Содержание
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимовлияния психики
и соматического заболевания……………………………………………
1.1 Обзор психологических концепций возникновения психосомати-
ческих расстройств …………………………………………………………
1.2 Этиология и патогенез заболеваний ЖКТ……………………………
1.3 Самооценка как личностная характеристика ребёнка ……………..
1.4 Клиническая картина расстройств желудочно-кишечного тракта у
детей………………………………………………………………………….
1.5 Внутренняя картина болезни при хронических соматических
заболеваниях у детей ………………………………………………………
Глава 2. Экспериментальные исследования особенностей самооценки детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и здоровых детей……………………………………………………………
1. Методики исследования………………………………………………..
2. Организация и проведение эксперимента………………………………………
3. Результаты исследования………………………………………………
3.1 Результаты по методике исследования самооценки в модификации Дембо – Рубинштейн……………………………………………………..
3.2 Результаты по методике исследования самоотношения (МИС) (В.В. Столин)…………………………………………………………………….
3.3 Результаты по методике А.М.Эткинда «Цветовой тест отношений».
3.4 Результаты по методике «Пиктограмма»……………………………
3.5 Результаты по методике «Рисунок человека»…………………………
3.6 Результаты по методике «Несуществующее животное»……………
Обсуждение результатов…………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..
Приложения………………………………………………………………..
Выдержка из текста работы
В существующем в современной психологии направлении, изучающем психосоматические расстройства, существует ряд работ описательного характера, трактующие соматические симптомы в символическом плане (болезнь объясняется в связи с буквальным значением нарушенной функции организма).
Эта идея в последнее время приобрела большую популярность и используется многими психологами в процессе индивидуального консультирования. Однако традиционная психология, построенная по естественно-научному типу, до сих пор не выделила «официальной ниши» для подобного направления. Это вполне обоснованно объясняется отсутствием научно подтверждённых фактов.
Другая рамка нашего исследования задаётся проблематикой подросткового возраста. Кратко формулируя суть проблемы, какой она нам представляется, можно сказать, что современное общество не имеет способов разрешения подросткового кризиса, что влечёт за собой такую яркую симптоматику возраста. Психологическая уязвимость подростка делает его значительно уязвимее в том числе и для психогенных факторов болезни.
Обобщая вышеперечисленное, можно сделать предположение относительно неврозогенности, в принципе, любого критического возраста, а в частности — именно подросткового.
На пересечении двух обозначенных линий и возникла идея провести исследование научными клиническими методами, касающееся символического характера психогененного заболевания, именно на подростках.
Современные исследования относительно подросткового возраста позволяют выделить такой важный аспект как становление в данном возрасте временной перспективы молодого человека.
Вновь обращаясь к психосоматическому подходу в психологии, отметим, что временная перспектива и в частности образ будущего связан с такой функцией организма как зрение.
Данные наблюдений и статистики указывают на значительное увеличение числа старших подростков, которые отмечают ослабление зрения (близорукость) в период обучения в 10-11 классах.
На основании теоретических выкладок, касающихся специфики подросткового возраста и формирования в этот период временной перспективы как новообразования, а также — принципов психосоматического подхода и некоторым конкретным исследованиям, граничащим с выбранной нами проблематикой, мы выдвигаем гипотезу, которая звучит следующим образом: ослабление зрения (в частности, развитие близорукости) в старшем школьном возрасте связано с отсутствием четко прописанного образа будущего и негативными эмоциональными переживаниями относительно этой проблемы.
Объект исследования — образ будущего у старших подростков 15-16 лет.
Предмет исследования — взаимосвязь различных аспектов представленности образа будущего и развитием близорукости у старших подростков
Для проверки поставленной гипотезы нами было проведено исследование образа будущего у 68 одиннадцатиклассников (38 девочек и 30 мальчиков) на базе школы-гимназии №4 города Красноярска.
Цель работы: проследить наличие взаимосвязи между различными аспектами представленности образа будущего старшим школьникам и развитием близорукости в течение последних полутора-двух лет.
Задачи исследования:
провести анализ сложившихся в современной психологии подходы к исследованию понятий «подростковый возраст», «временная перспектива», «психосоматическое заболевание»
разработать методы исследования
осуществить сбор данных психодиагностическими методами
обработать полученные данные статистическими методами
проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования.
Психодиагностические:
анкетирование
тематический рисунок
графическая методика «Линия жизни» (модифицирована) с дополнительно введённым методом шкалирования
методика «Незаконченные предложения» (модифицирована)
метод экспертной оценки
статистической обработки:
корреляционный анализ
факторный анализ
частотный анализ (в пересчёте на %)
Для сравнения было принято решение рассмотреть группу больных с другой нозологией. Её составили одиннадцатиклассники с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Кроме того, результаты учитывались и относительно здоровых детей. В случае подтверждения гипотезы можно будет говорить о целесообразности проведения в старшем школьном возрасте тренингов по формированию временной перспективы в психопрофилактическом и психокоррекционном аспекте.
Глава1. Роль временной перспективы в подростковом возрасте
1.1 Понятие временной перспективы в современной психологии
Временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдалённым будущим, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребёнка, через усвоение общекультурных, социальных норм, наконец, через развитие мотивации.
Сформировавшись таким образом, временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.
Мотивирующая сила будущего во многом зависит от его эмоциональной окрашенности — является ли оно для человека эмоционально привлекательным или эмоционально отталкивающим. Поэтому эмоциональное отношение к будущему является одной из важнейших характеристик будущего
Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает как фактически непрогнозируемое. Обычно лишь в подростковом возрасте человек начинает строить свою перспективу будущего сам, формулирует для себя собственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы стать в будущем.
Значение временной перспективы как одного из наиболее важных новообразований подросткового возраста подчёркивал в своих работах Э.Эриксон. Он утверждал, что формирующаяся в подростковом возрасте идентичность интегрирует все предшествовавшие детские идентификации. Применительно к подростковому возрасту последовательность предшествовавших детских идентификаций представляет собой психологическое прошлое. Собственно формирующаяся идентичность охватывает психологическое настоящее (включающее в себя психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее.
Кроме того, он подчёркивал, что чувство успешности в этот период складывается из таких компонентов как предвосхищение успеха и сформированность временной перспективы.(19, 25,26)
Из отечественых психологов большое внимание данному вопросу уделяет Гинзбург в контексте исследования личностного самоопределения подростков, которое, по его мнению, происходит у старшеклассников в двух ортогональных плоскостях: ценностно-смысловой и пространственно-временной. И выбор профессии в этом смысле органически означает проецирование в будущее определённой социальной позиции. (6)
Однако, тревога, связанная с будущим, парализует способность ребёнка к целеполаганию. Точнее говоря, такая способность просто не становится.
Общепринятое положение о том, что обращённость в будущее является главной чертой старшеклассника, что жизненные планы, перспективы составляют «аффективный центр» жизни юноши, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само собой, повинуясь неким возрастным законам развития.(18)
Л.С. Выготский отмечал в качестве основы своеобразия подросткового возраста несовпадение трёх точек созревания: полового, общеорганического и социокультурного. Прежде сложившееся единство разрушается и обнажает специфические подростковые проблемы. Об этом свидетельствует острая симптоматика возраста. Сборка трёх компонентов происходит в процессе работы над временной перспективой. Сознательно и специально устроенная, такая работа позволяет подростку достичь качественно новой целостности, соотнесённой теперь с течением времени.(5)
Если же такой работы в подростковом возрасте не производится, то возникает вопрос о дальнейшем развитии вообще и ставится под сомнение возможность снятия кризиса. Это неизбежно найдёт своё отражение в неспособности человека к целеполаганию, планированию, проектированию, использованию прошлого опыта и т.д.
1.2 Кризис подросткового возраста
Традиционно подростковый возраст считается особенным, отличным от других возрастов и требующим повышенного внимания.
По мнению Э.Эриксона, подростковая стадия «становится всё более заметной, и, как это традиционно существовало в истории некоторых культур, эта стадия является каким-то особым способом существования между детством и взрослостью». В своих поисках нового чувства преемственности и самотождественности, которое теперь должно включать половую зрелость, некоторые подростки должны вновь попытаться разрешить кризисы предшествующих лет, прежде чем создать для себя в качестве ориентиров для окончательной идентификации идолы и идеалы. «Помимо всего прочего они нуждаются в моратории для интеграции тех элементов идентичности, которые соответствуют предшествующим детским стадиям… Совокупность этих элементов и составляет список основных подростковых проблем.» (25,26)
При удачном разрешении возрастного противоречия ребёнок приобретает специфическую силу — целостный образ Я. Характерной чертой этого является уверенность «что внутренняя тождественность сочетается с тождественостью и непрерывностью для других в перспективе карьеры» (25,26).
В нашем обществе переход к взрослости не институционализирован, и программа, его регулирующая, диктуется лишь правилами профессионального образования и специализации. «Вместо волнующего обычая индустриальное общество создало систему, в которой поколения разобщены и разделены в своей активной жизни, социальной деятельности и досуге». Как результат подобного разделения подростки занимают маргинальное положение лишь только потому, что не могут ещё продуктивно работать (4).
Э. Шпангер и Э.Штерн описывали этот период в жизни человека как период врастания в культуру. Психическое развитие здесь — это «врастание индивида в объективный и нормативный дух данной эпохи» (5).
«Аффективный центр» переживаний подростка смещается в будущее. Это обусловлено спецификой социальной ситуации: ребенок покидает стены школы и неизбежно попадает в ситуацию неопределённости, тесно связанную с профессиональным и личностным самоопределением. И в таком масштабе это происходит с ним впервые: раньше, покидая детский сад, он точно знал, что пойдёт в школу, закончив начальную её ступень — перейдёт в среднее звено и т.п. А теперь для него наступает момент выбора, и выбор этот он должен сделать самостоятельно. «Предчувствие» необходимости самоопределяться начинает проявляться ещё перед первой границей — накануне окончания девятого класса (остаться ли мне в школе, или же пойти учиться в техникум?). И многие школьники стремятся продлить школьное образование только для того, чтобы отсрочить неизбежный момент выбора.
Реально школа перестаёт быть тем институтом, в котором происходит развитие ребёнка. Построенная по репродуктивному типу, к старшим классам она уже не ставит перед подростком задач, соответствующих возрасту.
Вопросы, связанные с реформой системы образования, в наше время приобретают особенную актуальность. Это отчасти связано со значительными изменениями социального, общекультурного плана.(7)
1.3 Особенности подросткового возраста: современная ситуация, актуальность проблемы
Современная ситуация предполагает большой спектр возможностей индивидуального выбора человеком составляющих своего жизненного пути (профессии, семьи, образа жизни, религиозных предпочтений и т.д.). Однако оборотная сторона этого прогресса — усложнение процесса самоопределения.(11)
Именно подростки оказываются наиболее подверженными общественным изменениям, вследствие того, что в период формирования личности, иерархических систем целей и мотивов и, что немаловажно, мощных физиологических изменений, они очень уязвимы.
Конфликт, как необходимая стадия кризиса (16), именно в этом возрасте оказывается не состоявшимся. Взрослые не ставят перед подростком задачи в полном смысле этого слова. Соответственно, это весьма осложняет возможный продуктивный выход из данного кризиса.
Сложившаяся таким образом ситуация объясняется тем, что общество до сих пор не выстроило социального института, соответствующего актуальной проблематике кризиса подросткового возраста и кризис этот остаётся неразрешенным на уровне социума. И если взрослый не может преодолеть сложностей, с этим связанных, то подростку это сделать значительно труднее.
Анализируя социальную ситуацию развития в старшем школьном возрасте, Л.И.Божович в качестве главного конституирующего момента отмечает, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывает с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся внутренняя деятельность, все интересы старшего школьника. (21)
Однако, фактические материалы, на которых в своих выводах опиралась Л.И.Божович, получены в исследованиях, проведённых в 50-х — 60-х годах, и отражают существовавшую в то время социальную ситуацию развития детей и подростков. Вместе с тем есть все основания полагать, что спустя несколько десятков лет эта ситуация значительно изменилась, включая и «внешние условия» и внутренний мир подростков.(6,7,19,21)
В доперестроечной России в период достаточно стабильного и в целом гарантированного жизнеобеспечения большей части населения проблема индивидуального будущего не была столь актуальна для большинства граждан. Личное будущее было лишь фрагментом общего будущего страны. В тот период социологические исследования сформированности будущего у старшеклассников в основном концентрировались вокруг темы выбора ими будущей профессии.(7)
В период жестких социальных преобразований 90-х годов, во время которых была разрушена государственная идеология, задающая перспективы страны в будущем, произошли значительные изменения в структуре производства, появилась безработица, снизился уровень жизнеобеспечения большей части населения страны. Всё это сделало более актуальным для каждого отдельного человека обдумывание и построение своей индивидуальной жизненной перспективы.(7)
Современную ситуацию подрастающего поколения можно определить как ситуацию отсутствия ясных жизненных ориентиров, задающих устойчивые (как-то гарантированные) жизненные перспективы. Это во многом обусловлено скоростью социальных изменений. Размытость и отсутствие позитивных социальных ориентиров ведёт к усилению инфантилизации подростков, когда многие из них отказываются от подросткового прожектирования и проектирования своей будущей жизни, профессиональной деятельности, планов по созданию семьи и т.д.
подросток здоровье личность
Глава 2. Значение образа будущего и оценки своих жизненных перспектив
2.1 Социальная значимость представлений подростков о своём будущем
Сформированность представлений о своём будущем и отношение к жизни, выраженное в оптимистической или пессимистической оценке своих жизненных перспектив можно отнести таким характеристикам, которые во многом определяют активность и «жизненный тонус человека». Можно с уверенностью говорить о том, что позитивное отношение к жизни, надежды на реализацию жизненных планов, уверенность в своём будущем являются в этом смысле мощными психологическими факторами. (7)
Подростковый и юношеский возраст является в психологическом смысле возрастом «прожектирования» и планирования своей будущей жизни, что делает исследование сформированности жизненных планов у старшеклассников ососбенно актуальным.
Исследование, проведённое психологами Е.В. Заикой, Н.П. Крейдун и А.С. Ячиной, в котором они сравнивали сформированность представлений о будущем у «нормальных» (обычных) и девиантных подростков, позволяет указывать на деформированность представлений о будущем у подростков с девиантным поведением(8). Данные результаты, вообще говоря, не позволяют утверждать обратного, но, тем не менее, указывают на определённую соотнесённость сформированности образа будущего и уровня активности человека.
Из общих оснований видно, что наличие жизненных планов, сформированность представлений о своём будущем является определённой формой «крепления» человека в обществе. Представленность будущего в виде своего стиля жизни, определённых профессиональных предпочтений и конкретных целей задаёт определённый уровень организации жизни человека, стимулирует активность человека в выбранных направлениях деятельности и позволяет удерживать себя от «лишних» целей и поступков.
Другим существенным фактором «социально-психологического тонуса» человека является его оценка своих жизненных перспектив, имеющая оптимистическую или пессимистическую окраску. Очевидно, что пессимистическая оценка своих жизненных перспектив снижает активность человека, а оптимистическая — повышает.
Таким образом, важность формирования у подростков временной перспективы можно рассматривать и в контексте социального значения.
2.2 Образ будущего как фактор, влияющий на состояние здоровья
Одной из центральных проблем в нашей стране стал в настоящее время демографический кризис. Средняя продолжительность жизни россиянина постепенно снижается, а показатели смертности и уровень заболеваемости неуклонно ползут вверх. Кажущееся на первый взгляд логичным объяснение ситуации сложным экономическим положением в стране опровергается статистическими данными, которые свидетельствуют, что далеко не всегда в тяжёлых экономических условиях повышалась смертность.
Анализ ситуации профессором И. Гундаровым (17) показал, что ухудшение социально-экономического положения в стране, экологическое неблагополучие, злоупотребление алкоголем и курение составляют не более 20% всех факторов, которые приводят к сокращению продолжительности жизни в России. Остальные 80% остались не идентифицированнными современной наукой. Так как экономически эти явления объяснить практически невозможно, исследователь попытался найти объяснение в психологии.
Впоследствии И. Гундаров разработал гипотезу о влиянии психологических факторов на динамику заболеваемости и смертности. («Убивает не столько бедность, сколько отсутствие жизненных перспектив»). Он утверждает, что при прочих равных условиях улучшение (ухудшение) духовного состояния общества сопровождается снижением (увеличением) смертности. А ведь уровень смертности напрямую связан с показателями заболеваемости общества.
Данная гипотеза частично резонирует с основными фундаментальными положениями психосоматического направления современной психологии. Она позволяет указывать на то, что негативно окрашенный образ будущего существенно влияет на психологическое и соматическое благополучие человека.
Глава 3. Эмоциональные переживания и их соматические проявления
3.1 Заболевание в рамках психосоматического подхода
Указание на роль эмоций в возникновении соматических заболеваний уже прочно укоренилось в современной литературе.(14,15,17, 22)
Существует множество исследований, посвящённых поиску взаимосвязи между субъективными ощущениями, такими как страх, злость, отвращение и т.д., которые мобилизуют исключительно сложные телесные процессы.
Предположение З.Фрейда о том, что истерический симптом является необычной расплатой больного за то, что он не может выдержать своих эмоций, сыграло значительную роль в становлении психосоматического подхода
К настоящему моменту уже описаны ряд заболеваний, признанных «классическими» психосоматическими симптомами (язвенная болезнь, бронхиальная астма, кожные заболевания и т.д.)
Некоторые специалисты считают стресс и его последствия современным выражением страха. А другие говорят о «языке тела», или о болезни как о сообщении, которое человек по разным причинам не отваживается реализовать обычным способом — то есть признаться себе словесно. На более глубоком уровне он боится вернуть себе своё тело потому, что оно содержит в себе сильные эмоции и чувства, которые являются социально запретными.
Таким образом человек «анастезирует» своё тело, практически не подозревая об этом. Так возможно появление мышечных зажимов, блоков, о которых много сказано В.Райхом и др.(14) Каждый блок является сдерживанием какого-нибудь запретного импульса или чувства. Причём, можно говорить о специфике возникновения таких блоков в связи со спецификой подавляемых эмоций.
Так, А.Лоуэн писал в своей работе «Язык тела»(14), что у телесного языка две части. Одна имеет дело с телесными сигналами и выражениями, которые дают информацию о личности, другая — с вербальными выражениями, которые направлены на определение телесных функций.
Шандор Радо (14) предположил, что язык имеет свои корни в проприоцептивых ощущениях, так как основой всего языка является телесный язык. Общение в первую очередь является попыткой поделиться чувствами, которые, в свою очередь, являются ответом на ситуацию и события.
В частности, А.Лоуэн пишет о функции зрения: «…она очень важна, чтобы осознать, что мы уравниваем своё видение с пониманием. Далеко видящий человек не только видит далеко, также мыслит вперёд. Блестящие глаза являются одновременно признаком и символом бьющей через край энергии. Как выразительный орган тела, глаза играют большую роль в языке тела.»(14)
Первостепенная роль мышечного напряжения как следствия психического напряжения ниже будут рассмотрена нами в контексте теоретического исследования причин возникновения близорукости.
3.2 У.Бэйтс и новая теория функционирования глаза
Проблема ухудшения зрения особенно остро стоит в наше время. С давних пор медики искали способы лёгкого и быстрого излечения от разнообразных нарушений зрения: близорукости, дальнозоркости, астигматизма, косоглазия и т.д. Однако единственный метод коррекции ослабленной функции — ношение очков — не повлиял на улучшение зрения.
В рамках классической медицины сформировалась так называемая традиционная точка зрения на данную проблему. Автор этого подхода Герман Гельмгольц (13) утверждал, что человек приспосабливается к видению на различных расстояниях путём изменения кривизны хрусталика. Это происходит под воздействием специальной цилиарной мышцы. Чем ближе находится рассматриваемый объект, тем более выпуклым становится хрусталик.
Теория работы глаза по Бэйтсу иная — тут главная роль в процессах аккомодации отводится внешним мышцам глаза. Необходимая регулировка глаза для чёткого видения на близком расстоянии происходит из-за давления косых глазных мышц, в результате которого глазное яблоко меняет форму, удлинняясь в передне-задней оси. При этом хрусталик отделяется от сетчатки, сохраняя свою форму неизменной. При взгляде вдаль косые мышцы расслабляются, и глаз становится обычным, шарообразным, то есть приспособленным для зрения вдаль в состоянии покоя.
Правильность теории Бэйтса подтверждается рядом фактов (хорошо читающие и видящие далеко расположенные предметы люди с удалённым хрусталиком; атропинизированный глаз в 10% случаев сохранял способность к аккомодации; самопроизвольное исчезновение аномалий рефракции в ряде случаев и т.д.) (13)
Основное положение теории Бэйтса состоит в следующем:
Главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение.
Нормальный глаз, подобно другим органам чувств , функционирует без каких-либо усилий. При зрении вдаль его мышцы расслаблены и лучи от удалённых объектов точно фокусируются на сетчатке. При зрении вблизи косые мышцы сжимаются (но они не напряжены), глазное яблоко удлиняются и лучи света от ближних объектов снова чётко фокусируются на сетчатке глаза. Таким образом, пока глаз расслаблен, он обладает идеальным зрением. Тогда причиной ухудшения зрения является психическое напряжение, которое в свою очередь вызвано чрезмерными усилиями глаза узреть какой-либо объект. В свою очередь напряжённое состояние приводит к напряжению окологлазных мышц.
В этом смысле отрицательные эмоции, прямо связанные с психическим напряжением, неблагоприятно сказываются на всех функциях организма, в том числе и на зрении.
Глава 4. Описание практической части исследования
4.1 Условия работы и методы исследования
Условия работы.
Исследование проводилось на базе школы-гимназии №4 города Красноярска. Всего было обследовано 68 одиннадцатиклассников, из них 38 девочек и 30 мальчиков.
Работа происходила в помещениях школьных классов и носила групповой характер.
Методы исследования.
Методы исследования можно подразделить на следующие группы:
методы психологической диагностики
методы статистической обработки
Дополнительно использовался метод экспертной оценки.
Описание методов.
Сбор данных проводился следующими методами:
Анкетирование.
Анкета была разработана нами для сбора информации по следующим направлениям: отношение испытуемого к будущему и оценка изменения состояния его здоровья в течение последних 1.5-2 лет.
Бланк (см. Приложение) включает в себя ряд высказываний, связанных с отношением реципиента к будущему, а также с выяснением изменения состояния здоровья за последние полтора-два года (соответственно, 10 и 11 класс). Ответы испытуемых строились на основе субъективного ощущения, т.к. прежде всего для нас представляет интерес именно это.
Кроме того, в анкете фиксировался пол испытуемого и его личный шифр (эта деталь введена нами для поддержания анонимного характера сбора данных).
Инструкции приведены на бланке (см. Приложение).
Тематический рисунок («Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем»).
Проективный анализ представлений выпускников о себе в прошлом, настоящем и будущем осуществлялся рисуночным методом. Нами был выбран тематический рисунок, и инструкция для испытуемых звучит следющим образом: «Расположенный горизонтально лист бумаги разделите вертикальными линиями на три равные части и нарисуйте в левой части себя в прошлом, в центральной — себя в настоящем, а в правой — себя в будущем. При выполнении рисунков пользуйтесь цветными карандашами».
Работа выполнялась индивидуально, без совещаний и уточнений со стороны диагноста.
3/Модифицированная методика «Линия жизни» с дополнительным введением метода шкалирования.
Методика была модифицирована нами в соответствии с тематикой исследования следующим образом. Испытуемым предлагалось на раположенном горизонтально листе бумаги начертить горизонтальную линию примерно посередине через весь лист. При этом крайняя левая точка обозначалась как «момент рождения», а вся линия представлялась как жизнь реципиента от начала до конца. Во избежание повышения уровня тревожности крайняя правая точка не фиксировалась как «момент смерти», а просто отмечалась стрелочкой. Дополнительно введённый метод шкалирования предполагает выяснение эмоционального отношения одиннадцатиклассника к событиям своего прошлого, настоящего, и, что особенно нас интересует, будущего. Т.о., испытуемым предлагалось начертить вертикальную линию, проходящую через точку «момента рождения», отметить на ней по 10 одинаковых делений в нижней и верхней части листа и соответственно обозначить их числами от -10 до 10 снизу вверх.
После подготовки бланка зачитывалась инструкция: «Представьте, что эта горизонтальная линия представляет собой всю вашу жизнь от начала до конца. Отметьте на ней вертикальным отрезком настоящий момент. Далее отметьте на этой линии наиболее значимые для вас события своей жизни, как в прошлом, так и в настоящем и будущем, подписывая и датируя их как можно точнее. Затем оцените каждое событие по деятибалльной шкале по степени его приятности/неприятности для вас лично и соответственно отметьте точкой в верхней/нижней части листа».
Таким образом мы получали графическое отображение видения испытуемым событий своего прошлого, настоящего и будущего, а также его оценку этих событий с точки зрения эмоционального отношения.
Методика «Незаконченные предложения», модифицированная в соответствии с тематикой.
Заключительным этапом диагностики была модифицированная нами методика «Незаконченные предложения». Вопросы вырабатывались методом «мозгового штурма» с помощью последующей экспертной оценки. В этом принимали участие студенты ППФ, магистратура (4 человека) и практикующие психологи (2 человека). Бланк методики представляет собой 12 незаконченных предложений (см. Приложение). Изначально предложения формировались как принадлежащие отдельным блокам, по 4 в каждом:
блок для проверки наличия прописанного образа будущего,
блок, связанный с эмоциональным отношением к будущему,
блок, введённый дополнительно для уточнения границ перспективы представляемого будущего.
Такое количество методик можно обосновать их принадлежностью к числу проективных, данные которых необходимо нуждаются в уточнении. В нашем исследовании данные всех используемых методик взаимодополняют друг друга и позволяют более полно судить о степени выраженности каждого из критериев.
Пилотажное исследование.
Вследствие использования нестандартизированных методов, а также модификаций существующих методик в соответствии с тематикой исследования сбору данных для проверки гипотезы предшествовало пилотажное исследование.
Исследование было проведено на группе одиннадцатиклассников из разных школ города Красноярска (всего 12 человек; 7 девочек и 5 мальчиков). В результате пилотажного исследования произошло:
— уточнение инструкций для испытуемых,
определение примерных временных рамкок выполнения заданий,
корректировка стимульного материала методики «Незаконченные предложения» (часть предложений оказались малоинформативными с точки зрения критериальной оценки),
уточнение формулировок анкетных высказываний.
Кроме того, было принято окончательное решение специально выделить среди испытуемых группу больных с другой нозологией, не имеющей отношения к уточнённой гипотезе. Эту группу впоследствии составили больные заболеваниями желудочно-кишечного тракта, точнее, с ухудшением состояния здоровья относительно данной нозологии.
Забегая вперёд, хочется отметить, что, как и предполагалось, выбранные для формирования групп испытуемых заболевания оказались наиболее распространёнными среди опрошенных нами старшеклассников.
Метод экспертной оценки.
Этот метод применялся нами для проставления оценок по выработанным критериям. Экспертами индивидуально оценивалась каждая работа по каждому ребёнку. Результирующей считалась средняя величина по каждой конкретной методике. Для её получения складывались все проставленные оценки и делились на число экспертов.
Практически в 100% случаев экспертная оценка совпала с исследовательской и впоследствии была внесена в таблицу первичных данных.
В случае расхождения с оценкой, присвоенной нами в каком-то конкретном случае, решение принималось коллегиально, с обсуждением деталей и обоснованием мнения каждого эксперта, включая и собственно исследователей.
Критерии оценивания.
Для того, чтобы сделать выводы по всей выборке, были выработаны критерии, по которым впоследствии оценивалась каждый комплект заполненных бланков. Необходимо уточнить, что оценка по каждому критерию выставлялась в результате анализа данных каждой методики, образно выражаясь, нами были выработаны «сквозные» критерии, на основе которых производилась целостная оценка представлений испытуемых о своём будущем.
Итак, оценка производилась по 4 критериям:
Наличие ясного образа будущего.
Под понятием «образ будущего» мы понимаем совокупность представлений ребёнка о предстоящих событиях, касающихся различных сфер его жизни. Наличие ясного образа будущего предполагает представленность этих сфер (межличностные отношения, учебная и профессиональная деятельность, увлечения и т.д.), оформленную в события, возможно присутствие значимых других, тех или иных атрибутов и т.д.
Важный аспект наличия ясного образа будущего — видение ребёнком своего места в каждой из присутствующих сфер.
О положительной нагруженности критерия мы судили по следующим проявлениям: соответствующие анкетные высказывания (включая определённость профессионального выбора); наличие чётких образов в рисунке будущего, детальная прорисовка себя и своего окружения в будущем, указания на различные сферы жизни, наличие объектов и атрибутов этих сфер; в графическом изображении линии жизни — наличие чётко обозначенных событий, связанных с различными сферами жизни; среди ответов на незаконченные предложения рассматривалась степень представленности разных сфер жизни ребенка с указанием их особенности, значения для данного ребёнка, описание атрибутики будущего, фиксация себя внутри определённых событий или жизненных сфер.
Связность временной перспективы.
Под связностью временной перспективы мы понимаем наличие представленности ребёнку связи между настоящим и прошлым (основа для использования прошлого опыта), а также между настоящим и будущим (условие проектирования, планирования). Подобная преемственность времён, на наш взгляд, обеспечивает ребёнку возможность полноценного использования прошлого опыта при постановке задач, связанных с будущим, и являет собой основную линию формирования временной перспективы. В этом ключе будущее представляется как последовательность достижения ряда целей.
Т.о., особое значение при оценке материалов придавалось наличию в представлении ребёнка событий в прошлом, выполняющих роль средств для событий настоящего и будущего, а также, соответственно, наличию в будущем так называемых событий-целей.
О хорошей связности мы судили по следующим моментам: анкетное высказывание «Я уже сейчас делаю то, что мне поможет в будущем достичь поставленных целей»; в рисунке — наличие преемственности между временами, выраженное в сохранении графической связи между тремя заданными частями рисунка, в сохранении единого стиля выполнения работы, символическом изображении событий-средств и событий-целей, наличии некой «сюжетной» линии в последовательном выполнении рисунков и т.д.
Эмоциональное отношение к будущему.
Под эмоциональным отношением мы понимаем ту субъективную оценку, которую ребёнок присваивает образам будущих событий. Положительное эмоциональное отношение к будущему предполагает принятие ребёнком предстоящих событий, негативная — отвержение. Иными словами, будущее может представляться как привлекательное либо как отталкивающее.
Эмоциональное отношение к будущему мы считаем важным учитывать, исходя из теоретических оснований. Формирование психогенного заболевания предполагает некий травмирующий фактор, который может реализовать себя только в условиях определённой эмоциональной оценки.
Данный критерий проявляется в позитивном смысле, на наш взгляд, в таких признаках как оформление рисунка будущего с помощью «цветов рабочей группы» (по М.Люшеру) — красный, жёлтый, синий, зелёный, в целом преобладание светлых тонов, отсутствие на рисунке будущего объектов «угрожающего» плана, использование всего поля рисунка, наличие улыбающихся лиц в изображении фигур в будущем, хорошая «энергетика» рисунка и т.д. Кроме того учитывались учитывались оценки событий будущего по введённой шкале в методике «Линия жизни», а также позитивно окрашенные ответы на незаконченные предложения.
1. Отсутствие тревожности относительно будущего.
Под отсутствием тревожности относительно будущего мы понимаем принятие событий будущего и уверенность относительно своего места в представляемых сферах жизни.
Так как тревога является значительным неврозогенным фактором, мы посчитали целесообразным выделить соответствующий отдельный критерий, сформулированный в позитивном аспекте для удобства оценивания и обработки данных.
Отсутствие тревожности определялось нами на основе не-проявления следующих признаков: анкетные высказывания негативного, защитного характера; наличие интенсивной штриховки и использование тёмных цветов в рисунке будущего, а также фигурирование объектов защитного характера, уточняющие подписывания и т.д.; проявления в ответах на незаконченные предложения символов и метафор, негативно нагруженных, фраз соответствующего «тревожного» содержания, прочерки или высказывания, не относящиеся к теме и т.д.; усиленная штриховка отрезков «линии жизни» и её точек, негативная словесная характеристика в обозначениях событий и т.д.
Критерии заданы нами полярно: -2; -1; 0; +1; +2.
Каждое целое значение на этой шкале соответствует степени выраженности соответствующего критерия.
-2 — критерий не выражен вообще
-1 — критерий выражен очень слабо
+1 — критерий выражен умеренно
+2 — критерий отлично выражен
«0» присваивался нами в случае, когда сложно сделать однозначный вывод о присутствии/отсутствии соответствующего признака.
Для каждого критерия составлялся примерный список признаков, опираясь на которые экперт мог присвоить проверяемому критерию определённое значение в рамках установленной шкалы.
Методы обработки полученных данных.
Нами были использованы: корреляционный анализ, факторный анализ, частотный анализ в пересчёте на проценты.
Обработка данных была произведена с помощью компьютера (программы STATISTIKA, ViDa Expert, см. Приложение) на базе Института вычислительного моделирования (Академгородок города Красноярска).
4.2 Обработка данных и анализ полученных результатов
Прежде всего нами был проведён первичный статистический анализ результатов обследования и была получена таблица типа «объект-признак», где объекты — испытуемые, а признаки — анкетные высказывания в соответствующем порядке, оцененные по шкале (0; 1), а также вышеперечисленные критерии, оцененные по шкале (-2;-1;0;1; 2).
Выявлены следующие корреляции с уровнем достоверности p<0.05:
наиболее значимые среди прямых:
между критериями «образ будущего» и «связность временной перспективы» (0.68)
между критериями «эмоциональное отношение к будущему» и «отсутствие тревожности» (0.78)
между анкетными высказываниями «думать о будущем бесполезно…» и «состояние моего здоровья значительно ухудшилось» (0.70)
между критерием «эмоциональное отношение к будущему » и анкетным высказыванием «у меня как и прежде, хорошее здоровье» (0.41)
между критерием «наличие ясного образа будущего» и анкетным высказыванием «у меня как и прежде хорошее здоровье»
Наиболее значимые корреляции среди обратных не так велики.
Среди интересующих нас групп испытуемых выявлены обратные корреляции только между следующими:
-признаком «ослабление зрения» и критерием «образ будущего» (-0.30)
-признаком «ослабление зрения» и критерием «связность временной перспективы» (-0.28).
Группа больных близорукостью
Закономерность нарушается лишь небольшим пиком на «+1» по критерию «связность временной перспективы» (27%), но, во-первых, на фоне других групп этому не следует придавать слишком большое значение, а во-вторых, данный критерий отличается от остальных отсутствием явного содержания оценки.
Группа больных заболеваниями желудочно-кишечного тракта отличается от других групп более высокой степенью связности временной перспективы, однако, вместе с тем — высоким уровнем тревожности.
Группа подростков без ухудшения состояния здоровья характеризуется, как, впрочем, и другие, повышенной тревожностью относительно будущего. В отношении связности временной перспективы занимает промежуточное положение.
В целом можно сказать, что проблема будущего является актуальной для одиннадцатиклассников, и в большинстве случаев вызывает тревожное отношение и негативную эмоциональную окраску.
Выводы
1. Выдвинутая нами гипотеза в целом подтвердилась. Подтверждение гипотезы проиллюстрировано положением группы больных близорукостью на фоне других групп. Мы отмечаем у этих больных отсутствие ясного образа будущего, негативное отношение к будущему, наличие тревожности относительно будущего и в большинстве случаев плохую связность временной перспективы.
2.Анализируя полученные результаты можно сказать, что в целом старшеклассники испытывают трудности, связанные с временной перспективой, наличием ясного образа будущего, а также испытывают тревожность в этом отношении. Устойчивое положительное отношение к будущему встречается очень редко. В связи с этим целесообразно констатировать наличие дефецита, и , соответственно, рекомендовать введение тренинговых занятий по формированию временной перспективы в старших классах школы.
3.Различия, установленные между выделенными группами, позволяют предположить различные особенности формирования психосоматических заболеваний и, соответственно, выстраивать адекватный терапевтический подход для каждого из рассмотренных типов больных.
4. В частности, больные заболеваниями желудочно-кишечного тракта на наш взгляд нуждаются прежде всего в психотерапевтическом подходе, направленном на снижение уровня тревожности. Также можно рекомендовать тренинг повышения уверенности в себе, в своих силах. Что касается выявленной особенности этих больных относительно хорошей связности временной перспективы, то здесь на данном этапе невозможно дать конкретных рекомендаций, т.к. мы не выясняли качественной нагрузки критерия. Поэтому, выстраивая терапию относительно таких больных, необходимо прежде всего определить, негативную или позитивную нагруженность имеет в данном случае связность временной перспективы. Мы предполагаем, что больные желудочно-кишечными заболеваниями склонны переносить в настоящее и проецировать в будущее именно негативный опыт, но это требует уточнений и дальнейших исследований.
5. Сложнее всего обстоит ситуация с больными близорукостью, показавшими в целом наиболее негативные результаты психодиагностики. Этой группе больных можно настоятельно рекомендовать комплексный тренинг по формированию временной перспективы, работа может и должна проводиться относительно целеполагания, планирования, осознания причинно-следственных связей, кроме того, она должна быть направлена на снижение уровня тревожности и изменения эмоционального отношения к будущему в сторону позитивного.
Заключение
Актуальность выбранной нами темы тесно связана с проблематикой подросткового возраста, который можно в определённом смысле назвать неврозогенным периодом. Такая оценка складывается из специфики протекания этого кризиса в современном обществе.
Формирование временной перспективы в этот период приобретает огромное значение, т.к. именно посредством работы над этой задачей подросток обретает разрушенную прежде целостность.
С точки зрения психосоматического подхода, подростки весьма уязвимы для факторов болезни. Это проиллюстрировано в нашем исследовании. Наиболее распространенными заболеваниями оказались близорукость и заболевания желудочно-кишечного тракта. Нами были выявлены различия относительно различных аспектов представленности будущего у этих групп больных. Сравнение полученных результатов с показателями по выборке здоровых школьников позволяет заострить внимание на специфичности проявления психосоматического заболевания в подростковом возрасте.
Символическая трактовка близорукости, связанная с различными аспектами представленности ребёнку его будущего, нашла отражение в выдвинутой нами гипотезе, которая в целом подтвердилась.
Также интерес представляют данные относительно другой нозологии, рассмотренные в исследовании. Опираясь на полученные различия по группам, можно предполагать и различные варианты психотерапевтической работы.
Кроме того, данная работа подчёркивает значимость проведения в старших классах тренингов по формированию временной перспективы. В контексте исследования это приобретает психопрофилактический и психокоррекционный аспект.
Что касается механизмов возникновения рассматриваемого нами психосоматического расстройства — близорукость у старших подростков — именно в символическом аспекте, то можно выдвинуть ряд предположений, касающихся данной проблематики.
В связи с тем, что в современной литературе по психологии отсутствуют такого рода описания, мы кратко обозначим лишь те рамки, которые, на наш взгляд, формируют основу для дальнейшего анализа изучаемой проблематики.
Кризис подросткового возраста характеризуется наличием конфликта между выдвигаемыми старшим подросткам требованиями социума использовать на практике такое новообразование как временная перспектива и нехваткой у старшеклассников ресурса соответствовать таким требованиям. Подобная «неготовность», как можно заключить на основе теоретического анализа соответствующих исследований, вытекает из невозможности разрешить кризис (в отличие от предыдущих стадий развития).
В соответствии с принципами психоаналиического подхода, этот конфликт имеет тенденцию к вытеснению, что может повлечь за собой реакцию на уровне соматического здоровья организма.
Сторонники психосоматического подхода утверждают наличие мощной взаимосвязи между переживаниями человека, уровнем психического напряжения, и возникновением соматических заболеваний.
Временная перспектива, и, в частности, представленность человеку будущего, связана прежде всего именно с визуальной модальностью.
Новая теория функционирования глаза (У.Бэйтс) позволяет судить о психическом напряжении как главном факторе ухудшения зрения.
Т.о., актуальный в старшем подростковом возрасте конфликт, связанный со становлением временной перспективы, порождает именно такую соматическую реакцию организма как возникновение близорукости.
Выдвинутое нами предположение, безусловно, нуждается в дальнейшем анализе теоретических оснований и тщательной проверке, что может быть осуществлено в рамках последующих исследовательских работ.
Список литературы
Башев В.В., Кризис психического развития в подростковом возрасте, БКК, Красноярск, 1995г, вып. 4.
Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика личности, Киев,1989г.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., Словарь-справочник по психодиагностике, С-Пб., 1999г.
Возрастная психология, хрестоматия, М., 2000 г.
Выготский Л.С., Педология подростка. Половое созревание
Гинзбург В.П., Личностное самоопределение в подростковом возрасте, автореферат, 1996г.
Ефимов В.С., Честнов Ю.В., Старшеклассники Красноярска на пороге 21 века: социологический портрет, издательство КГУ, 2001г.
Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С., Психологические характеристики личности с отклоняющимся поведением, «Вопросы психологии», 1990, №4
Захаров А.И., Происхождение детских неврозов и психотерапия, Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, М., 2000г.
Зиновьев А.Ю. Визуализация многомерных данных, Красноярск, 2000г.
Кон И.С., Психология ранней юности.
Кроник А.А., Головаха Е.И., Психологическое время личности, Киев, 1984г.
Молчанова М., Как восстановить зрение, М., 2001.
Психосоматика, хрестоматия, Минск «Харвест», Москва «Аст», 2000г.
Психотерапевтическая энциклопедия, под ред. Карварсарского Б.Д., С-Пб, 1999г.
Поливанова К.Н., Психологический анализ кризисов возрастного развития», «Вопросы психологии», 1994г, №1.
«Пока надеюсь — дышу», Горбачёва А., статья, газета «Круг жизни», 2001, №2.
Рабочая книга школьного психолога, под ред. Дубровиной И.П., М., 1991г.
Райс Ф., Психология подросткового и юношеского возраста, С-Пб, 2000г.
Соколова Е.В., «Проективные методы исследования личности, МГУ, 1984г.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту, под редакцией Дубровиной И.В., М., 1987г.
Холмогорова А.Г., Гаранян Н.Г., Культура, эмоции и психическое здоровье», «Вопросы психологии, 1999г, №2.
. Хорни К., Ваши внутренние конфликты, С-Пб., 1997г.
Хорни К., Невротическая личность нашего времени. Самоанализ, М., 1993г.
Эриксон Э., Детство и общество, С-Пб, 1996г.
Эриксон Э., Идентичность: юность и кризис, М., 1996г.
Приложение
Гистограммы процентного соотношения оценок по критериям
Таблица (1) собственных значений факторов
Собственные значения |
|||||
Extraction: Principal components |
|||||
% общая |
Сумм |
Сумма |
|||
Собст. Знач |
дисперсия |
собств зн |
дисп % |
||
1 |
3.2030248 |
18.841323 |
3.2030248 |
18.841323 |
|
2 |
2.0476075 |
12.04475 |
5.2506324 |
30.886073 |
|
3 |
1.9496319 |
11.468423 |
7.2002643 |
42.354496 |
|
4 |
1.7789275 |
10.464279 |
8.9791917 |
52.818775 |
|
5 |
1.4653399 |
8.6196462 |
10.444532 |
61.438421 |
|
6 |
1.352103 |
7.9535472 |
11.796635 |
69.391968 |
|
7 |
1.0883312 |
6.4019482 |
12.884966 |
75.793916 |
Рис.1 График собственных значений
Выше единичного собственного значения лежит 7 факторов. Ожидаемое количество факторов 7-9. После анализа собственных значений получили количество факторов равное 7.
В качестве метода факторизации был выбран метод главных компонент.
Суммарная информативность всех семи факторов, равная сумме собственных значений, деленной на количество признаков, составляет 0.7579.
Иными словами, выделенные факторы обьясняют 75% суммарной дисперсии признаков, что является хорошим результатом.
Таблица (2)
Факторные нагрузки (Varimax normalized) |
||||||||
Метод: Principal components |
||||||||
(Выделены нагрузки > .700000) |
||||||||
Factor |
Factor |
Factor |
Factor |
Factor |
Factor |
Factor |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
N3 |
0.4039528 |
0.1329947 |
0.2623267 |
0.0576314 |
-0.1890843 |
0.0052205 |
-0.6402033 |
|
N5 |
-0.1781057 |
0.3049926 |
-0.1074213 |
0.1652397 |
0.6854417 |
0.0171813 |
-0.2576904 |
|
N8 |
0.0734332 |
0.1735474 |
-0.076223 |
0.0744061 |
-0.1195359 |
-0.0426479 |
0.8729735 |
|
N9 |
-0.0527001 |
0.0083745 |
-0.059661 |
-0.8844849 |
-0.0843714 |
-0.1977231 |
0.0221659 |
|
N11 |
-0.1372917 |
-0.1550401 |
-0.2177178 |
-0.073379 |
-0.0702928 |
-0.8223518 |
-0.1188978 |
|
N12 |
0.0171398 |
-0.9344225 |
0.0418487 |
0.0575561 |
0.0074962 |
0.2134668 |
-0.0264517 |
|
N13 |
0.0823305 |
0.8730765 |
0.1185628 |
0.0044208 |
0.0431992 |
0.4025184 |
0.1050758 |
|
N17 |
0.6673464 |
0.0783565 |
0.2315686 |
-0.0864571 |
0.2236961 |
0.0651706 |
-4.178E-05 |
|
N19 |
-0.2070072 |
-0.0014634 |
-0.8803546 |
0.1366027 |
-0.0421516 |
-0.1251832 |
0.158813 |
|
N20 |
-0.2587498 |
0.0334989 |
0.8072286 |
0.1744828 |
-0.0484139 |
-0.0609474 |
-0.0719697 |
|
N21 |
-0.106237 |
0.0451978 |
0.0145558 |
-0.9047316 |
0.0112814 |
0.1516922 |
-0.0536679 |
|
N24 |
0.0011261 |
0.0837603 |
0.1126104 |
0.0171881 |
-0.0511937 |
-0.7419097 |
0.1438229 |
|
N25 |
-0.3121786 |
0.1685198 |
-0.1615509 |
0.2895198 |
-0.4440785 |
0.2335995 |
0.1232144 |
|
ЭМОЦ_ |
0.8604673 |
-0.0180761 |
-0.0718652 |
0.1250562 |
0.1253801 |
0.0957479 |
-0.0123029 |
|
ОТС_ТРЕВ |
0.8029289 |
-0.0138913 |
-0.1720922 |
0.1122017 |
0.093794 |
-0.0056693 |
-0.0707654 |
|
СВЯЗЬ |
0.2107764 |
-0.0893341 |
-0.1022749 |
0.0175541 |
0.8312621 |
0.1566778 |
0.0622431 |
|
ОБРАЗ_Б |
0.3588377 |
-0.0034166 |
0.1431645 |
0.0160161 |
0.7432943 |
0.0489933 |
0.1237716 |
|
Дисперсия |
2.451178 |
1.8535759 |
1.7379279 |
1.8152207 |
2.0559691 |
1.6128772 |
1.3582169 |
|
Дисп на 1 |
0.1441869 |
0.1090339 |
0.1022311 |
0.1067777 |
0.1209394 |
0.0948751 |
0.0798951 |
В таблице приведена факторная структура 17 признаков после варимакс-вращения (Varimax normalized). Большинство признаков однозначно соотносятся по высоким факторным нагрузкам только с одним из факторов.
. Матрица корреляций:
ПОЛ |
N3 |
N4 |
N5 |
N6 |
N8 |
N9 |
N11 |
N12 |
N13 |
N17 |
N18 |
N19 |
N20 |
N21 |
N22 |
N23 |
N24 |
N25 |
N26 |
эмоц. отн. |
отс. трев. |
связность |
образ буд. |
||
ПОЛ |
-0.13 |
0.10 |
0.04 |
-0.21 |
-0.15 |
0.03 |
0.10 |
0.15 |
-0.19 |
-0.19 |
0.10 |
0.13 |
-0.10 |
-0.11 |
-0.06 |
-0.09 |
0.00 |
0.21 |
0.02 |
-0.14 |
-0.16 |
-0.05 |
-0.16 |
||
N3 |
-0.12 |
-0.06 |
-0.23 |
-0.37 |
-0.06 |
-0.12 |
-0.02 |
0.11 |
0.24 |
0.14 |
-0.31 |
0.14 |
-0.04 |
-0.11 |
0.00 |
0.04 |
-0.11 |
-0.12 |
0.23 |
0.22 |
-0.08 |
0.08 |
|||
N4 |
-0.13 |
-0.21 |
-0.24 |
-0.06 |
0.20 |
0.00 |
-0.14 |
-0.14 |
0.16 |
-0.08 |
0.05 |
-0.04 |
0.24 |
-0.08 |
-0.05 |
-0.08 |
0.13 |
-0.13 |
-0.07 |
-0.17 |
-0.22 |
||||
N5 |
-0.22 |
-0.13 |
-0.12 |
-0.03 |
-0.20 |
0.18 |
0.07 |
0.00 |
0.00 |
0.01 |
-0.08 |
0.12 |
0.04 |
-0.12 |
-0.11 |
0.16 |
0.02 |
0.06 |
0.38 |
0.27 |
|||||
N6 |
-0.10 |
0.09 |
-0.10 |
0.20 |
-0.09 |
-0.07 |
-0.13 |
-0.02 |
0.14 |
0.20 |
0.04 |
0.25 |
0.01 |
0.03 |
0.22 |
-0.21 |
-0.08 |
0.17 |
0.04 |
||||||
N8 |
0.00 |
-0.05 |
-0.17 |
0.17 |
0.00 |
-0.21 |
0.21 |
-0.11 |
-0.12 |
0.00 |
-0.17 |
0.07 |
0.15 |
-0.07 |
0.02 |
0.00 |
-0.07 |
0.00 |
|||||||
N9 |
0.23 |
-0.07 |
-0.10 |
-0.07 |
-0.04 |
-0.02 |
-0.09 |
0.70 |
-0.05 |
0.10 |
0.13 |
-0.14 |
-0.10 |
-0.14 |
-0.07 |
-0.11 |
-0.10 |
||||||||
N11 |
-0.14 |
-0.59 |
-0.14 |
-0.07 |
0.21 |
-0.06 |
-0.04 |
0.07 |
-0.08 |
0.31 |
-0.08 |
-0.09 |
-0.17 |
-0.07 |
-0.21 |
-0.18 |
|||||||||
N12 |
-0.72 |
-0.06 |
0.11 |
-0.04 |
-0.02 |
-0.05 |
-0.13 |
0.24 |
-0.11 |
-0.08 |
-0.06 |
0.04 |
0.04 |
0.11 |
0.02 |
||||||||||
N13 |
0.14 |
-0.04 |
-0.12 |
0.06 |
0.07 |
0.06 |
-0.14 |
-0.13 |
0.12 |
0.12 |
0.08 |
0.02 |
0.05 |
0.11 |
|||||||||||
N17 |
-0.09 |
-0.45 |
-0.22 |
-0.05 |
-0.13 |
-0.14 |
-0.11 |
-0.34 |
-0.25 |
0.41 |
0.33 |
0.21 |
0.39 |
||||||||||||
N18 |
-0.23 |
-0.11 |
-0.03 |
-0.07 |
-0.12 |
-0.11 |
-0.17 |
-0.13 |
0.03 |
-0.05 |
-0.02 |
-0.04 |
|||||||||||||
N19 |
-0.58 |
-0.13 |
0.08 |
-0.09 |
0.10 |
0.20 |
0.08 |
-0.13 |
-0.02 |
0.04 |
-0.16 |
||||||||||||||
N20 |
-0.06 |
0.08 |
0.27 |
0.08 |
0.08 |
0.24 |
-0.15 |
-0.13 |
-0.13 |
-0.04 |
|||||||||||||||
N21 |
-0.04 |
0.21 |
-0.06 |
-0.10 |
-0.07 |
-0.15 |
-0.11 |
0.02 |
-0.02 |
||||||||||||||||
N22 |
-0.18 |
0.10 |
-0.25 |
0.28 |
-0.03 |
-0.02 |
0.14 |
0.07 |
|||||||||||||||||
N23 |
-0.13 |
-0.26 |
-0.04 |
-0.25 |
-0.26 |
-0.03 |
0.00 |
||||||||||||||||||
N24 |
-0.04 |
-0.06 |
-0.11 |
-0.03 |
-0.08 |
-0.01 |
|||||||||||||||||||
N25 |
-0.15 |
-0.21 |
-0.14 |
-0.28 |
-0.30 |
||||||||||||||||||||
N26 |
-0.01 |
0.02 |
0.22 |
0.13 |
|||||||||||||||||||||
эмоц. отн. |
0.78 |
0.31 |
0.37 |
||||||||||||||||||||||
отс. трев. |
0.30 |
0.26 |
|||||||||||||||||||||||
связность |
0.68 |
||||||||||||||||||||||||
образ буд. |
Размещено на