Выдержка из текста работы
Россия позже иных государств приступила к формированию системы государственной службы. Лишь Петр I в первый раз в России стал решать вопросы государственной службы. Его Указ от 4 февраля 1722 г. «Табель о рангах» заложил базу государственной службы в России.
Понятие государственной службы в нашей стране формировалось и развивалось исторически. Длительные годы считалось, что в рамках государственной службы регулируются такие вопросы, как установление должностей в муниципальных органах, правил и методов замещения должностей, подбор сотрудников определение сроков службы правил увольнения.
При этом подходе государственная служба охватывала все группы сотрудников, занимающихся не только в государственном аппарате, но и в учреждениях и организациях как объектах управленческого воздействия.
Попыткой ограничить ее содержание была трактовка государственной службы как своеобразного организационно-правового средства формирования и организации работы собственного состава всего государственного аппарата.
Цели и задачи государственной службы царской России содержали:
· обеспечение фактической реализации функции и политики страны;
· установление прочной взаимосвязи между государством и обществом;
· исследование условий и порядка приема кадров в административные органы и их продвижение по службе;
· нормативное регулирование прав, обязанностей и функций должностных лиц;
· определение политических, деловых и нравственных требований к служащим; поиск действенных мер по стимулированию персонала и увеличению его ответственности;
· составление системы подготовки государственных служащих и т.д.
· обер-офицерские,
· штаб-офицерские и генеральские;
· чины высшего генералитета.
Был установлен чин реального тайного советника I класса. Данное предпочтение выразилось и в том, что, в случае если в армии наследственное дворянство получалось именно с чином 14 класса, то в статской службе — лишь с чином 8 класса, т.е. c достижением штаб-офицерского ранга; а с 1856 г., чтобы достичь желаемого результата, требовалось достигнуть генеральского ранга, получив чин действительного статского советника. В том же отношении показателен и сравнительно низкий ранг, который надеялся президенту «статской» коллегии, т.е., по европейским понятиям, министру. После чего министры имели чин не ниже действительного тайного советника.
При внедрении в действие табели о рангах старинные русские чины — бояре, окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, хотя пожалование этими чинами прекратилось.
Издание табели оказало значительное воздействие и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия. Единственным регулятором службы стала собственная выслуга; знатность рода утратила в этом отношении всякое значение. Военная служба была полностью изолирована от гражданской и придворной службы. Узаконено было приобретение лицом дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что воздействовало на проведение демократизации дворянского класса, на укрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые категории — дворянства наследственного и собственного.
При Петре I чин низшего 14 класса в военной службе выделял право на наследственное дворянство. Гражданская служба в чине до 8 класса выдавала лишь собственное дворянство, а право на наследственное дворянство начиналось с чина 8 класса Верхотуров Ю.И. Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половине XVI и в XVIII в. // Правоведение. 2003. N 6. С. 177 — 184.
Указ царя Александра II от 9 декабря 1856 года увеличил планку: «собственное дворянство начиналось по всем видам служб с 9 класса, а право на наследственное давал чин полковника в военной службе либо чин действительного статского советника по гражданской службе. Чины с 14 по 10 класс назывались теперь просто «почётными гражданами».
Последующее законодательство о чинопроизводстве немного уклонилось от первоначальной мысли Табели о рангах.
По идее чины значили сами должности, распределённые по 14 классам, но со временем чины получили самостоятельное значение почётных титулов, вне зависимости от должностей. Если взглянуть под другим углом, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; после этого были повышены чины, дававшие право наследственного дворянства.
Данные мероприятия имели целью ограничить демократизирующее влияние табели на состав дворянского сословия.
Определенные в царствование Петра I основы формирования профессиональной государственной службы, определения должностного и сословного положения чиновничества, требований к профессиональной подготовленности государственных служащих получили развитие в дальнейшее время.
Россия вступала в новое столетие, в котором реформы государственного агрегата потребовали последующего развития государственной службы. Российская государственная служба вступала в XIX столетие — в свой «золотой век».
1. Архипова Т.Г., Сенин А.С., Румянцева М.Ф. История государственной службы в России XVIII-XX века: Учебное пособие. — М.: РГГУ, 2001. — 231с.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. — Изд. 3-е, доп. — М.: Омега-Л, 2005. — 276 с.
3. Большой Энциклопедический словарь / под редакцией А.М. Прохорова, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2005г. — 1564 с.
4. Верхотуров Ю.И. Развитие российского законодательства о гражданской службе во второй половине XVI и в XVIII в. // Правоведение. 2003. N 6. С. 177 — 184.
5. Государственная служба: учебник для вузов / ред. В.Г. Игнатов. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. — 217с.
6. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник, Москва, Кнорус, 2009.
7. Мельников, В.П. Государственная служба в России: исторический опыт : учебное пособие / В.П. Мельников ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М. : Изд-во РАГС, 2005. — 192 с.
8. Оболонский А.В. Коллективная монография-учебник “Государственная служба: комплексный подход» Москва: Дело, 2009.
9. Овсянко Д.М. Государственная служба России: учебник. Москва: Юристъ, 2006.
Размещено на