Содержание
Введение..………..…………..…………………………..…………….….…3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1 Характеристика психосоматических расстройств у детей…..……….6
1.2 Этиология и патогенез психосоматических расстройств..….………12
1.3 Психологические особенности детей с бронхиальной астмой……..24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
2.1 Характеристика обследуемых и методы исследования………….…32
2.2 Результаты исследования и их анализ …………………………..……38
Выводы…………..………………………………………..……………….58
Заключение………………….……………………………………………..59
Список использованной литературы……………………..………………61
Приложения……………………………………………………………….64
Выдержка из текста работы
3.1.Влияние комплексной реабилитации с применением методики дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста с бронхиальной астмой 57
3.2 Влияние комплексной реабилитации с применением методики дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой на функциональное состояние дыхательной системы у детей школьного возраста с бронхиальной астмой. 58
3.3 Влияние комплексной реабилитации с применением методики дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой на функциональное состояние нервной системы у детей школьного возраста с бронхиальной астмой 60
ВЫВОДЫ 62
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 63
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….………65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Официальная отечественная медицина признала дыхательную методику А.Н. Стрельниковой только в 70-е годы прошлого столетия. Именно тогда Александра Николаевна получила авторскоесвидетельство, выданное на разработку новой методики лечения различных болезней. Тогда же Стрельникова-младшая заметила, что посредством дыхательной гимнастики можно не только восстановить голос, но иизбронхиальная астмавиться от астмы, которая нередко и становится причиной хрипоты.
Стоит сказать о том, что история признания представителями официальной медицины методики дыхательной гимнастики не была стольбезоблачной, как это может показаться на первый взгляд. Результат эксперимента не был очень высоким. Лишь несколько человек в группе смогли вылечиться. В итоге метод оздоровления организма по Стрельниковой А.Н.был признан бесполезным и малоэффективным. В течение длительного времени, затем Александра Николаевна доказывала свою правоту и правомерность существования и использования в медицинской практике метода дыхательной гимнастики.
Стрельниковская гимнастика является мощным фактором оздоровления детей и снижения заболеваемости, увеличения их работоспособности, повышает внимание, улучшает память.
Выполнение гимнастики помогает выдерживать напряженный режим жизни, справляться с перегрузками и утомлением, не болеть.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельность образовательных учреждений требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения. Это определило выбор темы нашей дипломной работы.
Между тем сегодня различные нарушения функции дыхания встречаются не реже, чем, например, плоскостопие или искривление позвоночника. Однако заболевания органов дыхания в большинстве случаев обнаруживаются не так быстро в связи с тем, что эти органы сравнительно редко испытывают максимальную нагрузку. В то же время эти нарушения и недуги обусловлены недостаточностью функции дыхательных мышц. Правильное дыхание есть основа из основ в жизнедеятельности организма человека. Без питья человек сможет прожить до 60 дней, без воды где-то около 7 дней, а без воздуха человек проживет около 5-6 минут
В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способронхиальная астма профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.
Диапазон заболеваний, от которых можно избронхиальная астмавиться в течение сравнительно короткого периода времени, обширен. Существуют свидетельства того, как люди выздоравливали, излечмваясь от таких серьезных патологий, как ожирение, заикание, астма, хронический бронхит, тонзиллит, гайморит. Кроме того, с помощью представленной методики можно преодолеть никотиновую зависимость.
Объект исследования — дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой.
Предмет исследования — общая характеристика дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Целью исследования: изучить эффективность методики дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой у детей школьного возраста с бронхиальной астмой.
Задачи исследования:
1. Изучить влияние методики дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой на функциональное состояние ФВД и сердечно-сосудистой системы у детей школьного возраста с бронхиальной астмой.
2. Изучить влияние методики дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой на функциональное состояние дыхательной системы у детей школьного возраста с бронхиальной астмой.
3. Изучить влияние методики дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой на психологический статус у детей школьного возраста с бронхиальной астмой.
Методы исследования:
1 Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы: индекс Скибинского
2 Оценка функциональных возможностей дыхательной системы: индекс Кердо.
3 Исследование психологического статуса: с помощью опросника «Самочувствие, активность, настроение» (САН).
4 Методы математической статистики.
Новизна исследования: впервые на базе МАОУ СОШ № 8 г.Челябинска исследована эффективность методики дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой у детей школьного возраста с бронхиальной астмой.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты выполненного исследования могут применяться в школах, поликлиниках, отделениях реабилитации, реабилитационных центрах, санаториях и профилакториях.
Структура работы: работа представлена на 72 страницах печатного текста, состоит из следующих структурных элементов: введения, трёх глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы из 40источника и четырех приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ПО А.Н. СТРЕЛЬНКОВОЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ
1.1.Бронхиальная астма у детей школьного возраста
Бронхиальная астма — хроническое заболевание лёгких, поражающее людей всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным исходом.
Бронхиальная астма — распространенное хроническое заболевание дыхательных путей, главным признаком которого является периодически возникающие приступы удушья. Также могут возникать кашель, чувством сдавленности в груди, затрудненное дыхание и хрипы. За последние нескольких лет количество случаев смерти от этого заболевания значительно увеличилось.
В некоторых странах (например, Великобритания и Новая Зеландия) астма объявлена «национальным бедствием» [2]. С момента первого приступа удушья качество жизни при астме за короткий срок достигает «нулевой» отметки, превращая человека в инвалида.
Бронхиальная астма — заболевание, при котором сужены дыхательные пути, поскольку повышенная чувствительность к некоторым факторам вызывает их воспаление; сужение дыхательных путей обратимо [7].
Во время приступа бронхиальной астмы гладкие мышцы бронхов спазмируются, а ткани, выстилающие дыхательные пути, набухают из-за воспаления и вырабатывают избыточное количество слизи, сужая дыхательные пути.
Астма более не рассматривается как состояние с изолированными острыми эпизодами бронхоспазма. Сейчас ее принято характеризовать как хроническое воспаление дыхательных путей, из-за которого бронхиальное дерево становится постоянно чувствительным или гиперреактивным. При воздействии различных стимулов (триггеров) и при наличии гиперреактивности наступает обструкция бронхиального дерева, возникают обострения (или приступы) болезни, проявляющиеся кашлем, хрипами, чувством сдавления в груди и затрудненным дыханием. Приступы могут быть легкими, средней степени тяжести, тяжелыми или даже угрожающими жизни. Таким образом, бронхиальная астма — это хроническое персистирующее воспалительное заболевание дыхательных путей вне зависимости от степени тяжести заболевания [11].
В последние 2-3 десятилетия неоднократно публиковались данные по эпидемиологическому исследованию бронхиальной астмы. Однако результаты этих исследований оказались очень противоречивыми Так, в Великобритании распространенность бронхиальной астмы колеблется от 0,4 до 10%. Причиной столь неоднородных данных является отсутствие общепринятого четкого определения болезни и надежных критериев, позволяющих отличать астму от других видов обструктивной болезни легких.
В различных регионах земного шара бронхиальная астма распространена неодинаково. Такие страны, как Новая Зеландия, Куба, Великобритания имеют высокие показатели заболеваемости бронхиальной астмой. Полагают, что над островами повышается концентрация аллергенов как за счет произрастающих на островах растений, так и вследствие приносимых океаническими воздушными потоками аллергенов. В США бронхиальной астмой страдают 1-3% населения, разница зависит от географических зон [26].
Эпидемиологические исследования бронхиальной астмы показали, что в последние 30-40 лет болезнь стала довольно распространенной. Так, с 1920 по 1970 г. заболеваемость в Москве увеличилась более чем в 10 раз. Велики различия распространенности астмы на территории СССР. Высокая заболеваемость регистрируется в Средней Азии, Краснодарском крае, в то время как в северных районах страны бронхиальная астма составляет лишь 1%. Изменилась и структура самого заболевания. Так, атоническая форма распространена в Краснодарском крае, в то время как в средней полосе преобладает инфекционно-аллергическая форма. Разделение бронхиальной астмы на аллергическую и инфекционную форму в достаточной степени условно. Известно много клинических наблюдений, когда атопическая форма болезни, присоединением инфекции, к которой больные всегда высокочувствительны, трансформировалась в смешанную форму..
Бронхиальная астма может развиться в любом возрасте, однако примерно в половине случаев она начинается в детстве и еще у 30 % больных — в возрасте до 40 лет. В детском возрасте чаще болеют мальчики, в зрелом возрасте эта разница сглаживается [2].
Оценивая сложность этиологии бронхиальной астмы, аллергическая теория не отрицает роли генетических факторов в формировании болезни, отдаёт должное также нейрогенным механизмам и ряду факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на течение болезни. Однако непосредственной причиной, вызывающей начало болезни, её пусковым механизмом она считает аллергическую реакцию, развёртывающуюся в тканях бронхиального дерева. Исходя из этого, этиологическим фактором бронхиальной астмы следует считать тот аллерген (или группу аллергенов), который вызвал эту аллергическую реакцию [20].
Атопическая бронхиальная астма
К настоящему времени этиологию атопической астмы можно считать относительно хорошо изученной.
Атопическая форма бронхиальной астмы вызывается аллергенами неинфекционного происхождения, относящимися по классификации А. Д. Адо (1988) к экзоаллергенам. Соответственно «входным воротам» эти аллергены могут быть разделены на следующие группы.
Общепринято, что наибольшее значение в этиологии бронхиальной астмы у взрослых имеет группа ингаляционных аллергенов. У детей первых лет жизни, по-видимому, большая роль принадлежит пищевым аллергенам.
Пыльцевую астму, как и поллинозы вообще, вызывает пыльца ветроопыляемых растений, гранулы которых, обладая аллергенной активностью, достаточно малы, чтобы длительно находиться в воздухе и легко переносится ветром.
Некоторые виды пыльцы имеют общие антигенные свойства, что доказано, в частности, по отношению к пыльце злаковых а также к пыльце амброзии и подсолнечника. Этим может объясняться такой факт, как проявление признаков заболевания у больного с аллергией к пыльце амброзии в климатической зоне, где амброзия не встречается, но растёт в достаточном количестве подсолнечник [27].
Частицы шерсти и эпидермиса (перхоть) животных и человека обладают выраженным антигенным действием. Бронхиальная астма от «запаха лошадиного пота» — одна из первых форм атопической астмы, описанных в литературе. Практически все домашние и лабораторные животные могут быть источником сенсибилизации при бронхиальной астме. Сравнительно редкие случаи «аллергии к человеку» (к жене, к мужу), вероятно, связаны с сенсибилизацией эпидермальными аллергенами этого человека. Способность лекарственных веществ вызывать бронхиальную астму-факт, очень давно известный в клинической практике. Способность ацетилсалициловой кислоты анальгетиков пиразолонового ряда вызывать или провоцировать бронхиальную астму обычно тяжелого клинического течения хорошо известна.
Большинство исследователей отмечают, что лекарства сравнительно редко являются единственной или основной причиной бронхиальной астмы. В таких случаях речь идёт, как правило, о профессиональной сенсибилизациии ингаляционным путём медицинских работников, рабочих фармацевтических заводов и фармацевтов.
В настоящее время мнения в отношении роли пищи как астмогенного аллергена очень разноречивы. Особенно это относится к бронхиальной астме у взрослых. При детской бронхиальной астме на долю пищевой аллергии, несомненно, приходится довольно значительный процент случаев. Считается, что пищевая аллергия может быть причиной многих клинических проявлений атопического характера, однако практически наиболее часто с ней связаны мигрень, крапивница, отёк Квинке и гастроинтестинальные синдромы [14].
Инфекционно-аллергическая бронхиальная астма
Проблемы этиологии и патогенеза инфекционно-аллергической бронхиальной астмы является, пожалуй, наиболее трудной и наименее разрешенной из всех проблем клинической аллергологии.
В понятие инфекционно-аллергической бронхиальной астмы, как и неинфекционно-аллергической входит группа вариантов заболевания, различающихся этиологическими факторами и ответом организма на причинно-значимый микробный аллерген. Многообразие состава флоры бронхов и видов индивидуальной чувствительности к отдельным её представителям затрудняет объективную оценку их сенсибилизирующей активности. Бактериологическое изучение мокроты и бронхиального секрета больных показало,что многие представители микрофлоры нижнего дыхательного тракта могут обитать в слизистой оболочке зева и носа, в том числе и у здоровых лиц.
Большинство исследователей полагают, что в норме бронхи стерильны благодаря весьма высокой бактерицидной активности секрета слизистой оболочки. При заболеваниях органов дыхания защитные функции слизистых оболочек резко снижаются и микроорганизмы, обитающие в ротовой полости, попадают в бронхи. Так, наряду с патогенными микроорганизмами (клебсиелла, гемофильная палочка) в них обнаруживается до 13-14 условно-патогенных нейссерий ,стафилококки, стрептококки и др. [14].
Исследования показывают, что сенсибилизация к условно-патогенным микроорганизмам играет важную роль в развитии респираторно-аллергических заболеваний, в частности бронхиальной астмы,
Множественность причин заболевания и необходимость их выявления для назначения целенаправленной этиотропной терапии с давних пор ставили перед врачами вопрос о необходимости классификации, основанной на этиологическом принципе. Однако процесс создания такой классификации оказался на редкость затяжным и сложным, так что и по настоящее время не существует общепринятой классификации [13].
Наибольшее распространение за рубежом получила классификация, предложенная Rackemann в 1918г. Автор предлагает деление бронхиальной астмы на две группы: extrinsic (экзогенная, происходящая извне) и intrinsic (эндогенная, обусловленная внутренними факторами). К первой группе он относит те случаи, в которых заболевание вызывается экзогенными неинфекционными аллергенами, ко второй — случаи, обусловленные наличием инфекционного процесса в бронхиальном дереве, очагов хронической инфекции (синусит, тонзиллит), а также рефлекторные формы бронхоспазма при полипозе носа, инородных телах и опухолях бронхиального дерева и, наконец, так называемую психосоматическую форму астмы.
А. Д. Адо и П. К. Булатов (1988) предложили следующую классификацию бронхиальной астмы. Согласно этой классификации, бронхиальная астма может быть разделена на инфекционно-аллергическую и неинфекционно-аллергическую (атопическую). Не исключается возможность, что на каком-то этапе развития атопической бронхиальной астмы присоединяется инфекционная аллергия и при инфекционной бронхиальной астме происходит вторичная сенсибилизация неифекционными аллергенами, т. е. «атопическая + инфекционно-аллергическая астма» и наоборот [14].
По степени тяжести течения выделяют легкую (1 и 2 ступени), среднетяжелую (3 ступень) и тяжелую (4 ступень) бронхиальной астмы.
Тяжесть течения определяется врачом на основании комплекса функциональных и клинических признаков, включающих в себя частоту, тяжесть и продолжительность приступов диспноз, а также состояние больного в периоды, свободные от приступов. Обострения, приступы бронхиальной астмы также следует классифицировать по степени тяжести (таб.1).
Таблица 1
Клинические критерии оценки степени тяжести течения бронхиальной астмы
Лёгкое Среднее Тяжёлое
Обострения не чаще 2 раз в год, купирование симптомов не требует парэнтерального введения лекарственных препаратов. В фазу ремиссии кратковременные затруднения дыхания не чаще 2 раз в неделю, ночные симптомы не чаще 2 раз в месяц. Максимально достижимые уровни ПОС, ОФВ1 — 80%, суточная изменчивость — 20% Обострения 3 -5 раз в год, возможны астматические состояния, купирование требует парэнтерального введения препаратов, в т. ч. глюкокортикоидных гормонов. В фазу ремиссии возможны затруднения дыхания чаще 2 раз в неделю, ночные симптомы чаще 2 раз в месяц. Максимально достижимые уровни ПОС, ОФВ1 — 60-80%, суточная изменчивость — 20-30% Непрерывно — рецидивирующее течение, астматические состояния, для купирования симптомов обострения требуется парэнтеральное введение препаратов. Нередко постоянная глюкокортикоидная терапия. Максимально достижимые уровни ПОС, ОФВ1 — 60%, суточная изменчивость — 30%
По стадии заболевания каждая из форм подразделяется на:
предастму. К этой стадии могут быть отнесены различные формы аллергических поражений носа и придаточных пазух, острые, затяжные и хронические заболевания бронхов и лёгких, при которых при клиническом и аллергологическом обследовании могут быть выявлены признаки сенсибилизации;
стадию приступов, которые могут быть различной силы — лёгкие, средней степени тяжести и тяжёлые;
стадию астматических статусов, под которыми понимаются тяжёлые длительные состояния экспираторного удушья, сопровождающиеся более или менее выраженной гипоксией и нередко сердечной правожелудочковой недостаточностью. Строгая последовательность этих трёх стадий в развитии заболевания не обязательна. Так, стадия предастмы более чётко обычно определяется у детей. У взрослых же больных она часто выпадает или проходит незамеченной. И, конечно, далеко не все случаи бронхиальной астмы проходят стадию астматического статуса; в частности, при атопической астме статусы вообще встречаются редко [2].
В 1971г. П. Н. Юренев с соавторами предложили классификацию, в которой бронхиальная астма делится на 2 группы. Первую авторы делят по такому же принципу, как и в классификации А. Д. Адо и П. К. Булатова, на неинфекционно-аллергическую и инфекционно-аллергическую. Вторая заключает инфекционную форму «вторичную», т. е. возникшую на фоне предшествующего воспалительного заболевания бронхо-лёгочного аппарата, и варианты без явной связи с аллергией.
По классической концепции, главный механизм бронхиальной астмы — выделение бронхоактивных медиаторов из тучных клеток и базофилов под влиянием специфического антигена. Вместе с тем долго бытовавший прямолинейный взгляд на атопическую астму как на болезнь, связанную исключительно с иммуноглобулинами Е, специфическими антигенами (аллергенами) и тучными клетками, становится достоянием истории [19].
К тому же, по международной статистике, семейную гиперчувствительность к аллергенам, или собственно атопию, удаётся выявить не более чем у 25% взрослых, страдающих бронхиальной астмой [2].
Постепенно выяснилось, что в развитии астмы участвуют как тучные клетки/базофилы, так и другие клеточные системы. Все они в той или иной мере отвечают за спазм гладкой мускулатуры, образование слизи, кашель, нарушение проницаемости капилляров и другие симптомы. Если тучные клетки (базофилы) детерминируют главным образом ранний ответ при бронхиальной астме, который проявляется в виде бронхоспазма на специфический антиген, то механизмы позднего ответа намного сложнее. В его основе лежит стойкая закупорка, или обструкция, бронхов. Она связана в свою очередь с врожденной гиперреактивностью бронхов (ГРБ), которая раскрывается в условиях воспаления дыхательных путей. Не случайно, что в фазе позднего ответа любое обострение воспаления, чем бы оно ни вызывалось, может спровоцировать приступ астмы.
В свете принятой в России клинико-патогенетической классификации бронхиальную астму делят на атопическую (неинфекционно-аллергическую) и инфекционно-аллергическую. Соответственно рассматривается и патогенез заболевания, различающимся при этих двух формах. При этом необходимо учитывать патогенез приступа и патогенез болезни. Приступ бронхиальной астмы всегда является результатом аллергической реакции в тканях бронхиального дерева. При атопической форме приступ бронхиальной астмы является результатом аллергической реакции с циркулирующими, гуморальными антителами, фиксированными на сенсибилизированных тучных клетках, большое ко……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абросимов В.Н. Одышка и ассоциированные синдромы / В.Н, Абросимов. — Рязань, 2003. — 278с.
2. Александрович, И. В. Качество жизни и социальная адаптация детей с бронхиальной астмы / И. В. Александрович, В. П. Алферов, Ю. С. Александрович // Российский семейный врач : медицинский научно-практический журнал . — 2005. — Том 9, № 2 . — С. 41-45 .
3. Аулин И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / А.В. Аулин. — М.: Медицина, 2001. — 192 с.
4. Бахрах И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие / И.И. Бахрах, Г.Н, Грец.- Смоленск: СГИФК, 2003.- 151 с.
5. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу / Н.А. Белая.- М.: Медицина, 2003.-326 с.
6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья / В.И. Белов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 350с.
7. Васильева, О. С. Профессиональная астма: клинические варианты и диагностика / О. С. Васильева // Пульмонология: научно-практический журнал . — 2005. — N 5. — С. 61-68 .
8. Васичкин В.И. Большой справочник по массажу / В.И. Васечкин. — С.-Пб.: Невская книга, 2001. — 464 с.
9. Винокуров Д.А. Частные методики ЛФК / Д.А. Винокуров.- М.: Медицина,2000.- 173 с.
10. Виру А.А. и др. Аэробные упражнения / А.А. Виру. — М.: Физкультура и спорт, 2004.- 142 с.
11. Влияние сопутствующих заболеваний и патологических состояний на качество жизни детей с бронхиальной астмой / А. Г. Чучалин, А. С. Белевский, Н. А. Смирнов, Я. Г. Алексеева // Аллергология: Научно-практический журнал . — 2004. — N 4. — С. 3-10 .
12. Вотчал Б.Е.: Патофизиология дыхания и дыхательная недостаточность / Б.Е. Вотчал. — М.: Медицина, 2003. — 189с.
13. Геппе, Наталья Анатольевна. Влияние интервальной гипоксической тренировки на качество жизни детей с бронхиальной астмой / Н. А. Геппе, Т. В. Курчакова, Т. А. Богданова // Медицинская помощь: Научно-практический журнал . — 2003. — N 3 . — С. 29-32 . —
14. Гриппи М.А. Патофизиология легких, изд. 2-е испр / М.А. Гриппи. — М., Спб.: ЗАО «Издательство БИНОМ», «Невский Диалект», 2000. — 268с.
15. Дворецкий Э.Н. Врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом: Методические указания для студентов и преподавателей / Э.Н. Дворецкий, Н.Я. Прокопьев, Л.М. Белозерова.- Тюмень-Пермь, 2002. — 85 с.
16. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов вузов / В.И. Дубровский. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 608 с
17. Дубровский В.И. Лечебный массаж / Дубровский В.И., Дубровская А.В.. — М.: Мартин, 2003. — 448 с.
18. Епифанов В.А. Справочник по ЛФК / В.А. Епифанов. — М.: Медицина, 2007. — 528 с.
19. Епифанов В.А.. Изометрические упражнения в клинической практике: Учебное пособие / В.А. Епифанов, Н.Я. Прокопьев. — М.: Медицина, 2002. — 356с.
20. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека / М.Ф. Иваницкий. — М.: ФиС, 2004. — 463 с.
21. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК / С.М. Иванов. — М.: Медицина, 2003. — 472 с.
22. Козлова Т.В. Физкультура для всей семьи / Т.В. Козлова. — М.: ФиС, 2002. — 463 с.
23. Левит К. Мануальная медицина / К. Левит, Й. Захсе, В. Янда. — М.: Медицина, 2001. — 510 с.
24. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник / Под ред. В.А. Епифанова и Г.Л. Апанасенко.- М.: Медицина, 2004. — 366 с.
25. Мазанчук, А. А. Особенности лечебно-реабилитационных мероприятий у больных с персистирующей бронхиальной астмой на амбулаторном этапе / А. А. Мазанчук // Медицинская панорама . — 2003. — N 7 . — С. 30 .
26. Малявин, А. Г. Физиотерапия и реабилитация больных бронхиальной астмой (часть 1) / А. Г. Малявин // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация : Научно-практический журнал . — 2004. — N 1 . — С. 12-19 .
27. Малявин, А. Г. Физиотерапия и реабилитация больных бронхиальной астмой (часть 2) / А. Г. Малявин // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация : Научно-практический журнал . — 2004. — N 2 . — С. 10-18 .
28. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э.Г. Мартиросов. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 169 с.
29. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г, Мильнер. — М.:Физкультура и спорт, 2001.- 112 с.
30. Милюкова И.В. Лечебная физкультура: Новейший спраочник / И.В. Милюкова, Т.А. Евдокимова. — М.: Изд-во Эксмо,2003.- 862 с.
31. Мызников, И. Л. Об использовании индекса Кердо для определения вегетативного гомеостаза / И. Л. Мызников, Ф. А. Щербина // Медицина труда и промышленная экология . — 2004. — N 10 . — С. 36-39 .
32. Павлухин В.Н. Мануальная терапия своими руками / В.Н, Павлухин. — М.: ФиС, 2000. — 364с.
33. Рябухин, Ю. В. Эффективность работы астма-школы в областной детской больнице / Ю. В. Рябухин // Вопросы современной педиатрии: Научно-практический журнал Союзов педиатров России . — 2003. — N 2 . — С. 100-102 .
34. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л.Г. Татарникова. — СПб.: ПИТЕР, 2005. — 404с.
35. Фармакоэкономические аспекты лечения и медицинского наблюдения при неконтролируемой бронхиальной астме / Л. Г. Ленская, Л. М. Огородова, М. В. Малаховская и др. ; Сибирский медицинский университет и др. // Экономика здравоохранения : Ежемесячный журнал . — 2003. — N 11/12 . — С. 72-79 .
36. Физиология человека: В 3-х т./под ред.: Р.Шмидта, Г.Тевса, М.Г. Костюка. — М.: ЭКСМО, 2006. — 477с.
37. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / под общей ред. проф. С.Н. Попова. — Ростов Д: изд-во «Феникс»,1999. — 608с.
38. Фомин Н.А. Физиология человека: Пособие / Н.А. Фомин. — М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 234с.
39. Чумаков Б.Н. Валеология / Б.Н. Чумаков. М.: Медицина, 2006. — 287с.
40. . Эффективность комплексной эндоэкологической реабилитации больных бронхиальной астмой / Ю. Ю. Даутов, К. Д. Чермит // Астма : официальный орган ассоциации «Интерасма — СНГ» . — 2004. — Том 5,N 1 . — С. 120 .