Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ7
1.1. Особенности итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ7
1.2. Основные приемы решения типовых заданий в ЕГЭ по математике20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ35
2.1. Особенности процесса подготовки старшеклассников к ЕГЭ
по математике35
2.2. Методические средства подготовки старшеклассников к ЕГЭ
по математике на уроках45
2.3. Методическое обеспечение подготовки старшеклассников к ЕГЭ
на факультативных занятиях по математике52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ66
ПРИЛОЖЕНИЯ70
Выдержка из текста работы
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. В связи с развитием информатизации образования существенно изменяются основные представления об учебном информационном взаимодействии, структуре представления учебного материала, информационной деятельности в предметной среде, учебно-методическом обеспечении (электронное средство учебного назначения, цифровой образовательный ресурс, распределенный информационный ресурс образовательного назначения и т.п.). Особое значение при этом приобретает подготовка кадров, способных освоить эти изменения и реализовывать их на практике.
Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это — автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. [4]
Информационные технологии позволяют преподавателю, реализуя дидактические цели, проектировать такую обучающую среду, в которой развиваются не только учебные, но и исследовательские умения и навыки обучающихся. Обладая определенной гибкостью, дающей возможность варьировать цели, средства, методы обучения в зависимости от промежуточных результатов учебного процесса, они работают на формирование устойчивого познавательного интереса к изучаемым дисциплинам, вооружение обучаемого средствами самостоятельной работы с информацией. [26]
Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные и методы, широко используемые традиционной методикой обучения ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Параллельно этому идет процесс использования программных средств и систем учебного назначения (пакетов программных средств учебного назначения) для поддержки традиционных методов обучения. При этом программным средством (систем), используемым в учебных целях, передаются в какой-то мере обучающие функции и, следовательно, каждая программа должна строиться сообразно дидактическим принципам обучения, определяющих дидактические требования к программным педагогическим средствам. [3, c. 17]
Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего развития.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений; соображения, связанные с возможным использованием учащимися портфеля достижений при выборе направления профильного образования. [12, c. 16]
Именно для того, чтобы обучающимся было интересно в дальнейшем осваивать выбранный профильный предмет, и они делали это целенаправленно, необходимо создание элективных курсов, направленных на предпрофильную подготовку учащихся 9 классов. Считаю, что форма предоставления информации такая, как электронное учебное пособие, будет очень интересна и поможет активным участникам (учащимся) в предпрофильной подготовке в дальнейшем проявить большие результаты в программировании.
Противоречие: с одной стороны, предпрофильное обучение существует и широко применяется в школах, но недостаточно разработок по предпрофильной подготовке и ученики не способны в полной мере проверить свои силы по профилю, в данном случае, по Информатике.
Проблема: определить пути и средства использования в предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов по информатике.
Объект исследования: предпрофильная подготовка обучающихся 9 классов по информатике.
Предмет исследования: элективный курс по информатике
Цели: Разработать элективный курс по информатике по предпрофильной подготовке с использованием электронного учебного пособия.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности обучения базовому курсу информатики. Охарактеризовать предпрофильную подготовку по информатике в основной школе.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Раскрыть понятие элективного курса в школе и выяснить место электронного учебного пособия в элективном курсе.
4. Разработать электронное учебное пособие по информатике для учащихся 9 класса по теме «Программирование на Pascal ABC».
5. Апробировать электронное учебное пособие на преддипломной практике и провести исследование необходимости использования элективного курса.
1.1 Базовое обучение информатике в школе
Появление и начальное становление информатики как науки относится о второй половине прошлого века. Область интересов информатики — это структура и общие свойства информации, а так же вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности.
Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий).
Одной из областей человеческой деятельности, испытывающей в настоящее время активное влияние информатики, является образование. Ветвь информатики, обслуживающая проблемы средней школы, получила название школьной информатики.
Школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.
Основная цель курса «Основы информатики и вычислительной техники» состояла в формировании представлений об основных правилах и методах реализации решения задачи на ЭВМ и элементарных умений пользоваться микрокомпьютерами для решения задач; в ознакомлении учащихся с ролью ЭВМ в современном общественном производстве и перспективами развития вычислительной техники. Предполагалось, что введение курса ОИВТ создаст предпосылки для изучения ряда естественно-научных предметов на качественном уровне, поскольку возможность применения учащимися ЭВМ на уроках должна существенно повысить наглядность обучения; моделирование на ЭВМ сложных объектов и процессов сделает усвоение учебного материала более доступным, значительно расширит познавательные возможности школьников, существенно активизирует их самостоятельную учебную деятельность.
Современной российской общеобразовательной школе рекомендована непрерывная структура школьного курса информатики, включающая пропедевтический, базовый и профильный этапы.
Являясь элементом обязательного образования, базовый курс должен быть общедоступным. Общедоступность понимается в двух аспектах: во-первых, теоретический материал курса должен соответствовать уровню развития и знаний учащихся, изучающих предмет; во-вторых для общеобразовательных школ должны быть доступны все необходимые компоненты обеспечения преподавания курса. Уровень преподавания информатики, как никакого другого школьного предмета, зависит от уровня его обеспечения.
Базовый этап должен обеспечивать реализацию государственного образовательного стандарта по информатике. Раньше ту же самую общеобразовательную функцию школьных предметов регламентировали государственные программы. [21, с. 44]
Обучение в начале своего пути, формируя учительский корпус, решая в первую очередь социальную задачу просвещения и в дальнейшем, заботясь о специалистах, выдвинуло базовый принцип: преподаватель должен излагать лишь истины, дабы не вводить учащихся в заблуждение (Я. Коменский). С тех пор происшедшие изменения столь значительны и в отношении истины («хотя потребность в достоверном факте и естественна для человека, но все же она есть его умственный недостаток.», /Б. Рассел/) и в отношении приобщения к ней («Не потому мы обладаем истиной, что мы субъекты; мы становимся субъектами вместе с достижением истины.», /герменевтики/), что образовательное сообщество признает губительность, как авторитарного учителя, так и формируемого на этом пути рутинного мышления.
Новая культурная среда — системно-информационная — революционна. Она требует деятельного (через Интеллектуальные системы — ИС) думателя (приобщенного к синтезирующему миру через Интернет), причем формирующегося в условиях точной (математической) среды компьютера. Так что надлежит добавить к двум затребованным качествам определяющее: требуется рационалист, действующий в межпредметных областях. В этих условиях обучение — (РО) — уже ставит задачу теоретического развития, причем даже с учетом непрерывного образования.
Проблема информационного образования не теряет остроты, т. к. касается сути человеческого существования, где каждый вовлечен в мир сложных систем НИТ. Прагматический интерес пользователей обеспечивается системами программирования с хорошо проработанной системой помощи и поддерживающими компьютерными курсами.
Базовое обучение должно обеспечить знание, на основе которых возможно продвижение в использовании систем НИТ на профессиональном уровне.
Целесообразно выделять три ступени в обучении информатике в школе: пропедевтическую (начальный курс), базовую (базовый курс), профильную (профильные курсы).
Основная задача начальной школы — дать основы для получения образования, заложить прочную базу для дальнейшего развития общеучебных навыков, а основная задача начального курса информатики — заложить основы грамотной работы с информацией.
Главной задачей базового курса (5-9 классы) является получение представления о современной информационной картине мира, научиться осмысленно использовать компьютер в учебной и практической деятельности.
Учащиеся 5-9 класса должны усвоить следующие тематические разделы (содержательные линии), которые соответствуют структуре образовательного стандарта:
1. Линия информации и информационных процессов.
2. Линия преставления информации.
3. Линия компьютера.
4. Линия формализации и моделирования.
5. Линия алгоритмизации и программирования.
6. Линия информационных технологий. [14, с. 124]
Основная цель изучения информатики на старшей ступени школы — подготовка к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования в вузе. Информатика на этой ступени школы будет изучаться в виде одного из профильных курсов, и ее содержание будет «подчинено» задачам и интересам тех учебных предметов, которые определяют профиль образования в конкретном образовательном учреждении.
Обучение информатике и информационным технологиям в старших классах состоит из базовых и профильных компонентов.
Базовый компонент включает в себя теоретические положения, необходимые для понимания сущности, ориентирования и осознанной деятельности в окружающем информационном пространстве, и виды информационной деятельности, свойственные специалистам различных профессий.
Профильный компонент обеспечивает более подробное знакомство с информационными системами выбранной сферы и профиля обучения, особенностями протекания в них информационных процессов и особенностями применения информационных технологий, существенными для данной сферы. [13, с. 5]
Что же такое предпрофильная подготовка и куда включит профильный компонент образования? С этим и другими особенностями предпрофильной подготовки мы познакомимся далее.
1.2 Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по информатике
Важнейшими направлениями инновационной деятельности в сфере образования являются предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Предпрофильное обучение — это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.
Предпрофильная подготовка — это часть системы, внутри которой формируются профессиональные интересы школьников. Она представляет собой совокупность педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки, направленной на самоопределение выпускников основной школы. Логическим продолжением предпрофильной подготовки является профильное обучение, реализующее личностно ориентированный подход. Профильная ориентация школьников — смыслообразующий элемент предпрофильной подготовки, а предпрофильная подготовка создает условия, повышающие готовность подростка к социальной, профессиональной и культурной самоидентификации. [9, с. 96]
Задачи предпрофильной подготовки:
— выявить интересы, склонности и способности школьников;
дать школьникам возможность получить практический опыт в различных сферах профессиональной и познавательной деятельности;
помочь получить верное представление о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением, сформировать познавательные и профессиональные интересы. [1]
Компоненты предпрофильной подготовки:
информирование и профильная ориентация учащихся 9-х классов в отношении возможного выбора профиля обучения на третьей ступени;
организация и освоение учащимися курсов по выбору (элективных курсов).
Система предпрофильной подготовки включает в себя ряд педагогических идей:
введение за счет школьного компонента элективных курсов: предметных, межпредметных, ориентационных;
введение активных методов преподавания элективных курсов;
проведение эвристических проб для учащихся 9-х классов, позволяющих более точно определить в выборе профиля;
введение накопительной оценки учебных достижений учащихся (портфолио);
проведение государственной итоговой аттестации для учащихся 9-х классов (ГИА);
— прохождение всеми учащимися 8-9-х классов курса обучения выбору профиля образования;
— зачисление в 10-й профильный класс на основе решения комиссии, учитывающей результаты психолого-педагогической диагностики;
— психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки обучающихся;
— проведение олимпиад, научно-практической конференции, школы юных экологов и других мероприятий, позволяющих использовать ресурс портфолио. [6]
Выбор профиля будет обоснованным, если учащиеся к нему готовятся во время всего периода обучения в основной школе. В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются, начинается профилизация. У школьников появляются первые представления о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ЕГЭ. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике определяется на основе ГОСов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитано на выпускников XI классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации. Но так ли это на самом деле?
Участие в ЕГЭ по информатике в 2010 году для учащихся и учителей информатики стало стрессом, поскольку, согласно приказу Минобрнауки (от 28.10.2009 г. №505), ЕГЭ по информатике отныне является обязательным для ряда технических специальностей, не только непосредственно связанных с ИКТ и вычислительной техникой, но и многих общеинженерных, технологи-специальностей, а также для физико-математических специальностей классических и педагогических университетов. К окончанию 2009-2010 учебного года не все выпускники сумели вовремя определится с выбором профессии, а значит и ЕГЭ по информатике выбрали в «последний момент», а сдача экзамена по информатике требует серьезной подготовки.
Сегодня информатика занимает четвертое место среди предметов (после русского языка, математики, физики) по востребованности на те, или иные специальности в ВУЗы.
Перед учителем информатики стоит сложная задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ЕГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но какое бы мнение педагоги не имели о ЕГЭ, приходится работать в рамках существующих обстоятельств и принимать решения: как готовиться к экзамену продуктивно, как создать условия для успешной сдачи экзамена выпускниками и самое главное самим быть готовыми к ЕГЭ содержательно, методически и организационно.
Так как на базовом уровне практически не изучаются такие темы, как программирование и логика, то даже идеальному ученику получить больше 50 баллов проблематично.
Но и на профильном уровне не все гладко. На практике мы работаем по определенным программам и учебникам. УМК какого авторского коллектива выбрать для преподавания? Содержат ли современные учебники задания в формате ЕГЭ? «Спасательным кругом» для получения более чем удовлетворительного уровня знаний по предмету может стать элективный курс, направленный на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ. За основу можно взять элективный курс, разработанный на основе одноимённого курса Н.Н. Самылкиной, С.В. Русаковой, А.П. Шестакова, С.В. Баданиной «Готовимся к ЕГЭ по информатике. Проанализировав различные информационные источники о базовом и профильном курсе информатики, можно сделать вывод, что эти два компонента тесно взаимосвязаны, поэтому являются залогом успешного будущего наших учеников в среде информационного общества. Ведь успешно приобретенные знания базового курса информатики дадут почву для обучения по информационно-технологическому профилю, а значит, обучающемуся будет интересно изучать азы и основы профиля в предпрофильной подготовке по данной дисциплине. В нашем случае — информатики.
1.3 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. Присущая детям от 10-11 до 14-15 лет включает в себя такие её виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная, трудовая. При выполнении этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникает сознательное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться личностно-значимым. Он учиться строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «я».
Учебная деятельность становиться как бы одновременно осуществляемой, она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. Именно в особенностях выбора средств, способов этой деятельности он утверждает себя.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимися у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — её предметом, средствами, способами решения учебных задач. [8, с. 232]
Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я» — концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует формы продолжения этого образования, зависимости от этого ориентируясь, либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия.
При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника.
В возрасте от 10-11 до 14-15 лет, поведение подростков характеризуется:
· бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
· стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
· особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
· процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
· обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
· сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
· изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый. (образовательная программа по информатике)
По данным социологических исследований, к моменту окончания школы только каждый второй может сказать, что уже выбрал профессию. Влияние семьи на выбор профессии достаточно велико, хотя и слабже, чем мнение друзей. Родители, к сожалению, часто оказывают своим детям «медвежью услугу», навязывая свои стереотипы или утоляя нереализованные амбиции. Школа по степени влияния на выбор профессии занимает последнее место.
Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии — только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия.
Интересы и склонности в выборе профессии
На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. Интерес — это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различны по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.
Современные педагоги также уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всесторонне развитой личности. Основные характеристики интереса:
* положительная эмоция по отношению к деятельности;
* наличие познавательной стороны этой эмоции, т.е. радости познавания;
* наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо от других мотивов.
Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство — срабатывает исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Чтобы любопытство переросло в любознательность, нужна интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая и вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития. [30]
Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов детей и подростков во многом определяет их будущую профессиональную успешность. А интерес к тому или иному учебному предмету нужно прививать с помощью необычной формы представления информации, интересных методов изучения учебного материала и перспектив на будущее, чтобы обучающиеся четко понимали для чего им все это нужно.
Но с помощью чего можно все это осуществить? С помощью элективных курсов по предпрофильной подготовке, по информатике, речь о которых пойдет в следующей главе.
2.1 Введение элективных курсов в школьном обучении
Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как элективные курсы. Это достаточно новый вид дополнительных занятий в школе, поэтому выясним, чем они отличаются от факультативных курсов.
Выясним что такое факультативный курс. Это курс, в котором представляется материал, выходящий за рамки программ основных курсов, или углубляющий требования программ основных курсов. Также перед факультативным курсом обычно ставились задачи обучения учащихся решению определённого типа задач, на овладение которым не остаётся времени в основные часы [1]. В последние годы, в ситуации сокращения часов на систематические курсы по многим предметам, факультативные курсы использовались уже для освоения основного учебного материала. Если говорить о месте факультативов в сетке расписания, то следует отметить, что факультативные курсы проводились за счёт регионального и школьного компонента. Посещение факультативных курсов учащимися строилось на их свободном выборе.
Определим, что такое элективные курсы.
Согласно проекту стандарта общего образования, элективные курсы должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе.
У них, действительно, есть общие черты с факультативами. По своему содержанию, они также ориентированы на углубление или дополнение материала систематических курсов, то есть на реализацию принципа дополнительности материала. По месту в сетке часов, они также схожи. Но ориентация элективных курсов во многом иная. Элективные курсы в основной школе должны помочь учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля. Этому должны служить курсы, с которыми знакомятся учащиеся в 8, 9 классах основной школы. На эту же цель, в конечном счёте, должны быть сориентированы и элективные курсы пропедевтического характера, реализуемые в 6, 7 классах. В старших классах элективные курсы, с одной стороны, должны выполнять функцию углубления знаний (в этом они схожи с факультативными курсами). С другой стороны, элективные курсы продолжают играть роль своеобразного компаса в выборе образовательно-профессиональной траектории.
Формирование культуры выбора у человека ещё на школьной скамье — это серьёзная проблема сегодняшнего общества. Например, наиболее типичные факторы выбора. Этот выбор определяется часто семьей, родителями. Симптоматичны и факторы выбора самих родителей. Часто они не помогают ребёнку самоопределиться в этой ситуации, а решают за него исходя из собственных представлений о будущем ребёнка. Часто учащийся в ситуации выбора действует по принципу подражания: «Мой друг пошёл в гуманитарный класс — и я с ним», «Сосед по площадке идёт в физико-математический класс — а чем я хуже?». Типичной так же является ситуация, когда дети связывают выбор образовательного профиля не с содержанием профиля образования, и не со своими собственными способностями и ценностными ориентирами, а с личностью учителя, ведущего тот или иной предмет. Любовь к учителю, восхищение им, обожание его — являются порой решающими факторами выбора для учащегося. Это особый вариант личностного подражания.
Элективные курсы призваны помочь развить навыки выбора образовательного профиля у учащихся. Предусмотренные небольшие объёмы элективных курсов (от 8 до 36 часов) позволяют учащемуся в течение года познакомиться с несколькими элективными курсами. Это фактор вариативности информации. Завершение обучения по элективным курсам предусматривает отчётность по результатам обучения, но в разнообразных и безотметочных формах. Одной из главных отличительных черт элективных курсов является то, что они обязательны по выбору.
Главная педагогическая задача учителя состоит в том, чтобы у учащегося на смену ценностям заимствованным — от родителей, взрослых, друзей, — появлялись свои собственные ориентиры. И это уже — реализация аксиологического подхода в образовании. [5, с. 45]
Наличие элективных курсов в учебном плане легализует пребывание в школе столь нужных подросткам увлеченных чем-то чудаков, место которых ранее было лишь на секциях, в кружках. Многие десятилетия в отечественных школах руководители этих клубов по интересам, исполняя главную мотивационную партию (очень часто ученик готов ходить в школу и «терпеть» уроки из-за волейбольной секции или драматической студии) и выполняя значительную часть воспитательной работы, были «на вторых ролях». С появлением в школе элективных курсов соотношение сил в педагогическом коллективе может измениться.
К сожалению, в основной школе, где на изучение какой-либо темы отводится мизерное количество часов, трудно поддерживать интерес обучающихся к данной теме из-за ограниченности приобретенных знаний. Умение решать различные виды учебных задач необходимо показать при сдаче ЕГЭ, т.е. при поступлении в ВУЗы.
Предлагаемые элективные курсы являются развитием ранее приобретенных программных знаний, их цель — создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для обучающихся. Все входящее в элективный курс не вызовет трудностей у ученика, т. к. не содержит огромного количества непосильной информации, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники смогут самостоятельно решать предлагаемые задания. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать, выдвигать гипотезы. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. [7, с. 18]
Таким образом, внедряя элективные курсы в школы, мы сами выстраиваем интерес учащихся к учебным дисциплинам, что существенно повышает вероятность успешности в их будущей профессиональной деятельности. Если успешно и полноценно преподавать элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов, то можно быть уверенным, что учащийся выберет именно этот профиль для обучения в старших классах, что так же благоприятно будет способствовать усвоению учебного материала — ведь он делает это целенаправленно. Элективные курсы выступают основой выбора успешного профессионала, ведь предпрофильная подготовка для различных групп школьников, в том числе и не имеющих хорошей подготовки, позволит ученикам утвердиться в своих способностях, что в будущем повлияет на высокие результаты сдачи экзаменов.
Для того, чтобы активно внедрять и применять в образовательном процессе элективные курсы, необходимо знать их особенности. Их мы рассмотрим в следующей подглаве.
2.2 Особенности элективного курса по информатике
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы.
В соответствии с одобренной Минобразованием «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» [16] дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они, по существу, и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.
Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется следующими факторами:
Ш интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов;
Ш значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда; исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира, которая может сравниться по значимости в школьном образовании только с изучением физики; интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин. [9, c. 96]
Также необходимо говорить о построении содержания образования по информатике, адекватного современному пониманию предмета и содержанию этой отрасли научного знания и деятельности человека. Несмотря на существенную динамику изменения содержания школьной информатики — за 20 лет существования в школе этот предмет переживает смену уже третьего поколения своего содержания, — мы все еще в значительной мере находимся в плену во многом устаревших взглядов на то, что такое основы информатики, в чем ее роль в современном образовании. Только в последние годы ситуация здесь стала меняться. Развитие содержания курса информатики в средней школе может быть охарактеризовано в настоящее время как этап «смены парадигм».
Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов и т.д.), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.
Информатика в настоящее время — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека.
Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может оставаться неизмененным, не может не модернизироваться, с тем, чтобы отвечать новым потребностям общества. Новые элементы содержания должны сначала апробироваться в вариативной части школьного образования, а затем входить в его инвариантную часть. Так было всегда. До недавнего времени новое содержание образования проверялось в основном в факультативных курсах. Теперь эту функцию на старшей ступени должны выполнять элективные курсы. Особенно актуальна эта задача для развития школьного образования по информатике. В этом еще одна важная особенность элективных курсов по этому предмету. [15]
Ориентация на новые цели и образовательные результаты в старших классах — это ответ на новые требования, которые предъявляет общество к социальному статусу каждого человека. Наиболее важные среди этих требований — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д. Роль изучения информатики в формировании целостного мировоззрения, предполагающего новые способы мышления и деятельности человека, трудно переоценить.
Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности — область информационных процессов в живой природе, обществе, технике.
Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве. Наличие и значительная роль информационных процессов в системах различной природы (биологических, социальных, технических) определяют востребованность элективных курсов по информатике в различных профилях обучения на старшей ступени школы.
Существенное значение для формирования научного мировоззрения школьников имеет раскрытие при изучении информатики роли новых информационных и коммуникационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека, предпосылок и условий перехода общества к постиндустриальному, информационному этапу его развития. Изучение информатики имеет важное значение для развития мышления школьников.
В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Изучение информатики открывает новые возможности для овладения такими современными методами научного познания, как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер. К ним, в частности, относятся: поиск, сбор, анализ, организация, представление, передача информации в открытом информационном обществе и всей окружающей реальности; проектирование на основе информационного моделирования объектов и процессов; умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности. И в обществе в целом, и в образовании эти умения и навыки формируются и используются в среде современных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Анализ содержания профессиональной деятельности людей массовых профессий и особенно прогноз ее развития в ближайшей перспективе позволяют сделать вывод о возрастании роли подготовки молодежи в области информатики и информационных технологий. Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: происходит «перекачивание» трудовых ресурсов из материальной сферы в информационную, появляются новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации. Таким образом, информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Если это так, то элективные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы школьников, обучающихся в разных профилях на старшей ступени школы. Отсюда — ориентация практической деятельности с использованием ИТ в элективных курсах на различные сферы деятельности и технологии, включение в содержание элективов по информатике задач, учебных проектов, связанных с изучением всех других учебных предметов. Ясно, что изучение тех или иных информационных технологий станет одной из ведущих линий содержания элективных курсов информатики. Разрабатывая такие курсы, следует иметь в виду, что методика изучения ИКТ во многом меняется.
Еще один вопрос, который невозможно обойти при обсуждении содержания элективных курсов по информатике, связан с целесообразностью изучения программирования. Понятно, что программирование — стержень профильного курса информатики. Но какова его роль и есть ли необходимость изучать программирование в рамках элективных курсов? Часто говорят, что (в отличие от начала 1980-х гг.) в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение программирования потеряло свое значение как средство подготовки основной массы школьников к труду, профессиональной деятельности. С одной стороны, это действительно так, но, с другой стороны, изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, планирование ее и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых — одна из приоритетных задач современной школы. Очень велика роль изучения программирования для развития мышления школьников, формирования многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения (12 на два года обучения). Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса как минимум на две подгруппы. Вводя в школьное образование элективные курсы, необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение — это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс. [28]
На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы поддерживают зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, проверяют возможности, способности ребят, помогают выбрать им профиль обучения в старшей школе.
К другим формам занятий по выбору существующих в учебных заведениях относятся: кружки и факультативные курсы.
Статус элективных курсов значительно превосходит статус факультатива. Так как факультативные курсы не являются обязательными, и школьники могут посещать факультатив по желанию. Но с элективными курсами дело обстоит не так. В рамках часов базисного учебного плана школьник обязан выбрать элективный курс. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля должно быть избыточным по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. Элективные курсы могут быть краткосрочными и чередующимися. Вводить их нужно постепенно: если одновременно ввести множество разнообразных курсов, то ученики окажутся перед трудной задачей выбора.
От базовых общеобразовательных и профильных курсов элективные курсы отличаются, как по форме, так и по содержанию, являясь важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ школьников. Они напрямую связаны с выбором каждым обучающимся содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и жизненных планов.
Элективные курсы могут помочь в решении двух важнейших задач:
· создание условий для осознанного выбора учениками направлений дальнейшего обучения, связанных определенными видами профессиональной деятельности;
· помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней [5, с. 46].
Элективные курсы в 8-9-м классе являются пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования.
Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационными испытаниями, так и защитой выполненного проектного или исследовательского задания.
Реализация курсов по выбору в предпрофильной подготовке предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения готовности учащихся к самообразовательной деятельности: самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационная поддержка образовательной деятельности учащегося с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки; социальные и предпрофессиональные практики на рабочих местах и др.
Элективные курсы могут быть разнообразными и выбираются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональная специфика рынка труда и рынка образовательных услуг).
При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует с самого начала иметь в виду следующее:
· Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным» (то есть у ученика должна быть возможность реального выбора). Набор курсов по выбору необходимо наметить в конце 8 класса на основе соответствующего анкетирования и опросов учащихся, собеседований с ними т. п.
· Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год. Здесь стоит обратить особое внимание на продолжительность курсов. Чтобы ученик имел возможность поменять за учебный год несколько курсов по выбору, курсы не должны быть длительными. Оптимальная продолжительность курсов находится в пределах 8-17 часов.
· Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
· В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности курс предпрофильной подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (например, история права, журналистика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).
Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на следующие два основных вида: предметно ориентированные и межпредметные.
Предметно ориентированные курсы
Предметно ориентированные элективные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня. Они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор будущего профиля. Программы предметно ориентированных курсов включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, то есть изучение некоторых тем, выходящих за рамки школьной программы. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативные, которые дополняют базовую программу, не нарушая ее целостности. Программы факультативов, которые построены по модульному принципу, могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.
В процессе реализации предметно ориентированных (пробных) курсов по выбору решаются следующие задачи:
реализация учеником интереса к выбранному предмету;
уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
создание условий для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.
Поскольку курсы данного типа не являются ознакомительными, оптимальной продолжительностью одного курса может быть четверть или полугодие. Это позволяет ученику за год освоить минимум 2-4 курса по разным предметам.
Перечень предметно ориентированных пробных курсов будет определяться набором предметов, встречающихся в различных вариантах профилей.
Межпредметные (ориентационные) элективные курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.
Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Они могут рассматриваться и как инструмент внутрипрофильной дифференциации, и как средство компенсации профильной однонаправленности; как курсы, способствующие расширению мировоззренческих представлений учащихся.
Задачами данных курсов являются:
· создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий;
· ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
· поддержание мотивации ученика к тому или иному профилю.
Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11 классов.
Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми. Оптимальная продолжительность одного курса — одна четверть.
Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Для организации предметно ориентированных курсов по выбору основная школа имеет достаточный внутренний ресурс. Межпредметные курсы могут разрабатываться и проводиться за счёт привлечения ресурсов иных образовательных учреждений единой образовательной сети, частью которой является школа.
Рассмотрев особенности содержания и организации элективного курса, возникает вопрос, с помощью чего, каких методических разработок можно внедрить элективный курс в образовательный процесс? Как совместить информационный продукт, который будет интересен детям, с ИКТ?
Отсюда и появилась идея разработки электронного учебного пособия. А каково оно в организации элективного курса, мы рассмотрим далее.
2.3 Электронное учебное пособие «Программирование на языке Pascal ABC» в организации элективного курса
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.
Это позволит усилить эмоциональное восприятие учебной информации; повысить мотивацию обучения за счет возможности самоконтроля, индивидуального, дифференцированного подхода к каждому обучаемому; развить процессы познавательной деятельности; создать условия для формирования умений самостоятельного приобретения знаний.
Для того чтобы электронное учебное пособие стало популярным, оно должно быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. [3, с. 92].
В связи с этим актуальным представляется обоснование психолого-педагогических требований к ЭУП, процессу их разработки и использования в образовательном процессе в рамках компетентностной парадигмы, предусматривающей индивидуализацию обучения за счет сочетания предметных знаний, умений и навыков с опытом их применения для решения жизненных и профессиональных проблем.
Одним из главных факторов развития информационных технологий (как и технологий вообще) является стремление человека высвободить свои психофизиологические ресурсы, перенаправив их с выполнения рутинных операций на решение более важных и творческих задач. С философской точки зрения в условиях информационного общества приобретает актуальность осознанное применение интеллектуальных фильтров, которые способны упростить восприятие и переработку избыточных массивов информации. К интеллектуальному информационному фильтру предъявляются следующие требования: оформление в виде внешней по отношению к человеческому сознанию модели; ориентация на оптимизацию информационных потоков с учетом особенностей человеческого мышления; инвариантность с культурной, профессиональной и исторической точек зрения.
На уровне практической педагогики эти идеи воплощаются в понятии «компетентность в работе с информацией» (информационная компетентность).
Как показывает изучение отечественного педагогического опыта, образовательный потенциал ЭУП, разрабатываемых и предлагаемых для применения как в профессиональной, так и в общеобразовательной школе, используется не полностью. Зачастую ЭУП представляют собой носитель учебной информации, отличный от печатных аналогов лишь своей мультимедийной (иногда только электронной) формой. При использовании таких ЭУП не представляется возможным освоение индивидуальных информационных фильтров, развитие информационной компетентности обучающихся. [2, с. 88]
В связи с этим научная проблема заключается в переходе от традиционной (знаниевой) к инновационной (компетентностной) парадигме разработки и применения ЭУП, которые выступают как средство развития информационной компетентности.
Информационная компетенция включает две группы базовых компетенций:
1) компетенции работы с информацией: осознание потребности в информации; поиск путей восполнения пробела в знаниях; разработка стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации, создание на ее основе нового знания;
2) компетенции пользования информационными технологиями: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифрового / кассетного диктофона, видеокамеры, проектора); осуществление информационного поиска в Интернете; налаживание общения посредством интернет-технологий.
ЭУП не только способствуют обучению учащихся, что само по себе значимо, но и открывают перед учащимися возможности использования информационных технологий. Использование электронных учебников показывает, что уровень знаний у учащихся повышается, возрастает интерес к изучаемому предмету. Происходит это в частности, благодаря тому, что в процессе работы с ним учащийся может моделировать различные процессы, посредствам интерактивных моделей, наглядно отображать динамику процессов на графиках. [12, с. 9] Интерес к предмету стимулирует и сама форма подачи учебного материала.
Программирование — одна из самых традиционных тем в курсе информатики. Место и вес этой темы в программе курса со временем меняются. Во многих учебных заведениях общего и среднего образования программирование изучается в форме элективного курса или факультатива, в рамках предпрофильной подготовки. Существует множество дополнительной литературы по программированию на языке Паскаль АВС. Это фундаментальное описание синтаксиса и семантики языка с одной стороны, с другой стороны, это сборники решения задач. Для внимательного и вдумчивого прочтения этих учебников, выполнения предусмотренных заданий требуется значительное время. [23]
Исходя из всех проанализированных источников, которые ещё раз доказывают, что использование электронного учебного пособия в предпрофильной подготовке — оптимальный вариант: просто, доступно, необычно, для себя я уже точно обозначила, что разработка моего курса предпрофильной подготовки будет именно в формате электронного учебного пособия. В нем вижу все плюсы усвоения информатики в качестве предпрофильной подготовки, как дисциплины, по которой учащиеся намерены обучаться в старших классах, и смогут в дальнейшем использовать в профессиональной деятельности. Именно электронное учебное пособие, по моему мнению, сможет вызвать интерес к получению знаний по профильному предмету, а значит — заинтересованность элективным курсом по предпрофильной подготовке.
Цель элективного курса «Программирование на языке Pascal АВС» — дать краткое и четкое изложение основ программирования на языке Паскаль АВС и помочь выработать навыки составления программ по реализации различных алгоритмов. Изучение алгоритмизации по данному ЭУП позволяет поставить на качественно новый уровень преподавание программирования. Поэтому он будет интересен как начинающим программистам, так и тем, кто уже долгое время изучает программирование. Успех в освоении учебного материала определяется следующими основными видами деятельности:
ь Изучение теоретического материала, сопровождаемое ответами на поставленные вопросы.
ь Работа с демонстрационными примерами.
ь Ответ на вопросы по ходу изучения теоретического материала;
ь Выполнение обучающих тренировочных тестов.
ь Выполнение практических заданий.
Электронная форма учебного пособия делает его более «мобильным» благодаря использованию логических ссылок внутри учебного материала. При этом учащийся может легко найти ответ по интересующей его теме в процессе обучения, вернуться к теории в случае возникающих затруднений при решении какой-либо задачи, сделать закладку в нужном разделе.
Проблема использования электронных учебников заключается в том, что нет единых методических разработок для преподавателя по работе с ним. Не ясно место и роль преподавателя в обучении, построенном на основе работы с электронным учебником, степень его участия на подобных занятиях и характер его работы.
В процессе преподавания информатики электронные учебные пособия применяются и при проведении теоретических и практических занятий, а так же при сдаче экзамена.
Предлагается решение этой проблемы в организации проектной деятельности обучающихся. На мой взгляд, при использовании электронного учебного пособия их деятельность превращается в проектную. Учащиеся изучают то, чем пользуются. Тем самым создаются условия для учащихся, в которых они теперь будут работать сами.
В методике преподавания электронное учебное пособие является принципиально новым типом учебного материала. Его назначение заключается в предоставлении больших возможностей обучаемому по объему знаний, выработке навыков и организации индивидуального процесса обучения, что позволяет проверить уровень освоения учебного материала.
В элективном курсе роль учебного пособия такова: на занятиях учащиеся получают задание для практической части работы, четкий инструктаж преподавателя по ее выполнению и самостоятельно выполняют работу, опираясь на разделы электронного учебного пособия.
Электронные учебники не только способствуют обучению учащихся, что само по себе значимо, но и открывают перед учащимися возможности использования информационных технологий. Интерес к предмету стимулирует сама форма подачи учебного материала.
Успех в освоении учебного материала определяется следующими основными видами деятельности:
1. Изучение теоретического материала, сопровождаемое ответами на поставленные вопросы.
2. Работа с демонстрационными примерами.
3. Ответ на вопросы по ходу изучения теоретического материала;
4. Выполнение обучающих тренировочных тестов.
5. Выполнение практических заданий.
В лекционной части дается сжатое изложение теоретического материала, который выдается небольшими порциями и поделен на разделы.
Закрепление изученного материала осуществляется в процессе ответов учащихся на вопросы, на которые необходимо отвечать после очередной порции информации, что позволяет учащимся лучше понять изучаемый материал, а затем закрепляется, посредством решения задач по теме.
Изучение теоретического материала сопровождается демонстрационными примерами (тело программы из предложенного примера можно перенести в программу Pascal ABC), которые позволяют наглядно продемонстрировать выполнение команды, алгоритмической конструкции, те или иные алгоритмические приемы.
После изучения темы предлагается осуществить самоконтроль, ответив на вопросы теста. Результатом является отметка, показывающая уровень образованности учащегося. После ответа на вопросы, учащийся может вернуться к теории, скорректировав свои знания.
Третьим этапом в изучении новой темы является практическая работа. Она включает упражнения двух разных уровней:
· на выработку элементарных умений, которые будут применяться в составе сложных.
· на выработку умений узнавания изучаемого материала, его понимания и первоначального анализа.
После изучения структуры и содержания электронного курса каждый учитель сможет разработать собственную систему занятий. В пособии не предусмотрены ограничения на переход от изучения одной темы к изучению следующей.
Учебное пособие имеет открытую архитектуру, что позволяет учителю корректировать и дополнять его своим материалом.
Электронное учебное пособие — это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.
Электронное учебное пособие содержит:
· Титульный экран: здесь содержится приветственное слово, кнопка для скачивания программы Pascal ABC, интерактивные кнопки, для перехода на другие страницы электронного учебного пособия.
· Введение: здесь находится аннотация к электронному учебному пособию, а именно на что направлен элективный курс, для кого и на какой период.
· Сведения о языке Pascal ABC: находятся на кнопке «о языке Pascal ABC»: здесь описывается когда и кем был создан данный язык программирования, для чего предназначен и почему именно этот язык.
· Материалы по предпрофильной подготовке: находятся на кнопке «По предпрофилю». Здесь находятся две кнопки: «9 класс» и «Доп.материал».
При переходе по которым, нам выдаются разные материалы:
Кнопка «9 класс» содержит материал занятий, по элективному курсу, начиная с понятия Алгоритм, дальше занятия направлены на постепенное изучение системы программирования Pascal ABC. От простого к сложному.
А переход по кнопке «Доп.матерал» позволяет нам перейти на страничку, где можно скачать установочную программу Borland Delphi 7. Эта программа основана на языке Pascal Object, что является одним из разделов Pascal ABC. Этот материал является дифференцированным для детей, который «идут» немного вперед или занимаются на дому.
· Пример программы на Pascal ABC: Здесь показан пример, который был разработан мной для экзамена по программированию. Проект содержит тренажер клавиатуры. На странице можно прочитать краткую аннотацию к программе и скачать сам исходник.
· Система проверки знаний: Содержит тест, состоящий из двух частей (А, В), который был разработан в соответствии с ГИА-2012 года. Здесь есть задачи, построение алгоритмов и тестовые задания, подразумевающие выбор одного правильного ответа, по программированию.
· Сведения об авторе: эта кнопка содержит основную информацию об авторе данного элективного курса и электронного учебного пособию, контакты для связи.
· Список использованной и дополнительной литературы: находится при переходе по кнопке «Информац.источники». Здесь описаны сайты, а так же авторские книги, направленные на изучения языка программирования Pascal ABC.
Удалось ли внедрить данный элективный курс на практике, мы прочтем в следующей подглаве.
2.4 Результаты исследования по использованию элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов в качестве предпрофильной подготовки
Изучение информатики ведется в 8-9 классах в рамках предметной области «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФГОС 2004 г. [22] и на основе основной образовательной программы. (УМК Семакин И.Г.)
При изучении раздела «Алгоритмизация программирование» в основной школе у выпускников будут сформированы:
· основы алгоритмической культуры;
· умение составлять несложные программы;
Обучающиеся познакомятся с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; получат опыт написания и отладки программ в выбранной среде программирования.
В настоящее время продолжает действовать базисный учебный план 2004 года, предусматривающий изучение «Информатики и ИКТ» в 8 и 9 классе (по 1 и 2 часа в неделю соответственно). Требованиями к уровню образованности из ФГОС 2004 г. по теме «Алгоритмизация и программирование» являются понятия: алгоритм, алгоритмизация, логические значения, операции, программирование.
В соответствии с ФГОС 2010 г. в предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» включены: развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
В Законе «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. [29] в статье 66 точно описано на что направлено среднее общее образование: на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
В пункте 4 Статьи 66 раскрывается необходимость организации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которая может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Профильная дифференциация обучения на старшей ступени школы становится неотъемлемой частью среднего образования, средством улучшения его качества. Задачей профильных курсов является создание необходимой базы для понимания вузовских курсов и развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. [13, c. 7]
В соответствии с ФГОС, уроки информатики должны преподаваться в средней школе с 7-9 классы, но в школе, которая была моей базой практики, которая работает по УМК Семакина И.Г., курс информатики в основной школе преподается с 8-9 классы. Как следствие, это характеризуется уменьшением количества часов на изучение алгоритмизации и программирования в старшей школе, что было объективно связано с бурным развитием ИТ. Исключение из учебной программы вопросов, связанных с алгоритмизацией и программированием послужило недостаточно полноценным восприятием учащимися этой темы. В профильном обучении не только содержание, но и методические подходы к изучению основ алгоритмизации и программирования должны быть различны.
Хорошо известно, что развитие алгоритмического (процедурного) мышления учащихся происходит тем эффективнее, чем раньше оно начинается. Методика и средства пропедевтического обучения алгоритмизации широко известны и хорошо отработаны. Если же, согласно базисному учебному плану, изучение информатики должно начинаться с 8 класса, то освоение алгоритмизации учениками будет происходить несколько более затруднительно. Но это не означает, что от него надо отказываться, а его развивающая функция уже не актуальна.
Цель обучения алгоритмизации заключается в овладении учащимися структурной методикой построения алгоритмов. Это значит, ученики должны научиться использовать в практике построения алгоритмов основные управляющие структуры: следование, ветвление, цикл; уметь разбивать задачу на подзадачи, применять метод последовательной детализации алгоритма.
При наличии небольшого объема учебного времени, программирование в базовом курсе может изучаться лишь на уровне введения. Основная задача ограничивается рамками все той же линии компьютера: раскрывается понятие программного управления работой компьютера. Изучение происходит на примерах простых программ на Паскале (предпочтительный вариант) или на структурированной версии Бейсика. Показывается, как организуется простейший диалог компьютера с человеком: компьютер спрашивает, ученик отвечает, компьютер реагирует на ответ в соответствие с его содержанием. Показывается, как организуются простейшие вычисления, например, вводится числовая последовательность, выводится ее среднее арифметическое значение; или вводятся два числа, выводится их наибольший общий делитель (алгоритм Евклида) и т.п.
Изучение программирования — как прагматическая цель заключается в освоении основ профессионального программирования. Сегодня программирование на любительском уровне с практической точки зрения не представляет интереса. Используя прикладные программы можно сделать гораздо больше, чем с помощью языков программирования на ученическом уровне. Такую цель можно ставить только перед профильным или элективным курсом информатики. Проанализировав УМК Семакина И.Г., можно сделать вывод: В рамках предпрофильной подготовки в 9 классе рекомендуется проведение курсов по выбору (элективных курсов). Т.е. за счет элективных курсов можно восполнить недостающие часы и подготовить обучающихся к углубленным знаниям по профилю.
Именно поэтому появилась идея разработки и исследования необходимости элективного курса по программированию для обучающихся 9-го класса.
Использовала разработки, которые были необходимы для апробирования элективного курса по информатике, а именно: программа элективного курса, рассчитанная на 1 год, вводный тест, для оценки уровня образованности по разделу «Кибернетика и программирование», электронное-учебное пособие «Элективный курс по информатике «Программирование на языке Pascal ABC»», рабочую тетрадь, для закрепления знаний и умений, посредством выполнения заданий, и итоговый тест для определения уровня образованности обучающихся.
В исследовании участвовали 10 учащихся 9-го класса. Для введения элективного курса, я провела для них тест, разработанный в соответствии с требованиям к знаниям и умениям учащихся 9-х классов по разделу «Алгоритмизация и программирование» по ФГОС 2004 г., а так же отражает содержание ГИА-2012 г. по информатике.
Фрагмент вводного теста
Тест предусматривал 10 вопросов по теме с одним вариантом правильного ответа. Критерии оценивания данного теста были таковыми:
Критерии оценивания: 10 правильных ответов — «5» 9-7 правильных — «4» 6-5 правильных — «3» <5 правильных — «2» |
Диагностика показала, что обучающиеся не очень качественно освоили учебный материал.
В процентном содержании в соответствии с критериями оценивания эти обучающиеся оцениваются следующим образом:
На отметку «2» написали тест — 20% обучающихся, т.е. 2 человека;
На отметку «3» — 30% обучающихся — 3 человека;
На отметку «4» — 50% — 5 человек;
Отметка «5» не была выставлена никому;
Для повышения уровня знаний и обретения новых навыков, необходимых при обучении в профильном классе, по теме алгоритмизация и программирование в соответствии с рабочей программой элективного курса, использовалось электронное учебное пособие.
Рис. 1
Учащимся было предложено 10 занятий по работе с электронным учебным пособием «Программирование на языке Pascal ABC», который был разработан специально для повышения уровня образованности обучающихся по данной теме, доказывая тем самым необходимость введения элективных курсов в качестве предпрофильной подготовки в 9 классах.
После каждой пройденной темы обучающимся предлагалось решить задачи на закрепление, они были как на карточках, так и в электронном учебном пособии. Некоторые из заданий были взяты из КИМов ГИА по информатике, что способствовало так же целенаправленному изучению курса, как подготовка к ГИА.
Задания так же предусматривали работу по вариантам.
Рис. 2
Для работы с электронным учебным пособием и вне класса, т.е. выполнять задания дома, была разработана небольшая рабочая тетрадь, которая предусматривала задания возможные для самостоятельного выполнения. Фрагмент рабочей тетради представлен на рис. 3
Рис. 3
На итоговом этапе мной вновь был проведен тест, который так же оценивал уровень образованности учащихся, но уже после использования элективного курса.
Диаграмма 2
В процентном содержании в соответствии с критериями оценивания эти обучающиеся оцениваются следующим образом:
На отметку «2» и «3» итоговый тест не написал ни один обучающийся, участвовавший в исследовании;
На отметку «4» — 70% — 7 человек;
На отметку «5» — 30% — 3 человека;
Очевидно значительное улучшение результатов решения теста: в отличие от вводного — появилась отметка «5», а отметки «2» и «3» были полностью ликвидированы.
При сравнении двух результатов можно увидеть значительный рост уровня образованности обучающихся по данной теме, а значит 10 занятий элективного курса не прошли даром.
Диаграмма 3
Это доказывает проблему моей выпускной квалификационной работы. Для того, чтобы обучающиеся знали, что ждет их в профильном классе и с какими проблемами они могут столкнуться им необходимо пройти хотя бы кратковременный элективный курс, чтобы либо повысить уровень своих умений, применить полученные теоретические знания, либо оценить свои возможности и проявить (либо опровергнуть) интерес, как к дисциплине в целом, так и к курсу программирования.
Элективный курс направлен на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Если ребенок испытывает неутомимый интерес, то разумеется ему будет интересно обучаться в информационно-технологическом классе, где профильными дисциплинами будут математика, физика и информатика.
В данной дипломной работе были рассмотрены особенности преподавания базового курса информатики в средней школе, что послужило предпосылкой к суждению о том, что для обучению по профилю не достаточно времени обучения по теме «Алгоритмизация и программирование», а значит нужны дополнительные часы для тех, кто хочет обучатся в дальнейшем в профильном информационно-техническом классе.
Для того, чтобы разобраться с какого класса будет уместно применять элективный курс были изучены и проанализированы учебники по психологии. Выводом стало, что дети активнее участвуют в выборе будущей профессиональной деятельности в подростковом возрасте, а значит использование предпрофильной подготовке целенаправленно будет внедрено для 9-го класса.
Были рассмотрены роль и место элективных курсов в предпрофильном обучении, что побудило разработать программу элективного курса, нацеленного на предпрофильную подготовку учащихся 9-го класса в течение одного года.
После были проанализированы различные методы и формы предоставления учебного материала. ИКТ технологии — интересно, качественно, доступно. Именно это побудило остановить свой выбор на такой форме элективного курса, как электронное учебное пособие «Программирование на языке Pascal ABC».
На пред дипломной практике мною были апробированы мои разработки: программа элективного курса, электронное учебное пособие, а по результатам прохождения практики, все задания и задачи, которые прорешивались учащимися на карточках, были собраны в рабочую тетрадь, которая послужила дополнением к электронному учебному пособию, что способствовало отличному усвоению обучающимися предлагаемых тем элективного курса.
Результатом исследования стало то, что уровень образованности воспитанников повысился благодаря использованию элективного курса, а значит тема моего дипломного проекта актуальна и школьники действительно нуждаются в качественных разработках по предпрофильной подготовке.
В связи с принятием нового Закона «Об образовании» (от 29.12.2012 г.) в образовательной системе еще глубже ставится проблема самореализации ребенка, выбора профиля обучения, а так же воспитания самостоятельной личности. Эти задачи помогает решить элективный курс по программированию, а это значит, что данная разработка найдет своё отражение в моей дальнейшей педагогической деятельности.
информатика электронный программирование курс
1. Баранников, А.В. Элективные курсы в профильном обучении [Текст]: информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования / А.В. Баранников. — 2003. — 3 с.
2. Биккулова Г.Р. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании // Инновации в образовании. — 2009. — №7. — С. 87-97.
3. Богачев А.Л., Добржинский Ю.В. Разработка электронного учебника по курсу «Информатика» // Вологдинские чтения. — 2005. — №53. — С. 90-95.
4. Борис Старцев, Просвещение. Статья «Без бумажных учебников/ [электронный ресурс] — режим доступа — http://prosvpress.ru/2011/09/
5. Григорьев С.Г., Лобов И.Б. Интегративные подходы к формированию электронных учебных пособий курса информатики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2007. — №4. — С. 44-46.
6. Густяхина В.П., статья «Использование программно — педагогических средств» Автор: (journal.kuzspa.ru) раздел ИКТ в образовании)
7. Ельцин А.В., Научный руководитель: Громыко В.И.; Спецсеминар «Обучающие системы «Реализация Интеллектуальной обучающей системы» Московский государственный университет имени Ломоносова, Факультет Вычислительной математики и кибернетики, Кафедра Алгоритмических языков.
8. Зимняя И.А. «Педагогическая психология»: Учебное пособие — Ростов н/Д.: Издательство «Феникс» 2006 г. — 480 с.
9. Зубрилин, А.А. О подготовке студентов к проведению элективных курсов по математике / А.А. Зубрилин / Гуманитаризация среднего и высшего математического образования: состояние, перспективы (методическая подготовка учителя математики в условиях фундаментализации образования): сб. материалов; Мордсш. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2005. — С. 95-97.
10. Издательский словарь-справочник, — М.: Академия, 2000.
11. История возникновения языка программирования паскаль. [электронный ресурс] — режим доступа — http://ru.wikipedia.org/wiki/Pascal
12. Коржавина Н.В. Информационные технологии как средство достижения понимания в процессе обучения // Фундаментальные исследования. — 2008. — №5. — С. 66-67.
13. Крахмалева Т.С., «Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения по информатике» /Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2004. — с. 9 «Профильное обучение (основная ступень)»
14. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Методика преподавания информатики», учебное пособие для студ. пед. вузов/2-е издание. Стер. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 624 с.
15. Личный сайт преподавателя математики Поликарповой А.А. [электронный ресурс] — режим доступа — http:// 21419s01.edusite.ru
16. Министерство образования Российской Федерации, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва №2783)
17. Михайлов А.И., Чёрный А.И., Гиляревский Р.С., Большой энциклопедический словарь
18. Н. Пастернак, Статья «Программа работы с родителями старшеклассников» [электронный ресурс] — режим доступа — http://www.zaoisc.ru
19. Наше образование. Элективные курсы и культура выбора [электронный ресурс] — режим доступа — http://www.gluki-obrnauki.ru/Cult.html
20. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника // Информатика и образование. — 2006. — №5. — С. 104-107.
21. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. — М.: Академия, 2010.
22. Савинов Е.С., Серия «Стандарты второго поколения», Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина
23. Сайт, посвященный Pascal ABC. [электронный ресурс] — режим доступа — http://pascalabc.net
24. Самылкиной Н.Н., Русаковой С.В., Шестакова А.П., Баданиной С.В. «Готовимся к ЕГЭ по информатике», предложенного в учебном пособии издательства «Бином» Лаборатория знаний, 2008 г.
25. Словари, полный сборник слов из сборников на русском языке. [электронный ресурс] — режим доступа — http://vslovare.ru
26. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 64
27. Социальная сеть работников образования. [электронный ресурс] — режим доступа — http://nsportal.ru
28. Федеральный государственный образовательный стандарт. [электронный ресурс] — режим доступа — http://standart.edu.ru/
29. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
30. Центр дистанционного образования «Эйдос». [электронный ресурс] — режим доступа — http://eydos.com
Размещено на