Содержание
Введение3
Глава 1. Правовая политика: сущность, концепция, реальность6
§ 1. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки6
§ 2. Понятие и основные приоритеты Российской правовой политики20
Глава 2. Правовая политика как способ организации правовой жизни47
§ 1. Конституция Российской Федерации — основа правовой политики государства47
§ 2. Формы реализации и виды правовой политики59
§ 3. Международно-правовая политика современной России72
Заключение85
Список использованной литературы и источников87
Выдержка из текста работы
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена потребно-стями оптимизации механизма правового обеспечения государственных и муниципальных расходов в условиях резкого ограничения бюджетных до-ходов, кризисного состояния экономики. Перед государством стоит задача не только преодолеть финансово-экономический кризис, но и не допустить критического состояния в экономике и одновременно сохранить способность на должном уровне финансировать государственно значимые задачи, такие как обороноспособность страны, развитие промышленности и сельского хо-зяйства, социального обеспечения населения и т.д.
Потребности государственного управления в сфере расходов состоят в одновременном решении не только названных задач, но и создании концеп-туально новых подходов в организационно-правовом обеспечении использо-вания бюджетных средств, накопленных запасов государства.
Введение новых бюджетных инструментов (долгосрочные и ведом-ственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты; упорядочение механизма планирования и осуществления бюджетных инвестиций; развитие новых форм финансового обеспечения государственных услуг) создает осно-ву для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, а также повышения результативности бюджетных расходов.
В то же время, ряд проблем до сих пор остаются нерешенными. Так до сих пор не создана в полном объёме нормативная база формирования и фи-нансового обеспечения государственных заданий автономным учреждениям; в целом бюджетные учреждения слабо ориентированы на повышение каче-ства оказываемых ими услуг. Бюджетные средства, средств Резервного фон-да и Фонда национального благосостояния зачастую используются не эффек-тивно; осуществляется слабый контроль за режимом расходования денежных средств через государственные корпорации др.
Постоянное развитие бюджетного законодательства в сфере осуществ-ления государственных расходов наряду с положительными результатами окончательно не исключило наличие пробелов и противоречий, что позволя-ет говорить о необходимости его дальнейшего совершенствования.
Степень научной разработанности темы и теоретическая основа иссле-дования напрямую связаны с тем, что в настоящее время правовые основы государственных расходов не получили комплексного научного освещения. Наиболее часто в финансово-правовой науке проводятся исследования бюд-жетных расходов, расходов в конкретной сфере общества, а также рассмат-риваются различные аспекты финансового обеспечения отдельных государ-ственных органов.
Теоретическую базу данного исследования составили научные дости-жения таких ученых, как Вельский К.С., Грачева Е.Ю., Демина A.B., Заполь-ский C.B., Игнатюк Е.В., Крохина Ю.А., Ногина O.A., Покачалова Е.В., Ро-винский Е.А., Смирникова Ю.Л., Химичева Н.И., Худяков А.И., Шевелева H.A., Шохин С.О. и др.
Обозначенная проблема носит комплексный характер и поэтому при её разработке весьма полезными оказались исследования по таким институтам, как теория государства и права, конституционное, административное и иные отрасли права.
Объектом дипломного исследования являются общественные отноше-ния, складывающиеся в сфере государственных расходов.
Предмет дипломного исследования –комплексное изучение финансово-правовых норм и правоприменительной практики в сфере государственных расходов.
Целью дипломного исследования является анализ изменений бюджет-ного и иного законодательства в сфере урегулирования государственных расходов, а также формулирование предложений по повышению эффектив-ности государственных расходов.
Достижение поставленной цели обусловило постановку следующих за-дач дипломного исследования:
– изучить финансово-правовые основы государственных расходов;
– рассмотреть понятие и сущность государственных расходов;
– исследовать виды и формы государственных расходов;
– раскрыть механизм разграничения расходных обязательств Россий-ской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образо-ваний;
– проанализировать правовой режим бюджетного финансирования;
– выявить проблемные аспекты правового обеспечения государствен-ных расходов и определить пути их решения.
Методологические и теоретические основы дипломного исследования.
Работа выполнена на основе системного подхода с использованием общенаучного метода диалектического познания процессов и явлений, а так-же частно – научных методов: формально-юридического, сравнительно – правового, а также методов сравнения, анализа, статистики, комплексного исследования действующего законодательства.
Теоретическую основу исследования составляют научные достижения российских специалистов, внесших существенный вклад в разработку науч-ных основ совершенствования института государственных расходов в РФ.
Структура дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих четыре параграфа, заключе-ния, списка источников и приложений.
В первой главе представлен анализ финансово-правовых основ госу-дарственных расходов; рассматриваются их виды, формы и правовая сущ-ность.
Во второй главе исследуется правовой режим государственных расхо-дов в Российской Федерации. Здесь же затрагиваются вопросы разграниче-ния расходных обязательств Российской Федерации, её субъектов и муници-пальных образований.
В третьей главе представлены проблемные аспекты, связанные с повы-шением эффективности государственных расходов.
1 ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
1.1 Понятие и сущность государственных расходов
Государственные paсходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Кaк экономическая категория государственные расходы проявляют экономические взаимоотношения, свя-занные с разделением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и улучшения социального произ-водства, удовлетворения разноречивых необходимостей общества.
Государственные paсходы состоят из непосредственных paсходов гос-ударства, исполняемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и paсходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие paсходы происходят в целях растяжения производства (путем финан-сирования капитальных вложений и оборотных средств), образования обще-ственных фондов социального предназначения и удовлетворения других необходимостей государства. Следственно в различных системах хозяйство-вания (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах становления экономики роль государства, его функции и сфера деятельности колеблются, то соответственно этому изменяется структура и объем исполня-емых государством расходов.
Объектом государственных затрат выступают мобилизованные в рас-поряжение государства и его предприятий доходы, что подтверждает о плотной количественной взаимосвязанностей понятий «государственные до-ходы» и «государственные расходы».
По предположению B.H. Capaнцева paсходы государственного бюдже-та представляют собой крупнейшую формирующую государственных за-трат, они обозначают динамику новых, наиглавнейшую структуру и эффек-тивность.
Тенденции метаморфозы (роста) государственных затрат и их состав-ляющей paсходов государственного бюджета исследуются и выражаются по-средством разных теорий и гипотез. Среди теорий, поясняющих поводы ди-намики государственных затрат, в том числе затрат государственного бюд-жета, особенное место занимают теория внутренних экономических факто-ров, теория внутренних политических факторов и теория внешних факторов.
Методологический способ к исследованию данных вопросов сформи-рован на том, что уровень государственных расходов рассматривается как итог функционирования рынка рекомендуемых государством товаров и услуг. Если рассмотреть, что государственные услуги обращены на предо-ставление социальных благ, то реально динамика государственных затрат складывается соотношением предложения и спроса на единые услуги.
Сущность теории внешних факторов образовывает гипотеза о том, что крупномасштабные общественные изменения виду войн, периодов разниц либо кардинального реформирования социального устройства изменяют предложение людей об уровне и пределах налогообложения, с одной сторо-ны, и об уровне и динамике государственных затрат с другой. Последствием перемены действия людей является так называемый «эффект смещения» (смещения государственных paсходов и доходов к более высокому уровню, чем это было до возникновеособыхьных общественных событий).
Становление paсходов государственного бюджета непосредственным образом связано с изменением целенаправленности и содержания функций государства. Традиционные функции государства предоставляются бюд-жетными затратами по таким статьям, как «общегосударственные вопросы», «национальная оборона», «национальная безопасность и правоохранитель-ная деятельность». Своевременные функции государства совпадают критери-ям социального государства и обеспечиваются такими бюджетными затрата-ми, которые показаны через статьи «национальная экономика», «образова-ние», «здравоохранение и спорт», «социальная политика», «культура, кине-матография, средства массовой информации».
Так В.Р.Саранцев предполагал, что «в современных условиях множе-ство стран мира на продаже «современных» функций государства в виде за-трат государственного бюджета расходуют 17,5% ВВП, а на обеспечение «традиционных» лишь 5,3% от ВВП, соответствие между функциями госу-дарства и затратами государства на обслуживание этих функций возникает как 3,4 к 1. Для развитых стран, где схожие показатели составляют в среднем 25% и 3,9%, пропорции характеризуются как 6,4 к 1.Если же сконцентриро-ваться на анализе показателей федерального бюджета в России, то в 2015 г. на выполнение «традиционных функций» государство потратило около 6% ВВП. Такой показатель на 25% больше вышеперечисленного «мирового уровня», тогда как на выполнение «современных» функций всего около 3,5% ВВП (это в 5 раз меньше, чем мировой показатель)».
При изучении сущности расходов государственного бюджета необхо-димо сконцентрироваться с качественной характеристикой государственного бюджета как экономической категории. Значительно рассматривать государ-ственный бюджет как систему денежных отношений, являющихся между гос-ударством и ………….
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты и официальные документы
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих прин-ципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестицион-ной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капи-тальных вложений» (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 9. – Ст. 1096.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 213.
5. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ.
6. Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организа-ции предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
7. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изме-нений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципаль-ных) учреждений» (в ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 19. – Ст. 2291.
8. Постановление правительства РФ от 29.12.2007 г. № 955 « О по-рядке управления средствами Резервного фонда» // Собрание законода-тельств РФ. – 2010. – № 17. – Ст. 2108.
Учебники, учебные пособия и монографии
9. Абдулатипов, Р.Г. Федералогия / Р.Г. Абдулатипов. – СПб.: Пи-тер, 2011. – 92 с.
10. Быля, А. Б., Горбунова, О.Н. Финансовое право: Учебник / А.Б. Быля, О.Н. Горбунова. – М.: Проспект, 2011. – 112 с.
11. Вострикова, Л.Г. Финансовое право: Учебник / Л.Г. Вострикова. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. – 232 с.
12. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. – М., 2011. – 65 с.
13. Грачева, Е.Ю. Финансовое право: Учебник / Е.Ю. Грачева. – 2-е изд., – М: Издательство ПРОСПЕКТ 2012. – 213с.
14. Кириенко, Г.С. Территориальный фактор предметоведческой дифференциации: конституционно-правовые возможности и опыт их реали-зации субъектами Российской Федерации: Монография / Г.С Кириенко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. –198 с.
15. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Россий-ской Федерации (постатейный) / А.В. Никифоров. — 4-e изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. –583 с.
16. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: Учебник / Ю.А. Кро-хина. – 5-e, изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 624 с.
17. Кочеткова, С.А. Управление государственной собственностью субъекта Российской Федерации: концептуальная модель: Монография / С.А Кочеткова и др. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 184 с.
18. Минаева, Е.А. Анализ методических основ контроля, осуществля-емого Счетной палатой Российской Федерации по расходам федерального бюджета на реализацию целевых программ: Учебник / Е.А. Минаева. – М., 2015. – 108 с.
19. Рыкалина, О.В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография / О.В. Рыкалина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 228 с.
20. Химичева, Н.И., Покачалова, Е.В. Финансовое право: Учебник / Н.И Химичева, Е.В. Покачалова. – М.: Норма, 2011. – 101 с.
Статьи
21. Бочкарева, Е.А. Разграничение доходных источников и расход-ных полномочий как одно из условий сбалансированности бюджетной систе-мы РФ / Е.А. Бочкарева // Налоги и финансовое право. – 2011. – № 9. – С. 139-142.
22. Ветрова, А.А. Финансовые правоотношения / А.А. Ветрова // Российская юстиция. – 2012. – № 10. – С. 58-59.
23. Ергодоева, О.Б, Климанов, В.В Бюджетная система / О.Б Ергодо-ева, В.В Климанов // Внедрение программного бюджета: первые проблемы и вопросы – Иркустк: Издательство Известия Иркутской государственной эко-номи-ческой академи