управления. Иностранныеинвестиции в различных формах могут успешно сочетаться с капиталовложениямироссийских предпринимателей, разумеется,когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, на профессиональной основе и с соблюдением интересов России.
Становление законодательства об иностранных инвестициях — составная частьпроцесса формирования правового государства в России. Предстоит сделать ещёочень многое для того, чтобы наше государство стало действительно правовым.Пока что такое его определение, закреплённое в Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая реальность. Таким образом, наступила пора нового поколения законодательных актов, регулирующих иностранныеинвестиции. Для того, чтобы уровеньправового регулирования не отставал от развития экономики и всегороссийского общества в целом необходимо обновление действующего законодательства. Здесь можно говорить практически оформировании второго поколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможности дополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказались исчерпанными, неслучайно разработка проекта Закона о поправках к Закону «Обиностранных инвестициях в РФ» так затянулась. Последние проекты Закона о поправках больше говорят в пользупринятия нового самостоятельного закона.1
Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций ужеразрешены более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ.Правила, установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранныхграждан и иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральнымзаконом. Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательноезакрепление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь, равенство правового режима субъектов гражданскихправоотношений, неприкосновенность частной собственности,
недопустимостьпроизвольного вмешательства государства в экономическую жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления правасобственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать свободупредпринимательства, создаватьблагоприятные условия для его развития в России.
Немаловажная роль в регулированиииностранных инвестиций отводится идругим общим законам. В новом ЗемельномКодексе должен быть полностью решён вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики.
Стимулирование зарубежных капиталовложенийтесно связано и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранныхбанков в РФ уже сняты новым Законом «О банках и банковской деятельности». Этот перечень можно продолжить, поскольку онохватывает большую часть законов, в настоящее время находящихся на стадииразработки.
Для понимания особенностей современногоподхода российского законодателя к регламентации иностранных инвестиций,следует иметь в виду, что он являетсярезультатом эволюции регулирования порядка создания и деятельности натерритории бывшего СССР так называемых совместных предприятий. Главным источником регулирования статуса совместногопредприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. «О порядке создания на территории СССР идеятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и «О порядке создания на территории СССР идеятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран».1
Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, под последними следуетпонимать правосубъектные организации, учреждённые на основании договора, заключённого между советскими государственными предприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии с уставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49% от общего капитала (в дальнейшем этоограничение было снято). Содержащееся в упомянутом постановлении Правительства определение совместного предприятия взначительной степени предопределило характер законодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР,так и в современной России.
Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства обиностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. «Об иностранных инвестициях в СССР».1 Этот акт в силу своего характера несодержал детального регулирования, но давал определенные направлениядля его развития. В основном Указ предусматривал: создание как совместных предприятий, так ипредприятий со 100-процентным участием иностранного капитала; возможность портфельных инвестиций; долгосрочную аренду имущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранным инвестициям неменее благоприятного режима, чем для инвестиций советских юридических и физических лиц.
После принятия Указа Президента СССР последовала разработкаи принятие Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР, которые в значительнойстепени восприняли уже сложившийся подход в регулировании иностранных инвестиций, получивший отражение в Указе Президента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, что правовой режим иностранных инвестиций натерритории СССР не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режимдля имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными актамиСоюза ССР и республик об иностранныхинвестициях.
Российский «Закон об иностранныхинвестициях», принятый 4 июля 1991 года, разрабатывалсяпараллельно с Основами и содержит значительное число заимствований из союзногозаконодательства, что отражаетсложившуюся в СССР систему законодательного регулирования. После распада СССР Закон РФ «Об иностранных инвестициях» продолжает сохранять своё
действие,неизменной остаётся и концепцияправового регулирования иностранных инвестиций в России. В частности, основной формой инвестирования капитала в российскуюэкономику на сегодняшний день продолжает оставаться учреждение предприятий синостранными инвестициями, наделённых статусом юридического лица пороссийскому законодательству. Большаячасть норм Закона об иностранных инвестициях ( из 42 статей — 23, т.е. больше половины ) касается порядка создания и деятельности предприятий с иностраннымиинвестициями.
В настоящее время в Государственной Думерассматривается проект федерального закона «О внесении изменений идополнений в Закон РСФСР „Об иностранных инвестициях“, вкотором предусматривается обеспечение необходимых условий для привлеченияиностранных инвестиций в экономикуРоссии. Законопроект учитывает рекомендации международной организации — Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению законодательныхактов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих стран в этой области,и включает положения о национальном режиме и принципе недискриминации. Имеетсяв виду, что сам национальный режим (т.е. те равные экономические и правовыеусловия, в которых действуют российские и иностранные инвесторы ) должен бытьрадикально улучшен: кардинально должно быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должнадостигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налоговогобремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной должнабыть и политика государственной поддержки, стимулирования и финансированияинвесторов.
Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия „иностранныеинвестиции“ в правовом смысле (т.е. с точки зрения законодательства иположений соответствующих международных договоров); характеристика Закона»Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательстваоб иностранных инвестициях; определение системы допуска иностранного капитала; проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентации государственногоуправления в процессе привлеченияиностранных инвестиций.
В соответствии с этим определяетсяструктура данной работы, которая состоит из нижеследующих глав.
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА «ОБИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ».
Закон Российской Федерации «Обиностранных инвестициях»является основным источником права врассматриваемой области отношений, это следует из названия самого закона,очерченного в нём круга регулируемых отношений, а также из того, что этот актпринят высшим органом законодательной власти. В то же время, следует отметить, что на практике рольупомянутого акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самойконцепции регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировкеотдельных его положений.
Из недостатков действующего в РФ Закона «об иностранныхинвестициях» необходимо отметить следующие:
Во-первых — чрезвычайную декларативность многих егоположений. В частности, раздел «Государственные гарантии защитыиностранных инвесторов» является скорее декларированием общих принципов,нежели собранием норм, чётко определяющих последствия принятия органамигосударства мер, нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.
Во-вторых — многие положения Законаоказались устаревшими практически в момент его принятия. Так, Законпредписывает регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в «ином, уполномоченном на то государственноморгане». Ст 16. Сама идея правовойнормы, предписывающей регистрацию«там, или в другом месте» исключает возможность её использования вцелях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свидетельствовать лишь отом, что в момент принятия Закона законодатель не представлял, или имелнеправильное представление о возможных способах регулирования данной области отношений. Эта формулировка привела в последствии кнекоторой неопределённости в процессе практической регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся проблемубыло призвано постановление Правительства РФ «О регистрации предприятий с иностранными инвестициями» от 28.11.91 г., предписывающее осуществление регистрации предприятий синостранными инвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченном органе.Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель чёткопредставлял себе, каким должно быть регулирование деятельности совместныхпредприятий, и как это регулированиедолжно соотноситься с регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то, возможно указанного недостатка можно былобы избежать.
В-третьих — Закон лишь только касаетсявопросов, связанных с учреждением и деятельностью филиалов и представительствиностранных юридических лиц, приобретением ценных бумаг, заключениемконцессионных договоров и т.д. В то же время, каждая из перечисленных форм организации предпринимательскойдеятельности требует подробнойрегламентации, или хотя бы соответствияс ранее принятыми в этой сфере отношений нормативными актами.
За пределами регулирования Закона «Об иностранных инвестициях» остаются некоторые весьма распространённыеформы осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор целевогодолгосрочного займа, вопросы, связанные с функционированием так называемыхдоговорных форм совместных предприятий(contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции (productionsharing contracts) и т.д. Эти правовыеформы не рассматриваются в Законе, хотя из перечня видов иностранныхинвестиций, содержащегося в законе, можно сделать вывод о возможном подчиненииих действию рассматриваемого закона.
Кроме того, очевидно, что закон обиностранных инвестициях может действовать только в пакете сдругими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственнуюинвестиционную политику.
При работе над совершенствованиемправового регулирования иностранных инвестиций представляется целесообразнымучитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях,начиная с периода, когда законы об иностранных инвестициях впервые появились вразвивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развитиянормативной базы.
Основываясь на опыте правовогорегулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран в современныхусловиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы врассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об иностранных инвестицияхявляется вопрос о предмете регулирования инвестиционного права.
Определение категории «иностранная инвестиция» являетсяключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом определяется круг правоотношений,попадающих под регулирование данного закона. Признавая то или иное лицоиностранным инвестором, государство тем самым признаёт его право на льготы игарантии, провозглашенные в законе.
Статья 2 Закона РФ под иностраннымиинвестициями понимает «все виды имущественных и интеллектуальныхценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательскойи других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).»
Обобщая это определение можносказать, что иностранные инвестиции являются иностранным капиталом — собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) натерритории другого государства.
Дающийся в законодательных актах имеждународных договорах перечень видов (форм) иностранных инвестиций обычноявляется примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватываетвсе виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает натерритории принимающей страны.
В этот перечень входят: недвижимое идвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальныеценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежныесредства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия втовариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования поденежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическуюценность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона илидоговора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природныхресурсов; права на результатыинтеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную ( в том числе промышленную )собственность. Под интеллектуальной собственностью следует понимать авторскиеправа, права на изобретения,промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки или знакиобслуживания, а также «goodwill» (это понятие означает репутациюпредприятия, состав, стоимость егоделовых связей). В эту же группу включаются права на технологию, информацию и «ноу-хау».
Международные соглашения распространяютсякак на капиталовложения, так и надоходы, получаемые в результате капиталовложений, в частности, в качествеприбыли или доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и иных вознаграждений, платежей затехническую помощь и техническое обслуживание, а также других вознаграждений.
Точное определение понятия«иностранные инвестиции» имеет важное значение не только в целяхвнутригосударственного регулирования, но также и для участия России в различныхмеждународных конвенциях по иностранным инвестициям. Это будет способствовать не толькосовершенствованию национального законодательства, но и положительно повлияет на процесс интеграцииРоссии в действующие механизмы международно-правового регулированияиностранных инвестиций.
Рассматривая вопросы законодательногорегулирования иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящиймомент стала актуальной необходимость принятия системы допуска иностранногокапитала, которая подтверждаетсяуспешной практикой регулирования этой сферы отношений в странах с развитойрыночной экономикой.
Закон «Об иностранных инвестициях вРФ» предусматривает осуществлениеиностранных инвестиций «путём долевого участия в предприятиях, создаваемыхсовместно с юридическими лицами и гражданами РФ …; создания предприятий,полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранныхюридических лиц; приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий исооружений, долей участия в предприятиях, паёв, акций, облигаций и другихценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим натерритории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;приобретения прав пользования землёй и другими природными ресурсами;приобретения других имущественных прав; иной деятельности по осуществлениюинвестиций, не запрещённой действующим на территории РФ законодательством,включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественныхправ».(ст.3).
Законом предусмотрены различные формысотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов, но, в то же время, все регулирование иностранных инвестицийбыло практически сведено к установлению порядка регистрации СП. Это существенносузило сферу применения закона и, вконечном итоге, оттолкнуло значительное число потенциальных инвесторов.Последующее появление отдельных правовых актов ( Например, Распоряжение СоветаМинистров Правительства РФ от 7.10.93., предусматривающее привлечение на основекредитного соглашения с Дойче Банком иностранных инвестиций для развитияТюменской области, Указ Президента РФ от 22.12.93. «Овопросах соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», практикагосударственных органов, осуществляющих регистрацию предприятий с иностраннымиинвестициями, в частности Российского Агентства международногосотрудничества и развития (РАМС), ранее осуществлявшего не только регистрациювновь учреждаемых предприятий синостранными инвестициями, но и случаи приобретения ими акций российскихакционерных обществ.) свидетельствует о том, что в России существуетобъективная потребность в законодательном регулировании не только деятельностисовместных предприятий, но также и других правовых форм осуществленияиностранных инвестиций.
Определенную роль в привлечениииностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со100-процентным иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящеевремя интересует не столько партнерство с российскими организациями, сколькоприобретение надежных элементов контроля за производством. Для российскойэкономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения. Но в ряде отраслей, имеющих ключевоезначение для народного хозяйства, создание таких организаций, тем более крупныхпредприятий, способных взять в свои руки большую часть российского рынка,следует лицензировать ( Постановлением Правительства РФ N 1418 от 24.12.94 г. вряде отраслей введена лицензионная система регулирования хозяйственнойдеятельности, которая распространяется и на иностранных инвесторов). В условияхувеличения объемов иностранныхинвестиций в России возникает необходимость усиления антимонопольного контроляв этой сфере, прежде всего за характером слияний и поглощений. Закон РФ «Овнесении изменений и дополнений в закон „О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ от25.05.95 г. распространяет свое действие на все хозяйствующие субъекты,следовательно и на операции иностранных фирм.
Инвестиционное законодательство прямопредусматривает возможность участия иностранных инвесторов в приватизации(ст.37 Закона). Приобретая пакеты акций приватизируемых предприятий,принадлежащих государству, на инвестиционных конкурсах (торгах), иностранныеинвесторы заключают договоры купли-продажи с соответствующими фондамиимущества, в которые включаются определенные гарантии инвесторов, в том числепо сохранению персонала этих предприятий, но в большинстве не оговариваютсясанкции российской стороны при невыполнении инвесторами данных обязательств.
„Предоставление иностранныминвесторам прав на разработку и освоениеприродных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной сиспользованием объектов, находящихся в государственной собственности, но непереданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственноеведение или оперативное управление, осуществляется на основе концессионныхдоговоров“ (ст.40 Закона «Обиностранных инвестициях в РСФСР»).Концессионер получает исключительное право на разведку и добычу природногоресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он владеетпродукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местныйрынок, размер которых оговорен в соглашении. В соответствии с российским Законом «О недрах» концессии должныпредоставляться на конкурсной основе, т.е. путем проведения тендеров. Тендеры вРоссии получили большое распространение и также проводились в ходе реализациипрограммы приватизации федеральными и региональными фондами имущества, и черезспециально создаваемые тендерные комиссии при проведении торгов по особокрупным проектам.
Соглашения о разделе продукции во многомнапоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностраннаяфирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенногоприродного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции(осуществляется „раздел продукции“). В связи с этим используетсяособый налоговый режим, предусматривающий замену налогов, пошлин и другихобязательных платежей распределением произведенной продукции между инвестором иРФ, субъектами РФ. Рассмотренные отношения регулируются принятым в декабре 1995г. Закона РФ „О соглашениях оразделе продукции“, который, однако, не соответствует Закону „Онедрах“ по весьма существенным вопросам:
1) оприроде возникающих прав (контракт или разрешение);
2) платы за пользование недрами;
3) прекращения действия соглашений и лицензий имногом другом.
Международная практика сотрудничества синостранными инвесторами знает и такую форму, как создание контрактныхсовместных предприятий, при этом российский и иностранный партнер не создают нового юридического лица.
Как инвестирование капитала можетрассматриваться и заключение договора о совместной деятельности (contractualjoint ventures), и предоставление целевых долгосрочных займов (internationalloan), и заключение таких внешнеторговых сделок как соглашения о передачетехнологии, ноу-хау, лицензионные, лизинговые соглашения и т.д. В частности, законодательство Европейского общего рынка применяет особые критерии оценок внешнеторговых соглашений напередачу технологии, соглашений, связанных со специализацией и кооперированиемпроизводства, соглашений типа joint ventures. Применение к внешнеторговым операциям оценок, связанных с определением того, является ли цельюзаключения соглашения переход права контроля за деятельностью лица — участника сделки , его контрагенту, означает использованиекритерия контроля с целью принятия решения о допуске иностранного капитала.(Такая процедура предусмотрена, к примеру законом об иностранных инвестициях вКанаде).
Механизм регулирования законодательства обиностранных инвестициях должен бытьнацелен на оценку вклада, вносимогоиностранным инвестором, и возможного влияния инвестиции на состояние рыночных отношений. Какпоказывает опыт принятия законов об иностранных инвестициях в промышленноразвитых странах, достижение этих целей и обеспечивается с помощью системыдопуска иностранного капитала.
При реализации системы допускаиностранного капитала целесообразным представляется установление порядка регистрации инвестиций, не юридического лица — иностранногоинвестора, с его субъективными правами, а непосредственно самих инвестиций. Этоможет включать в себя регистрацию факта внесения вклада в имущество вновьсоздаваемого или уже существующего предприятия, регистрацию покупки акций,регистрацию внешнеторговой сделки по импорту оборудования, предназначенного быть вкладом в предприятие с иностраннымиинвестициями, лицензионного соглашения и т.д… Регистрация юридических фактов,свидетельствующих о поступлениях из-за рубежа материальных ценностей,предназначенных стать капиталом, т.е. приносить прибыль, является государственным регулированием инвестиций, акритерии, согласно которым соответствующий компетентный орган государства будетпринимать решения о допуске иностранного капитала должны быть чётко закрепленыв законодательстве об иностранных инвестициях.
Одним из способов осуществленияиностранных инвестиций
согласност.3 Закона „Об иностранных инвестициях в РФ“ является „созданиепредприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиаловиностранных юридических лиц“. Закон РФ подчиняет порядок открытия филиаловпроцедуре, установленной для случаев создания предприятий с иностраннымиинвестициями.
Определяющими, с точки зрения вопросовстатуса филиалов иностранных предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24Закона. Ст. 12 Закона „Об иностранных инвестициях в РФ“, имеющаязаголовок „Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностраннымиинвестициями“, содержит два абзаца, первый из которых определяеторганизационно-правовые формы предприятий с иностранными инвестициями, (внастоящий момент этот пункт следует трактовать исходя из положений ГражданскогоКодекса РФ. Части первой.) а во втором абзаце перечисляются виды предприятий синостранными инвестициям. При этом, не называя напрямую перечень правовыхкатегорий в главе „Виды предприятий с иностранными инвестициями“,законодатель в один ряд ставит как „предприятия с долевым участием иностранных инвестиций(СП), “предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам»,так и их филиалы, включая филиалы иностранных юридических лиц.
Касаясь вопросов регистрации филиаловсовместных предприятий и филиалов иностранных юридических лиц, ст.16 Законаустанавливает, что " Государственная регистрация предприятий синостранными инвестициями осуществляется… для филиалов предприятий синостранными инвестициями и филиалов иностранных юридических лиц при наличииследующих документов …(перечень)." Согласно ст.17 Закона, предприятие синостранными инвестициями «приобретает право юридического лица с моментарегистрации». Здесь положения Закона вступают в противоречие с действующимгражданским законодательством, наделяя филиалы правомочиями и статусомюридического лица с обязательной регистрацией как основанием возникновенияправосубъектности этих образований. Указанный подход остался в правотворческойпрактике со времён регулирования деятельности СП в бывшем СССР, когда филиалыСП наделялись статусом юридического лица. Таким образом, Закон «Обиностранных инвестициях в РФ», провозглашая национальный режим дляпредприятий с иностранными инвестициями, всё же сохраняет этот недостаток. Иесли предположить, что филиалы предприятий с иностранными инвестицияминаделяются правами юридического лица и учреждаются в форме акционерных обществ,обществ с ограниченной ответственностью и т.д., то сам собой напрашиваетсявопрос о том, какая разница существует в правовом положении этих предприятий иих филиалов.
Заставляет обратить на себя внимание ипрактический аспект открытия филиалов и представительств предприятий синостранными инвестициями. В РФпродолжает действовать Положение о порядке открытия и деятельности в СССРиностранных представительств Постановлением Совета Министров СССР
N1074(Собрание Постановлений Совмина СССР N1.1991 год.), которое предусматривает,что инофирмы могут открывать свои представительства с особого разрешенияуполномоченного органа. При этом указывается, что разрешения могут выдаватьсяинофирмам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы советские организации, вчастности, «с известными у себя в стране и на мировом рынке»,«положительно зарекомендовавших себя в качестве партнёров советскихорганизаций», с «заключившими с соответствующими советскими организациями крупномасштабные сделки», с «имеющими большойтоварооборот с советскими организациями». Приведённый перечень инофирм,которым, согласно Постановлению N1074, выдаётся разрешение на открытиепредставительства, является примером перечня критериев, которыми обычно руководствуется регулирующий орган государства при принятии решения о допуске иностранного капитала встрану, т.е. оцениваются возможности иностранной фирмы и потребности виностранном капитале в данной сфере его приложения.
Если Закон «Об иностранныхинвестициях в РФ» хотя бы касался процедуры открытия филиалов предприятийс иностранными инвестициями, то в отношении представительств такой нормативныйакт отсутствует, и на практике местные органы власти сами стали осуществлятьаккредитацию и регистрацию представительств иностранных юридических лиц в т.ч.и некоммерческих организаций.
Требование регистрации открытия филиалаили представительства вступает в противоречие с действующим гражданскимзаконодательством, согласно которому филиалы и представительства, в том числе ииностранных фирм, могут осуществлять свою деятельность в соответствии сполномочиями, предоставленными им юридическими лицами, структурнымиподразделениями которых они являются. Такой подход в принципе подтверждаетсядействующими ведомственными нормативными актами в области налогообложения ивалютного регулирования, а также рядом двусторонних соглашений об избежаниидвойного налогообложения.
Примером может служить договор междуРоссией и США «Об избежании двойного налогообложения и предотвращенияуклонения о налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от17.06.93г., ст 5. К числу ведомственных нормативных актов, принятых в развитиеЗакона «Об основах налоговой системы РФ» относится инструкция ГНС N20от 3 июня 1993 года «О налогообложении прибыли и доходов иностранныхюридических лиц» ( Российские Вести1993 год. N5.), которая признаёт в качестве плательщиков налогов на прибыльлюбые иностранные юридические лица, действующие на территории РФ черезпостоянное представительство, при этом под представительством юридического лицапонимается бюро, контора, агентство, любое другое постоянное местоосуществления деятельности. Инструкция разграничивает понятия представительства и предприятия с иностранными инвестициями. «Если иностранноеюридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестициями… осуществляет также другую деятельность в РФ от своего имени …
черезпостоянное место деятельности, оно также подлежит налогам на прибыль»п.10. Следует подчеркнуть, что всоответствии с