Содержание
Содержание
Введение 3-8
Глава 1 Особенности эффективной налоговой политики в России
1.1 Понятие и сущность налоговой политики 9-25
1.2 Эффективная налоговая политика в России: социально-экономический аспект. 26-37
2.2 Влияние социально-экономических показателей развития России на эффективность налоговой политики страны.
Глава 2 Налоговая политика России: оценка эффективности и её социально-экономическая составляющая.
2.1 Анализ базовых показателей для оценки эффективности налоговой политики России. 38-64
2.2 Влияние социально-экономических показателей развития России на эффективность налоговой политики страны. 64-76
Глава 3 Перспективы и пути повышения эффективности налоговой политики в России.
3.1. Снижение налоговой нагрузки в целях достижения решения социально-экономических проблем в России. 77-89
3.2 Прогноз эффективности налоговой политики при инновационном пути развития экономики. 90-95
Заключение 96-99
Список литературы 100-106
Приложения
Выдержка из текста работы
Обеспечение целенаправленного, эффективного, динамичного и устойчивого развития любой страны мира направлено на создание совершенной системы налогообложения, максимально отвечающей интересам как государства и общества, так и отдельно взятого налогоплательщика.
В процессе рыночных преобразований в России государство смогло решить множество проблем – осуществить либерализацию цен, перейти к более открытой экономике, выйти на стабильный уровень роста ВВП, способствовать развитию негосударственной банковской сферы, реформировать систему налогообложения, создать условия для возникновения финансового и фондового рынков и т. д. В настоящее время Россия переживает этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления экономических позиций на мировой арене. В сложившихся условиях результативность данных процессов во многом определяется грамотным регулированием экономики и, прежде всего, регулированием сферы налогообложения, а также умением и реальной способностью государственных органов сориентировать налогоплательщиков на сложившуюся на данном этапе экономическую ситуацию. При этом конечной целью государственного регулирования является построение полноценной эффективной налоговой политики.
Налоговая система России постоянно находилась в состоянии трансформации. Изменение ставок налогов, условий их взимания, объектов налогообложения затрагивает практически все субъекты экономики и влияет на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.
Нестабильность налоговой политики проявляется в её незащищённости, высокой зависимость от субъективных и конъюнктурных факторов, преобладанием фискальной направленности, что усиливает негативные социальные и экономические процессы в стране. Поэтому систематические замеры налоговой системы, поиск некоторых количественных показателей, позволяющих оценить состояние налоговой политики и их оценка, остаются важными инструментами совершенствования налоговой политики.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что бюджетно-налоговая политика является мощным инструментом государственного воздействия на экономику. Именно поэтому ее качественное совершенствование имеет особое значение и заслуживает углубленного теоретического анализа и исследования широкого круга смежных микро- и макроэкономических проблем.
Оценка налоговой политики современной России вызывает сегодня повышенный интерес со стороны чиновников, экономистов, экспертов, журналистов, бизнесменов, обусловленный проводимыми в стране преобразованиями, изменениями в налоговой системе, имеющими своей целью создание экономически и политически обоснованной системы налогов и сборов. Однако, в анализе налогов часто преобладает эмоциональный фактор, недостаточно разработана теория управления социально-экономическими процессами с помощью налоговых методов в современных российских условиях.
Недостатка в оценке налоговой политики никогда не было. Термин «налоговая политика» является давно уже общеупотребимым и встречается в заголовках работ, опубликованных еще в конце XIX — начале XX веков. К основоположникам теоретического анализа проблем налога как формы отражения экономических отношений и роли государства в социально-экономической жизни общества, налоговой составляющей государственного регулирования экономики можно отнести таких выдающихся ученых зарубежной экономической школы как Смит А., Рикардо Д., Гоббс Т., Кейнс Д., Кенэ Ф., Локк Дж., Маркс К., Петти В., Нар Г., Монтескье Ш., Сисмонди Ж., Франклин Б., Харрод Р. и др.
Однако, современные исследователи в большинстве своем, также хотя и упоминают отдельные направления налоговой политики и обозначают некие ее результаты, но при этом не пытаются сформулировать соответствующее определение и исходят как бы из того, что и так, мол, всем известно. Лишь отдельные учёные уделяли налоговой политике подобающее внимание в своих научных трудах. Существенный вклад в развитие теории налогов внесли российские ученые Альтшулер В.А., Витте С.Ю., Лебедев В.А., Рогозин Б.А., Тривус А.А.
Исследованию вопросов эффективности налоговой политики на современном этапе и прогнозирования развития налоговой системы, поступлений налогов и сборов во все уровни бюджета посвящены труды таких отечественных ученых-экономистов, как Баскин А.И., Гаджиев Р.Г., Гиндзбург Л.Г., Кашин В.А., Ровинский Е.А., Русакова И.Г., Шипунов В.А., Штарев С.С., Штундюк В.Д.
Мероприятия налоговой политики не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому механизм регулирования социально-экономических показателей с помощью мер налоговой политики нуждается в дополнительном исследовании и теоретическом обосновании.
Вместе с тем, в современных условиях существует необходимость дальнейшей теоретико-методологической проработки проблемы эффективности государственной налоговой политики, эффективного налогообложения, налогового обеспечения проводимых в России реформ.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретический анализ проблем налоговой составляющей государственного регулирования экономики и социальной сферы, исследовать эффективность налоговой политики в России.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие взаимосвязанные задачи:
— раскрыть понятие, сущность и основные особенности эффективности налоговой политики в стране;
— проанализировать и оценить социально-экономический аспект эффективности налоговой политики;
— рассмотреть возможность снижение налогового бремени как один из способов решения социально-экономических проблем в России. А так же определить пути повышения эффективности налоговой политики.
Объектом исследования выступает налоговая политика как взаимодействие между государством, обществом и каждым конкретным лицом в связи и по поводу налогообложения.
Предметом исследования является оценка эффективности налоговой политики с учётом существующего социально-экономического положения страны.
Теоретической основой данного исследования являются положения современной экономической теории и теорий налогообложения, статьи и отчеты, посвященные проблемам реализации налоговой политики и ее влияния на различные сферы общества и экономики.
Информационно — нормативную базу исследования составили данные Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Госкомстата, Министерства экономического развития и торговли, ресурсы Интернет, справочно-правовая система КонсультантПлюс, Налоговый Кодекс РФ, данные периодических изданий, научно-практических конференций и семинаров.
Методологическая база данного исследования основывается на принципах диалектической логики в единстве причинно-следственного и функционально-структурного анализа, позволяющего раскрыть сущность протекающих в России социально-экономических, налоговых и макроэкономических процессов. При выявлении механизма влияния налоговой политики на социально-экономические процессы были применены методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, детализации, сравнения, научной абстракции и логические законы. При определении показателей эффективности налоговой политики использовался статистический и динамический анализ.
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в анализе различных подходов к проблемам формирования налоговой политики и оценке её эффективности в России. А так же в исследовании социально-экономической составляющей налоговой политики.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами работы. Диссертационное исследование состоит из введения, шести параграфов, объединенных в три главы, заключения, библиографического списка использованной литературы и пяти приложений. Положения и выводы диссертации иллюстрируются таблицами и рисунками.
В первой главе работы рассматривается понятие налоговой политики с разных точек зрения, а так же её сущность и основные направления. В самом общем виде налоговая политика на макроуровне представляет собой систему целенаправленных экономических, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогообложения. Описывается опыт становления налоговой системы в России, основные функции и принципы. Большое внимание уделяется вопросу влияния происходящих социальных и экономических процессов в стране на эффективность налоговой политики.
Вторая глава дипломной работы посвящена анализу показателей, используемых при оценке эффективности налоговой политики. Такими показателями выступают: налоговые платежи, имеющие тенденцию к росту; задолженность по налогам и сборам в бюджет страны и уровень налогового бремени. Основными показателями эффективности проводимой налоговой политики выступают показатели социального и экономического развития. Налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, поэтому стабилизация социально-экономической системы ведёт к устойчивому и эффективному функционированию налоговой политики в стране.
В третьей главе основное внимание уделяется вопросу снижения налоговой нагрузки, как приоритетному направлению на пути повышения эффективности налоговой политики. Здесь рассматриваются основные методы такого снижения: совершенствование налогового администрирования, реформирование основных налогов. Во втором параграфе данной главы анализируется возможный прогноз собираемости налогов и коэффициент налоговой нагрузки. А так же оценивается, как изменения данных показателей могут сказаться на развитие социально-экономической ситуации в России.
Глава 1 Особенности эффективной налоговой политики в России
1.1 Понятие и сущность налоговой политики
Деятельность любого современного государства во многом связана и обусловлена определёнными политическими процессами, которые пронизывают жизнь общества и государства. ………
Заключение
Создание эффективной и сбалансированной налоговой политики, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая политика России была адаптирована к новым общественным отношениям, способствовала экономическому росту в стране и соответствовала мировому опыту.
Именно на анализ и оценку эффективности существующей в стране налоговой политики, её взаимосвязь и влияние на социально-экономические процессы, была нацелена данная дипломная работа.
Каждая из трёх глав диплома была направлена на решение основных задач, определённых во введении, и раскрытие в полной мере их сущности.
Таким образом, первая глава работы была посвящена особенностям налоговой политики России. Для этого первоначально определён круг используемых терминов, а так же на основе исторической и теоретической базы раскрыта сущность понятия налоговой политики. Применительно к данной работе, налоговая политика рассматривалась как организациооно-финансовая категория, то есть категория государственного управления налоговым процессом. В тоже время она должна учитывать объективные экономические и социальные законы. В противном случае налоговая политика вряд ли будет соответствовать критерию эффективности, который взят за основу рассмотрения в данной работе. Эффективность налоговой политики отражает достижение оптимальных количественных и качественных параметров, критериев, показателей состояния развития страны, при условии минимизации искажающего влияния налогов и максимизации их положительного эффекта. Чтобы определить, как же действуют проводимые в стране меры в области налогообложения необходимо оценить эффективность данных мер. Поэтому вторая глава диплома направлена на анализ тех показателей, которые будут более полно оценивать существующую в стране налоговую политику с точки зрения эффективности.
В работе был ограничен перечень показателей эффективности налоговой политики до показателя налоговых платежей в бюджет страны, уровня задолженности и показателя налогового бремени. Именно эти показатели могут более полно отразить существующую ситуацию в стране. Анализ данных параметров показал, что налоговая политика России остаётся фискально зависимой, слабо реализует регулирующую функцию налогообложения. Налоговые платежи в бюджет страны растут, задолженность снижается, но уровень налогового бремени существенно не изменяется и продолжает давить на бизнес и налогоплательщиков. При этом не приходиться говорить и о повышении качества и уровня жизни населения, так как налоговая политика не обеспечивает социальную стабильность и защищённость в обществе. Переход страны на инновационный путь развития требует от налоговой политики послаблений для стимулирования научно-технической деятельности и меры, стимулирующие приток инвестиций в необходимые отрасли, повышение конкурентоспособности продукции и диверсификация экономики.
Но пока говорить об эффективности налоговой политики рано. Ясно, что надо изменять существующую политику, многие эксперты и экономисты предлагают свои пути повышения уровня эффективности налогообложения. Однако у Минфина на это своя точка зрения, которую он изложил в проекте «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 годы» — предложения финансистов по налоговой политике в России на три года.
Исходя из данного проекта и сценариев социально-экономического развития страны основными положениями третий главы дипломной работы стали пути снижения налоговой нагрузки, как основного показателя качества налогообложения в стране, а так же прогнозным показателям собираемости налогов и налоговой нагрузки.
Так как Россия – страна с преобладанием косвенного налогообложения, то основные изменения должны коснуться НДС, как налога, который даёт бюджету основные поступления и соответственно несёт большую налоговую нагрузку. Это может быть снижение ставки налога или введение налога с продаж. Так же большое внимание в настоящее время уделяется вопросу введения пропорциональной ставки НДФЛ, которая позволила бы снизать социальное неравенство в обществе. Но, анализируя основные направления в области налоговой политики, представленных Минфином ничего существенного по этим налогам в ближайшие три года не планируется. При этом Минфин говорит о том, что для того чтобы перевести экономику в стадию стабильного развития, необходимы более радикальные меры, нужна действенная и в то же время гибкая налоговая политика. Налоговая реформа должна состоять не в косметическом ретушировании действующих законодательных положений, она должна быть направлена на коренные изменения взаимоотношений государства и налогоплательщиков, на преодоление действующих стереотипов.
Опираясь на прогноз, представленный Минэкономразвитием на среднесрочную перспективу необходимо отметить, что налоговые платежи будут расти медленно, задолженность снижаться не значительно, при этом, ВВП страны будет стабильно увеличиваться, что должно привести к увеличению налоговой нагрузки. Но по прогнозам нагрузка не измениться если будут приняты ряд мер её сдерживающие. На это непосредственно и должна быть нацелена налоговая политика сегодня.
В заключение хочется отметить, что лучше идти вперед, чем стоять на месте. Поэтому предложения Минфина России — это серьезный прогресс в налоговых реформах, возможность приблизиться к налогообложению в развитых странах запада, особенно теперь, когда российская экономика выходит на новый инновационный уровень развития.
Библиографический список
1. Барулин, С.В. Теория и история налогообложения:/Барулин С.В. [текст]. Учеб.-пособие.-М.: Экономисть, 2006. 319с;
2. Вылкова, Е, Романовский, М. Налоговое планирование:/Вылкова Е, Романовский М. [текст]. СПб.: Питер, 2004. 634с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»);
3. Девятых, Н.В. Налоговое администрирование как элемент налоговой политики:/Девятых Н.В. [текст]//Налоги. 2008. №8. С22-24;
4. Евстигнеев, Е.Н и др. Основы налогообложения и налогового законодательства:/Евстигнеев Е.Н и др. [текст]. СПб.: Питер, 2004. 224с.- (Серия «Завтра экзамен»);
5. Жидкова, Е.Ю. Снижение налоговой нагрузки на российские предприятия:/Жидкова Е.Ю. [текст]//Финансы и кредит. 2006 №12 (215). С7-10;
6. Засько, В.Н. Анализ налоговых поступлений и повышение эффективности налогового контроля:/Засько В.Н. [текст]//Налоговая политика и практика. 2006. №15. С15-18;
7. Иванова, Н.Г и др. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы:/ Иванова Н.Г и др. [текст]. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. 368.: ил. – (Серия «Учебное пособие»);
8. Ильин, А.В. Налоговая нагрузка в России:/Ильин А.В. [текст]//Финансы. 2004. №12. С 66-69;
9. Казак, А.Ю. Региональная налоговая политика: анализ эффективности:/Казак А.Ю. [текст]//Региональная экономика: теория и практика. 2007. №4 (43). С 117-122;
10. Казакова, А.А. Налоговая политика развитых стран в сфере взимания социально-ориентированных налогов:/Казакова А.А. [текст]//Налоги. 2007. №1. С6-10;
11. Карасёв, М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России:/Карасёв Михаил Николаевич [текст]. Учебное пособие. М.: ООО «Вершина», 2004. 224с;
12. Клюев, А.С. Об основных направлениях налоговой политики:/Клюев А.С. [текст]//Налоговые споры: теория и практика. 2006. №3. С 12-15;
13. Кузнецова, И Налогообложение как фактор экономического роста:/Кузнецова Ирина [текст].//Человек и труд. 2007. №2. С 71-73;
14. Кузнецова, И Налогообложение как фактор экономического роста:/Кузнецова Ирина [текст].//Человек и труд. 2007. №3. С 59-62;
15. Кузяев, К. Налоговая политика в РФ: позиция правительства, мнения представителей бизнеса:/Кузяев К. [текст].//Общество и экономика. 2007. №3. С104-109;
16. Малис, Н.И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики:/Малис Н.Н. [текст]//Финансы. 2007. №6. С21-24;
17. Маслова, Д.В. Налогообложение и макроэкономические показатели:/Маслова, Д.В. [текст]//Финансы. 2006. №9. С 32-35;
18. Мироедов, А.А, Чуб, А.А. Статистические показатели для оценки уровня развития социально-экономической системы:/Мироедов А.А, Чуб А.А. [текст]//Вопросы статистики. 2007. №9. С80-83;
19. Налоговая политика России: проблемы и перспективы/Под ред. Горского, И.В:/Горского И.В. [текст]. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 288с;
20. Налоговое право России/Под ред. проф. д. э. н. Кузнецова, Н.Г:/Кузнецова Н.Г. [текст]. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ» Ростов Н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 256с (Серия «Юридическое образование»);
21. Налоговое право России: Учебник для вузов/Отв. ред. д. ю. н., проф. Крохина Ю.А:/Крохина Ю.А. [текст]. 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2005. 720с;
22. Налоговый Кодекс РФ (части первая и вторая): По состоянию на 20 февраля 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 572с;
23. НДС – 13%. Нужна помощь. [текст]//Ведомости от 11.02.2008.№24/2046. С3-4;
24. Омельченко, С. ВВП стран мира:/Омельченко С. [текст]//Учёт, налоги, право. 2007. №2. С11;
25. Осадчая, И. Экономический рост и распределение доходов: прямая и обратная связь:/Осадчая И. [текст] // Человек и труд. 2005 №6. С.6-9;
26. Осипов, М.А. Налоговая поддержка инновационно-инвестиционного развития экономики:/Осипов М.А. [текст]//Региональная экономика: теория и практика. 2007. №8(47). С176-181;
27. Основные показатели социально-экономического развития Орловской области с 2004 по 2007 год и прогноз до 2010 года. [текст]//Общественно-политическая газета. 2007. №18. С 3;
28. План путина. Взгляд в 2020. [текст]//Российская Федерация сегодня. 2008. №4. С34-37;
29. Плышевский, Б.П. Динамика и структура ВВП:/Плышевский Б.П. [текст]//Вопросы статистики. 2007. №12. С39-41;
30. Российский статистический ежегодник. 2006.[текст] М.: Росстат, 2006. 1028с;
31. Савченко, В.Я. О методике определения налоговой нагрузки:/Савченко В.Я. [текст]//Финансы. 2005. №7. С26-30;
32. Садков, В, Аронов, Д. Бюджетно-налоговый федерализм и налоговая политика:/Садков В, Аронов Д. [текст].//Налоги. 2007. №18. С 5-7;
33. Сидорова, Н.И. Специфика и функции НДС:/Сидорова Н.И.[текст]//Финансы. 2008. №2. С36-40;
34. Симагина, О.П. Вопросы качества экономического роста:/Симагина О.П. [текст]//Экономист. 2007.№2. С29-35;
35. Скворцов, О.В. Оценка социально-экономического развития регионов:/Скворцов, О.В. [текст]// Региональная экономика. 2007. №7 (46) С7-12;
36. Толкушкин, А.В. Налоги и налогообложение: энциклопедический словарь:/Толкушкин А.В. [текст]. М.: Юрист, 2000. 512с;
37. Ушвицкий, Л.И. Экономические интересы сторон в системе налоговых отношений:/Ушвицкий Л.И. [текст]//Налоговая политика и практика. 2006 №8 (44). С 26-29;
38. Ходов, Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики:/Ходов Л.Г. [текст]. Учебное пособие. – М. : ТЕИС, 2003. 253с;
39. Черник, Д.П и др. Налоги и налогообложение:/Черник, Д.П и др. [текст]. Учебник. 3-е издание. – М.: МЦФЭР, 2006. 528с;
40. Чиненов, М.В. О российской налоговой системе:/Чиненов М.В. [текст]//Всё о налогах. 2007. №1. С11-14;
41. Швецов, Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки?:/Швецов, Ю. [текст].//Вопросы экономики. 2007. №4. С 140-145;
42. Яковлев, М. Налоговый прогресс:/Яковлев М. [текст]//Наша версия. 2008. №12. С3-4;
43. Балацкий, Е.В. Эффективная фискальная политика [Электронный ресурс]//Сайт www.cir.ru. Режим доступа к ресурсу: cir.ru/docs/http/www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Pp/2000/20005balatskiy/200005balatskiy000.htm?QueryID=1082217&HighlightQuery=10827; 44. Доклад А. Кудрина «Трёхлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики»:/Кудрин А.[Электронный ресурс] Финансы. 2007. №4. С 3-8//Сайт www.fpcenter.ru. Режим доступа к ресурсу: fpcenter.ru/themes/basic/map-index.asp?folder=1460;
45. Глинский, А.Н. Налоговая политика как механизм перераспределения национального дохода:/Глинский, А.Н. Налоги. 2007. №4.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
46. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 год. [Электронный ресурс]//Сайт www1.minfin.ru. Режим доступа к ресурсу:.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2008/04/DOKLAD_o_rezultatakh_i_osn_napravl_deyat_na_2008-2010.pdf#search;
47. Злобина, А.А. Налоговый механизм государства. [Электронный ресурс]//Сайт www.hi-edu.ru. Режим доступа к ресурсу: hi-edu.ru/e-books/xbook104/01/index.html?part-009.htm;
48. Исаков, В.Б. Современная налоговая система, оценка налогового
бремени в России и в зарубежных странах. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: nalogforum.ru/new-8.html;
49. Колесников, Н.А. Налоги как «цена» услуг государства:/Колесников, Н.А. Бухгалтер и закон. 2007. №1.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
50. Кузнецова, Анна Павловна. Социально-экономические аспекты налоговой политики в России. [Электронный ресурс]//Сайт www.econ.msu.ru. Режим доступа к ресурсу: econ.msu.ru/ds/662;
51. Мельникова, Н.П. Практические вопросы совершенствования налогового стимулирования развития инновации:/Мельникова Н.П. Налоги и налогообложение. 2007. №11.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
52. Налоговая политика 2007: в преддверье серьёзных перемен. Налогообложение, учёт и отчётность в страховых компаниях. 2007. №3.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
53. Налоговая статистика. Структура задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему РФ на 1 января 2008 года.[Электронный ресурс]//Сайт www.gks.ru. Режим доступа к ресурсу: gks.ru/bgd/regl/b08_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-61-2.htm;
54. Николаев, И.А. О бюджетной и налоговой политике на 2008-2010 годы:/Николаев И.А. Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. №6.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
55. Об основных направлениях налоговой политики на 2007-2009 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogoved.ru. Режим доступа к ресурсу: nalogoved.ru/nv/nalog_polit.pdf;
56. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.1.minfin.ru. Режим доступа к ресурсу: 1.minfin.ru/budget/taxpoltend.PDF;
57. Основные показатели социально-экономического развития России. [Электронный ресурс]//Сайт www.er-duma.ru. Режим доступа к ресурсу: er-duma.ru/law/24329;
58. Постановление Коллегии Орловской области от 16.10.2007 №235 «Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2008-2010 год»//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
59. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды за 2004-2005, 2006-2007 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalog.ru. Режим доступа к ресурсу: nalog.ru/index/php?topic=budget;
60. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года, и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и раздела функциональной классификации расходов РФ. [Электронный ресурс]//Сайт www.fpcenter.ru. Режим доступа к ресурсу: fpcenter.ru/themes/basic/news-document.asp?folder=1635&matID=19609;
61. Предложения Торгово-промышленной палаты (ТПП) по налоговой политике. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: nalogforum.ru/rabmaterials_11.html;
62. Разгулин, С. Совершенствование налогового администрирования:/Разгулин С. Бюджет. 2007.№6.//КонсультантПлюс. Справочно-правовая система [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс: Высшая школа;
63. Расшифровка диктофонной записи заседания третьего Всероссийского налогового форума: «Налоговая система России и развитие предпринимательства. Взгляд бизнеса» 3 апреля 2007 года. [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: nalogforum.ru/forum2007_stenogramma.html;
64. Смирнов, А. Битва за НДС: страсти накаляются. [Электронный ресурс]// Сайт www.businesspress.ru. Режим доступа к ресурсу: businesspress.ru/newspaper/article_mId_36_aId_448128.html;
65. Специальный доклад ТПП РФ «Бизнес и налоги» [Электронный ресурс]//Сайт www.nalogforum.ru. Режим доступа к ресурсу: http:/www.nalogforum.ru/new-8/html;
66. Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности.[Электронный ресурс]//Сайт www.gks.ru. Режим доступа к ресурсу: gks.ru/free_doc/2007/b07_11/23-05.htm;
67. Сценарные условия функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2009 год и плановый 2010-2011 год. [Электронный ресурс]//Сайт www.economy.gov.ru. Режим доступа к ресурсу: economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/eventschronicle/doc1205746881772;
68. Туркина, Елена Юрьевна. Эффективность управления бюджетом РФ. [Электронный ресурс]//Сайт www.volsu.ru. Режим доступа к ресурсу: volsu.ru/Volsu/news/diser/avto/avto5.doc.