Содержание
Введение3
Глава 1.Особенности потребительского кредитования и его роль в рыночной экономике6
1.1 Значения потребительского кредитования, его классификации и основы организации6
1.2 Необходимость развития нормативно-правовой базы регулирования взаимоотношений субъектов кредитных отношений15
1.3 Основные факторы анализа рисков потребительского кредитования и применения современных методов управления ими19
Глава 2. Анализ основных направлений и условий развития российского рынка потребительского кредитования33
2.1 Актуальные проблемы современного этапа развития потребительского кредитования33
2.2 Процесс организации и основные процедур предоставления кредитов индивидуальным заемщикам коммерческих банков (на материалах ОАО Сбербанка России)40
2.3 Страхование как фактор тенденции рисков условий финансового экономической нестабильности53
Глава 3. Тенденции развития и направления повышения эффективности потребительского кредитования61
3.1 POS- кредитование61
3.2 Маркетинговая стратегия и ее роль в развитии розничного банковского бизнеса65
3.3 IT- Технологии78
Заключение82
Биографический список85
Приложения89
Выдержка из текста работы
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры, формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.
Современный этап становления социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь требует создание действенного механизма формирования страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, что дает возможность работникам организаций в будущем быть материально обеспеченными.
Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате старости, инвалидности, потере кормильца, при рождении ребенка, уходом за детьми в возрасте до трех лет, и других случаев предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Все они финансируются из соответствующих фондов социального обеспечения.
Главными задачами Фонда социальной защиты населения являются:
1. финансирование расходов на пенсии, пособия и детей, а так же и другие социальные выплаты в соответствии с законодательством Республики Беларусь о социальном страховании;
2. сбор и аккумулирование страховых взносов, предназначенных для пенсионного обеспечения, выплаты пособий и других расходов и т.д.
Изучение системы страховых взносов в условиях формирования современной экономики является одной из наиболее важных проблем, которая оказывает влияние на развитие отношений между предприятиями, организациями и государством. Поэтому проблема социальной защищенности работников становится все более актуальной и нельзя пренебрегать ею, а в период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.
Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.
Цель написания курсовой работы — это исследование организации бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
В связи с поставленной целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
— раскрыть систему социального страхования и обеспечения, ее экономическую сущность и начение в развитии экономики Республики Беларусь;
— указать цели и задачи учета расчтеов по социальному страхованию и обеспечению;
— раскрыть краткую экономическую характеристику Калинковичского райпо;
— исследовать первичный и сводный учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
— исследовать синтетический и аналитический учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Объектом исследования курсовой работы является Калинковичское райпо.
Исследуемый период 2013-2014гг.
Предметом исследования курсовой работы являются нормативно-правовые документы Республики Беларусь по вопросам социального страхования и обеспечения, научные труды в области бухгалтерского учета и финансов, учебная литература по теме исследования. Учетная и отчетная информация по теме исследования, первичные учетные документы, годовые отчеты полученные в Калинковичском райпо.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях современной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование и обеспечение. Тема «Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению» является актуальной и современной, так как наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран и необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности. Так же учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению занимает одно из важных мест во всей системе учета организации.
Тема данного исследования хорошо разработана на страницах печати. При написании работы использовались труды экономистов, исследовавших теоретические и практические аспекты функционирования механизма социальной защиты населения: П. Пономаренко, А. Чернюк, Ю. Бабаев, М.К. Воробьев, В. Дражин. Изучены и использованы нормативные документы на основании которых ведется учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Полный объем работы составляет 53 страницы печатного текста и включает 4 таблицы, 1 диаграммы, 2 рисунка. Для написания дипломной работы было использовано 28 литературных источников и 12 нормативных документа.
Первая глава раскрывает экономическую сущность и организацию учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, она занимает 21 страницу, предоставлено 3 таблицы, два рисунка и одна диаграмма, дается краткая экономическая характеристика Калинковичского райпо. Во второй главе отражается учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению, пути его совершенствования. В общей структуре работы вторая глава занимает 19 листов. Раскрывается документальное оформление, бухгалтерский учет и отчетность расчетов по социальному страхованию и обеспечению, а так же пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
Проделанная работа отражает организацию бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
1.1 Система социально страхования и обеспечения, ее экономическая сущность и значение в развитии экономики Республики Беларусь
В настоящее время страхование является финансовым стабилизатором экономического развития. Выполняемые им функции, с одной стороны, представляют наиболее важную форму солидарной защиты общества, позволяя компенсировать гражданам и частным предпринимателям ущерб, который несут за собой неблагоприятные и непредвиденные события, а с другой стороны, дают возможность инвестирования накопленных ресурсов в народное хозяйство. Поэтому несомненной становится заинтересованность общества в финансовой надежности и стабильности данного института. Актуален этот вопрос и для Беларуси, где страховой рынок только начинает свое становление.
Система государственного социального страхования приковала к себе взгляды ученых и практиков ещё в 1990-е годы, когда началась кардинальная перестройка экономической и политической структуры общества. Социальная защита населения испытала на себе всю силу изменений, неадекватность системы новым потребностям общества выявила массу проблем, вскрытых переходом к рыночной экономике. Административно-плановая экономическая система советского времени не могла больше отвечать на требования развивающегося общества, ее неспособность адаптироваться к новым социально-рыночным реалиям создала целую цепочку проблем, которые необходимо было решать. Неспособность старой системы социальной защиты населения отвечать новым условиям хозяйствования поставила под угрозу экономическую стабильность общества.
Сегодня набирает обороты процесс старения населения, который порождает значительные изменения в структуре производства и в составе рабочей силы, а, следовательно, влияет на здравоохранение и социальное обеспечение тем, что влечет за собой рост расходов на пенсии, медобслуживание и другие специальные службы, связанные с уходом за престарелыми. Статус национальной безопасности государства напрямую зависит от проблемы социальной защиты личности и отдельных социальных групп в целом [34].
Система государственной социальной защиты строится в форме социального обеспечения и социального страхования. Последнее, хоть и является формой общей системы социальной защиты, имеет ряд специфических отличий. Страхование в широком смысле имеет форму взаимной ответственности между всеми его субъектами: государством, застрахованным и страховщиком (предприятием).
Самой выделяющейся и наиболее характерной чертой системы пенсионного обеспечения Беларуси является ее доступность. Пенсионное обеспечение охватывает каждого нетрудоспособного, постоянно проживающего на территории Беларуси, вне зависимости от гражданства и прошлой деятельности, а, также, невзирая на ряд иных обстоятельств. Фундаментальной основой для предоставления права на получение пенсии при инвалидности, трудовой пенсии в старости и в случае смерти кормильца являются принципы социального страхования. Согласно последним, право на пенсию имеют лица, которые в период работы и занятия прочими видами деятельности подлежали непосредственному государственному социальному страхованию, и за них (или ими самими) уплачивались страховые взносы. Также, в целях увеличения пенсионных гарантий потерявшим кормильца семьям и инвалидам право на пенсию всегда предоставляется вне зависимости от продолжительности уплаты страховых взносов. Нетрудоспособные граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, получают социальную пенсию.
В Республике Беларусь социальное обеспечение представлено достаточно разветвленной сетью и охватывает почти всех трудоспособных и нетрудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, предоставления пенсионного обеспечения, а также социальной помощи в различных ее проявлениях. Наибольшая часть в этой системе занята пенсионным обеспечением, играющим ключевую роль в обеспечении жизни инвалидов и старшего поколения [33].
Государственное регулирование социальных процессов в условиях рынка осуществляется с помощью многих экономических методов и форм. Первостепенное место среди них принадлежит социальному обеспечению, системе экономических и социальных мер, направленных на защиту населения.
Таким образом, социальное обеспечение предполагает предоставление государством социальных гарантий, направленных на поддержку населения в результате наступления временной нетрудоспособности, малоимущих слоев и на решение демографических проблем. В настоящее время функция государства по социальной защите выделена в самостоятельную и осуществляется специальной организацией — Фондом социальной защиты населения.
Сущность страхования характеризуется рядом признаков, принципов и функции. К основным признакам относятся:
— наличие риска случайного характера и страха его проявления с соответствующими негативными последствиями;
— повторяемость и предсказуемость страховых событий;
— солидарный характер раскладки ущерба между потенциальными страхователями;
— инверсия эксплуатационного цикла (опережение платы за страховую защиту по отношению к выплате страхового возмещения);
— договорной характер отношений между страхователями и страховщиками;
— эквивалентность и замкнутость отношений страховщика и страхователя, означающие выплату страхового возмещения при наличии договора страхования, уплаты страхового взноса (премии) в соответствии с объемом страховой защиты;
— отсутствие ответственности государства по обязательствам страховщика;
— свобода в выборе страхователями страховщика, объектов страхования и страховой суммы при добровольной форме страхования [5].
Организация социального страхования базируется на принципах: всеобщности, универсальности, комплексности, самоуправления, гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством, равенства граждан в праве на социальное страхование.
Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население.
Распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования — наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное — при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников.
Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.
Фонды социального страхования — это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.
Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства.
Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.
Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости — государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.
Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума без эквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления — индивидуальный трудовой доход.
Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.
Социальная защита населения в Республике Беларусь регламентирована Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенным в действие с 1 апреля 1995 г [21]. Социальное обеспечение может проводиться на основе обязательного государственного, а также добровольного и дополнительного социального страхования.
Основными принципами государственного социального страхования являются:
1) участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
2) солидарный характер их создания, обеспечивающий содержание нетрудоспособных и неработающих трудоспособными и работающими;
3) гарантированность пенсий, пособий и прочих социальных выплат;
4) равенство граждан в праве на социальное страхование;
5) дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и прочих социальных выплат.
Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховыми органами (страховщиками) за счет собственных средств нанимателей или самих граждан.
По результатам исследования наших ученых можно выделить основные организационно-правовые формы, которые можно осуществить по следующим основным признакам:
— установление и реализация социально-страховых отношений в силу предписаний закона или свободного волеизъявления страхователя и страховщика;
— степень централизации процессов организации, осуществления и контроля социального страхования;
— уровни хозяйствования и управления, субъекты которых являются носителями социально-страхового интереса.
С учетом этих признаков выделяются обязательное и добровольное социальное страхование, состав их форм представлен на рис. 1.1 и рис.1.2
Рис. 1.1 Обязательное социальное страхование.
Рис. 1.2 Добровольное личное социальное страхование.
Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах коллективных форм собственности. Государственное социальное страхование может также распространяться и на другие категории граждан при условии оплаты страховых взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).
Социальное страхование является основой системы социальной защиты населения, наличие которой характерно практически для всех стран и представляет собой механизм реализации социальной политики государства. Институт социального страхования сочетает в себе два принципа управления социальными рисками:
1) социальное регулирование (этот принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества);
2) страхование (принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных задач).
Опыт зарубежных стран показывает, что для обеспечения высокой степени защиты трудоспособного населения от различных видов риска размер социальных фондов должен достигать 20-30% ВВП. Например, в Нидерландах он составляет — 32,8% ВВП, в Бельгии — 20,6%, в Великобритании — 23,8%. В Республике Беларусь в среднем данный показатель составляет 11-13% ВВП. Таким образом, это значит, что в нашей стране Фонд социальной защиты населения формируется не в полной мере, как это необходимо по международным стандартам. Однако необходимо понимать, что повышение страховых тарифов для полного формирования Фонда приведет к увеличению страховой нагрузки, а это немыслимо в данной ситуации [34].
Средства государственного социального страхования размещаются во внебюджетном фонде социальной защиты населения, не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь создан 1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения. Источниками его финансовых ресурсов являются:
а) обязательные взносы нанимателей и граждан;
б) добровольные страховые взносы выше перечисленных категорий граждан (предприниматели, члены кооперативных хозяйств и т. д.);
в) ассигнования из республиканского бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и прочие расходы;
г) доходы от инвестиционной деятельности (капитализации средств);
д) средства, поступающие по регрессным искам;
е) добровольные пожертвования.
Кроме того, в фонд поступают суммы начисленной пени, а также финансовых санкций и штрафов. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/2 учетной ставки Национального банка. К недоимке относятся не внесенная в срок сумма страховых взносов и сумма задолженности, выявленная у плательщика взносов.
Финансовые штрафы и санкции взыскиваются в следующих случаях:
а) за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в местных органах фонда в размере 10 % полагающихся к уплате сумм, страховых взносов;
б) за сокрытие и занижение при начислении страховых взносов суммы оплаты труда в размере всей суммы сокрытого (заниженного) фонда оплаты труда, а при повторном нарушении штраф взимается в двойном размере.
Действующим законодательством в республике установлена жесткая система санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности [15].
Страховые взносы уплачиваются один раз в месяц в день, определенный коллективным договором для выплаты заработной платы за истекший месяц. При этом наниматель представляет в банк платежное поручение на перечисление страховых взносов в фонд, и только после этого банк выдает средства на оплату труда.
Отчисления от фонда заработной платы являются расходами организации независимо от источников выплат, с которых они начисляются. Суммы отчислений относятся на счета по учету затрат по видам деятельности, на которых учтены основные выплаты каждой категории работников организации. Отчисления в фонд социальной защиты населения коммерческие организации производят по ставке 34% от фонда заработной платы.
Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан. Их размер основан на тарифах, устанавливаемых Верховным Советом Республики Беларусь, и может зависеть от состояния техники безопасности и условий труда [17].
Не применяются условия об обязательной уплате минимальных сумм обязательных страховых взносов в отношении следующих лиц:
— выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
— осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ;
— работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях).
Средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на:
— выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионн……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Алешкевич, И. Н. Моделирование актуарной системы пенсионного и социального страхования в Республике Беларусь / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. — 2006. — №7. — С.42-46.
2. Ананич, О. Проблемы социального страхования в Беларуси / О. Ананич // Директор. — 2004. — № 5. — С.27-29.
3. Анищенко, Н.И., Бухгалтерский учет расчетов с Фондом социальной защиты населения /Нина Анищенко // Главный бухгалтер. -2012 — №32 (август). -с.59-62.
4. Анищенко, Н.И. Данные налоговых деклараций и отчетов по страховым платежам взаимоувязанных с показателями бухгалтерской отчетности / Нина Анищенко // Главный бухгалтер. — 2014. — №7. — с. 25-26.
5. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. Г. Макарова : под ред. Ю. А. Бабаева. — М. : Вузовский учеб., 2014. — с.576 .
6. Бдайциева, Л.Ж. Бухгалтерский учет: учеб. Для вузов / Л.Ж. Бдайцева. — М. : Юрайт, 2011. — с.735.
7. Бочкарева,И.И. бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / И.И Бочкарева, Г.Г.Левина; под ред. Я.В. Соколова.- М.: Магистр, 2013.-416 с.
8. Бухгалтерский учет : учеб для вузов / П. Г. Пономаренко [и др.] ; под общ. ред. П. Г. Пономаренко. — Минск : Выш. шк., 2010. — с.219.
9. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. для вузов / [Бахтурина, Т.В. Дедова, Н.Л. Денисов]; под ред. Н.Г. Сапожниковой. — ИНФАРМ-М, 2013. — с. 505.
10. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. Пособие для вузов / под ред. Л.И. Ерохиной. — М. : 2014 — с.496.
11. Воробьев М.К., И.А. Осипов. Теория финансов. Учебно-методический комплекс. Минск — 2005, 2005 — с.154.
12. Вышникова, Е. Типичные ошибки, совершаемые при подаче форм персонифицированного учета / Евгения Вышникова // Главный бухгалтер. -2013. — № 22. — с. 77 — 80.
13. Вещунова, Н.Л. Бухгалтерский и налоговый уячет: уячебник / Н.Л. Вещунова.- М.: Велби, 2008. — с.848.
14. Владимиров, П. Пенсионная система : реформы неизбежны / П. Владимиров [и др.] // Директор. — 2010. — № 3 — С.78-79.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь / Закон Республики Беларусь от 07.12.1998г., № 218-3 (в редакции Закона то 31.12.2013г., № 96-3).
16. Грихутик, В. И. Постановка на учет в органах Социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь / В. И. Грихутин // Налоги Беларуси. — 2010. — № 38. — С.42-43.
17. Даргель О. Состояние пенсионного обеспечения и перспективы развития пенсионного законодательства в Республике Беларусь // Юстиция Беларуси. -2000. -№4. — С.5-6.
18. Дражин, В.В. Порядок обеспечения пособиями за счет средств Белгосстраха по новым правилам / Вадим Дражин // Налоговый вестник. — 2013. — № 18. — с. 63-81.
19. Дражин, В.В. При расчете пособия по временной нетрудоспособности зарплату меньше минимальной учитывайте без доначисления / Вадим Дражин // Главный бухгалтер. — 2014 — № 17. — с. 84 — 87.
20. Ерофеева, В.А. Бухгалтерский учет : краткий курс лекций / В.А. Ерофеева, О.В. Тимофеева. — М. : Юрайт, 2013. — с.137.
21. Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г. № 3563-XII
22. Закон Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII (в ред. Закона от 31.12.3013г., № 97-3)
23. Закон от 05.01.2008 № 322-3 «О профессиональном пенсионном стра-ховании в Республике Беларусь»
24. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обя-зательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» ( в ред. Законов Республики Беларусь от 14.07.2014 г. № 186-З)
25. Марков, А. Изменения в порядке постановки на учет и снятия с учета в органах ФСЗН / Александр Марков // Кадровик. Управление персоналом. — 2014. — №10. — с. 18-21.
26. Маханек, Н. Отчисления в ФСЗН: отражение в бухгалтерском учете / Наталья Маханек // Главный бухгалтер. — 2012. — № 48. — с. 66 — 68.
27. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь от 6.01.99 г. № 230-З.
28. Писарчик Л. Накопительная пенсионная система в Беларуси — реальность или иллюзия // Директор. — 2004. — №8. — С.9-10.
29. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.12.2009 № 159 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в ред. От 24.09.2012г., № 99)
30. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1083
31. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 августа 2011 г. № 89/84 (в ред. документа с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2013 года)
32. Раковец, В. Создание резерва предстоящей оплаты отпусков / Виталий Раковец // Налоговый вестник. — 2014. — № 5. — с. 85 — 88.
33. Романчук Я. Концепция пенсионной реформы в Республике Беларусь // тез. докл. НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Объединенная гражданская партия. -Мн., 2002. — С. 20-22.
34. Старовойтова, Д. Бремя социального страхования / Дина Старовойтова // Финансы, учет, аудит. -2014 — №8. — с. 33-35.
35. Указ Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (в ред. Указа от 14.03.2013г., № 128).
36. Указ Президента Республики Беларусь от 18.12.2006 № 726 «Об исчислении социальных выплат»
37. Чернюк, А.А. Расчеты с Фондом социальной защиты населения по обязательным страховым взносам / Анна Чернюк // Финансы, учет, аудит. — 20147. — №5. — с. 59-69.
38. Юхновец, Ю. Порядок заполнения и преставления документов персонифицированного учета для начисления пенсии работникам организации / Юлия Юхновец // Главный бухгалтер. — 2013 — №8. — с. 35-39.
39. Финансовый учет : учеб. Для вузов / [В.Г. Гетьман, В.А. Терехова, Л.З. Шнейдман и др.]; под ред. В.Г. Гетьмана. — М. : ИНФОРМ -М, 2013. — с. 784.
40. Трудовой кодекс Республики Беларусь: п. 4, 5, 7, 9 ст. 42, ст. 47.