Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
Глава 1. Понятие и сравнительно-правовая характеристика вовлечения
несовершеннолетнего в совершение преступления7
§ 1. Понятие вовлечения несовершеннолетнего в совершение
преступления7
§ 2. Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в уголовном законодательстве зарубежных
стран11
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения
несовершеннолетнего в совершение преступления14
§ 1. Объект вовлечения несовершеннолетнего в совершение
преступления14
§ 2. Объективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в
совершение преступления24
§ 3. Субъективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в
совершение преступления.46
Глава 3. Проблемы дифференциации ответственности и индивидуализации наказания за вовлечение несовершеннолетнего в
совершение преступления.66
Заключение..77
Список использованных источников..80
Приложение 184
Приложение 285
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российского общества существенную угрозу его национальной безопасности составляет преступность. Вызывая тревогу и озабоченность со стороны политиков, работников правоохранительных структур, исследователей, криминальная ситуация в стране демонстрирует крайне негативную динамику совершаемых преступлений, в том числе и преступлений против интересов развития и воспитания несовершеннолетних, количество которых за последние десять лет удвоилось. Необходимость защиты детей от криминального насилия и криминализирующего влияния взрослых, осознанная мировым сообществом и национальным законодателем, обусловила принятие ряд нормативно-правовых актов, направленных на пресечение преступной деятельности лиц, пытающихся привить несовершеннолетним взгляды и убеждения преступного мира и их личного поведения. Особое место занимает Уголовный Кодекс Российской Федерации, предусматривающий ст. 150 ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совршение преступления.
Норму о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений можно отнести к числу традиционных уголовно-правовых запретов. Эта норма, возникнувшая в российском законодательстве в середине XIX столетия и неоднократно корректировавшаяся, всегда сохраняла свою социальную значимость — защищать нравственные интересы подрастающего поколения, препятствовать распространению преступности в подростковой среде, дисциплинировать лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних.
Таким образом, можно утверждать, что в современной уголовно-правовой литературе отсутствуют монографические работы, посвященные исследованию проблемы конструирования и применения уголовно-правовой нормы об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Сказанное обусловливает актуальность избранной темы исследования и предопределяет его объект и предмет.
Объект дипломного исследования составляют общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью противодействия фактам вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, реализующиеся в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, и состоящие в криминализации данного общественно опасного деяния, дифференциации ответственности и индивидуализации наказания за него.
Предметом дипломного исследования определены нормативные предписания ст. 150 УК РФ, предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, а также практика применения данной уголовно-правовой нормы следственно-прокурорскими и судебными органами.
Целью дипломного исследования нами обозначена разработка предложений по усовершенствованию российского уголовного законодательства в части криминализации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и дифференциации ответственности за него, а также составление рекомендаций по квалификации данного преступления и назначению наказания за него.
В соответствии с нею задачами исследования являются:
1)изучение истории российского уголовного законодательства в части
регламентации ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в
совершение преступления;
2)определение понятия «вовлечение несовершеннолетнего в
совершение преступления»;
3)анализ современного зарубежного уголовного законодательства об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений;
4)уголовно-правовая характеристика признаков состава вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления;
5)изучение имеющихся средств дифференциации ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
6)разработка новых возможных квалифицирующих признаков состава вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления;
7)анализ санкций за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и практики назначения наказания за него.
Решение поставленных задач достигается на основе анализа комплекса нормативных, эмпирических и теоретических источников.
Нормативная база дипломного исследования представлена международными, национальными и иностранными правовыми актами.
Эмпирическую основу диссертации составляют материалы обобщений судебной практики по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность, проводимые Верховным Судом РФ; статистические данные Управления Судебного Департамента при Верховном Суде в Ставропольском крае; материалы опубликованной судебной практики Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ; материалы уголовных дел о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют классические произведения представителей отечественной уголовно-правовой науки, посвященные: 1) проблемам изучения признаков состава преступления (А. Н. Трайнин, Н. И. Коржанский, П. С. Дагель и др.); 2) вопросам квалификации преступлений (В. Н. Кудрявцев, Л. Д. Гаухман и др.); 3) проблемам дифференциации уголовной ответственности (Т. А. Лесниевски-Костарева, Ю. Б. Мельникова и др.); 4) проблемам индивидуализации уголовного наказания (Г. И. Чечель, И. И. Карпец и др.).
В диссертационном исследовании обобщены работы, изданные ранее по проблемам квалификации преступлений против несовершеннолетних, подготовленные Н. И. Трофимовым, К. К. Сперанским, К. К. Кусниденовым, В. Ф. Ивановым, В. С. Савельевой, С. Ш. Ахмедовой, Ю. Е. Пудовочкиным и
др.
Изучение проблем ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления осуществлялось комплексом классических методов научного познания. Универсальным методом любого научного исследования является диалектика, предъявляющая к процессу изучения правовых явлений требования объективности, всесторонности, комплексности и конкретности истины.
В качестве теории среднего уровня был применен системный подход, позволяющий рассмотреть состав вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления в качестве системы взаимосвязанных объективных и субъективных признаков, включенной в систему уголовно-правовых норм о защите несовершеннолетних в России. Основными частнонаучными методами, использованными в работе, являются сравнительно-правовой метод, дающий возможность рассматривать современное состояние соответствующих правовых норм в различных национальных системах права и в истории отечественного уголовного права; и догматический метод, предполагающий толкование основных понятий и институтов уголовного права.
Структура дипломной работы определяется стоящими перед ней целями и задачами и включает в себя введение, три главы, объединяющие параграфы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В
СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 1. Понятие вовлечения несовершеннолетнего в совершение
преступления
Непременным условием качественного применения любого закона
является правильное уяснение смысла и значения содержащихся в нем
понятий. Особую значимость проблема определения понятий приобретает в
сфере уголовно-правового регулирования. Тем не менее, в теории уголовного
права точному значению слов и понятий не всегда уделяется должное
внимание, что порой способствует ошибкам в построении уголовно-
правовых норм, а значит, и в их толковании в ходе применения.
Уголовный Кодекс России изменил диспозицию действовавшей ранее уголовно- правовой нормы о вовлечении несовершеннолетних в антиобщественную деятельность (ст. 210 УК РСФСР), выделив вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в самостоятельный состав преступления. В действующем законодательстве диспозиция статьи, предусматривающей ответственность за данное преступление, сконструирована по типу описательной диспозиции и содержит характеристику способов вовлечения, его субъекта и направленности. Однако сам термин «вовлечение» в законе не раскрывается, что порождает на практике его различное толкование .
Следует заметить, что официального толкования понятия «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» на сегодняшний день нет. Оно исследуется в науке уголовного права, но Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем последнем постановлении по рассматриваемым проблемам не уделил данному вопросу внимания. В связи с этим возникает необходимость сопоставить имевшиеся ранее разъяснения Пленума Верховного Суда СССР (РСФСР) с современной формулировкой признаков данного преступления.
В 2000 году, 14 февраля, Пленум Верховного Суда РФ постановлением №7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» отменил все ранее действовавшие постановления, принятые по проблемам квалификации вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, однако какого-либо определения рассматриваемого понятия в нем, к сожалению, не содержится. Не нашли своего отражения проблемы толкования понятия вовлечения несовершеннолетних в пьянство и в Обзоре о рассмотрении судами Российской Федерации дел о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность .
Также неоднозначно понятие «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления» трактуется и наукой уголовного права. Основные проблемы при определении данного понятия вызывают: характер действий взрослого лица (должны ли они быть систематическими или однократными); характеристика состава преступления (формальный или материальный); характеристика самого несовершеннолетнего (точнее уровня его развития и возраста).
Так, некоторые юристы утверждают, что под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность следует понимать длительное пагубное воздействие взрослых на несовершеннолетних, предлагая считать преступлением «вовлечение в неоднократное совершение преступления в качестве исполнителя, пособника или укрывателя». Этой же позиции придерживались исследователи, утверждавшие, что вовлечение представляет собой такой вид деятельности, которая предполагает намерение превратить несовершеннолетнего в преступника. Другие — напротив, признавали наличие состава преступления уже в однократных действиях взрослого лица. В частности, К. К. Сперанский указывал, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут образовывать действия взрослого, направленные на подстрекательство несовершеннолетнего к совершению одного или нескольких преступлений.
Наконец, в рамках третьей проблемы оформился подход, согласно которому для квалификации действий взрослого как преступления необходимо, чтобы несовершеннолетний достиг определенного уровня развития или возраста (С. Ш. Ахмедова называет таким возрастом 3 года, Кибальник А. Г. и Соломоненко И. Г. — возраст достижения несовершеннолетним нижней границы уголовной ответственности); а также сложилось мнение, что возраст вовлекаемого несовершеннолетнего не имеет значения для квалификации действий взрослого .
Столь различное понимание вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления представителями науки уголовного права не может оказать позитивного влияния на практику применения соответствующей уголовно-правовой нормы.
При характеристике понятия «вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления» следует осветить вопрос о понятии «несовершеннолетний». УК РФ для обозначения лиц, не достигших совершеннолетия, использует несколько понятий: малолетний; лицо, не подлежащее уголовной ответственности в силу возраста; лицо, не достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность; несовершеннолетний; ребенок, дети; лицо, не достигшее возраста 14 лет; лицо, достигшее возраста 14 лет; лицо, не достигшее возраста 16 лет; лицо, достигшее возраста 16 лет; лицо, не достигшее возраста 18 лет. Подобная градация уместна, поскольку благодаря ей более отчетливо проводится принцип индивидуализации и дифференциации, к тому же, возраст и лица, совершившего преступление, и жертвы является одним из факторов, обусловливающих общественную опасность деяния.
Выдержка из текста работы
§1. История и развитие преступлений против несовершеннолетних ………..7 §2. Понятие вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений в уголовном праве…………………………………………………………………14
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления …………………………….26
§1. Объект вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений ..26
§2. Объективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений ……………………………………………………………………37
§3. Субъективная сторона вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений ……………………………………………………………………44
§4. Субъект вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений …………………………………………………………………………………….47
Глава 3. Квалифицированные и особо квалифицированные составы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления……………..51
§1.Квалифицированный состав вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления………………………………………………………51
§2.Особо квалифицированные составы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления………………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы……………………………………………68
Введение
Воспитание граждан, а также защита их прав и законных интересов являются одной из важнейших задач и непременным долгом демократического общества. Важное значение имеет в этом вопросе забота о подрастающем поколении, то есть о несовершеннолетних, которые в условиях, когда обостряются социальные проблемы, связанные с падением уровня жизни и отсутствием должного контроля семьи, низким уровнем рабoты образовательных учреждений, распадом системы трудоустройства и низким количеством доступных досуговых заведений, скрытой и открытой пропаганды «антиздорового» образа жизни все чаще становятся «благодатным материалом» для реализации криминальных интересов взрослых, а в таких обстоятельствах естественно возрастает значение активизации борьбы с вoвлечением несовершеннолетних в совершение преступлений.
Неблагоприятные тенденции в состоянии, структуре и динамике преступности несовершеннолетних на настоящее время крайне очевидны. Вместе с тем увеличивается и количество вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений. В современных условиях подростки все чаще попадают под влияние криминальной среды. С каждым годом возрастает количество преступлений, которые совершаются несовершеннолетними. За последние несколько лет уровень преступности несовершеннолетних превысил 2 000 преступлений на сто тысяч человек населения в возрасте от 14 до 17 лет. Так например, по официальным данным на январь 2009 года на территории Российской Федерации зарегистрировано около 250 тысяч преступлений, из которых каждое девятнадцатое совершено несовершеннолетними или при их соучастии, а это чуть более пяти процентов .
Объектом данного дипломного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе уголовно-правовой борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и предупреждения таких преступлений.
Предметом дипломного изучения являются уголовно-правовые и криминологические особенности указанных преступлений, закономерности и тенденции изменений в данном виде преступности, средства борьбы с ними, а также их предупреждения.
Основная цель изысканий состоит в анализе уголовно-правовых и криминологических проблем борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и их предупреждения, в выработке на этой базе предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование соответствующей уголовно-правовой нормы, практики ее применения и мер предупреждения указанных преступлений.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследовательской работы решались следующие задачи:
— анализ действующего законодательства, в особенности уголовного, а также подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, государственных и общественных институтов по борьбе с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и его предупреждению;
— оценка уголовно-правовой характеристики вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления и разработка предложений по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм;
— анализ состояния, динамики, тенденций и закономерностей данного вида преступлений, а также преступлений несовершеннолетних, совершенных в результате вовлечения;
— определение криминальных последствий вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления;
— определение необходимых направлений общего и индивидуального предупреждения вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления;
— выявление причин и условий, способствующих вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления
— определение особенностей личности взрослого, вовлекающего в преступление, и несовершеннолетнего, способствующих совершению преступления;
— разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию научного, правового, организационно-методического, информационного, кадрового, материально-технического обеспечения предупреждения данного преступления.
Различные аспекты рассматриваемых проблем нашли отражение в научных трудах многих ученых. В частности, проблемным вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних, их вовлечению в совершение преступлений, решению задач по совершенствованию уголовно-правовых норм об указанных преступных действиях на протяжении ряда лет уделялось значительное внимание в трудах В.О. Исаенко, В.Е. Коноваловой, В.Н Кудрявцева., А.П. Лаийзекхо, В.П. Майкова, И.Л. Марогуловой, А.И. Марцева, Г.С. Мауленова, Э.Б. Мельниковой, Г.М. Миньковского, А.П. Перминовой, В.А. Плешакова, А.А. Примаченка, А.А. Расулева, В.П. Ревина, Е.В. Сокол, С.Г. Соловьева, К.К. Сперанского, А.П. Тузова, Е.А. Худякова, A.M. Царегородцева, А.В. Шеслера, Н.В. Шость.
Но следует отметить, что значительная часть трудов вышеперечисленных авторов была опубликована до принятия Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года. На основании этого анализ соответствующей новой уголовно-правовой нормы, вопросы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, квалификации этого преступления, проблемы совершенствования его предупреждения, естественно, остались за рамками этих исследований и, конечно же, нуждаются в дальнейшей научной разработке.
Глава 1. Понятие и характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления
§1. История и развитие преступлений против несовершеннолетних
Чтобы понять современное законодательство, его содержание и значение в сфере охраны семьи и несовершеннолетних, необходимо досконально изучить подобные нормы на основе источников права различных периодов.
В Древней Руси отношения, которые возникали между членами семьи в основном регулировались нормами церковного законодательства, религиозными нормами. Характерным является устав князя Ярослава о церковных судах середины IX века, в котором содержались запреты и наказания за внебрачные связи, самовольный развод, насильственную выдачу замуж, похищение, двоеженство и другие преступления против семьи. Как указывают нормы древнейшего источника права на Руси – Русской правды – законы были направлены в основном на защиту имущественных интересов детей в семейных отношениях.
Первейшим документом, нормы которого охраняли несовершеннолетних, стало Соборное Уложение 1649 года. Этим юридическим документом предусматривалась ответственность за уголовные преступления, совершаемые против детей. Соборное Уложение явилось первым актом, которое предусмотрело наказание за вовлечение несовершеннолетнего в совершение различного рода преступлений. В статье 12 данного акта указывается: «А будет такое наругательство над кем учинит чей-нибудь человек, и того человека пытать, по чьему научению он такое наругательство учинил. Да будет тот человек с пытки скажет, что он такое наругательство учинил по научению того, кому он служит, или по чьему научению, и тем людям, кто на такое дело кого научит, и тому, кто такое дело сделает, потому же учинити жестокое наказание, бити их кнутом по торгом и вкинуть их в тюрьму всех на месяц, да на тех же людей, кто на такое дело людей своих научит, правити тем людям, над кем такое наругательство люди их учинят, бесчестие вдвое» .
Статья 19 главы 22 анализируемого документа 1649 года гласит: «А будет кто пад кем учинит смертное убийство по чьему научению, а сыщется ярл то допряма, итого, кто на смертное убийство научал, и кто убил, обеих казнити смертного же». В 25 статье Соборного Уложения закреплялась ответственность за вовлечение в занятие проституцией молодых девушек. 10 раздел этого Уложения регулировал вовлечение своих детей в совершение преступлений, развращении нравственности детей и потворстве их разврату, а также присвоении или растрате принадлежащего детям имущества.
Эпоха Петра I, которая привнесла в московские традиции европейские нововведения, ознаменовалась определенным позитивным поворотом в отношении к детям со стороны, прежде всего, что самое главное, государства. Для сохранения социального статуса ребенка не требовалось специального пересмотра уголовно-правовых положений относительно их защиты.
Развитие Российского законодательства в IX – первой трети XIX столетия привело к появлению множества уголовно-правовых актов и отдельных норм, характеризующихся бессистемностью, что создавало трудности при практическом их применении и создало потребность в едином универсальном уголовном законе. На фоне становления отечественной уголовно-правовой науки, данная потребность была удовлетворена в процессе длительной и кропотливой работы возглавляемой бароном Розенкампфом, а затем графом М.Н. Сперанским, комиссии по составлению Свода законов Российской империи . Итогом такой деятельности стало издание, наряду с прочими, в 1832 году тома XV Свода законов, объединившего свыше полутора тысяч уголовных законов, принятых в России начиная с 1649 года…
Заключение
В ходе изучения практики выявляется потребность в разработке эффективных средств предупреждения преступлений против несовершеннолетних и преступности самих несовершеннолетних. Данный факт обусловливает необходимость теоретического анализа такой нормы с двойной превенцией, как норма о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. В дипломной работе был изучен исторический опыт борьбы с таким преступлением, мировая практика решения проблем в данной сфере, а также современное состояние уголовно-правовых норм об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в России, что позволяет подвести следующий итог.
— Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений характеризуется повышенной общественной опасностью. Данное преступление влияет на развитие общества, на становление будущего поколения, что несомненно является одной из главных забот государства и общества в целом.
— В современной действительности вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления свойственны такие характеристики, как повышенный уровень латентности, тесная взаимосвязь вовлекаемого и вовлекающего лиц, а также рост числа данных преступлений.
— Необходимо повышать эффективность деятельности органов внутренних дел по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, что предполагает совершенствование ее нормативно-правового, организационно-методического, информационного, а также кадрового обеспечения. Подобное совершенствование должно включать в себя: разработку ведомственного нормативного правового акта, посвященного организации и методике профилактики органами внутренних дел рассматриваемого преступления; расширение системы показателей статистической информации и отчетности за счет отражения сведений о характере преступлений, в совершение которых вовлекаются несовершеннолетние, о личности вовлекаемого и вовлекателя, о их целях и мотивах и тому подобное; углубление специализации и повышение качества подготовки соответствующих сотрудников; более тесное взаимодействие в предупреждении этих преступлений подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска, участковых инспекторов милиции; широкое использование в индивидуальном предупреждении преступных действий вовлекателей и вовлекаемых методов убеждения и оказания социальной помощи.
— Существуют определенные факторы, оказывающие пагубное влияние на развитие изучаемого преступления
1. Политическая и экономическая нестабильность общества
2. Правовой нигилизм общества
3. Отсутствие устойчивой системы контроля за несовершеннолетними
4. Разрушения института брака
5. Деморализация общества
6. Влияние средств массовой информации на развитие детей.
— При применении норм 150 и 151 статей УК РФ в судебном разбирательстве возникает огромное число вопросов, которые судьи решают, руководствуясь своим опытом и мнением, что не всегда приводит к вынесению справедливого решения суда. Поэтому имеет смысл внесение в качестве примечания в указанные статьи полноценного и отвечающего действительности определения понятия «вовлечения несовершеннолетнего».
— Автор дипломной работы считает более чем разумным не оставлять безнаказанными лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, рассматривая их привлечение к ответственности как эффективный метод индивидуальной и общей профилактики преступности, бродяжничества, попрошайничества, проституции, пьянства, наркомании несовершеннолетних
— Существуют недостатки и пробелы в уголовном законодательстве, регламентирующем преступления по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, требуют разработки и внесения изменений и дополнений в действующий закон, при этом о наличии таких недостатков свидетельствует практика правоохранительных и судебных органов, подтверждающаяся официальными данными.
Современные средства дифференциации ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, в большинстве случаев соответствуют потребностям практики, несмотря на это, по мнению автора, имеет смысл несколько скорректировать список закрепленных законодательством квалифицирующих признаков, например:
— Представляется, что перечень специальных субъектов вовлечения в части второй статьи 150 УК целесообразно расширить за счет указания лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних не только на основании закона, но и за счет лиц, осуществляющих надзор за несовершеннолетними, или в зависимости от которых он находится;
— Поскольку степень причинения вреда развитию, психическому благополучию и психологической безопасности несовершеннолетнего при вовлечении его в совершение преступления зависит не столько от законодательного решения об отнесении преступления, в совершение которого он вовлекается, к той или иной категории тяжести (ст. 15 УК), сколько от объективной характеристики самого этого преступления, то особо негативное влияние на несформировавшуюся психику несовершеннолетнего могут оказать совершаемые им убийства, истязания, изнасилования, насильственные действия сексуального характера, а равно любые иные преступления, совершаемые с особой жестокостью, в отношении заведомо беременной женщины, в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии. Мы полагаем, что именно эти преступления и должны быть перечислены в виде квалифицирующих признаков в ч. 4 ст. 150 УК РФ.
— Видится также и необходимость расширения списка квалифицирующих признаков за счет таких как «совершение преступления в отношении двух и более несовершеннолетних» Представляется необходимым обратить внимание законодателя на несоответствие ст. 150 УК потребностям уголовно-правовой охраны несовершеннолетних и предложить некоторую коррекцию данной нормы в части усиления ответственности за многократную деятельность взрослого лица по вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений. Сделать это можно различным образом. Можно предложить предусмотреть в ст. 150 квалифицирующий признак неоднократности, а можно воспользоваться предшествующим законодательным опытом и вновь легализовать понятие преступной деятельности. Второй вариант решения проблемы представляется нам предпочтительным, поскольку, во-первых, само понятие неоднократности в уголовном праве нуждается в существенной корректировке, а во-вторых, понятие преступной деятельности более точно отражает основание усиления ответственности, поскольку несет несколько иную, чем неоднократность, смысловую нагрузку.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты
1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993
2. Конституция РФ от 12.12.1993г. (ред. от 30.12.2008) // «Российская газета» 21.01.2009, №7
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 6.04.2011) // Собрание законодательства РФ 1994 № 32 ст. 3301
4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)// «Российская газета», N 17, 27.01.1996
5. Уголовный кодекс Российской Федерации 24.05.1996 (ред. от. 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ 17.06.1996, N 25, ст. 2954
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 1.03.2012)// Российская газета, N 249, 22.12.2001
7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// «Российская газета», N 147, 05.08.1998
8. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)// «Российская газета», N 13, 23.01.1996
9. Уголовный кодекс Республики Узбекистан / Под ред. Р.М. Асланова, А.И. Бойцова — С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2001 г., 338 с.
10. Уголовный кодекс Республики Армения / Под ред. Е.Р. Азарян, Н.И. Мацнев — С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2004 г., 450 с.
11. Уголовный кодекс Украины / Под ред. В.Я. Таций, В.В. Сташис — С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2001 г., 393 с
12. Уголовный кодекс Эстонской Республики. Сборник нормативных документов — Таллин: Изд-во Юрид. бюро Дефендо, 1996 г., 156 c.
13. Уголовный кодекс Швеции / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, С.С. Беляева — С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2001 г., 320 с.
14. Уголовный кодекс Дании. / Пер.: Рычева А.Н.; Науч. ред. и предисл.: Беляев С.С. (Пер.) — С.-Пб.: Юридический центр Пресс, 2001 г., 230 c.
Материалы судебной и административной практики
15. Архив суда Ленинского района Ставрополя за 1984 год
16. Архив суда Карачаевска Карачаево-Черкесской Республики за 2001 год.
17. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.12.1976 № 16 (с изм. на 05.12.1986) «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность», п. 10 // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1977. Ч. 2. – М.: «Известия», 1978 г.
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», п. 24. // Бюллетень ВС РФ. 2000. № 4.(утратил силу в связи с принятием Постановления №1 от 2011года)
19. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»// Российская газета №5405, 11.02.2011г.
20. Состояние преступности в РФ за январь 2009 г. // www. mvdinform.ru
Научная и учебная литература
21. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Фонд «За экономич. грамотность», 1995 г
22. Ахмедова С.Ш. Ответственность за вовлечение малолетних и несовершеннолетних в антиобщественную деятельность….:автореф.дис…канд.юрид.наук. Волгоград, 2001г.
23. Бельцов Д.В. особенности уголовной ответственности за преступления против семьи и несовершеннолетних// Российский следователь. 2007 №20
24. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2.
25. Гаухман Л.Д Квалификация преступлений. Закон, теория, практика. М: ЮрИнфоР , 2010г
26. Грачева Ю.В. Уголовное право России. Особенная часть. :Контракт, 2013г
27. Дмитриевский Р.С. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (криминологический аспект). Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. – М., 1995 г
28. Иванов Н. Соучастие со специальным субъектом //Российская юстиция. 2001. № 3.
29. Известия ИГЭА,2010, №2(70)
30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2008.
31. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации: расширенный уголовно-правовой анализ с материалами судебно-следственной практики/ под. Общ. Ред. Н.А. Овчинникова. – 6-е изд. – М., Издательство «Экзамен», 2007
32. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. / Под ред. В.И. Радченко. – М.: Проспект, 2010.
33. Коржанский Н.И. Предмет преступления (понятие, виды и значение для квалификации) / Н.И. Коржанский. – Волгоград: изд – во Высшей следственной школы МВД РФ, 1998.
34. Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе. — В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989 г.,
35. Крылова Н.Е. Уголовное право зарубежных стран. — М: Издательство Юрайт, 2013 г
36. Лелеков В.А. О понятиях вовлечения несовершеннолетних в преступление и преступную деятельность// Закон и право. 2009. №4
37. Литвинова И.В. Проблемы вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Сборник научных статей «Актуальные проблемы уголовного права». М.: МосУ МВД РФ, 2004.
38. Мальцев В.В. Введение в уголовное право. Волгоград, 2000
39. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000.
40. Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть / А.В. Наумов. – М.: Волтерс Клувер, 2011
41. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. Пудовочкин Ю.Е. С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2002
42. Пиаже Ж. Теория Пиаже. — В кн.: История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. — М.: Изд. МГУ, 1986 г.
43. Пионтковский А.А. Уголовное право РСФСР. Часть Общая. М., 1924г.
44. Пудовочкин Ю. Е. Уголовно-правовая борьба с вовлечением несовршеннолетних в совершение преступления. — Ставрополь: Изд-во Ставроп. ун-та, 2000
45. Савельева В.С. Уголовная ответственность за совершение преступлений против несовершеннолетних. М: Проспект, 2012
46. Рарог, А.И. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / А.И. Рарог. – М.: Проспект, 2013
47. Российское законодательство Х-ХХ веков. М, 1994
48. Сердюк Л.В. Насилие: уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2002.
49. Уголовное право. Общая часть. Учебник /Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. М.: Юриспруденция, 2007
50. Чучаев А.И. Уголовное право. Особенная часть. — М: НИЦ Инфра-М, 2012 г.
51. Чучаев А.И. Уголовное право. – М: Проспект, 2013
52. Шарапов Р. Д. Физическое насилие в уголовном праве. СПб., 2001.
53. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд «Университетская См.: Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2.