Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Развитие теории эстетического воспитания8
1.1. Идеи зарубежного эстетического воспитания8
1.2. Идеи отечественного эстетического воспитания28
Глава 2. Понятие, сущность, роль в развитии личности современного эстетического воспитания младших школьников41
2.1. Роль эстетического воспитания в развитии личности младших школьников41
2.2. Понятие и сущность эстетического воспитания46
2.3. Модель комплексной системы педагогических условий эстетического воспитания младших школьников56
Глава 3. Комплексное эстетическое воспитание в семье и школе59
3.1. Особености соблюдения педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в семье59
3.2. Особенности соблюдения педагогических условий эстетического воспитания младших школьников в системе общеобразовательного обучения68
Глава 4. Эмпирическое исследование уровня эстетического развития младших школьников77
Заключение89
Список литературы93
Приложение 1…96
Приложение 2…..113
Выдержка из текста работы
Актуальность настоящего дипломного исследования. Великий немецкий философ Ф. Шиллер считал чрезвычайно важной задачу сделать человека эстетически воспитанным, ибо только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание . Нравственно — эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в окружающей действительности, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков и т.д.).
Проблема определения сущности эстетического воспитания, где выражается и его цель, имеет крайне важное значение, как для теории, так и для практики эстетического воспитания. Действительно, от понимания цели эстетического воспитания — сводится ли она к формированию эстетического сознания личности или включает в себя и развитие ее способностей и потребностей к эстетической деятельности — зависит содержание теории и практики эстетического воспитания. Необходим всесторонний анализ проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим важно подчеркнуть, что непосредственные задачи эстетического воспитания в обществе формулируются в соответствии с идеальными представлениями об эстетической культуре личности.
Конкретная реализация задач эстетического воспитания осуществляется в рамках системы образования, поэтому для определения его сущности в той или иной культуре необходимо рассмотреть его место и функции в системе образования в целом. Задача изучения традиций эстетического воспитания в различных странах и культурных традициях является чрезвычайно актуальной для России, поскольку в результате экономических и политических преобразований существенно изменилась социокультурная жизнь. В реформаторских проектах системе образования уделяется меньше внимания по сравнению с экономическими и политическими вопросами. В процессе смены официально-государственных приоритетов набирает силу тенденция спада художественной и эстетической культуры. Проблемы воспитания и образования подрастающего поколения, воспринимающиеся в качестве второстепенных задач, явно оказываются отодвинутыми за черту актуальности.
Но законы жизнедеятельности людей таковы, что общество не может существовать, если происходит разрыв в цепи преемственности культурных ценностей, если из единого процесса его развития выпадает то или иное звено. Все больше в жизнь человека входит художественно-эстетическое начало, связанное не только с искусством, но также охватывающее эстетику труда и производства, быта и поведения. Эстетического отношения к себе требует природа, личные взаимоотношения людей. Сфера эстетического становится шире, а, значит, развивается социальная потребность в адекватном воспитании подрастающего поколения. Эстетическое воспитание как процесс подразумевает взаимодействие с образованием и предполагает получение начальных художественно-практических навыков и развитие творческих способностей в области искусства. Все эти факторы должны учитываться при разработке современных образовательных и воспитательных программ, действительно обеспечивающих коренное улучшение эстетического воспитания подрастающего поколения.
В сложившейся в России ситуации очень важным является формирование эстетической культуры личности, воспитание творческой активности, способности чувствовать и понимать прекрасное, эстетически проявлять себя во всех сферах деятельности. В «Законе Российской Федерации об образовании» среди основных принципов государственной политики в области образования назван «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека — свободного развития личности», который наряду с другими способствует решению задач «…формирования общей культуры личности; адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» .
В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 года «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» подчеркивается: в современных условиях становится очевидным, что «эстетическое образование начинает
играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития» .
Объект исследования в настоящей работе – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – особенности педагогических условий эстетического воспитания младших школьников.
Цель работы – изучить педагогические условия воспитания младших школьников. Поставленная цель дипломного исследования определяет необходимость решения следующих задач:
1. изучить понятие и сущность эстетического воспитания;
2. исследовать возрастные особенности эстетического воспитания младших школьников;
3. определить основные педагогические условия эстетического воспитания школьников.
Гипотеза исследования: эффективность эстетического развития может быть обеспечена при соблюдении следующих педагогических условий:
— единства образовательного пространства, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания художественного образа и продуктивной творческой деятельности ребенка;
— научно-обоснованного отбора произведений для изучения, учитывающего психологические особенности детей 7-9 лет, основанного на высоком художественном уровне работ и обращении к многообразию эстетических эталонов;
— реализации концепции эстетического воспитания младших школьников, направленной на творческое развитие личности, основой которого является формирование эстетических доминант восприятия, эмпатии и культуры воображения;
— разработки программ поэтапного эстетического развития младших школьников на основе интерактивности, диалога и игры.
Методологической основой исследования явились концепции эстетического воспитания и развития детей младшего возраста (В.В. Алексеева, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов); труды по психологии художественного восприятия, возрастной психологии и теории обучения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А. Маслоу, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б. Эльконин).
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной педагогике проанализирована и обобщена работа по эстетическому воспитанию младших школьников, выявлены ее ведущие тенденции и перспективы. Определены критерии эстетического развития младших школьников
Теоретическая значимость. Проанализирована концепция эстетического развития младших школьников, основанная на принципе единства их образовательного пространства и педагогического взаимодействия в решении единых развивающих, воспитательных и образовательных задач.
Практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации по педагогическому руководству эстетическим развитием младших школьников, направленная на развитие эмпатии и продуктивности творческого воображения, могут применяться в системе повышения квалификации и при подготовке в ВУЗах педагогов.
При написании работы был использован ряд методов исследования, как общенаучного характера, так и специальные психолого-педагогические методы, такие как анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент. Из категории общенаучных методов нами были использованы: библиографический, анализ, синтез, систематизация и интерпретация.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Развитие теории эстетического воспитания
1.1. Идеи зарубежного эстетического воспитания
Эстетическое воспитание принадлежит трем областям человеческой деятельности – эстетике как философской науке, музыкознанию и педагогике как наукам, намечающим конкретные пути и методы претворения в данном контексте эстетических идей в практике воспитания, в педагогическом процессе. Прослеживая эволюцию взглядов на эстетическое воспитание в истории философской, музыкальной и педагогической мысли, мы исходили из следующих положений:
Первое состоит в том, что общие идеи эстетического воспитания нашли широкое освещение в разных философских системах.
Второе заключается в том, что эстетическое отношение к миру объединяет все духовные силы человека: ощущения, эмоции, интеллект, волю, воображение, т.е. является целостным чувственно-образным и идейно-эмоциональным отношением, духовно утверждающим человека в действительности, и оно есть познавательно-оценочное, творческое и коммуникативное.
Осознание значимости эстетического воспитания прошло ряд этапов развития. Если мы обратимся к истокам эстетического воспитания, то обнаружим, что отношение к миру изначально эстетическим было у древних народов. Образно, на основе душевного строя чувств, через практику осваивался, осязался мир.
Начальной «школой» эстетического воспитания была мифология, миф являлся универсальным инструментом воспитания.
Особенная эстетичность свойственна древнегреческой мифологии, в которой в единстве выступают эстетическое и космологическое (слово «космос» означает мир, красоту, гармонию, мироздание): прекрасна вселенская гармония, и человеческая жизнь вливается в эту гармонию. Образы греческих мифов антропоморфны, земная жизнь людей, их поведение и страсти подобны жизни богов, она как проекция существования вечных богов. Прекрасному царству богов отражается прекрасное человеческое царство, хотя, по словам Т.Манна, и с «оглядкой на кровавое пиршество». Греческий миф пронизан эстетическим вкусом, тактом, установками, моделями человеческого поведения. Вот почему мифологические сюжеты нашли широкое воплощение в мировой музыкальной культуре……………..
Заключение
Наше динамичное, переходно-кризисное время характеризуется необходимостью переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений. Все они, так или иначе, касаются характера отношений человека с миром, поскольку становится всё более очевидной невозможность сохранения прежней стратегии в этих отношениях. Так, невозможно продолжение прежней политики всестороннего истощающего потребления ввиду невосстановимости ресурсов планеты, невозможно прежнее понимание развития и прогресса, связанное, прежде всего, с расширением экспансии человека в природу. Наконец, исчерпало себя старое представление о развитии человека как о процессе возрастания его потребностей, требующих все более расширенного их удовлетворения за счёт эксплуатации внешнего мира, покорения природы и т.п. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения в мире.
Суть формируемого на наших глазах нового подхода в том, что в понимании развития и прогресса внимание, смысловые акценты и направления деятельности должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, задействование его собственных резервов и возможностей. Это означает не только изменение параметров оценки развития — от количественных характеристик экспансии человека в мир к качественным характеристикам его проявления в мире, — но и определяет введение новых векторов самого понимания человека, его целей и задач в мире. Наряду с пересмотром целого ряда соответствующих проблем, это означает и новый подход к пониманию потребностей человека, самому их содержанию. Действительно, потребительская цивилизация, в которой человек перестал быть всесторонне развивающейся личностью, превратившись во всесторонне потребляющего индивида, исчерпала свои возможности, подойдя к тотальному кризису. В самом деле, нельзя бесконечно наращивать потребление, если не происходит восполнение, восстановление или хотя бы замещение потребляемого, внешнего же источника-донора — в виде, например, запасной планеты — в наличии пока нет. И потому человек оказывается в ситуации, когда он просто вынужден понять, что у него нет иного выхода, кроме пересмотра своих прежних позиций, смены предпочтений в иерархии ценностей.
Сложившиеся противоречия между традиционными формами организации семейного досуга в учреждениях культуры и духовными потребностями современной российской семьи обуславливают необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию деятельности клубных учреждений в процессе организации культурно-досуговой деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной российской семьи. Учитывая особенности развития семейного досуга, в исследовании выдвинута проблема выявления социально-культурных условий, необходимых для развития досуговых интересов современной семьи.
В основе семейного воспитания нами закладываются ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом и государством. Культурные основания современного семейного воспитания должны строиться с учетом принципов плюрализма и вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственности государства за воспитание детей и молодежи.. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято называть культурой быта. Окружающая предметно-пространственная среда, образующая современный интерьер и дизайн внутренних помещений, значима не только в плане физического комфорта, но и для эстетического воспитания, создания душевного благополучия ребенка. Мебель, игрушки, одежда, развивающие пособия, дизайн внутренних помещений, световой комфорт, цветовая гамма стен, гардин и напольных покрытий — все это создает настроение.
Весьма привлекательной с точки зрения эффективности и доступности является концепция, разработанная Арабидзе О.Н., по музейно-эстетическому воспитанию. Вариативность форм работы по эстетическому развитию предусматривает: культурно-средовое погружение (русская народная, западно-европейская и восточная культуры) на основе диалога, интерактивности, игры и продуктивной творческой деятельности в образовательном пространстве детского сада; тематические экскурсии-сказки и интеграционные игры в музейной среде, занятия в детском саду с использованием слайдов, изобразительных подлинников, а также настольных развивающих музейных игр, сказок о музее и художниках; изобразительную деятельность детей в музее и в детском саду.
Таким образом, эстетическое воспитание является ведущим фактором формирования эстетической культуры школьников. Во всестороннем развитии личности она играет особую роль: открывает возможность видения и понимания эстетических сторон в действительности, прекрасного в искусстве. Эстетическое воспитание в конечном итоге призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты» Процесс эстетического воспитания — относительно самостоятельная составная часть общего процесса коммунистического воспитаний. Он закономерен, а значит, познаваем и управляем. Основными его компонентами являются художественное образование, развитие эстетических чувств, эстетического вкуса и художественная деятельность. Эстетическое освоение мира школьником происходит, прежде всего, в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Комплексный подход к осуществлению эстетического воспитания требует объединения и согласования усилий педагогов, семьи и общественности.
Список литературы
1. Анисимова М.В. Эстетическое воспитание в семье и дома. М., 2001.
2. Арабидзе О.Н. Теория музейного воспитания. М., 2003
3. Асташова Н.А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства. Брянск, 1993.
4. Белогуров А.Ю. Семья в социокультурном и педагогическом измерении постиндустриального мира/Социологические исследования, 2004, № 11.
5. Богданова Н.А. Подготовка студентов педагогического колледжа к эстетико-физическому воспитанию школьников: учебное пособие. Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2007.
6. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников. Волгоград: Учитель, 2007.
7. Волчегорская Е.Ю. Концепция личностно ориентированного эстетического воспитания младших школьников. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007.
8. Воробьева Ж.А. Формирование эстетической оценки музыки у младших школьников: Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003.
9. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. М., 2007.
10. Гарданов М.К. История образования и развития осетинской семьи. М., 1945
11. Голошумова Г.С. Этнохудожественное воспитание сельских школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала: метод. пособие М.: Изд-во ИСПС РАО, 2005.
12. Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII-XIX вв. // Русские: семейный и общественный быт. — М., 1989.
13. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Юристъ, 1992.
14. Лукин П.В. Эстетическое воспитание школьников: Методика исследования: Метод. пособие. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2001.
15. Мацкевич М.В. Игра в пространстве музея как средство эстетического развития дошкольников //Музей как креативное пространство культуры. Международная научно-практическая конференция. Минск: Белпринт, 2005
16. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов: Книга для учителя. / Под редакцией В.Д.Симоненко. Брянск: БГПУ, 2005.
17. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 2001.
18. Нужная И.А. Эстетическое воспитание младших школьников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, 2004.
19. Панова А.Е. Семейная педагогика. М.: ПРИОР, 2004
20. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда. М.: Академия, 2006.
21. Сборник материалов и документов Министерства образования Российской Федерации за 1995 г. М., 1995
22. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). Майкоп, 2000.
23. Синкевич И.А. Полихудожественное развитие школьников: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Мурманск: Мурманский гос. пед. ун-т (МГПУ), 2007.
24. Терентьева О.В. Семейно–досуговое времяпрепровождение как фактор укрепления семьи. Автореферат. М., 2005.
25. Художественно-эстетическое развитие студентов и школьников: межвузовский сборник научных трудов. М.; Елец: Московский пед. гос. ун-т; Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2005.
26. Хрестоматия по философии / Сост. Попов А.В. М., 1997.
27. Шмыдко А.А. Воспитание духовного мира младших школьников средствами. Ростов-на-Дону: РостИздат, 2007.
28. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. М. Д. Таборидзе. М., 1988.
29. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: Учеб. Пособие. М.: Центр гуманитар. лит., 2002.
30. Явгильдина З.М. Музыкально-эстетический интерес младших школьников: вопросы теории и практики. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест Кеттела
Шкалы: замкнутость — общительность, конкретное мышление — абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность, подчиненность — доминантность, сдержанность — экспрессивность, низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения, робость — смелость, реализм — чувствительность, подозрительность — доверчивость, практичность — мечтательность, прямолинейность — проницательность, спокойствие — тревожность, консерватизм — радикализм, зависимость от группы — самостоятельность, низкий самоконтроль — высокий самоконтроль, расслабленность — эмоциональная напряженность.
Иструкция к тесту
Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ФЕНОМЕН «РАСЩЕПЛЕНИЯ» ПОЛЮСОВ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ
Холодная М.А. Феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. — М., 1999. С 30-48.
Стилевой подход с первых лет своего возникновения был связан с формированием альтернативного — сравнительно с традиционными тестологическими теориями — взгляда на природу индивидуальных различий в устройстве и функционировании интеллекта. В качестве предмета исследования выступили индивидуально своеобразные способы переработки информации о своем окружении (в том числе способы восприятия, категоризации, понимания и интерпретации происходящего), обозначенные как «когнитивные стили». Предполагалось, что стилевые исследования выводят на первый план проблему уникальности индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также позволяют объяснить личность за счет обращения к анализу особенностей организации ее познавательной сферы………………….
Доклад
Уважаемый председатель аттестационной комиссии!
Уважаемые члены аттестационной комиссии!
Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Педагогические условия воспитания младших школьников»
Актуальность настоящего дипломного исследования. Великий немецкий философ Ф. Шиллер считал чрезвычайно важной задачу сделать человека эстетически воспитанным, ибо только из эстетического начала может развиваться нравственное сознание .
В сложившейся в России ситуации очень важным является формирование эстетической культуры личности, воспитание творческой активности, способности чувствовать и понимать прекрасное, эстетически проявлять себя во всех сферах деятельности. В «Законе Российской Федерации об образовании» среди основных принципов государственной политики в области образования назван «…гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека — свободного развития личности», который наряду с другими способствует решению задач «.. .формирования общей культуры личности; адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» .
В решении коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая 1995 года «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» подчеркивается: в современных условиях становится очевидным, что «эстетическое образование начинает
играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития» .
Объект исследования в настоящей работе – эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования – особенности педагогических условий эстетического воспитания младших школьников.
Цель работы – изучить педагогические условия воспитания младших школьников. Поставленная цель дипломного исследования определяет необходимость решения следующих задач:
1. изучить понятие и сущность эстетического воспитания;
2. исследовать возрастные особенности эстетического воспитания младших школьников;
3. определить основные педагогические условия эстетического воспитания школьников.
Гипотеза исследования: эффективность эстетического развития может быть обеспечена при соблюдении следующих педагогических условий:
— единства образовательного пространства, предполагающего взаимосвязь эстетического восприятия, духовного переживания художественного образа и продуктивной творческой деятельности ребенка;
— научно-обоснованного отбора произведений для изучения, учитывающего психологические особенности детей 7-9 лет, основанного на высоком художественном уровне работ и обращении к многообразию эстетических эталонов;
— реализации концепции эстетического воспитания младших школьников, направленной на творческое развитие личности, основой которого является формирование эстетических доминант восприятия, эмпатии и культуры воображения;
— разработки программ поэтапного эстетического развития младших школьников на основе интерактивности, диалога и игры.
Методологической основой исследования явились концепции эстетического воспитания и развития детей младшего возраста (В.В.Алексеева, Е.М.Торшилова, Б.П.Юсов); труды по психологии художественного восприятия, возрастной психологии и теории обучения (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, Д.Б.Эльконин).
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной педагогике проанализирована и обобщена работа по эстетическому воспитанию младших школьников, выявлены ее ведущие тенденции и перспективы. Определены критерии эстетического развития младших школьников
Теоретическая значимость. Проанализирована концепция эстетического развития младших школьников, основанная на принципе единства их образовательного пространства и педагогического взаимодействия в решении единых развивающих, воспитательных и образовательных задач.
Практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации по педагогическому руководству эстетическим развитием младших школьников, направленная на развитие эмпатии и продуктивности творческого воображения, могут применяться в системе повышения квалификации и при подготовке в ВУЗах педагогов.
При написании работы был использован ряд методов исследования, как общенаучного характера, так и специальные психолого-педагогические методы, такие как анкетирование, опрос, наблюдение, эксперимент. Из категории общенаучных методов нами были использованы: библиографический, анализ, синтез, систематизация и интерпретация.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложение.
На основе проведенного исследования автором были сделаны следующие выводы:
Наше динамичное, переходно-кризисное время характеризуется необходимостью переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений. Все они так или иначе касаются характера отношений человека с миром, поскольку становится всё более очевидной невозможность сохранения прежней стратегии в этих отношениях. Так, невозможно продолжение прежней политики всестороннего истощающего потребления ввиду невосстановимости ресурсов планеты, невозможно прежнее понимание развития и прогресса, связанное прежде всего с расширением экспансии человека в природу. Наконец, исчерпало себя старое представление о развитии человека как о процессе возрастания его потребностей, требующих все более расширенного их удовлетворения за счёт эксплуатации внешнего мира, покорения природы и т.п. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения в мире.
Суть формируемого на наших глазах нового подхода в том, что в понимании развития и прогресса внимание, смысловые акценты и направления деятельности должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, задействование его собственных резервов и возможностей. Это означает не только изменение параметров оценки развития — от количественных характеристик экспансии человека в мир к качественным характеристикам его проявления в мире, — но и определяет введение новых векторов самого понимания человека, его целей и задач в мире. Наряду с пересмотром целого ряда соответствующих проблем, это означает и новый подход к пониманию потребностей человека, самому их содержанию. Действительно, потребительская цивилизация, в которой человек перестал быть всесторонне развивающейся личностью, превратившись во всесторонне потребляющего индивида, исчерпала свои возможности, подойдя к тотальному кризису. В самом деле, нельзя бесконечно наращивать потребление, если не происходит восполнение, восстановление или хотя бы замещение потребляемого, внешнего же источника-донора — в виде, например, запасной планеты — в наличии пока нет. И потому человек оказывается в ситуации, когда он просто вынужден понять, что у него нет иного выхода, кроме пересмотра своих прежних позиций, смены предпочтений в иерархии ценностей.
Сложившиеся противоречия между традиционными формами организации семейного досуга в учреждениях культуры и духовными потребностями современной российской семьи обуславливают необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию деятельности клубных учреждений в процессе организации культурно-досуговой деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной российской семьи. Учитывая особенности развития семейного досуга, в исследовании выдвинута проблема выявления социально-культурных условий, необходимых для развития досуговых интересов современной семьи.
В основе семейного воспитания нами закладываются ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом и государством. Культурные основания современного семейного воспитания должны строиться с учетом принципов плюрализма и вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственности государства за воспитание детей и молодежи.. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость развивающего влияния окружающей среды — всего того, что принято называть культурой быта. Окружающая предметно-пространственная среда, образующая современный интерьер и дизайн внутренних помещений, значима не только в плане физического комфорта, но и для эстетического воспитания, создания душевного благополучия ребенка. Мебель, игрушки, одежда, развивающие пособия, дизайн внутренних помещений, световой комфорт, цветовая гамма стен, гардин и напольных покрытий — все это создает настроение.
Весьма привлекательной с точки зрения эффективности и доступности является концепция, разработанная Арабидзе О.Н., по музейно-эстетическому воспитанию. Вариативность форм работы по эстетическому развитию предусматривает: культурно-средовое погружение (русская народная, западно-европейская и восточная культуры) на основе диалога, интерактивности, игры и продуктивной творческой деятельности в образовательном пространстве детского сада; тематические экскурсии-сказки и интеграционные игры в музейной среде, занятия в детском саду с использованием слайдов, изобразительных подлинников, а также настольных развивающих музейных игр, сказок о музее и художниках; изобразительную деятельность детей в музее и в детском саду.
Таким образом, эстетическое воспитание является ведущим фактором формирования эстетической культуры школьников. Во всестороннем развитии личности она играет особую роль: открывает возможность видения и понимания эстетических сторон в действительности, прекрасного в искусстве. Эстетическое воспитание в конечном итоге призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты» Процесс эстетического воспитания — относительно самостоятельная составная часть общего процесса коммунистического воспитаний. Он закономерен, а значит, познаваем и управляем. Основными его компонентами являются художественное образование, развитие эстетических чувств, эстетического вкуса и художественная деятельность. Эстетическое освоение мира школьником происходит прежде всего в процессе обучения, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Комплексный подход к осуществлению эстетического воспитания требует объединения и согласования усилий педагогов, семьи и общественности.