Содержание
1.Введение
2.Дополнительные образовательные услуги
2.1.Понятие и функции дополнительных образовательных услуг
2.2.Законодательное закрепление порядка создания учреждения
2.3.Анализ рынка дополнительных образовательных услуг
3.Организация услуг дополнительного образования
3.1.Организация финансируемых государством кружков дополнительного образования
3.1.1.Кружок фольклорного пения
3.1.2.Кружок флористики
3.2.Организация платных кружков дополнительного образования
3.2.1.Порядок сдачи помещений в аренду
3.2.2.Осуществление занятий в платных кружках, их экономическая вы-годность
3.2.3.Кружок компьютерного дизайна
3.2.4.Кружок дизайна одежды
3.2.5.Кружок игры на гитаре
3.2.6.Кружок «Юные журналисты»
3.3. Расчет экономической эффективности организации кружка компьютер-ного дизайна
4.Охрана труда и безопасность жизнедеятельности в учреждении дополни-тельного образования
4.1. Общие положения
4.2. Охрана труда
4.3. Пожарная безопасность
4.4. Безопасность жизнедеятельности детей в учреждение дополнительного образования
5.Заключение
6.Список используемых источников
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений. Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние.
Учреждение дополнительного образования детей – это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них – создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно.
Проблемой дополнительного образования в нашей стране занимались: Асмолов А. Г., Бруднов А. К., Калиш И. В., Панов В. И. и многие другие.
С каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
Одной из форм системы дополнительного образования являются кружки. Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами вязания, работе с материалом и инструментами.
На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её создавали.
Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности, выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательным.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что успешно при правильной организации работы.
Цель исследования: изучение особенностей организации кружковой работы в системе дополнительного образования детей.
Объект исследования: система дополнительного образования.
Предмет исследования: организация кружковой работы в системе дополнительного образования детей на примере кружка «Вязание крючком»
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
— изучить систему дополнительного образования детей и проанализировать нормативно-правовую базу дополнительного образования детей;
— рассказать о влиянии кружковых занятий по вязанию на развитие индивидуальных возможностей детей
— сообщить об истории вязания и о его значении в русском народном творчестве;
— охарактеризовать систему дополнительного образования детей в республике Марий Эл;
— рассмотреть организацию кружка «Вязание крючком» в системе дополнительного образования детей и выявить особенности.
Глава 1. Теоретические основы организации кружковой работы в системе дополнительного образования детей
1.1. Система дополнительного образования детей в России
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей.
В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по принуждению педагогов и родителей [4].
В сфере дополнительного образования на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентации. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Развивая дополнительное образование, общеобразовательное учреждение взаимодействует с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой.
Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более успешно овладеть способами деятельности [20].
Современный этап освоения образовательными учреждениями потенциала дополнительного образования стал периодом осмысления преимуществ этого вида образования; соотнесения новых идей и привычных стереотипов «вторичности» дополнительного образования по отношению к базовому; разработки технологии его реализации; развитие практики планирования и организации дополнительного образования; решение задач повышения его качества………………….
Заключение
Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика общественного воспитания, внешкольного образования, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России.
С принятием Закона РФ «Об образовании» статус внешкольных учреждений по дополнительному образованию существенно изменился.
Закон установил принцип автономности образовательного учреждения, провозгласил образовательное учреждение юридическим лицом действующем на основе своего устава, создал правовую базу для дальнейшей дифференциации учреждений дополнительного образования детей. Этот процесс обусловлен с одной стороны ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных учреждений
Дополнительное образование детей — один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения. Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, — профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. Одной из формой дополнительного образования является кружки.
Кружковая работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Дети со школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь не увидишь ни на ком.Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
Список литературы
1. ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)
2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г., 7 декабря 2006)
3. Андреева, И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд/ И.А. Андреева. — М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.: ил.
4. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития/ А.Г. Асмолов. //Внешкольник.- №9.- 1997.- С.6-8.
5. Бабанский, Ю.К. активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. — М., Педагогика, 1989.- 560с.
6. Бояринцева, А.В. Дополнительное образование сегодня //«Новые ценности образования. Принцип дополнительности» / А.В. Бояринцева, 2006. – Вып. 4 (28). – С. 105-109.
7. Вакуленко, В.А. Опорный конспект по предмету .Организации и методика производственного обучения/ В.А. Вакуленко. — М., 2003. – С.11 -13.
8. Власова, А.А. Вязание от умения к мастерству/ А.А. Власова. – СПб., 1993. -384с.
9. Гай-Гулина, З.С. Петелька за петелькой/ З.С. Гай-Гулина. – М.: «Малыш».-1986. -20с.
10. Горский, В. А. Система дополнительного образования детей/ В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов//Дополнительное образование. 2000. — № 1. — С.6-11.
11. Голованов, В.Н. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/В.П. Голованов. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. – 239 с.
12. Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности: тезисы и материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей». – СПб., 1998.
13. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей/Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – М.: 2002. – 350 с.
14. Ерёменко, Т.И. Кружок вязания крючком: Пособие для учителя/Т.И. Ерёменко.— М.: Просвещение, 1984.— 143 с., ил
15. Еремова, О.М. Занятие по рукоделию/О.М. Еремова //Начальная школа (журн.)-1983. — №4 — С.51-54.
16. Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей/И.Н. Иваненко//Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23.
17. Калиш, И.В. от внешкольной работы — к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. — М.: Владос, 2000г.-11с.
18. Краузе, А. Вязание/ А. Краузе. – 2010.- 146 с.
19. Ламберг, Р.Г. О самостоятельной работе уч-ся/ Р.Г. Ламберг. //Сов. Педагогика.-1962.- №2. – С.16-27.
20. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений/Под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС, -2000. -256 с
21. Максимова, М.В. Азбука вязания/ М.В. Максимова. — М., 2006. – 189 с.
22. Максимова М.В., Кузьмина М. Вязание крючком/ М.В. Максимова, М. Кузьмина. – М.: ЭКСМО-пресс, 2000. – 144 с.
23. Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
24. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1984.-192с.: ил.
25. edu.mari.ru/