Содержание
Введение4
1.Теоретические основы банковского кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.9
1.1Содержание и принципы банковского кредитования малого и среднего бизнеса9
1.2 Механизм организации кредитования коммерческими банками малого и среднего бизнеса21
2.Анализ практики организации кредитования АКБ НацКорпБанк г.Москвы заемщиков из числа представителей малого исреднего бизнеса30
2.1 Краткая характеристика АКБ НацКорпБанк и параметров кредитной деятельности с малым и средним бизнесом30
2.2 Исследование организации кредитования АКБ НацКорпБанк заемщиков из числа представителей малого бизнеса и методов минимизации кредитных рисков банка35
2.3 Анализ организации кредитования АКБ НацКорпБанк из числа представителей среднего бизнеса и методов минимизации кредитных рисков40
3. Рекомендации по развитию кредитования АКБ НацКорпБанк малого и среднего бизнеса на современном этапе61
3.1 Рекомендации по развитию малого бизнеса61
3.2 Рекомендации по развитию среднего бизнеса64
3.3 Рекомендации по совершенствованию управления кредитными рисками АКБ НацКорпБанк при кредитовании малого и среднего бизнеса67
Заключение73
Список использованной литературы79
Приложение 182
Выдержка из текста работы
2.1 Характеристики Министерства экономики УР и Отдела по развитию предпринимательства Управления по развитию предпринимательства и инноваций Министерства экономики УР 24
2.2 Исследование состояния и развития малого и среднего бизнеса в УР 30
2.3 Анализ реализации программ государственной поддержки малого бизнеса в УР 39
3. ПЛАН СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТР 42
3.1 Разработка организационной структуры Центра внешнеэкономической деятельности 42
3.2 Определение порядка взаимодействия Центра с другими отделами 46
3.2 Кадровое обеспечение Центра ВЭД 50
3.3 Оценка эффективности разработки и внедрения Центра ВЭД 56
Заключение 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
приложения………………………………………………………………66
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты в области экономики и финансов, рыночные аналитики отмечают, что в современной России появился бизнес-класс, составляющий основу экономической системы страны — те самые небольшие компании и индивидуальные предприниматели, которые построили экономики многих развитых стран мира, обеспечивая их процветание.
Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации, как республики, так и всего государства. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказали влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействуют на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производственных сил. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы.
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.
Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.
Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и на их пути возникает множество проблем.
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила не эффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, — мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны. Малое предпринимательство — не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.
Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.
Целью работы является изучение государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Удмуртской республике путем создания регионального координационного Центра.
Объектом исследования является малый и средний бизнес.
Предметом исследования являются проблемные области и перспективные направления развития институтов государственной поддержки малого предпринимательства.
Задачи работы:
-рассмотреть экономическую сущность малого и среднего бизнеса, определить его роль в рыночной экономике и основные проблемы;
-рассмотреть вопросы государственного регулирования и поддержки в области малого и среднего бизнеса в области внешнеэкономической деятельности.
-предложить план создания регионального координационного Центра.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1 Сущность, определение малого и среднего бизнеса
Определение малого бизнеса
Принято считать так, что малый бизнес — это совокупность микро предприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» [1] микро предприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия — организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. Таким образом, малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц — малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие — «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской деятельности оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств, принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.
В соответствии с законом «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации » [1], в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек — малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнес а. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей — к малым, и более 400 млн. рублей — к средним предприятиям.
Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ [1], данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
В настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости. Это нужно для того, чтобы: существуют некоторые компании с оборотом в несколько миллионов рублей в день, но в штате могут находиться всего 2 по сути состоящие из 2-3 человек. Это биржевые трейдерские компании по торговле акциями, ценными бумагами и т.д.
Инновационный момент в малом предпринимательстве
Инновационная составляющая, как и в любом другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала [4].
Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики [5].
Виды деятельности малых предпринимателей.
Спектр видов деятельности, которыми вправе заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.
В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид деятельности определяется в соответствии с Классификатором видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности » [2] к ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, производство алкогольной и табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других.
Критерии малого предприятия
В общественном сознании малый бизнес воспринимается как нечто небольшое по своим размерам. В гражданском законодательстве требуются более строгие определения. Лучшего, «единственно верного» определения не существует. В зависимости от социально-политических целей и интересов каждое правительство использует те определения, которые ему выгодны.
Для учета всех этих факторов часто используют методику SWOT- анализа [17] (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы). Методический прием заключается в заполнении граф соответствующей таблицы по принципу «с одной стороны», «с другой стороны».
Сгруппируем различные критерии для определения малого предприятия, а также рекомендации по их использованию в следующей таблице (Таблица 1).
Таблица 1 — SWOT-анализ определений малого бизнеса
Критерии определения Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы Рекомендации
Численность занятых Простота определения Широкий спектр предприятий Неограниченный рост числа предприятий Искусственная миниатюризация экономики Хороший критерий для «рывка» в развитии малого бизнеса
Доля физических лиц в уставном капитале Привлечение частного капитала Ограничения на создание «дочек» корпорациями Расширение числа малых предприятий за счет физических лиц Малый капитал физических лиц По мере роста накоплений населения
Оборот Ограничение на масштабы деятельности Ограничение на бизнес в высокодоходных отраслях Вывод малого бизнеса из специфических видов деятельности Искусственное дробление бизнеса Не обеспечивает плавный переход к крупному бизнесу
Перечень допустимых видов деятельности Выделяет приоритетные направления для малого бизнеса Ограничивает новые сферы деятельности малого бизнеса Целевое развитие малого бизнеса Незаинтересованность в заданных видах деятельности Краткосрочное адресное стимулирование отдельных видов деятельности
Перечень недопустимых видов деятельности Исчерпывающие границы деятельности малых предприятий Ограничение роста малых предприятий в запрещенных секторах Развитие малых предприятий в незапрещенных секторах Нелегальное внедрение малых предприятий в новые запрещенные сферы Использовать при наличии явных ограничений на вид деятельности
Участие собственника в работе малых предприятий Сделать собственникаработником Ограничение на тиражирование франчайзинга Легализация самостоятельной деятельности Превращение малых предприятий в семейные Для малых предприятий — пользователей сельхозугодий
Если необходимо резко увеличить число субъектов предпринимательской деятельности, то достаточно установить в качестве критерия малого предприятия небольшую численность работников малого предприятия. Тогда желающие стать предпринимателями вынуждены будут создавать все новые и новые предприятия, как только численность работников на очередном предприятии достигнет верхней границы. Такой критерий будет тормозить переход малых предприятий в крупный бизнес.
Участие юридических лиц в уставном капитале малых предприятий необходимо на начальном этапе бизнеса, связанного с крупной корпорацией, для установления контроля над деятельностью «дочки», переданными ей активами, технологиями и финансовыми потоками. Варьируя этим критерием, можно стимулировать или, наоборот, сдерживать участие корпораций в развитии малого бизнеса.
Любые попытки ограничить масштабы оборота малого предприятия ведут к стагнации малого бизнеса. Предприниматель, нашедший «золотую жилу», вынужден ограничивать свою деятельность или переходить в теневую экономику. При отсутствии ограничений на масштабы предпринимательской деятельности под флагом малых предприятий могут успешно развиваться посреднические структуры, имеющие специфические преимущества на рынке, исследователи, владеющие «ноу-хау».
Если государство не заинтересовано в существовании «гениев» отдельных видов деятельности, оно может установить ограничения по конкретным видам деятельности малого предпринимательства. Причем такие ограничения могут устанавливаться в разной форме: путем определения перечня допустимых и/или недопустимых сфер деятельности для малых предприятий. В первом случае есть шанс стимулировать развитие малого бизнеса в конкретных секторах экономики, во втором случае спектр возможного приложения усилий частного предпринимательства расширяется за счет новых видов деятельности, зачастую еще не проявивших себя на рынке.
Наконец, самым жестким ограничением является требование личного участия владельца малого предприятия в производственной деятельности. Такое требование нередко является необходимым для защиты интеллектуальных прав, творческой индивидуальности в сфере народных промыслов и ремесел. Но одновременно такое ограничение может тормозить развитие бизнеса из-за недостатка собственного капитала[12].
Какие преимущества могут быть у предприятий малого бизнеса. Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержку развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ.
Сущность и определение среднего бизнеса
В России до сих пор не существует четкого определения понятию «средний бизнес», то есть не выделяют его, как самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие среднего бизнеса идет «рука об руку» с понятиями малый и крупный бизнес и остается на заднем плане, как «нагрузка» к предприятиям этих категорий.
Полностью отсутствуют признаки, по которым предприятие можно отнести к объекту среднего бизнеса, а также, чем конкретно средний бизнес отличается от малого и крупного. Это выглядит, как минимум нелепо, так как даже если предположить, что валовое производство товаров и услуг страны компаниями крупного бизнеса составляет 50%, а малого — 15%, то на валовое производство предприятиями среднего бизнеса приходится 1/3 часть всех товаров и услуг, а это совсем не мало. На самом деле, в России и сейчас нет четкого разграничения понятий среднего и малого бизнеса.
Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. До сих пор, в отличие от предприятий малого бизнеса, компании крупного и среднего бизнеса не обладают правовым статусом. Средний бизнес находится посредине между крупным и малым, и является их промежуточной прослойкой.
Предприятия среднего бизнеса выступают «связными» крупных и малых предприятий, и государства и малых предприятий.
Существует такое понятие, как сетевая экономика. Именно предприятия среднего бизнеса взяли на себя решение основных задач крупного и малого бизнеса, так как у этих двух категорий компаний нет возможности сотрудничать напрямую. Это происходит из-за того, что малый бизнес обладает неустойчивостью на рынке, обладает деятельностью с высокой степенью риска и маленькими размерами фирм.
Компании среднего бизнеса помогают регулировать организационные, правовые вопросы, возникающие между фирмами крупного и малого бизнеса. То есть средний бизнес формирует разные по оформлению и форме связи с малым и крупным бизнесом.
Сетевая экономика имеет структуру, которая состоит из трех ярусов: верхний ярус — представители крупного бизнеса, нижний — малого, а промежуточный ярус занимают предприятия среднего бизнеса, которые и формируют экономическую сеть.
Можно все-таки попытаться выделить основные критерии, по которым возможно определить представителей среднего бизнеса:
— Количество сотрудников, которые работают на предприятии. Хотя в данной категории есть свои особенности — все зависит от отрасли производства. Например, издательское предприятие может считаться средним, если количество работников насчитывает 15-20 человек, а автозавод — если на нем работают 10-40 тысяч работников.
— Оборот предприятия, хотя и в этом случае все зависит от того, чем оно занимается. В настоящее время предприятием среднего бизнеса в России считается такое, которое в год имеет оборот 12-50 млн. долларов в год.
— Часть рынка, которое занимает предприятие. Средними можно назвать те компании, доля рынка которых составляет 1-2,4 %.
Отличие малого бизнеса от бизнеса большого
Экономика — это деятельность, связанная с извлечением доходов из любых других видов человеческой деятельности. Практическая экономика делает доходы, наука «экономика» пытается объяснить, как эти доходы образуются и как их можно приумножить. Наиболее простым является следующее объяснение.
— Доход образуется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных и налоговых условий для инновационной деятельности и статью Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер.закон : принят Гос.Думой 11 мая 2011 г. : одобр. Советом Федерации 25 мая 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федер. закон : принят Гос. Думой 19 дек.2008 г. : одобр. Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : с изм. от 12 нояб. 2012 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон : принят Гос. Думой 22.апр.2011 г. : одобр Советом Федерации 27 апр. 2011 г. : с изм. от 04 марта 2013 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : принят Гос. Думой 24 июля.2007 г. : одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г. : с изм. от 06 дек. 2011 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством экономики Удмуртской Республики государственной услуги «Предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства производителям товаров, работ, услуг. [Электронный ресурс] : Приказ Министерства экономики УР от 26 июня 2012 года. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. [Электронный ресурс] : постановление Правительства УР от 23.11.2010 г. № 361 : в ред. от 27 авг. 2012 г. № 376. — Режим доступа: . — Загл. с экрана.
7. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства : РФ от 22 июля 2008 № 556. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Документ утратил силу.
Учебная и специальная литература.
8. Аркин, П. А. Коммерческое право [Текст] : учеб.пособие / П. А. Аркин, П. Л. Калашников., Г. Н. Марченко. — СПб.: СПбГУ, 2009. — 68 с.
9. Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности [Текст] : учеб.пособие / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. — 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2012 с. — 336 с.
10. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса [Текст] : учебник / Э. А. Арустамов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2012. — 232 с.
11. Афанасьева, Т. П., Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России [Текст] : учебник / Т. П. Афанасьева, В. В. Буев, Т. И. Пуденко. — М. : Бизнес-Тезаурус, 2008. — 128с.
12. Брагина, Л. А. Торговое дело: экономика и организация : [Текст] Учеб. / Под общ.ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. — М.: Инфра-М, 2010. — 158 с.
13. Бусыгина, А. В. Предпринимательство. [Текст] : Основной курс . Учеб.для вузов / А. В. Бусыгина. — М.: Инфра-М, 2011. — 352 с.
14. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность. [Текст] : Учеб.пособие /С. Н. Виноградова — М.: Высшая школа, 2009. — 324 с.
15. Гайнетдинова, В. Г. Направления поддержки малого и среднего бизнеса [Текст] / В. Г. Гайнетдинова // Молодой ученый, 2012. — №12. — 184-187 с.
16. Гарфинкель, В.Я. Предпринимательство. [Текст] : Учеб.для вузов /В. Я. Гарфинкель, Г. Б. Поляк, В. А. Швадер. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 189 с.
17. Годин, А. М. Маркетинг [Текст] : учебник / А. М. Годин. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2010. — 672 с.
18. Григорьева, О.Н. Инфраструктурное обеспечение инновационного предпринимательства в экономике региона [Текст] : монография / О.Б. Главатских, О. Н. Григорьева, Е. Б. Хоменко ; под ред. Е.Б. Хоменко. — М. : МГОУ, 2012. — 418 с.
19. Джоунз, Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять. [Текст] : пер. с англ / Г. Джоунз — М.: Инфра-М, 2010. — 269 с.
20. Исмуратов, С. Б Технология бизнеса. [Текст] / С. Б. Исмуратов, И. Я. Петренко, С. А. Пикулев, Е. И. Чивилихин, — М, 2009. — (Учебник и учебные пособия для студентов вузов).
21. Карлоф, Б. Деловая стратегия. [Текст] : пер. с англ. / Б. Карлоф — М.: Экономика, 2011. — 241 с.
22. Ким , С. А. Маркетинг [Текст] : учебник / С. А. Ким. — М. : Дашков и К, 2010. — 260 с.
23. Ким , С. А.Маркетинг [Текст] : учебник / С. А. Ким. — М. : Дашков и К, 2011. — 158 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинга. [Текст] : пер. с англ. / Ф. Котлер — М.: Прогресс, 2008. — 734 с.
25. Котлер, Ф.Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер, В. Вонг, Д. Сондерс, Г. Армстронг. — 4-е европейское изд. — М. : Вильямс, 2010. — 1200 с. : ил.
26. Крутик, А. Б. Введение в предпринимательство. [Текст] : Учебное пособие для вузов / Крутик А. Б., Пименова А. Л. — СПб.: Политехника, 2011. — 583 с.
27. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности [Текст] : учеб. пособие для бакалавров / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина. — М. :Юрайт, 2013. — 475 с. — (Бакалавр).
28. Лапуста, М. Г. Малое предпринимательство [Текст] : учебник / М. Г. Лапуста. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 685 с. — (Высшее образование)
29. Лапуста, М. Г. Предпринимательство [Текст] : учебник / М. Г. Лапуста. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 608 с. — (Высшее образование).
30. Ленский, Б. Книгоиздательский бизнес: Сб. статей. [Текст] : пер. с англ. / Б. Ленский — М.: СП «Бук Чембэр Интернешнл», 2009. — 464 с.
31. Ленский, Б. Книжный маркетинг: Руководство к действию. [Текст] : Сб. статей /Пер. с англ. / Б. Ленский — М.: ТЕРРА, 2009. — 432 с.
32. Логинова, Е. Ю. Искусство управления в малом бизнесе [Текст] : учеб.- практич. пособие / Е. Ю. Логинова, О. Д. Прянина. — М. : Дашков и К, 2011. — 296 с.
33. Лоховский, Л. М. Универсальный бизнес-словарь. [Текст] / Л. М. Лоховский, Б. А. Рейзберг, А. А. Ратновский. : Инфра-М, 2010
34. Маниловский, Р.Г. Бизнес-план. Методические материалы. [Текст] : под ред. Р.Г. Маниловского. — М.: Финансы и статистика, 2008.
35. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник. [Текст] / А. Э. Мильчин — М.: Юристъ, 2011. — 472 с. — (Книжное дело).
36. Никольский, А. А. Стратегический менеджмент. [Текст] / А.А. Никольский — М.: МГАГП, 2009. — 645 с.
37. Резник, С. Д. Основы предпринимательской деятельности: содержание деятельности, качества и компетенции, профессиональная карьера, личная организация предпринимателя [Текст] : учеб. пособие / С. Д. Резник, С. А. Баронин, Н. А. Назарова. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2012. — 222 с. — (Высшее образование).
38. Синецкий, Б. И. Основы коммерческой деятельности. [Текст] : Учеб. / Б. И. Синеццкий — М.: Юристь, 2009. — 115 с.
39. Эрнст энд Янг. Пособие по составлению бизнес-плана. [Текст] : пер. с англ. — 2-е издание. — М.: Джон Уэйли энд Санз, 2011.
40. Якушев, А. С. Разработка стратегий предприятий // Управление компанией. [Текст] / А. С. Якушев — 2010, №7. — 7-9 с.