Выдержка из текста работы
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Отдельные транспортные проблемы российского транспорта
- 2. Общие сведения о международных транспортных коридорах
- 2.1 Понятие "международный транспортный коридор"
- 2.2 История развития МТК
- 2.3 Система международных транспортных коридоров
- 2.4 Критерии выбора транспортных коммуникаций
- 3. Методика формирования международных транспортных коридоров
- 3.1 Задачи формирования МТК
- 3.2 Алгоритм создания МТК
- 3.3 Источники финансирования транспортных коридоров
- 4. Экологический аспект в развитии транспортных коридоров
- 4.1 Общие сведения о загрязнении окружающей среды транспортом
- 4.2 Транспортная как источник экологической опасности
- 4.3 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности
- 5. Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России
- 5.1 Значения МТК для России с точки зрения национальной безопасности
- 5.2 Функции международных транспортных коридоров
- 5.3 Мероприятия необходимые для снижения влияния МТК на национальную безопасность
- 6. Значение международных транспортных коридоров для России
- 6.1 Экспорт транзитных услуг — национальный продукт России
- 6.2 Наиболее значимые МТК для России
- 6.3 Важность участия России в формировании МТК
- Заключение
- Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Отношения России с зарубежными странами в последние годы интенсивно развиваются. Кроме того, особое географическое положение России определяет ее ведущую роль в международных связях между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, в связи с чем Россия недавно официально объявлена транзитной страной.
На основании описанного выше я сделала вывод об актуальности темы "Международные транспортные коридоры" сегодня и поэтому выбрала эту тему для раскрытия в своей курсовой работе.
В первой главе я опишу существующие проблемы транспорта в России, которые тормозят развитие транспортного комплекса и, как следствие, развитие транспортных коридоров. Проблема развития МТК в России носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решение стоящих задач федеральных и региональных органов исполнительной власти, высокой степени необходимой координации функционирования и развития отдельных видов транспорта, участии в ее реализации широкого круга транспортных предприятий и предприятий других отраслей экономики России, иностранных инвесторов, финансовых, научных и проектных организаций. Для решения этих проблем была разработана Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В соответствии с Подпрограммой "Международные транспортные коридоры" (которая входит в Программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)") предусматривается развитие таких объектов транспортной инфраструктуры, как магистральные пути сообщения различных видов транспорта, крупнейших транспортных узлов и др.
Так как значение МТК оценивается не только с точки зрения коммерческой выгоды, а с более широких позиций национальной безопасности (особенно таких ее составляющих, как: военная, экономическая, промышленная, технологическая, продовольственная, демографическая), поэтому тема шестой главы — "Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России".
Свою курсовую работу я завершу заключением с краткими выводами по каждому разделу, которые охарактеризуют степень и качество выполнения поставленных мною задач.
1. Отдельные транспортные проблемы российского транспорта
К этому можно добавить значительное отставание в развитии транспортной инфраструктуры, главным образом, морских портов, автомобильных и железных дорог, терминальных пунктов и т.д.
В то же время, в Европе и в мире наступают решительные интеграционные транспортные процессы, наиболее ярким проявлением которых является формирование международных транспортных коридоров. И России необходимо участвовать в этих процессах.
2. Общие сведения о международных транспортных коридорах
2.1 Понятие "международный транспортный коридор"
2.2 История развития МТК
Таблица 1. — Обзор мероприятий по формированию транспортных коридоров [7, с.155-157].
Год |
Место проведения |
Основные решения |
|
1978 |
— |
Образование Комитета по рассмотрению вопросов развития транспортной сети в интересах Европейского Союза (ЕU). |
|
1982 |
— |
Создание бюджета EU для финансирования проектов транспортной инфраструктуры. |
|
1991 |
Прага |
1-я Панъевропейская конференция министров транспорта по вопросам сотрудничества и интеграции европейских транспортных сетей. |
|
1991 |
Маастрих |
Выработка "правил игры". |
|
1992 |
Эдинбург |
"Эдинбургская инициатива" для расширения участия Европейского Инвестиционного банка в финансировании транспортных коридоров. |
|
1992 |
— |
Издание "белой книги" по транспортной политике на Трансъевропейских сетях с конкретными коридорами. |
|
1994 |
о. Крит (Греция) |
2-я Панъевропейская конференция министров транспорта по девяти коридорам Трансъевропейских сетей и основные пути взаимодействия стран. |
|
1997 |
Хельсинки |
3-я Панъевропейская конференция министров транспорта по развитию транспортных коридоров. |
|
1998 |
Санкт — Петербург |
1-я Международная Евро-Азиатская конференция по транспорту для выравнивания уровней транспортных систем Востока и Запада. |
|
1999 |
Ташкент |
Международная конференция "Проблемы транспортного моста Азия — Европа" или "Шелковый путь". |
|
2000 |
Санкт — Петербург |
1-я Международная Евро-Азиатская конференция по транспорту для развития мультимодальных перевозок, интеграции в мировую транспортную систему и расширения проекта "Балтийский мост". |
|
2001 |
Иркутск |
1-я конференция МСАТ по автотранспортным перевозкам "Европа — Азия" |
|
2.3 Система международных транспортных коридоров
2.4 Критерии выбора транспортных коммуникаций
3. Методика формирования международных транспортных коридоров
3.1 Задачи формирования МТК
3.2 Алгоритм создания МТК
3.3 Источники финансирования транспортных коридоров
"
4. Экологический аспект в развитии транспортных коридоров
4.1 Общие сведения о загрязнении окружающей среды транспортом
4.2 Транспортная как источник экологической опасности
4.3 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности
5. Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России
5.1 Значения МТК для России с точки зрения национальной безопасности
5.2 Функции международных транспортных коридоров
Прямыми функциями международных транспортных коридоров являются обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита. Все остальные проявления являются мультипликативным эффектом при совместном воздействии международных и национальных транспортных коридоров на составляющие национальной безопасности.
Соседние государства никогда не испытывали проблему беспрепятственной связи. Для стран, не граничащих непосредственно, это условие является критичным. Поэтому отдаленные международные торговые партнеры стараются выбирать маршруты с минимальным количеством промежуточных стран, с их пограничными барьерами, разнообразием политической обстановки, денежными сборами.
При этом Европа к настоящему моменту фактически достигла предела в развитии своего промышленного потенциала в объемных показателях для удовлетворения внутреннего спроса. Дальнейшее развитие производства в Европе связано лишь с увеличением экспорта в другие регионы мира, в первую очередь в Азию.
Исходя из тех экономических выгод, которые дает обслуживание международного транзита, многие страны борются за то, чтобы международные транспортные коридоры проходили по их территориям. При этом, чем больше страна, чем сильнее развито ее промышленное производство, внутренняя производственная кооперация, чем более емким является внутренний рынок, тем меньшую долю составляют доходы от международного транзита по отношению к валовому внутреннему продукту.
Это связано не только с глобализацией мировой экономики и переводом промышленных предприятий из Европы в Азию, но и необходимостью соблюдения единых международных стандартов при всех видах обслуживания международного транспортного коридора.
Повышение требований международной конкуренции обязывает вводить тотальный контроль за прохождением каждого контейнера, каждого движущегося транспортного средства, переходить на логистические методы обслуживания грузопотоков на основе синхронного взаимодействия всех видов транспорта, перегрузочных комплексов, таможенных и пограничных служб. К процессу транспортировки подключаются информационно-аналитические системы и космическая навигация. Транспортно-перегрузочные логистические центры становятся точками технологической активности.
Для России высокие технологические требования международных транспортных коридоров, емкий отечественный спрос в сфере транспорта, верно выбранная государственная транспортная политика с учетом технологических требований способны обеспечить решение принципиальной задачи — обеспечения технологический безопасности России.
Военная безопасность напрямую связана с насыщенностью территории железными, автомобильными дорогами, внутренними водными путями, портами, аэропортами, другими объектами транспортного обслуживания, с самой конфигурацией железнодорожной и автомобильной сети.
Международные транспортные коридоры, как правило, становятся базовыми национальными коридорами, на основе которых формируется опорная транспортная сеть циклического типа, так называемая опорная транспортная решетка.
У Российской империи, Советского Союза, России имеются все природные возможности к интенсивному развитию, обеспечению национальной безопасности в сырьевой, промышленной, продовольственной, военной и транспортной сферах. Следует отметить, что фактор военной защиты являлся одним из определяющих при выборе ширины железнодорожной колеи в России, отличной от европейской.
Эта магистраль является недостающим, центральным звеном Северо-Российского евразийского международного транспортного коридора, который насквозь пересечет всю страну севернее Транссиба. Поэтому в Транспортной стратегии однозначно сформулировано требование — "в кратчайшие сроки предусмотреть строительство Северо-Сибирской магистрали".
5.3 Мероприятия необходимые для снижения влияния МТК на национальную безопасность
Проведенная оценка влияния международных коридоров на национальную безопасность, их нынешнее состояние, а также вызовы глобализации позволяют сделать следующие выводы:
2. Транссиб имеет перспективу развития, но не полностью решает проблему национальной безопасности и тем более задачу удвоения ВВП с поддержание набранного темпа в последующие периоды.
3. Ключевым, безальтернативным международным транспортным коридором, решающем вопросы безопасности и экономики является главный проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период 2020 года формирование Северного Российского международного транспортного коридора, точнее его недостающего центрального звена — Северо-Сибирской магистрали.
6. Значение международных транспортных коридоров для России
6.1 Экспорт транзитных услуг — национальный продукт России
На сегодняшний день Россия предлагает мировому сообществу, наряду с нефтью, газом и металлом, новый национальный продукт — экспорт транзитных транспортных услуг. Россия готова реализовывать этот продукт на взаимовыгодных условиях вместе с зарубежными партнерами. Немаловажно, что транзит через нашу страну осуществляется по единой таможенной территории, на которой действуют единые законы. Экспорт транзитных транспортных услуг принесет выгоды России. Это, прежде всего, прямые денежные поступления в виде оплат транспортных и сопутствующих услуг. Кроме того, в транзитные страны направляются инвестиции на развитие транспортной инфраструктуры, и они становятся полигонами внедрения современной транспортной техники и технологий, так как все участники сложившихся и функционирующих коридоров заинтересованы в его устойчивой работе и снижении логистических издержек. Все это, в свою очередь, создает условия для развития национальной внешней торговли и внутренних перевозок, а так же влечет за собой развитие тех регионов, по которым проходят транзитные коридоры. Так же транзит является надежным средством усиления влияния страны на международной арене [2, с.267].
6.2 Наиболее значимые МТК для России
Девятый коридор будет длиной 2 000 км, что обеспечит перевозками территорию площадью 1 млн. км2 с численностью населения 60 млн. человек (14 субъектов Российской Федерации). Создание крупных портов в Санкт — Петербурге и его области ("Европейские ворота Росси") позволит отказаться от услуг прибалтийских стран, через порты которых сейчас проходит огромное количество российских грузов, благодаря чему Россия ежегодно теряет значительные суммы денег. Кроме того, транспортный узел Санкт — Петербурга положит начало формированию трансконтинентального моста Восток — Запад, который обеспечит интермодальные перевозки транзитных грузов третьих стран.
Транссибирская магистраль уже сегодня осуществляет пуск контейнерных поездов с укороченным временем оборота до Польши, Германии, Венгрии, Швейцарии со специальными раздвижными колесными парами для перехода с отечественной колеи (1520 мм) на европейскую (1435 мм). Увеличивается количество перевозок в районе Астрахани.
6.3 Важность участия России в формировании МТК
Активное участие России в формировании международных транспортных коридоров стало в последние годы одной из первоочередных задач в области отечественного транспорта. Государственная важность этой задачи для Российской Федерации обуславливается тем, что максимальное использование преимуществ международного разделения труда и выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны может внести значительный вклад в улучшение сложившейся в России экономической ситуации.
Одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей. Это станет существенным вкладом в увеличение ВВП России, обусловленным ростом объемов транспортной работы и мультипликативным эффектом в других отраслях экономики. Транзитная рента (доход национальной транспортной системы от транзитных перевозок пассажиров и грузов) будет важной статьей валютных поступлений.
Россия, занимающая более 30% территории Евразийского континента и располагающая высокоразвитой транспортной системой, объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные связи на этом направлении. Пока мощный транзитный потенциал России используется слабо. Развитие транспорта в 2014 году.
В то же время инициируется ряд крупных международных транспортных проектов, предусматривающих реализацию евроазиатских связей в обход территории России. Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике нашей страны и ее политическим интересам. Учитывая, что сегодня за счет средств международных организаций, включая международные финансовые институты, начато финансирование этих проектов, Россия имеет минимальный запас времени для принятия мер, предусматривающих разработку и реализацию эффективной транзитной политики страны, использование резервов национальной транспортной системы, подготовку и реализацию транспортных проектов в целях привлечения крупных транзитных и внешнеторговых грузопотоков на отечественные транспортные коммуникации.
Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по осям Запад — Восток и Север — Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в межрегиональном сообщении внутри России, в районе прохождения которых сосредоточено свыше 80% населения и промышленного потенциала Российской Федерации. Из этого следует, что развитие международных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации.
Заключение
транспортный коридор
Библиография
1. Володин А.В. Международные транспортные коридоры и национальная безопасность России/ статья [Электронный ресурс] — http://www.rustrana.ru/searchautor. php? search=Володин%20А.В.
2. Гудков В.А. и др. Основы логистики. М.; Горячая линия — Телеком, 2004, 351 с.
3. Пути решения экологических проблем транспортных коридоров / сборник статей, подготовленный к Третьей Международной евроазиатской конференции по транспорту (С-Петербург, 11-12 сентября 2003 г) [Электронный ресурс] — www.eatu.ru
4. Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" — Подпрограмма "Международные транспортные коридоры" [Электронный ресурс] — http://fcp. vpk.ru/ext/11/content. htm
5. Сообщение пресс-службы Российской Федерации № 664 "Об основных направлениях формирования и развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации…" [Электронный ресурс] — http://www.mid.ru/ns — dos. nsf/45682f63b9f5b253432569e7004278c8/432569d800223f344325699c003b62aa? OpenDocument.
6. Транспортная логистика (Под редакцией Миротина Л. Б). М.: "Экзамен", 2002, 511 с.
7. Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. М.: АСМАП, 200, 174 с.