Содержание
Содержание
Введение.3
1. Налоговый контроль в системе государственного контроля.5
1.1 Организация налогового контроля в РФ..5
1.2 Оценка эффективности налогового контроля….17
1.3 Зарубежный опыт налогового контроля…..29
2. Анализ проведения выездной налоговой проверки…34
2.1 Выездная налоговая проверка…..34
2.2 Роль истребования документов при проведении выездной налоговой проверки..52
2.3 Анализ проверок региональных налогов Московской области и принятые возможные пени и штрафы налогового органа…..55
3. Повышении эффективности работы налоговых органов .71
Заключение……77
Список используемой литературы…..81
Приложение….85
Ввевдение
Данная работа посвящена одному из самых сложных и ответственных направлений деятельности налоговых органов проведению налоговых проверок. Налоговые проверки представляют собой, если так можно выразиться, способ достижения поставленных перед налоговыми органами задач.
Ведь главная задача налоговых органов, это осуществление контроля за соблюдением налогового и валютного законодательства РФ.
Кроме того, в моей работе я попытаюсь охарактеризовать некоторые наиболее важные проблемы, возникающие как при подготовке и проведении налоговой проверки, так и в других сферах деятельности налоговых органов.
Конечно, проблемы в различных подразделениях МНС РФ отличаются. На это оказывает влияние множество факторов, останавливаться на них сейчас, считаю, не имеет смысла, я лишь ниже постараюсь привести некоторые примеры.
Но, несомненно, существуют и типовые проблемы, которые присутствуют во всей системе МНС РФ, существенно снижая эффективность работы налоговых органов.
Под выездной налоговой проверкой понимается проверка полноты и своевременности исчисления, удержани и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами, проводимая по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств.
При осуществлении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов руководствуясь Конституцией РФ, НК РФ, законодательными и иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Актуальность дипломной работы.
Налоговый контроль — это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.
Целью выездной налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, а также документальное подтверждение налоговыми органами фактов указанных правонарушений.
В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем 3 календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.
Согласно ст. 89 НК выездная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями на основании решения руководителя налогового
органа.
1. Налоговый контроль в системе государственного контроля
1.1 Организация налогового контроля в РФ
При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.
На первом месте стоит основной закон страны — Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.).
Содержащиеся в нем нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ.
Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.
Вторым по значимости является Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 28, 29, 30 декабря 2001 г., 28 мая, 6, 30 июня, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 1 июля, 4 ноября 2005 г., 2 февраля 2006 г.) Принята Государственной Думой 16 июля 1998 года. Одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года.
И часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля 2006 г.) Принята Государственной Думой 19 июля 2000 года. Одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года.
Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
В настоящее время Налоговый Кодекс является определяющим в сфере налоговых отношений и при осуществлении налогового контроля.
До 1 января 1999 г. перечисленные выше положения регулировались несколькими основными законами, в их числе: Закон РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР»; Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.
Одновременно с принятием Закона «Об основах налоговой системы» были приняты Федеральные законы, детализрующие его положения. В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», то есть к каждому налогу был принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в соответствии с налоговой политикой государства.
Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ. Так 23.12.98г. был издан Указ Президента №1635 «О Министерстве РФ по налогам и сборам», которым Государственная Налоговая Служба РФ была преобразована в Министерство РФ по Налогам и Сборам.
Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.
Таким образом, основным документом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства с 1 января 1999 г. является Налоговый кодекс РФ.
Формы и методы налогового контроля
В арсенале налоговых инспекций есть несколько видов налогового контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов.
В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля — предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства.
Основным методом, реализующим предварительный контроль являются камеральные проверки.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Основными задачами камеральной проверки являются:
визуальная проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверка заполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченных должностных лиц;
проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверка своевременности представления расчетов по налогам;
проверка сопоставимости отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода;
проверка согласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и в налоговых расчетах;
Конкретные методы камеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя из характера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства на контролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта сотрудников.
Камеральные проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работы налоговых органов и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В график проверок по налогу на имущество в первую очередь включаются предприятия со значительной стоимостью имущества независимо от размеров прибыли (убытков), а также предприятия, допускающие грубые нарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства.
Перед началом камеральной проверки налога на имущество организаций, должностным лицом налогового органа должна быть проверены:
— полнота предоставленных налогоплательщиком документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога на имущество организаций, а также налоговой декларации; полнота и четкость заполнения всех реквизитов. При недостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога на имущество организаций;
— своевременность уплаты налога по лицевому счету налогоплательщика, уточнив при этом сроки фактической уплаты и сумму налога;
— правильность перечисления сумм налога в соответствующие бюджеты (по платежным документам).
При проведении камеральной проверки организаций по налогу на имущество необходимо проверить следующие вопросы:
1. Соблюдение порядка ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими положениями;
2. Достоверность бухгалтерского учета, правильность отражения в учете хозяйственных операций, достоверность учета основных средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства и обращения, реализации, расчетов, денежных средств, результатов финансово хозяйственной деятельности, своевременность, полноту и порядок проведения инвентаризаций имущества и финансовых обязательств предприятий, а также правильность отражения на счетах бухгалтерского учета результатов этих инвентаризаций.
Выдержка из текста работы
В современных условиях эффективная работа по собираемости налогов имеет огромное значение, поскольку именно она отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде выплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. Большое значение играет роль государственных органов, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Продолжение активного проведения реформ в сфере налогообложения обусловливает ускорение процесса становления и развития науки налогового права.
Необходимо признать, что при современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом. Формирование и развитие налогового контроля происходит в условиях радикального изменения экономических отношений и становления принципиально нового налогового законодательства, создающего основы для разработки современных теоретических моделей правовых институтов налогового права, включая институт налогового контроля.
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.
Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся непосредственно налоговым контролем и сбором налогов. Существуют различные типы налоговых проверок, однако основой до сих пор остаются камеральные и выездные налоговые проверки. Именно эти два типа проверок являются на сегодняшний день наиболее эффективными, полными. Их использование широко распространено, они актуальны до сегодняшнего дня и ведутся многие дискуссии о более комплексном развитии этих типов налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка
Налоговый кодекс не содержит официального определения камеральной налоговой проверки. В ст. 88 НК РФ содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание.
Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога в трехмесячный срок со дня представления.
В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа.
В-четвертых, она проводится на анализе документов — как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
И в-пятых, правом проводить мероприятия налогового контроля, в число которых входят и камеральные налоговые проверки, полномочны лишь те органы, которым данное правомочие предоставлено законодательством о налогах и сборах. Особую актуальность данный момент получает, в связи с вышедшими методическими указаниями, по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ограничимся лишь указанием на необходимость законодательного закрепления правомочий контрольных органов на осуществление такого контроля.
Таким образом, камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Значение камеральной проверки — основная форма текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 87 НК РФ).
Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки.
Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 5-ти дневный срок (ст. 93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ, а отказ организации представить требуемые документы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
В ходе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений (ст. 31 НК РФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).
Составление акта при камеральной проверке законодатель не требует. Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Решение о взыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 НК РФ принимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взыскании принимается после истечения указанного срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Таким образом, налогоплательщикам следует обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых проверок, отраженных в НК РФ:
·Проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;
·На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
·Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
·В ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
·Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.
В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка — это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Поэтому первое, что Вам должны предъявить сотрудники налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки — это соответствующее решение, оформленное в соответствии с Приказом МНС России №АП-3-16/318. Выездной проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельность налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения выездной проверки.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до 3-х месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение выездной проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения выездной проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, за исключением времени с момента вручения требования о предоставлении документов и до момента их предоставления проверяющим.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей выездной проверки.
Очень часто возникает вопрос о том, могут ли налоговые органы изымать оригиналы документов при проведении выездной проверки? По общему правилу проверяющие вправе истребовать копии документов. Требование о представлении документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего выездную проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (при получении такого требования налогоплательщику рекомендуется указать дату получения требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа). Документы должны быть предоставлены в пятидневный срок с момента получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст.126 НК РФ.
Выемка оригиналов документов может производиться только на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку, при этом такое постановление должно быть утверждено руководителем (заместителем) налогового органа. Изъятые документы должны быть перечислены и описаны в акте выемки или прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.
По окончанию выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке (внутренний документ налоговых органов — налогоплательщику не выдается), в которой фиксируется предмет выездной проверки и сроки ее проведения.
Акт выездной налоговой проверки составляется в течении 2-х месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке, подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт выездной проверки вручается налогоплательщику либо его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт выездной проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта выездной проверки в данном случае считается шестой день, начиная с даты его отправки. Учитывая тот факт, что почтовая корреспонденция не всегда доставляется в срок, акт выездной проверки желательно получать на руки. В таком случае у Вас будет достаточно время для подготовки и представления возражений (объяснений) на акт налоговой выездной проверки.
Налогоплательщик вправе в 2-х недельный срок со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Следует отметить особо, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ, неделей признается период времени, состоящий из 5-ти рабочих дней, следующих подряд. Таким образом, если Вы получаете акт налоговой выездной проверки, например во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника.
В течение 14 дней по истечении срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний и объяснений налогоплательщика выносит решение по материалам проведенной выездной проверки. К представлению возражений (объяснений) не следует относиться как к простой формальности, во-первых, Ваши возражения могут оказать влияние на решение, которое будет принято по результатам рассмотрения материалов выездной проверки, а во-вторых, Вы будете извещены о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки и сможете получить решение в день его принятия на руки. Неявка налогоплательщика не является препятствием к рассмотрению материалов выездной проверки.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель) налогового органа может вынести одно из следующих решений: а) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; б) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой выездной проверки, должно быть направлено ему в 10-тидневный срок с даты вынесения соответствующего решения. В требовании будет установлен срок (не более 10 дней) на добровольную уплату недоимки, пеней, а также налоговых санкций в случае совершения налоговых правонарушения.
После истечения срока на добровольное исполнение, взыскание налога с организацией (недоимки) и пеней может быть произведено в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.
Различия и сходства между камеральной и выездной налоговыми проверками
В соответствии со ст. 82 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности и других формах. В п. 1 ст. 87 НК РФ указаны два основных вида проверок: камеральная и выездная.
Права инспекторов по проведению проверки ограничены сроком: три календарных года, т.е. за три предыдущих года проверка может быть произведена, но за более ранний период — нет.
Камеральная проверка — есть форма текущего (ежедневного) контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов. Камеральная проверка составляет повседневную работу должностных лиц ГНС.
Выездная проверка — есть форма выборочного контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов. Выбор того или иного налогоплательщика для проведения выездной проверки основан на представленных последним документах или на оперативных данных.
Различия камеральной и выездной налоговых проверок
— проверка проводится по месту нахождения налогового органа; — для проведения камеральной проверки не требуется решения или распоряжения руководителя налогового органа; — проводится по представленным формам налоговой отчетности; — проверка представленных отчетных документов производится в течение 3-х месяцев с момента представления этих документов; — по результатам проверки не требуется оформления акта налоговой проверки. Однако его составление играет большую роль для исчисления сроков и поэтому лучше его сделать. Составляется докладная или служебная записка о проведенной проверке.- проводится на территории налогоплательщика; — проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа; — проводится по запрашиваемым должностными лицами налогового органа документам от налогоплательщика; — проверка не может продолжаться более 2-х месяцев. Исключением является разрешение вышестоящего налогового органа на проведение проверки, при ликвидации (реорганизации) предприятия, при встречной проверке и при наличии филиалов и представительств, срок может быть увеличен на один месяц. Оформляется данное разрешение мотивированным постановлением вышестоящего налогового органа.
Встречная проверка — необходимость уточнения сведений о налогоплательщике посредством организации проверок иных лиц, состоящих с ним в правовых отношениях, направления запросов в организации и учреждения, располагающие информацией о налогоплательщике.
Поскольку только на основании выездной налоговой проверки могут быть применены какие-либо санкции к налогоплательщику, постольку именно на выездную проверку следует обратить особое внимание. Согласно ст.88НК РФ по результатам камеральной проверки, выявившей недоплату налога, налогоплательщику направляется только требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Далее представлена схема обязательного процессуального оформления результатов проведенной выездной проверки:
Проверка ->Справка ->Акт ->Возражения ->Решение ->Сроки для проведения проверки и составления документов2 мес.,в иск. случаях — 3 мес.2 мес. со дня окончания проверкисразу по окончании проверки2 недели со дня получения акта2 недели со дня получения возражений
Комментарии к схеме:
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно производящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки этого налогоплательщика. При отсутствии у проверяющих надлежаще оформленного постановления или служебных удостоверений налогоплательщик вправе отказать в предоставлении документов и, соответственно, в допуске проверяющих в помещение или на территорию своего местонахождения.
Факт предъявления постановления удостоверяется подписью руководителя организации (лица, его заменяющего) или индивидуального предпринимателя на экземпляре данного постановления (после слов: с постановлением на проведение выездной налоговой проверки ознакомлен) с указанием соответствующей даты. Эта дата является датой начала выездной налоговой проверки и в тоже время датой отсчета двухмесячного, а в исключительных случаях трехмесячного срока проведения проверки (см. выше).
Датой окончания проверки (и датой акта проверки) является дата подписания акта лицами, проводившими проверку. Правовой смысл этой даты состоит в том, что все обстоятельства, отраженные в акте проверки, должны соответствовать той информации, которой располагали о них проверяющие по состоянию на указанную дату. Обстоятельства, происшедшие после этой даты, не могут отразиться на содержании акта проверки, хотя в некоторых случаях могут повлиять на содержание решения по результатам проверки. Именно с этого момента начинается отсчет годичного срока, по окончании которого у налогового органа вновь возникнет право на проведение выездной налоговой проверки по тем видам налогов, которые были охвачены настоящей проверкой.
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не включается время между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением этих документов.
По общему правилу: не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более выездных налоговых проверок налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст.89 НК).
Исключение составляют повторные налоговые проверки, которые допускаются в двух случаях: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика, а также в порядке контроля за деятельностью нижестоящего — вышестоящим налоговым органом.
Состав документов, которые могут быть истребованы у проверяемого, а также предметов и территорий, которые могут быть подвергнуты осмотру, ограничивается предметом проверки, определенном в решении о проведении проверки. Предмет проверки определяется ее видом: тематическая или комплексная, т.е. по определенным налогам или всем сразу. Так, например, если к Вам нанесли визит налоговые органы с выездной проверкой по налогу с физических лиц, то у Вас не могут быть истребованы документы, не связанные с уплатой данного налога, не могут быть осмотрены производственные территории.
При проведении проверки для выявления нарушений налоговые органы осуществляют процессуальные действия, результаты которых фиксируют в протоколах. В процессе проведения проверок должностные лица налоговых органов ограничиваются исчерпывающим перечнем тех действий, которые они вправе производить:
б) выемка документов и предметов:
Необходимо различать "истребование (изъятие)" документов в силу ст.93 НК РФ от "выемки" по ст.94 НК РФ.
Истребование (изъятие) предполагает выдачу заверенных копий документов, а выемка — подлинных документов;
Истребование выполняется добровольно руководителем проверяемой организации, а выемка — это принудительное действие;
Выемка документов более формализованное действие налогового инспектора, а потому должно оформляться строго в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.
в) инвентаризация имущества (см. "Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке", утвержденной приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. N20н, ГБ-3-04/39);
г) осмотр производственных помещений, а также объектов налогообложения производится в присутствии понятых. При проверке вправе участвовать лицо, в отношении которого она осуществляется, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производится фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (ст.92 НК РФ).
По окончании выездных проверок составляется справка о проведенной налоговой проверке, а выявленные нарушения фиксируются в акте налоговой проверки. В процессуальном плане последний имеет значение доказательства по делу, и в случае возникновения судебного спора именно акт проверки является одним из основных документов, определяющих наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора. Это вытекает из ст.53 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта государственного органа, возлагается на этот орган. Таким образом, именно налоговый орган законодательство обязывает обосновывать выводы, изложенные в акте проверки.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч.2 ст.50 Конституции РФ). Например, в Налоговом кодексе РФ определен порядок получения доказательств. Доказательства, полученные налоговыми органами с нарушением порядка, определенного НК РФ, не имеют юридической силы со всеми вытекающими из этого последствиями.
Доказательствами могут быть только те документы, которые получены (созданы) с соблюдением установленного порядка. Поэтому для выполнения своей функции акт проверки должен содержать все необходимые сведения и быть правильно оформленным (см. Приказ МНС РФ от 31 марта 1999 г. N ГБ-3-16/66 "Об утверждении инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 31.03.99г. N 52).
Следует также иметь в виду, что в соответствии с п.5 ст.100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налоговые органы обязаны выдерживать установленный НК РФ двухнедельный срок для ознакомления налогоплательщика с актом даже в случае подписания его руководителем (лицом, его заменяющим) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем, поскольку данная подпись означает только факт ознакомления, а не согласие названных лиц с содержанием акта.
В соответствии с п.7 ст.100 НК РФ представленные налогоплательщиком объяснения и возражения по акту проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации- налогоплательщика (индивидуального предпринимателя). При этом налоговый орган обязан заранее известить налогоплательщика (его представителя) о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, то материалы акта, включая возражения налогоплательщика, рассматриваются в его отсутствие.
По окончании рассмотрения всех имеющихся материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение, оформленное в виде постановления. В случае несогласия с примененными санкциями, налогоплательщик обжалует именно постановление руководителя (его заместителя), а не иные документы.
Взыскание же с налогоплательщиков всех налоговых санкций производится только в судебном порядке. При этом налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Заключение
налоговый контроль камеральный выездной
Итак основываясь на вышеизложенном материале можно сделать вывод о том, что налоговый контроль представляет собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включают в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями и т.п.
Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, потому что именно они среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 Налогового Кодекса РФ, названы первыми. Их целью является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Проведение камеральной налоговой проверки содержит не только множество этапов, но и над камеральной проверкой отчетов работают три отдела, что является надежным способом проверки документации, поступающей от налогоплательщиков, а при проведении выездной налоговой проверке к участию к ней могут привлекаться специалисты и эксперты. Также законодательством предусмотрены некоторые ограничения на проведение выездных налоговых проверок. В отличие от камеральных налоговых проверок на проведение выездной налоговой проверки требуется специальное разрешение руководителя налогового органа или его заместителя.
Таким образом, важность обоих типов проверок на современном этапе развития налоговой системы очевидна. Однако необходимо постоянное развитие и совершенствование механизмов как камеральной, так и выездной проверки. Если развития не будет оба типа проверки в современных финансово-экономических условиях могут давать неверные результаты и большие погрешности.
Список литературы
1.Закон РФ от 21 марта 1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» в ред. 2013 г. Электронная система законодательства «Консультант+) с изменениями и дополнениями от 14.01.2013.
2.Налоговый Кодекс РФ в ред. 2013 г. Электронная система законодательства «Консультант+) с изменениями и дополнениями от 14.01.2013.
.Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требования к составлению акта налоговой проверки» с комментариями. М. «Юрист», 2013 г. Сборник законодательства №7.
.Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 №ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» с комментариями. М. «Юрист», 2013 г. Сборник законодательства №6.
.Кучеров И.И. Налоговое право России М., 2010г., 475 с.
.Налоговое право: учебное пособие// под ред. С.Г. Пепеляева М,: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010г., 357 с.
.Налоги и налогообложение. Миляков Н. В.Москва, изд «Инфра-М», 2009 г., 488 с.
.Налогообложение юридических и физических лиц.- 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Политехника, 2009. 446 с.
.Селиванова Н.В. Арбитражная практика рассмотрения споров, связанных с выездными налоговыми проверками// справочно-правовая система.
.Тяжких Д. С Налоговая проверка: методика проведения, СПб изд. Михайлова, 2010 г., 427 с.
.Финансовое право: учебник//под ред. Проф. О. К. Горбуновой. М.: Юристъ, переизд. 2011г., 562 с.
12.Фокин В.М. Налоговое регулирование / В.М. Фокин.- М.: Статут, 2009 г., 457 с.