Содержание
Введение3
Глава 1. Профессиональные союзы как субъекты трудового права6
1.1. Понятие профсоюзов, право на объединение в профсоюзы6
1.2. Гарантии осуществления и защита прав профсоюзов12
1.3. Ответственность профсоюзов20
Глава 2. Функции профсоюзов28
2.1. Понятие и классификация функций профсоюзов28
2.2. Реализация представительской функции профсоюзов при участии в социальном партнерстве32
2.3. Представительская функция профсоюзов при принятии локальных нормативных актов41
2.4. Защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами45
Глава 3. Полномочия профсоюзов53
3.1. Полномочия профсоюзов в сфере представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников53
3.2. Полномочия профсоюзов при участии в коллективных трудовых спорах57
3.3. Полномочия профсоюзов в сфере содействия занятости и обеспечения социальной защиты работников64
Заключение79
Библиографический список83
Выдержка из текста работы
Профессиональная компетентность педагога это — единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, его профессионализм.
Содержание компетентности педагога сформулировано в квалификационной характеристике, которая представляет собой обобщенные требования к учителю, его теоретическим знаниям, практическому опыту.
Психолого-педагогические знания:
— методических основ, категорий педагогики;
— закономерностей развития личности;
— законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей;
— сущности целей и технологий воспитания и обучения.
Психолого-педагогические знания являются основой гуманистического мышления учителя.
Психолого-педагогические и специальные знания (по предмету) являются необходимыми но недостаточными для профессиональной компетентности. На основе многих из них формируются интеллектуальные и практические умения и навыки.
Педагогические умения — совокупность последовательно развивающихся действий, часть из них доводится до автоматизма (навыки), основаны на теоретических знаниях.
Умение имеет внутреннюю структуру: взаимообусловленную связь, компонентов умения, относительно самостоятельных.
Например в «умение провести беседу» можно выделить части:
— сформулировать тему, чтобы она отражала интересы учащихся и воспитательные задачи воспитателя;
— подобрать содержание;
— отобрать методы и формы, средства воспитания;
— разработать план-конспект и т.д.
Структура профессиональной компетентности педагога может быть раскрыта через педагогические умения, которые объединены в четыре группы.
1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;
2. Умения построить и привести в движение педагогическую систему (обучения, воспитания);
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания;
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ процесса воспитания.
Содержание теоретической готовности учителя.
Аналитические умения.
Их наличие является одним из критериев педагогического мастерства, они включают в себя частные умения:
— расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, средства, формы);
— находить основную педагогическую задачу, способы ее решения;
— правильно диагностировать педагогическое явление (результат взаимодействия, видеть педагогическую задачу (проблему) и находить пути ее решения.
Прогностические умения.
Состав прогностических умений:
— выдвижение педагогических целей и задач;
— отбор способов достижения педагогических целей;
— предвидение результата, возможных отклонений;
— определение этапов (стадий) педагогического процесса;
— планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
Проективные умения.
Суть их состоит в разработке воспитательно-образовательных проектов и включают в себя умения:
— переводить цель и содержание воспитательного процесса в конкретные педагогические задачи;
— учитывать при определении педагогических задач потребности и интересы учащихся, возможности, опыт;
— отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса;
— планировать систему приемов стимулирования активности школьников.
Рефлексивные умения.
Суть данных умений состоит в понимании учителем самого себя, своих действий. Они включают в себя умения анализировать:
— правильность постановки целей, их перевод в конкретные задачи;
— соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
— эффективность применяемых методов;
— соответствие применявшихся организационных форм возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
— причины успеха или неудач;
— опыт своей деятельности.
Содержание практической готовности учителя.
Практическая готовность проявляется во внешних действиях, которые можно наблюдать. Это организаторские и коммуникативные умения.
К организаторским умениям относятся: мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные.
Мобилизационные умения.
Направлены на активизацию внимания школьников, развитие интересов к учебной и другим видам деятельности; формирование потребности в знаниях и т.д.
Информационные умения.
Это умения изложения учебной информации, ее получения, работы с печатными источниками, дидактически преобразовывать полученную информацию и адаптировать ее к поставленным задачам обучения и воспитания.
Развивающие умения.
Создают условия для развития познавательных процессов, чувств, воли, стимулируют самостоятельность и творческое мышление, индивидуальные особенности и т.д.
Ориентационные умения.
Формируют морально-ценностные установки, научное мировоззрение, интерес к учебной и профессиональной деятельности.
Коммуникативные умения педагога: перцептивные, умения педагогического общения.
Перцептивные умения:
— воспринимать информацию от партнеров по общению в ходе совместной деятельности;
— проникать в личную суть других людей;
— определять тип личности, темперамент, характер;
— видеть главное в человеке;
— определять его отношение к социальным ценностям и т.д.
Данные об учащихся, полученные в результате применения перцептивных умений лежат в основе успешного педагогического общения.
Умения педагогического общения:
— моделирование общения (анализ особенностей аудитории, вероятные затруднения и т.д.);
— осуществление коммуникативной атаки (быстрое включение класса в работу);
— установление психологического контакта с детьми (создать обстановку для творчества и т.д.);
— управление общением (органично и последовательно действовать в публичной обстановке, поддерживать общение и т.д.);
— установление обратной связи в процессе общения (улавливать общий настрой класса, видеть тех, кто отключился от общей деятельности) и т.д.
2. КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С УЧАЩИМИСЯ
Общение учителя и учащихся на уроке, досуге, во внеклассной работе является важным условием эффективности педагогического процесса, средством развития личности.
Учитель дожжен уметь не только передавать информацию, но и создать атмосферу радости познания, комфортности, заинтересованности. Неправильное педагогическое общение является причиной негативного отношения к учителю, к школе. Для успешной педагогической деятельности необходимо, чтобы учитель смог установить педагогические целесообразные отношения с учащимися, владеть культурой педагогического общения. Культура педагогического общения – система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.
«Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата».
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
— создать комфортную атмосферу для учения, воспитания и развития детей,
— обеспечить работоспособность учащихся, развивать их самостоятельность и ответственность в учебно-воспитательном процессе,
— вызывать чувства радости учения, познания, жажду деятельности,
— создание благоприятных условий развития памяти, внимания учащихся.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
— познание личности,
— обмен информацией.
— организация деятельности,
— обмен ролями.
— сопереживание,
— самоутверждение.
В процессе общения дети познают других людей и самих себя, происходит обмен духовными и материальными ценностями, создаются условия для положительной мотивации учебно-воспитательного процесса.
В процессе общения дети выполняют разнообразные роли (учитель – ученик, организатор – исполнитель), что программирует набор того или иного социального поведения. Смена социальных ролей способствует разностороннему развитию личности.
В процессе общения учитель должен помочь ребенку осознать своего «я», свою значимость, сформировать адекватную самооценку, создать условия для сопереживания (понимания чувств другого человека), что способствует гармонизации отношений между личностью и коллективом, учителем и учащимися.