Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические и методологические основы ведения бизнеса в Китае7
1.1 Понятие бизнеса и его место в современном мире7
1.2 Классификация форм бизнеса19
1.3 Методы планирования ведения бизнеса27
Глава 2 Специфические особенности ведения бизнеса в современном Китае32
2.1 Правила ведения переговоров, этика деловых отношений32
2.2 Отличие от западной модели41
Глава 3 Анализ ситуации развития бизнеса53
3.1 Анализ ситуации развития бизнеса53
3.2 Проблемы и риски ведения бизнеса в современном Китае65
Заключение74
Список литературы76
Выдержка из текста работы
Распространенность договорных отношений заставляет обратить внимание на проблему гарантии их надлежащего исполнения. В случае если то или иное лицо, являющееся стороной в договоре, не выполняет должным образом свои обязанности (особенно когда обязательство имеет денежный характер), эффективным может оказаться применение мер по истребованию задолженности, образующих т. н. «коллекторский подход», предполагающий применение особого порядка взыскания денежных средств с должника. Его широкое применение возможно уже потому, что наиболее распространенным средством приобретения экономических ценностей являются деньги – предметы, принимаемые в обмен на товары или услуги, и именно с непередачей денежных средств чаще всего связаны споры сторон того или иного договора. Кроме того, необходимо отметить, что коллекторский подход применяется, как правило, в сфере кредитных отношений, которые на данный момент получили довольно широкое распространение. Именно кредит (то есть получение денег или товаров с условием их возврата через определенный срок, как правило, с уплатой процентов за их использование), может решить проблему недостатка средств у лица на данный момент для удовлетворения его основных потребностей. Кредитные отношения получают все более широкое распространение в современной России и, несомненно, будут интенсивно развиваться и далее. В то же время описанная ситуация заставляет обратить внимание на одну из проблем, неизбежно сопутствующую их реализации – проблемы возврата кредита, а также на средства принуждения должника к обеспечению обязательства. Распространение и развитие коллекторской деятельности, несомненно, будет способствовать разрешению данной проблемы.
Интерес к рынку коллекторских услуг (сбора просроченной задолженности физических лиц) растет с каждым днем; данные по просроченным потребительским кредитам финансовых институтов беспокоят как банковское сообщество, так и государственные органы. На фоне устойчивого спроса населения на кредитные продукты необходимость развития рынка этого вида услуг не отрицается ни одной из сторон процесса, но возникает ряд достаточно важных вопросов, новых по сути и требующих нового подхода. Формирование правового поля, гарантия независимости коллекторов от банковских структур, обеспечение подотчетности регулирующим органам и прозрачности в работе с потребителями кредитов — вот некоторые из этих вопросов.
Цель дипломной работы заключается в изучении особенностей ведения коллекторского бизнеса и анализе перспектив развития коллек-торских услуг в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
— раскрыть понятие коллекторской деятельности;
— рассмотреть развитие коллекторского бизнеса в России;
— изучить опыт осуществления коллекторского бизнеса за рубежом;
— исследовать участников рынка коллекторских услуг;
— проанализировать содержание коллекторских услуг;
— рассмотреть модели организации коллекторской деятельности;
— раскрыть методы работы коллекторов;
— проанализировать состояние коллекторского бизнеса в России;
— выделить основные проблемы развития коллекторского бизнеса в России и определить пути их решения.
Научно-теоретическую основу дипломной работы составили учебная литература, материалы периодических изданий, Интернет-ресурсы по про-блемам взыскания задолженности.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТОРСКОГО
БИЗНЕСА
1.1. Понятие коллекторской деятельности
Под коллекторской деятельностью (от англ. collect — собирать, взимать, инкассировать) традиционно понимают систему законных мер воздействия на лиц, имеющих задолженность и не выплачивающих долг в установленные сроки. Подобный подход к работе с должниками предполагает «конвейерное, т.е. максимально формализованное и технологичное взыскание большого объема бесспорных однотипных долгов».
К числу сущностных признаков данного вида деятельности принято относить:
1. Однотипность.
2. Преимущественная бесспорность. По этим долгам (чаще всего воз-никающим на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения до-говоров кредита и займа), в отличие, например, от задолженности по договорам поставки, оказания услуг, должник не имеет оснований для спора, предъявления встречных требований и т.д……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вслед за бумом потребительского кредитования, как его логичное продолжение, возникла и проблема невозврата кредитов. Это вполне естественно, особенно если учесть, что культура жизни в долг у нас только начинает формироваться. А если появилась проблема, то, соответственно, появляются и структуры, которые готовы такие проблемы разрешать.
Последствие возникновения кредитного риска – просроченная задолженность – является объектом деятельности таких организаций-субъектов инфраструктуры кредитования, как коллекторские агентства. Коллекторство — относительно новый вид бизнеса для России, ориентирующийся пока что только на потребительское кредитование. Сегодня российские банки прибегают к помощи коллекторских агентств только в случаях, когда просроченная задолженность уже получила статус безнадежной. Однако уже в краткосрочной перспективе деятельность агентств значительно расширится по масштабу и качеству. Например, в мировой практике услугами коллекторских агентств банки пользуются уже на начальной стадии возникновения задолженности. Связано это с тем, что гораздо удобнее и выгоднее решать вопросы взимания задолженности с помощью специализированных организаций, чем содержать штат соответствующих сотрудников и нести дополнительные административные расходы на создание необходимых условий для коллекторства.
Коллекторские агентства занимаются не только взысканием кредитов, но и профилактикой кредитной задолженности. Профилактика заключается в том, что коллекторы, обладая опытом в сфере потребительского кредитования, работают с банками в режиме предупреждения выдачи ими рискованных кредитов. Кроме того, коллекторство во всем мире не ограничивается только потребительским кредитованием – кредиты, выданные юридическим лицам, тоже имеют вероятность оказаться просроченными, а значит представляют интерес для коллекторов.
Экономический способ решения проблемы задолженности состоит в том, что процент возможного невозврата кредитов учитывается при определении стоимости банковского продукта, по сути, включается в нее. Однако в современных условиях жесткой конкуренции в сфере розничного кредитования банки не могут себе позволить устанавливать высокую процентную ставку по кредиту.
Таким образом, коллекторская деятельность на современном этапе развития экономики России приобретает самостоятельное значение, начинает развиваться и усложняться. Цивилизованная эволюция коллекторства в рамках конкурентного рынка является необходимым условием существования современной финансово-кредитной системы.
Коллекторский подход к взысканию задолженностей не ограничен применением только собственно юридических средств (судебные приказы, иск, исполнительное производство), но охватывает и психологические способы воздействия, прежде всего, на досудебной стадии. Также коллекторский подход предполагает большую стандартизацию деятельности, которая делает наличие специальных юридических познаний у работников не обязательным.
Перспективы развития рынка коллекторских услуг в России можно определить следующими основными направлениями:
— появление и рост коллекторских агентств;
— постепенная унификация и сближение технологий работы коллекторских организаций,
— появление специального нормативного регулирования коллекторской деятельности.
На сегодняшний же день можно говорить о том, что появление коллекторской деятельности обречено на первоначальном этапе на законодательный вакуум. Регулирование осуществляется общими нормативными правовыми актами, устанавливающими гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, уголовное и административное законодательство регулирует ситуации в которых каждая из сторон может действовать с существенным нарушением законодательства и последствия таких нарушений, специальное корпоративное законодательство регулирует деятельность предпринимательских структур, в том числе специализированных, таких как банки.
Деятельность коллекторских агентств, несомненно, столкнется с большим количеством всевозможных ограничений и запретов, нельзя сбрасывать со счетов и возможные административные процедуры в виде лицензирования и (или) сертификации подобных услуг.
Однако, несмотря на то, что многие считают рынок коллекторских услуг неперспективным, а взыскание потребительских долгов – занятием трудоемким, затратным по времени и малоприбыльным, подобный вид деятельности заслуживает своей ниши на рынке около финансово-юридических услуг. При желании и в этой деятельности можно найти элементы творчества, присущие юридической практике, и заставить её приносить прибыль.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (ред. от 26.04.2007) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, №28, ст. 2790.
2. Федеральный закон от 2.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, №6, ст. 492.
3. Александрович А. Рынок долгов: мировой опыт и российская действительность // Банки и деловой мир. – 2008. — №1.
4. Александрович А., Тимчук А. Коллекторская деятельность: проблемы законодательного регулирования // Профессия – директор. – 2007. — №10.
5. Банковское дело: управление и технологии / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ, 2007.
6. Банковское дело: Учебник /Под ред. Л.П. Кроливецкой, Г.Н. Белоглазовой — М.: Финансы и статистика, 2005.
7. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина– М.: Финансы и статистика, 2006.
8. Богатов А. Как вернуть долги // Долговой фактор. – 2007. — №12.
9. Бычкова Е., Королева К. Коллекторский бизнес – как развиваться? // Долговой фактор. – 2007. — №6.
10. Гуманков К. Санитары «больных» кредитов // Финанс. – 2006. — №13.
11. Давыдова А.В. Невозврат кредитов — возможно ли решение проблемы? // Юридическая работа в кредитной организации. – 2007. — №2.
12. Дементьева С. Коллекторы придут в каждый дом // КоммерсантЪ. – 2006. — №202.
13. Дзубараева И. Коллекторские агентства, сборщики долгов – кто они? // Долговой фактор. – 2007. — №1.
14. Долг в овечьей шкуре // Коммерсант – деньги. – 2006. — №12.
15. Дорогие мои должники // Финансовый директор. – 2007. — №12.
16. Ермаченков И. Между коллекционерами долгов и их антиподами // Московский бизнес журнал. – 2007. — №3.
17. Жданухин Д. Коллекторская деятельность: право, психология и не только // Интеллект-пресс. – 2005. — №6.
18. Жданухин Д. Уголовно-правовые аспекты коллекторской деятельности или еще раз о принципе рычага // Интеллект-пресс. – 2005. — №6.
19. Королева К. Франчайзинг в коллекторском бизнесе // Долговой фактор. – 2007. — №7.
20. Локшина Ю., Арт Я. Коллекторы помогут вкладчикам // Профиль. – 2006. — №41.
21. Малкин О. Ю. Управление задолженностью. Стратегии взыскания долгов и защиты от кредиторов. – М.: Вершина, 2007.
22. Мартынова Т. Коллекторы ждут осеннего бума // Банковское обозрение. – 2005. — №9.
23. Нужен ли закон о лицензировании коллекторского бизнеса? // Банковское обозрение. – 2006. — №8.
24. Пивоварова М. Коллекторы: «отдайте нам долги ваши»! // Личные деньги. – 2006. — №8.
25. Разумова М. Технология отсрочки // Коммерсантъ. – 2007. — №98.
26. Рахманин С.А. Коллекторский бизнес сегодня: тенденции и перспективы // Банковский ритейл. – 2007. — №1.
27. Сборщик долгов // Бизнес Журнал. – 2007. — №2.
28. Смирнов Е.Е. Банковский ритейл сегодня и завтра // Банковский ритейл. – 2007. — №2.
29. Спектор Е.И. О кредитных историях: комментарий к новому закону // Право и экономика. – 2005. — №7.
30. Сперанский А. Потребительское кредитование. К вопросу об этике собирания долгов // Бухгалтерия и банки. – 2006. — №8.
31. Стефанова Е., Королева К. Коллекторский бизнес – как развиваться? // Долговой фактор. – 2007. — №6.
32. Федоров А., Жданухин Д. Полномочия передаем коллектору // Консультант. – 2007. — №1.
33. Хуторных Е. Коллекторы в законе // Время новостей. – 2007. — №26.
34. Шестаков Е. Перспективы коллекторского подхода к взысканию задолженности // Интеллект-пресс. – 2005. — №6.
35. Шпетер С.Э. Что дает банку аутсорсинг коллекторских услуг // Банковский ритейл. – 2007. — №1.
36. Ячеистов К. Банки пустят кредиты через коллекторы // Коммерсантъ. – 2005. — №85.
37. arkb.ru – Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса