Содержание
Содержание:
Введение 3
I.Теоретические основы малого предпринимательства 5
Понятие, функции и особенности малых предприятий 5
Особенности менеджмента на малом предприятии 10
II.Специфика отдельных сфер управления на малом
предприятии 18
Особенности кадрового состава малых предприятий 18
2.2. Риски в работе малого предприятия 23
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение
Выдержка из текста работы
Развитие малого предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Между тем в России, в силу прежде всего неэффективной, а порой и прямо ошибочной политики государства в отношении сектора малого бизнеса последний фактически пребывает в состоянии стагнации. C 2000 г. наблюдается сокращение численности МП, некоторый рост числа субъектов малого предпринимательства обеспечивается только за счет ежегодного увеличения численности индивидуальных предпринимателей, темп прироста которых оценивается в 7% .
При этом расчеты, сделанные на основании официальной статистики, показывают, что сальдо между коэффициентом рождаемости малых предприятий и коэффициентом их смертности остается положительным, хотя и демонстрирует тенденцию к неуклонному снижению – с +77 до +65 по ИП и с +75 до +61 по ООО, за период 1999-2004 гг. Причем приток в индивидуальное предпринимательство составляет порядка 6 чел. на 1000 чел. взрослого населения, а отток – порядка 4 чел. на 1000; в секторе ИП эти цифры составляют примерно 0,35 % и 0,06%, соответственно .
В России за годы реформ номинально сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Начиная примерно с 1993 г., а на региональном уровне (Москва и некоторые др. регионы) в ряде случаев и ранее, в России стала формироваться институциональная инфраструктура, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития малых частных фирм, а также оказывать им те услуги, которые они – в силу принципиальных особенностей малых предприятий, усиливаемых начальным этапом развития данного сектора в трансформационной экономике – не могут покупать на рынке, либо которые на рынке в принципе отсутствуют. Прежде всего, речь идет о структурах бизнес-образования и обучения кадров для малого бизнеса; агентствах поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги); фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная поддержка); лизинговых фондах; бизнес-инкубаторах (комплекс мероприятий в области имущественной и иной поддержки стартующих малых предприятий); технологических парках (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с вузами и крупными предприятиями) и др.
Действуют общественные объединения, выражающие консолидированную точку зрения малого бизнеса по важнейшим проблемам экономической политики, — Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и местные палаты, Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства (имеет около 70 региональных коллективных членов), профсоюз работников малых предприятий.
Тем не менее, деятельность малого бизнеса является весьма проблемной сферой.
Одной из главных причин тех трудностей, с которыми сталкивается российская экономика при переходе от централизованного управления к рыночному регулированию, является неэффективное функционирование предприятий. К «пакету» таких накопившихся за предшествующие годы проблем, как неконкурентоспособность многих видов продукции, несовершенство технологии, моральный и физический износ зданий и оборудования, слабая дисциплина работников и др., прибавились новые внешние и внутренние проблемы предприятий, связанные с социально-экономическими переменами. К таким проблемам относятся потеря партнеров из стран СНГ, хронический недостаток оборотных средств и капитальных вложений, затраты на поиск нового места в деловой среде при отсутствии макроэкономических и отраслевых ориентиров и многие другие. Предоставленная предприятиям плановая свобода оказалась для многих из них не стимулом, а бременем. В этих условиях бизнесмены, руководители малых предприятий нуждаются в серьезной методической помощи при принятии управленческих и инвестиционных решений, и прежде всего — при выборе верных направлений бизнеса и технологий современного (инновационного) управления коммерцией (предприятиями).
Задача планирования и управления бизнесом (организацией, компанией) — одна из тех, к решению которых как руководители предприятий, так и сами предприятия оказались неподготовленными, поскольку в условиях централизации такие задачи по большей части не решались на уровне товаропроизводителей. Отсутствие у бизнесменов навыков стратегического мышления, опыта организационного управления, нестабильность социально-экономической среды в сегодняшних условиях делают поведение бизнесменов и предприятий импульсивным, непредсказуемым, нацеленным на краткосрочные (а то и своекорыстные) цели и в итоге не способствующим эффективному и долгосрочному развитию.
Внедрение современных (инновационных) методов управления предприятием, будь то управление финансами, персоналом, изменениями и т.д., представляется чрезвычайно важной, актуальной и исключительно прикладной (а значит – нужной) задачей, что и обусловило выбор мной данной темы.
Цель моей работы – представить модели современного управления малым предприятием в трех наиболее важных компонентах: формировании современной структуры, распределении управленческих функций и стимулировании труда менеджмента и работников.
Предмет работы – система организационного менеджмента предприятий малого бизнеса.
Объект работы – предприятия малого высокотехнологичного бизнеса (информационные технологии – компьютерное программное обеспечение).
Выбор в качестве объекта работы именно этого типа предприятий обусловлен специфическими особенностями их деятельности, а именно – высокой инновационной «открытостью» и динамизмом.
Первая глава работы дает определение процесса управления малым предприятием.
Во второй главе рассматриваются модели формирования структуры управления малой компанией, построенные на алгоритме сегментации бизнеса и формулирования т.н. «продуктово-рыночных комбинаций».
Вопросам распределения управленческих функций на предприятии
малого бизнеса посвящена глава три.
В четвертой главе анализируются подходы к стимулированию менеджмента и работников малых предприятий, практикующиеся на современных предприятиях.
В процессе подготовки и написания работы использовалась учебная, научная литература по проблемам менеджмента предприятий, организационного управления, теории организаций.
Глава 1. Определение процесса управления малым предприятием
Современное предприятие является достаточно сложной системой, которой приходится действовать в динамично изменяющемся, предъявляющем к предприятию все более жесткие требования мире. Это приводит к усложнению задач управления производством, требует постоянного совершенствования и обновления деятельности предприятия через выявление, формулирование, анализ и решение возникающих проблем.
Рисунок 1.1.
Управляющий и управляемый процессы на предприятии………….
Заключение
Недостаток деловой информации и апробированных на практике рекомендаций по организационному менеджменту препятствует развитию малого предпринимательства ничуть не в меньшей степени, чем недостаток инвестиций. Интерес широких слоев предпринимателей к бизнес-информации очевиден и растет с каждым годом — по мере того, как все более цивилизуется и усложняется российская бизнес-среда.
Россия стоит на начальном этапе понимания необходимости организационной культуры.
Необходимо подчеркнуть тот момент, что российский бизнес — явление относительно молодое, существующее с момента признания Россией в 1990 году своего суверенитета. Дальнейшее развитие подвергалось влиянию многочисленных экономических преобразований, имевших место в жизни нашей страны. Огромное влияние оказал и финансовый кризис, произошедший в августе 1998 года и ставший жёстким способом проверки жизнеспособности многих организаций. После него стало ясно, что настало время профессионального подхода к управлению, т.е. «организации производства так, чтобы товары и услуги, которые производят их предприятия, не только соответствовали мировым стандартам, но превосходили их» .
Поэтому необходимо было изменить культуру производственных отношений, отношения людей к своему предприятию путем наведения порядка в прямом смысле слова. Привыкая работать в новых условиях, современные предприниматели стали перенимать мировые стандарты управленческой культуры.
Особое место в структуре современного бизнеса занимают инновации, развитие которых также свидетельствует о четко установившейся тенденции к усилению научно-технологической составляющей системы современного менеджмента малых предприятий.
Склонность к нововведениям и способность их осуществлять — необходимый признак жизнеспособного общества, развивающегося предприятия. С угасанием такой способности возрастает вероятность кризиса с последующим преобразованием или исчезновением системы или самой компании.
Традиционная теория управления значительно отстает от практики и не оказывает на нее заметного влияния. Основные причины этому заключаются в следующем:
1. Невозможность правильно понять и объяснить феномен управления без опоры на науку, в частности на социологию, маркетинг, менеджмент, социальную психологию, которые появились сравнительно поздно и не смогли заметно повлиять на развитие теории управления, особенно в среде малого предпринимательства, весьма далекого от различных инноваций. В результате сложилось однобокое представление об управлении, которое рассматривается в основном как средство достижения целей финансового порядка, в то время как у управления значительно большие возможности. Оно, например, является ещё и средством выживания малого бизнеса, средством решения социальных проблем организации, средством регулирования сложной деятельности, что сейчас уже вполне естественно для малых и средних компаний, особенно для работающих в сфере информационных технологий.
2. Вторая причина заключается в неконтролируемой дифференциации науки об управлении. Не успев как следует встать на ноги она начала делиться. Сейчас, наряду с менеджментом организации, можно встретить науки о политическом, государственном, муниципальном, корпоративном, военном управлении. Это опасная тенденция, так как нарушается целостность восприятия систем управления.
Сейчас существует множество форм управления, которые «минимальны по своей эффективности», отмечалось в резолюции V Всероссийской конференции представителей малых предприятий. Это связано с тем, что у многих российских бизнесменов практически отсутствует управленческий опыт. Традиционный путь – обучение – нерезультативно. Второе образование дает только знания компонентов менеджмента, а этого для управления предприятием недостаточно. Необходимо строить оптимальные системы управления на предприятиях, куда должны входить: структура, взаимоотношение, отчетность, мотивация и проч.
Руководители предприятий нуждаются в конкретных, четко описанных шагах для управления. Консультационный бизнес, который мог бы в этом помочь, до малых предприятий не доходит, останавливаясь на крупных и средних, тем не менее, выход из этой ситуации существует. Деятельность малых предприятий состоит из небольшого количества повторяющихся операций, которым надо обучить предпринимателей малого бизнеса.
В настоящее время создается кафедра управления инновационными проектами Академии народного хозяйства, где станет возможным обучение предпринимателей малого бизнеса реализовывать конкретные проекты, в том числе выстраивать службы маркетинга, увеличивать объем продаж, завоевывать новые рынки, организовывать работу с дилерами и т.д.
Список литературы
1. Айвазян С.А., Балкинд О.Я., Баснина Т.Д. Стратегии бизнеса. Справочник / Под ред. Г.Б. Клейнера. — М.: КОНСЭКО. 1998
2. Брэддик У. Менеджмент в организации. — М.: ИНФРА-М. 1997.
3. Иванова Т. Ю., Приходько В.И. Теория организации. Краткий курс. – Спб.: Питер. 2004.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. — Минск: Минск. 1996.
5. Коноков Д.Г. Организационная структура предприятий. – М.: «Бизнес-Тезаурус». Учебно-методические пособия для российского бизнеса. 2003.
6. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала: практическое пособие для руководителей. – М.: Журнал «Управление персоналом». 2005.
7. Никеле У., Макхью Д., Макхью С. Постижение бизнеса. – Тольятти. Тольятти-пресс. 1996.
8. Сипоролис, Николас К. Управление малым бизнесом: Руководство для предпринимателей. — М: Метрополис. 1997.
9. Степанько М. Система выплаты бонусов для руководителей производственных единиц // e-xecutive.ru/publications/specialization/article_1516/.
10. Предпринимательский потенциал российского общества: анализ и рекомендации по содействию вовлечению населения в малый бизнес. Итоговый аналитический отчет. Грант на институциональное развитие 016/1-02.– М.: Московский общественный научный фонд: Российский независимый институт социальных и национальных проблем. 2002.
11. Российское обозрение малых и средних предприятий 2004. — Москва: ТАСИС. Ресурсный центр малого предпринимательства. 2004.