Содержание
Введение3
Глава 1. Понятие и признаки ОРД5
Глава 2. Органы, осуществляющие ОРД20
Глава 3. Надзор прокурора за органами, осуществляющие ОРД26
Заключение35
Список использованной литературы и источников37
Выдержка из текста работы
Криминальная ситуация в России последнего десятилетия обострилась до крайних пределов, уровень преступности в нашей стране сегодня приближается к самым высоким мировым показателям.
Доминирующее значение в структуре преступности приобретают тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищения людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооруженных нападений. Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощренное противодействие разоблачительным мерам.
Качественно новые свойства приобретает организованная преступность. Опираясь на коррумпированные связи и значительный «теневой» капитал, преступные сообщества активно влияют на экономику целых регионов, внедряются в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности, продвигают своих ставленников в органы исполнительной и законодательной власти.
Одним из наиболее дестабилизирующих криминогенную обстановку факторов является нахождение в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Число зарегистрированных преступлений, связанных с таким оборотом, продолжает неуклонно увеличиваться.
Негативное влияние на криминогенную ситуацию оказывает беспрецедентное расширение масштабов потребления наркотиков.
Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствует стремительному росту и качественному изменению экономической преступности. Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях.
Указанные обстоятельства потребовали принятия адекватных правовых мер со стороны законодательной власти государства. Одной из них стало принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Глава 1. Понятие и признаки ОРД
Понятие ОРД (ст. 1 ФЗ «Об ОРД») – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об ОРД» в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательства.
Основные черты ОРД –
– разведывательно-поисковый характер;
– перечень субъектов исчерпывающий;
– ОРД ограничивается пределом компетенции органов, ее осуществляющих;
– два способа осуществления: гласно и негласно;
– цель: обеспечить права, свободы, неприкосновенность собственности, жилища и т.д.;
– ОРД взаимосвязана с уголовно-процессуальными (следственными) действиями (эти действия осуществляются в различных правовых режимах:
а) разная правовая база;
б) разные пределы производства ОРМ (до, в ходе, после предварительного расследования) и следственных действий (возбуждение у/д);
– разные результаты действий (итог следственных действий – доказательства. ОРМ – сведения об источниках фактов, которые могут быть использованы в качестве доказательств после их закрепления процессуальным путем).
– ОРД связана с частно-детективной и охранной деятельностью (ФЗ от 11.05.92 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ») – это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юр. лицам детективами, имеющими специальное разрешение в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Они не являются сотрудниками правоохранительных органов и не вправе проводить ОРМ.
2. Задачи ОРД (ст. 2 ФЗ «Об ОРД»).
А) выявление, предупреждение (задержание с поличным, возбуждение у/д), пресечение и раскрытие преступлений + выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших (взаимосвязь с уголовно-процессуальной деятельностью). …………………..
Заключение
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
К правовой основе ОРД прежде всего относится Конституция РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.
Конституция РФ как основной закон государства закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Закона.
В Конституции закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105, 115).
Ряд норм Конституции напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Эти нормы конкретизированы в ч. 2 ст. 8 Закона.
После Конституции основная роль в правовом регулировании ОРД принадлежит Федеральному закону.
Этот законодательный акт пришел на смену Закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г., который был первым в истории российского права законом, регламентирующим оперативно-розыскную деятельность. До этого ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера.
Список использованной литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. лит., 1993
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст.ст. 1 — 96), 19 (ст.ст. 97 — 200), 20 (ст.ст. 201 — 265), 25 (ст.ст. 266 — 360) июня 1996 г.
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г., N 33, ст. 3349
5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» // Под ред. В.В.Николюка. М.: «Спарк», 2000
6. Прокурорский надзор в Российской Федерации под ред. В.И. Рохлина, С-П., 2000 г.
7. Савицкий В.М. Прокурорский надзор за дознанием и предварительным следствием. М., 1962. с. 191.
8. Савицкий В.М. Уголовный процесс России на новом витке демократизации // Государство и право. 2000. № 6;
9. Уголовно -процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1999. — 591с.
10. Уголовный процесс. Учебник. Отв. редактор профессор Гуценко К.Ф. М.: Зерцало; ТЕИС, 1999. — 350с.