Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретическая часть…………………………………………………………5
1.1Экономическая сущность и принципы налогообложения доходов с граждан…………………………………………………………………………………………………….5
1.2История развития НДФЛ в РФ…………………………………………………..9
Глава 2 Теоретические основы порядка исчисления и взимания НДФЛ………………………………………………………………………………………………………13
2.1 Порядок исчисления и взимания НДФЛ в РФ……………………………..13
2.2 Зарубежный опыт исчисления и взимания НДФЛ……………………….19
Глава 3. Анализ практики исчисления и взимания НДФЛ…………24
3.1 Порядок исчисление и взимание НДФЛ с примерами…………………24
3.2 Порядок составления декларации по НДФЛ. Особенности заполнения декларации в 2008 году…………………………………………………………..47
3.3 Типичные ошибки, допускаемые налогоплательщиками, при применении налоговых вычетов по НДФЛ………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………………………55
Список используемой литературы………………………………………………..57
Приложение……………………………………………………………………………………60
Введение
Один из основных источников налоговых доходов местных бюджетов большинства стран подоходный налог с физических лиц. В Германии, как и в России, этот налог распределяется по трем уровням бюджетной системы.
Однако в некоторых странах существует практика установления своего подоходного налога на каждом уровне. В частности, в США существует так называемый индивидуальный подоходный налог, устанавливаемый местными властями, которым облагаются доходы, полученные в пределах налоговой юрисдикции территории.
Доходы от этого налога стоят на четвертом месте среди всех доходов местных бюджетов в США. Как правило, муниципалитеты вводят довольно высокие ставки этого налога и уделяют внимание регулирующему аспекту.
Сходная система действует и в Швеции, где муниципалитеты собирают подоходный налог по одной ставке, региональные власти по другой, дополнительно к муниципальной, а при превышении определенного уровня доходов взимается сверх этого еще и федеральный подоходный налог. Причем для региональных и местных бюджетов подоходный налог с физических лиц является единственным налоговым источником доходов.
Практически во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с широким диапазоном ставок: от 0 до 56,8 % во Франции, от 19 до 53 % в Германии, от 10 до 50 % в Австрии и Италии.
Однако, хотя ставки и кажутся на первый взгляд высокими, следует учитывать, что во всех странах установлены довольно значительные размеры минимальных необлагаемых доходов, а также действуют различные льготы (например, льготы на детей, по возрасту, при определенных чрезвычайных обстоятельствах).
Немаловажным является порядок определения налогооблагаемой базы. В частности, в Германии из общей совокупности облагаемых доходов исключаются расходы на страхование жизни и медицинское страхование, алименты, затраты на профессиональное образование.
В РФ до 2007 года также действовала дифференцированная шкала подоходного обложения и значительное количество льгот.
Однако льготы в тех объемах, которые существуют в настоящее время, практически не выполняют своего предназначения не обеспечивают равномерности обложения, то есть соответствия уровня налогообложения уровню доходов; достаточно сравнить ежемесячный необлагаемый минимум в России и в Германии (1536 марок, в переводе на рубли более 20 тыс. руб.).
Это еще раз подтверждает перевес фискальной функции налогообложения в нашей стране над всеми остальными.
Подоходный налог является наиболее традиционной формой обложения доходов физических лиц, которая в том или ином виде существовала на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики, всвязи с этим актуальность моей темы не вызывает сомнений.
Целью дипломной работы является характеристика особенностей исчисления и взимания Налога на доходы физических лиц.
Задачи дипломной работы — во-первых, рассмотрение экономического содержания Налога на доходы физических лиц, во-вторых, анализ действующей практики взимания НДФЛ на разных примеров, наконец, в-третьих, анализ вариантов совершенствования исчисления и взимаия НДФЛ.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Экономическая сущность и принципы налогообложения доходов с граждан
Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.
Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежном, доходы государственного сектора в экономике и торговле.
Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей.
Налог на доходы физических лиц является прямым налогом с присущими ему всеми обязательными и необязательными элементами любого налога. Источником налога является специальным образом (предмет налога) определенный доход (объект налога), выраженный в денежной форме (единица обложения), налогоплательщика физического лица, как (субъект налога) резидента РФ (уплачивает налог по одной ставке), так и нерезидента РФ (уплачивает налог по другой ставке) по доходам от источников в РФ для резидентов и нерезидентов и только по доходам от источников в РФ для нерезидентов. В скобках указаны и подчеркнуты обязательные элементы налога. При этом, так как налог на доходы физических лиц прямой, носителем налога, т.е. лицом, которое несет налоговое бремя или тяжесть налога, выступает сам субъект. Налог предполагает большой спектр налоговых льгот при определенных обстоятельствах (изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения; скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы; возврат ранее уплаченного налога) и налоговые санкции (взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые по основаниям, определяемым налоговым Кодексом и другими нормативными документами). Подчеркнуты и в скобках расшифрованы курсивом необязательные элементы налога.
По налогу на доходы физических лиц однозначно определен порядок сроки уплаты налога (налоговая декларация налогоплательщиками, при необходимости, представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц по месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам (МНС), общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Из существующих трех способов взимания налога («кадастрового», «по декларации» и «административного (у источника)» ) два последних применяются в практике взимания этого налога.
Из существующих трех методов взимания налога (наличного, безналичного и в виде гербовой марки) два первых применяются в практике взимания этого налога.
Методами исчисления налога являются как коммулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.
Функции у налога. Так как первичная цель налогов покрывать финансовую потребность государства, можно говорить, прежде всего, о фискальной функции налога. Но, принимая во внимание прямое воздействие налогов на материальное положение всех хозяйствующих субъектов, нельзя не видеть колоссальных возможностей влияния налогов на каждого налогоплательщика в отдельности и на общество в целом.
Все государства и во все времена широко использовали эти возможности, в чем проявлялась регулирующая роль налогов.
При этом если под фискальной функцией всеми понимается одно и то же, то под регулирующей функцией каждый автор подразумевает свое понятие, расширяя регулирующую роль налога до распределительной, контрольной, стимулирующей, запретительной, социальной и т.п.
Основными налогами в 2007 году являлись:
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
акцизы и налоги на имущество;
удельный вес, которых в консолидированном бюджете области составляет соответственно 37%, 19% и 12%,12%.
Рис.1
В 2007 году получено доходов в консолидированный бюджет области с учетом средств из федерального бюджета в размере 9164,6 млн.рублей, что составило 102,4 % к плану. Произведено расходов по консолидированному бюджету в размере 8635,4 млн.рублей.
Как и в прошлые годы, в областном бюджете консолидированы доходы и расходы территориального дорожного фонда области. По доходам в размере 891,3 млн.рублей, по расходам с учетом средств на счете фонда 915,6 млн.рублей.
Таким образом, доходы консолидированного бюджета в 2007 году составили 9164,6 млн.рублей, что на 1356,4 млн.рублей больше, чем было по бюджету в 2006 году, рост доходов составил 117,4 %. Из них доходы областного бюджета, с учетом финансовой помощи из федерального бюджета, равны 7561,0 млн.рублей, налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований 1603,6 млн.рублей.
Превышение доходов над расходами (профицит) составило 529,2 млн. рублей.
рис.2
Профицит сложился из-за гашение госдолга, увеличения остатков средств бюджета, зачисления доходов заключительными оборотами.
Консолидированный бюджет Псковской области по своей экономической структуре расходов имел социальную направленность. Текущие расходы в бюджете области составили 8223,6 млн.рублей или 95,2 % от общего объема расходов бюджета области.
В основу формирования консолидированного бюджета области были взяты проекты законов области, разработанные на основе федерального законодательства, размеры выплат по которым определены, исходя из минимальной потребности.