Содержание
Введение3
1. Основные теоретические подходы к изучению проблемы произвольной регуляции деятельности в общей и клинической психологии7
1.1. Развитие произвольной регуляции в онтогенезе7
1.2. Методы изучения произвольной регуляции деятельности и поведения в детском возрасте13
2. Особенности психического развития детей с левосторонним профилем латеральной организации 26
2.1. Формирование латеральной организации функций в онтогенезе26
2.1.1. Формирование функциональной асимметрии и взаимодействия в детском возрасте26
2.1.2. Методы исследования типа латеральной организации функций39
2.2. Развитие психической сферы младших школьников с фактором левшества45
3. Экспериментальное исследование. Особенности произвольной регуляции у младших школьников с левосторонним профилем латеральной организации60
3.1. Постановка проблемы, цели и задачи исследования60
3.2. Характеристика испытуемых и методы исследования61
3.3. Описание результатов исследования, их анализ и обсуждение68
Выводы84
Заключение.86
Список литературы87
Приложения92
Выдержка из текста работы
Взгляды специалистов, занимающихся проблемами развития и обучения глухих детей, основываются на научном представлении о том, что в формировании личности неслышащего ребенка прослеживаются общие закономерности становления человече¬ской деятельности, однако, в иных условиях. Определенные затруднения во взаимодей¬ствии глухого ребенка со средой и окружающими людьми обусловливают специфику его развития. Несомненно, существенную роль в формировании личности неслышаще¬го оказывает своеобразие его общения на основе словесной речи (Р.М.Боскис, Т.А.Власова, Л.С.Выготский, А.И.Дьячков, Л.В.Нейман, Т.В. Розанова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, Н.Д.Ярмаченко, Н.В.Яшкова и др.). С учетом этого положения и значимости словесной речи в развитии человека особое внимание в коррекционном обучении детей с недостатками слуха уделяется обучению языку.
Специфика обучения глухих детей языку состоит в том, чтобы, «используя ком¬пенсаторные возможности, обеспечить формирование речи у глухих с учетом основных закономерностей этого процесса, наблюдающихся у слышащих» . Действующая на протяжении нескольких десятилетий в школах для глухих детей коммуникативная система основана на утверждении, что процесс обучения языку «мо¬жет и должен протекать по принципу формирования речевого общения» . В этих словах автора коммуникативной системы заключаются два важных выво¬да, состоящих в том, что, во-первых, у глухих детей необходимо формировать навык речевого общения и, во-вторых, что овладение словесной коммуникацией значимо для обучения неслышащих системе языка. Иначе говоря, речевое общение является и це¬лью и средством обучения глухих школьников языку.
Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований психического развития глухих детей вопрос о развитии речи глухих детей младшего школьного возраста достаточно мало привлекал внимание исследователей.
Чтобы данные утверждения не казались бездоказательными, в дипломной работе будут рассмотрены не только теоретические основы развития речи глухого ребенка, но и конкретные результаты эмпирического исследования по изучению уровня развития речи глухих детей младшего школьного возраста.
Целью данной работы является изучение особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
— изучить теоретические основы психического развития ребенка с нарушением слуха;
— рассмотреть основные аспекты развития речи глухого ребенка;
— провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей развития речи глухих детей младшего школьного возраста;
— сделать выводы.
Как следствие, предметом исследования и анализа является речь глухих детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования является развитие речи глухих детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: у глухих детей младшего школьного возраста имеются особенности и задержки в развитии речи, обусловленные общими закономерностями психического развития и структурой дефекта.
Практическая значимость дипломной работы заключается в возможности применения результатов эмпирического исследования для разработки элементов системы коррекционной работы глухих детей младшего школьного возраста, а также в возможности использования в аналогичных курсовых и дипломных работах.
Цель и задачи дипломной работы определили ее структуру и внутреннюю логику. Работа включает такие разделы, как введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографию и приложения, увязанные с текстом работы.
Теоретической базой исследования послужил обширный список литературы по психологии и коррекционной педагогике, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература. Эмпирическая база исследования – коррекционная школа № 3 г. Москвы………..
Список литературы.
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978, стр. 237-240.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
3. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966.
4. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети М, Изд во АПН РСФСР, 1963.
5. Боскис Р. М., Коровин К.Г.и Синяк В.А. Формирование грамматического строя языка тугоухих учащихся. М, Изд-во АПН РСФСР, 1955
6. Величко Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-ю МГУ, 1982. С.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М: Знание, 1986.
10. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10.
11. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. Под ред проф. Р. М. Боскис М, “Педагогика”, 1972
12. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.: ил.
13. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
14. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.
15. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997. – 176 с.
16. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987.
17. Леонтьев А.Н. Избр. Психологические Произведения: В 2 т. М.: Педагогика.
18. Медведева Е.А. К вопросу о диагностики воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психологического развития (сообщение II) // Дефектология. – 1999.- №4.
19. Метт А. И. и Никитина Н. А. Зрительное восприятие устной речи. М, “Просвещение”, 1965.
20. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
21. Нейман Л В, Правдина О.В. Нарушение слуха и его влияние на формирование речи. В сб. “Расстройства речи у детей и подростков”, под ред проф С С Ляпидевского. М, “Медицина”, 1969, стр 60—79
22. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
23. Обухов Л.Ф. Концепция Шана Пиаже: за и против – М., 1981. (стр. 108-110).
24. Общая психология – М., 1986 (стр. 322-330).
25. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.
26. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
27. Пиаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6.
28. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.-148с.
29. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. С. 201—217.
30. Рау Е. Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. М, Изд-во АПН РСФСР, 1950.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590с.
32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. —Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с., ил.
33. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. – М., 1946. – 590с.
34. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 1969. – 381с.
35. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. — №4.
36. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995.
37. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981.
38. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968. С. 22-39.
39. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995. – 416с.
40. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. — №3.