Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика речевых нарушений в детском возрасте……..7
1.1 Причины и виды речевых нарушений…………………………………7
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи…………………………………………………………………9
1.3 Понятие общего недоразвития речи в научной литературе………..13
1.4 Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня…………………………………………21
Глава 2. Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме……………………………………………………25
2.1 Методика констатирующего эксперимента………………………..25
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….38
Глава 3. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи III степени……………50
3.1 Принципы логопедического воздействия………………………….50
3.2 Основные задачи по профилактике дисграфий у детей младшего школьного возраста с ОНР III степени………………………………………..52
3.3 Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III степени………………………………………..53
Заключение………………………………………………………………..64
Список использованной литературы.……………………………………66
Приложения……………………………………………………………….68
Выдержка из текста работы
Каким станет завтра наше общество, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние дети, школьники. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать, общаться, а само общение предполагает коллективную жизнь.
Главная цель коллектива — воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив, создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований.
Проблема формирования школьного коллектива актуальна по сей день и объяснить это можно тем, что массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной.
С точки зрения психологии и философии, общение — это сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс, может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. Реальность и необходимость общения, определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения находятся в самой их материальной жизнедеятельности.
Проблема коллективного воспитания была одной из наиболее проработанных в советской педагогике. Педагогической наукой и практикой образования был накоплен солидный багаж теоретических исследований и практических наработок по данному вопросу. В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель и результат воспитательного воздействия педагогического коллектива. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально-педагогическая система. В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых. В 90-е годы теория коллектива дополнилась понятием воспитательной системы. Вопросами коллектива занимались Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Н. И. Иорданский, Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак. На практике детских учреждений свои идеи воплощали С. Т. Шацкий, С. М. Ривес, Н. М. Шульман и особенно А. С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом, а так же А. Т. Куракин, Х. Лийметц, Л. И. Новикова. Идеи Макаренко развивали Ф. Ф. Брюховецкий, Т. Е. Конникова, В. А. Сухомлинский, М. И. Шилова и др. (7, с. 123-124).
Все вышеназванные исследователи утверждают, что процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. В то же время активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.
Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества.
С момента создания класс становится детской общностью, в которой в процессе совместной деятельности и общения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого. Стремясь к эффективному обучению в школьном классе, педагоги вынуждены заниматься налаживанием дисциплины в нем, организацией совместной деятельности детей, корректировкой отношений между ними, т.е. в классе спонтанно реализуется и воспитательная функция.
Основной целью, для которой создан класс, является усвоение определенного объема знаний, где основным видом деятельности является учение. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, ведь важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Многие педагоги стали значительно больше внимания уделять совершенствованию эмоционально — психологических отношений в классе, что связано с их ориентацией на личностное развитие каждого ребенка и с активным освоением педагогами психологических знаний. Организационная структура класса может стать эффективной, когда она основана на реальных потребностях детей и отражает характер их совместной деятельности.
Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание. (41, с. 491)
Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа. Именно в начальной школе ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, младший школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.
ФГОС начального общего образования так же отмечает значительную роль формирования детского коллектива в процессе учебно-воспитательной работы. В соответствие с ФГОС классный руководитель наделяется такими функциями как организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы детского самоуправления, организацию учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности школьного коллектива. В связи с этим актуализируется проблема организации классным руководителем внеклассной работы в школе с учетом возрастных особенностей учащихся. Особое внимание при этом уделяется организации практической деятельности коллектива школьников, обладающей социальной направленностью. (41, с. 492-493).
Поэтому темой нашего исследования мы избрали: «Внеклассная работа, как условие формирования классного коллектива младших школьников».
Цель исследования: на основе результатов теоретического анализа обосновать внеклассную работу как условие формирования коллектива младших школьников.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме формирования коллектива школьников.
2. Подобрать и обосновать методики, направленные на определение сформированности коллектива экспериментального и контрольного классов.
3. Составить и реализовать программу внеклассной работы, способствующей формированию коллектива младших школьников.
4. Осуществить анализ полученных экспериментальных данных.
Объект исследования: процесс формирования коллектива младших школьников.
Предмет исследования: внеклассная работа как условие формирования коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: внеклассная работа будет способствовать формированию классного коллектива младших школьников, если она направлена на достижение социально значимой цели, объединение и сплочение усилий школьников для решения поставленных задач на основе детского самоуправления при условии создания благоприятного психологического климата в классе.
Методы исследования: общетеоретические — анализ литературы
по проблеме исследования; изучение нормативной базы, программной документации; эмпирические — педагогический эксперимент, включающий анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты; статистические — качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: МКОУ «ООШ № 17» г. Назарово, Красноярского края, 3 «А» и 3 «Б» классы. В исследовании приняли участие 39 учащихся экспериментального и контрольного классов.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован гистограммами, таблицами. Библиографический список включает 69 источников.
Глава 1. Формирование классного коллектива в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема.
В первой главе «Формирование классного коллектива в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема» раскрыто состояние проблемы в психолого-педагогической теории; проанализированы исходные данные сформированности классного коллектива младших школьников; выявлены теоретические предпосылки особенностей формирования классного коллектива в младшем школьном возрасте.
§ 1.1. Понятие «коллектив», его признаки и структура.
В данном параграфе «Понятие «коллектив», его признаки и структура» представлен обзор теоретических источников, раскрывающих понятие, признаки, структуру классного коллектива, его значимость для становления школьника в процессе воспитательной деятельности.
Формирование классного коллектива осуществляет воспитание личности, характеризует ее отношение к коллективу, отражает содержательную сторону направленности личности на ценности коллективной деятельности.
Наиболее значимым отличием коллектива от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.
В теории выделены две основные структуры классного коллектива: формальная (-первичный коллектив; -органы самоуправления; -система социальных ролей; -система отношений); неформальная (-микрогруппа;
— система отношений) (Э. Мэйо).
Основополагающими для формирования классного коллектива являются такие взаимосвязанные процессы как педагогическое руководство, самоуправление и саморегуляция. Педагогическое действие при этом является ценностным, заключающимся в управлении коллективом, воспитании личности через коллектив.
Результатом осуществленного теоретического обзора явилось выявление основных признаков сформированности коллектива: сплоченность и единство в достижении общественно значимых целей, благоприятный психологический климат, наличие органов самоуправления (лидеров), удовлетворенность общей деятельностью класса.
Крушение тоталитарной системы в СССР логично повлекло за собой
разрушение и забвение прежних моделей коллективного воспитания. Первоначальный подход, возникший на волне отрицания опыта педагогической практики, провозгласил «Воспитание через обучение».
Таким образом, школа добровольно отказалась от своей основной общественной функции — передачи социального опыта подрастающему поколению. Причины этого пагубного шага, думается, легко определить: с уничтожением коммунистической идеологии у воспитателей возник идеологический вакуум, исчезла база, на которой можно было строить воспитание подрастающего поколения. Однако последствия этого события оказались весьма серьёзными.
Роль воспитателя, от которой отказалась школа, тут же перехватили
различные структуры, не всегда безопасные: от общественных организаций до тоталитарных сект, от клубов по интересам до криминальных группировок.
Последствия очевидны: утрата общественно-значимых ориентиров, распад культурных и моральных ценностей, дезориентация молодёжи в обществе, алкоголизм и наркомания.
В этих условиях педагогика провозгласила новую парадигму: «Образование через воспитание». Десять лет спустя общество осознаёт необходимость возврата от бездушного индивидуализма, порождённого капиталистическим обществом к ценностям коллективизма альтруизма.
С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук.
С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально — политических условий проявился со стороны всех общественных наук.
Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного. Философский аспект взаимоотношений коллектива и личности состоит в самой истории становления личности в коллективе. С самого начала человеческой истории существо рода Homo было общественным. Справедливо будет заметить, что на этапе первобытности человеческий индивид не являлся личностью, поскольку не осознавал своих характерологических особенностей, отличавших его от окружающего. Человек в тот период вообще не выделял себя из среды, о чём говорят тотемические верования в зверей-прародителей.
В строгом смысле слова, мы имеем право говорить о становлении личности лишь с периодом наступления средневековья, когда отдельный человек стал самостоятельной производственной единицей в поле или в мастерской. Наступил этап развития индивидуальности. Но для понимания и восприятия человека, как личности, потребовалась эпоха Возрождения, которая суммировала индивидуалистическое сознание самостоятельного производителя и духовные представления, выросшие на почве христианской морали и подкреплённые античной традицией. (6, с.203-206)
Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных связей и отношений. Проблема коллектива долгое время была прерогативой только советской социальной психологии. Считалось, что коллективизм — явление, характерное только для социалистического общества и чуждое капитализму. По мнению А. С. Макаренко, коллективом может быть названо только социальное единство, построенное по социалистическому принципу. При этом подчеркивается, что объединяющая и длительно сохраняющая коллектив сила кроется не только в самом процессе совместной деятельности, но и в ее организации, и в системе стимулирования. Сам же термин «коллектив» служит одновременно и обозначением статуса, то есть организационного положения группы людей в обществе, и характеристикой межличностных отношений в группе. Термин «коллектив» встречается и на страницах западных руководств по социальной психологии, но используется редко и не обладает статусом научной категории.
Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, то есть к обществу.
Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив, как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.
Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, то есть как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно в индивидуалистических концепциях, в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания, выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности, что стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование — главной задачей отечественной школы.
Профессор Б. Т. Лихачев раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах.
Экономический аспект. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Социальный аспект. Коллектив развивает в детях такие социальные качества как стремление к справедливости и согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи и другие.
Нравственный аспект. Сущность открытых доброжелательных отношений в коллективе помогает школьникам осознать общественную мораль как ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом.
Культурно-эстетический аспект. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, содержательному обмену духовными ценностями, повышению эстетического уровня отношений, эстетической организации всей жизни и деятельности.
Юридический аспект. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания.
Психологический аспект. Каждый ребенок испытывает потребность в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми в деловом и дружеском общении, поддержке со стороны коллектива в инициативе и творческих начинаниях.
Организационный аспект. Дети интуитивно стремятся к организации, которая ставит их в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи.
Педагогический аспект. Коллектив оказывает воспитательное воздействие, как всех составляющих его детей, так и на каждого ребенка в отдельности.
Согласно Большой советской энциклопедии, коллектив — (от лат. сollectivus — собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Коллективы бывают разными: трудовыми, военными, спортивными и ученическими.
Вообще, латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе под коллективом понимается любая организованная группа людей. Из всего перечисленного можно понять лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа коллектив?
В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.
В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в других группах. Так с увеличением коллектива не уменьшается вклад вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации, не ослабевает мотивация совместной деятельности, отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами, имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным социально-психологическим климатом, создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, а в коллективе указанный эффект отсутствует.
Коллектив — такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. (А. С. Макаренко) (18, с. 10).
Как и всякая группа, коллектив — это часть среды, в которой развивается ребенок. Коллектив включает ребенка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребенка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно. Потому что классный коллектив — это педагогизированная среда.
Одним из основных признаков, который отличает коллектив от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности (7, с. 58). Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересами воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с коллективом и обособление его в коллективе.
Хотя идеи «коллективного воспитания» были заложены в основу воспитательной деятельности в работах: С. Т. Шацкого, М. М. Пистрака, П. Н. Лепешинского и другие, а позднее — В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, Н. Я. Скороходовой, И. П. Иванова, но именно положения А. С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания.
Рассмотрим основные признаки воспитательного коллектива по А. С. Макаренко, которые он выделяет:
— общественно ценные цели: цель есть у любой группы, все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно должна совпадать с общественными целями, поддерживаться обществом и государством, не противоречить господствующей идеологии, конституции и законам государства.
— совместная деятельность по их достижению: для того, чтобы достичь цели, каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
— отношения взаимной ответственности: между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
— организация органов самоуправления: в коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
— направленность деятельности на общую пользу.
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.
Структура коллектива определяется в зависимости от его типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.
Деление малых групп на формальные и неформальные впервые предложено американским исследователем Э. Мэйо. Деление малых групп на первичные и вторичные ввел американский социолог Ч. Кули.
Ниже приведены наиболее общие элементы этой структуры. Их содержание меняется в зависимости от типа.
Формальная Неформальная
1 — первичный коллектив 1 — микрогруппа
2 — органы самоуправления 2 — система отношений
3 — система социальных ролей
4 — система отношений
Учебно-воспитательный коллектив имеет формальную (официальную) структуру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объединений.
Формальная структура — официально избранный орган самоуправления. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна. Она совершенствуется и развивается по мере развития коллектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации могут создаваться как постоянные, так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы самоуправления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно действующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто исчезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным средством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни.
Большое влияние на сплоченность жизнедеятельность коллектива оказывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе деятельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имеющие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации — кооперацию взаимодействия.
Наиболее авторитетные объединения воспитанников определяют нормы ценности всего коллектива. Поэтому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали самыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а неформальные на личностной симпатии или антипатии, на узкогрупповых интересах и стремлениях.
Среди них по количеству, составу членов выделяют — первичный и вторичный коллективы.
Первичный коллектив — это группа воспитанников, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:
— организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности;
— организованные на основе какого-то одного вида деятельности;
— организованные на основе игровой или других видов деятельности по месту жительства.
По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой.
Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы. Непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы.
А. С. Макаренко придавал первичным коллективам первостепенное значение. В учреждениях А. С. Макаренко первичными коллективами были отряды из 10 — 15 человек.
Многообразие коллективов, с одной стороны, создает определенные предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-административную. Вместе с тем коллектив оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами.
Проблема детского коллектива — это, в конечном счете, проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции (7, с. 123-124).
Правильно организованный классный коллектив (не любая группа людей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) — это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Такой коллектив представляет собой наиболее благоприятную, педагогизированную среду для развития детей в желательном направлении. Многократно усиливая влияние педагога на детей, он является к тому же педагогическим усилителем. Воспитывать ребенка вне группы, вне коллектива, а тем более без учета отношений в группе, где он находится, неизмеримо сложнее. Поэтому воспитание в школе должно носить в основном не «парный» характер (воспитатель сам формирует качества личности каждого ребенка), а одновременно и групповой (лучше — коллективный) и индивидуальный характер. Отсюда принцип: для эффективного воспитания детей необходимо как минимум влиять на их развитие через группу, а еще лучше — организовать и педагогически грамотно использовать детский коллектив (8, с. 34).
Воспитание — вторая после учения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Общими для обучения и воспитания являются основ……..
Библиографический список.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №21 от 3 февраля 2006 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. — М.:Издательский центр «Академия», 1999 г.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, «Педагогика», 1998 г.
5. Бабаян А.В. И.А.Сикорский О нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика.-2004.-№10. — С. 66-74
6. Барг М.А., Эпохи и идеи, М.: «Мысль», 1987.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь Научное издательство «Большая российская энциклопедия» Москва 2002 г.
8. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М.: «Просвещение», 1971 г.
9. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса”. М, 1975.
10. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. Пособие для студ. Спец. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
11. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.
— Владимир, 1993
12. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательство Владос-пресс, 2002 г.
13. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. — Санкт- Петербург: Тезариус, 2005.- 76 c.
14. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. — М.: Просвещение, 1984.
15. Гуткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000 г.
16. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. — М.: «ВАКО», 2003 г.
17. Донцов А.И. О понятии группы в социальной психологии [Текст] / А.И. Донцов//Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.:Просвещение, 2003. — 234 с.
18. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М., 1984 г.
19. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. — М.:Просвещение, 1990 г.
20. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.- Минск, 1995
21. Караковский В. А., Новикова Л. И. , Селиванова И. Л. Воспитание? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996
22. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988 г.
23. Коротов В.М., Гордин Л.Ю., Гордин А.Ю., Жуков В.В. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов педагогических училищ/под ред. В.М. Коротова. — М.: Просвещение, 1990 г.
24. Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. — 2003. — № 2. — С. 11 — 22.
25. Крившенко Н.П. Педагогика [Текст] / Н.П. Крившенко. М.: Проспект, 2005. — С.35.
26. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. — М.:Просвещение, 1980 г.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
28. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. — М.: Просвещение, 2006.
29. Левина И.Д. «Коллективные творческие дела» // Народное образование Российский общественно-педагогический журнал, №4-5, 2000 г
30. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1992. — 528 с.
31. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., «Просвещение», 1978 г.
32. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1977 г.
33. Макаренко А. С., Сочинения. — М.: «Образование», 2002 г.
34. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999 г.
35. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебно-методическое пособие — М.: Пед. общество России, 2002 г.
36. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. — М.: Просвещение, 2004.-256 с
37. Мухина В.С. Детская психология. — М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999 г.
38. Мухина В..»Возрастная психология». М, 1998.
39. Немчинов Г. «Изучение и прогнозирование развития личности ученика» // Воспитание школьников, №7, 2001 г.
40. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978
41. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И.Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1995
42. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987
43. Пидкасистый П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый — М.: Просвещение, 2003. — 398 с.
44. Платонов К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов. — М., 1975.
45. Подласый И.П. педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.Книга 2. Процесс воспитания.2004 г.
46. Рожкова М.И. Классному руководителю. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г.
47. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Владос, 2001
48. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании [Текст] / Е.М. Сафронова//Педагогика.- 2003.-№3.-С.38-44.
49. Селевко Г.К. Воспитание технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
50. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 3-е издание. — М.: Граф-пресс, 2001 г.
51. Сластенин В.А. Педагогика. М.:Издательский центр «Академия», 2006
52. Сластёнина В.А. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2002.
53. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1998 г.
54. Степанова Е.А. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. М., 2001
55. Степанова Е.А..- Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред М., 2000
56. Талызина Н.Ф. педагогическая психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2-е издательство, стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». 1998 г.
57. Титова Е.В. «Формы воспитательной работы» // Классный руководитель, №4, 2003 г.
58. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 1999
59. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988 г.
60. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.:Просвещение, 1991 г.
61. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003 г.
62. Шевченко А. П. Формирование как педагогический процесс. //Современный центр дополнительного образования //Сост. Черникова В. М., Затейкина А. Ф., Грабовенко М. В. Самара, СИПКРО, 2000
63. Шилова М.И. Изучение развития классного ученического коллектива // Пути повышения эффективности идейно-нравственного воспитания учащихся. — Ростов-н/Д, РГПИ, 1985. 0,5 п. л.
64. Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд., доп. — М., 2001 г.
65. Щуркова А.Е. Новое воспитание. — М.: Педагогическое общество России, 2000 г.
66. Щуркова А.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.,1997
67. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем [Текст] / Н.Е. Щуркова. М.:Просвещение, 2004.- С.352.
68.
69.