Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….…………..2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………..……………..3
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КАК ПОНЯТИЕ В ПСИХОЛОГИИ……………..3
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……….10
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ………………………………………………………………………………….…15
ВЫВОДЫ ……………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ………………………………………………………..16
2.1 БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.16
2.2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА.23
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФИЛЯ И
НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С ПАТТЕРНОМ ЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В
ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ31
ВЫВОДЫ ……………………………………..
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО МИНИМИЗАЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………………………………………………40
3.1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОБЪЕКТ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.40
3.2. ХОД ПСИХОКОРРЕКЦИИ.46
3.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ.50
ВЫВОДЫ ………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ55
ПРИЛОЖЕНИЕ58
Выдержка из текста работы
Актуальность изучения самоубийств, покушений на самоубийство и разработки действенных мер их профилактики в наше время не подлежит сомнению как с точки зрения социальной значимости проблемы, так и в свете статистических данных. По последним сводкам Всемирной Организации Здравоохранения в развитых странах самоубийство как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями в результате дорожно-транспортных происшествий. Причем количество суицидов на земном шаре год от года возрастает, а максимум их в населении приходится на работоспособный возраст. Наверняка у каждого есть родственник, друг или просто знакомый, ушедший из жизни добровольно.
Ежедневно около 1200 обитателей Земли убивают себя и еще семь с половиной тысяч пытаются это сделать. А количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет, увеличилось в два раза.
Не меньший моральный и материальный ущерб обществу наносят и покушения на самоубийство. По отношению к лицам, покушавшимся на свою жизнь, требуется проведение неотложных квалифицированных терапевтических мероприятий, что ведет к дополнительным затратам медицинских сил и средств. В подавляющем большинстве случаев суициденты оказываются нетрудоспособными на тот или иной срок после попытки самоубийства, следствием чего являются прямые экономические убытки для общественного производства. Значительная часть суицидальных попыток осложняется тяжелыми хроническими расстройствами, инвалидизирует больных, выключая их из сферы общественно полезной деятельности. Наконец, нельзя не учитывать того отрицательного влияния, которое оказывают суицидальные попытки на моральное состояние окружающих лиц. Каждый суицидальный акт становится с этой точки зрения специфическим психогенным фактором, временно снижающим уровень оптимизма и активности членов ближайших социальных групп.
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что общество заинтересовано в избавлении от любых проявлений суицидальности, и что в нем сложилось потребность глубокого познания явления суицида и управления им.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проявления суицидального поведения в юношеском возрасте.
Объектом исследования является суицидальное поведение в юношеском возрасте, а предметом — социально-психологические причины его возникновения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные исследования, раскрывающие различные аспекты суицидального поведения.
2. Рассмотреть общие понятия, типологию, предпосылки и условия проявления суицида.
3. Дать общую характеристику суицидального поведения в юношеском возрасте.
4. Составить методический инструментарий, позволяющий выявить и фиксировать причины, оказывающие влияние на суицидальное поведение юношеского возраста.
5. Разработать программу тренинга по профилактике суицидального поведения в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: суицидальное поведение в юношеском возрасте часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Общую методологическую основу исследования составили:
• гуманистический и аксиологический подходы к проблеме изучения личности, в рамках которых человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития (В.А. Сухомлинский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и .др.);
• принцип системности дает возможность понять и изучить особенности формирования предпосылок суицидального поведения и условий его проявления;
• принцип развития, дающий возможность рассмотрения развития личности в ее динамике (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин);
• принцип историзма, требующий изучения истории развития данной проблемы в историческом аспекте.
История изучения причин суицидального поведения являет собой пример удивительного разнообразия подходов, наличия концепций и поражает отсутствием общепринятой базовой теории.
Теоретическую основу составили:
1. Социологическая научная концепция (Ж.Дюркгейм, С.В.Бородин, А.С. Михлин, Я. Гилинский, Д. Вебер, И.Б. Орлова, А.Ю. Рожков и др.), сторонники которой утверждают, что самоубийства тесно связаны с процессом дезинтеграции социальных ситуаций в стране, а также с религиозным сознанием общества.
2. Психопатологический подход (З. Фрейд, А.Е. Личко, Л.Я. Жезлова, А.А. Александров, Б.Н. Палмазов, Е.Шир и др.) рассматривающий суицид, как появление острых или хронических психических расстройств.
3. Социально-психологическая концепция (А.Г. Амбруова, Д.Д. Федотов, А.А. Султанов, Н. Бердяев, Е. Вроно, А. Камю, А.Г. Лидерс и др.), объясняющая суицидальное поведение социально-психологическими или индивидуальными факторами.
Организация и этапы исследования.
На первом этапе — научно-методического поиска — изучались научные подходы к проблеме суицидального поведения в отечественной и зарубежной психологии.
На втором этапе – организационном – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
На третьем этапе — констатирующем эксперименте – выполнялись «срезовые» исследования по изучению предрасположенности к суицидальному поведению студентов.
На четвертом этапе – заключительном — были обобщены полученные результаты и составлена программа тренинга по профилактике суицидального поведения.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
• эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции суицидального поведения с использованием анкетирования, опросов, тестирования;
• содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.
Практическая значимость заключается в том, что ее результаты могут быть внедрены в учебно-воспитательном процессе школы, вуза; при организации работы психологической службы школы и высших учебных заведений. В дипломной работе предлагается программа коррекции и профилактики суицидального поведения, которая может быть использована при работе с лицами юношеского возраста.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием исходного фактологического материала, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью и надежностью
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 87 наименований. Объем основного текста включает 74 страницы, 5 приложений, 4 таблицы……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю. Маленький принц делает шаг в пропасть //Труд, №37 (от 29.11.2000 г.).
2. Акопян К.С. Самоубийство: Проблемы мотивации (размышления в связи с психологическим этюдом Н.А. Бердяева «О самоубийстве»).- М., 1997, с.153-159.
3. Актуальные проблемы суицидологии// Сб. трудов Моск. НИИ психиатрии. –М, 1988. –Т.78; 1981- Т.92.
4. Александрова В. Петля на тонкой шее//Российская газета (от 16.11.2001 г.)
5. Александрова И. Я был: Тупик одиночества//Молодежный проспект Кубани. –2002, № 220. с.15-18.
6. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. — М., 1980.
7. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. –М., 1978.
8. Амбрумова А.Г., Тихоненко А.В. Диагностика суицидального поведения.- М., 1980.
9. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе. – М., 1995.
10. Аргайл М. Психология счастья. – М ., 1996.
11. Бердяев Н. О самоубийстве. – М.:, 1992.
12. Биткина С. Пойду повешусь…Почему добровольно уходят из жизни вполне благополучные дети?//Российская газета (от 24.01.2004.)
13. Бородин С.В. Квалификация преступлений против жизни. – М., 1977.
14. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., 1990.
15. Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида?//Социальная и клиническая психиатрия.-1997.-№ 3.-с.69-72.
16. Владимирова А.В. Использование кататимно-имагинативного метода в работе школьного психолога по профилактике суицидального поведения у подростков//Психология и школа.-2002.-№ 1.-с.35-40.
17. Ворошилов С., Гилинский Я. Военная девиантология//РФ.-1995.-№3.-с.38.
18. Вострукнтова Н.В. Зона риска//Свет.-2002.-№2.-с.13.
19. Вроно Е. Несчастливые дети — трудные родители. — М., 1993.
20. Гаврилова Т.А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии.-2004.-№6.-с.22-28.
21. Гидденс Э. Социология. – М ., 1999.
22. Гилинский Я.И.,Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. – СПб., 1999.
23. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков//Вестник психосоц. работы.-1994.-№1-с.44-52.
24. Дарк О. Право на смерть: феноменология суицида//Независимая газета. (от 3.09.1999).
25. Дичев Т. Кто остановит беспредел? //Патриот.-1999.-№4.-с.4.
26. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. Пер. с франц. — М., 1994.
27. Жезлова Л.Я. Об особенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подростковом возрасте//Журнал невропатологии и психиатрии. –1997.-№ 10.-с.48.
28. Зеккарди Дж. Энциклопедия экстренной медицинской помощи./ Пер. с англ. Е. Муравьевой. – М ., 1999.
29. Игошкина С. Как предупредить суицид?//Педагогический вестник Кубани.-2002.-№ 1.-с.27.
30. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков. – М ., 2001.
31. Исаев Д.Н., Новикова Т.О. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти?//Вопросы психологии. –2003.-№3.-с.35.
32. Камю А. Бунтующий человек/Пер. с франц. О.И. Скуратович. – Мн., 2000.
33. Камю А. «Миф о Сизифе»; «Бунтарь» Пер. с франц. О.И. Скуратович. – Мн., 2002.
34. Карпухин О. Легко ли быть молодым?//Диалог. –1999.-№2.-с.14.
35. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. – М., 2001.
36. Кондраменко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – М., 1988.
37. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.
38. Краснопольская И. Жить в России самоубийственно?//Российская газета. (июль 2003 г.).- с.23.
39. Кудряшов С. Гены знают все//Труд (май 2003) .- с.25.
40. Кулаков С.А. На приеме у психолога — подросток: Пособие для практических психологов. – СПб., 2001.
41. Кучкина О. Почему их так тянет в петлю? Самоубийства детей//Комсомольская правда. (от 27 сентября 2002).-с.17.
42. Леопарди Дж. Нравственные очерки. Дневник размышлений. – М., 2000.
43. Лидерс Л.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2002.
44. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.
45. Маркина Н. Самоубийство- код жизни//Литературная газета.-2002.-№4.-с.5.
46. Между живыми и мертвыми:[О самоубийстве]//Наука и религия.-1993.-; 3.-с.10.
47. Мелихов А. Выход не здесь!//Учительская газета.(№ 29 от 20.07.1999 г.) .-с.20.
48. Мелихов А. Мелкие делишки или общее дело?//Учительская газета. (№ 14 от 13.08.1999 г.) . — с.21.
49. Мелихов А. Мышь черная, белая….или профилактика самоубийства//Учительская газета (№ 28 от 13.07.1999 г.) . –с .23.
50. Моховиков А.К. Телефонное консультирование. – М., 1999.
51. Неядерный кошмар в конце 20 века//Ровесник.-1999.-№6.-с.6.
52. О мерах и профилактике суицида среди детей и подростков//Вестник образования. –2002.-№4.-с.31.
53. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное//Социологические исследования .-1998.-№8.-с.69-72.
54. Остапенко С.В. Как предупредить суицид?//Педагогический вестник Кубани.-2002.-№1.-с.25.
55. Певова И.Л. Диагностика и лечение подростковой депрессии//Вопросы психологии.-1999.-№3.-с.16.
56. Писанов В. «Жить не хочу». Почему все чаще самоубийцами становятся дети и подростки//Труд.-2004.-сентябрь.-с.25.
57. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления//Вопросы психологии.-1994.-№1.-с.128-130.
58. Поляков Ю. Никого не ставьте в угол, тем более не загоняйте //Час пик.(от 20.03.1990).- с.42-46.
59. Полеро К. и др. Суицидальное поведение в юношеском возрасте//Социальная и клиническая психиатрия.-1997.-№3.-с.63-68.
60. Предупреждение самоубийства. [Руководство для воспитателей подростков]//Частная школа. –1995.-№4.-с.7-10.
61. Проблема суицида. Лучшие рефераты по социологии/ Сост. О.А. Нор-Аревян. — Ростов-на-Дону.-2001.-с.81-92.
62. Психология подростка (Суицидальное поведение подростка).- М., 2003.
63. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – Мн., 2000.-с.277-299.
64. Психологическая помощь подросткам с суицидальными намерениями//Мир психологии.-2001.-№2.-с.241-242.
65. Пьянков А. Самоубийцы: Кто они, решившие себя убить//Смена.-1995.-№8.-с.160-169.
66. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя/Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1993.
67. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2002.
68. Ревяко Т.И., Трус Н.В. Катастрофы сознания. Самоубийства религиозные, ритуальные. Бытовые способы самоубийств. – Минск ., 1996.
69. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение//Социологические исследования.-1999.-№7.-с.107.
70. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — СПб., 2004.
71. Самоубийцы: Кто они такие?//Гороскоп.-2000.-№11.-с.20-25.
72. Смелзер Н. Социология. – М., 1998.
73. Социология молодежи. — СПб., 1996.
74. Суицид: Хрестоматия по суицидологии/Сост. А.Н. Моховиков.- М., 1996.
75. Суицид: война в мирные дни!//Вольная Кубань. (от 23.08.2003 г.) .-с.54.
76. Тихоненок В.А. Классификация суицидальных проявлений//Актуальные проблемы суицидологии.-М.,1978.-с.59-71.
77. Тихоненок В.А. Жизненный смысл выбора смерти.//Человек.-1992.-№2.-с.19-30.
78. Трегубов Л., Ванин Ю. Эстетика самоубийства. — Пермь., 1993.
79. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М, 1990.
80. Фрейд З. Печаль и меланхолия.//Суицидология: прошлое и настоящее. – М.., 2001.
81. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях солнца. – М.., 1995.
82. Чхартишвили С.Г. Человек и самоубийство. — М., 2002.
83. Шапиро Б.Ю. Педагог как консультант: социально-психологическая помощь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию//Мир психологии.-2001.-№2.-с.230.
84. Щеркунова А. Как трудно просто жить//Смена.-2004.-№8.-с.38-41.
85. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков//Журнал невропатологии и психиатрии.-1984.-№10.
86. Юдин Б. Возможно ли рациональное самоубийство?//Человек.-1992.-№6.-с.25-37.
87. Янушкевичюс Р.В. Самоубийство. Основа нравственности: Беседы по этике для старшеклассников. — М., 1995.