Содержание
1. Понятие и структура политической системы
2. Государство как главный институт политической системы
3. Властные полномочия и структура государства
4. Виды и формы государственного устройства
Литература
Выдержка из текста работы
«Политическая система общества» Содержание 1. Понятие и структура политической системы 2. Государство как главный институт политической системы 3. Властные полномочия и структура государства 4. Виды и формы государственного устройства Литература 1. Понятие и структура политической системы Для того, чтобы изучить понятие и структуру политической системы, сначала необходимо выяснить, что означает понятие «система». Любая система характеризуется двумя свойствами: — она состоит из совокупности взаимосвязанных частей; — она отграничивается от окружения, с которым взаимодействует.
Политические системы – особый тип систем социальных, но первые участвуют в управлении государством. Политическая система общества представляет собой совокупность политических институтов, социально – политических общностей и взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система состоит из нескольких подсистем: 1) Институциональная подсистема – совокупность институтов, связанных с функционированием политической власти; 2) Идеологическая подсистема – совокупность политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни; 3) Нормативная подсистема – совокупность политических норм и традиций, регулирующих политическую жизнь; 4) Коммуникативная подсистема – совокупность отношений и форм взаимодействий по поводу организации политической жизни; 5)Культурная подсистема – комплекс типовых образцов, политических представлений и поведения»•. Политическая система не совпадает с административной.
Помимо административной системы с ее предусмотренными и жестко регламентированными ролями существует «игровое пространство» не входящих в административную систему людей, обладающих политическим капиталом, который тот или иной агент способен инвестировать в акционерное общество под названием «политическая система». Таким политическим капиталом могут стать знания, поддержка влиятельных групп, способность контроля факторов, формирующих общественное мнение и т.п. «Понятие «политическая система» используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне.
В американской политологии политическая система интерпретируется как совокупность всех общественных структур в их политических аспектах. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система, помимо политических институтов, включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития»•. Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом; а также обеспечивают функционирование публичной власти. «Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально – экономические и общественные организации и отношения между ними. Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи.
Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти.
Коммуникативная подсистема – формы политического взаимодействия внутри и вне системы»•. Среди функций политической системы важно отметить следующие: — функция политической социализации; — функция адаптации; — функция регуляции; — функция реагирования; — дистрибутивная функция; — экстракционная функция.
Важнейшим институтом политической системы является государство. 2.
Государство как главный институт политической системы
В широком смысле понятие «государство» употребляется для обозначения страны.
В политической науке используется более узкое понятие государства как части страны, осуществляющей функции по управлению населением и ресурсами. При данном определении двумя крайними будут утверждения Людовика XIX – «Государство – это я» и модный в СССР лозунг «Государство – это мы». Первое является преувеличением, так как один человек, каким бы он ни был могущественным, физически не в состоянии выполнять все государственные функции.
Такое утверждение вызвано заносчивостью правителя, его стремлением выдать желаемое за действительное и создать у подданных преувеличенное представление о собственных возможностях. Второе утверждение преследует иные, во многом противоположные цели, а именно закамуфлировать то обстоятельство, что государством управляет часть населения, и выдать остальных за соучастников своего правления, тем самым создав у них преувеличенное представление об их политической роли. Следовательно, «в узком смысле государство – это часть политической системы, которая обладает властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих социальную систему, и осуществляет политическую власть в процессе регулирования поведения людей»•. М. Вебер считал, что функции государства настолько разнообразны, что лучше дать определение, исходя не из них, а из главного средства, которое государство использует для достижения своих целей физического насилия.
Существуют различные виды власти: духовная, моральная, физическая, психологическая.
Государство основано, прежде всего, на физической власти. Все остальные виды власти могут у него быть или нет, но физическая власть необходима. Раскрывая данную теорию, М. Вебер писал, что государство претендует на монополию легитимного физического насилия: «Государство… есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство»•. 3.
Властные полномочия и структура государства
Еще Платон в «Законах» поставил вопрос об основании того, что одни правят, а другие обязаны им подчиняться, поскольку необходимо, чтобы в государствах были правители и подчиненные.
М. Вебер выделяет «три вида внутренних оправданий, то есть оснований, легитимности…Во – первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение традиционное господство… Далее авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого – то человека: откровений, героизма и других харизматическое господство… Наконец, государство, в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил»•. Следовательно, по мнению Вебера, существуют три вида господства: 1) традиционное; 2) харизматическое; 3) рационально – легальное. Государство обладает полномочиями власти и принуждения, имеет монополию на насилие.
Государство обладает определенными признаками.
К ним относятся: 1) Обособленна от общества система органов и учреждений (законодательные, исполнительные и судебные органы; аппарат принуждения: армия, полиция, система исправительно-трудовых учреждений); 2) Право, то есть система обязательных норм и установок; 3) Территория.
Данными признаками государство отличается от племенного строя, где есть вожди, но отсутствуют особые органы власти и, что важно, имеет место всеобщее вооружение народа. На сегодняшний день существует около 200 независимых государств. 4. Виды и формы государственного устройства Все существующие государства можно разделить на две большие группы: а) Монархии – государства, которые управляются одним человеком; б) Республики – где правит более чем один человек.
Монархия может быть абсолютной (как Российская империя до 1905 г.) или конституционной, если правление монарха ограничено законом. Самой по себе Конституции как Основного закона государства при этом может и не быть, как, например, в Англии. Современные республики делятся на три типа: — парламентская; — президентская; — смешанная. В парламентской республике по результатам всеобщих выборов формируется правительство. Часто премьер – министром становится глава победившей партии.
В парламентской республике может быть президент, но он выполняет в основном представительские функции. В президентской республике фактически глава государства – президент, избираемый всеобщим голосованием и обладающий большими полномочиями. В большинстве новых демократий принята форма президентской республики. В смешанной форме республики президент и парламент обладают сравнимыми полномочиями. Существует обязанность вотума доверия правительству парламентом.
В этом случае, если большинство в парламенте имеет одна партия, а президент принадлежит к другой, может оказаться, что премьер – министр и президент придерживаются разных точек зрения. Для того чтобы сделать возможным проведение согласованной политики, в подобной ситуации вводится разграничение полномочий между президентом и премьер – министром. Современные государства можно классифицировать также по признаку соотношения центральной и местной власти.
Здесь выделяют три формы: 1) Унитарное государство. При таком устройстве центральная власть осуществляет основные управляющие функции на всей территории. 2) Федеративное государство. В нем наиболее важные для государства в целом функции осуществляет федеральная власть, а часть передается в регионы. При этом действует принцип субсидиарности, в соответствии с которым происходит разделение полномочий между уровнями власти. «Федеративные государства – это ФРГ, США и РФ. Отдельные субъекты федерации могут иметь разные названия – земли в ФРГ, штаты в США, области и республики в РФ. Особенностью Российской Федерации, доставшейся в наследство от СССР, является то, что отдельные субъекты федерации имеют не одинаковые права, чего нет ни в Германии, ни в Америке.
Такие национальные республики, как Татарстан и Башкортостан, имеют собственные конституции и особые договора с центральным правительством, тогда как другие субъекты мало чем отличаются от частей унитарного государства»•. 3) Конфедерация.
При данной форме государственного устройства отдельные ее части обладают суверенитетом. Здесь имеют место два варианта. Или название «конфедерация» столь же номинально, как монархия в Англии, и фактически речь идет о федерации (как в Швейцарской Конфедерации). Либо это действительно конфедерация, но тогда данное объединение не является государством как таковым, а союзом государств, как СНГ или Европейское сообщество. При таком устройстве основные управленческие функции сосредоточиваются в субъектах объединения (прежде всего армия и внешняя политика), но отдельные функции (например, таможенные) передаются надгосударственным органам.
У конфедерации может быть единая валюта (как в Европейском союзе евро). Процесс объединения государств в союзы протекает в современном мире достаточно интенсивно.
Литература 1) Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня. – М.: Мировой обзор, 2002 2) Горелов А.А. Политология. – М.: ЭКСМО, 2008 3) Мухаев Р.Т. Политология. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008 4) Антология мировой политической мысли. – М 1997. Т.2, с.12.