Содержание
стр.
Введение……………………………….2
Теоретическая часть
Отрасль туризма как объект управления и планирования:
1.Сущность отрасли туризма и её роль в экономике.4
2. Классификация видов туризма.8
3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма..12
4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли14
5. Функции органов управления по обеспечению текущего функционирования и развития отрасли19
Практическая часть
Анализ состояния и перспективы развития туризма Псковской области:
1. Анализ потенциала развития туризма..22
2. Анализ туристских потоков..27
3. Анализ доходов и расходов от туристской деятельности..29
Заключение.31
Список использованной литературы…33
Выдержка из текста работы
В последние годы в России стали уделять большое внимание развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных тур-услуг. Географическое положение России, как части европейского, так и азиатского континентов является тем фактором, который позволяет сохранять ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Исходя из этого, одним из наиболее перспективных направлений в туризме, позволяющих путешествовать по России на большие расстояния, является сфера услуг железнодорожного туризма.
Железнодорожный туризм — путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года, либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессиональных, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью. Его особенностями является: способность преодолевать большие расстояния, достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт прибытия, регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года; возможность широкого обзора местности, познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам [8. С. 7].
В настоящее время в сфере услуг железнодорожного туризма происходят серьезные изменения — расширяется ассортимент услуг, появляются новые формы организации железнодорожных путешествий, увеличиваются инвестиции в обновление подвижного состава и дорог, развивается железнодорожная инфраструктура и т.д. Однако, несмотря на все эти достижения, в развитии данной сферы существует целый ряд проблем, требующих самого пристального внимания, решение которых позволит сделать железнодорожный туризм высокоэффективным видом сервиса, приносящим в экономику страны ощутимый доход. В связи с этим, тема данной работы актуальна.
Цель работы — выявить перспективы развития сферы услуг железнодорожного туризма в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность железнодорожного туризма и найти его особенности;
2) рассмотреть виды услуг в железнодорожном туризме;
3) определить тенденции развития российского железнодорожного туризма;
4) рассмотреть правовое регулирование железнодорожного туризма в РФ;
5) выявить проблемы развития железнодорожного туризма в РФ;
6) найти пути решения проблем развития железнодорожного туризма в России.
Сущность железнодорожного туризма и его особенности рассматривали следующие авторы: Александрова А.Ю. [8]; Биржаков М.Б. [12]; Гуляев В.Г. [19]; Ильина, Е.Н. [24]; Милевская В.А. [30].
О видах услуг в железнодорожном туризме писали: Гуляев В.Г. [18]; Долматов Г.М. [20]; Зорин И.В. [22]; Ильина Е.Н. [25]; Николашина В.М. [27].
Определяли тенденции развития российского железнодорожного туризма следующие авторы: Барчукова Н.С. [9]; Гуляев В.Г. [18]; Ильина, Е.Н. [23]; Квартальнов В.А [26].
Правовое регулирование железнодорожного туризма в РФ рассматривали: Агафонова Н.Н. [7]; Бирюков П.Н. [13]; Вахмистров В.П. [14]; Волошин Н.И. [15]; Дехтярь Г.М. [21].
Проблемы развития железнодорожного туризма в РФ выявляли следующие авторы: Биржаков М.Б. [10]; Гапеев В.И. [16]; Голубев И.Р. [17].
Пути решения проблем развития железнодорожного туризма в России посвящены работы: Биржаков М.Б. [11]; Папирян, Г.А. [28]; Ушаков Д. С. [29].
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТУРИЗМА
1.1 Сущность железнодорожного туризма и его особенности
Сейчас все большей популярностью пользуется железнодорожный туризм в России. Чтобы расширить диапазон заинтересованных таким видом отдыха, разрабатываются интереснейшие маршруты следования поездов. Это позволяет туристам оценить всю красоту российских просторов. Можно взять билет на ретро-поезд и отправиться полюбоваться красотами озера Байкал. Для почитателей литературы и в частности творчества Льва Толстого есть прекрасная возможность посетить Липецкую область и ту маленькую железнодорожную станцию, где великий писатель провел свои последние часы жизни. А любители истории могут отправиться на поезде из Москвы в древний город Углич, чтобы глубже окунуться в атмосферу прошлых столетий. Путешествие по железной дороге может продолжаться как от одного дня, так и до нескольких дней в зависимости от выбранного тура.
В системе железнодорожного туризма выделяют несколько видов туров, которые можно условно разделить по продолжительности на три самостоятельные категории: однодневные, непродолжительные (2-3 суток), многодневные (от 5 дней и более) [8. С. 24].
1) Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и прослушать экскурсовода, посмотреть выступления артистов. Туристов довозят до какой-либо конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе. В однодневных экскурсиях по городам России можно отвлечься от утомившей городской суеты и познакомиться с древними и необычными местами нашей необъятной Родины. Однодневные туры по России — это интересный и познавательных отдых для людей разных возрастов. Однодневные туры выходного дня поведают историю народных промыслов небольших городов, входящих в Золотое кольцо России. Многие однодневные поездки из Москвы включают в свою программу развлекательные мероприятия. Так однодневные экскурсии из Москвы в Коломну после знакомства с достопримечательностями приведут на турнир ратоборцев, которые продемонстрируют прекрасное владение древнерусским оружием. Сегодня, в век бешеных скоростей, у нас все меньше времени остается на отдых. А между тем, качественный отдых просто необходим для поддержания тонуса организма и повышения работоспособности. При этом далеко не всегда есть возможность отправиться в длительное путешествие на несколько недель. Прекрасным выходом из сложившейся ситуации станут туры выходного дня. Такие поездки помогут расслабиться после трудовой недели, зарядиться положительными эмоциями и новыми впечатлениями. При этом туры выходного дня достаточно экономичны и не потребуют больших финансовых вложений. Благодаря прекрасным профессиональным экскурсоводам не придется скучать, они сделают путешествие максимально комфортным.
2) Непродолжительные туры. Во время двух-трех суточных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, что ночью, когда пассажиры спят, поезд находится в пути. Днем же туристы заняты разнообразными мероприятиями. Большим спросом пользуются недолговременные оздоровительные маршруты — поезда «Здоровье», «Грибник» и т.д. Вместимость таких поездов 500 человек. Питание туристов на поездах маршрута «Здоровье» производится через поездные буфеты либо с помощью выездной торговли. Число поездов «Здоровье» в настоящее время сократилось, однако значительно вырос уровень сервиса. Например, поезд Москва-Боголюбово (Владимирская область), где выступает оператором фирма «Росинтур»(Владимир) и компания «Русь-рейл» (Москва), состоит из комфортабельных вагонов из известных составов «Русь-экспресс», «Президент-экспресс» и «Восточный экспресс». В составе поезда вагоны-рестораны, вагон конференц-зал, вагон-видеосалон, вагон-душевая и др. На сегодняшний день наиболее известными туристскими железнодорожными операторами являются две фирмы: «Русь-рейл» (Москва) и «Окдайл» (Санкт-Петербург). Они организуют как внутренние, так и международные железнодорожные туристские маршруты. Фирма «Русь-рейл» проводит недельный тур по маршруту «Великий шелковый путь»: Москва — Бухара — Самарканд — Ташкент — Алма-Ата на «Восточном экспрессе».
3) Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы, туристы часто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобы путешественники не утомлялись, безостановочно между двумя пунктами туристический поезд должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях, предполагаются кратковременные зеленые стоянки непосредственно в лесу или горах, на берегу моря или большого озера [8. С. 26].
В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения железнодорожный туризм подразделяется на:
— Внутренний железнодорожный туризм — это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.
— Международный железнодорожный туризм — это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм).
— Железнодорожный туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.
— Железнодорожный туризм въездной — туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в РФ [12. С. 49].
Перевозка туристов в зависимости от продолжительности путешествия осуществляется на рейсовых и специально организованных поездах. Наиболее сложным по организации и вместе с тем наиболее насыщенным и разнообразным по предоставляемым услугам является путешествие на туристском экскурсионном поезде дальнего следования. Туристы размещаются по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута, штабу туристического поезда, врачу (под изолятор). В каждом вагоне должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда, проводников, инструкторов, врача и т.д. На каждый пассажирский туристский вагон дальнего следования назначаются два проводника. Готовность к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления) проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отделения дороги, санитарного врача, представителя фирмы — организатора путешествия или арендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к приемке поезда оформляется актом.
Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная — утомительна и неприятна. Трудно даже представить, что она может быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Эту истину уже давно осознали зарубежные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры.
В мировой практике для осуществления длительных поездок используют поезда повышенной комфортности [19. С. 10]. Несмотря на то, что существуют строгие стандарты на габаритные размеры вагонов, по комфортности и дизайну купе в таких поездах не уступают номерам стационарных отелей.
Но каким бы не был туризм, железная дорога является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения. Железные дороги исторически активно участвовали в развитии туристского движения.
Россия великая железнодорожная держава. Наличие густой сети железных дорог, особенно в Европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географическому расположению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Но при их организации следует помнить, что железнодорожная сеть нашей страны разделена на несколько дорог по территориальному принципу. Более развита Европейская часть России, менее — Восточная (Сибирь и Дальний Восток) [30. С. 39].
Одним из красивейших железнодорожных маршрутов на планете является тур по Кудемской узкоколейке, одной из немногих узкоколейных железных дорог в России, по которым перевозят пассажиров. Дорога, соединяющая Северодвинск с поселком Белое озеро проходит по очень живописным местам северной природы. Пассажиры на всем протяжении маршрута могут любоваться удивительно красивыми природными пейзажами. Местами деревья подступают так близко, что кажется, что едешь не по железной дороге, а по лесной тропе.
Есть уникальная гостиница на колесах — ретро-поезд «Золотое кольцо» [24. С. 55]. Путешествуя на этом поезде, можно побывать в замечательных старинных городах: во Владимире, в Муроме, Козельске, Суздале, Дивееве и др. В каждом городе туристов ждут интересные познавательные экскурсии по местным достопримечательностям. На память о поездках останутся многочисленные сувениры, изготовленные местными умельцами, и замечательные снимки.
Особенностью железнодорожных туров по России является то, что путешественники самостоятельно могут планировать свой маршрут, не пользуясь услугами туроператоров, что позволяет сделать путешествие более экономичным. Маршруты следования современных туристических поездов самые разные. Год от года растет число туристов, желающих попутешествовать на поезде. Этот способ туризма имеет много достоинств. Он достаточно комфортен, относительно недорог и дает прекрасную возможность познакомиться с новыми достопримечательностями, городами, поселками прямо из окна вагона.
Железнодорожный туризм выгодно отличается от других путешествий следующими аспектами:
1)высоким уровнем комфорта (в отличие от путешествий на воздушным и автомобильном транспорте, где приходится сидеть на одном месте, пристегнутым ремнем безопасности, в поезде можно прилечь на специально предназначенное для этого место, прогуляться по составу, зайти в вагон ресторан и т.д.);
2) сравнительной безопасностью (особенную актуальность этот фактор имеет после событий 11 сентября 2001 года, так как люди, не только в Америке, но и во всем мире стали бояться летать самолетом — основным конкурентом железной дороги);
3) использование вагона в качестве средства проживания (возможность при путешествии не останавливаться в гостиницах каждого города, а ночевать в купе, уже в привычной обстановке, что экономит силы и деньги);
4)использование вагона в качестве средства питания (возможность питаться как в занимаемом купе, так и в специализированном вагоне-ресторане, имеющем специальное оборудование, для приготовления пищи);
5) сравнительно низкой стоимостью (весьма ощутимо при массовом интересе к этому виду туризма) [30. С. 89].
Отрицательным моментом в железнодорожном туризме является невозможность изменения маршрута во время путешествия по желанию клиента. При хорошо скоординированной организации железнодорожных туров успех железнодорожному туризму обеспечен. Для его успешного функционирования необходимо развивать сферу взаимодействия со СМИ, решить проблему компьютеризации и усовершенствования рекламной индустрии, упростить визовый режим [24. С. 65]. Важную роль в развитии железнодорожного туризма играет повышение жизненного уровня и степени информативности населения, а также процесс необратимой интернационализации критериев, определяющих ключевые понятия общечеловеческих ценностей. Туристический железнодорожный маршрут выбирается тщательно и внимательно, с учетом удобного расписания вокзалов, спроса, пожеланий и интересов конкретных туристов.
Таким образом, железнодорожный туризм — путешествие, совершаемое туристами по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года, в познавательных целях. Его особенностями являются: высокий уровень комфорта, способность преодолевать большие расстояния, высокая скорость доставки туристов, сравнительная безопасность в отличие от других видов транспорта, низкая стоимость билетов, возможность путешествовать как одному человеку, так и большой группе. А самое главное поезд одновременно является и средством передвижения и местом размещения туристов.
1.2 Виды услуг в железно……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1 [Текст]: федер. закон от 26. 01. 1996. № 14 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 5, ст. 410.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.3 [Текст]: федер. закон от 26. 11. 2001.№ 146 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 12, ст. 2310.
3. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» » [Текст]: федер. закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ // Российская газета. -2003. — 25 мая.
4. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст]: федер. закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ // Российская газета. -2001. — 20 января.
5. Федеральный Закон о внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст]: федер. закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ // Российская газета. -2007. — 25 января.
6. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1), ст. 3.
7. Агафонова, Н.Н. Гражданское право [Текст] / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачева, Л.И. Глушкова. — М.: Юристъ, 2002. — 542 с.
8. Александрова, А.Ю. Международный туризм [Текст] / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 325 с.
9. Барчукова, Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма [Текст] / М.Б. Биржаков. — М.: Международные отношения, 2003. — 115 с.
10. Биржаков, М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли [Текст] / М.Б. Биржаков. — СПб.: Издательский дом Герда, 2007. — 464 с.
11. Биржаков М.Б. Индустрия туризма: Перевозки [Текст] / М.Б. Биржаков, В.И. Никифоров — СПб.: Издательский дом Герда, 2001. — 400 с.
12. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст] / М.Б. Биржаков. — СПб.: Издательский Торговый дом Герда, 2004. — 235 с.
13. Бирюков, П.Н. Правовое регулирование туристской деятельности [Текст] / П.Н. Бирюков, Ю.А. Хамова — М.: Юристъ, 2009. — 98 с.
14. Вахмистров, В.П. Правовое обеспечение туризма [Текст] / В.П. Вахмистров, С.И Вахмистрова — М.: Изд-во Михайлова, 2005. — 309 с.
15. Волошин, Н.И. Правовое регулирование в туризме [Текст] / Н.И Волошин — М.: Финансы и статистика, 2004. — 189 с.
16. Гапеев, В.И. Безопасность движения на железнодорожном транспорте [Текст] / В.И. Гапеев, Ф.П. Пищик, В.И. Егоренко; под. общ. ред. А.Г. Калпина. — М.: Транспорт, 2003. — 125 с.
17. Голубев, И.Р. Окружающая среда и транспорт [Текст] / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. — М.: Транспорт, 2002. — 245 с.
18. Гуляев, В.Г. Организация туристических перевозок [Текст] / В.Г. Гуляев — М.: Финансы и статистика, 2001. — 115 с.
19. Гуляев, В.Г. Туристские перевозки [Текст] / В.Г. Гуляев. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 367 с.
20. Долматов, Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы [Текст] / Г.М. Долматов, Г.М. Долматова. — Ростов-на-Д.: Феникс, 2004. — 195 с.
21. Дехтярь, Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме [Текст] / Г.М. Дехтярь. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 58 с.
22. Зорин, И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности [Текст] / И.В.Зорин, Т.П.Каверина. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 288 с.
23. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст] / Е.Н. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 25 с.
24. Ильина, Е.Н. Туризм — путешествия [Текст] / Е.Н. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 450 с.
25. Ильина, Е.Н. Организация железнодорожных путешествий [Текст] / Е.Н. Ильина — М.: Советский спорт, 2003. — 104 с.
26. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст] / В.А. Квартальнов — М.: Финансы и статистика, 2000. — 328 с.
27. Николашина, В.М. Сервис на транспорте [Текст] / В.М. Николашина. — М.: Академия, 2004. — 145 с.
28. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме [Текст] / Г.А. Папирян — М.: Финансы и статистика, 2001. -160 с.
29. Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли [Текст] / Д. С. Ушаков. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 446 с.
30. Милевская, В.А. Железнодорожный транспорт [Электронный ресурс] // О развитии железнодорожного туризма: науч. журн. — 2000. [Т. 3]. С. 40. Режим доступа: .
31. Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .
32. Официальный сайт Российские железные дороги [Электронный ресурс]. — Режим доступа: .
33. Российские железные дороги: трехмер. Путеводитель [Электронный ресурс]. — М.: Новый Диск, 2011. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
34. Сирик , Н.В. Право туристов Российской Федерации [Электронный ресурс] //Право: сетевой журн. — 2008. — Режим доступа: .
35. Туристский вестник. «Государственное регулирование туризма: как у них?» [Электронный ресурс]. — Интернет-издание, 2007. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).