Содержание
Содержание
Введение3
1.Основные понятия оценки стоимости бизнеса4
1.1. Особенности бизнеса как объекта оценки4
1.2. Необходимость и цели оценки стоимости бизнеса6
1.3. Принципы оценки бизнеса11
2. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса19
Заключение29
Список используемой литературы31
Введение
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что возникновение таких процессов как приватизация, появление фондового рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков на систему выдачи кредитов под залог имущества формируют потребность в проведении работ по оценке стоимости бизнеса.
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс определения рыночной стоимости его капитала.
Другое определение оценки звучит следующим образом: Оценка бизнеса (предприятия) — это акт или процесс определения стоимости предприятия или доли акционеров в его капитале.
Работы по оценке бизнеса (предприятия) могут стать постоянно осуществляемой функцией. Ею необходимо заниматься для определения влияния инновационно — инвестиционной деятельности на рыночную стоимость предприятия (стоимость акций предприятия), при оценке предприятия подлежащего продаже, а также того, на какую сумму может быть застраховано стабильно работающее предприятие.
По мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий и фирм, все острее возникает потребность в определении рыночной стоимости капитала.
Целью моей курсовой работы является подробное изучение оценки стоимости бизнеса. Для реализации этой цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
основные понятия оценки стоимости бизнеса;
необходимость и цель оценки бизнеса;
принципы оценки стоимости бизнеса;
основные подходы к оценке стоимости бизнеса;
методы оценки стоимости бизнеса.
Выдержка из текста работы
Бизнес всегда обладает стоимостью, которую необходимо знать для того, чтобы иметь возможность принимать обоснованные решения в процессе совершения сделок с ним.
Оценка бизнеса – сложный процесс. Бизнес – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Главная ее цель – получение прибыли.
Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами. Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего, он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром.
Любой бизнес имеет свою экономико-организационную форму в виде предприятия. Таким образом, предприятие представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса и поэтому названные особенности бизнеса как товара присуще и ему. В тоже время, предприятие является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ГК РФ, ст. 132). Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества, предназначенного для его деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства.
Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности.
Оценка предприятия, как правило, подчинена решению определенной, конкретной задачи. Наиболее характерные случаи, когда возникает потребность в оценке стоимости предприятия это:
• продажа бизнеса;
• продажа части имущества предприятия (земельных участков, зданий, сооружений);
• реорганизация (слияние, разделение, поглощение и т.п.) и ликвидация предприятия, проводимые как по решению его собственников, так и по решению арбитражного суда при банкротстве предприятия;
• купля-продажа акций предприятия на рынке ценных бумаг;
• купля-продажа доли вклада в уставном капитале товарищества или общества с ограниченной ответственностью;
• при определении величины арендной платы при передаче предприятия в аренду;
• осуществление инвестиционного проекта развития предприятия, когда для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;
• получение кредита под залог имущества предприятия (ипотеки);
• определение налоговой базы для исчисления налога на имущество;
• переоценка основных фондов.
Обоснованность и достоверность оценки стоимости предприятия во многом зависит от того, насколько правильно определена задача и цель оценки, что в свою очередь позволяет оценщику выбрать нужный методический инструментарий для расчетов.
Актуальность данной темы обусловлена пониманием того, что концепция управления предприятием основанная на максимизации его стоимости (стоимости его имущества), как показала жизнь, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости предприятия за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с его деятельностью. Принимая то или иное управленческое решение, руководство предприятия должно соотносить последствия реализации этого решения на деятельность предприятия, итоговым критерием которой является стоимость.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является оценка стоимости имущественного комплекса на примере ОАО «-».
Поставленная цель определила следующие основные задачи:
— раскрыть общие вопросы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
— рассмотреть методики проведения оценки стоимости предприятия;
— провести оценку стоимости предприятия на примере ОАО «-».
Предметом исследования является стоимость имущества ОАО «-».
Теоретической и методологической базой дипломной работы послужили труды Косоруковой И.В.; Егерева П.А.; Чеботарева Н.Ф.; Щербакова В.А.; Грязновой А.Г; Федотовой М.А и др.
Информационную основу работы составили законодательные и нормативные акты, работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам стоимостной оценки компаний, данные Госкомстата, журнала «Металлоснабжение и сбыт», а также данные бухгал-терской отчетности ОАО «-» за 2009 г.
Структура и объем дипломной работы определились с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Ее общий объем составляет 95 страниц компьютерного текста.
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Практика оценки существовала в России до Октябрьского переворота 1917 года, как и в других наиболее развитых в тот период странах. Однако как самостоятельная дисциплина она сформировалась в тридцатые годы в США.
Переход к рыночной экономике в нашей стране привел к появлению новой профессии, утвержденной Министерством труда Российской Федерации, — оценщик. В соответствии с растущими потребностями в новом виде услуг разрабатываются законодательные и методические основы новой области экономики — оценки собственности. Начало подготовке профессиональных оценщиков в нашей стране было положено Институтом экономического развития Всемирного банка реконструкции и развития. Силами Института осуществлялось обучение, основанное на учебных материалах, разработанных Американским обществом оценщиков. На подобных программах базировались и семинары, проводимые российскими общественными организациями, например Институтом независимых оценщиков. Эти шаги послужили процессу становления и развития оценочной деятельности в России, но их недостатком является ориентация на зарубежные разработки в области оценки, которые в силу специфики российского бизнеса требуют серьезной адаптации.
Мощным импульсом развития оценочной деятельности, стали переоценки основных фондов 1995—1997 гг., в ходе которых разрешалось привлечение независимых экспертных организаций для определения рыночной стоимости имущества предприятий. В последнее время возрастает интерес к проблемам, связанны с оценкой объектов собственности, со стороны как органов власти и управления, так и предпринимателей.
По мере развития и становления оценочного бизнеса, все более явной стала необходимость привлечения к оценки юристов, экономистов-бухгалтеров, строителей-проектировщиков. Оценка бизнеса сегодня — комплекс услуг, который начинается с правовой экспертизы. Затем идет финансовый анализ и при необходимости — корректировка баланса, разработка проектов реструктуризации и реконструкции. Заканчивает процесс оценщик, который обобщает работу других специалистов и дает рекомендации по наиболее эффективному управлению предприятием.
Оценка предприятия — это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности.
В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. Независимая оценка может применяться даже на этапе создания предприятия, когда речь идет о взносе в уставный капитал.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в Российской Федерации, представлены в табл.1.
Таблица 1
…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе оценки стоимости имущественного комплекса на примере ОАО «-», можно сделать следующие выводы.
Как правило, современное предприятие – это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы – от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия. Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, то есть для оценки бизнеса стараются одновременно использовать методы из разных подходов. При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.
Так, при определении стоимости с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества (совокупности материальных и нематериальных активов) предприятия. Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания).
При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли – продажи аналогичных предприятий или их акций (долей). Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого предприятия, обладающего эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.
Все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых оценщик выбирает наиболее подходящие для конкретного оцениваемого объекта.
Проведенный в третьей главе анализ показал, что финансовое состояние предприятия типично для компаний торгово-посреднической сферы деятельности. Структура баланса имеет традиционную облегченную структуру, основным источником финансирования текущей деятельности являются краткосрочные заемные ресурсы.
В качестве негативных аспектов следует отметить невысокую рентабельность оборота, недостаточную финансовую устойчивость. В качестве положительных – динамично растущая выручка, сбалансированные по срокам требования и обязательства, о чем свидетельствуют близкие к нормативным показатели текущей и среднесрочной ликвидности, высокая деловая активность предприятия.
Рыночная стоимость ОАО «-» получена путем сложения суммы текущих стоимостей денежных потоков за два прогнозных года и текущей стоимости продажи предприятия в последний прогнозный год. Эта стоимость 100% доли в капитале предприятия. Для оцениваемого предприятия стоимость контрольного доли в капитале предприятия методом дисконтированных денежных поток при пессимистическом прогнозе равна 51 139 384,92 руб.; при оптимистическом – 67 174 182,12 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I, часть II, часть III) (с изм. от 27 декабря 2009 г.).
2. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 18 июля 2009 г.).
3. «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. № 519 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767).
4. Косорукова И.В. Пособие по дисциплине «Оценка стоимости предприятия (бизнеса), М., — МФПА 2005.
5. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / В.А. Щербаков, М., — Омега-Л, 2006.
6. Егерев И. А. Стоимость бизнеса. Искусство управления. – М.: Дело, 2003. – 480 с.
7. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Учебник, Н.Ф. Чеботарев, М., — 2009.
8. Постюшков А.В. Оценочный менеджмент: Учебное пособие М., 2004. 272 с.
9. Основы оценочной деятельности / под ред. И.В. Косоруковой. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. – 185 с.
10. Оценка бизнеса / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 512 с.
11. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой, М.А. Эскиндарова, Т.В. Тазихиной, Е.Н. Ивановой, О.Н. Щербаковой. – М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. – 544 с.
12. Федотова М., Уткин Э. Оценка недвижимости и бизнеса. – М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ, издательство ЭКМОС, 2002. – 352 с.
13. Портал российских оценщиков valuer.ru
14. Российское общество оценщиков mrsa.ru
15. Виртуальный клуб оценщиков appraiser.ru
16. Корпоративный менеджмент cfin.ru