Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример дипломной работы по теории государства и праву: Правовое государство

Раздел: Дипломная работа

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО : ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ5

1.1.Понятие правового государства5

1.2.История становления правового государства8

ГЛАВА 2. ПРИЗНАКИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА10

2.1. Признаки правового государства10

Верховенство закона10

Разделение властей11

Права и свободы человека14

Взаимная ответственность гражданина и государства15

2.2. Основные проблемы формирования правового государства18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ22

Выдержка из текста работы

Идея правового государства широко обсуждается в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Тема эта не исчерпана и по сей день, и с течением времени интерес к ней только усиливается. Этим обусловлена ее актуальность.

В основном, дискуссии ведутся касательно России как правового государства. И большинство комментариев к Конституции РФ 1993 года, а также иные научные источники делают вывод о том, что правовое государство для Российской Федерации — лишь перспектива, и в настоящее время возможно говорить лишь о его становлении и последующем формировании. В связи с этим также говорят о проблемах, связанных со становлением в России правового государства, а также формированием гражданского общества.

Об этих понятиях — демократии, правовом государстве и о проблемах его становления в Российской Федерации на современном этапе и пойдет речь в данной работе.

Целью работы является изучение понятия демократического и правового государства, рассмотрение их соотношения, а также выявление путей и проблем становления правового государства на современном этапе.

В задачи работы входит: изучить концепцию правового государства, его содержание и сущность; взаимосвязь с гражданским обществом; рассмотреть законодательную реализацию принципов правового государства в РФ; эволюцию понятия демократия и его основные принципы и роль в правовом государстве; проанализировать уровень становления правового государства в России, а также выявить проблемы его формирования на современном этапе.

Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, в которой закреплены правовые основы современного российского государства.

Объектом исследования станет правовое государство.

Структура работы включает в себя введение; основную часть, раскрывающую основные вопросы сущности, факторов и принципов формирования правового государства, и особенности его становление в РФ; заключение; список используемых источников и литературы.

Глава 1. Правовое государство.

1.1. Понятие и признаки правового государства.

Итак, правовое государство — это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей.

Необходимо иметь в виду, что правовое государство — это определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.

Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:

• приоритет права во всех сферах общественной жизни;

•гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;

• взаимную ответственность государства и личности;

• осуществление государственной власти по принципу разделения властей;

• осуществление конституционного надзора только судом.

Одна из важнейших черт правового государства — характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами. В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям.

Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти, там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов.

1.2. Принципы правового государства

Принцип — исходное положение, фундамент любой идеи, который определяет ее содержание, направление. Основными принципами правового государства являются: принцип верховенства правового закона, взаимная ответственность государства и личности, принцип разделения властей, принцип приоритета естественных прав, принцип справедливого правосудия. Рассматривая их с точки зрения внешнего проявления мы увидим признаки правового государства, которые Я привел выше. Теперь вкратце раскрою содержание данных принципов.

Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. «Закон — это не продукт произвольной деятельности государства, — пишет В.Н. Кудрявцев, — он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости». Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев, и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.

Высшую юридическую силу имеет Основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.

Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности — гарант стабильности и развития общества.

Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство зиждется на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом. Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в Основном законе и им гарантированы. В настоящее время права личности достаточно определенно сформулированы в ряде важнейших международных правовых актов, под которыми стоит подпись и Российской Федерации. Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.

Из признания первичности прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида — предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву.

Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.

Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, то есть гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.

Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей, ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.

Существенным принцип правового государства является авторитетное и независимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе, справедливое правосудие. Основная задача суда — охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений.

1.3. Гражданское общество в правовом государстве

Понятие «гражданское общество» позволяет разграничить сферы политической и неполитической жизни общества и употребляется в двух значениях.

Гражданское общество……..

Литература:

1. А.Г. Ветеров «Теория государства и права». — М., 2007.

2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. — М.: Финансовый контроль, 2004. .

3. Аристотель. Политика. — М., 2004.

4. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. — М.: Экзамен, 2006.

5. Конституция Российской Федерации — М.: Юрайт-М, 2007.

6. Кудрявцев В.Н. Социалистическое правовое государство / В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. — М., 1989.

7. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М: 2009г.

8. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: проблемы становления // Журнал российского права. — 2006. — № 12.

9. Новикова А.Е. Учение А.С. Котляревского о правовом государстве // История государства и права. — 2007. — № 4.

10. Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.

11.

12.

13.

14. www/ referatytt7iy9gj/ru

Похожие работы

  • курсовая  Правовое государство в современной России
  • реферат  ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИДЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  • курсовая  Концепция правового государства и ее развитие
  • курсовая  Понятие и основные признаки правового государства
  • курсовая  Правовое государство: понятия, принципы, условия формирования
  • курсовая  Юридическая ответственность в условиях формирования правового государства

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка