Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, КАК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ……………………………………………………..6
1.1 Понятие конкуренции и ее элементы, как системы экономических
отношений в условиях рынка………………………………………………………………6
1.2. Определение конкурентоспособности продукции………………………….14
1.3. Содержание и видовая структура конкурентных преимуществ продукции фирмы в рыночной экономике……………………………………………24
1.4. Пути развития конкурентного рынка в России……………………………….29
Глава 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ………..34
2.1 Общая характеристика предприятия ФГУ ОК «Бор»……………………….34
2.2. Организационная структура управления ФГУ ОК «Бор»………………..43
2.3. Анализ финансового состояния ФГУ ОК «Бор»……………………………..47
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУ ОК «БОР»……..59
3.1. Повышение квалификации персонала……………………………………………59
3.2. Мероприятия по улучшению материально-технической базы комплекса……………………………………………………………………………………………65
3.3. Повышение маркетинговой деятельности………………………………………71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………………….84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………………………….85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………………………….86
Выдержка из текста работы
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выжи¬вать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жест¬кой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компа¬нии, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, ко¬торая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потен¬циала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы по¬бедить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружаю¬щей среде, появление новых запросов и изменение позиции потре¬бителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализа¬ция бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информаци¬онных сетей, делающих возможным молниеносное распростране¬ние и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом фирмы.
Таким образом, актуальность изучения и применение методов конкурентной борьбы в управлении фирмой все больше возрастает. Именно это и определило выбор темы дипломной работы.
Тема дипломного проекта: «Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ЗАО «Эридан»», является актуальной, поскольку реализация предлагаемых мероприятий позволит анализируемой фирме повысить свою конкурентоспособность, занять новую нишу на рынке, получить дополнитель¬ные прибыли и решить некоторые финансово-экономические проблемы фирмы.
Предметом исследования дипломной работы являются мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия на примере ЗАО «Эридан».
Объектом исследования дипломного проекта выбрано развивающееся предприятие телекоммуникационных связей ЗАО «Эридан».
Теоретико-методологическую основу составляют фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, реализующих политико-экономический и институциональный подход к анализу конкурентоспособности. Среди работ, в которых анализируются факторы конкурентоспособности предприятия можно выделить труды А. Олливье, А. Дайана, Р. Урсе, М. Портера, Б.Скотта, Дж. Лоджа, Дж. Бауэра, Дж. Зюсмана, Л. Тайсона. Из работ отечественных экономистов выделим труды Н. Герчиковой, В.А. Мошнова, С.Н. Черногорцева.
Работа выполнена на информационной базе фирмы ЗАО «Эридан». Предприятие занимается предоставлением телекоммуникационных услуг. В настоящее время на предприятии работает около 50 человек.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ хозяйственной деятельности предприятия;
2. провести анализ финансовой деятельности предприятия;
3. проанализировать финансовую устойчивость и ликвидность баланса фирмы;
4. определить и проанализировать показатели рентабельности и деловой активности предприятия;
5. разработать мероприятия нацеленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ЗАО «Эридан» за 2008 -2009 гг, а именно:
1. бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД);
2. отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД).
В ходе решения поставленных задач были достигнуты следующие результаты:
1. проведен детальный анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
2. проведенный анализ показал, сто предприятие успешно развивается, имеет высокий коэффициент рентабельности и занимает устойчивое положение на рынке телекоммуникаций в г. Железногорске;
3. в целях повышения конкурентоспособности предприятия разработано мероприятие по внедрению новых телекоммуникационных технологий.
Данная работа состоит из трех глав, введения и заключения.
Введение дает краткое описание проблемы, ее актуальности, научного аппарата, а также объекта, предмета, целей и задач дипломного проекта.
В первой главе «Теоретические основы повышения конкурентоспособности предприятия» раскрываются основные составляющие конкурентоспособности и методы ее повышения.
Во второй главе «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» проведен детальный анализ основных показателей финансовой и хозяйственной деятельности ЗАО «Эридан».
В третьей главе «Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия» содержится описание мероприятий по внедрению новых телекоммуникационных технологий, а также дается его экономическая оценка эффективности.
Заключение является итогом дипломного проекта и содержит основные выводы, сделанные в ходе анализа предприятия и разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Дипломная работа содержит 45 таблиц, девять рисунков, выполнена на 101 машинописных листах. Приложения содержат бухгалтерскую отчетность и рисунок, выполнены на 5 листах. Список литературы содержит 51 источник.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные составляющие конкурентоспособности предприятия
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:
1. концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
2. качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
3. цена товара с возможной наценкой;
4. финансы ? как собственные, так и заемные;
5. торговля ? с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
6. послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
7. внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
8. предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рис. 1).
…………………
1. Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая. – М.; ТК Велби, Из-во Проспект, 2003. – 528 с.
2. Трудовой кодекс РФ. Официальный текст. М.; 2002.
3. Федеральный закон от 26.06.1991г. « Об инвестиционной деятельности в РСФСР» №1488-1.
4. Федеральный закон от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах» №208-ФЗ.
5. Федеральный закон от 7.08 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 120 –ФЗ.
6. Федеральный закон от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ.
7. Приказ от 01.10.1997г. Министерства экономики РФ «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятия (организаций)» № 118.
8. Постановление Правительства РФ от 15.04.2003г. « О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» № 218.
9. Абрютина М.С., Грачева А.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие./М.С. Абрютина, А.В. Грачева – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 256 с.
10. Барабаш П.А. Мультисервисные сети кабельного телевидения/П.А.Барабаш, С.П.Воробьев, О.В.Маховский, В.С.Шибанов – СПб.: Наука, 2000. – 345с.
11. Барабаш П.А. Сети интерактивного кабельного телевидения Санкт-Петербурга./ П.Барабаш, Н.Лычагин, А.Кривошейкин/ Broadcasting.-2002. -№2- С.33-35
12. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. /Т.Б. Бердникова – М.: ИНФРА-М, 2002. – 215 с.
13. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. – К:. Ника-Центр, Эльга, 2001. 2 т. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. – К:. Ника-Центр, Эльга, 2001. Т. 1.– 592 с.
14. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. – К:. Ника-Центр, Эльга, 2001. 2 т. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. – К:. Ника-Центр, Эльга, 2001. Т. 2. – 512 с.
15. Бочаров В.В. Инвестиции./ Бочаров В.В. – СПб.: Питер, 2002. – 288с.
16. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта./А.Н. Богатко — М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
17. Валдайцев С.В. Оценка и управление стоимостью предприятия./С.В. Валдайцев — М.: Юнити-Дана, 2001.-537с.
18. Васина А.А. Финансовая диагностика и оценка проектов./А.А. Васина – СПб.: Питер, 2004. – 448 с.
19. Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов./П.Л. Виленский – М.: Дело, 2001. –832с.
20. Гиляровской Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов/- Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 527с.
21. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. /Н.В. Игошин – М.: Юнити-Дана,2002. – 542 с.
22. Кнышева Е.Н. Маркетинг./Е.Н. Кнышева – Издательства «Форум», 2004. – 282 с.
23. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов./В.В. Ковалев — М.: Финансы и статистика , 2002. – 144с.
24. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры./В.В. Ковалев – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560с.
25. Котов А.Н. Мультисервисная сеть: обосновать и построить./А.Н.Котов/ Технологии и средства связи. Специальный выпуск. Широкополосные мультсервисные сети. – 2005. – С.16-17.
26. Крылов Э.И., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учебное пособие./ Э.И.Крылов, В.М.Власова, М.Г.Егорова и др. – М.: Финансы и статистика, 2003. — 192с.
27. Кудинов А.А. От кризиса к успеху. Практическое пособие./А.А.. Кудинов – М.: «Анкил», 2003. – 312с.
28. Лупей Н.А. Финансы: Учебное пособие./Н.А. Лупей – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2004. – 432 с.
29. Любушин Н.П. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия: Учеб.пособие для вузов/ Н.П.Любушин, В.Б.Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред.проф. Н.П.Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471с.
30. Мазур И.И., Реструктуризация предприятий и компаний: Учеб. Пособие для вузов./И.И. Мазур, В.Д. Шапира; под общ. Ред. И.И. Мазурова. – М.: Издательский Экономика, 2001. – 456 с.
31. Мишин Ю.А. Управленческий учет: