Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПОДХОДЫ) К ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ6
1.1. Теоретические обоснования понятия «гендерные различия»6
1.2. Специфика гендерного развития12
1.3. Особенности межличностного общения в смежных коллективах18
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ24
2.1. Методы и методика исследования24
2.2. Процедура исследования29
2.3. Описание и анализ полученных результатов41
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ48
Приложения 52
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.
Актуальность исследования. В современном мире происходит ослабление жесткой поляризации женских и мужских ролей в обществе. Глобальная «феминизация» мужчин и всеобщая «маскулинизация» женщин приводят к изменениям традиционных представлений.
Цель исследования выявить психологические особенности гендерных различий в межличностном общении на примере социальных сотрудников.
Объект исследования межличностное общение на примере социальных работников.
Предмет исследования психологические особенности гендерных различий межличностного общения.
Гипотеза исследования: предполагается, что гендерные различия имеют роль в межличностном общении сотрудников смежных коллективов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы исследования гендерных различий в психологической науке.
2. Теоретически обосновать содержание и понятия «гендерные различия».
3. Раскрыть особенности межличностного общения в смежных коллективах.
4. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей гендерных различий в межличностном общении на примере социальных работников.
5. Осуществить сравнительно-сопоставительный анализ результатов эмпирического исследования, полученных по выборкам мужского и женского состава коллектива.
6. Разработать практические рекомендации.
Методологическую основу исследования составили научные принципы комплексности, детерминизма, единства сознания и деятельности, системности развития и субъектности.
Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме психологии личности, психологии пола, полоролевой и половозрастной социализации (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Геодакян, Е.П. Ильин, В.Е. Каган, Л. Колберг, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.); исследования, выполненные в рамках гендерного подхода (А.И. Белкин, С. Бем, И.С. Голод, В.Е. Каган, И.С. Клецина, Э. Маккоби, Н.Г. Макарова и др.), работы, раскрывающие вопросы идентификации и идентичности, формирования стереотипов маскулинности / фемининности (А. Адлер, Т.А. Араканцева, Э. Джекобсон, И.В. Романов, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение, метод математической статистики корреляционный анализ по Пирсону, а также конкретные методики: тест диагностики межличностного общения Т. Лири; методика выявления экстраверсии, невротизма и интроверсии Г. Айзенка; методика определения маскулинности и феминности С. Бем.
Обработка результатов проводилась с использованием пакета StatPlus 2007 с применением корреляционного анализа.
Исследование проводилось на выборке 60 социальных сотрудников городского центра реабилитации «Талисман», 30 мужчин и 30 женщин среднего возраста.
Выдержка из текста работы
Одной из важнейших проблем современности является феномен аутодеструктивного поведения, который наиболее ярко проявляется в суицидальном акте. В настоящее время актуальность проблемы саморазрушающего поведения повышается, о чем свидетельствуют статистические данные об увеличении числа самоубийств.
Данная проблема актуальна для многих отраслей психологической науки. Она рассматривается в таких разделах психологии, как психология личности, социальная психология, возрастная и медицинская психология, которые исследуют множество количественных характеристик и факторов суицидального поведения. Одной из важных биологических, психологических и социальных характеристик личности является половая принадлежность. Однако гендерный аспект суицидального поведения недостаточно изучен. В нашем исследовании мы столкнулись с дифицитом литературных источников, освещающих этот вопрос.
Изучение гендерных особенностей саморазрушающего поведения может помочь в разработке основных направлений коррекционной работы с лицами, составляющими «группу риска».
Данная работа посвящена изучению психологических особенностей лиц, совершивших суицидную попытку. Цель исследования состоит в выяснении того, какие индивидуально-психологические особенности приводят женщин и мужчин к решению покончить жизнь самоубийством.
Объект исследования: в исследовании участвовали группа женщин в количестве 24 человека и группа мужчин в количестве 22 человека в возрасте от 18 до 35 лет. Все они проходили курс лечения после попытки суицида в НИИ им. Джанелидзе, в токсикологическом центре по лечению острых отравлений.
Предмет исследования — психологические особенности эмоциональной сферы, системы субъективных отношений, механизмы психологической защиты, способы саморегуляции поведения, копинг-стратегии и их влияние на суицидальное поведение.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что существуют индивидуально-психологические различия между женщинами и мужчинами с аутодеструктивным поведением.
Задачи исследования:
Провести анализ литературных источников, посвященных проблеме саморазрушающего поведения и ознакомиться с существующими теоретическими положениями о гендерных различиях аутодеструкции.
Исследовать стратегии совладания, стилевую саморегуляцию поведения, индекс жезненного стиля суицидентов.
С помощью методики MAPS изучить особенности личности мужчин и женщин с суицидальным поведением.
Провести сравнительный анализ уровневых показателей.
Проанализировать структурные взаимосвязи.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования были выбраны следующие методы исследования:
1. Методика MAPS. (Э.Шнейдман) [30]
Методика «Копинг-опросник». (Ч.Карвер).
Методика «Индекс жизненного стиля». (Плутчик-Келлерман-Конте). (Life Style Index, LSI) [23]
Методика изучения стилевой саморегуляции поведения [21]
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
САМОУБИЙСТВО, СУИЦИД (suicide) — сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения.
Самоубийством называют как сознательные действия, приведшие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали различать фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное самоубийство (или суицидальная попытка).
Врачи разделяют самоубийства на три вида. Это истинные, когда человек долго готовит себя к смерти, после депрессивного состояния, потери смысла жизни. Есть скрытые суициды, когда человек не открыто себя убивает, а начинает преднамеренно рисковать, и приходит как бы к случайной смерти, и демонстративные, когда хотят кому-то, что-то доказать. Врачи считают, что люди с «истинным» желанием умереть, на этот шаг не решились бы если их не подтолкнул бы к этому импульс. Есть несколько признаков того что человек, склонен к самоубийству. Это, как правило, симптомы депрессии: снижение интереса к тому, что интересовало раньше; потеря друзей, нежелание с ними общаться, желание замкнуться, уединиться [3].
Жизненные ситуации, толкающие некоторых людей к самоубийству, как правило, не содержат в себе ничего необычного. Почему одни люди, сталкиваясь с проблемой, начинают думать о суициде, тогда как другие пытаются решить проблему или просто примиряются с неприятной ситуацией? К сожалению, точного ответа на этот вопрос не существует, однако данные клинических исследований позволяют выдвинуть некоторые предположения.
Суицидальные индивидуумы склонны преувеличивать размах и глубину проблем, в результате чего даже самые заурядные, ничтожные трудности воспринимаются ими как неразрешимые проблемы. Кроме того, эти люди крайне неуверены в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. И наконец, они склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Иначе говоря, они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего [23].
Другая отличительная особенность суицидального пациента заключается в том, что смерть для него является приемлемым и даже желанным способом избавления от трудностей («Если бы я умер, я бы не мучился сейчас этими проблемами»). Среднестатистический индивидуум, не имея готового решения проблемы, хотя и огорчается, в целом вполне терпимо относится к отсутствию определенности: «Может, я решу проблему, а может — нет». Более того, он пытается опробовать различные решения. Другое дело — суицидальный индивидуум, который чрезвычайно плохо переносит неопределенные ситуации. Если он не может сразу решить проблему, ему рисуется цепь будущих неурядиц и поражений, и в его сознании вспыхивает идея: «Единственный выход — смерть». Для такого человека суицид является единственно возможной и желанной формой «избавления».
Согласно взглядам Зигмунда Фрейда,[24] самоубийство и война являются разными аспектами одной проблемы. Они представляют собой выражение инстинктивной агрессии и деструкции, которые в свою очередь являются взаимозаменяющими элементами инстинкта смерти. Развитие цивилизации, предоставляющее единственную возможность отсрочить гибель человечества в результате группового насилия, одновременно подрывает психическое здоровье индивидов, членов группы и угрожает каждому самоубийством (Freud, 1953).
Когда возникает Супер-Эго, агрессивные инстинкты в значительном количестве сосредотачиваются внутри Эго и вызывают эффекты саморазрушения. В этом кроется одна из опасностей для здоровья людей, с которой они сталкиваются на пути культурного развития. В целом сдерживание агрессии является нездоровым и ведет к болезни [26].
Самоубийство представлялось Фрейду симптомом того, от чего мы страдаем, продуктом человека и цивилизации, следствием психических тенденций, до некоторой степени присутствующих у каждого индивида.
В соответствии с представлениями Фрейда, присутствуют общие особенности человеческого состояния, которые в некоторой степени каждого индивида делают ранимым в отношению самоубийства. К ним относятся:
1) инстинкт смерти с его клиническими производными, агрессивным инстинктом, обращенным наружу, и деструктивным инстинктом, направленным внутрь;
2) расщепление Эго; оно является неизбежным в силу беспомощности человеческого Эго в младенчестве, когда оно не в состоянии справиться с своими инстинктами и вынуждено подчиниться родителям или погибнуть;
3) групповые институты, семья и цивилизация, требующие от каждого члена группы уступчивости и проявления чувства вины.
В глубине каждого из нас таятся суицидальные тенденции. Они укрощаются, контролируются и преодолеваются с помощью наших здоровых идентификаций, защитных механизмов Эго и конструктивных стереотипов жизни и любви. Если обычные механизмы защиты и контроля, образы жизни и любви нарушаются, то индивид легко подталкивается к суицидальному кризису [26].
Положение Фрейда о том, что самоубийство начинается с пожелания смерти другому человеку, которое затем меняет свое направление, обращаясь на идентификацию внутри своего Я, подчеркивает большее значение агрессии и вины как компонентов самоубийства, при этом недооценивая элементы беспомощности, зависимости и эрозии.
Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы [18]. Он выделил 3 основные части суицидального поведения:
1. Месть/ненависть (желание убить), которая, например, проявляется в ярости младенцев, если их желания фрустрируются. “Подобно грудным детям, противящимся отнятию от груди и чувствующим, что у них забирают нечто, на что они имеют право, суициденты, будучи в большинстве своем инфантильными, могут не выдержать помех на пути исполнения их желаний”. Желание убить в этом случае обращается против “желающего” и реализуется путем самоубийства.
2. Чувство вины (желание быть убитым). Подобно тому, как убийство является крайней формой агрессии, желание быть убитым представляет собой крайнюю форму подчинения. Требования совести зачастую оказываются столь непоколебимыми, что лишают человека внутреннего покоя. Чтобы быть наказанным из-за нарушения моральных норм, люди часто ставят себя в ситуацию, в которой они вынуждены страдать. В конце концов, они искупают свою вину только тем, что должны быть убиты.
3. Депрессия/безнадежность (желание умереть). Его можно проиллюстрировать стремлениями некоторых отчаянных водителей или альпинистов, которые буквально нуждаются в том, чтобы подвергать себя постоянной опасности.
Основоположник и классик логотерапии Виктор Франкл рассматривал самоубийство в ряду таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти и умирания [25]. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в отношении способа собственного бытия. Однако при этом в жизни он сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного оправдания. В конечном счете самоубийца не боится смерти — он боится жизни, считал В. Франкл [25].
Психологический смысл суицида заключается в том, что если человек решает лишить себя жизни — это означает, что в его сознании претерпела серьезные изменения главная этическая категория — смысл жизни. Человек решается на самоубийство, когда под влиянием тех или иных обстоятельств его существование утрачивает смысл. Утрата смысла жизни — это необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения.
Существует «группа риска» людей склонных к суициду. В эту группу входят: люди, неадекватно реагирующие на неудачи в любовных, супружеских делах, имеющие такие личностные характеристики как: импульсивность, психическая неустойчивость, болезненное самолюбие.
По мнению Шнейдмана (1985), главным стимулом самоубийства является невыносимая психическая (душевная) боль. Взрослые пациенты с недостаточностью саморегуляции рискуют утратить контроль над своими эмоциями в отсутствии внешнего вмешательства [28].
Первым видом потенциально летальной боли является полное одиночество, субъективный коррелянт тотального, эмоционального отвержения. Оно отличается от одиночества, воспринимаемого человеком как временное, смягченное воспоминаниями о любви и близости, при котором остается надежда на близость в будущем. В экстремальном одиночестве надежда отсутствует. Пациент, охваченный им, чувствует, что любви не было никогда и никогда не будет, и он умирает.
Второй вид психической боли — презрение к себе. У пациента, близкого к самоубийству, оно отличается от обычного гнева на себя не только количественно, но и качественно. Суицидент, несомненно, способен испытывать к себе глубочайшее презрение. Его субъективное переживание не просто вызывает дискомфорт; это чувство жжет, как огонь. Это и особое по качеству переживание, ибо субъективно пациенты воспринимают себя отдельными от ненавидящей совести.
Неспособность к переживанию собственной значимости отличается от ненависти к себе, хотя между этими чувствами есть сходство. Человек чувствует себя никчемным, ненужным и недостойным любви. Тем, кто несмотря ни на что, чувствует свою значимость, вынести жгучие муки совести гораздо легче. Человеку, переживающему никчемность, несомненно, сложнее устоять под натиском внутреннего нападения, поскольку он считает себя недостойным спасения.
Смертоносная ярость является третьим видом опасной психической боли. Пациенты справляются с обычным гневом, но при его перерастании в смертельную ненависть возникает опасность, что они направят ее против себя. Часто это случается, поскольку совесть отказывается терпеть подобное чувство и выносит человеку, испытывающему его, смертельный приговор, иногда — ради защиты жизни других людей. Пациенты чувствуют ослабление своего контроля, они совершают суицид в страхе, что не удержатся от убийства. [28]
Шнейдман выделяет некоторые общие черты самоубийства. Эти черты, как пишет Э. Шнейдман, «отмечаются, по крайней мере, у 95 из 100 лиц, совершивших суицид, и касаются мыслей, чувств или форм поведения, наблюдаемых почти в каждом случае самоубийства».
Десять общих черт суицида (по Э. Шнейдману):
1.Общей целью суицида является нахождение решения.
2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.
3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.
4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.
6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
8. Общим действием при суициде является бегство (уход).
9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.
Все представленные выше общие черты самоубийства, по мнению автора, относятся к самоубийству вообще, вне зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности, психиатрического диагноза и других обстоятельств и характеристик суицидального поведения.
По Э. Дюркгейму, вероятность совершения суицида определяется степенью интеграции индивида в ту или иную группу (общество), к которому он принадлежит, или дезинтегрированностью самого общества с точки зрения существовавших ранее стабильных структур.
Во время выполнения суицидального акта наблюдаются две фазы: обратимая, когда суицидент сам или при вмешательстве посторонних прекращает попытку самоубийства, и необратимая.
Суицидальное поведение, по этой классификации, определяется как любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
В рамках этой концепции суицид рассматривается как проявление социально-психологической дезадаптации личности (на непатологическом или патологическом уровнях) при наличии неразрешимых (с точки зрения индивидуального видения ситуации) микросоциальных конфликтов [11].
Типология самоубийств.
Самой распространенной классификацией самоубийств является предложенная Дюркгеймом, в основе которой лежат социологические критерии — указание причин, по которым человек идет на самоубийство [11].
Эгоистический суицид характерен для людей с недостаточной интеграцией с обществом, которое полностью или целиком перестает их контролировать. Нормы и правила общества для этих суицидентов не являются обязательными и не определяют их поведение. В первую очередь автор обосновывает этот вариант суицидов, отвечая на вопрос, каким образом различные вероисповедания, семья и политическое общество влияют на частоту самоубийств. Чем большее число отчужденных от общества, не состоящих в браке и нерелигиозных людей наблюдается в рамках той или иной социальной группы, тем выше в ней уровень самоубийств.
Альтруистический суицид является полной противоположностью отмеченному выше эгоистическому и связан с повышенной интеграцией индивида в обществе. Для этого суицида характерно намеренное принесение себя в жертву в соответствии с представлениями о необходимости выполнения тех или иных общественных норм и правил. По мнению автора, общество намеренно поощряет жертвенные формы самоубийства (в условиях войны, отдельных религиозных сообществ и проч.). Естественно, что альтруистические самоубийства в различных условиях и даже у разных людей имеют свои неповторимые мотивы и особенности. Жертвенное самоубийство людей престарелых или больных отличается от самоубийства жен после смерти мужей. В тех случаях, когда альтруизм «принимает особенно острые формы, этот акт носит более страстный и менее рассудочный характер». Однако и здесь: «Религиозный экстаз фанатика, считающего блаженством быть раздавленным колесницею своего идола, не то же самое, что acedia монаха или угрызения совести преступника, который кончает с собой для того, чтобы искупить свою вину».
Аномический суицид рассматривается как реакция индивида на аномию (буквально «беззаконие»), на резкую трансформацию связи индивида и общества, на значимые изменения ранее существовавшего социального порядка. Эти самоубийства совершают люди, социальное окружение которых не представляет более стабильных структур и ценностных ориентации, связанных с обществом, семьей, религией и другими институтами. Э. Дюркгейм писал: «Человек, внезапно вырванный из тех условий, к которым он привык, не может не впасть в отчаяние, чувствуя, что из-под ног его ускользает та почва, хозяином которой он себя считал; и отчаяние его, конечно, обращается в сторону той причины, реальной или воображаемой, которой он приписывает свое несчастье. Если он считает себя ответственным за то, что случилось, то гнев его обращается против него самого; если виноват не он, то против другого». По автору, аномия в современном обществе — это «регулярный и специфический фактор самоубийства; это одно из тех веяний, которыми определяется ежегодная сумма самоубийств… здесь играет роль гнев и все то, что обыкновенно сопровождает разочарование» [11]. Кроме классической дюркгеймовской типологии, существует ряд других. Например, среди отечественных психиатров популярна модель, предложенная В.А. Тихоненко, который разграничивает всевозможные варианты суицидального поведения по целям, которые преследовал человек в каждом конкретном случае. Ведь типология Дюркгейма основана на априорном предположении, что самоубийца на самом деле хочет покончить счеты с жизнью. Но истинные мотивы поведения самоубийцы могут быть иными.
Типология самоубийств (по В.А. Тихоненко)
На лишение жизни в типологии В.А.Тихоненко направлено только истинное самоубийство. Гораздо чаще встречается иной тип суицидального поведения — демонстративно-шантажное самоубийство, когда самоубийца хочет выразить протест, привлечь внимание, уйти от еще более тяжелого наказания, наказать самого себя [3].
Мотив и цель не совпадают: демонстративно-шантажное самоубийство
1. Протест. Мотив суицидального поведения — месть, нанесение ущерба некоей второй стороне. (Пример: китайское самоубийство как месть обидчику.)
2. Призыв. Мотив суицидального поведения — привлечь внимание и таким образом изменить ситуацию. (Пример: демонстративные самосожжения диссидентов.) 3. Избегание. Данный мотив поведения характерен для тех случаев, когда человек не может никаким другим образом уйти от нависшей над ним угрозы. (Пример: самоубийство А.Гитлера.)
4. Самонаказание. Выбирая смерть, человек играет роль судьи и подсудимого в одном лице.
Мотив и цель совпадают: истинное самоубийство
5. Отказ. Мотив — отказ от существования.
Когнитивные факторы суицида рассматриваются В концепциях А. Ленарса и А. Бека. Авторы считают когнитивные факторы ведущими в суицидальном поведении. Основные положения концепции А. Ленарса [24]:
1) Суицидент испытывает чувство, что он/она переживают невыносимую психическую боль.
2)Суицидент чувствует безнадежность и беспомощность перед имеющейся травмой.
3) Суицидент испытывает трудности во взаимоотношениях с другими людьми, что ведет к фрустрированию его потребности в других людях.
4) Суицидент обращает на себя даже импульсы гнева (в том числе и гомицидные) по отношению к другому.
5) Суицидент обладает пониженными способностями приспосабливаться к трудностям.
6) Суицидент затрудняется в прямых коммуникациях. Это связано с бессознательными элементами психики.
7) Суицидент идентифицирует себя с другим, не отвечающим на его эмоциональную потребность, что приводит к психологической боли.
8) Суицидент имеет хроническую историю потерь и неудач.
9) Суицидент показывает малые возможности развивать конструктивные и зрелые тенденции его личности.
10) Суицидент обнаруживает регидность мышления, его узкий фокус и невозможность выработки альтернативы по отношению к суициду.
Вторая концепция была предложена А.Беком [24]:
1) Суицид связан с депрессией. Критическая связь между ними — чувство безнадежности.
2) Безнадежность, определяемая в терминах негативных ожиданий, представляет собой критический фактор суицида. Суицидент видит самоубийство как единственно возможное решение его/ее неразрешимой ситуации.
3) Суицидент рассматривает будущее негативно и часто нереалистично. Он/она ожидают больших страданий, большей фрустрации и депривации.
4) Суицидент рассматривает себя негативно и нереалистично (как неизлечимого, беспомощного). Критика по отношению к себе, чувство вины и сожаления связаны с низкой самооценкой.
5) Суицидент рассматривает себя как лишенного чего-то. Возникают мысли об одиночестве, ненужности и материальной необеспеченности.
6) Эти мысли окружающие могут подвергать критике, но он/она расценивают их как единственно верные.
7) Мысли суицидента часто идут автоматически, без его воли, и часто обнаруживают когнитивные искажения (не связанные с шизофренией): ничего, никогда, всегда, чрезмерное обобщение или минимизация, неправильное понимание, селективное абстрагирование, негативные предубеждения.
8) Аффективная реакция суицидента пропорциональна его оценке ситуации независимо от того, какова реальная интенсивность события.
9) Вне зависимости от характера аффекта (тревога, грусть и др.) искажение ситуации связано с когницией.
10) Считая себя безнадежным, суицидент старается избежать ситуации с помощью смерти. Р. Марис, социолог по профессии, основное внимание в развиваемой им концепции отводит так называемому копинг-фактору. Эта теория построена на жизненных образцах и незавершенных суицидальных попытках, которые автор исследует с позиций психологической аутопсии. Основное внимание уделяется опыту неудачных попыток преодоления стресса. Неудавшийся опыт приспособления или преодоления той или иной ситуации был связан с деструктивными способами адаптации, что определяло имеющийся опыт аутодеструктивного поведения [14].
Основные постулаты копинг-теории Р. Мариса представлены в виде следующих положений:
1) Суицид есть результат неудовлетворенности человеческим состоянием и хронической депрессии с безнадежностью и невозможностью управления состоянием человека (его жестокостью, конечностью, грубостью, непредсказуемостью, одиночеством).
2) Суицидентам доступны (и они это знают) способы прекращения жизни.
3) Суицидальная безнадежность относится к повторным депрессиям, повторным жизненным неудачам, длительным негативным отношениям и социальной изоляции.
4)Суициденты обычно пытались адаптироваться или изолироваться способами, которые сами по себе деструктивны (алкоголизм, наркомания, половые эксцессы, суицидальные попытки).
5) Суициденты амбивалентны по отношению к смерти. Хотя они склоняются к желанию умереть, но их поведение не обязательно должно быть намеренным.
6) Суицидент в большой степени рационален с целью избегания чего-то (боли, несчастий, безнадежности и т. п.). Суицид является или актом агрессии по отношению к другому, или (что реже) желанием пожертвовать собой для изменения ситуации или увеличения ценности собственной жизни.
7) Суициденты характеризуются тем, что они не смогли разрешить определенные задачи, встретившиеся на тех или иных фазах их жизненного пути.
8) Суициденты имели раннюю травму или происходили из семей со многими проблемами, особенно сконцентрированными вокруг отцов.
9) Суициденты пережили тяжелую проблему на работе или физическую болезнь.
10) Суициденты не являются глубоко религиозными людьми.
В последнее время для понимания суицида большое значение имеют две концепции — психо-социальная модель Дануты Вассерман и концепция биологической предрасположенности к суициду Джона Манна.
Согласно модели Д. Манна, имеется некая предрасположенность к самоубийству (суицидальный диатез). В эту конституциональную предрасположенность вносят свой вклад, как генетические наследственные факторы, так и приобретённая восприимчивость. Перенесённые ранее в жизни травмирующие события, хронические заболевания (особенно центральной нервной системы), хроническое злоупотребление алкоголем и наркотиками, а также некоторые другие факторы, например, уровень холестерола в крови — всё это играет свою роль в развитии «суицидального диатеза». Согласно данной модели предрасположенность к суицидальному поведению является решающей детерминантой, она определяет, произойдёт ли под влиянием стресса манифестация суицидальности как результат, например, острого психического или соматического заболевания, чрезмерного употребления алкоголя и наркотиков, тяжёлых социальных проблем и семейных кризисов [22].
Модель Д. Вассерман может быть охарактеризована как модель стресс-уязвимости. Важной особенностью этой модели является то, что она рассматривает самоубийство как процесс. По сути, эта модель является в большей степени психосоциальной, однако она также учитывает нейробиологические и генетические факторы. Согласно этой модели, на суицидальный процесс (который включает суицидальные мысли, суицидальную коммуникацию, суицидальные попытки и завершенный суицид) воздействуют факторы риска и протективные факторы. От соотношения этих факторов, а также от способности сопротивляться стрессу зависит вероятность суицидальных действий. Стресс-уязвимость является ключевым моментом данной модели. На основе современных представлений в области нейробиологии стрессорного поведения можно представить, в какой степени стресс-уязвимость (включая такие ее проявления как страх, тревога, депрессия) зависит от нейроэндокринных механизмов [1].
1.2 ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АУТОДЕСТРУКЦИИ
Наиболее важными проблемами, привлекающими внимание исследователей в области суицидологии, являются:
Причины самоубийства
Факторы риска
К основным факторам риска обычно относят факторы асоциального характера (у Дюркгейма они названы «космическими факторами») [22] такие как время года, дня, а также пол и возраст. Фактор половой принадлежности выявляет «мужской», как принято считать, характер суицида. Мужчины чаще женщин умирают вследствие самоубийств (в среднем на одно самоубийство женщины приходится три самоубийства мужчин), хотя суицидальное поведение чаще проявляют именно женщины. Статистика по России на конец 90-х годов фиксировала, что потерпевшие от доведения до самоубийства в 98% — женщины.
У многих суицидальных пациентов чувство безысходности и желание умереть развиваются в результате неразрешенных житейских проблем, охватывающих широкий диапазон. Однако все эти проблемы могут быть сведены в несколько общих категорий.
Стрессогеные факторы.
По наблюдениям суицидологов,[28] у пациентов мужского пола суицидные попытки обычно бывают связаны с проблемами на работе или в учебе. Расхождения между ожиданиями и реальными результатами приводят к резкому падению самооценки и пессимизму. Низкая самооценка приобретает генерализованное звучание; пациент начинает думать: «Я ничтожество. Я ни к чему не способен, у меня ничего не получается. Мне не остается ничего другого, как покончить с собой».
У женщин суицидной попытке обычно предшествуют трения или разрыв отношений со значимым человеком. Женщины оказываются наиболее уязвимыми в плане суицидальных попыток, направленных на прекращение ставшей невыносимой жизни.
психологическая защита аутодеструкция суицидальное поведение
Глава 2. пРОГРАММА и методЫ исследования
2.1 Организация исследования
Настоящее исследование проводилось на базе НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе, в форме индивидуального обследования испытуемых.
Данная работа посвящена изучению психологических особенностей лиц, пытавшихся покончить жизнь самоубийством.
Цель нашего исследования состоит в выяснении того, какие личностные особенности приводят женщин и мужчин к такому решению, и какое влияние на это оказывают копинг-стратегии, саморегуляция поведения и механизмы психологической защиты.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников, посвященных проблеме саморазрушающего поведения и ознакомиться с существующими теоретическими положениями о гендерных различиях аутодеструкции.
2. Исследовать стратегии совладания, стилевую саморегуляцию поведения, индекс жезненного стиля суицидентов.
3. С помощью теста MAPS выявить личностные особенности мужчин и женщин суицидентов. 4. Обработать полученные данные с помощью методов математической статистики.
5. Выявить основные взаимосвязи копинг-стратегий, саморегуляции поведения, психологических защит и личностных особенностей у женщин и мужчин с саморазрушающим поведением.
6. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
2.2 Характеристика выборки
В исследовании принимали участие женщины и мужчины, совершившие попытку суицида в силу различных причин. Группа женщин составила 24 человека и группа мужчин в количестве 22 человека в возрасте от 18 до 35 лет. Все они проходили курс лечения в токсикологическом отделении по лечению острых отравлений.
Испытуемые находились в удовлетворительном состоянии. С каждым из них предварительно беседовал психиатр.
2.3 Методы исследования
1. Как наиболее адекватная поставленным целям и задачам была использована методика «MAPS» («Make A Picture Story» method — Shneidman Edwin).
2. Методика «Копинг-опросник» Ч. Карвера.
3. Методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index) — опросник Плутчика-Келлермана-Конте.
4. Методика изучения стилевой саморегуляции поведения (ССП).
ТЕСТ «MAPS». Основные положения, замечания и интерпретация:
Тест «Составь картину-историю» (Make-A-Picture-Story Test) — одна из проективных методик, направленных на исследование личности. В американских источниках упоминается, как один из вариантов теста ТАТ. Предложена и разработана данная методика Э.С. Шнейдманом в 1947 году на основе психиатрической практики.
Стимульный материал теста состоит из 22-х фонов (стандартное изображение жилой комнаты, спальни, улицы и пр.) и 67-ми различных фигур, вырезанных из картона соответствующего масштаба (взрослые люди, и дети, животные и сказочные персонажи).
Испытуемому предоставлена полная свобода выбора фигур и фонов (хотя текст инструкции может варьироваться в зависимости от целей исследования) и расположения на них фигурок. Также испытуемый может выбирать любую тему для своей последующей истории с выбранными им персонажами. При манипуляциях испытуемого со стимульным материалом, необходимо учитывать все его действия и жесты, вплоть до мелкой моторики.
Фоновые картинки предъявляются испытуемому по одной, а фигурки в это время лежат, рассыпанные по всей поверхности стола, за которым производится исследование. Если фоны предъявляются в заданной последовательности, то задачей испытуемого становится подбор фигурок к предложенному фону и рассказ о созданной им ситуации. Исследователю, помимо записи истории, требуется отмечать и выбор фигур в каждом отдельном случае, на специальном бланке.
Материалы для теста MAPS делятся на следующие категории:
1. Фоны: существует 22 фоновых картинки размером 21 х 27,5 см, напечатанные ахроматическим способом на тонком картоне. Комплект фонов делится на неструктурированные или неясные (двусмысленные) фоны (сцена, мечта, вокзал, пустой бланк), полуструктурированные фоны (лес, пещера пустыня) и структурированные фоны (гостиная, улица, медицинский кабинет, ванная, мост, спальня, лагерь, подвал, плот, чердак, хижина, кладбище, детская, классная комната).
Каждый фон несет определенную информационную составляющую, приведем в качестве примера несколько:
Фон «Гостиная» — межличностные отношения (направления, интенсивность и вид взаимодействия) между родителями и детьми.
Фон «Улица» — агрессия или враждебность, отношение к власти, алкоголизм.
Фон «Мечта» — общие стремления и тревоги, конфликты.
Фон «Пещера» — страхи, волнения, защита.
2. Фигуры — это главная отличительная черта теста MAPS, т. к. из предлагаемого испытуемому материала, очень удобно выбирать фигуры, которые затем желательно «оживить» и объяснить их действия. Фигур всего 67. Человеческие фигуры делаются около 5,5 дюймов (в высоту — 14 см), все остальные — пропорционально масштабу. За некоторым исключением все фигуры предъявляются стоя (есть фигуры лежащие и сидящие). Некоторые фигуры могут быть размещены на фоне без отступления (вплотную располагаться на фоне). Фигуры изображаются с различным выражением лица, в разных позах, некоторые могут быть одеты лишь частично и т. п. Типы фигур, их идентификационные буквы и номера наносятся с внутренней стороны каждой фигуры:
Взрослый мужчина (М) — 19 штук
Взрослая женщина (F) — 11 штук
Дети (С) — 12 штук
небольшая группа фигур (Негры, Евреи, Азиаты, Мексиканцы) — (N) — 10 штук
фигуры животных (А) — 2 штуки
фигуры неопределенного пола (I) — 2 штуки
легендарные и сказочные персонажи (L) — 6 штук
Силуэты и фигуры с пустыми лицами (без лица) (S) — 5 штук.
3. Местонахождение фигур на листе (Лист локализации фигур): это лист, на котором ярко напечатаны уменьшенные изображения всех фоновых картинок. Это дает право исследователю записывать выбор и местонахождение фигур испытуемого, которые идентифицируются согласно их типу, для последующего представления их испытуемому. Запись делается в виде эллипса, представляющего тестовую фигуру, в соответствующем месте на фоне (к нему приклеивается ярлык с точным символическим кодом — только для этой фигуры). Выбранные и отставленные фигуры, обязательно фиксируются; перемещение фигур показывается стрелкой, указывающей точное направление движения.
4. Карта идентификации фигур используется для группировки фигур и идентификации каждой из них по символическому коду, который исследователь должен наклеить к настоящему Листу локализации фигур, по мере их использования испытуемым. Фигуры нумеруются последовательно, с внутренней стороны, причем каждая имеет еще и буквенную категорию, н. F-4 — это 4-я женская фигура, А-2 — 2-я фигура животного и т. д. Не идентифицированные фигуры откладываются в сторону, т. к. внешний вид некоторых фигур может иметь разное значение для разных испытуемых. Итак, Карта идентификации фигур состоит из словесного описания каждой фигуры и ее изображения.
Обычно, в работе используют 10 Фоновых картин.
Интерпретация теста MAPS:
1. Анализ рассказов MAPS по Р. Файну:
Рубен Файн (1948г.), американский психолог и психотерапевт, предлагает собственную оригинальную схему обработки рассказов по тесту MAPS. Система обработки данных, предложенная им, очень удобна в практическом применении. В результате получается психограмма, которую можно рассматривать как схематизированную картину личности. Она составляет основу для дальнейших интерпретаций, где он обращает особое внимание на чувства и межличностные отношения, которые проявляются в рассказах испытуемых. Формальная схема анализа по Р. Файну состоит из 3-х основных разделов:
Чувства
Межличностные отношения
Исходы.
Чувства: Прежде всего, Р. Файн предлагает отобрать доминирующие чувства личности, после чего выдвигается гипотеза о том, что они могут быть наиболее важны для человека. Поэтому, за исключением определенных категорий чувств, которые всегда значимы, можно провести некую произвольную линию, дабы отделить наиболее важные. Здесь, как считает Р. Файн, число четыре, кажется наиболее разумным (чувства, которые встречаются четыре, и более раз, имеют наибольшей вес при интерпретации). На первый план, таким образом, выводятся следующие чувства:
принуждение
уход
фрустрация
страдание
враждебность
сексуальность,
а также показатели патологии (в качестве показателей патологии рассматриваются эксцентричные высказывания, отказ от ответа на карту, табуированная деятельность). Одиночество, вина и суицид всегда являются значимыми, особенно когда они появляются часто (в норме они довольно редки). Сам Р. Файн считает, что нужно рассмотреть подробно все чувства, но целесообразнее будет ограничиться тремя, которые являются наиболее значимыми для личности: фрустрация, враждебность и сексуальность.
Принцип обработки материала состоит в следующем: для подсчета наличия или отсутствия в каждом рассказе чувств (тревога, аффектация, боль), межличностных отношений между особыми категориями людей (мать и ребенок; мужчина и женщина и т.д.) и исходов (благоприятный, неблагоприятный, неопределенный) используется контрольный перечень. После того, как каждый рассказ уже обработан по этому перечню, подсчитывается, сколько раз тот или иной показатель встречался во всех двадцати двух рассказах. Качественному анализу подвергаются те показатели, которые наиболее часто встречались.
Межличностные отношения Р. Файн подразделяет на четыре группы по вектору психологической направленности поведения:
1)Направленность «к» (к таким межличностным отношениям относятся привязанность, принятие, доминирование, подчинение)
2)Направленность «против» (Может выражаться вербально или физически, сюда же он относит смерть)
3)Направленность «от» (это отделение, равнодушие, неприятие)
Отсутствие взаимодействия.
При анализе исходов, Р. Файн обращает внимание на то, что преобладание неблагоприятных исходов указывает на активный вид депрессии, тогда как преобладание неопределенных исходов также указывает на депрессию, но пассивную. Затем, автор предлагает обратиться к анализу отдельных рассказов. На основе своего опыта, им были сформулированы различные гипотезы, относительно области значений каждого фона. Например, пустой фон — это наиболее информативная и значимая карта, на которой наиболее отчетливо отражаются образ «Я» испытуемого, его самые значимые надежды, стремления, страхи. Существуют еще четыре переменные, которые не были включены в формальную схему подсчета, но которые дают полезную информацию: длительность рассказа, связность истории, сюжет рассказа и словарный запас.
Длительность рассказа: длинные рассказы позволяют сделать вывод об интеллектуальном уровне испытуемого (высокий интеллект или низкий) и о том, что он имеет доступ к миру своих фантазий.
Связность рассказа: связные истории, т.е. истории, в которых присутствует развернутый в разумных пределах сюжет, встречаются, в основном, у нормативных групп. Грубо говоря, степень связности обратно пропорциональна остроте дезорганизации личности, наблюдаемой у преступников. Таким образом, чем, более связен рассказ, тем меньше степень дезорганизации личности.
Сюжет истории: здесь рассматривается показатель «обычность — необычность» истории. Необычность сюжетов указывает на то, что фантазия испытуемого выходит за рамки избитых сюжетов, часто необычна и эксцентрична. Но это может свидетельствовать и о патологии.
Словарный запас: из интеллектуальных тестов нам известно, что словарный запас — лучший и прямой показатель интеллекта.
Если не брать в расчет выбор фигуры, то тест MAPS можно было бы трактовать тем же способом, что и методику ТАТ, т.к. психограмма MAPS годится для некоторых интересных сравнений. В тесте MAPS проявляется действие, вытекающее из причудливой фантазии индивида, на что в методике ТАТ часто только намекается. Каждая история в MAPS — явно эксцентричная и необычная, тогда как только четыре из одиннадцати историй ТАТ были отнесены к этой категории. В MAPS враждебность экстернализирована в каждой истории, в которой о ней говорится. К тому же, знание направления враждебности, также дает существенные результаты. В тесте MAPS патология более очевидна. Каждый рассказ экстравагантен, кроме того, MAPS выявляет, прежде всего, защитную фантазию (идентификацию с героем или желание отомстить матери). При помощи ТАТ человек просто рассказывает историю, тогда как в MAPS он наслаждается фантазиями, которые он хотел бы увидеть наяву.
2. Анализ рассказов по М. Арнольд:
М. Арнольд (1949 г.), профессор психологии, в течение последних 10 лет ведет клиническую работу с детьми и взрослыми, используя в основе теорию Юнга. Основу своего подхода в интерпретации MAPS она видит в содержании историй. Это те ситуации, которые затрагивают, главным образом, межличностные отношения (отношения между родителем и ребенком, гетеросексуальные отношения и т.д.). Они изучаются «по тем чувствам и действиям, которые описываются». В начале анализа собирается информация о субъективных отношениях, конфликтах и доминирующих проблемах, в дополнение к «ситуационному» анализу, дабы увидеть, является ли закономерным и последовательным развитие основной проблемы. В своей теории она отказывается от таких постулатов, как идентификация и нереализованные, глубинные влечения, как основных содержаниях рассказов. Материал исследования, по ее мнению, должен отражать социальные установки личности, т.е. представления о себе и своем социальном окружении, сложившиеся на основе индивидуальных или групповых систем ценностей. Эти установки детерминируют сюжет и исход рассказа (его значение). Значение представляет собой некую «мораль» рассказа, в которой обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. Мораль может быть «хорошей», если поступки героя согласуются с общепринятыми нормами, и «плохой», если герой действует наперекор им. В результате анализа значений выводится мотивационный индекс. Он может быть положительным или отрицательным (люди с адекватными жизненными установками, конструктивным подходом к решению собственных проблем, нацеленные на сотрудничество с другими людьми, получают положительный мотивационный индекс, а люди, склонные к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям — отрицательный). В зависимости от знака мотивационного индекса, прогнозируется возможность успеха в том или ином виде деятельности. Рассказ рассматривается, как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, но не раскрывающийся при анализе отдельных тем. Интерпретацию должен определять контекст, поэтому анализировать необходимо все рассказы как единое целое.
Основных этапов процедуры всего пять:
синопсис (краткий обзор)
ситуационный анализ
анализ отношений
«последовательный» анализ
интеграция результатов.
3. Анализ рассказов по Д. Роттеру и Ш. Джессор (1949г.):
Д. Роттер, доктор психологических наук, в настоящее время является профессором психологии в Университете штата Огайо. Большая часть его публикаций связана с измерением личностных свойств, проективными тестами и теориями личности. Ш. Джессор, доктор психологических наук в Университете штата Огайо, помощник преподавателя кафедры психологии и преподаватель практических курсов по проективным техникам. Предмет ее особого интереса — теория личности, проективные методики и психотерапия.
Данный подход включает в себя пять этапов:
1.Изучается весь протокол по предлагаемым критериям (настроение, необычные сюжеты, уникальные словесные выражения, способы решения проблем и частота встречаемости специфических тем), затем формулируются пробные интерпретации и вопросы, которые нужно изучить в дальнейшем
2.Каждый рассказ анализируется по основным понятиям и структурным характеристикам и сравнивается со стандартами сюжетов
3.Каждый рассказ рассматривается как отдельная единица для определения особенностей, конфликтов и отношений индивида, чтобы решить, является ли этот материал желаемым, автобиографическим или поверхностным, неглубоким, а затем происходит отбор гипотез
4.Все эти рассказы рассматриваются как одна организованная целостная единица
Интерпретационные гипотезы объединяются в одно окончательное целое по пяти категориям:
А) семейные отношения
Б) социальные и сексуальные отношения
В) общие отношения (в сфере образования, профессии и т.д.)
Г) личностные характеристики
Д) этнологически скрытые значения.
На первом этапе интерпретации собираются общие впечатления: применяемый здесь метод анализа использует фоновую (дополнительную) информацию, такую как уровень образования и профессия испытуемого, его возраст, образование и профессия его братьев, сестер и родителей и т.д. Эта информация помогает определить культурное и семейное окружение этого человека и является полезной для терапевта при идентификации некоторых фигур, используемых в рассказах. Также здесь предлагается оценка протокола рассказов по предлагаемым критериям: это пометки о настроении, необычных сюжетах, уникальных высказываниях, способах решения проблем и частоте встречаемости специфических тем. Затем формулируются вопросы о межличностных отношениях, требующих прояснения.
На втором этапе каждый рассказ анализируется для определения повторяемости понятий и определенных структурных характеристик, таких как настроение, расстройства мыслительных процессов, озабоченность подробностями и т.д. Для каждой картинки делаются пометки о необычных образцах сюжетов.
Третий этап включает в себя рассмотрение этих рассказов как единого целого. Каждый рассказ рассматривается как возможное выражение важного конфликта или описание взаимоотношений такими, какими испытуемый видит их.
На четвертом этапе идет рассмотрение этих рассказов как организованной объединенной единицы.
А на пятом этапе начинается объединение интерпретируемых гипотез и делается окончательный вывод.
Обобщая все, что было сказано во второй главе, можно сказать, что тест MAPS является одной из самых интересных и информативных методик. Богатство способов интерпретации, позволяет выбрать нужную схему для анализа данных, в соответствии с поставленными задачами. Если не брать в расчет выбор фигуры, то тест MAPS можно было бы трактовать тем же способом, что и методику ТАТ, т.к. психограмма MAPS годится для некоторых интересных сравнений. В тесте MAPS проявляется действие, вытекающее из причудливой фантазии индивида, на что в методике ТАТ часто только намекается. Каждая история в MAPS — явно эксцентричная и необычная, тогда как только четыре из одиннадцати историй ТАТ были отнесены к этой категории. В рассказах по методике MAPS враждебность экстернализована в каждом из них, где о ней говорится. К тому же, знание направления враждебности также дает существенные результаты. В тесте MAPS патология более очевидна. Каждый рассказ экстравагантен, кроме того, MAPS выявляет, прежде всего, защитную фантазию (идентификацию с героем или желание отомстить матери). При помощи ТАТ человек просто рассказывает историю, тогда как в MAPS он наслаждается фантазиями, которые он хотел бы увидеть наяву.
Методика «Копинг-опросник» Ч.Карвера.
Данная методика адаптирована В.В.Шукайло в 2004 году. Представляет собой 56 вариантов поведения человека в трудных жизненных ситуациях. Респонденту предлагается вспомнить конкретную сложную ситуацию и, читая утверждения, отвечать, насколько предложенный вариант поведения соответствует его личному поведению. Варианты ответов респондента:
утверждение не подходит (присуждается 0 баллов)
сомневаюсь (присуждается 1 балл)
утверждение скорей всего подходит (присуждается 2 балла)
это точно про меня (присуждается 3 балла).
Методика включает в себя 14 различных шкал. Некоторые из них были разработаны на основе теоретических предпосылок, касающихся функциональности и потенциально меньшей функциональности различных копинг-стратегий. Другие шкалы были включены на основе результатов предыдущих исследований, показывающих, что те копинг-стратегии, которые в них предсталены либо являются конструктивными, либо препятствуют адаптивному копингу.
К каждой шкале относится по 4 утверждения. Максимальное количество баллов по каждой шкале 12, минимальное — 0 (Приложение 3).
1. Активный копинг — процесс, при котором человек предпринимает активные действия, с целью предотвратить или уйти от влияния стрессора или изменить (улучшить) его воздействие. Активный копинг включает в себя инициацию направленных действий, увеличение объема прилагаемых усилий и попытку пошагового (постепенного) преодоления.
2. Планирование является обдумыванием и осознанием того, как преодолеть влияние стрессора. Планирование вызывает стратегии действий, обдумывание того, какие шаги следует предпринять и как лучше всего справиться с проблемой.
3. Концентрация на проблеме (или подавление отвлекающей деятельности) означает, что человек «откладывает в сторону другие дела», даже «пуская их на самотек», если это необходимо, с целью преодолеть влияние стрессора.
4. Сдерживающий копинг способствует предотвращению преждевременных (поспешных) поступков и представляет собой ожидание подходящего момента для решительных действий.
5. Поиск социальной поддержки в качестве содействия заключается в необходимости совета, помощи, информации.
6. Поиск социальной поддержки в качестве утешения заключается в удовлетворении потребности во внимании, симпатии и понимании.
7. Концентрация на эмоциях и эмоциональный выход: тенденция «зацикливания» на собственных переживаниях и выражение этих чувств(Scheff, 1979). Иногда подобная реакция может быть функциональной, на пример, когда человек за время траура успевает смириться с потерей любимого и начинает жить и двигаться дальше.
8. Избегание на уровне поведения заключается в снижении усилий, направленных на преодоление стрессовой ситуации, и даже отказ от попыток достижения собственных целей. Избегание на уровне поведения отражается в явлении, которое может быть охарактеризовано с помощью термина беспомощность.
9. Избегание на уровне сознания является вариантом избегания на поведенческом уровне, и как правило возникает в ситуации, когда обстоятельства препятствуют проявлению избегания на уровне поведения(Carver, Peterson, Follansbee, Scheier, 1983). Тактики, отражающие избегание на уровне сознания, представляют собой включения человека в альтернативные виды деятельности для того, чтобы не думать о существующей проблеме (противоположной тенденцией является концентрация на проблеме), фантазии, сон или просмотр телепередач.
10. Избегание (алкоголь,наркотики)
11. «Положительной переоценки и развития» — копинг направленный на управление эмоциональным дистрессом, а не на разрешение стрессовой ситуации.
12. «Отрицание», реакция, которая иногда возникает в процессе первичной оценки, в данном случае определили его как отказ поверить в то, что стрессор существует или попытки действовать так, как будто он отсутствует.
13. Принятие является функциональной реакцией преодоления, так поведение человека, который принимает реальность стрессовой ситуации, скорее всего будет направлено на ее разрешение, когда возникает необходимость приспособиться к влиянию стрессора, но не в ситуации, когда ее легко можно изменить.
14. Обращение к Богу (религии). Человек может обращаться к религии в стрессовой ситуации по самым разным причинам: религия (вера) может служить для человека источником эмоциональной поддержки, помощью в положительной переоценке и развитии или являться тактикой активного преодоления влияния стрессора.
Методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Indех) [22].
Опросник Плутчика -Келлермана — Конте.
Методика, направленная на диагностику индекса жизненного стиля, предложенная сотрудниками Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева Л.И. Вассерманом, О.Ф. Ерышевым, Е.Б. Клубовой и др. (1998), является адаптированным вариантом опросника Г. Келлермана и Р. Плутчика (1983) на определение доминирующего типа психологической защиты.
Методика состоит из 97 вопросов, ответы на которые позволяют определить так называемые диагностические диспозиции испытуемого связанные в свою очередь с определенной эмоцией и преобладающим механизмом психологической защиты. Определяются диспозиции мании, истерии, агрессии, психопатии, депрессии, паранойи, пассивности, обсессивности. В соответствии с диспозициями определяются следующие механизмы психологической защиты практически ставшие чертой характера:
отрицание-отрицание тягостной информации и замена ее более
приемлемой
компенсация- возмещение невозможных для реализации желаний и
действий активностью в другой области
рационализация — рациональное объяснение своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся в иррациональных и личностно не приемлемых импульсах
регрессия- возврат к более примитивным формам поведения
замещение- перенос на актуальные отношения переживания из
прошлого
проекция- приписывание другим людям вытесненных мотивов
переживаний и черт характера
реактивные образования — трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное, вытеснение- устранение из сознания неприемлемых впечатлений и переживаний.
Методика изучения стилевой саморегуляции поведения (ССП) [19].
Направлена на исследование индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека. Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны. Индивидуальный стиль саморегуляции характеризуется комплексом стилевых особенностей регуляторики. К ним мы относим типичные для данного человека особенности регуляторных процессов, реализующие основные звенья системы саморегуляции (планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов), а также регуляторно-личностные свойства, или инструментальные свойства личности, такие как самостоятельность, надежность, гибкость и т.д. В силу универсальности функциональной структуры регуляции для самых разных видов психической активности и деятельности в стиле саморегуляции проявляется общая регуляторная основа индивидуальности, которая является предпосылкой формирования конкретных стилей деятельности в различных ее видах [19].
Методика позволяет оценить показатели по семи шкалам: Шкала планирования (Пл), Шкала моделирования (М), Шкала программирования (Пр), Шкала оценки результатов (OP), Шкала гибкости (Г), Шкала самостоятельности (C), Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ).
2.4 Список ИСПОЛЬЗУЕМЫХ переменных
Методика «MAPS» «Эмоции, чувства»
1. Привязанность
2. Гнев
3. Тревога, беспокойство
4. Депрессия
5. Вина
6. Стыд
7. Агрессия вербальная
8. Агрессия физическая
9. Одиночество
10. Удовольствие
11. Страх
12. Обида
13. Отчаяние
14. Радость
15. Печаль, грусть
16. Безысходность
17. Боль душевная,страдание
18. Боль физическая
19. Аффилиация
20. Без эмоций
21. Жалость к себе
22. Жалость к другим
23. Беззащитность, беспомощность
24. Равнодушие
25. Неопределенность
26. Ужас, шок
27. Напряжение
28. Благодарность
29. Горе
30. Паника
31. Неудовлетворенность жизнью
32. Недоверие, подозрительность
33. Пустота, бессмысленность существования
34. Испуг
35. Интерес, любопытство
36. Разочарование
37. Неполноценность
38. Унижение
39. Подавление эмоций
40. Робость стеснение
41. Усталость
42. Ненависть к себе
43. Ненависть к другим
44. Рефлексия
45. Ревность
46. Зависть
47. Беспечность
48. Превосходство
Методика «MAPS» «Основные темы»
49. Любовь
50. Опасность
51. Ограбление
52. Алкоголь
53. Болезнь
54. Смерть
55. Ложь
56. Спасение
57. Исправление ошибок
58. Наказание
59. Очищение
60. Нападение
61. Отдых
62. Проблемы
63. Школа
64. Детство
65. Семья
66. Прошлое
67. Будущее
68. Мечты о будущей семье
69. Свобода
70. Надежда
71. Праздник
72. Расплата, месть
73. Любовь к животным
74. Убийство
75. Равнодушие безразличие
76. Суицид
77. Массовая гибель
78. Работа
79. Уход (бегство от проблем)
80. Препятствие
81. Безответная любовь
82. Несчастный случай
83. Одиночество
84. Расставание, разлука
85. Борьба добра со злом
86. Проступок
87. Самопожертвование
88. Нечистая сила
89. Деньги
90. Путешествие
91. Страхи
92. Сексуальные мысли
93. Сексуальное поведение
94. Вера в Бога
95. Исследования
96. Размышления о жизни
97. Свидание
98. Потусторонний мир
99. Бессмысленность существования
100. Рутина
101. Неудовлетворенность жизнью
102. Позор
103. Война
104. Ожидание
105. Ожидание плохого
106. Неприятная встреча
Методика «MAPS» «Межличностные отношения»
107. Принятие
108. Непринятие
109. Доминирование (над ним)
110. Отсутствие взаимодействия
111. Подавление
112. Изоляция (от людей)
113. Помощь (поддержка)
114. Ссора, конфликт
115. Драка
Методика «MAPS» «Детско-родительские отношения»
МАТЬ:
116. Принятие
117. Непринятие
118. Доминирование
119. Отсутствие взаимодействия
120. Подавление
121. Ссора, конфликт
ОТЕЦ:
122. Принятие
123. Непринятие
124. Доминирование
125. Отсутствие взаимодействия
126. Подавление
127. Ссора, конфликт
РЕБЕНОК:
128. Подчинение
129. Неподчинение
130. Родители бьют ребенка
Методика «MAPS» «Супружеские отношения»
131. Принятие
132. Неприятие
133. Отсутствие взаимодействия
134. Муж доминирует
135. Жена доминирует
136. Недоверие
137. Непонимание
138. Измена
139. Ссора, конфликт
140. Разрыв отношений
141. Муж бьет жену
Методика «MAPS» «Психологические защиты»
142. Реактивное образование
143. Изоляция (уход)
144. Подавление и отрицание
145. Символизация
146. Проекция и интроекция
147. Регрессия
Методика «MAPS» «Исход рассказа»
148. Благоприятный
149. Неблагоприятный
150. Нейтральный
151. Неопределенный
Методика «MAPS» «Критические ситуации»
152. Стресс
153. Фрустрация
154. Конфликт
155. Кризис
Методика «MAPS»
156. Количество фигур на фон
«Копинг-опросник Карвера»
157. Активный
158. Планирование
159. Концентрация на проблеме
160. Сдерживающий
161. Поиск социальной поддержки (содействие)
162. Поиск социальной поддержки (утешение)
163. Положительная переоценка и развитие
164. Принятие
165. Обращение к Богу
166. Эмоциональный выход
167. Отрицание
168. Избегание (повед. уровень)
169. Избегание (уровень сознания)
170. Избегание (алкоголь, наркотики)
Методика «Стилевая саморегуляция поведения»
171. Планирование
172. Моделирование
173. Программирование
174. Оценка результатов
175. Гибкость
176. Самостоятельность
177. Общий уровень саморегуляции
Методика «Индекс жизненного стиля»
178. Вытеснение
179. Регрессия
180. Замещение
181. Отрицание
182. Проекция
183. Компенсация
184. Гиперкомпенсация
185. Рационализация
2.5 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
Для сравнения данных использовались следующие статистические процедуры:
Вся первичная статистика: расчет моды, медианы, вычисление средних, определение нормального распределения и т.д. производились с помощью компьютерной интегрированной системой обработки данных СТАТИСТИКА 5,0 в среде Windows XP.
Для выявления различий между группами респондентов был использован анализ средних величин. Значимость различий определялась с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Для установления взаимосвязей между переменными был проведен корреляционный анализ (r Пирсона).
Глава 3. Анализ результатов исследования
В нашем исследовании все статистически достоверные различия и корреляционные взаимосвязи рассматриваются на уровне значимости
p < 0,01.