Содержание
Введение3
1.Теоретические и методологические аспекты формирования финансовых результатов организации7
1.1.Экономическая сущность и содержание прибыли7
1.2 Формирование и распределение прибыли организации21
2.Анализ и оценка финансовых результатов деятельности28
ООО «Барбер»28
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ООО «Барбер»28
2.2 Структурно-динамический анализ прибыли и рентабельности организации34
2.3 Факторный и операционный анализ прибыли от продаж41
3.Основные направления повышения прибыли ООО «Барбер»47
3.1 Меры по улучшению финансовых результатов деятельности47
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мер53
Заключение63
Список использованной литературы68
Выдержка из текста работы
В современных условиях целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина во многом определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности. Прибыль создает заинтересованность предпринимателей и участников хозяйственной деятельности в совершенствовании различных сторон своей деятельности. Прибыль служит критерием экономической эффективности хозяйственной деятельности, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономических ресурсов предприятия. И наконец, прибыль выступает важнейшим источником формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предприятий в виде налогов.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставят перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности.
В современных условиях тема формирования, использования и распределения прибыли очень актуальна, так как от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства. Данной теме в настоящее время посвящено много статей в периодических изданиях, она глубоко и всесторонне раскрывается на страницах научной литературы и различных учебных пособий. Также очень большое внимание отводится управлению прибылью на предприятиях различных форм собственности, предусматривающих ее формирование.
Все это свидетельствует о том, что выбранная мною тема является актуальной и злободневной, так как, не умея управлять прибылью не возможно достичь значимых успехов в современных условиях жесткой конкуренции. Умение управлять распределением прибыли является основой из основ эффективного использования денежных средств для получения максимального результата. Грамотное управление предприятием невозможно без знания основ управления распределением прибыли.
Цель исследования — изучение управления распределением прибыли на предприятии. Исследования проводятся на основе реального предприятия «Красноармейское РАЙПО Чувашпотребсоюза»
Задачами исследования по выбранной мною теме являются:
1. Изучение теоретических основ формирования и распределения прибыли на предприятии.
2. Оценка формирования и распределения прибыли на предприятии «Красноармейское РАЙПО Чувашпотребсоюза».
В целях решения данной задачи необходимо будет решить следующий перечень вопросов:
а) составить краткую экономическую характеристику предприятия;
б) оценить формирование и распределение прибыли на предприятия;
3. Определить пути совершенствования управления процессами распределения прибыли на «Красноармейском РАЙПО Чувашпотребсоюза»
1. Теоретические основы формирования и распределения прибыли на предприятии
1.1 Экономическая сущность прибыли, ее виды и функции
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль — это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.
Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, её экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль.
Под бухгалтерской прибылью обычно понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами в бухгалтерском учете и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Под экономической прибылью обычно понимается прирост экономической стоимости организации. Существует немало разночтений в определении того, как же рассчитать такую экономическую стоимость.
Экономическая прибыль обычно определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала (материальным выражением которой являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала, помноженной на величину вложенного капитала. [11, 66]
Экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский — для понимания логики и порядка её практического исчисления.
Прибыль, как важнейшая категория отношений выполняет ряд важнейших функций:
1. Прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли характеризуют степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль служит критерием и показателем эффективности деятельности предприятия [13, 87].
2. Прибыль выполняет стимулирующую функцию, оказывая воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
. Прибыль является одним из источников формирования доходов бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями [5, 109].
Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется прибылью до налогообложения. Она включает прибыль от продаж продукции (работ, услуг), прибыль от прочей деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Состав прибыли до налогообложения
Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к продаже продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство [4, 20]. Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые являясь косвенными налогами поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.
Финансовые результаты от прочей деятельности — это прибыль (убыток) по операциям, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с продажей продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг (рис. 2).
Рис. 2. Состав прочих финансовых результатов
Финансовый результат от прочих операций определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по прочим операциям. [3, 283]
Показатели прибыли классифицируются следующим образом:
1)По источникам формирования:
— прибыль от реализации продукции и услуг;
прибыль от реализации имущества;
внереализационная и операционная прибыль.
) По видам деятельности:
прибыль от обычной деятельности;
прибыль от инвестиционной деятельности;
прибыль от финансовой деятельности. [17, 268]
) По составу включаемых затрат:
маржинальная прибыль (прибыль минус постоянные затраты);
прибыль от реализации продукции;
общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов;
прибыль до налогообложения;
чистая прибыль.
) В зависимости от характера деятельности организации:
прибыль от обычной деятельности;
прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данной организации.
) По характеру налогообложения:
налогооблагаемая прибыль;
не облагаемая налогом (льготируемая) прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
) По степени учета инфляционного фактора:
номинальная прибыль;
реальная, скорректированная на темп инфляции в отчетном периоде. [14, 204]
) По характеру использования:
прибыль, направленная на дивиденды (потребленная);
капитализированная прибыль (нераспределенная). [17, 268]
После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью. Чистая прибыль, представляет собой разность между прибылью до налогообложения и налоговыми платежами за счет нее. Эту прибыль предприятие может распределять по собственному усмотрению (на производственное и социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям), остальная часть прибыли, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы.
Таким образом, прибыль является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Ее величина, во многом, определяет перспективы хозяйственного развития, возможности наращивания объемов хозяйственной деятельности. Получение чистой прибыли организации зависит, в первую очередь, от суммы прибыли до налогообложения, определяемой как прибыль от продажи продукции (товаров, работ, услуг), прочей деятельности.
1.2 Формирование и распределение прибыли на предприятии
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самой организации и государства в целом. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от продажи товарной продукции (работ, услуг), этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от продажи продукции (работ, услуг). Эти факторы подлежат детальному изучению и анализу.
Схема формирования основных показателей прибыли, используемых при обосновании финансовых решений, приведена на рис. 3. [7, ]
Маржинальная прибыль рассчитывается по данным управленческого учета:
МП = В-Рпер (1)
Рис. 3. Общая схема формирования прибыли
Прибыль от основной деятельности до вычета процентов, налога и амортизации (гросс-операционная):