Содержание
ВВЕДЕНИЕ5
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА8
1.1.Налоги – главный источник мобилизации доходов в бюджетной системе РФ8
1.2.Налогооболожение как механизм обеспечения экономического роста страны17
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ Российской Федерации23
2.1. Проблемы современной налоговой системы РФ23
2.2. Правовое регулирование налоговой системы РФ43
2.3. Основные направления налоговой реформы в РФ50
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «КОНКОРД»60
3.1. Общая характеристика предприятия (организации)60
3.2. Практика исчисления налога на доходы физических лиц63
Заключение79
Список использованной литературы87
Приложение 23
Приложение 3.4
4
Приложение 4.5
Приложение 5.6
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Выдержка из текста работы
Основы действующей в настоящее время налоговой систе¬мы России были заложены на рубеже 90-х гг. Принятые в 1991 г. законы были подготовлены в течение короткого времени. Это об¬стоятельство, а также неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое про¬странство, отсутствие собственного опыта и знании о международ¬ном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию рыночной экономики, явились главной причи¬ной того, что вновь созданной российской налоговой системе были присущи серьезные недостатки.
Тем не менее в первые годы своего существования россий¬ская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых фи¬нансовых ресурсов.
Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преоб¬разований все более явно ощущалось несоответствие налогообло¬жения бизнеса происходящим в обществе изменениям. Количество и частота поправок, которые вносились в законы о налогах, приве¬ли к тому, что до последнего времени налоговая система характе¬ризовалась не иначе, как нестабильная и непредсказуемая. В ко¬нечном итоге, она стала препятствовать экономическому росту и укреплению государственности.
Все это потребовало неотложного проведения налоговой реформы с целью снижения уровня налоговых изъятий, преобра¬зования российской налоговой системы в более справедливую по отношению к налогоплательщикам, повышению уровня ее ней¬тральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей.
Важным шагом явилось принятие в 1998 г. и вступление в действие с 1 января 1999 г. первой (общей) части Налогового Ко¬декса, который четко определил права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентировал процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила в отношении налогового контроля, установил ответственность за налоговые правонаруше¬ния. Он же установил закрытые перечни федеральных, региональ¬ных и местных налогов, ввел важные дефиниции и новые инстру¬менты, необходимые для функционирования качественно новой налоговой системы.
Более серьезные изменения в налоговую систему и экономическую жизнь вошли с введением в 2001 г. в действие второй части Кодекса, в которой на первом этапе были охвачены четыре важнейших, налога — налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. На втором этапе был подключен налог на прибыль.
Прогрессивность налоговой системы растет за счет перехода к взиманию налога на доходы физических лиц по фиксированной ставке, одновременного снижения налоговой нагрузки за счет налога на прибыль организаций. Это является дополнительным импульсом для развития предпринимательской активности и расширения платежеспособного спроса населения, повышения ставок акцизов на бензин и дорогие автомобили, роста фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, и имущественных налогов, которые должны стать основой формирования региональных и местных бюджетов, а также для сближения с налоговыми системами других стран.
Однако налоговая реформа не ставит целью кардинальное изменение действующей налоговой системы. Продолжают функционировать налоговые законы, созданные в начале 90-х гг. (с учетом дополнений и изменений). Эволюционное преобразование налогообложения позволяет и налоговым органам, и налогоплательщикам достаточно спокойно освоить новые главы (законы) Кодекса и продолжать функционировать в среде ранее действовавших налоговых законов и инструкций.
Такая двойственность не могла не сказаться на изложении материала дипломной работы, где рассмотрение новых глав НК РФ тесно переплетается с изучением многочисленных действующих налогов.
Многогранность проблемы системы налогов, спорность многих положений законодательных актов, сложность понимания существенных аспектов налогообложения породили много споров и дискуссий среди ученых. Такими образом актуальность и недостаточная разработанность выбранной тематики представляется очевидной.
Цель работы заключается в выявлении проблем налоговой системы РФ и в разработке предложений по совершенствованию налоговой системы, а также в практическом исследовании вопроса о возможных вариантах исчисления налогов для предприятий малого бизнеса на примере ООО «Конкорд». Поставленная цель конкретизируется в решении следующего круга задач.
— Рассмотреть налоги как главный источник мобилизации доходов в бюджетной системе РФ;
— Определить значение налогообложения как механизма обеспечения экономического роста страны;
— Выявить проблемы современной налоговой системы РФ;
— Рассмотреть правовое регулирование налоговой системы РФ;
— Определить основные направления налоговой реформы в РФ;
— Исследовать практику исчисления налогов на примере ООО «Конкорд»;
Объектом исследования данной работы является налоговая система РФ.
Предмет исследования – проблемы совершенствования налоговой системы и оптимизация налогообложения малого бизнеса, на примере ООО «Конкорд».
В качестве методов познания использовались логический, историко-правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и информационной базой являлись основные положения юриспруденции, Конституции Российской Федерации, действующее законодательство, международные нормативно-правовые акты, постановления Пленумов Верховного Суда РФ. В своей работе мы уделили внимание анализу норм Налогового кодекса определяющих систему и виды налогообложения.
ГЛАВА 1. РОЛЬ И МЕСТО НАЛОГОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Налоги – главный источник мобилизации доходов в бюджетной системе РФ
Для каждой общественно-экономической формации характер¬на присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом произ¬водства, природой и функциями государства.
С момента своего возникновения государственные доходы пре¬терпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с разви¬тием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к го¬сударственным доходам относятся государственный кредит (госу¬дарственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государ¬ственного имущества и от его продажи.
Современные бюджетные системы включают бюджеты цент¬рального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов (см. Приложение 7). До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискаль¬ные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом налогу на доходы с физических лиц, а также налогу с наследств и дарений и др. [28, с.21]
До начала 1990-х годов отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного обществен¬ного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% нацио¬нального дохода, то в 1990-х годах — уже 40—50%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающих¬ся стран — косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообло¬жения товаров местного производства. Важную роль играют тамо¬женные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по та¬моженным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах — экспортерах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин состав¬ляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобыва¬ющих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из ос¬новных источников государственных доходов. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы [21, с.22].
Большая часть государственных доходов развитых стран сосре-доточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от зай¬мов местных органов власти, субсидии центрального правитель¬ства. К основным региональным и местным налогам относятся по¬имущественные и поземельные налоги, а также в некоторых странах акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Мно¬гочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социаль¬ного страхования — составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму; предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ на 09.06.2001 N 679)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 №51-ФЗ с изменениями и дополнениями
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996г. №14-ФЗ с изменениями и дополнениями
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ с изменениями и дополнениями на 24 марта 2001 г.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ с изменениями и дополнениями на 31.12.2001 N 198-ФЗ.
6. Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Рос¬сийской Федерации».
Специальная литература
7. Борисов А.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Фе-дерации части второй (постатейный). М.: Книжный мир, 2002. –267с.
8. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: вопросы и отве¬ты. –М.: Новый юрист, 2000. – 212с.
9. Грисимова Е.Н., Макарова О.А., Ильюшихин И.Н. Налоговый ко¬декс Российской Федерации. Часть первая. Схемы. Пояснения. Ком-ментарии. Под ред. Н.М. Голованова. — СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. –425с.
10. Девери М.П. Экономика налоговой политики. – М.: Филинъ, 2002. – 432с.
11. Дмитриев Н.Г. Налоги и налогобложение. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001 –188с.
12. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет, оценка прибыльности хозяйственных операций. – М.: ЭКЗАМЕН, 2001. – 540с.
13. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 2-е, перераб. и доп. –М.: МУФЭР, 2002. –270с.
14. Кучеров И.И. Налоговое право России. – М.: ЮрИнфоР, 2001. –349с.
15. Кучеров И.И. Налоги и криминал (историко-правовой анализ). –М., 2000. – 155с.
16. Налоги и налоговое право в схемах. Под ред. А.В. Брызгалина. — М.: «Аналитика-Пресс», 1997. – 230с.
17. Налоги и налогообложение. Под ред. И.Г. Русаковой. В.А. Кашина.—М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 415с.
18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Фе-дерации. –М.: Книжный мир, 2001. –390с.
19. Пепеляева С.Г. Налоговое право. –М., 2002. – 336с.
20. Перонко И.А. Налогообложение в России. –М., 2000. – 253с.
21. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. –М.: Юдрайт, 2002. –121с.
22. Черник Д.Г. Налоги. –М.: Финансы и статис¬тика, 2002. – 486с.
23. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятиии. – Ростов-на-Дону.: Март. 2002 – 390с.
24. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. –М.: Инфра-М, 2000. – 525с.
Издания периодической печати
25. Андреев И.М. Единый налог на вмененный налог для определенных видов деятельности // Консультант. 2002, февраль, №4. – с.59
26. Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность. // Налоговый вестник. Май 2001. – с.33–38
27. Бобоев М.Р., Наумчев Д.В. О проблемах и перспективах развития налоговой системы РФ // Налоговый вестник, 2001. №9. – с.17–29
28. Бобоев М.Р., Наумчев Д.В. Развитие налоговой системы РФ // Налоговый вестник, 2001. №3. – с.4–7.
29. Букаев Т.И. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации // Нормативные акты для бухгалтера. 2001. № 2. — с. 15-24.
30. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. № 8.
31. Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 5.
32. Диков А.О. Об изменениях и дополнениях, внесенных в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. // Налоговый вестник. Февраль 2000.-c.3-l 6.
33. Калмыкова Е.Г. Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. М.: «Главбух-инфо». 2001. № 6.- с. 14-19.
34. Нестеров В.В. Сущность налога, его общественное значение.// Налоговый вестник. Февраль 2000. — с. 165-174.
35. Паскачев А.Б. Перспективы расширения налоговой базы. // Налоговый вестник. Август 2000 год, — с.3-11.
36. Разгулин С. В. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Нормативные акты для бухгалтера. 2002. № 2. — с. 267.
37. Чернышева Н.И. Оценка эффективности региональной налоговой системы малого бизнеса // налоговое планирование. 2001 №3. – с.34–37
38. Черник Д.Г. Налоговая реформа в посткризисный период // Налоговый вестник. 2001 37. –с.11–14.