Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 7
1.1. Понятие и признаки организованной преступности7
1.2. Структура и формы проявления организованной преступности14
2. ПРИЧИНЫ РОСТА И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ25
2.1. Причины роста организованной преступности 25
2.2. Социальные и организационные методы борьбы
с организованной преступностью32
3. ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ 37
3.1. Правовые основы борьбы с организованной преступностью37
3.2. Уголовный кодекс о борьбе с организованной преступностью.
Проект Закона «О борьбе с организованной преступностью» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК63
ПРИЛОЖЕНИЕ 167
Выдержка из текста работы
Дисциплина по выбору «Проблемы борьбы с организованной преступностью», входящая в цикл междисциплинарных юридических дисциплин профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030900.62 Юриспруденция, предназначена для овладения магистрантами теоретическими и практическими основами исследования одного из самых сложных и общественно опасных социальных явлений современности ? организованной преступности.
В современной России организованная преступность, как система организованных преступных формирований, ориентированных на многоаспектную активную преступную деятельность, является наиболее опасным и широкомасштабным негативным явлением, оказывающим разрушающее воздействие на все сферы жизни общества. Для оказания эффективного противодействия этому социальному злу юристу-профессионалу необходимо иметь системное, научно-обоснованное представление об истории и социальных причинах возникновения организованной преступности в России и за рубежом, этапах, закономерностях и современных тенденциях ее развития, континентальных и этнических ее особенностях, международном сотрудничестве и современных средствах борьбы с организованными преступными сообществами.
Подготовка магистров уголовно-правовой специализации требует максимально полного и объективного анализа всего комплекса проблем борьбы с организованной преступностью. Их углубленное изучение позволит обучающимся представить масштабы российской преступности, ее системный характер, степень коррумпированности чиновников и природу их взаимозависимых связей с преступным миром, осознать уровень этой угрозы процессу развития страны.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели:Образовательные цели заключаются в том, чтобы сформировать у выпускника осознания социальной значимости своей будущей профессии, достаточного уровня профессионального правосознания, способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности и соблюдать принципы этики юриста.
Профессиональные цели дисциплины заключаются в том, чтобы сформировать у выпускника:
— системное представления о структуре организованной преступности, о ее элементах и их взаимосвязях, субъектах организованной преступности, их криминологической и уголовно-правовой характеристиках, социальной природе организованной преступности и ее роли в общей преступности.
— готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.
Задачи:
— исследовать природу и причины организованной преступности, ее роль в общей преступности, криминологические и уголовно-правовые характеристики.
-овладеть методами определения уголовно-правовых признаков, присущих различным организованным преступным образованиям.
-проанализировать негативное влияние организованной преступности на социальное и экономическое развитие общества и государства.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и законам, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК- 1);
- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
1.3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ПК-2);
- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4).
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
1.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
3.2. ПРАКТИКУМ
Практическое занятие №1. Понятие и структура организованной преступности.
Цель:Ознакомление студентов с особенностями организованной преступности, ее признаками, направлениями деятельности и видами организованных преступных сообществ.
Вопросы для контроля
- Дайте понятие организованной преступности с позиции криминологии.
- В чем заключаются особенности организованной преступности?
- Охарактеризуйте виды организованных преступных сообществ.
- Какие выделяют признаки организованной преступности?
- Что включает в себя структура организованной преступности?
Практическое занятие № 2. Основные причины и этапы развития организованной преступности в России.
Цель:Ознакомление студентов с основными причинами и этапами развития организованной преступности в России.
Вопросы для контроля
- В чем заключаются особенности появления и развития организованной преступности в дореволюционной России?
- Дайте характеристику организованной преступности в эпоху НЭП.
- Дайте характеристику организованной преступности послевоенного «гангстерского социализма».
- Дайте характеристику организованной преступности времен «перестройки».
- В чем заключаются особенности организованной преступности в современной России?
Практическое занятие № 3. Общая криминологическая характеристика российской организованной преступности.
Цель:Ознакомить студентов с криминологической характеристикой российской организованной преступности.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику видов хищения.
- Какие выделяют критерии деления хищения на виды?
- Охарактеризуйте каждый из видов хищения.
Практическое занятие № 4. Организованная преступность в мире и ее современные тенденции.
Цель:Ознакомить студентов с современными тенденциями организованной преступности в мире.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику организованной преступности как вненационального явления.
- Дайте характеристику современным мировым тенденциям и их влиянию на преступность?
- Раскройте особенности воздействия глобализации на развитие организованной преступности.
- Раскройте особенности связи терроризма с организованной преступностью.
Практическое занятие № 5. Коррупция как неотъемлемая часть организованной преступности и ее особенности в РФ.
Цель:Ознакомить студентов с динамикой развития коррупции в Российской Федерации и ее взаимодействием с организованной преступностью.
Вопросы для контроля
1. Дайте понятие коррупции как социального явления.
2. Охарактеризуйте участников коррупционных отношений.
3. Охарактеризуйте механизм взаимодействия коррупции и организованной преступности.
4. Раскройте известные вам факторы коррупции.
5. Охарактеризуйте современное состояние и динамику развития коррупции в РФ.
Практическое занятие № 6. Современное состояние и перспективы совершенствования теории и практики противодействия организованной преступности и коррупции.
Цель:Исследовать особенности правового регулирования мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией, современное состояние и перспективы совершенствования теории и практики противодействия данным явлениям.
Вопросы для контроля
- Охарактеризуйте современное состояние организованной преступности и коррупции.
- Выделите особенности правового регулирования в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
- В чем заключается комплексный подход в правовом регулировании мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией?
Практическое занятие №7. Уголовно-правовые средства противодействия организованной преступности и коррупции.
Цель:Изучить особенности применения уголовно-правовых норм в сфере противодействия организованной преступности и коррупции.
Вопросы для контроля
1. Охарактеризуйте систему мер противодействия организованной преступности.
2. В чем заключается уголовно-правовая основа борьбы с организованной преступностью?
3. В чем заключаются уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные основы противодействия организованной преступности?
Практическое занятие №8. Ответственность за организованную преступную деятельность по УК РФ: особенности юридической квалификации.
Цель:Выработать у студентов практические навыки применения уголовно-правовых норм в сфере борьбы с организованной преступностью.
Вопросы для контроля
- Охарактеризуйте квалифицирующие признаки бандитизма.
- В чем заключаются особенности привлечения лица к уголовной ответственности за участие в преступной организации?
- Дайте общую характеристику коррупционным преступлениям по УК РФ.
Практическое занятие №9. Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью.
Цель:Изучить проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в мире.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику организованной преступности в мире.
- Какие особенности уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью выделяют в США?
- Какие меры борьбы с организованной преступностью выделяют в Японии и Италии?
- Охарактеризуйте меры борьбы с организованной преступностью в других странах мира.
- Дайте общую характеристику основным формам проявления транснациональной организованной преступности в мире.
Практическое занятие №10. Организованная преступность в экономике.
Цель:Ознакомить студентов с влиянием организованной преступности на экономическую сферу общества.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику экономической преступности в России.
- Какое влияние оказывает организованная преступность на экономическую сферу общества?
- Дайте общую характеристику видам организованной преступной экономической деятельности.
- Какие тенденции выделяют в экономической преступности?
Практическое занятие №11. Отмывание денег и легализация незаконных доходов.
Цель:Ознакомить студентов с особенностями и структурой легализации денежных средств и незаконных доходов.
Вопросы для контроля
- Дайте понятие отмывания криминальных фондов.
- Охарактеризуйте структуру отмывания денег, полученных преступным путем.
- В чем заключается транснациональный характер отмывания денег?
- Назовите признаки финансовых операций по отмыванию денег и охарактеризуйте их.
Практическое занятие №12. Наркобизнес и проблемы борьбы с ним. Цель:
Ознакомить студентов с современными тенденциями развития наркобизнеса в России и в мире и проблемами борьбы с ним.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику современному состоянию наркотической ситуации в России и в мире.
- Дайте общую классификацию видов наркотиков.
- Назовите самых крупных региональных производителей наркотиков.
- Назовите основные проблемы борьбы с наркобизнесом в мире.
Практическое занятие №13. Торговля людьми и проституция.
Цель:Ознакомить студентов с современной ситуацией торговлей людьми и проституцией в мире.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику работорговли и современным ее видам.
- Назовите основные источники торговли людьми.
- В чем заключаются основные проблемы противодействия торговли людьми?
- Назовите основные проблемы борьбы с проституцией.
Практическое занятие №14. Незаконная торговля оружием.
Цель:Ознакомить студентов с криминологической характеристикой преступлений, связанных с незаконной торговлей оружием, основными проблемами противодействия.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику преступлениям, связанным с незаконной торговлей оружием.
- Назовите лидеров мировой торговли оружием.
- Какие выделяют способы незаконной транспортировки оружия?
- Оцените уровень незаконной торговли оружием в России и на территории СНГ.
Практическое занятие №15. Региональные особенности организованной преступности в России.
Цель:Ознакомить студентов с региональными особенностями организованной преступности в РФ, ее уровнем, проблемами противодействия и основными видами преступных сообществ.
Вопросы для контроля
- Дайте общую характеристику состоянию и тенденциям развития организованной преступности на территории СНГ и Российской Федерации.
- Назовите основные способы противодействия организованной преступности на территории России и СНГ.
- Назовите основные виды преступных сообществ, выделяемых на территории Москвы и Санкт-Петербурга, охарактеризуйте каждое из них.
Практическое занятие №16. Криминальные лидеры России.
Цель: Ознакомить студентов с криминальными лидерами России, определить степень влияния криминальной культуры на организованную преступность.
Вопросы для контроля
- Дайте понятие криминальным нормам, обычаям, традициям.
- Охарактеризуйте структуру организованных преступных сообществ.
- Какова степень влияния криминальной культуры на организованную преступность?
Практическое занятие №17. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью.
Цель: Ознакомить студентов с основными проблемами международного сотрудничества, возникающими при расследовании преступлений с участием преступных группировок.
Вопросы для контроля
- Какое влияние организованная преступность оказывает на уголовно-правовую политику государства?
- Охарактеризуйте международные уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью.
- Охарактеризуйте профилактические меры противодействия организованной преступности.
- Какое влияние оказывает международное сотрудничество на противодействие организованной преступности?
4. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Технологическая карта БРС
Номер учебной темыТ1Т2Т3Т4Т5Т6Т7Т8Т9Содержание учебной дисциплины (модуля)Виды учебной работыПонятие и структура организованной преступности (ОП)Основные причины и этапы развития ОП в РоссииОбщая криминологическая характеристика российской ОПОП в мире и ее современные тенденцииКоррупция как неотъемлемая часть ОП и ее особенности в РФСовременное состояние и перспективы совершенствования теории и практики противодействия ОП и коррупцииУголовно-правовые средства противодействия ОП и коррупцииОтветственность за организованную преступную деятельность по УК РФ: особенности юридической квалификацииПроблемы борьбы с транснациональной ОПКонтрольная работаКонтрИтогКоличество баллов (max)528100№ учебной недели567891011121322Посещение лекции1115Посещение практического занятия111111111122Работа на практических занятиях0,5-20,5-20,5-20,5-20,5-20,5-20,5-20,5-20,5-20,5-240Контрольная работа55Тестирование88Зачет2020
Номер учебной темыТ10Т11Т12Т13Т14Т15Т16Т17Содержание учебной дисциплины (модуля)Виды учебной работыОП в экономикеОтмывание денег и легализация незаконных доходовНаркобизнес и проблемы борьбы с нимТорговля людьми и проституцияНезаконная торговля оружиемРегиональные особенности ОП в РоссииКриминальные лидеры РоссииПроблемы международного сотрудничества в борьбе с ОПКонтрольная работаКонтрИтогКоличество баллов (max)528100№ учебной недели141516171819202122Посещение лекции115Посещение практического занятия11111111111122Работа на практических занятиях0,5-20,5-20,5-20,5-10,5-20,5-10,5-20,5-20,5-20,5-20,5-240Контрольная работа55Тестирование88Зачет2020
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/пНаименованиеАвтор(ы)Год и место изданияИспользуется при изучении разделов123451.Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контрольАвтор: Гилинский Я.И.СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2009. 528 с.1-72.Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок РоссииАвтор: Репецкая А.Л.М., Юрид. лит., 2010. 285 с.5-173.Групповое преступление: вопросы теории и практикиАвтор: Прозументов Л.М.Томск, 2010. 376 с.1-5
5.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/пНаименованиеАвтор(ы)Год и место изданияИспользуется при изучении разделов12345КриминологияАвтор: Малкова В.Д. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.10-15КриминологияАвтор:Кузнецова Н.Ф., Лунеева В.В.М.: 2004. 640 с.7-9Социология права: прикладные исследованияАвтор:Шереги Ф. Э.СПб.: Алетейя, 2002. 447 с.4-9Уголовная социологияАвтор: Энрико Ферри.М.: Изд-во «Инфра-М», 2005. 662 с.2-7Социология преступности (криминология): Основы общей теорииАвтор:Яковлев А. М.М.: Содействие новый век, 2001. 239 с.1-3
5.3. ПЕРЕЧЕНЬ ИНОФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ И РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Информационно-поисковые системы «Гарант» и «Консультант ? Плюс».
- База данных библиотеки БелГУ, тематические базы данных www.physics.vir.ru, ufn.ru/ru/articles/, РУБРИКОН, АРБИКОН, Научная электронная библиотека, Университетская информационная система РОССИЯ, Российская государственная библиотека и многие другие.
5.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Процесс изучения дисциплины предполагает следующие виды самостоятельной работы студентов в течение семестра:
- Работа с теоретическими материалами (конспектом лекций автора курса);
- Выполнение заданий и практических упражнений, предлагаемых в учебном пособии.
- Написание рефератов на основе информации в Интернете (каталоги Российской Государственной библиотеки, электронные базы данных государственных органов власти, банков, и др.).
- Выполнение тестов самоконтроля в системе Пегас.
- Работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, нормативными документами.
Студенты должны составлять конспекты лекций, систематически готовиться к семинарским занятиям, вести глоссарий и быть готовы ответить на контрольные вопросы в ходе лекций и аудиторных занятий. Успешное освоение программы курса предполагает прочтение ряда оригинальных работ и выполнение практических заданий на основе материалов следственной и судебной практики.
Работа с теоретическими материалами
Изучение дисциплины следует начинать с проработки тематического плана лекций, уделяя особое внимание структуре и содержанию темы и основных понятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.
Ответьте на все контрольные вопросы, имеющиеся в конце каждой лекции. Составьте собственный глоссарий по каждой теме.
Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за консультацией к преподавателю.
Каждую неделю отводите время для изучения одной темы из рабочей программы дисциплины и повторения пройденного материала.
Завершите изучение теоретических материалов по каждой теме выполнением тестов в системе «Пегас». Каждый успешно выполненный тест может пополнить ваш индивидуальный рейтинг на 1 балл.
Подготовка и выполнение практических заданий
По каждой теме дисциплины в учебном пособии предлагаются упражнения и практические задания. Обратите внимание, что к сложным заданиям даются методические указания и примеры. Для того чтобы набрать необходимый для аттестации рейтинг, выберете и выполните по каждой теме не менее двух упражнений. Каждое успешно выполненное упражнение может пополнить ваш индивидуальный рейтинг на 2 балла.
В упражнениях, по возможности, используйте фактические данные организации, в которой вы работаете или выбрали для курсовой работы по дисциплине.
Перед выполнением заданий изучите теорию вопроса, предполагаемого к исследованию. Используйте дополнительную периодическую литературу ? специальные журналы, газеты юридического профиля, стандарты, статистические материалы, нормативные правовые акты, доступные информационные технологии.
Подготовка рефератов (эссе).
По некоторым темам дисциплины вы можете провести теоретическое исследования и результаты отразить в реферате, а в дальнейшем включить в свою курсовую работу или в научную публикацию. Тематика рефератов приводится в рабочей программе. Для выполнения учебной программы достаточно подготовить один или два реферата.
Каждое эссе или реферат может пополнить ваш индивидуальный рейтинг на 2 балла. Однако к зачету может быть принято не более двух работ.
Реферируемые книги, журнальные статьи, научные отчеты, которые вы выбираете, должны относиться непосредственно к изучаемой теме или всей дисциплине. Содержание реферата может быть посвящено обзору и сравнительной характеристике материалов нескольких интернет сайтов, а также новинкам в теории и практике применения методов адвокатской деятельности. Обязательно указывайте адреса использованных веб-страниц. Старайтесь кратко отразить главные идеи и выводы, которые авторы делают. Оцените актуальность выявленных проблем следственно-судебной практики и их взаимосвязь с адвокатской деятельностью. Опишите, как вы могли бы применять некоторые из ваших новых знаний, выскажите свою критику. (Что вы думаете относительно того, что авторы хотели сообщить?).
Работа с рекомендуемой основной и дополнительной литературой, нормативными документами.
Федеральные и региональные законы и постановления, судебная практика — это важная и очень конкретная часть изучения дисциплины. Изменения в правовой сфере происходят часто, не учитывать их при изучении основ адвокатской деятельности невозможно. В правовых базах «Консультант», «Гарант» и других можно найти хронологические или отраслевые выборки происходящих изменений, найти сведения о проектах новых нормативных правовых актов, которые могут повлиять на интересующую вас проблему.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.
Итоговым контролем по дисциплине является ? зачет. Зачет проводится аудиторно по экзаменационным билетам. Экзаменационные билеты содержат два теоретических вопроса. Для успешной подготовки к итоговому контролю предлагается выполнить следующие мероприятия:
Выполнить тестовые задания после каждого раздела (темы) учебного курса (в качестве самоконтроля).
Выполнить практические задания по всем темам дисциплины (см. в семинарском практикуме).
Написать реферат по выбору из предложенного списка (список прилагается). Защита по реферату, предоставленному преподавателю проводится на семинарском занятии.
Участвовать в форуме по вопросам указанным в практикуме (см. раздел семинарский практикум). Для того чтобы принять участие в дискуссии, необходимо провести предварительную подготовку как в содержательном, так и в формальном плане, а затем выложить подготовленную информацию в виде ответа в элементе «Форум» системы «Пегас». Ответы на вопросы по теме обсуждения «……» можно подготовить в виде реферата и разместить их в Форуме, воспользовавшись кнопкой Обзор в поле Вложение.
Пройти итоговое тестирование в системе «Пегас».
Список тем рефератов:
- Эволюция уголовно-правовой ответственности за организованную преступную деятельность.
- Транснациональная организованная преступность: понятие, виды противодействие.
- Участие женщин в организованной преступной деятельности.
- Конфискация как мера противодействия организованной преступности по российскому и зарубежному законодательству.
- Меры противодействия организованной преступности по зарубежному законодательству.
- Международное сотрудничество в сфере противодействия организованной преступности.
- Организованная преступность в США: влияние итальянской, российской, японской организованной преступности.
- Проблемы квалификации организованной преступной деятельности.
- Дифференциация и индивидуализация ответственности за организованную преступную деятельность.
- Криминологическая характеристика криминальных специалистов, участвующих в организованной преступной деятельности.
- Уголовная ответственность за бандитизм и создание организованной преступной группы: проблемы правоприменения.
- Организованная преступность в Японии: уголовно-правовая и криминологическая характеристика.
- Уголовная ответственность за организованную преступную деятельность в зарубежном законодательстве.
- Профилактические меры противодействия организованной преступности: российская и зарубежная практика.
- Криминальная субкультура как фактор организованной преступности.
- Коррупция как условие организованной преступности.
- ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Перечень вопросов к зачету:
1. Истоки организованной преступности.
2. Организованная преступность в дореволюционной России и ответственность за нее.
3. Организованная преступность в Советской России в период НЭПа и репрессий. Ответственность по Декретам Советской власти, УК РСФСР 1922г., УК РСФСР 1926г.
4. Организованная преступность в 60-80-е годы прошлого столетия. Ответственность по УК РСФСР 1960г.
5. Последствия «криминальной революции» в России в 90-е годы 20-го столетия.
6. Понятие организованной преступности, ее виды.
7. Признаки и показатели организованной преступности.
8. Бандитизм и терроризм как виды организованной преступной деятельности.
9. Беловоротничковая, информационная, транснациональная организованная преступность.
10. Формы организованной преступности.
11. Соучастие в организованной преступной деятельности.
12. Криминологическая характеристика лидеров и авторитетов преступной среды.
13. Квалификация действий преступных авторитетов как организаторов и исполнителей преступлений.
14. Криминологическая характеристика и квалификация действий рядовых исполнителей.
15. Криминологическая характеристика и квалификация действий криминальных специалистов.
16. Криминологическая характеристика и квалификация действий пособников и подстрекателей в организованной преступной деятельности.
17. Участие женщин в организованной преступной деятельности.
18. Формы соучастия в организованной преступной деятельности.
19. Влияние участия в организованной преступной деятельности на дифференциацию и индивидуализацию ответственности.
20. Проблемы ответственности по ст. 209 УК РФ.
21. Проблемы ответственности по ст. 210 УК РФ.
22. Основные ошибки в квалификации действий участников групповых преступлений (на примерах судебной практики).
23. Противоречия в позициях Пленума Верховного Суда по квалификации действий участников организованной преступной деятельности.
24. Понятие коррупции как социального явления.
25. Участники коррупционных отношений.
26. Механизм взаимодействия коррупции и организованной преступности.
27. Уголовно-правовая политика в государстве и организованная преступность.
28. Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью.
29. Конфискация как мера противодействия организованной преступности.
30. Лишение свободы как мера противодействия организованной преступности.
31. Профилактические меры противодействия организованной преступности.
32. Международное сотрудничество по противодействию организованной преступности (субъекты, правовые акты, механизм).
33. Международное сотрудничество по противодействию коррупции (субъекты, правовые акты, механизм).
34. Понятие криминальной субкультуры. Лидеры криминального мира России.
35. Субкультурные категории преступников или «Криминальные масти».
36. Традиции и обычаи преступного мира.
37. Элементы криминальной субкультуры.
38. Организованная преступность в странах ближнего зарубежья.
39. Мафиозные преступные организации в Италии.
40. Организованная преступность в США.
41. Организованная преступность стран Дальнего Востока.
42. Уголовная ответственность за организованную преступную деятельность в законодательстве стран СНГ и Балтии.
43. Уголовная ответственность за организованную преступную деятельность в странах Западной и Восточной Европы.
44. Уголовная ответственность за организованную преступную деятельность в США и Великобритании.
45. Уголовная ответственность за организованную преступную деятельность в Японии и Китае.
46. Региональная организованная преступность.
47. Отмывание денег, полученных преступным путем. Офшорные зоны.
48. Организованная преступность в экономике.
49. Незаконная торговля оружием.
50. Наркоторговля ? как финансовая основа организованной преступности.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
Успешное усвоение студентами полученных знаний предполагает проведение компьютерного тестирования по отдельным разделам дисциплины, просмотр учебных видеофильмов, самостоятельную работу с электронными носителями учебно-справочной информации (электронный учебник, справочно-информационные системы «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.).