Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы возможностей элективных курсов «Изучение иностранного языка с помощью ПК» учащихся гуманитарного профиля…..
1.1.Анализ нормативной документации (ГОС, БУП, рабочие программы, учебники)….
1.2.Средства совершенствования учебного процесса при углубленном изучении иностранного языка.
1.3.Возможности элективного курса «Изучение иностранного языка с применением ПК»…
Глава 2. Организация и проведение занятий элективного курса «Изучение иностранного языка с помощью ПК»
2.1. Методические рекомендации по организации элективного курса
2.1.1. Тематическое планирование..
2.1.2. Методика проведения..
2.2. Организация работы учащихся в ходе проведения элективного курса
2.3. Внедрение материала в учебный процесс старшей школы..
Заключение.
Список литературы
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими преобразованиями в обществе, определяющими неоднозначные процессы: с одной стороны, способствующие демократизации общества и его институтов, свободе волеизъявления людей, расширяющие их возможности в выборе содержания и форм жизнеустройства; с другой, ведущие к усилению идеологического и материального расслоения общества, обострению нетерпимости и конфликтности в школе и семье. Отсутствие новых конструктивных подходов к решению проблем формирования личности и утрата лучшего отечественного педагогического опыта по воспитанию патриотизма у школьников и молодежи не содействуют успешному поиску путей повышения эффективности патриотического воспитания.
Государственные нормативно-правовые документы по патриотическому воспитанию подчеркивают социальную значимость формирования гражданско-патриотических чувств, сознания и поведения личности.
В этой связи в ученой среде активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников патриотизма (Г.В. Агапова, М.П. Бузский, И.Н. Глазунова, В.А. Датский, В.А. Заставенко, А.В. Комаров, Г.А. Коновалова, Г.М. Лисеенко, В.П. Лукьянова, Н.А. Мельникова, Ю.Е. Окунева, М.А. Осипенко, Р.Л. Рождественская, Г.Д. Ряхов, В.Н. Устякина, О.Н. Шитикова, М.А. Шкробова и др.).
Вместе с тем, потенциал содержания внеучебной работы школы с углубленным изучением иностранного языка в патриотическом воспитании не являлся предметом специального исследования, также недостаточно рассматривались вопросы патриотического воспитания в связи с подростковым возрастом.
Таким образом, возрастает необходимость решения научной проблемы, заключающейся в теоретическом обосновании и методическом обеспечении патриотического воспитания подростков в процессе иноязычного образования в общеобразовательной школе. Её суть заключается в необходимости разрешения противоречия между ростом социального статуса патриотического воспитания, значительным потенциалом иноязычного образования в формировании у подростков патриотизма и отсутствием соответствующего научно-теоретического и методического обеспечения для его эффективной реализации.
Необходимость разрешения сложившегося противоречия обусловили выбор темы исследования: «Потенциал внеучебной работы школы с углубленным изучением иностранного языка в патриотическом воспитании подростков».
Объект исследования: патриотическое воспитание подростков во внеучебной работе школы с углубленным изучением иностранного языка.
Предмет исследования: потенциал внеучебной работы школы с углубленным изучением иностранного языка в патриотическом воспитании подростков.
Цель работы — раскрыть особенности, перспективы и воспитательный потенциал внеучебной работы школы с углубленным изучением иностранного языка в патриотическом воспитании подростков.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания подростков будет более эффективным, если реализуется воспитательный потенциал внеучебных форм работы школы с углубленным изучением иностранного языка, что предполагает:
·оптимизацию процесса патриотического воспитания в процессе иноязычного образования на основе социокультурного, деятельностного, лингвокультуроведческого, интегративного и возрастного подходов, которые в своей совокупности обеспечивают развитие у подростков представлений о патриотических ценностях; формируют эмоционально-ценностное отношение к отечественной истории и культуре, истории и культурам других народов; стимулируют их к реализации патриотических ценностей в социально — значимой деятельности;
·системную интеграцию и научно обоснованный отбор содержания внеучебной деятельности, обеспечивающие преемственность в освоении подростками патриотических ценностей;
·соответствие технологий внеучебной деятельности в процессе иноязычного образования особенностям подросткового возраста (высокое эмоциональное восприятие окружающего мира, ориентация на нравственное самосовершенствование, потребность в общественно-полезной деятельности, общении и самоутверждении как социально-значимой личности) и их направленности на обеспечение позитивной динамики социокультурного опыта подростков по освоению и реализации патриотических ценностей в социально-значимой деятельности;
Задачи исследования:
) выявить теоретические основания специфики патриотического воспитания во внеучебной работе школы с углубленным изучением иностранного языка с учетом возрастных особенностей подростков и разработать технологии внеучебной деятельности.
) раскрыть содержание патриотического воспитания подростков во внеучебной работе школы с углубленным изучением иностранного языка;
) определить критерии результативности патриотического воспитания подростков в процессе иноязычного образования и условия его эффективной реализации во внеучебной работе.
Методологической основой исследования являются общенаучные и педагогические методологические принципы: научности, системности, историзма, культуросообразности, непрерывности воспитания в системе образования, вариативности форм и методов воспитания, интегративности, проблемности, связи теории и практики воспитания, целостности учебно-воспитательного процесса; положения возрастной психологии и педагогики об особенностях становления личностной позиции у подростков; гуманистические идеи отечественных философов, педагогов, психологов о патриотическом воспитании школьников и молодежи, значении патриотизма в общественном сознании и формировании мировоззрения личности.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных философов и педагогов, посвященные феномену патриотизма в духовной культуре общества, транслируемой подрастающим поколениям; философско-педагогические основы и идеалы гражданского, патриотического воспитания (В.Г. Белинский, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, С.М. Соловьев, В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий); о сущности патриотизма как личностной характеристике (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Н.И. Монахов, В.И. Петрова). Общетеоретическое значение для изучения патриотического воспитания имели труды И.А. Каирова, Ф.Ф. Королева, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинского.
Исследование опирается на работы, отражающие государственную политику в области патриотического воспитания подрастающего поколения (С.В. Дармодехин, И.А. Липский, Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов).
Возрастные аспекты патриотического воспитания разрабатывались на основании концепций Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина. Специальное внимание было уделено изучению теоретических и методических основ патриотического воспитания в работах А.А. Аронова, А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова, В.В. Дьяченко, В.И. Лутовинова, А.С. Прутченкова; его мировоззренческих аспектов в работах Л.П. Буевой, Э.И. Моносзона, Р.М. Роговой; гражданского воспитания — А.В. Беляева, А.С. Гаязова, Н.А. Савотиной и др.
Особое внимание уделено анализу современных исследований проблемы патриотического воспитания (М.Л. Афанасьева, А.Г. Голев, М.А. Горбова, Е.А. Есина, Н.В. Ипполитова, Е.Л. Суздальцев, Г.А. Тихомиров).
Методы исследования:
Теоретические методы: а) историко-педагогический анализ философской, психолого-педагогической литературы отечественных авторов; б) анализ деятельности учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков; рецензирование учебников по иностранному языку; анализ воспитательного потенциала федерального государственного стандарта второго поколения по иностранному языку; в) анализ нормативных документов по патриотическому воспитанию;
Эмпирические методы: а) наблюдение, анкетирование, беседы; б) изучение и анализ учебных планов и программ, изучение программных документов и фактических материалов работы школ с углубленным изучением иностранного языка; педагогическая деятельность соискателя в Дагестанском государственном педагогическом университете; опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный и сравнительный эксперимент).
База исследования: общеобразовательные школы гг. Махачкалы и Дербента с углубленным изучением иностранного языка. Исследование проводилось в три этапа, с охватом более 120 школьников.
В экспериментальной работе участвовали школьники 7-х классов школы-лицея №13, 39 г. Махачкалы и №3 г. Дербента. Экспериментальная группа была сформирована из числа школьников 7-х классов, обучающихся в школе с углубленным изучением иностранного языка № 13 г. Махачкалы.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2005 — 2006 гг.). Изучение историко-философской, психолого-педагогической литературы, практики патриотического воспитания; анализ нормативных и программно-методических документов по патриотическому воспитанию; проведение ретроспективного анализа разработки проблемы патриотического воспитания в отечественной теории и практике. Определение целей и задач исследования; разработка понятийного аппарата и программы исследования. Формирование базы опытно-педагогической работы.
Второй этап (2006 — 2008 гг.) Анализ современных исследований по патриотическому воспитанию, содержания образовательных курсов по иностранному (английскому) языку. Изучение результатов патриотического воспитания в школе с углубленным изучением иностранного языка с учетом социокультурного опыта подростков, разработка программы экспериментального исследования.
Третий этап (2009 — 2010 гг.). Проведение опытно-педагогического исследования; проверка рабочей гипотезы; обоснование подходов к содержанию патриотического воспитания подростков в процессе внеучебных форм работы школы с углубленным изучением иностранного языка и социальной практики подростков. Разработка и апробация во внеучебной работе авторской программы факультативного курса «My native Land»/Моя Родина, технологий внеурочной деятельности, обеспечивающих результативность патриотического воспитания подростков.
Четвертый этап (2009 — 2010 гг.) Обобщение результатов опытно-педагогической работы; анализ влияния выделенных методических условий на результативность патриотического воспитания подростков с использованием потенциала внеучебных форм работы школы с углубленным изучением иностранного языка. Обработка и анализ результатов исследования; разработка и внедрение в практику методических рекомендаций по реализации интегрированного содержания патриотического воспитания подростков во внеурочное время; публикация материалов по результатам исследования; литературное оформление диссертационной работы.
Научная новизна исследования.
1.Выявлены возможности оптимизации процесса патриотического воспитания подростков в процессе иноязычного образования на основе социокультурного, деятельностного, лингвокультуроведческого, интегративного и возрастного подходов, которые в своей совокупности обеспечивают освоение школьниками патриотических ценностей и реализацию их в процессе социально-значимой деятельности.
.Разработаны принципы отбора содержания материала по английскому языку патриотической направленности, обеспечивающие его воспитательное влияние на формирование патриотизма у подростков во внеучебной деятельности (образный характер; доступность и эмоциональная насыщенность; иллюстративность, отражение событий в произведениях литературы, искусства; значимость и актуальность; наличие ярких образцов проявления патриотической позиции).
.Раскрыты возрастные особенности формирования и проявления патриотизма у подростков: эмоциональность, ориентация на нравственное самосовершенствование, потребность в общественно полезной деятельности и общении в иноязычной среде, ценностном самоопределении и утверждении себя как социально-значимой личности посредством идентификации с отечественной историей и культурой.
.Разработаны технологии внеучебной деятельности подростков, обеспечивающие воплощение патриотических знаний, эмоционально-ценностное отношение к отечественной культуре во внеучебных формах работы школы с углубленным изучением иностранного языка, социально ориентированной деятельности (факультативы, диалоги, экскурсии, дискуссии, тренинги).
5.Определены критерии результативности патриотического воспитания подростков (мотивационно-целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты), которые проявляются в развитии: а) представлений о патриотических ценностях и их отражении в социокультурном развитии страны; б) эмоционально-ценностного отношения к отечественной истории и культуре, героям войны и труда; в) способности к оценке патриотических убеждений и самооценке; чувства морального долга перед прошлым и будущим своей Родины, ответственности за свои поступки; г) активной гражданской позиции.
6.Выявлены условия эффективности патриотического воспитания подростков в процессе иноязычного образования (формирование и научно-методическое обеспечение пространства реализации подростками патриотической позиции во внеучебной работе школы с углубленным изучением иностранного языка; непрерывное повышение педагогической квалификации; открытый характер системы патриотического воспитания).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1)уточнена содержательная характеристика понятия «патриотическое воспитание подростков в процессе иноязычного образования», что вносит определённый вклад в разработку теории патриотического воспитания;
2)теоретико-методологическое значение имеет сформированное в результате исследования представление об особом потенциале содержания иноязычного образования в совершенствовании процесса патриотического воспитания подростков и применении совокупности социокультурного, деятельностного, интегративного, лингвокультуроведческого и возрастного подходов к его реализации. Показано, что особый воспитательный потенциал иноязычного образования заключается в его влиянии на развитие у подростков представлений о патриотических идеалах дагестанского и русского народов и их воплощении в ратных и трудовых подвигах; эмоционально-ценностного отношения к отечественной истории и культуре; стимулировании их к реализации патриотических ценностей в социально- значимой деятельности;
3)доказана обусловленность технологий внеучебной деятельности подростков в процессе иноязычного образования особенностями подросткового возраста (высокое эмоциональное восприятие окружающего мира, ориентация на нравственное совершенствование, потребность в общественно-полезной деятельности, общении и самоутверждении себя как социально-значимой личности); обоснована необходимость ориентации воспитательной деятельности на обеспечение системного характера развития патриотизма у подростков в единстве мотивационно-целевого, содержательного, технологического и контрольно-оценочного компонентов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают эффективность и системность процесса патриотического воспитания школьников во внеучебной работе школы с углубленным изучением иностранного языка. Они могут быть использованы в ряде проблемных модулей преподавания иностранного языка общеобразовательных школ. Материалы диссертации внедрены на базе школ Республики Дагестан (лицей №5 г. Махачкала и сош №3 г. Дербент) и московских школ № 76, 563, а также Методического Центра Юго-Западного административного округа г. Москвы.
Результаты исследования могут быть использованы во внеучебной работе по патриотическому воспитанию школьников и студентов общеобразовательных, средних и высших учебных заведений, в системе профессионального образования для подготовки разных категорий педагогов к реализации патриотического воспитания.
Обоснованность и достоверность результатов выполненного исследования определяется: использованием в качестве теоретических основ исследования фундаментальных положений философии, психологии и педагогики; применением комплекса психолого-педагогических методов, адекватных цели и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой использования потенциала внеучебной работы школы с углубленным изучением иностранного языка в целях патриотического воспитания подростков, длительным характером опытно-экспериментальной работы с большим охватом числа испытуемых.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики (2006-2010гг.), на региональных (Дербент, 2010г.), всероссийских (Махачкала, 2009г.), на координационных семинарах — совещаниях и методических комиссий учителей иностранных языков, школы-лицея №5, 13, 39 г. Махачкалы, №3 г. Дербента и московских школ № 76,563, а также Методического центра Юго-Западного административного округа г. Москвы.
На защиту выносятся положения:
1.Патриотизм представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую ценностные ориентации, систему знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры посредством иностранного языка.
2.Процесс патриотического воспитания подростков во внеучебной работе школ с углубленным изучением иностранного языка осуществляется через языковую подготовку, которая является одновременно инструментом и составной частью процесса освоения родной культуры. Языковая подготовка школьников через усвоение лучших образцов дагестанской и русской культур обеспечивается лингвокультуроведческим подходом. Лингвокультуроведческий подход строится, с одной стороны, на теоретических основах патриотического воспитания дагестанской и российской школ, с другой стороны, на лучших достижениях лингвострановедческой методики преподавания английского языка. Лингвокультуроведческий подход, используемый на занятиях по иностранному языку, является оптимальным методом патриотического воспитания в процессе иноязычного образования в школе с углубленным изучением иностранного языка. По опыту билингвов, а также жителей полилингвальных регионов России (Северный Кавказ) и стран бывшего СССР, знание второго и третьего языков (родной, дагестанский язык, русский, как язык межнационального общения и иностранный язык), на смысловом уровне, не уступающем родному, не только не подавляет родной язык, но и обогащает личность, позволяя человеку комфортно жить в двух-трех культурах.
.Потенциал внеучебной работы школы с углубленным изучением иностранного языка способствует пролонгации целенаправленного педагогического воздействия на подростков, с одной стороны, расширяя, углубляя и закрепляя знания, умения и навыки по иностранному языку; с другой — развивая патриотические чувства и формируя национальное сознание школьника. Основные содержательные и процессуальные компоненты внеучебной работы, в частности, факультатива «Моя Родина»/ «My native Land» обладают свойствами воспроизводимости, вариативности и универсальности.
4.Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса патриотического воспитания подростков, включает: административно-организационные (материально-техническая база осуществления внеурочной работы в школе с уклоном иностранного языка с привлечением разнообразных внеурочных форм и программ); подготовленность педагогов; организационная обеспеченность внеучебной работы школы; дидактические (ценностно-смысловое диалоговое взаимодействие «учитель-ученик», инновационность и традиционность в обучении); индивидуально-личностные (мотивированность подростков в овладении богатейшим потенциалом родной культуры, литературы, искусства, краеведения и т.д.).
.Для оценки результатов и уровней сформированности патриотизма подростков использовались критерии: когнитивные — определяют пополнение (приращивание) знаний, их реальный объем в сравнении с исходным состоянием; знание лучших образцов культуры, выдающихся людей культуры, науки, искусства; актуализацию знаний патриотического характера при решении нравственно-практических задач; применение знаний в новых педагогических и жизненных ситуациях; эффективность их использования в патриотической деятельности; деятельностные — выявляют степень сформированности патриотических чувств и гордости за свой народ и культуру через сущность и специфику литературы, искусства посредством иностранного языка; знакомство с выдающимися людьми дагестанского и русского народов; развитие познавательных умений, их объем в сравнении с эталонным представлением о патриотической личности; проявление активности в учебной и внеучебной краеведческой деятельности; повышение лингвистического образования, развитие общих способностей и познавательную самостоятельность; личностные — вскрывают личностный смысл полученных знаний о своей родине, культуре и искусству, удовлетворенность процессом обучения и воспитания, этические установки во взаимоотношениях со сверстниками; нравственную динамику развития; готовность к самовоспитанию и саморазвитию.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания подростков во внеучебной работе
1.1 Сущность патриотического воспитания подростков во внеучебной работе
Теория и методика патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы опирается на научные труды О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона и др. Эти ученые разработали теоретические и методологические основы воспитания школьников в различных видах деятельности.
Значительный интерес представляют исследования Г.Н. Волкова, разработавшего основы этнопедагогики — науки об опыте народа по воспитанию подрастающего поколения.
Большую роль для характеристики процесса воспитания патриотизма личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон), учет возрастных особенностей школьников в этом процессе (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн). Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме выявил, что вектор изучавшихся вопросов широк и разнообразен и представляет собой определенную систему.
Проблема патриотического воспитания в истории педагогики исследовалась В.А. Болобоновым, Н.К. Григорьевым, А.А. Новиковым, Р.Л. Рождественской.
Формирование патриотизма в различных возрастных группах изучалась Л.А. Алыдевской, А.Х. Давлетшиной, Л.И. Мищенко, В.А. Малиновской, В.Ф. Фарфоровским, Ф.И. Хваловым, В.И. Шахненко.
Рассматривалась проблема формирования патриотизма у учащихся в различных видах деятельности (Э.Р. Багдасаров, Н.И. Беляева, Д.Н. Веприняк, А.П. Ильченко, М.А. Мозговая, О.А. Павелко, Н.П. Сулимова, Ю.С. Шахметов, О.А. Чернецова и др.).
Однако исследования, выполненные учеными на определенном этапе развития общества, были результатом своего времени, осуществлялись в рамках идеологических ограничений и отражали потребности времени: с одной стороны, наличие сильной идеологической доминанты, автоматически смещавший акцент с личности патриота на политизированные мероприятия, и с другой — недостаточное внимание к национально-культурным и социально-историческим ценностям. Многие педагогические исследования носили военно-ориентированную направленность.
Изучение монографий, публикаций периодической печати последних лет выявило отчетливо прослеживающиеся новые тенденции в постановке общих теоретических проблем, связанных с патриотическим воспитанием школьников.
Учитывая изложенные выше аргументы, считаем необходимым использование в обновленном подходе к патриотическому воспитанию трудов современных философов, раскрывающих сущность таких понятий и категорий, как культура, нравственность, ценности, гуманизм, человеческая деятельность (С.Ф. Анисимов, Г.С. Батищев, B.C. Библер, М.Н. Громов, А.Г. Здравомыслов, Э.В. Ильенков, С.Н. Иконникова, М.С. Коган, И.Т. Фролов, В.А. Ядов и др.).
В определении сущности и содержания патриотического воспитания существенную роль играет цель, целеполагание. По мнению ученых, цель определяет предполагаемый результат. На наш взгляд, любое личностное новообразование носит нравственный характер, следовательно, наиболее приемлемой целью патриотического воспитания в условиях школы является воспитание патриотизма как интегрального нравственного качества личности. Она может быть достигнута в случае полноценного функционирования воспитательной системы школы. В этой цели, имея в виду нашу проблему, необходимо выделить важнейшие, аспекты, связанные с воспитанием патриотизма у школьников. Данная цель должна служить не только ориентиром в проведении внеклассных мероприятий, но и в обучении общеобразовательным предметам.
Проблема патриотического воспитания выступала предметом научного интереса ученых различных отраслей знания: философии, политологии, социологии, литературы, истории, педагогики и психологии, что и отражено в имеющихся исследованиях. Однако, практически нет работ, посвященных исследованию вопросов патриотического воспитания в контексте иноязычного образования. В силу данного обстоятельства проблема рассматривается нами в рамках интегративного подхода.
Классики отечественного литературного жанра утверждают, что «в патриотическом воспитании ярче всего выражается проектирование человека. Воспитывая юного патриота, мы представляем себе, каким оказался бы наш питомец в час тяжелых испытаний для Родины. Если бы патриотическое воспитание не предвидело этого, оно было бы бездейственным. Задача воспитателя — открыть перед каждым питомцем все источники, которыми питается могучее чувство любви к Родине. Это и природа родного края, и мать с отцом, и родное село, город, колхоз, предприятие, где работают родители, и славное прошлое Отечества, его героическая история… братская дружба народов нашей Родины. Быть действительно преданным Отечеству гражданином — значит любить его таким, каким его создали и утвердили старшие поколения, каким оно вышло из жестокой борьбы в годы вражеских нашествий».
По мнению педагогов, «патриотизм — это социальное, исторически обусловленное устойчивое чувство любви к своей родине и готовность служить ее интересам. Граждане одного государства имеют общие интересы, связанные с защитой родины, культуры, родного языка. Чувство патриотизма народных масс развивалось и закреплялось в процессе борьбы с иноземными захватчиками и внутренними угнетателями за свободу и независимость своей родины, своего народа».
Современному школьнику сегодня внушается «комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаянье человека обреченного жить в самой плохой стране» (В.А. Караковский). Для того чтобы преодолеть эти недопустимые тенденции, возникла потребность в разработке нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию.
В мае 2009 года Д.А. Медведевым подписан Указ «О создании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России». Комиссия призвана обеспечить согласованность деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направленной на предотвращение искажений системы ценностей нашего общества и укрепление международного престижа России.
Патриотическое воспитание — это целенаправленный процесс патриотизма как интегрального нравственного качества личности, определяющего отношение к Родине как величайшей ценности, развитие готовности к активной деятельности на благо Отечества.
Ключевой фигурой процесса патриотического воспитания является подросток. Воспитание организуется для человека с целью его личностного совершенствования, развития духовного начала и национального достоинства. Для развития личности патриота особо важна опора на национальные идеалы, на принципы гуманизма, сотрудничества, доверия.
Патриотическое воспитание — сложный процесс, в котором переплетаются различные линии воспитательной системы. Необходимо выявить состав входящих в данную систему компонентов.
1) когнитивный (получение знаний, способствующих формированию патриотических чувств и убеждений (знание сущности понятий «Отечество», «государство»; знания о героическом прошлом страны и края; знания о том вкладе, который внесли предыдущие поколения России в историю и культуру страны и мира; правовые знания — основные законы РФ, права и обязанности гражданина; экономические знания — экономика РФ, её особенности, в сравнении с другими странами, особенности экономики РФ, возможности её интенсификации; социально-политические знания (о текущих событиях, происходящих в республике, стране и мире с умением их анализировать, знание политических прав гражданина РФ и основных законов развития общества);
) личностно-мотивационный (положительное личное отношение к знаниям сущности понятия «Отечество», переживания о прошлом, настоящем и будущем Отечества; готовность внести свой вклад в дела общества и государства, оставить свой след в истории учебного заведения, города, района, республики, страны; это принятие старшеклассниками духовно-нравственных ценностей патриотизма; формирование таких личностных качеств, традиционно присущих россиянам, как коллективизм, самоотверженность, преданность Родине, готовность её защищать, способность и желание организовывать деятельность других людей для достижения социально-значимых целей; наличие интереса к патриотической деятельности, к изучению социально-гуманитарных дисциплин, как в объёме учебной программы, так и сверх неё, желание постоянно углублять и расширять уже имеющиеся знания, желание заниматься патриотической деятельностью; проявления альтруизма и эмпатии в поведении старшеклассников;
3) практический (деятельностный) (непосредственная деятельность старшеклассников, носящая патриотический характер, умения и навыки, необходимые для её осуществления (умения применять социально-гуманитарные знания (этнографии народа, нормативно-правовых актов, экономики и т.д.) в конкретных ситуациях, например, при сборе материала для музеев и т.д.; активное личное участие старшеклассников в деятельности патриотических организаций, в спортивных соревнованиях, военных играх, в мероприятиях общегосударственного, республиканского, местного масштаба, в мероприятиях, проводимых в школе; участие в акциях милосердия, экологических и др. акциях, в проектной деятельности патриотической направленности).
По каждому из критериев исследователем были определены уровни патриотической воспитанности старшеклассников — высокий, средний, низкий и очень низкий.
Данные критерии, уровни и показатели, являясь мерилом оценки, в то же время выступали и в качестве факторов, позволяющих разрабатывать методику работы по патриотическому воспитанию старшеклассников. Солидаризируясь с Т.Т. Терентьевой, считаем, что данные критерии обладают таким свойством, как универсальность.