Содержание
Введение3
Глава 1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации6
§ 1.1. Наукоемкие технологии как определяющий фактор экономического развития6
§ 1.2. Важнейшие инновационные проекты — инструмент отношений нового типа8
Глава 2. Подход к прогнозированию развития и управления жизненным циклом инновационных проектов27
§ 2.1. Методология решения27
§ 2.2. Технология решения33
Заключение39
Литература41
Выдержка из текста работы
1. Сущность и понятие инновационного процесса. Стадии жизненного цикла инновационной продукции………………………………………………………………….5
2. Экономические расчеты прибыльности и длительности инновационного процесса…………………………………………………………………………..18
Практическая часть
1. Разработка бизнес-плана по внедрению инновационного продукта в область товаров народного потребления
1.1 Содержание инновационной идеи…………………………………………….22
1.2 Техническая сторона………………..………………………………………….23
1.3 Маркетинговое обоснование………………………………………………..24
2. Расчет затрат на реализацию и оценка экономической эфективности……27
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..32
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение
Традиционное управление долгое время в качестве объекта имело стабильный производственный процесс, стабильную производственно-техническую базу, устоявшуюся номенклатуру продукции с высокой степенью стандартизации. Инновационный процесс носил кратковременный локальный характер и реализовывался силами специалистов и руководителей, с привлечением ресурсов и методов, сформированных для стабильных процессов.
Новые экономические условия требуют интенсивной инновационной деятельности, повышения внимания к эффективности организации исследований и разработок, организации нововведений на всех стадиях жизненного цикла продукции, сокращения цикла, снижения инновационных рисков, стратегического управления.
В деятельности каждой организации на любой стадии жизненного цикла изделия сочетаются стабильный и инновационный процессы.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена зависимостью жизненного цикла изделия и научно-технического прогресса.
Целью курсовой работы является изучение теории жизненного цикла изделий в НТП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) исследовать сущность инновационного процесса, и стадии жизненного цикла инновационной продукции;
2) разработать бизнес-плана по внедрению инновационного продукта в область товаров народного потребления.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов как: Васильева В.П., Гринева В.Ф., Лошкарева В., Медынского В.Г., Петухова С.В., Сухарева О.С. и др.
В качестве информационной базы взяты официальные интернет сайты, фактические данные ряда коммерческих организаций и статистические сведения Wordstat.
1. Теория жизненного цикла изделий в НТП
1.1 Сущность и понятие инновационного процесса. Стадии жизненного цикла инновационной продукции
Одним из этапов инновационной деятельности является управление инновационным процессом от инвенции до реализованной инновации.
Глубина различий и возрастающие роль и масштабы инновационных процессов в жизни каждого предприятия и всего общества делают необходимым решение теоретических и практических вопросов организации и управления инновационными процессами.
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой внутриорганизационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.
При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.
Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.
Существуют различные подходы к моделированию инновационных процессов. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий.
Этапы определяют последовательность прохождения пути от научного знания к реальному продукту.
Начальной стадией инновационного процесса является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает: фундаментальные исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские работы.
На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного процесса. Эта стадия включает этап освоения производства продукции, который предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку к промышленному производству продукции; собственно производство продукции.
Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются следующие этапы: реализация новой продукции; эксплуатация новой продукции потребителей с возможным включением послепродажного обслуживания различных технических устройств, приобретенных потребителями.
По мере превращения инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы:
1) создание и распространение;
2) диффузия нововведения.
Первая в основном включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии в рыночной экономике.
Скорость диффузии зависит от типа инноваций. По мере движения от фундаментальных исследований к производству получаемая информация на каждом последующем этапе становится все более конкретной; уникальность и неповторимость методов и приемов исследования, присущих первым этапам цикла, уменьшаются, при проектировании появляются элементы типовых решений и стандарты; вероятность риска получения отрицательных результатов уменьшается.
Последовательное выполнение этапов инновационного цикла, также работ внутри каждого этапа существенно удлиняет весь процесс.
Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники. Можно отметить, что инновация это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы (это подтверждают различные концепции: длинных волн Н.Д. Кондратьева, И.Е. Варги, Й. Шумпетера и др.).
В наиболее обобщенном понимании инновационный процесс определяется как создание, распространение и применение продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности. Однако создание новых видов продукции и технологий практически невозможно без использования потенциала научных и научно-технических знаний, полученных в ходе проведения ФТИ и поисковых НИР. При этом потенциал научных и научно-технических знаний представляет собой интеллектуальный продукт, который не имеет рыночной стоимости, но является весьма важным вкладом в процесс инновационной деятельности. По сути дела появление новых машин, приборов, аппаратов и других нововведений связано с длительным циклом инновационной деятельности, называемой инновационным процессом.
Инновационный процесс состоит из нескольких частей (фаз), которые в совокупности составляют жизненный цикл инноваций (ЖЦИ).
Рассмотрим состав и содержание фаз инновационного процесса относительно продуктовой инновации, которая является наиболее значимо……..
Библиографический список
инновационный экономический проект
1. Васильев, В.П. Управление инновациями / В.П. Васильев. — М.: ДиС, 2011. — 400 с.
2. Водачек, Л., Стратегия управления инновациями на предприятии / Л. Водачек. — М.: Экономика, 2010 — 365 с.
3. Волков, И.М. Проектный анализ: Финансовый аспект / И.М. Волков. — М.: ЮНИТИ,2009. — 232 с.
4. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент / М.А. Рершман. — М.: Маркет ДС, 2010. — 200 с.
5. Гринёв, В.Ф. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В,Ф. Гринев.-К.: МАУП, 2011. — 187 с.
6. Гурков, И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий / И.Б. Гурков. — М.: ТЕИС, 2011. — 472 с.
7. Ермасов, С.В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов. — М.: Высшая школа, 2011. — 184 с.
8. Завлина, П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / П.Н. Завлина. — СПб.: Наука, 2009 — 177 с.
9. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. — 448 с.
10. Круглов, М.Г. Инновационный проект: управление качеством и эффект / М.Г. Круглов. — М.: Дело, 2012. — 336 с.
11. Лошкарев, В. Развитие бизнеса: первые три года работы / В. Лошкарев. — СПб.: Питер, 2011. — 224 с.
12. Мазур, В.В. Экономическая теория / В.В. Мазур. — М.: Дизайн ПРО, 2009. — 320 с.
13. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 295 с.
14. Мухин, В.И. Управление интеллектуальной собственностью / В.И. Мухин. — М.: Владос, 2010. — 336 с.
15. Орлов, М.А. Основы изобретательного мышления / М.А. Орлов. — М.: Солон-пресс, 2010. — 208 с.
16. Петухова, С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект / С.В. Петухова. — М.: Омега-Л, 2012. — 171 с.
17. Снежинская, М.В.Краткий курс по инновационному менеджменту / М.В. Снежинская. — М.: Окей-книга, 2012. — 137 с.
18. Сухарев, О.С. Инновации в экономике и промышленности / О.С. Сухарев. — М.: Высшая школа, 2010. — 317 с.
19. Сухарев, О.С. Экономическая политика и развитие промышленности / О.С. Сухарев. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 216 с.
20. Теплова, Т.В. Инвестиции. Учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. — М.: Юрайт, 2012. — 724 с.
21. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.
22. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотяшева. — СПб.: Питер, 2010. — 318 с.
23.
24.
25.
26.
27.