Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ6
1.1. Понимание культуры безопасности в современных исследованиях6
1.2. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста
15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ22
2.1. Задачи исследования22
2.2. Методы исследования22
2.3. Организация исследования24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ25
3.1. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по формированию культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста в современной практике школьных учреждений25
3.2. Исследование проблемы формирования основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста31
3.3. Динамика и результаты работы по формированию основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей младшего школьного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ53
ПРИЛОЖЕНИЯ58
Выдержка из текста работы
1. Значимостью процесса формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта для всей их дальнейшей жизнедеятельности.
2. Недостаточным рассмотрением вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в современной психолого – педагогической литературе.
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопроса об особенностях формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи данной дипломной работы:
1. Произвести литературный обзор по проблеме формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2. Рассмотреть состояние математических знаний учащихся младших классов школы восьмого вида.
3. Провести методику формирования математических знаний у детей с нарушением интеллекта.
Новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении современного состояния проблемы формирования математических знаний у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и в проведении практического исследования, направленного на изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.
Предмет данного дипломного исследования: изучение продуктивности при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка.
Объектом данного дипломного исследования выступают 40 учащихся первого класса СКОШИ №6.
Гипотеза исследования: при использовании методики формирования математических понятий при обучении детей первого класса СКОШИ №6 оперированию в пределах первого десятка продуктивность счёта варьирует в значительном диапазоне по сравнению с моментом до её использования.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данной дипломной работы в практической деятельности педагога с детьми, имеющими отставание интеллектуального развития.
Структура: данная дипломная работа содержит введение, три взаимосвязанные главы, заключение и список литературы.
Во введении необходимо отметить, что в настоящее время ряд рекомендаций авторов методов изуче¬ния чисел и изучения действий, естественно-наглядного и лабо¬раторного методов изучения чисел в современной интерпрета¬ции успешно используется в специальной школе VIII вида. Так, в теории и практике обучения числам прочно заняли свои места принципы наглядности, доступности и практической направ¬ленности обучения, концентрического расположения учебного ма¬териала. Доказана эффективность индуктивного метода формиро¬вания понятия числа на основе практических действий с предмет¬ными группами и измерения величин, словесного метода ознаком¬ления с новыми знаниями — метода беседы. При этом наряду с други¬ми наглядными пособиями применяются и числовые фигуры, с по¬мощью которых у ребенка с нарушениями интеллекта формируется образ числа, он изучает образование чисел, обозначение их цифра¬ми, счет в пределах этого числа, соотношение между количеством, числом и цифрой. Внедрение новых методов в изучение математики и формирование временных понятий крайне значимо для всей дальнейшей жизнедеятельности воспитанника специальной школы VIII вида. Итак, перейдём к рассмотрению тематики данной дипломной работы…
Литература
1. Абрамова О. Г. Решение уравнений I класс. Начальная школа 1989 №9. Аммосова Н. В. Математические олимпиады школьников. Начальная школа 1995 №5.
2. Антропов А. П. Математика во школе восьмого вида. — СПб., 1992.
3. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальной школе. М., 1984.
4. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в на¬чальных классах / Под ред. М. А. Байтовой. — М., 1994.
5. Баранова И. В., Борчугова З.Г. Методические рекомендации по курсу математики 4 класса.— М., 1996.
6. Богановская Н.Д. Формирование количественных представлений у уча-щихся младших классов школы восьмого вида. — Свердловск, 1998.
7. Венгер А. А., Тарунтаева Т. В. О развитии элементарных мате-матических представлений у детей в дошкольном возрасте // Интеллектуальное воспи¬тание дошкольника.— М., 1998.
8. Виленкин Н. Я. Математика 4 – 5 классы. Теоретические основы. М., 1974.
9. Виленкин Н. Я., Пышкало А. М. и др. Математика.— М., 1997.
10. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике Математика Начальная школа 1997 №9.
11. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифанова. — М., 1995.
12. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. К вопросу формирования начальных мате¬матических понятий // Доклады. — М., 1999. — № 3.
13. Глейзер Г. И. История математики в средней школе М., 1970.
14. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. М., 1995.
15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические про¬блемы построения учебных предметов. — М., 1998.
16. Депман И. Я. За страницами учебника математики. М., 1989.
17. Ивашова О. А Изменение результатов арифметических действий при изменении их компонентов М., 2000 №3
18. Ивашова О. А. Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их предупреждения. М., 1988 №4
19. Исенбаева Р. А. Особенности решения математических задач учащи-мися младших классов вспомогательное школы // Дефектология.— 1992.— № 6.
20. Истомина Н. Б. Методика работы над уравнением I класс М., 1983 №9
21. Истомина Н. Б. Методика преподавания математики в начальных классах: Вопросы частной методики.—М., 1996.
22. Калужнин Л. А. Элементы теории множеств и математической логики М., 1978.
23. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики. Начальная школа 1995 №12
24. Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика обучения арифметике в школе восьмого вида. — М.,1999.
25. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Решение арифметических задач в школе восьмого вида.— М., 1998.
26. Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики М., 1951.
27. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблема интеллектуальной недостаточности // Проблемы развития психики. — М., 1997.
28. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представ¬лений у детей дошкольного возраста.— М., 1994.
29. Матасов Ю. Т. Особенности восприятия и понимания основ наглядной геометрии учениками младших классов школы восьмого вида // Дефектология.— 1992.— № 5.
30. Мельникова Т. С. Порядок действий. Начальная школа 1990 №1
31. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. — М., 1995.
32. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду.—М., 1995.
33. Методика начального обучения математике / Под ред. Л.Н.Скаткина. -М, 1997.
34. Моро М. И. Математика в 1 – 3 классах Издательство М., 1971.
35. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в I-III классах. -М., 1998.
36. Непомнящая Н.И. Исследования первоначального счета при диагности-ке олигофрении // Известия АПН РСФСР.— 1991.
37. Никольская И. Л. Учимся рассуждать и доказывать М., 1989.
38. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. доку¬ментов и материалов.— М., 1994.
39. Обучение математике // Обучение учащихся I—IV классов школы восьмого вида (Русский язык, математика) / Под ред. В. Г. Петровой.— М., 1997.
40. Панутина Г. В. Некоторые особенности первоначального обучения ариф¬метике учащихся школы восьмого вида // Известия АПН РСФСР.— 1991.— Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике во школе восьмого вида.— М., 1996.
41. Перова М.Н. Методика преподавания математики во школе восьмого вида. — М., 1999.
42. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс Издательство. М., 1996.
43. Пиаже Ж.. Шеминьская А. Генезис числа у ребенка // Избранные психоло¬гические труды. — М., 1994.
44. Программы специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение интеллектуально отсталых детей дошкольного возраста.—М., 1998.
45. Программы школы восьмого вида. — М., 1997.
46. Программы школы восьмого вида.— М., 1996.
47. Прохоров А. М. Большая советская энциклопедия. М., 1971.
48. Пышкало А. М. Теоретические основы начального курса математики М., 1974.
49. Розанова Т. В. Развитие мышления аномальных младших школьников на уроках математики // Дефектология.— 1995.— № 3.
50. Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика. М., 1985.
51. Стоилова Л. П. Основы начального курса математики М., 1988.
52. Столяр А. А., Лемьчук М. П. Математика.— М., 1995.
53. Тишин П. Г., Изучение сложения и вычитания обыкновен¬ных дробей в школе восьмого вида // Дефектология.— 1998.—№ 1.
54. Филякина Л. Живые уравнения Начальная школа 1999 №26
55. Финкельштейн И. И. Представления и понятия о времени у детей-олигофренов // Известия АПН РФ.— 1996.— Вып. 114.
56. Фридман Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе.— М., 1993.
57. Чимова А. И. Поиск и творчество Начальная школа 1988 №5.
58. Шарапова М. Ю. Работаем по-новому Начальная школа 1995 №7.
59. Эк В. В., Перова М. Н. Обучение наглядной геометрии в школе восьмого вида.— М., 1993.
60. Яковлев И.А. Мир науки. М., 2001.