Содержание
Содержание
Введение3
1.Развитие законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей5
2. Понятие защиты прав потребителей8
3. Органы, занимающиеся защитой прав потребителей.14
4. Право потребителя на судебную защиту15
Заключение19
Список литературы20
Выдержка из текста работы
Одним из первых рыночных законов, принятых в Российской Федерации, стал Закон «О защите прав потребителей», вступивший в силу в 1992 году. Закон РФ «О защите прав потребителей» стал основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. На момент принятия Закона «О защите прав потребителей» в России во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы уже действовали. Важность принятия этого закона как для потребителя, так и для предпринимателя трудно переоценить. С точки зрения потребителя, важность законодательного регулирования правоотношений с предпринимателем на рынке товаров и услуг обусловлена возможностью грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права. Что касается добросовестных предпринимателей, стремящихся к производству и размещению на рынке товаров и услуг продукции высокого качества, то для них принятие данного закона обеспечивает возможность в условиях «прозрачного» рынка существенно повысить собственную конкурентоспособность.
Таким образом, принятие Закона «О защите прав потребителей» явилось серьезным шагом к развитию в России практики ведения цивилизованного бизнеса. Детальное знакомство правами и обязанностями потребителя и продавца, установленными законодательством, необходимо руководителям и специалистам предприятий и организаций промышленного характера- изготовителям продукции, предприятиям и организациям торгового профиля, а также юридическим лицам, работающим в сфере оказания различных услуг населению.
Ряд вопросов, связанных с применением Закона «О защите прав потребителей», регулируются также Гражданским кодексом РФ, а также другими федеральными законами РФ.
Одним из существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является законодательная, т.е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели:
первая — информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка;
вторая — защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется.
В наших условиях, когда идут процессы либерализации экономики, создан свободный рынок, конкуренция уже зародилась, а продавцы заинтересованы в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм собственности на основе специальных нормативных актов приобретают актуальное значение.
Свои права потребителю нужно не только знать, но и уметь их защищать. Данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.
Цель курсовой работы — рассмотреть практику защиты прав потребителей в России и за рубежом.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи: изучить историю потребительского движения; рассмотреть основные законодательные акты в России по защите прав потребителей; изучить практику защиты прав потребителей.
Глава1.История возникновения и развития потребительского движения
1.1Становление и развитие системы защиты прав потребителей в зарубежных странах
Понятие «потребитель» вытекает из положений экономической теории, которая оперировала этим термином с момента своего появления. Экономическая теория демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет рамки потребления, развития массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынок необходимого количества товаров и услуг. Экономическая теория дает следующее определение потребителя: потребитель — это «лицо, или организация, потребляющие продукты чьего либо производства, чьей либо деятельности».
Эволюция защиты прав потребителей (consumerism) берет свое начало в Соединенных Штатах Америки. Первый протест потребителей, подтвержденный документально, произошел в штате Массачусетс в 1775 г. Продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. Постепенно на проблему защиты прав потребителей обращает внимание государство и формирует законодательную базу для этой защиты.
В начале ХХ века большой упор делался на сферу питания и производства товаров питания. В это время была написана знаменитая книга «Джунгли», которая рассказывала о стандартах безопасности, которые надо соблюдать при производстве мясных продуктов, указывала на то, к каким последствиям для здоровья могут привести нарушения технологии. Книга имела большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что на законодательном уровне было принято решение о создании государственного органа, который был назван «Администрация по надзору за питанием и медикаментами». Этот орган до сих пор остается одним из ведущих государственных органов в сфере защиты потребителей в США.
Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства — президент США Джон Кеннеди 15 марта 1962 г. обратился к парламенту и одновременно к общественным организациям с призывом признать за потребителями четыре основных права:
— право на безопасность товаров и услуг;
— право на информацию;
— право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе;
— право быть выслушанным.
Провозглашенные Дж. Кеннеди права потребителей явились фундаментальными, на их защиту и в настоящее время ориентированы правительства государств мирового сообщества.
Благодаря настойчивости американцев в отстаивании своих прав сформирована эффективная защита прав потребителей в США.
Значимую роль в деле защиты прав потребителей сыграли и играют общественные объединения потребителей. В настоящее время самым крупным считается Consumers International. Международная организация союзов потребителей (International organization of consumers unions) была образована в 1960 г. небольшой группой потребительских организаций, целью которых было объединение союзов потребителей всего мира. В 1995 г. организация была переименована в Consumers International (CI). Главное управление организации находится в Лондоне.
Необходимость в особой правовой охране потребителей существует вследствие того, что в условиях свободной конкуренции, либерализации экономической и юридической ситуации, создания единого рынка, потребитель всегда выступает в качестве жертвы, причем при условии конкуренции его положение усугубляется, и потребитель нуждается в защите.
Чтобы избежать диктата производителя, защитить потребителя от возможных неприятностей из-за покупки некачественного товара, отсутствия достаточной информации, как о производителе, так и о товаре, создать ему гарантированные условия равноправного положения на рынке, во многих странах мира предпринимались государственные меры по защите потребителей. Высокую активность при этом проявляли и сами потребители. Появилось так называемое потребительское движение.
Потребительское движение направлено на объединение и солидарность всех потребителей в борьбе за свои права. Ежегодно 15 марта во многих странах отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.
Начало потребительскому движению было положено в 1962 г. в США, когда президент Д.Кеннеди подписал декларацию четырех основных прав защиты потребителей. Эта декларация включала:
— право на удовлетворение основных потребностей (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
— право на возмещение ущерба (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
— право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
— право на здоровую окружающую среду.
Международный союз потребителей добавил еще четыре права:
— право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
— право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимых для совершенствования обоснованного выбора);
— право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
— право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики).
В 1985 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которую подписало и правительство СССР. С этого времени и в нашей стране начался процесс создания собственного потребительского законодательства. После долгой работы, в апреле 1992 года был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций торгующих или оказывающих услуги системы защиты прав потребителей.
США. В 60-80 годах XIX века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов.
В первые десятилетия нашего века во многих пищевых и фармацевтических предприятиях положение было не на высоте из-за примитивного ……..
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года
2. Уголовный кодекс РФ от 21.02.2010 N 16-ФЗ,
3. Федеральный Закон РФ от от 28.07.2012 N 2300-1″О защите прав потребителей”
4. Беликова К.М. /Защита прав потребителей в Европейском союзе: некоторые векторы развития // Право и экономика. — 2011. — N 4.
5. Всемирный день защиты прав потребителей // Вопросы социального обеспечения. — 2011. — N 6. — С. 28
6. Версан В. Г. / Еще раз о защите прав потребителя // Сертификация. — 2011. — N 1. — С. 6
7. Гущина И. А. /Всегда ли прав потребитель? /// Российская юстиция. — 2008. — N 12. — С. 22-24.
8. Компенсация морального вреда // Спрос. — 2011. — N 11. — С. 14-15
9. Корнилов Э. Положительные тенденции развития законодательства о защите прав потребителей. //Хозяйство и право 1998 год. № 12.
10. Как бороться с фальсифицированными лекарствами? // Вопросы социального обеспечения. — 2009. — N 19. — C. 23-24 .
11. Калинин А.Я. /Для защиты потребителей // Пищевая промышленность. — 2009. — N 12. — С. 33-35
12. Нетишинская Л.Ф. / К вопросу о защите прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс. — 2012. — № 10. — С. 19-20
13. Пантелеев В.Ю. / Вопросы обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг и защиты потребителей (проблемы уголовной и административной ответственности) // Российский юридический журнал. — 2012. — № 5 С. 161-168.
14. Пантелеев В.Ю. / Вопросы обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг и защиты потребителей (проблемы уголовной и административной ответственности) // Российский юридический журнал. — 2012. — № 5 С. 161-168.
15. Погосян Т.Ю / Уголовно-правовые аспекты защиты потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции // Российский юридический журнал. — 2012. — № 3
16. Райлян А.А / Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. — 2008. — N 10. — С. 22-24.
17. Румянцев В. / Защита прав потребителей на рынках финансовых услуг в российском гражданском праве // Хозяйство и право. — 2009. — N 11. — С. 94-105
18. Румянцев В. / Защита прав потребителей на рынках финансовых услуг в российском гражданском праве // Хозяйство и право. — 2009. — N 11. — С. 94-105.
19. Стрельцова М. / «Помощь потребителю»// Социальная защита. — 2011. — N 1 — С. 45-48.
20. Стрельцова Мария / «Права потребителей» // Социальная защита. — 2011. — N 6
21. Травина О.В. / Сертификация. О контроле за качеством товаров и услуг // Право и экономика. — 2012. — № 8. — С. 14-19
22. Требушенко Т.А. / Уголовно-правовая защита прав потребителей в современных условиях / Т. А. Требушенко // Закон и право. — 2010. — N 1. — С. 77-79
23. Твердюкова Е. Д. / Борьба с обманом потребителей в СССР (1930-е — 1950-е годы) // История государства и права. — 2010. — N 1. — С. 30-33.
24. Такташов В.А., Т. В. Моргун Обеспечение качества и безопасности продукции — первоочередная задача государства / // Методы оценки соответствия. — 2009. — N 6. — С. 38-41
25. Уварова Е. / За права потребителей // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. — 2010. — N 7. — С. 34
26. Федоров Н. / Суд взглянул на потребителей . // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. — 2012. — № 8.
27. Хужин А. / Особенности защиты субъективных гражданских прав при невиновном причинении вреда // Арбитражный и гражданский процесс. — 2011. — N 8
28. Четкина О. / Вопросы судебного толкования правовых норм на примере дел о защите прав потребителей // Арбитражный и гражданский процесс. — 2007. — N 6. — С. 25-27.