Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ7
1.1. Практико-ориентированное обучение: сущность, технологии, значимость7
1.2. Современная специфика среднего профессионального образования15
1.3. Практико-ориентированный подход к оптимизации программы развития среднего профессионального образования28
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………..…44
2.1. Цель, задачи и организация практико-ориентированной подготовки студентов44
2.2. Разработка практико-ориентированных занятий для студентов в условиях среднего профессионального образования47
2.3. Результаты внедрения практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ71
Выдержка из текста работы
Выбор темы выпускной квалификационной работы «Формирование экономических компетенций студентов учреждений СПО (на примере преподавания экономических дисциплин)» обусловлен тем, что модернизация российского образования провозглашает компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.
Анализ развития общественных и производственных отношений, а также прогноз социально-экономического развития общества и профессиональной школы показывают, что рыночная экономика предъявляет к студенту средних специальных учебных заведений новые требования. Сегодня он должен обладать знаниями, умениями, компетенциями, соответствующими мировому уровню образования, мировым стандартам.
Компетентностный подход в профессиональном образовании заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности. В связи с этим возникает необходимость поиска путей формирования экономических компетенций студентов учреждений СПО.
Преддипломная практика проходила на базе ГОУ СПО «Челябинский государственный профессионально-педагогический колледж».
Цель практики – подготовка материалов для дипломного проектирования по теме, сбор и обобщение материалов эксперимента, углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, развитие навыков самостоятельной практической работы в области профессионально-педагогической деятельности.
Задачами преддипломной практики являются:
— анализ нормативных документов, организующих деятельность учреждения;
— ознакомление с передовым отечественным и зарубежным опытом в области профессионального обучения;
— осмысление задания на дипломное проектирование и сбор данных, полученных в ходе экспериментальной работы;
— разработка предложений по формированию экономических компетенций студентов.
Задачами дипломного проекта являются:
— проанализировать научную литературу по проблеме формирования экономических компетенций студентов учреждений СПО;
— разработать программу экспериментального исследования по изучению сформированности экономических компетенций студентов учреждений СПО;
— разработать предложения по повышению уровня сформированности экономических компетенций студентов учреждений СПО.
Глава 1. Характеристика объекта практики
1.1. Общая характеристика ГОУ СПО «ЧГППК»
Федеральное государственное учреждение среднего профессионального образования «Челябинский государственный профессионально-педагогический колледж» – это учебное заведение для подготовки и воспитания квалифицированных специалистов.
ФГОУ СПО ЧППК, он же в разные времена Челябинский государственный профессионально-педагогический колледж, индустриально-педагогический техникум, был создан на основании Приказа Главного управления по профессионально-техническому образованию при Совете Министров СССР №157 от 13 июня 1962 года на базе строительного училища № 48.
В 1998 году ЧИПТ был переименован в Челябинский государственный профессионально-педагогический колледж и получил статус среднего специального учебного заведения повышенного уровня. Сегодня колледж получил статут филиала МГГЭИ.
В колледже осуществляется подготовка специалистов по следующим специальностям:
— экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
— гостиничный сервис;
— парикмахерское искусство;
— технология машиностроения;
— техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
— информационные системы (по отраслям);
— технология продукции общественного питания.
Преддипломная практика проходила с целью изучения уровня сформированности экономических компетенций студентов второго курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
Ежегодно на базе колледжа проводятся областные конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», районные конкурсы, фестивали студенческих инициатив, олимпиады и мероприятия разного уровня. Студенты колледжа неоднократно становились призерами и победителями региональных и всероссийских конкурсов и олимпиад.
В колледже на протяжении многих лет действует студенческое самоуправление. Студенты ЧППК являются активными участниками и организаторами районных и городских мер
……..
Список информационных источников
1. Антипина, Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л. Б. Антипина // Методист. – 2010. – №2. – С. 39-44.
2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО : методич. пособие [Текст] / В. И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
3. Баранников, К. А. Понятие компетенции в системе экономической и бизнес-подготовки студентов [Текст] / К. А. Баранников // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 9. – С. 9-12.
4. Демченкова, С. А. Формирование инновационного поведения у студентов учреждений СПО на основе компетентностного подхода [Текст] / С. А. Демченкова // Приложение к «СПО». – 2009. – №5. – С. 12.
5. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2005. – №11. – С. 14-20.
6. Коломиец, С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей : монография [Текст] / С. М. Коломиец. – М. : Перо, 2010. – 181 с.
7. Пузиенко, Ю. В. Педагогические условия формирования экономической компетентности студентов в образовании [Электронный ресурс] / Ю. В. Пузиенко // Аналитика культурологии. – 2007. – № 2(8). –
8. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 365 с.