Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Литературный обзор ……………………………………………. 6
1.1Общие представления об эмоциях …………………………………… 6
1.2Обзор основных теоретических подходов к изучению эмоций …… 9
1.3Особенности эмоциональной сферы подростков ……………………13
1.4История изучения шизофрении ………………………………………18
1.5Классификация форм шизофрении подросткового возраста и их клинические особенности …………………………………………….
23
1.6Эмоциональные нарушения и другие виды расстройств при шизофрении у подростков …………………………………………….
28
1.7Особенности психического дефекта при подростковой шизофрении ……………………………………………………………
32
1.8Гипотеза. Проблема. Задачи…………………………………………..34
Глава 2. Экспериментальная часть ……………………………………..36
2.1Характеристика групп испытуемых ………………………………….36
2.2Организация и методы исследования ………………………………..39
2.3Результаты исследования ……………………………………………..42
2.3.1Результаты исследования по методике «Рисунок себя» ………42
2.3.2Результаты исследования по методике «Исследование самооценки» ……………………………………………………………..
44
2.3.3Результаты исследования по методике «Кто я?»,
«Какой я?»………………………………………………………………..
45
2.3.4Результаты исследования по методике «Истории Madeleine Thomas» — ИМТ ……………………………………………………………
48
2.3.5Результаты исследования по методике «Распознавание эмоционально-выразительных движений: поз и жестов» …….
52
2.3.6Результаты исследования по методике «Распознавание эмоций» …………………………………………………………………….
55
2.4Обсуждение результатов ………………………………………………57
2.5Выводы …………………………………………………………………62
Заключение ………………………………………………………………….64
Список литературы …………………………………………………………65
Приложения …………………………………………………………………69
Выдержка из текста работы
Лишение человека свободы, его социальная изоляция — мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Тюрьма, колония — ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования.
С момента прибытия в исправительное учреждение осужденный переживает сложный период адаптации к новой среде, к непривычным условиям труда и быта, новому социальному окружению, специфическим требованиям режима отбывания уголовного наказания, комплексу социально-экономических явлений. Наиболее тяжело осужденными переживается начальный период пребывания в условиях изоляции.
В настоящее время система органов, обеспечивающих реализацию судебных приговоров в части отбытия наказания и перевоспитания преступников, явно не соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляет общество. С одной стороны, в структуре коллектива заключенных нередко преобладают криминальные, «воровские» традиции преступного мира, которые оказывают жесткое отрицательное воздействие на процесс ресоциализации отдельной личности, человека, лишенного свободы. С другой стороны, администрация мест лишения свободы не обладает достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным, и это приводит нередко к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания, превращая этот процесс в школу приобретения преступных навыков и традиций и способствуя дальнейшей деформации личности заключенного. Среди осужденных растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера и др.
Актуальность и новизна темы исследования — актуальной задачей для психологических служб исправительных учреждений в обеспечении воспитательной работы остается повышение уровня психологической культуры и компетентности воспитателей, обучение их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно взаимодействовать с психологом и использовать полученные от него сведения и рекомендации.
Учитывая неразрывную связь психологии и воспитания, повышение статуса психологической службы, ее укрепление и расширение благоприятно скажется и на деятельности воспитательных аппаратов пенитенциарных учреждений, позволит им значительно более эффективно организовывать и осуществлять воспитательный процесс среди осужденных.
Затрагивая вопрос психологического обеспечения воспитательной работы с осужденными, необходимо отметить, что воспитание в местах лишения свободы имеет свою специфику и существенно осложняется рядом причин:
Во-первых, в условиях изоляции от общества эта деятельность носит принудительный характер, который обусловлен режимом отбывания наказания, при этом воспитательный процесс протекает здесь еще и в крайне неблагоприятной социальной среде;
Во-вторых, в настоящее время старая идеологическая база воспитательной работы разрушена, а адекватной замены ей до сих пор практически не создано;
В- третьих, сказывается специфика объекта воспитания.
Сотрудникам воспитательных аппаратов исправительных учреждений приходится работать как со взрослыми, сформировавшимися людьми, часто имеющими серьезные морально-нравственные дефекты, устойчивые асоциальные установки, различные отклонения в психическом развитии, к тому же в большинстве случаев негативно настроенными по отношению к воспитателям, так и с осужденными молодежного возраста, нуждающимися зачастую в элементарном воспитании, устранении педагогической запущенности и психологической коррекции поведения;
В-четвертых, имеются значительные проблемы, касающиеся основного субъекта педагогического процесса начальников отрядов и воспитателей: высокая нагрузка и большая текучесть кадров этой категории сотрудников, низкий образовательный уровень, недостаточная психолого-педагогическая подготовка, нередки случаи профессиональной деформации.
Кроме того, в процессе воспитательного воздействия на осужденных следует учитывать специфику этой работы с различными категориями правонарушителей, которая требует глубокого знания их психологических особенностей. Не менее важным является также оказание психологической помощи осужденным в адаптации к условиям отбывания наказания (особенно попавшим в места лишения свободы впервые), профилактика возможного деструктивного поведения с их стороны, формирование у них позитивного отношения к воспитательному процессу, содействие воспитательным аппаратам учреждений в подготовке осужденных к освобождению и их ресоциализации.
Изучение эмоциональных особенностей личности преступников началось еще в конце ХIХ века. Новый импульс криминологические исследования в нашей стране получили в 60-е годы прошлого столетия. Но в тоже время углубленного изучения личности именно осужденных не проводилось, что явилось следствием недопустимо медленного проникновения в науки пенитенциарного профиля и в пенитенциарную практику современных психологических методов.
В первой половине 70-х годов ХХ века проблемы психологии личности и эмоционального состояния осужденных начинают активно изучаться. В отечественной пенитенциарной практике изучением личности преступника занимались А.Д. Глоточкин, М.Г. Дебольский, В.Г.Деев, А.Г.Ковалев, А.В. Наприс, А.С. Михлин, В.Ф. Пирожков, В.М.Поздняков, А.Р.Ратинов, В.А.Семенов, Ю.В.Славинская, А.И. Ушатиков, В.В.Яковлев, и др.
Цель исследования — изучение психологических особенностей эмоциональной сферы осужденных.
Задачи исследования:
1) изучить, проанализировать и обобщить научные источники по исследованию эмоциональной сферы осужденных для определения степени и уровня теоретической проработки проблемы;
2) подобрать и обосновать комплекс методик, способных определить состояние эмоциональной сферы осужденных;
3) определить особенности эмоциональной сферы осужденных с различным сроком и периодом отбывания наказания;
4) провести анализ и интерпретацию результатов исследования.
Объект исследования — эмоциональная сфера.
Предмет исследования — эмоциональная сфера осужденных, с различным сроком и периодом отбывания наказания.
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: тест определения уровня тревожности Ч. Спилбергера, тест исследования уровня самооценки психических состояний Г. Айзенка; методы математической статистики — корреляционный анализ (статистическая обработка данных с применением U-критерия Мана-Уитни).
Гипотеза: существуют различия эмоциональной сферы у осужденных с различным сроком и периодом отбывания наказания.
Фактический материал исследования. Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 80 осужденных мужского пола исправительной колонии № 15 Могилёвского района.
В ходе исследования использованы разнообразные методы: наблюдение; экспериментальная работа; математические и статистические методы обработки результатов.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов. Проблеме эмоциональной сферы заключенных посвящены специальные монографии (Васильев В.Л., Романов В.В., Чуфаровский Ю.В., Реан А.А., Ремезова И., Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., Польская Н.А. и др.).
Теоретическая и/или практическая значимость исследования состоит в том, что впервые проведено исследование влияния срока и периода отбывания наказания на эмоциональную сферу осужденных. Практическая значимость: выявление аспектов эмоциональной сферы осужденных и изучение психологических рекомендаций по коррекции эмоциональной сферы осужденных, которые могут использоваться психологами и сотрудниками воспитательных аппаратов исправительных учреждений.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первой главе изложены теоретические положения эмоциональной сферы осужденных как психологической проблемы. Вторая глава включает описание методик, используемых для получения эмпирических данных, с помощью которых решается изучаемая проблема, а также содержит результаты научного исследования эмоциональной сферы осужденных с различным сроком и периодом отбывания наказания.
ГЛАВА 1
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ОСУЖДЕННЫХ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Психологическая характеристика эмоциональной сферы осужденных с различным сроком и периодом отбывания наказания
В юридическом аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая судом лицу, умышленно или неосторожно совершившему преступление. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному, противоправному деянию и лицу, его совершившему. Являясь карой за совершенное преступление, уголовное наказание преследует взаимосвязанные и взаимообусловленные цели исправления, перевоспитания осужденного и предупреждения совершения преступления.
Таким образом, наказание преследует три цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а также предупредить преступление (общая и специальная профилактика). Все они имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологический механизм.
В психологическом аспекте наказание как кара есть фактор отрицательного подкрепления. Карательная функция выражается в причинении осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и переживаний определяется судом, и всегда величина ее является индивидуальной [11].
Возможность исправления и перевоспитания осужденного основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды, т. е. на ее пластичности. Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Наиболее отчетливо фактор целенаправленной организации внешней среды проявляется в деятельности исправительно-трудовых учреждений. Указанные две цели наказания достигаются различными путями. Причинение страданий — «карательный эффект» достигается реализацией требований режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни и быта. Напротив, исправительно-трудовое воздействие («исправительный эффект») достигается путем применения специальных средств исправления и перевоспитания, путем ресоциализации личности.
Предметом исследования здесь являются закономерности социального иммунитета, толерантности личности по отношению к антисоциальным воздействиям со стороны преступной среды, в острых конфликтных ситуациях, в период высокого эмоционального напряжения, под воздействием различных фрустаторов и т. п. Исследуются личностные структуры, способствующие преодолению разрушающего воздействия антисоциальной среды, разрабатываются методы социальной поддержки, саморегуляции, самоуправления, управления острой конфликтной ситуацией и преодолением ее в рамках, определяемых законом, моралью и этикой [11].
В настоящее время система органов, обеспечивающих реализацию судебных приговоров в части отбытия наказания и перевоспитания преступников, явно не соответствует тем требованиям, которые к ней предъявляет общество. С одной стороны, в структуре коллектива заключенных нередко преобладают криминальные, «воровские» традиции преступного мира, которые оказывают жесткое отрицательное воздействие на процесс ресоциализации отдельной личности, человека, лишенного свободы. С другой стороны, администрация мест лишения свободы, и в том числе ее воспитательский корпус, не обладает достаточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным, и это приводит нередко к формальным мерам и формальной организации процесса отбытия наказания, превращая этот процесс в школу приобретения преступных навыков и традиций и способствуя дальнейшей деформации личности заключенного.
Среди осужденных (особенно молодых) растет количество лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера и др [48].
Лишение свободы разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с другими людьми, в его общении возникает вакуум. Страдая от вынужденного одиночества, осужденный с первых дней пребывания в колонии начинает подыскивать себе друга, товарища, единомышленника, руководствуясь или общими интересами, или общими целями совместной деятельности (работа на производстве, учеба в школе и т. д.), или одинаковыми отношениями к наказанию, требованиям режима, воспитательным воздействиям, или же чувством симпатии, личной привязанности. Друг может выбираться также по национальному признаку, по профессиональным интересам, по схожести судеб (чаще всего в семейной жизни), по возрастному признаку и т. д. Первоначально, как правило, осужденный ориентируется на одного человека, но так как тот уже связан с другим или с другими осужденными, образуется малая группа [39].
Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеются малые группы: в них создается тот микроклимат, который оказывает нередко решающее влияние на эмоциональное состояние и поведение осужденных, здесь же со всей силой действуют механизмы подражания, соперничества и самоутверждения. Установки осужденного, образ его поведения существенно зависят от господствующих взглядов и мнений в группе, трансформируются под их воздействием.
Для структуры интересов правонарушителей в целом, как у……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амбрумова, А. Г., Тихоненко, В. А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации/ А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. — М., 1980. — 48 с.
2. Амбурова, А.Г. Невропатологические ситуационные реакции в суицидальной практике/ А.Г. Амбурова // Научные и организационные проблемы суицидологии. — 2003.
3. Бабич, Н.И. К проблеме совершенствования психологической службы в исправительных учреждениях открытого типа / Н.И. Бабич // Актуальныя пытанні сучаснай навукі: зб. навук. прац / рэдкал.: В.В. Бушчык (адк. рэд.), В.Д. Старычонак, І.С. Ташлыкоў і інш. — Мінск: БДПУ, 2010. — С. 84 — 87.
4. Бердяев, Н.А. О самоубийстве/ Н.А. Бердяев. — М.: Знание, 1992.- 32 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия: приемы, последствия и контроль/ Л. Берковиц. — СПб:Питер, 2001.-430 с.
6. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Толковый словарь психиатрических терминов/ В. М. Блейхер, И. В. Крук. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.- 640 с.
7. Бодалев, А.А. Формирования понятия о другом человеке как личности/ А.А. Бодалев. Л.:ЛГУ,1970.-240 с.
8. Братусь, Б.С. Аномалия личности/ Б.С. Братусь. — М., 1998. — с.230.
9. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 1998. — 336 с.
10. Васильев, В.Л. Юридическая психология/ В.Л. Васильев.- СПб., 1997.- 655с.
11. Васильев, В.Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп./ В.Л. Васильев. — СПб.: 2009. — 608 с.
12. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. В кн.: «Социология в России» под ред. В.А. Ядова. Изд. II //ИС РАН. — 1998.-119 с.
13. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социальный этюд/ Э. Дюркгейм. — М.: Педагогика, 1994. -339с.
14. Ениколопов, С.Н. Психология агрессии: основные подходы/ С.Н. Ениколопов // Вестник Псковского Вольного университета.- 2004.-№1.-С. 62-68.
15. Левитов, Н.Д. Психологические состояния агрессии/ Н.Д. Левитов // Вопросы психологии.- 2002.- № 6. -С. 168-173.
16. Личность преступника как объект психологического исследования /Под ред. А. Р. Ратинова. — М., 2001.-117 с.
17. Лоренц, К. Агрессия/ К. Лоренц. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс».- 1994. — 272 с.
18. Майерс, Д. Социальная психология/ Д. Майерс. -СПб.: Питер Ком, 1998. — 688 с.
19. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения/ В.Д. Менделевич. М.-2001.-432 с.
20. Митина, О.В. Математические методы в психологии. Практикум. / О.В., Митина М.: Аспект Пресс, 2008. — 238 с.
21. Паперно, И. Самоубийство как культурный институт/ И. Паперно. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 256 с.
22. Пилягина, Г. Я. К вопросу о клинико-патогенетической типологии аутоагрессивного поведения/ Г. Я. Пилягина // Таврический журнал психиатрии. — 2005. — Т. 4, № 1. — С. 22-24.
23. Польская, Н.А. Психопатология: от переживания к нарративу/ Н.А. Польская. — Саратов: Саратовский государственный университет, 2004. — 89 с.
24. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности/ А.А. Реан //Псхологический журнал.-2004.-Т.17.-№5.-С.3-10.
25. Ремезова, И. Проблема агрессии в человеческой природе / И. Ремезова. // Вестник высшей школы.- 2005.- № 3.- С.17-22.
26. Рождественская, Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком / Н.А. Рождественская // Вопросы психологии — 1986 г. — № 4 — С. 69-76.
27. Романов, В.В. Юридическая психология: Учебник / В.В. Романов. — М.: Юристъ, 1998. — 488 с.
28. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии/ Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии.- 2004.- № 1.- С. 81-87.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. — СПб.: Питер, 2000 — 712с.
30. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски взаимной философии и науке/ Т.Г. Румянцева. — Мн.: Университетское, 2003. — 150 с.
31. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М.: Медгиз, 1960 — 255с.
32. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М.: Прогресс, 1982. — 390 с.
33. Совладающее поведение //Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. — М.: ИП РАН, 2008. — 474 с.
34. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов; отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. — М.: Норма, 2005 — 912 с.
35. Степанова, С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова. — М.: Наука, 1986.- 240 с.
36. Татенко, В. А. Психология в субъектном измерении / В.А. Татенко. — К.: Просвіта, 1996. — 404 с.
37. Теоретическая и прикладная социальная психология / Отв. ред. Уледов А.К. — М.: Мысль, 1988 — 336 с.
38. Тоффлер Э. Шок будущего /Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2002. -557 с.
39. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. — Питер, Смысл, 2004 — 416 с.
40. Усова, Н.В. Структура и социально-психологические факторы субъективного благополучия личности в условиях миграции: автореф. дис….канд. психол. наук: 19.00.05 / Усова Наталья Владимировна. — Саратов, 2012 — 24 с.
41. Ушаков, Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г.К. Ушаков. — М.: Медицина, 1987 — 304 с.
42. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. — М.: Проспект, 1998 — 400 с.
43. Холл, К.С. Теория личности / К.С. Холл, Л. Гарднер — М.: ЭКСИМО -Прогресс, 2000 — 592 с.
44. Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М., 1980. — С. 47-54.
45. Хьелл, Л. Теория личности (Основные положения, исследования и примечание) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер Прогресс, 1997 — 608 с.
46. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. — М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.
47. Чшмаринян, С.С. Стресс и фрустрация: возрастные аспекты: автореф. дис….канд. психол. наук: 19.00.07 / Чшмаринян Самвел Сергеевич. — Ереван, 1990 — 22 с.
48. Шапкин, С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая // Психологический журнал — 1996. — Т.17. — №1 — С.19-34.
49. Шаповалов, Д.Л. Оптимизация терапии тревожно-депрессивных расстройств у больных климактерическим синдромом: автореф. дис….канд. мед. наук: 14.00.08 / Шаповалов Денис Леонидович. — М., 2009 — 23 с.
50. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко // Психологическая диагностика.- 2005 — №3. — С. 95-129.
51. Шевякова, Е.В. Феномен психологического дистанцирования как проявление пространственно-временной организации внутреннего мира человека: автореф. дис…канд. психол. наук / Шевелякова Елена Викторовна. — Харьков, 2009 — 20 с.
52. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология /П.Н. Шихирев — М., 1999 — 448 с.
53. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. — М.: Аспект-Пресс, 1996 — 416с.
54. Яковлев, Б. П. Аутоагрессия: современные проблемы и тенденции/ Б. П. Яковлев. М.: Феникс. 2006.- 382 с.