Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….стр.3
ГЛАВА I. Понятие и современное представление о леворукости…….стр.5
1.1Понятие и физиологические аспекты леворукости…………………стр.5
1.2Психологические особенности леворуких детей в дошкольном и младшем школьном возрасте………………………………………..стр.12
1.3 Проблемы леворукости и современное обучение…………………стр.19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование психологических особенностей познавательных процессов леворуких и праворуких детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………..стр. 26
2.1 Методы и процедуры исследования…………………………………стр.26
2.2 Результаты, анализ экспериментального изучения психической сферы леворуких и праворуких детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………………………………………………………стр.39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………стр.49
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………..стр.51
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..стр.54
Выдержка из текста работы
Дошкольный возраст — это особый период в жизни ребенка, время интенсивного физического роста, развития нервной системы и всех основных функций организма. В это время четко проявляются как общие возрастные особенности, так и индивидуально — типологические черты. В период дошкольного детства развиваются потребности и на этой основе разнообразные интересы. Диапазон потребностей довольно широкий — от органических, удовлетворение которых связано с поддержанием жизни, до социальных, в основе которых лежит способность ребенка ориентироваться в окружающей действительности, общаться со взрослыми и сверстниками. У дошкольников развивается интерес к игре, труду и другим видам деятельности.
Проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Особую значимость представляет исследование в области познавательной сферы в работах Л.С. Выготского, который считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями («параллелограмм развития» памяти А.Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание» (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Основной путь развития дошкольника обобщение собственного чувственного опыта, эмпирического обобщения. Дети 6-7 лет проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла. Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети).
Таким образом, необходимо развивать у детей познавательный интерес и повышать его уровень. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходимо не только работа ДОУ, но и сотрудничество с семьей, т.к. особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье.
Отсюда возникает проблема, которая заключается в поиске эффективных форм, методов, взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов.
Актуальность исследования. Дошкольный возраст — период расцвета детской познавательной активности. Проблема развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста является актуальной на сегодняшний день и играет важную роль в развитие личности в целом. Познавательные процессы представляют огромное значение для ребенка-дошкольника еще и потому, что степень сформированности и развития этих процессов в значительной степени определяется успешностью сотрудничества с семьей.
Сотрудничая в этом вопросе, детский сад и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи дошкольника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам, родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации.
Существует противоречие между необходимостью развития познавательных процессов в семье и реальной действительностью, когда семья не использует всех возможностей влияния родителей на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия. Именно поэтому и была выбрана тема «Взаимосвязь ДОУ с семьёй в формировании познавательных процессов детей 6-7 лет».
Цель поиск эффективных форм, методов, взаимодействие ДОО с семьёй в формировании познавательных процессов у детей 6-7 лет.
Объект исследования – формирование познавательных процессов у детей 6-7 лет.
Предмет исследования — процесс разработки методики формирования познавательных процессов у детей 6-7 лет во взаимодействии ДОО с семьёй.
Гипотеза: формирование познавательных процессов дошкольников 6-7 лет будет происходить наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических процессов:
• создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию познавательных процессов.
• разработка и применение системы взаимодействия ДОО с семьёй, включающей традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
• использование различных форм образовательной работы с детьми (дидактические формы, совместная работа педагога с детьми и родителей с детьми, организация самостоятельной математической деятельности детей).
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития познавательных процессов в теоретических источниках.
2. Выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей 6-7 лет.
3. Повысить уровень сформированности познавательных процессов у детей 6-7 лет во взаимодействии ДОО с семьёй (формирующий эксперимент).
4. Выявить эффективность проведённой работы (контрольный эксперимент).
Методологическая основа исследования.
В данной работе мы опирались на труды по изучению познавательного развития детей дошкольного возраста таких ученых как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, изучающих особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста. Л.С. Выготский (Идея о знаковом опосредствование), А.Н. Леонтьева (Произвольное запоминания у дошкольников. Закон «параллелограмма развития»). Д.Б. Эльконин (Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок). П.И. Зинченко (Непроизвольное запоминание). З.М. Истомина (Три мнемических уровня развития памяти детей 3 — 7 лет); а так же А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, занимающиеся вопросом об исследовании мышления. А.В. Запорожец. (Особенности развития логического мышления в дошкольном возрасте). Ж. Пиаже. (Центральная характеристика детского мышления его эгоцентризм). Н.Н. Поддьяков (Мышление ребенка связано с его знаниями. Детское экспериментирование).
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова , Т.А.Маркова, Л.В.Виноградова, А.В. Козлова, О.В.Солодянкина.
В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А.Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В.Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова , О.В. Солодянкина).
При написании дипломной работы использованы следующие методы:
1. Изучение и анализ литературы.
2. Наблюдение.
3. Беседы с детьми и родителями.
4. Анкетирование дошкольников и родителей.
5. Констатирующий, формирующий, контрольный этапы
6. Тестирование детей
7. Изучение опыта работы воспитателей с семьей по формированию познавательных процессов.
8. Проведение опытной работы по сравнению формирования познавательного процесса.
Исследование проходило на базе МБДОУ — детский сад № 16 «Карасик» г. Ульяновска.
Практическая значимость: разработана система работы по формированию познавательных процессов во взаимодействии ДОО с семьёй. В данной системе работы систематизированы все подходы, и она может быть применена в любых других ДОО общеразвивающего вида и в работе с семьёй и работе с детьми.
Глава I. Психолого-педагогические основы исследования развития познавательных процессов старших дошкольников
1.1. Сущность и особенности развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста
Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.).
Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).
В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.).
Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.
В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Проблемы методологии и теории познавательного образования исследовались в работах С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, В. А. Левина, В. А. Ушаковой, Г. А. Ягодина и др. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.
Развитие ребенка дошкольного возраста отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. На протяжении этого периода происходит существенное изменение в самых разных направлениях, где познание играет ведущую роль, ведь совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность.
Для углубленного анализа стоит рассмотреть содержание понятий «Познание», «Познавательная деятельность», «Познавательная активность».
Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. В Википедии дается такое определение: Познание – это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания) [7].
Познавательная деятельность–это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательное развитие – это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка – дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения [18; 27].
Ядром познавательного развития в узком смысле слова является развитие умственных способностей, характеризующихся существующими в человеческой культуре особыми средствами, которые используются в деятельности человека и от которых зависит успех этой деятельности (слова, понятия)…
Заключение
Развитие познавательных процессов – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательные процессы, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Под влиянием правильно организованной дидактической деятельности у детей развиваются основные познавательные процесса, такие как внимание, мышление, память и воображение.
Проводимая работа дала положительный результат.
• дошкольники научились пользоваться средствами и способами познания (сенсорными и измерительными эталонами, речью, сравнением, классификацией);
• воспитанники умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их;
• дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.
Важной задачей воспитателя в развитии познавательных процессов дошкольников является математика, которая достигается за счет:
• использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей в саду;
• использования нетрадиционных занятий;
• создания предметно-развивающей среды в ДОУ;
• использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников;
• тесное сотрудничество с семьей.
Таким образом, наше предположение о том, что формирование познавательных процессов дошкольников 6-7 лет будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических процессов:
• разработать и применить систему взаимодействия ДОО с семьёй по проблеме формирования познавательных процессов.
• использовать различные формы, дидактической работы с детьми (дидактические формы, совместная работа педагога с детьми и родителей с детьми, организация самостоятельной математической деятельности).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г.Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II / Под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
2. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов. — М.: Флинта, МПСИ, 2008.
3. Березина Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. МПГУ. Москва. 2014. — 174 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб., Питер, 2008.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М., 1981.
7. Википедия. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, М., 1956
8. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.,
9. Конвенция о правах ребенка. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983.— 96 с.
10. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., АПН, 1961.
11. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
12. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / С.Н. Николаева. — М.: «Академия», 2005. — 336с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2003,
14. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. — М.: Первое сентября, 2009.
15. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-
16. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ 3-е изд., испр.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.
17. Поддьяков Н. Н., Обучение дошкольников экспериментированию.
18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
19. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., Педагогика, 1971. — 351 с. Педагогика школы. (Учебное пособие для студентов пед. институтов) / Под. ред. Г.И. Щукиной . — М., Просвещение, 1977. — 383 с.
20. Прозорова О.В. Формирование познавательного интереса у дошколь-ников средствами народной педагогики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Саратов, 2001.
21. Прохорова, Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: Академия, 2010. – 196 с.
22. Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста методом наглядного моделирования: Методические рекомендации / С. П. Юрочко, Т. А. Азаренко. — Мн., 1993.
23. Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М.: «Просвещение», 1983. – 207с.
24. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Академия, 2006.
25. Сидорчук, Т.А. Методы развития воображения дошкольников / Т.А. Сидорчук, И.Я. Гуткович. — Ульяновск, 1995. – 44 с.
26. Славина Л.С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся I класса в учебной работе. Электронный ресурс.
27. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. — М.: Владос, 2008.
28. Соловьева Е.В., А.Е. Жичкина и др. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / — М.: Линка-Пресс. – 2006,
29. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ со всеми изменениями и дополнениями до 05.05.2015 года. Электронный ресурс: Консультант Плюс. Дата обращения: 18.05.2015.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт. Электронный ресурс: Консультант Плюс. Даты обращения: 16.05.2015, 18.05.2015, 20.05.2015.
31. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М., Педагогика, 1988. — 208 с.
32. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность [Текст]/ В. С. Юркевич – М.: Академический проект, 2007. – 138 с.
33. Яковлева А .А. Психологическая концепция личности в трудах А.Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева. Дисс. канд. псих.н. М. 2003.-235с.
34. Ясвин В.А. Дерябо С.Д., Экологическая педагогика и психология. — Ростов на Дону: Феникс, 1996