Содержание
Введение3
Раздел 1. Сущность и особенности организации труда персонала4
1.1. Понятие и задания организации труда4
1.2. Организация рабочих мест на предприятии8
1.3. Трудовой процесс и его рационализация11
1.4. Условия труда и факторы их формирования14
Раздел 2. Направления совершенствования организации труда персонала на предприятии18
2.1. Экономическая эффективность мероприятий по научной организации труда и организации производства18
2.2. Основные направления совершенствования организации труда и производства на предприятии21
Заключение23
Список литературы25
Выдержка из текста работы
Проблема исследования. Для эффективной деятельности персонала, на рабочем месте должны соблюдаться научные принципы организации труда и содержаться все элементы научной организации труда; но в действительности организация труда персонала требует существенных усовершенствований, так как подходы к организации труда не обладают какой-либо научной обоснованностью и не способствуют качественному труду.
Данная тема актуальна, так как в практике современных российских организаций начисто отсутствует научная организация труда, вследствие чего персонал лишается возможности качественно трудиться.
Изученность темы. Тема организации труда персонала изучена зарубежными авторами, такими как Бейкер С., Данлоп Дж.., Браймер Р., Уокер Д. Немало полезных знаний содержится в трудах отечественных авторов — Аширов Д.А., Бухалков М.М., Бычин В.Б., Васильченко Ю.С., Волгин Н.А., Маслов Е.В., Николашин В.Н., Черняк Т.В., Шубенкова Е.В.
Цель исследования — провести анализ организации труда персонала на переписном участке №5.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические источники по теме исследования;
2) Проанализировать элементы НОТ на переписном участке;
3) Проанализировать рабочее место инструктора;
4) Разработать типовой проект рабочего места инструктора.
Объект исследования — организация труда персонала на переписном участке №5.
Предмет исследования — элементы, функции и принципы организации труда персонала.
Методы исследования — ИСАРМ, интервью, наблюдение.
Структура работы. Работа состоит из введения, дух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические ОсНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие и элементы научной организации труда
Организация труда персонала подразумевает создание некой системы из множества элементов трудовой деятельности, к которым относятся:
· предмет труда;
· средства труда;
· способ воздействия труда или технология производства;
· информация, необходимая для осуществления трудовой деятельности;
· сам труд как целесообразная деятельность работника.
Создание эффективно функционирующей системы из всех элементов трудовой деятельности позволяет добиться каждому работнику и их группе, предприятию и обществу в целом гораздо лучших результатов, чем можно было бы их достичь без должной организации Николашин, В.Н., Организация труда персонала. — М.: МИЭМП, 2010. . Именно с осознания этого положения в свое время началась промышленная революция, а дальнейшая проработка этого вопроса вылилась в целое направление «научная организация труда» (НОТ). В последующем такое название не раз подвергалось критике. Многие считали более правильным говорить о «рациональной организации труда», «теории организации труда» или просто «организации труда». Использование каждого из этих терминов правомерно, их наполнение различно.
Научная организация труда — это такая организация труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижениях современной науки и передовой практики.
Содержание НОТ как сферы практической определяется образующими ее 10 элементами и направлениями Николашин, В.Н., Организация труда персонала. — М.: МИЭМП, 2010.. Рассмотрим каждое из них.
· Трудовая деятельность персонала. Процесс труда осуществляется во времени и пространстве. Объектом пространственного приложения труда является рабочее место — это первичное звено производственного процесса, его организационно-техническая основа. Именно здесь происходит соединение трех основных элементов этого процесса и достигается его главная цель — качественное изменение предмета труда. Поэтому для своевременного и качественного выполнения производственных заданий каждое рабочее место должно быть определенным образом организовано, в частности, его необходимо оснастить всем необходимым, спланировать и обслуживать в соответствии с характером конкретной работы.
· Научная организация труда. После того, как осуществлено функциональное разделение труда и продумана его кооперация в масштабе всей организации, необходимо произвести более глубокое разделение и кооперацию труда внутри ее — разделить труд между отдельными участками, работниками, осуществить расстановку работников, обеспечить взаимосвязь и синхронизацию их деятельности, определить рациональную организацию рабочих мест.
· Целевое планирование. Включает в себя постановку долгосрочных целей и разработку количественных критериев, их достижение в организации. Формирование жизненных целей работников на ближайшие 5—10 лет. Оптимизацию внутрифирменных целей организации и жизненных целей сотрудников по критерию качества трудовой жизни.
· Техника личной работы. Включает в себя виды инструментов личной работы, технологию тайм-менеджмента, основанную на ключевых задачах, планировании времени, «слоновой технике» и достижении поставленных целей.
· Организация трудовых процессов. Организационное обеспечение трудовой деятельности предполагает организацию трудовых процессов, т.е. определение приемов и методов, с помощью которых может быть выполнен конкретный вид работы. Изучение трудовых процессов и определение необходимых затрат рабочего времени на его осуществление позволяют выявить и спроектировать наилучшие методы и приемы труда и рационально организовать рабочие места.
· Нормирование труда. Организационное обеспечение деятельности персонала невозможно без определения меры труда, средством установления которой является нормирование труда. Вместе с тем нормирование служит средством оценки различных вариантов организационного обеспечения деятельности персонала. Поскольку любое организационное изменение в той или иной степени сказывается на затратах рабочего времени, нормирование труда позволяет количественно оценить эти изменения и выбрать наиболее рациональный вариант.
· Условия труда и отдыха. Неотъемлемой частью организационного обеспечения деятельности персонала является создание условий труда. Условия труда — это существенный фактор, оказывающий большое влияние на здоровье и работоспособность человека, продолжительность его жизни. Они имеют важное экономическое значение, так как от них зависит эффективность осуществления трудовых процессов. Улучшение условий труда также играет большую социальную роль, повышая степень привлекательности работы, способствуя творческому отношению к труду. Результаты труда персонала предприятия зависят от результатов труда каждого работника. Поэтому для совместной деятельности людей необходимо поддержание определенного порядка (соблюдение начала и окончания работы, регламентированные перерывы и др.), а кроме того, нужен конкретный механизм поддержания дисциплины труда.
· Социально-трудовые отношения. В настоящее время в научный оборот вошел и активно используется термин «социально-трудовые отношения», представляющие собой взаимоотношения работодателей, сотрудников, профсоюзов и центров занятости населения.
· Оптимизация загрузки персонала. Установлено, что равномерная загрузка персонала влияет на конечные результаты производства и позволяет сократить потери рабочего времени до 25% от общего фонда.
· Автоматизация управления персоналом. Предусматривает использование программных комплексов для планирования, учета, контроля и анализа работы персонала с целью облегчения рутинного труда и повышения производительности квалифицированного труда.
Соответственно вышеперечисленным элементам выделяются и 10 направлений организации труда персонала. Эти направления универсальны, они в равной степени относятся ко всему персоналу. Однако по отношению к каждой конкретной категории персонала эти общие направления проявляются в специфической форме, определяемой особенностями данного вида труда, функциональных обязанностей работников и т.д Николашин, В.Н., Организация труда персонала. — М.: МИЭМП, 2010.. Задачи совершенствования и поддержания сложившихся, существующих организационных отношений реализуются посредством научной организации труда.
1.2 Задачи и функции научной организации труда
Проектирование новой или совершенствование действующей организации труда должно основываться на всестороннем исследовании организационно-технических условий и факторов, определяющих эффективность труда, на использовании научных принципов и подходов. Такой подход обеспечивает ее высокий научный уровень Маслов, Е.В., Организация труда персонала. — Новосибирск, 2008. — С.18. .
Научная организация труда (НОТ) — это постоянно осуществляемый процесс внедрения комплекса мероприятий, обеспечивающих применение на производстве научных достижений и передового опыта с целью повышения эффективности производства, экономии рабочего времени, создания благоприятных условий труда, повышения удовлетворенности трудом как одного из требований, составляющих качество трудовой жизни. Конкретные задачи НОТ:
1)экономические:
* обеспечение рационального использования совокупного фонда рабочего времени (использования трудового потенциала как ресурсных возможностей коллектива в области труда);
* полная реализация производственных возможностей для увеличения выпуска продукции при неизменной численности либо выпуска определенного ее объема, но с меньшей численностью;
* обеспечение расстановки работников с учетом их профессиональной подготовки, опыта, склонностей, профессиональной пригодности;
* устранение причин, вызывающих нерациональные затраты труда;
2)психофизиологические:
* создание условий для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы;
* сохранение здоровья на основе создания комфортных условий труда, обеспечения безопасности выполнения работ;
* введение рациональных режимов труда и отдыха для поддержания высокого уровня работоспособности работника на протяжении длительного периода времени;
3)социальные:
* обеспечение содержательности труда, повышение интереса к определенным видам трудовой деятельности;
* совершенствование взаимоотношений внутри коллектива на основе товарищеского взаимодействия и взаимопомощи;
* устранение непопулярных видов труда и дробного его разделения; 19
* формирование экономического поведения работника на базе таких понятий, как самодисциплина и самоорганизация, инициативность и предприимчивость, творческое отношение к труду.
Для понимания механизма воздействия НОТ на эффективность труда работника и производство в целом важно рассмотреть ее функции. Кроме того, функции помогут конкретизировать общие задачи организации труда Маслов, Е.В., Организация труда персонала. — Новосибирск, 2008. — С.19..
Ресурсосберегающая функция. Ее направленность — экономия рабочего времени, эффективное использование сырья, материалов и т.д. Это достигается разделением и кооперацией труда, применением передовых методов труда, организацией рабочих мест, системой их обслуживания и т.д.
Оптимизирующая функция: преодоление противоречий, например, между экономическим и социальным эффектом. При увеличении скорости (темпа) выполнения работы возникает противоречие между количеством и качеством произведенной продукции, производительностью труда и травматизмом работника. При дроблении операций возникает противоречие между ростом производительности труда и снижением его содержательности, возросшей утомляемости вследствие увеличения монотонности труда Маслов, Е.В., Организация труда персонала. — Новосибирск, 2008. — С.19..
Трудощадящая функция: экономия усилий, расхода физической и нервной энергии и т.п.
Функция возвышения труда: гуманизация труда, создание условий для гармоничного развития личности, устранение малосодержательного труда, рутинных процессов и работ и т.п.
Формирующая функция: формирование эффективно функционирующего коллектива, группы, команды на основе профориентации, профотбора с учетом особенностей труда (работы), личных качеств рабочих, требований к необходимой степени взаимодействия исполнителей друг с другом.
Воспитательная и активизирующая функции, направленные на поддержание дисциплины работника (трудовой и технологической), формирование мотивации к труду.
Управленческая функция — решение задач, направленных на создание, нормальное функционирование и развитие системы организации труда на предприятии. Организация труда способствует приведению в действие организационных резервов роста производительности труда, создает условия для превращения технических и организационных факторов из категории потенциальных — в действующие.
1.3 Принципы научной организации труда
Инструктору, как руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы техники, технологии, организации, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому принципы организации труда должны концентрировать все принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т. д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями может быть достигнута цель эффективного труда Фатхутдинов, Р.А., Принципы работы руководителя. — М.: Элитариум, 2010..
Прежде всего выделяют принципы всеобщие, характерные для всех случаев организации труда и обязательные для применения, если организаторы труда намерены решать вопросы по научному. Такими принципами являются принципы системности, комплексности, экономичности, гуманизации труда.
Принцип системности. Системный подход к организации труда персонала означает, что она должна рассматриваться, во-первых, как явление, имеющее сложную внутреннюю структуру, образованную из взаимосвязанных элементов; во-вторых, как явление, представляющее часть структуры более высокого порядка и имеющее многочисленные внешние связи и зависимости.
На практике системность проявляется в том, что при установлении или совершенствовании организации труда нельзя пренебрегать ни одним ее элементом, все они должны быть в равной степени проработаны, взаимоувязаны. Должны быть также учтены взаимосвязи организации труда с уровнем технического обеспечения современными средствами труда, с другими организационными подсистемами.
Принцип комплексности состоит в том, что проблемы организации труда должны решаться одновременно разными научными дисциплинами, например, организация труда, экономика труда, социология труда и т.д. Комплексный подход — это всесторонний подход с точки зрения многих наук, занимающихся вопросами организации труда, функционирования человека в производственной среде, в трудовом коллективе.
Принцип экономичности — состоит в том, что одни и те же вопросы организации труда можно решить разными способами, с разными затратами ресурсов, т.е. решения могут быть многовариантными Черняк Т. В. Организация труда персонала: Учеб. пособие / Т. В. Черняк. — Новосибирск: СибАГС, 2004. — с. 25.. Необходимо просчитать возможные варианты решений и выбрать тот из них, который потребует минимальных затрат труда, материалов, финансовых средств с учетом экономически оправданного срока окупаемости инвестиций, т.е. нужно стремиться к минимизации приведенных затрат.
Принцип гуманизации — учет человеческого фактора при организации труда. Необходимо создавать такие условия в организации, в которых бы в наибольшей степени учитывались психофизиологические и социальные потребности работников. Гуманизация — важнейшее требование научной организации труда, но для реализации — это довольно сложный принцип. Для его соблюдения иногда следует поступиться и принципом экономичности.
В зависимости от сфер действия выделяют четыре разновидности принципов: применимые к организации труда в масштабе общества, принципы организации труда в учреждении, принципы коллективной организации труда в подразделениях и принципы индивидуальной организации труда.
В зависимости от охватываемого круга вопросов выделяют четыре разновидности принципов: общие принципы в пределах каждой сферы действия («правила работы» Гастева); частные принципы, применимые к отдельным элементам организации труда в каждой сфере деятельности (принципы разделения и кооперации труда, принципы организации рабочих мест, принципы организации обслуживания рабочих мест, принципы установления рациональных приемов и методов труда, принципы создания условий труда, принципы подбора и подготовки персонала, принципы поддержания высокой дисциплины труда); принципы специфические, применимые к отдельным отраслям деятельности или к отдельным видам работ (принципы оплаты труда, принципы формирования коллективов); принципы особые, которые действуют в ограниченной области внутри какого-либо элемента организации труда или вида работ Черняк Т. В. Организация труда персонала: Учеб. пособие / Т. В. Черняк. — Новосибирск: СибАГС, 2004. — с. 26..
Принципов организации труда достаточно много. Одни принципы могут носить отраслевой характер, т.е. могут быть характерными для какой-либо отдельной отрасли экономики или для какого-то определенного вида деятельности. Другие принципы могут применяться для решения каких-либо отдельных узких вопросов организации труда персонала, например, принципы экономии движений, принципы компоновки оборудования на рабочем месте, принципы установления режимов труда и отдыха и т.д.
Таким образом, данная глава освещает основы теории организации труда персонала, а именно: понятие научной организации труда персонала, ее элементы, задачи, функции и принципы. Научная организация труда понятие комплексное, и включает в себя множество элементов и взаимосвязанных частей, а, значит, при отсутствии какой-либо составной части или элемента, можно говорить и о полном отсутствии научной организации труда.
Глава 2. Изучение практики деятельносТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
2.1 Характеристика переписного участка №5 Кировского района
Удовлетворение потребностей органов власти и управления, средств массовой информации, населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций в разнообразной, объективной и полной статистической информации — главная задача Федеральной службы государственной статистики. Для ее решения действует система государственной статистики, в состав которой входят центральный аппарат на федеральном уровне и территориальные органы Росстата, расположенные во всех субъектах Российской Федерации.
Практика проходила на переписном участке номер 5, который находился в школе № 49 (Кировский район), вся территория страны была разбита на переписные участки. Каждый переписной участок поделен на инструкторские участки; их возглавляют инструкторы. Каждый инструкторский участок разделен на счетные участки. За каждым счетным участком был закреплен переписчик. Кроме того, были организованы стационарные счетные участки (структурная схема).
Росстат
Администрация района
Районный
переписной участок №5
Инструкторский участок №2
Кадровая структура коллектива переписного участка №5. Коллектив состоял из 20 человек (сюда включаются: заведующая, инструкторы, переписчики, в т.ч. стационарные).
Говоря о квалификационной структуре участка, можно сказать, что лишь малая доля работников имела законченное высшее образование (заведующая и часть переписчиков), среди инструкторов были студенты 4 курса СибАГС. Непосредственно на моем инструкторском участке только один переписчик имел высшее образование, остальные — средне-специальное и неполное высшее.
Вывод: В целом персонал соответствует целям и задачам организации. Данные сотрудники способны выполнить поставленные цели и задачи, так как обладают достаточным образовательным уровнем и способностями к труду.
2.2 Анализ организации труда на переписном участке
1. Первым элементом организации труда персонала на предприятии является разделение труда. 1) Функциональное разделение труда. В организации существуют следующие функциональные группы: служащие (руководители, специалисты, технические исполнители), обслуживающий персонал, охрана. Руководитель — заведующий переписным участком, специалисты — инструкторы по переписи, технические исполнители — переписчики. К обслуживающему персоналу относятся уборщицы, охрана сторожевая (охранник школы-участка, милиция) и охрана военизированная (курсанты НВИ ВВ МВД).
Проблемой функционального разделения труда было совмещение функций (инструкторам было поручено исполнять функции переписчиков); приходилось исполнять функции младшего обслуживающего персонала (грузчиков предоставлено не было). Профессиональное разделение не продумано при отборе кадров: заведующий участком по образованию учитель, не обладал достаточным управленческим уровнем.
2) Технологическое разделение труда: работа с бланками предполагала различные этапы (выдача, заполнение, первичная проверка, проверка бланков заведующей), и каждый из этих этапов выполнялся различными работниками (инструктор — переписчик — инструктор — заведующий переписным участком). 3) Квалификационное разделение труда: люди с более высокой квалификацией занимали более низкую должность (специалист с высшем образованием работал переписчиком).
Работа инструктора относится к универсальному труду.
Таким образом, существовали функциональное, технологическое и квалификационное разделения труда. Недостатки замечены в функциональном и квалификационном разделениях.
2. Кооперация труда. 1) Функциональная кооперация присутствовала внутри всех функциональных групп. Проблем в этом элементе не было. Кооперация между инструкторами по вопросам организации труда переписчиков, переписчики — по своим затруднительным ситуациям и т.д. 2) Технологическая кооперация присутствовала, проблем не выявлено. 3) Профессиональная кооперация — возникали проблемы в кооперации между заведующей участком и вышестоящим руководством, возникали проблемы с своевременностью передачи информации.
Таким образом, существует функциональная кооперация, технологическая кооперация и профессиональная кооперация. Существуют недостатки в профессиональной кооперации.
3. Организация рабочих мест. В качестве рабочего места инструктора выступало пространство за большим круглым столом в учительской школы (помещение, предоставленное под переписной участок). 1)Разделения рабочих мест по функциям практически не было: переписчики работали за общим столом, тут же трудились инструкторы. У заведующей и стационарных переписчиков были отдельные рабочие места (в том же помещении), но при необходимости и их рабочими местами могли пользоваться нуждающиеся в том члены коллектива. 2) По виду деятельности присутствовало частичное разделение — часто происходило так, что работа сотрудников переписного участка и работа обслуживающего персонала (уборщица) совпадали, что мешало процессу работы. 3) По месту нахождения рабочее место инструктора находилось в помещении (школа). 4) По числу исполнителей рабочее место являлось коллективным. По числу смен — трехсменное. По степени подвижности — стационарное (неподвижное, фиксированное рабочее место в пределах переписного участка). По рабочему положению — переменное рабочее место (сидя-стоя). По условиям труда — с нормальными условиями, но присутствовал монотонный труд и нервная напряженность. По времени использования — временное рабочее место.
Оснащение рабочих мест: канцелярия (ручка, блокноты для записей), стационарный телефон, калькулятор, инструкции, рабочая мебель (столы, кресла, диван), освещение, доска для закрепления на ней данных о проделанной работе и информационных справочных данных.
Итак, существовали различные разделения рабочих мест по видам. Было затруднено разделение рабочих мест по функциям.
4. Организация обслуживания рабочих мест. 1) Обслуживание средств труда — все элементы функции обслуживания были представлены полностью (межремонтное обслуживание, энергообеспечение, поддержание в рабочем состоянии оснастки, хранение и выдача оснастки (телефонный аппарат, сейф), поддержание в рабочем состоянии и уборка здания и территории. 2)Обслуживание предметов труда — функция реализована недостаточно. Отсутствовало комплектование материалов (набор переписчика), транспортные работы (перемещение коробок с документами приходилось осуществлять заведующей и инструкторам). 3) Обслуживание работников — реализовано в полной мере. Охрана труда была предоставлена, общественное питание имелось (столовая), медицинское обслуживание находилось рядом (медицинский пункт школы).
Таким образом, было организовано обслуживание рабочих мест. Проблемы были с обслуживанием предметов труда.
5. Приемы и методы труда. К приемам труда при организации труда персонала на переписном участке можно отнести: работу с документами (включает в себя: выдачу, прием документов; их проверку, сортировку, перемещение в специально отведенное место для временного хранения). К методам труда относятся — заполнение документов ручкой, подсчет данных на калькуляторе, телефонные звонки по рабочим вопросам.
Таким образом, можно сделать вывод, что приемы и методы труда не достаточно совершенны, так как монотонный труд приводит быстрой утомляемости, что не способствует оптимальной интенсивности труда.
6. Условия труда. Санитарно-гигиенический фактор условий труда: выполнялся не в полной мере, так как существовали проблемы с температурным режимом (отсутствие системы кондиционирования), в помещении постоянно ощущалась нехватка свежего воздуха. Освещение удовлетворительное, очень светлое помещение, днем использовалась естественное освещение чрез окна. Так как переписной участок находился в школе, то присутствовал постоянный шум (во время перемен), что мешало процессу трудовой деятельности. Таким образом, санитарно-гигиенические условия соблюдены не в полной мере.
Эстетические: цветовая окраска помещения выполнена в светлых тонах, что не вызывает визуального и психологического дискомфорта; озеленение помещения выполнено в полной мере, достаточное количество живых зеленых растений; на стенах присутствовали произведения прикладного искусства, что так же способствовало эстетизации служебного помещения.
Психофизиологические: присутствовало постепенное вхождение в трудовую деятельность (рабочий день начинался с простейших видов работы, например, проверка документов или выдача бланков); отсутствовало нормальное чередование труда и отдыха, зачастую приходило работать без отдыха до конца смены; смена форм деятельности присутствовала не в полной мере, в основном работа была сидячая; отсутствовали активные формы отдыха.
Социально-психологические: на переписном участке был создан нормальный психологический климат в коллективе, отсутствовали какие-либо психологические барьеры, были установлены нормальные взаимоотношения руководителей и подчиненных.
Таким образом, условия труда на переписном участке можно охарактеризовать как нормальные, однако существовали недостатки в температурном режиме помещении (санитарно-гигиенические) и в режиме труда-отдыха (психо-физиологические).
7. Нормы затрат труда. Нормы затрат труда документально прописаны не были, но предполагалось, что на каждом инструкторском участке за 10 дней должно быть переписано 100% населения (по плану), таким образом, нормы затрат труда предполагали выполнение плана ежедневно минимум на 10 %.
Итак, нормы затрат труда не были разработаны и официально закреплены. Было сложно следовать плану, так как были постоянные сбои в работе переписчиков (неявка на работу, нехватка переписчиков).
8. Подбор, подготовка и повышение квалификации кадров. Подбор кадров на должность инструктора осуществлялся преимущественно из числа студентов СибАГС (в частности, на переписном участке № 5 все инструкторы являлись студентами СибАГС 4го курса), обучение кадров на должность инструктора осуществлялось сотрудниками Росстата. Принятие на должность происходило только после успешного прохождения студентом электронного теста на знание инструкции и должностных требований. На должность переписчика брали лиц не только из числа студентов, но и всех желающих поучаствовать в данном мероприятии. Так как работа носила временный характер, повышения квалификации не было.
Таким образом, можно сказать, что отбор на должность инструктора по переписи был организован достаточно грамотно и правильно (кадры из специализированного учебного заведения). Однако отбор на должность переписчика был нарушен, было принято много неподготовленных кадров (лица, не прошедшие специальную подготовку по переписи), в результате чего это сказывалось на ходе работы (сбои в трудовом процессе и т.д.).
9. Оплата и материальное стимулирование труда. Оплата труда осуществлялась после выполнения работ, оплата труда включала в себя только указанный в договоре оклад. Система материального стимулирования отсутствовала.
Итак, отсутствие системы материального стимулирования также сказывалось на трудовом процессе. Некоторые переписчики, зная, что получат заработную плату, не особо старались выполнять план, нарушали трудовую дисциплину, что негативно сказывалось на результатах работы в целом.
10. Планирование, учет и анализ труда. Планированием труда занимался Росстат, но инструктор планировал свой рабочий день на месте самостоятельно, в зависимости от работы переписчиков. Учет труда происходил после рабочего дня, результаты заносились в записную книжку инструктора и докладывались заведующему переписным участком. Анализом труда занимался заведующий участком и далее — Росстат.
Таким образом, система планирования своего труда и труда переписчиков лежала на инструкторе переписного участка, что было достаточно трудоемким. Планирование труда исходило из вышесказанной установки — выполнение плана на 10 % в день.
11. Дисциплина труда. Дисциплина труда вытекала из инструкции и записной книжки инструктора, в которых были закреплены его обязанности и функции. Дисциплина труда переписчика закреплена не была. В нормативных актах дисциплина труда прописана не была.
Таким образом, официально дисциплина труда прописана не была, что являлось поводом для нарушений дисциплины труда участниками трудового процесса (в основном, переписчиками) (неявка на раьоту, опоздания и т.д.).
12. Задачи и функции научной организации труда. Организация труда на переписном участке № 5 не решала экономические задачи: отсутствовала экономия каких-либо ресурсов (не было ресурсосберегающей функции), в том числе отсутствовала экономия труда. Оптимизирующая функция также не выполнялась, так как отсутствовало какое-либо современное оснащение рабочих мест.
Психофизиологические задачи: среди этих задач была решена проблема безопасного труда (предоставление охраны переписчиков и самого переписного участка), однако присутствовала нервно-психическая напряженность (постоянное изменение требований к подаче отчетных данных), постоянная нагрузка на органы зрения (проверка и заполнение бланков) и постоянная нагрузка на спину (сидячая работа).
Социальные задачи: отсутствовала привлекательность труда за счет того, что труд был монотонным, отсутствие творческих элементов труда.
Среди функций НОТ ни одна не была выполнена в полной мере. Однако можно выделить присутствие таких элементов функций НОТ, как: профессиональный отбор на должность инструктора из специализированного образовательного учреждения (функция формирования эффективного работника), создание безопасных условий труда (трудощадящая функция), демократический стиль управления (функция повышения культуры производства), трудовая активность (активизирующая функция).
Таким образом, задачи и функции НОТ при организации труда персонала на переписном участке №5 практически не реализованы, за исключением частичной реализации некоторых функций и психофизиологической задачи (охрана).
13.Принципы научной организации труда. Принцип системности не реализуется, так как отсутствует множество элементов НОТ, не учтены взаимосвязи организации труда с современным техническим оснащением (цифровые расчеты приходилось выполнять на калькуляторах, в то время как при помощи компьютера этот процесс происходил бы быстрее и без ошибок). Принцип гуманизации на переписном участке был реализован не полностью. Можно сказать, что отсутствовал принцип комплексности при организации труда персонала, так как организация труда была практически не решена, не говоря уже о множестве подходов к решению данной проблемы. Принцип гуманизации учитывался только при осуществлении цифровых подсчетов данных (ошибка в подсчете как человеческий фактор).
Таким образом, можно сделать вывод, что принципы научной организации труда на переписном участке практически не реализованы, а, значит, эффективная деятельность переписного участка была затруднена.
Отсутствие принципов научной организации труда, не решенные задачи и функции НОТ, а так же отсутствие множества элементов НОТ, позволяет сделать вывод о том, что на переписном участке не было научной организации труда.
2.3 Анализ рабочего места инструктора
В структурной схеме можно выделить следующие рабочие места: заведующий переписным участком, инструктор переписного участка, переписчик. В данной работе анализируется рабочее место инструктора переписного участка. Анализ рабочего места подготовлен при помощи анкеты анализа рабочего места (ИСАРМ), интервью с инструктором переписного участка и наблюдения.
Оценка деят-ти
выход
выход
вход оценка
Анализ рабочего места необходим для разработки проекта рабочего места инструктора и для рационализации трудовой деятельности инструктора.
Разделение труда на рабочем месте инструктора. На рабочем месте присутствует функциональное разделение (инструктор относится к функциональной группе специалистов). Проблемой функционального разделения труда на данном рабочем месте было совмещение функций (инструкторам было поручено исполнять функции переписчиков); приходилось исполнять функции младшего обслуживающего персонала (грузчиков предоставлено не было). Технологическое разделение было, например, при работе с документами инструктор выполнял только свои этапы работы с этими документами (выдача, прием, первичная проверка). Профессиональное разделение присутствует: инструктор — управляющая должность, и человек на данную должность отобран с соответствующим данной сфере деятельности образованием (управленческое). На рабочем месте инструктора также наблюдалось квалификационное разделение труда: сложность труда инструктора соответствует квалификационному уровню студента 4 курса управленческого профиля.
Таким образом, анализ показал, что на рабочем месте инструктора существовала проблема с функциональным разделением труда. Исполнение инструктором обязанностей обслуживающего персонала и обязанностей переписчиков, сказывалось на качестве выполняемых инструкторских обязанностей, а также способствовало нарушению режима труда и отдыха (работа сверх положенной нормы).
Кооперация труда. Инструктор кооперировал внутри переписного участка со всеми участниками трудового процесса. Функциональная кооперация присутствовала в полной мере — между инструкторами (одна функциональная группа), по вопросам организации труда переписчиков, по спорным вопросам заполнения бланков и т.д. Профессиональная кооперация на данном рабочем месте вытекает из функциональной, так как происходила кооперация с другими инструкторами, обладающими управленческими навыками. Технологическая кооперация проходила с большой долей нарушений, так как не каждый день удавалось встретиться с другими участниками (переписчиками) технологического процесса работы с бланками.
Таким образом, выявлены нарушения в технологической кооперации труда на рабочем месте инструктора. Нарушения в данном виде кооперации тормозили рабочий процесс и способствовали допущению ошибок при сверке документов и цифровых данных.
Организация рабочего места инструктора. В качестве рабочего места инструктора выступало пространство за большим круглым столом (часть стола). Разделения рабочего места по функциям не было — за этим же столом трудились переписчики, во время посещения переписного участка, следовательно, не было разделения рабочего места и по профессиональному признаку. По виду деятельности — часто рабочее место инструктора становилось и рабочим местом обслуживающего персонала (во время уборки), что говорит о частичном разделении рабочего места по виду деятельности. По месту нахождения — рабочее место в помещении, по числу исполнителей — коллективное, по числу смен — трехсменное. По степени подвижности — стационарное (неподвижное, фиксированное рабочее место в пределах переписного участка). По рабочему положению — переменное рабочее место (сидя-стоя). По условиям труда — с нормальными условиями, но присутствовала монотонность труда. По времени использования — временное рабочее место. Оснащение рабочих мест: канцелярия (ручка, блокноты для записей), стационарный телефон, калькулятор, инструкции, рабочая мебель (столы, кресла, диван), освещение, доска для закрепления на ней данных о проделанной работе и информационных справочных данных.
Таким образом, отсутствие разделения рабочего места по функциям, профессиям и виду деятельности способствовало допущению ошибок во время проверки документов, созданию напряженной обстановки в помещении, созданию суеты и помех рабочему процессу. Для быстроты и точности подсчетов не хватало компьютеров со специальным программным обеспечением. Все это говорит о недостаточно высоком уровне организации рабочего места инструктора.
Организация обслуживания рабочего места. Обслуживание предметов труда организовано недостаточно, инструктору приходилось комплектовать рабочие принадлежности для переписчиков, так же приходилось выполнять грузоподъемные работы (поднятие и перенос тяжелых коробок с бумагами). Обслуживание средств труда было: межремонтное обслуживание, энергообеспечение, поддержание в рабочем состоянии оснастки, хранение и выдача оснастки (телефонный аппарат, сейф), поддержание в рабочем состоянии и уборка здания и территории. С обслуживанием инструктора также проблем не было — охрана труда предоставлена в полной мере, общественное питание и медицинское обслуживание находились в одном здании с переписным участком.
Итак, проблемы с обслуживанием предметов труда занимали лишнее время рабочего дня инструктора, что могло сказаться на качестве выполнения поставленных задач, прописанных непосредственно в инструкции.
Приемы и методы труда инструктора совпадают с приемами и методами труда остальных работников переписного участка и также связаны с достаточно монотонным трудом, а это способствовало повышенной утомляемости и нарастанию нервного напряжения во время рабочего дня.
Таким образом, так как инструктор оценил свой труд как монотонный, можно сделать вывод, что приемы и методы труда несовершенны, работодатель при разработке должности инструктора не продумал организацию этого элемента труда.
Условия труда. Санитарно-гигиенические условия выполнены не полностью: нарушения температурного режима (отсутствие системы кондиционирования), при открытии окна создавался сильнейший сквозняк в помещении. На должном уровне находились эстетические условия труда: окраска стен в спокойных тонах, достаточное количество зеленых растений, элементы прикладного искусства. Психофизиологический фактор неудовлетворителен: отсутствие нормального режима труда и отдыха (ненормированный рабочий день, зачастую работа более занимала более 9 ч, почти полное отсутствие смен форм деятельности, не было активных форм отдыха). Социально-психологический климат во время работы — на высоком уровне.
Таким образом, выявлены недостатки в санитарно-гигиенических условиях труда и психофизиологических. Эти условия труда сказываются в первую очередь на здоровье инструктора, поэтому можно говорить об определенном вреде при исполнении трудовых обязанностей инструктора.
Нормы затрат труда, а также подбор, расстановка кадров прописаны в анализе организации труда переписного участка.
Можно заключить, что незакрепленные нормы труда ставили инструктора в затруднительное положение, было трудно сориентироваться в количестве выполненного труда, так как наблюдалось различие в количестве переписчиков у каждого инструктора и различии количества подлежащих переписи помещений у переписчиков.
Оплата труда и материальное стимулирование инструктора. Материальное стимулирование отсутствует, оплата труда строго после качественного выполнения работ.
Итак, по мнению инструктора, оплата труда недостаточно высока, что не способствует поднятию уровня воодушевления во время работы. А отсутствие материального стимулирования переписчиков заставляло инструктора придумывать нематериальные стимулы, чтобы переписчики активнее выполняли план.
Планирование, учет и анализ труда инструктора. Трудовой процесс в целом был спланирован Росстатом, однако индивидуальный план работы на день и на неделю инструктор определял для себя сам, исходя из работоспособности переписчиков и выполнения плана, а также исходя из вновь открывшихся обстоятельств работы (например, выяснилось, что на инструкторском участке не хватает одного переписчика). Учет труда происходил после рабочего дня, результаты заносились в записную книжку инструктора и докладывались заведующему переписным участком.
Итак, инструктор сам планировал свой рабочий день, но этот процесс был затруднен нехваткой кадров на рабочие места (из-за нехватки переписчиков инструктору приходилось выполнять еще и обязанности переписчика, и вносить эту обязанность в свой ежедневный план работы). Естественно, что подобные изменения в планах отрицательно сказывались на выполнении инструкторских задач и приводили к перекосу в режиме труда и отдыха.
Дисциплина труда инструктора косвенно прописывалась в его записной книжке и инструкции. Особых проблем с дисциплиной труда у инструктора не было, так как неявка на рабочее место могли привести к невыполнению поставленных задач, что в рамках переписи было недопустимо. Бороться с нарушением дисциплины труда переписчиков инструктору было достаточно сложно, так как нигде не были официально прописаны меры борьбы с нарушениями трудовой дисциплины.
Задачи, функции и принципы научной организации труда прописаны в пункте 2.2. Недостатки, выявленные в принципах, задачах и функциях НОТ касаются в том числе и рабочего места инструктора.
Социальное окружение (таблица 1).В рамках исполнения трудовых обязанностей инструктор непосредственно контактировал с заведующей переписным участком, с другими инструкторами переписного участка, со стационарными переписчиками, с переписчиками своего инструкторского участка, с населением, подлежащим переписи. Также выявлены лишние контакты, не касающиеся непосредственного выполнения инструктором своих обязанностей: обслуживающий персонал (в случае поломки техники или мебели инструктору приходилось искать ремонтного рабочего, договариваться о ремонте), контакты с персоналом школы для решения вопросов по копировально-печатным работам (переписной участок располагался в школе).
Таблица 1.Рабочие взаимодействия, существовавшие на рабочем месте инструктора
Тип контакта |
Частота |
Цель |
|
Внутренние контакты: |
|||
Заведующий переписным участком |
Ежедневно |
Отчет/ информация |
|
Другие инструктора переписного участка |
Ежедневно |
Информационный обмен/решение проблем |
|
Стационарные переписчики переписного участка |
Ежедневно |
Информационный обмен/ документация |
|
Переписчики инструкторского участка |
Ежедневно |
Информация/отчетность/решение проблем |
|
Внешние контакты |
|||
Население, подлежащее переписи |
Специально |
Информация о деятельности переписчиков/решение проблем |
|
Обслуживающий персонал |
Специально |
Выполнение ремонтно-обслуживающих работ на участке |
|
Сотрудники школы, в которой находился участок |
Время от времени |
Копировально-печатные работы |
Таким образом, анализ рабочего места инструктора показал множество недостатков в организации его трудового процесса: отсутствие функционального разделения труда, неполнота технологической кооперации, отсутствие разделения рабочего места по функциям, недостаточная оснащенность рабочего места, проблемы с обслуживанием предметов труда, несовершенные приемы и методы труда, недостатки в санитарно-гигиенических и психофизиологических условиях труда, незакрепленные нормы труда, отсутствие материального стимулирования, нечеткие трудовые планы, незакрепленная формально дисциплина труда, наличие рабочих контактов, не касающихся деятельности инструктора. Все эти недостатки, а также отсутствие принципов, задач и функций научной организации труда на рабочем месте инструктора отрицательно сказываются на качестве труда, эффективности работы и на состоянии здоровья инструктора. Итак, можно сделать вывод, что на рабочем месте инструктора научной организации труда (как и на всем переписном участке) нет.
2.4 Типовой проект рабочего места
труд рабочий место
В качестве рекомендаций по улучшению организации труда инструктора переписного участка разработан типовой проект рабочего места инструктора, который включает в себя описание работы по должности, личностную спецификацию и проект планировки рабочего места инструктора по переписи.
1. Описание работы по должности
Наименование должности: инструктор переписного участка. Инструктор подчиняется непосредственно заведующему переписным участком. Инструктор непосредственно отвечает за переписчиков своего инструкторского участка (4-5 чел.). Инструктор должен обеспечивать безопасность переписчиков (связь с органами милиции), постоянный контроль переписчиков (все ли с ними в порядке в процессе труда). Общая цель работы: организация эффективной работы своего инструкторского участка.
Основные обязанности и задачи:
— организация проведения переписи населения на своем инструкторском участке и своевременное выполнение всех этапов работы;
— расстановка переписчиков по счетным участкам, обеспечение их переписными документами и средствами материально-хозяйственного назначения;
— организация работы переписчика стационарного участка;
— ежедневное руководство и контроль за работой всех переписчиков счетных участков и переписчика стационарного участка, проверка заполненных переписных документов;
— принятие мер по обеспечению безопасности работы переписчиков и сохранности переписных документов;
— ежедневный отчет заведующему переписного участка, который руководит и контролирует работу инструктора, о числе поступивших от населения конвертов, выполненном объеме работ каждым переписчиком, возникающих трудностях и конфликтных ситуациях, представление необходимой оперативной информации в переписной участок;
— разъяснение населению целей и задач пробной переписи населения.
Необходимые условия работы и рабочая среда. Условия работы и рабочая среда удовлетворительные, отсутствие вредных воздействий, нормальная освещенность. Комфортный температурный режим (система кондиционирования воздуха), необходимо техническое обеспечение (компьютеризация рабочих мест). Возможность постоянно поддерживать телефонную связь с переписчиками своего инструкторского участка.
Социальное окружение и рабочие взаимоотношения: см. таблицу 2.
Таблица 2. Виды рабочих взаимоотношений
Тип контакта |
Частота |
Цель |
|
Внутренние контакты: |
|||
Заведующий переписным участком |
Ежедневно |
Отчет/ информация |
|
Другие инструктора переписного участка |
Ежедневно |
Информационный обмен/решение проблем |
|
Стационарные переписчики переписного участка |
Ежедневно |
Информационный обмен/ документация |
|
Переписчики инструкторского участка |
Ежедневно |
Информация/отчетность/решение проблем |
|
Внешние контакты |
|||
Население, подлежащее переписи |
Специально |
Информация о деятельности переписчиков/решение проблем |
Личностная спецификация для инструктора переписного участка:
1. Физический облик: возраст — 20-25 лет, хорошее состояние здоровья.
2. Достижения: образование — незаконченное высшее, либо высшее со специализацией в области управления персоналом, либо государственное и муниципальное управление, менеджмента.
3. Опыт работы — не менее 1 месяца с персоналом. Навыки организации процесса работы, инструктирования, консультирования.
4. Интеллект — компетентность в вопросах управления персоналом, внимательность, умение быстрого и точного цифрового подсчета, внятная речь, способность донести мысль до собеседника.
5. Специальные способности — аккуратность, умение разрешать конфликтные ситуации, умение составлять и подавать отчетные данные, умение заполнять инструкторские документы, умение работать в сжатые сроки.
6. Интересы — общественная работа, статистическая работа, государственная служба.
7. Черты характера — коммуникабельность, ответственность, неконфликтность, терпеливость в работе с людьми, работоспособность, стрессоустойчивость.
8. Внешние условия — нормальные рабоче-бытовые условия, возможность работы непосредственно с населением в процессе переписи (работа за пределами стационарного участка).
Разработанный типовой проект рабочего места инструктора предполагает решение проблем, связанных с организацией труда на его рабочем месте.
Для эффективной работы инструктора ему необходимо отдельное рабочее место — письменный стол и офисный стул. Для быстроты и точности цифровых подсчетов рабочее место оборудуется компьютером, со специальным программным обеспечением, отдельным телефоном для постоянной связи с переписчиками. Современное оборудование делает приемы и методы труда более эффективными. Возле рабочего стола необходимо иметь мусорную корзину, для того чтобы выбрасывать бумажный мусор сразу, не затрачивая время на его перенос через все помещение переписного участка. Возле рабочего стола также необходимо иметь тумбочку для личных вещей, что экономит время на подготовку в начале трудового дня. Во внешней планировке рабочего места инструктора предлагается установка кондиционера, что могло бы решить проблему санитарно-гигиенических условий труда, а именно — поддержание комфортного для работы температурного режима.
Заключение
Создание эффективно функционирующей системы из всех элементов трудовой деятельности позволяет добиться каждому работнику и их группе, предприятию и обществу в целом гораздо лучших результатов, чем можно было бы их достичь без должной организации. Это еще раз подтверждает важность научной организации труда персонала на рабочих местах.
В процессе исследования были решены поставленные задачи: выявлено содержание понятия научной организации труда персонала, проанализировано наличие элементов и задач научной организации труда на переписном участке №5, проанализировано рабочее место инструктора, разработан типовой проект рабочего места инструктора по переписи. Реализация поставленных задач привела к достижению поставленной цели — всестороннему анализу организации труда на переписном участке №5.
Теория показала, что отсутствие какой-либо из частей организации труда не позволяет говорить о научной организации труда. На основании детального анализа рабочего места инструктора, был сделан вывод о том, что на данном рабочем месте нет научной организации труда, так как отсутствуют многие элементы НОТ, не реализуются принципы НОТ, и организация труда не направлена на реализацию задач НОТ.
В ходе исследования был разработан паспорт рабочего, который включает в себя описание работы по должности, личностную спецификацию и проект рабочего места инструктора, способствующий наиболее комфортному и рациональному труду инструктора, и разработаны рекомендации по улучшению условий труда на рабочем месте инструктора, что позволяет добиться повышения эффективности труда.
Список литературы
1. Белова, С., Проектирование рабочих мест // Служба кадров и персонал. — 2004. — № 10. — С. 60-64.
2. Бычин, В.Б., Малинин, С.В., Шубенкова, Е.В. Организация и нормирование труда. — М.: Экзамен, 2003.
3. Вешнякова, Т.С., Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях: учебное пособие М.: «Академия», 2006. — 224с.
4. Генкин, Б.М., Основы организации труда. — М.: Норма, 2008.
5. Громов, М.Н., Научная организация, нормирование и оплата труда на предприятиях. — М.: Дело, 2005.
6. Грязнов, А. Я., Основы организации и оплаты труда. — М.: Высш. школа, 2002.
7. Егоршин, А. П., Основы управления персоналом. — М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Зудина, Л.Н., Колобов, А.Д., Маслов, Е.В., Проектирование организации труда: Учебное пособие. — Новосибирск, 2002.-358с.
9. Кибанов, А. Я., Управление персоналом. Регламентация труда. — М.:Экзамен, 2003.
10. Кольцов, Н.А., Научная организация труда. — М.: Высш. шк., 1999.
11. Кутепова, К.В., Побединский, Г.В., Научная организация труда и нормирование труда. — М.: Юнити, 2004.
12. Леженкина, Т. И., Научная организация труда персонала. — М.: Маркет ДС, 2008.
13. Маслов, Е.В., Организация труда персонала. — Новосибирск, 2008. — 156с.
14. Матчинский, Ф., Организация труда на рабочих местах (пер с польского). М.: Машиностроение, 1999.-574с.
15. Николашин, В.Н., Организация труда персонала. — М.: МИЭМП, 2010. — 315с.
17. Очакова, А.И., Научная организация и нормирование труда на предприятиях. — М.: Радио и связь, 2001.
18. Пашуто, В.П., Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учеб.-практ. пособие для высш. учеб. завед. — 2-е изд. — М.: КноРус, 2007.
19. Подовалова, Р.Я., Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учеб. пособие. — Новосибирск: НГУЭУ, 2007.
20. Попов, Л.А., Экономика и социология труда. Учебник. — М.: Прогресс, 2005.
21. Пушкин, П.С., Овчинников, С.И., Научная организация труда и техническое нормирование, М.: Тайм, 2001.
22. Рофе, А.И., Научная организация труда, М.: Экзамен, 2005.
23. Седегов, Р.С., Управление персоналом: сотрудники как фактор успеха предприятия — Минск, 2001 — 463с.
24. Фатхутдинов, Р.А., Принципы работы руководителя. — М.: Элитариум, 2010.
25. Чашина, О., Научная организация труда в системе управления персоналом компании.// Управление персоналом, 2007. — №12.
26. Черняк, Т.В., Организация и проектирование рабочих мест: практикум. — Новосибирск, СибАГС, 2000. — 212с.
27. Черняк, Т.В., Организация и проектирование рабочих мест: учебное пособие. — Новосибирск, СибАГС, 2000. — 140с.
28. Черняк, Т.В., Организация труда персонала: УМК. — Новосибирск, СибАГС, 2007. — 108с.
29. Черняк, Т.В., Организация труда персонала: учебное пособие. — Новосибирск, СибАГС, 2004. — 204с.
30. Шапиро, В.Д., Управление человеческими ресурсами. СПб: Дельта, 2003.-587с.
31. Шекшня, С. В., Управление персоналом современной организации, — М.: Дело, 2002.
32. Основы научной организации труда на предприятии./ Под общ. ред. И. А. Полякова. — М.: Мысль, 2004.
33. Управление организацией: Учебник/под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатиной. — М.: ИНФРА-М, 2003.
Приложение 1. ИСАРМ
Информационный стандарт анализа рабочего места
Название Вашей работы ___________ Код _______ Дата ______
Ваш разряд__________________ Сектор _____________________
Ваша фамилия _________________ Отдел ___________________
Должность Вашего начальника _______ Подготовлено (кем?) _______
Фамилия Вашего начальника __________ Кол-во отработанных
часов _________________
1.Какова основная цель рабочего процесса, который Вы выполняете?
_____________________________________________________________
2. Чем Вы занимались до этого? Укажите, если Вы работали в другой организации.
_____________________________________________________________
3. На какие повышения по службе Вы рассчитываете?
_____________________________________________________________
4. Если Вы регулярно проверяете работу других, то укажите их фамилии и название работ.
_____________________________________________________________
5. Если Вы проверяете работу других, какими из приведенных ниже занятий Вы занимаетесь:
— прием на работу,
— советы по трудоустройству,
— обучение,
— планирование,
— повышение квалификации,
— инструктирование,
— консультирование,
— ассигнование,
— управление,
— учет производительности труда,
— продвижение работников по службе,
— учет заработной платы,
— наблюдения за дисциплиной,
— увольнение,
— прочие виды работ.
6. Что Вы можете сказать об успешности и результатах Вашей работы?
_____________________________________________________________
7. Ваши обязанности. Обрисуйте вкратце, что Вы делаете и, если это возможно, как Вы это делаете. Назовите те обязанности, которые Вы считаете наиболее важными или наиболее трудными:
а) обязанности одного рабочего дня
б) периодические обязанности
(укажите период — еженедельно, ежемесячно или раз в квартал)
в) обязанности, которые Вы выполняете время от времени
г) как долго Вы выполняете эти обязанности?
____________________________________________________
д) выполняете ли Вы сейчас какие-либо ненужные обязанности? Если да, то опишите их;
____________________________________________________
е) какие бы обязанности, не входящие в Вашу работу сейчас, Вы хотели бы выполнять?
___________________________________________________
8. Уровень образования. Выберите из приведенных ниже тот уровень образования, который необходим для выполнения Вашей работы (но не Ваш собственный уровень образования):
а) не нужно никакого образования;
б) ниже уровня средней школы;
в) аттестат об окончании средней школы или его эквивалент;
г) незаконченное высшее образование;
д) законченное высшее образование.
Укажите, пожалуйста, уровень образования, с которым Вы пришли на Вашу должность.__________________________________________________
9. Опыт. Выберите из приведенных ниже критериев тот, который необходим для выполнения Вашей работы:
а) никакого;
б) менее 1 месяца работы;
в) от 1 до 6 месяцев работы;
г) от 6 месяцев до 1 года;
д) от 1 до 3 лет;
е) от 3 до 5 лет;
ж) от 5 до 10 лет;
з) более 10 лет.
Укажите, пожалуйста, степень Вашего опыта, когда Вы пришли на эту должность.
_____________________________________________________________
10. Навыки. Укажите все навыки, необходимые для выполнения Вашей работы (например, степень точности, внимания и аккуратности при использовании инструментов, методов или систем и т. д.).___________________________________________________
Укажите, пожалуйста, те навыки, с которыми Вы пришли на эту должность.
_____________________________________________________________
11. Оборудование. Требует ли выполнение Вашей работы использования какого-либо оборудования? «Да». «Нет». Если «да», то укажите, как часто Вам приходится пользоваться оборудованием:
Оборудование |
Редко |
От случая к случаю |
Часто |
|
а) |
||||
б) |
||||
в) |
||||
г) |
12. Требования, предъявляемые работой к здоровью человека. Укажите, пожалуйста, все ненужные требования, предъявляемые к Вам, и как часто Вам приходится их соблюдать:
Требования |
Редко |
От случая к случаю |
Часто |
|
а) переносить тяжелые предметы |
||||
б) неудобная или стесненная поза |
||||
в) слишком большая скорость рабочего процесса |
||||
г) высокие требования, предъявляемые к органам чувств (к зрению, слуху, обонянию, способности — определять на ощупь, к громкости голоса) |
13. Отрицательные эмоции. Укажите нежелательные эмоции, которые вызывает у Вас работа, и как часто это случается:
Отрицательные эмоции |
Редко |
От случая к случаю |
Часто |
|
а) контакты с людьми |
||||
б) контакты с посетителями |
||||
в) постоянное внимание начальства |
||||
г) работа под постоянным давлением сверху |
||||
д) скользящий график работы |
||||
е) работа в одиночестве |
||||
ж) большое количество переездов |
||||
з) _________ другие |
14. Расположение Вашего рабочего места. Считаете ли Вы его удовлетворительным или неудовлетворительным?
Расположение рабочего места
Удовлетворительное |
Неудовлетворительное |
||
а) на открытом воздухе |
______________ |
______________ |
|
б) в помещении |
______________ |
______________ |
|
в) в подземном помещении |
______________ |
______________ |
|
г) в шахте |
______________ |
______________ |
|
д) на возвышении |
______________ |
______________ |
15. Окружающая обстановка. Считаете ли Вы окружающую Вас на работе обстановку неудобной, располагающей или отличной.
Окружающая обстановка |
Неудобная |
Располагающая |
Отличная |
|
а) освещение |
||||
б) вентиляция |
||||
в) резкие перепады температур |
||||
г) вибрация |
||||
д) комфортабельность меблировки |
16. Состояние окружающей среды. Укажите нежелательные факторы, с которыми Вам приходится иметь дело во время работы и как часто Вы с этим сталкиваетесь:
Состояние окружающей среды |
Редко |
От случая к случаю |
Часто |
|
а) пыль |
||||
б) грязь |
||||
в) жара |
||||
г) холод |
||||
д) вредные выхлопы |
||||
е) запахи |
||||
ж) шум |
||||
з) сырость |
||||
и) другие |
17. Здоровье и безопасность. Укажите все нежелательные факторы, влияющие на состояние Вашего здоровья и безопасность, как часто во время работы Вам приходится с ними бороться.
Нежелательные факторы |
Редко |
От случая к случаю |
Часто |
|
а) высота, на которой Вы работаете |
||||
б) излучения |
||||
в) механическое воздействие |
||||
г) движущиеся объекты |
||||
д) взрывчатые вещества |
||||
е) возможность электрошока |
||||
ж) возможность возгорания |
||||
з) другие |
Подпись ________________ Дата _____________
Замечания и уточнения начальника
Прочтите ответы работника на вопросы анкеты: точно ли он обрисовал требования, предъявляемые к работе, и соответствует ли его понятие о данной работе со степенью ответственности, которую к ней предъявляют?
_____________ Да _______________ Нет
Если «Нет», то объясните, почему и укажите возможные упущения; если у Вас есть добавления, то, пожалуйста, внесите их.
__________ Дата __________ Должность _________ Подпись
Приложение 2
Вопросник для анализа рабочего места
Место в данной организации
1. Как называется ваша должность (работа)? Инструктор переписного участка.
2. В каком отделе вы работаете? Переписной участок №5.
3. Какие должности непосредственно выше вашей? Заведующий переписным участком.
4. Какие должности непосредственно ниже вашей? Переписчики моего инструкторского участка, стационарные переписчики.
Главная цель работы
5. Какой вы себе представляете главную цель вашей работы? Организация работы на своем инструкторском участке, что подразумевает контроль и организацию деятельности переписчиков.
Основные обязанности, виды или направления деятельности
6. Каковы ваши основные обязанности, направления деятельности? Инструктирование переписчиков, проверка заполненных ими документов, контроль за их безопасностью в ходе работы (телефонные звонки для контроля).
7. Насколько важна каждая из названных вами обязанностей в вашей работе? Очень важна. Без какой-либо из этих обязанностей невозможна качественно выполнить свою работу.
8. Какую долю рабочего времени вы тратите на выполнение каждой из них? Большую часть времени занимает проверка заполненных переписчиками документов, инструктаж проходит по ходу деятельности (ответы на вопросы переписчиков), контрольные звонки не занимают много времени.
По каждой обязанности, виду или направлению деятельности
9. Какими инструментами, оборудованием вы пользуетесь? Ручки, бланки рабочие, калькулятор, телефоны — сотовый и стационарный.
10. Для чего вы используете каждый инструмент? Ручки для исправлений и дозаполнения бланков, бланки для выдачи и проверки работы, калькулятор — для подсчета цифровых данных, телефоны — для звонков переписчикам.
11. Насколько они важны в вашей работе? Очень важны. Без них невозможен трудовой процесс.
12. Как часто вы ими пользуетесь? Постоянно.
13. Какие аспекты вашей работы требуют физических усилий? Подъем и перенос коробок с бланками.
14. Что вам конкретно приходится делать? Поднимать и переносить коробки с пустыми, а потом и заполненными бланками.
15. Какого рода усилие, давление вы используете в работе? Физические усилия в процессе переноса тяжестей, обыденная работа особых физических усилий не требует.
16. Как часто вам приходится производить данную операцию? Понимать коробки — два раза (заезд на рабочее место и передача коробок с заполненными бланками).
17. Какие письменные материалы вы используете в качестве источников информации (записки, отчеты, статьи и т.д.)? Инструкция по переписи и записная книжка инструктора.
18. Для чего вы их используете? Разъяснения для переписчиков, уточнение деталей работы.
19. Насколько они важны в вашей работе? Очень важны, так как являются основной опорой в ходе работы.
20. Как часто вы ими пользуетесь? Периодически, чаще в начале рабочего периода.
21. Что вам приходится писать (отчеты, письма, памятные записки)? Ежедневный цифровой отчет о количестве заполненных бланков различных форм, памятные записки для переписчиков и других инструкторов участка.
22. Кому вы обычно пишете? Заведующей переписным участком.
23. Каково обычно содержание этой работы? Подсчет и суммирование пройденных переписчиками помещений и человек, находящихся в данных помещениях
24. Как вы решаете, что вы должны писать? Данные получаю от переписчиков, далее суммирую данные по нужной схеме (по нарастанию).
25. Как часто вам приходится их писать? Каждый день.
26. Какими материалами вы пользуетесь, включая рисунки, таблицы с числами и т.п.? Таблицы в записной книжке инструктора.
27. Для чего вы их используете? Для наглядности выполненной работы, для удобства подсчета по нарастанию, для удобного сравнения данных с данными переписчиков.
28. Насколько они важны в вашей работе? Очень важны, это результаты работы инструкторского участка.
29. Как часто вы их используете? Каждый день.
30. Какие расчеты вам приходится выполнять? Подсчеты по количеству людей, записанных в формы, по количеству пройденных помещений, по количеству переписанных лиц того или иного пола (муж., жен).
31. Для чего вам приходится их делать? Для подачи отчетности заведующей, и для дальнейшего суммарного подсчета.
32. Какой вам требуется самый высокий уровень математических знаний (например, работа с десятичными и простыми дробями, с алгебраическим выражениями и т.п.)? Работа с простыми математическими функциями (сложение, вычитание, деление).
33. Как часто вы работаете с цифрами? Каждый день.
34. Пользуетесь ли вы в своей работе графиками, рисунками или иными графическими материалами? Сводные таблицы.
35. Для чего вы их используете? Для наглядности результатов и контроля выполнения плана.
36. Насколько они важны?
37. Как часто вы их используете?
38. приходилось ли вам когда-нибудь составлять карты, схемы, диаграммы и т.п.? Нет.
39. По каким причинам? Нет необходимости в данном виде работ.
40. Как часто вы это делаете?
41. Какие аспекты вашей работы, если таковые имеются, требуют от вас точности или аккуратности в работе? Проверка заполненных бланков, исправление ошибок в заполнении, подсчеты.
42. Каковы были бы последствия, если бы вы не были точны или неаккуратны в этих областях? Искажение данных.
43. Какие другие источники информации вы используете в своей работе? —
44. По какой причине вы используете эти источники? —
45. Насколько они важны? —
46. Необходима ли для этой работы профессиональная квалификация? Необходимо умения работать с людьми, и хотя бы небольшой, но опыт управления.
47. Какой уровень образования необходим для того, чтобы выполнять данную работу? Как минимум незаконченное высшее.
48. Нужен ли для выполнения этой работы предыдущий опыт? Опыт раблты с людьми не менее месяца.
49. Если да, то какой конкретно опыт вы используете? Использовался опыт, полученный в процессе обучения в вузе и предыдущих практик.
50. Почему вы думаете, что он необходим? Требовался постоянный контроль за работой переписчиков, так как не все из них добросовестно выполняли свои обязанности.
51. За какое минимальное количество времени человек мог бы получить такой опыт? 3-5 дней работы инструктором позволили разобраться в тонкостях дела.
52. Как много людей вас контролируют? Заведующая переписным участком.
53. Сколько у вас контактов с вашим контролером? Постоянные контакты в течение рабочего дня.
54. Как узнает ваш контролер, что ваша работа по качеству ниже стандартных требований? Через сравнение отчетных данных и плана.
55. Сколько человек вы контролируете? Пятерых переписчиков.
56. В чем заключается этот контроль? Проверка за ними документов, контроль за их безопасностью, контроль за тем, чтобы они находились в процессе работы.
57. Каким образом вы определяете порядок выполнения своей работы? По инструкции и по ходу деятельности.
58. Что вам приходится планировать и организовывать? Свое рабочее время и процесс работы переписчиков.
59. Для чего приходится это делать? Для эффективного труда с наименьшими временными затратами.
60. Насколько это важно в вашей работе? Очень важно, так как требовалось выполнить определенный план в работе.
61. Как часто вам приходится это делать? Ежедневно.
62. Каким образом вы несете ответственность за безопасность других? Инструктаж, организация охраны переписчиков, звонки переписчикам в ходе работы.
63. Что входит в эту ответственность? Организация безопасных условий труда для переписчиков.
64. Насколько это важно? Очень важно, жизнь человека — самое ценное.
65. За какие имущество, материалы и деньги вы несете непосредственную ответственность? За заполненные бланки, а также за чистые бланки.
66. Что сюда входит? Подсчет выданных и сданных переписчиками бланков.
67. Насколько это важно? Достаточно важно.
Контакты с другими работниками
68. С кем вы контактируете? С переписчиками, инструкторами и заведующей переписным участком.
69. По какой причине? Рабочие взаимодействия.
70. Насколько важен контакт с каждым из них? Очень важен, особенно с переписчиками и заведующей.
71. Как часто вы вступаете в контакт с каждым из них? Каждый день.
72. С кем вне организации вы вступаете в контакты? Инструктора других переписных участков, инструктора моего переписного участка, население, подлежащее переписи.
73. По какой причине? Дружеские отношения.
74. Насколько важны контакты с каждым из них? Очень важны, так как необходимо отдыхать от работы.
75. Как часто вы вступаете в контакты с каждым из них? Каждый день.
76. Участвуете ли вы в каких либо переговорах (собеседовании), обучении, публичных выступлениях? Нет.
77. По какой причине? —
78. Что в них входит? —
79. Насколько это важно? —
80. Как часто вам приходится это делать? —
81. Каковы основные формы контактов? Рабочие контакты.
82. Насколько важны эти формы контактов? Очень важны, так как они оказывают помощь в работе, дают свежую информацию о дальнейшем ходе работы.
83. Большая часть вашей работы выполняется в помещении или вне его? Большая часть рабочего времени проходит в помещении.
84. Какую часть времени вы проводите в помещении (вне его)? Незначительную часть дня, и не каждый день.
85. С каким количеством людей вы работаете большую часть времени? 5 переписчиков, 1 заведующий и еще 2 инструктора, 3 стационарных переписчика. Итого, 11 человек.
86. В какой степени вам приходится придерживаться установленных порядков и процедур? В большей степени, так как работа носит очень формальный характер, не допускающий нарушений.