Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена прощения в семье………….7
1.1.Исследование феномена прощения в психологии…………………7
1.2.Особенности обид и конфликтов в семейных отношениях……..16
1.3.Обиды и прощение в отношениях между родителями и
детьми………………………………………………………………………23
1.4.Особенности общения и семейных отношений в семьях с
детьми-инвалидами……………………………………………………….25
Глава 2. Эмпирические исследования феномена прощения в семьях
с детьми-инвалидами……………………………………………………..30
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования………………………………30
2.2. Ход экспериментальной работы и методики проведения…………30
2.3. Характеристика выборки………………………………………….…34
2.4. Результаты экспериментальной работы…………………………….39
Выводы…………………………………………………………………….45
Заключение………………………………………………………………..46
Список использованной литературы…………………………………….48
Приложения……………………………………………………….………53
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нере-шенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицин-ских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения. В последнее время, в отечественной литературе появились статьи, посвященные исследованию семьи и ближайшего окружения ребенка-инвалида (Т.Г.Багданова, А.Я.Варга, А.И.Захаров, В.В.Ковалев, Н.Б.Лурье, Н.В.Мазурова, Е.М.Мастюкова, В.Н.Мясищев, А.М.Прихожан, Ф.Ф.Рау, В.Е.Рожков, Е.А.Савина, Н.Ф.Слезина, В.М.Сорокин, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, В.В.Ткачева, О.Б.Чарова, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис и др.). Происходит усиление взаимовлияния практических достижений и теорий семейных систем, имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уровень интегрированных знаний в этой сфере.
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми привлекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно заметен данный разрыв в отечественной психологии. Наряду с этим, клиническими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско — родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер).
Разбалансированность родительско — детских отношений, отчуждение членов семьи, имеющей ребенка-инвалида друг от друга – одна из причин социальной дезадаптации ребенка-инвалида.
Несомненно, проблема инвалидизации является глобальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем, важна реабилитация не только ребенка, но и членов семьи, в которой находится ребенок с умственными или физическими недостатками, которая заключается в том, чтобы помочь им выйти из состояния хронического психологического стресса. Определяя тем самым актуальность нашего исследования, мы выделяем, что проблема исследования заключается в необходимости изучения психологических особенностей семьи, имеющих ребенка-инвалида и разработки программ по оказанию им психологической поддержки.
Объектом исследования выступает семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями развития.
Предмет исследования: оказание психологической помощи и поддержки семье, имеющей ребенка-инвалида.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования – экспериментальное изучение влияния индивидуально-психологических особенностей родителей, стиля семейной социализации на индивидуально-психологические особенности ребенка-инвалида, а также разработка программы психологической поддержки членам семьи в соответствии с полученными результатами.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по психологии про-блем семьи, имеющей ребенка-инвалида, их диагностики и коррекции, помощи и поддержки.
2. Исследовать потребности семьи, имеющей ребенка-инвалида в психо-логической поддержке.
3. Изучить особенности оказания психологической поддержки семьи, имеющей ребенка-инвалида, ее направления, формы и виды.
4. Экспериментально изучить влияние индивидуально-психологических особенностей личности родителей и стиля семейной социализации на развитие личности ребенка-инвалида.
5. Разработать программу по оказанию психологической поддержки родителей, имеющих ребенка-инвалида, а также провести экспериме-тальное исследование по оценки ее эффективности.
Поставленные нами цели, задачи, предмет исследования позволяют нам сформулировать следующие гипотезы исследования:
1. Для семей, имеющих ребенка-инвалида характерно эмоциональное принятие ребенка и сензитивность к его потребностям.
2. Формированию адекватного отношения родителей к ребенку-инвалиду относительно стилей семейной социализации и их влияние на формирование личности ребенка-инвалида, будет способствовать про-грамма психологической поддержки семьи, предусматривающая формирование адекватного отношения к ребенку, овладение навыками общения с ним, развитие умений преодолевать жизненные трудности.
Теоретико-методологическую основу исследования составил:
— ряд общепедагогических и общепсихологических принципов, среди которых особое значение имеют принципы системного подхода, детерминизма, объективности исследования, принцип восстановления и замещения семейных связей, а также метод отраженной субъектности как психологический принцип исследования личности;
— работы по проблеме воспитания и развития нормального и дефективного ребенка (В.М.Бехтерев), по вопросам специальной дефектологии (Л.С.Выготский);
— психология аномального развития ребенка (О.К.Агавелян, В.В.Воронкова, В.В.Лебединский, Р.Ф.Майрамян, Е.М.Мастюкова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер С.Я.Рубинштейн, И.М.Шипицина);
— по изучению компонентов психологической поддержки (К.А.Абульхонова, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, И.А.Волошина, Л.Я.Гозман, Н.Н.Загрядская, И.Б.Котова, С.В.Кривцова, С.В.Кульневич, А.Г.Лидерс, И.Г.Лиленталь, Н.В.Муха, Ф.Райс, В.В.Рящин, А.С.Ткаченко и другие);
— помощи, защиты (О.Г.Власова, А.А.Налчаджян, Ю.С.Савенко, А.Ш.Штыпель);
— поддержки семьи (А.М.Захаров, Д.Хейли, С.И.Чаева, Э.Г.Эйдемиллер);
— психология детско-родительского отношения (Н.Бекер, А.Я.Варга, А.И.Захаров, Г.А.Ковалев, А.В.Петровский, П.Слатер, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, Е.Шефер);
— теория семейных и детско — родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С.Варга, В.Н.Дружинин, И.С.Кон, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер);
— теория и практика групповой коррекции и консультирования родителей (А.Адлер, Т.Гордон, Х.Джинот, Г.А.Мишина, В.В.Ткачева).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Диагностические методы:
— беседа;
— тест Кэттела (16 PF-опросник);
— тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
3. Метод наблюдения;
4. Прогнозирование, методы анализа и обработки данных;
5. Формирующий эксперимент.
Базой экспериментального исследования стал Курганинский центр социальной реабилитации «Преодоление». Экспериментальную выборку составили родители, имеющие ребенка-инвалида в количестве 10 человек (женщины).
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы, а также разработанная программа психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями по формированию и развитию адекватного отношения родителей к своему ребенку, могут быть использованы в практической деятельности работы психолога по диагностики и коррекции семьи, для оказания психологической помощи и поддержки.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения…….
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
2. Адашинская Г.А. Динамика родительско-детских отношений на фоне реабилитационной терапии больных с нарушениями развития психоневрологических функций. // Альманах «Исцеление». 2001. № 5.
3. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991.
4. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и соци-альной защите с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1997.№ 1. с.3-10.
5. Александров А.А., Бараш Б.А. и др. Личностно-ориентированная интегративная психотерапия: Методические рекомендации. С-Пб., 1992.
6. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон-сультирование. М., 1993.
7. Аномальное развитие ребенка. Хрестоматия. / Под ред. В.М.Астапов. 2т.М.2002.
8. Бадентер Э.Мужская сущность. М., 1995.
9. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями. // Дефектология. 1996. № 3.
10. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психологическая травма: Руководство по психиатрии. Ташкент, 1979.
11. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная психотерапия. С-Пб., 1993.
12. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997.
13. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имею-щих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. 1998.№ 6. с. 59-63.
14. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология. 1996. № 5. с. 5-9.
15. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
16. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии. 1998. № 5.
17. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.
18. Вернер Д. Реабилитация детей – инвалидов.- М., 1997.
19. Виш И.М. Практическая психотерапия. Воронеж, 1969.
20. Волошин В.М. и др. Исследование семьи и семейной терапии при шизофрении. // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
21. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- С-Пб., «Лань», 2003.
22. Газова Л.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. 1983. № 6.
23. Гилевич И.М. и др. Дети с отклонениями в развитии. — М.,1997.
24. Головина А.Г. Характеристика семей подростков, больных шизофренией. // Семейная психология и семейная терапия. 2001. № 1.
25. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными по-роками сердца и их семьям. // Мир психологии. 1998. № 2.
26. Гостюшинм А.В., Шубина С.И. Азбука выживания: человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. – М., 1995.
27. Декларация о правах инвалидов. – ООН., 1995.
28. Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия по курсу коррекционная педагогика и специальная психология. М., 2001.
29. Если ребенок не такой, как все. Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. // Под ред. О.И.Волковой .М., 1997.
30. Загорская Е.А. «Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 5. с. 67.
31. Залученова Е.А. Принципы оценки психологического компонента реабилитационного потенциала. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 2. с. 29-32.
32. Захаров В.П., Хрящев Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л., 1989.
33. Земская М. Семья и личность. М., 1986.
34. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: «Академия», 2003.
35. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 4. с. 308.
36. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции.- С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
37. Камаев И.А. Детская инвалидность (проблемы и пути решения). – Н.Новгород. 1999.
38. Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. // Мир психологии. 2001. № 2(26). с. 243-253.
39. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.- Ярославль, 2002.
40. Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. // Семья и формирование личности. М., 1981.
41. Ковалев С.В. Психология современной семьи.- М., 1988.
42. Копьев А.Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной теории. // Вопросы психологии. 1986. № 4.
43. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. / Под ред. Б.П.Пузанов, В.И.Селеверстов. – М., «Академия», 1999.
44. Леви Д.А. Семейная психотерапия. История, теория, практика. С-Пб., 1993.
45. Либих С.С., Петров В.П. Социально-психологические проблемы семьи: Учебное пособие. Л., 1979.
46. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
47. Мастюкова Е.М., Московина А.Г. Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика, 1991.
48. Мирсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., 1981.
49. Мишина Т.М. Исследования семьи в клинике и коррекции семейных отношений. // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
50. Мишина Т. М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах. // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1987.
51. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия. / Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976.
52. Мургулец Л.В. Социально-психологическая диагностика личности. Л., 1988.
53. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психиатрии. 2-е издание. Ташкент, 1979.
54. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. – М., 1999.
55. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера », 2001.
56. Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии. Архангельск, 1993.
57. Психологические тесты. / Под ред. А.А.Карелина: В 2-х т.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Т.2.
58. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. В.Д.Карвасарского, — С-Пб, 1998.
59. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.
60. Роджерс К.Р. Клиентцентрированная терапия,- М., 1997.
61. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в практической работе.- Эксмо-Пресс., 1999.
62. Роджерс Н. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии.- №1. – 1990. – с.164-168.
63. Рожнов В.Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия. М., 1981. Т.3.
64. Рудестам К. Групповая психотерапия. С-Пб., 1998.
65. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. –М.: Школа – пресс, 1995.
66. Смирнова Е.Р. Когда в семье ребенок-инвалид. // Социс.- №1.-1997.- с.83-89.
67. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка.- Саратов.: Издательство Поволжского филиала Российского учебного центра., 1996.
68. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. 1987. № 6.
69. Суслова М.Ю. О социализации молодых инвалидов. // Социс. — № 6.- 2000. – с. 137-139.
70. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклоне-ниями в развитии. // Дефектология. — №3. – 1999.- с. 30-36.
71. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: «Академия», 2001.
72. Чаева С.И. Семейная системная психотерапия при невротических и психопатических расстройствах у детей и подростков. // Интегративные аспекты современной психотерапии. С-Пб., 1992.
73. Черников А.В. Интегральная модель системной семейной психотерапии. // Семейная психотерапия. Приложение к журналу. М., 1997.
74. Черникова Т.В. Социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося. // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. — №4.- 2000. – с. 83-89.
75. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1989.