Содержание
Введение…….4
1. Теоретическая часть………….7
1.1 Понятие и формы бухгалтерского учета, его сущность и значение….7
1.2 Аспекты бухгалтерского учёта в коммерческих банках………………….17
1.3 Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ………..22
2. Практическая часть……….30
2.1 Технико-экономическая характеристика банка…..30
2.2 Состав и структура пассива и актива баланса коммерческого банка..35
2.3 Оценка организаций бухгалтерского учета в Банке.46
2.4 Коэффициентный метод оценки и оценка результативности деятельности коммерческого банка…..52
Заключение…………….57
Список используемой литературы……61
Приложение……….64
Выдержка из текста работы
В условиях формирования рыночных отношений практически невозможно управлять сложным экономическим, механизмом хозяйствующего субъекта без современной экономической информации основную часть, которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета.
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и сегодня. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету была написана выдающимся итальянским математиком Лукой Почоли (1445-1515), в разделе которой «Трактат о счетах и записях» и был описан способ ведения двойной бухгалтерии.
Активные рыночные преобразования экономики Республики Казахстан, её реформирование, вызывает необходимость глубокого осмысления уже накопленного опыта, рассмотрения эволюционных процессов и скачкообразных шагов к освоению рыночных реформ, методов и принципов управления предпринимательской деятельностью малого бизнеса, а так же дальнейшее развитие и совершенствование бухгалтерского учета в предприятиях малого бизнеса.
- Цель данной контрольной работы — выявление особенностей организации бухгалтерского учёта в современных условиях.
- Исходя из этого, задачами определены:
- 1. Раскрытие основных положений организации бухгалтерского учёта.
- 2. Показать государственное регулирование в области организации учета в связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности.
1. Основные положения организации бухгалтерского учета
Понятие бухгалтерского учета, его сущность и значение
Бухгалтерский учет — это стройная устоявшаяся система учета. Принципы бухгалтерского учета в Казахстане и за рубежом одинаковы.
Организация современного общественного производства не возможна без управления им. Управление призвано организовать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных единиц. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования прогнозирования и анализа его деятельности.
Бухгалтерский учет — это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта. В современных условиях хозяйствования практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без современной, полной и достоверной экономической информации, которую дает только четко налаженная система учета.
Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной, документально обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.
Из определения следует, что в бухгалтерском учете:
· имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженности как предприятию, так и другим предприятиям, организациям;
· осуществляется непрерывность во времени отражения происходящих хозяйственных фактов. Предполагается, что происходят постоянное наблюдение и отражение хозяйственных операций, связанных с движением основных фондов, производственных запасов, денежных средств, ценных бумаг, расчетов, фондов, кредитов;
· каждый хозяйственный факт оформляется документально бумажным первичным документом или машинным носителем информации, который имеет правовую основу, согласно ему устанавливается ответственность за выполняемую хозяйственную операцию, а следовательно, документ приобретает юридическую силу;
· все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются денежном выражении, обобщая натуральные показатели;
· существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся фактов. Так, при поступлении материальных ресурсов на склады предприятия обязательно должно быть указано, откуда они поступили: от поставщиков или в результате передачи их из цеха в цех. Выплата заработной платы работникам предприятия из кассы наличными подтверждает уменьшение задолженности предприятия работающим, а также уменьшение денежных средств в кассе.
Перечисленные особенности бухгалтерского учета отличают его от оперативно-технического и статистического видов учета. Но только использование информации всех трех видов учета, хозяйственного учета как целостной системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, удовлетворять запросы потребителей продукции, выполнять работы и оказывать услуги, оценить положение предприятия на рынке.
Владельцы и торговые коллективы предприятий всех отраслей экономики заинтересованы в бережном и рациональном расходовании сырья и материалов, сокращении отходов производства, устарении потерь, увелечении производства, конкуретноспособной продукции, повышении ее качества, снижении себестоимости.
При этом возрастает приоритетная роль и значение бухгалтерского учета, поскольку он не только отражает хозяйственную деятельность , но и воздействует на нее. Являясь частью прцесса управления, он дает важную информацию позволяющую конролировать текущую деятельноость предприятия; планировать его стратегию и тактику; оптимально использовать его ресурсы; измерять и оценивать результаты деятельности; устранять субъективность при принятии решений.
Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РК. Бухгалтерский учет сегодня занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессоры производства, обращения, распределения и употребления, характеризует финансовое состояние предприятия и служит основой для принятия управленческих решений.
Сущность предмета бухгалтерского учета заключается в отражении движения имущества по стадиям кругооборота.
Совокупность способов и приемов, включающих документацию и инвентаризацию, систему счетов и двойную запись, оценку и калькуляцию, балансовое обобщение и отчетность рассматривается во взаимосвязи, показывается роль каждого из них. Раскрывается содержание способа балансового обобщения и роль баланса для пользователей информацией.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Для характеристики и измерения имущества организации, его движения, хозяйственных процессов и явлений используются натуральные, трудовые и денежные измерители.
Натуральные измерители информацию об объектах учета представляют счетом, мерой, весом. Выбор их зависит от особенности объектов. Эта группа измерителей используется для учета количества материальных ценностей (штуки, килограммы, метры и т.д.). С их помощью можно получать и качественные характеристики объектов. Область применения натуральных измерителей невелика, так как они используется для характеристики однородных объектов учета.
На практике несколько шире применяются условно-натуральные измерители. Они предназначены для отражения однородных по назначению, но разных по качественным характеристикам объектов учета. Использование условно-натуральных единиц значительно расширяет сферу применения натуральных измерителей.
Трудовые измерители используются для исчисления количества труда и выражены в единицах времени (рабочий день, час). С их помощью рассчитывают производительность труда, заработную плату, контролируют норму выработки рабочих, сопоставляют некоторые разнородные величины. На практике трудовые измерители применяются вместе с натуральными.
Денежный измеритель используется в бухгалтерском учете для отражения объектов в едином выражении. В условиях рыночных отношений важнейшие показатели хозяйственной деятельности выражаются только в денежной форме.
Бухгалтерский учет осуществляется специальной службой предприятия — бухгалтерией. Он является сплошным и непрерывным во времени, строго документирован, используются специфические приемы и способы обработки учетных данных, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов. Бухгалтерский учет в РК отвечает требованиям рыночной экономики и базируется на международных стандартах учета и отчетности. В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов.
Первый уровень системы документов — законодательные акты. В них отражается обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляют закон РК «о бухгалтерском учете» и Указы, Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РК.
Второй уровень — документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Система документов первых двух уровней составляет законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.
Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета в организациях исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить.
Четвертый уровень — совокупность документов организации, раскрывающих ее учетную политику. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней (рабочий план счетов, формы первичных документов, учетных регистров).
Исходя из организационно-технических особенностей, каждая организация разрабатывает и утверждает для себя учетную политику, под которой понимается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика должна быть неизменной в течение длительного времени, своевременно доведена до налоговых органов и отвечать таким требованиям, как полнота, осмотрительность, рациональность, непротиворечивость, приоритет содержания над формой.
Основными элементами бухгалтерской процедуры являются документация, инвентаризация, система счетов, бухгалтерский баланс, оценка, калькуляция, отчетность.
Документация — это процесс оформления операций документами, она представляет собой первичную стадию бухгалтерского учета. Бухгалтерский документ — письменное распоряжение на совершение или свидетельство о совершении хозяйственной операции и служит основанием для отражения последней на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация — это один из элементов метода бухгалтерского учета, предполагающий проверку основных средств, нематериальных активов, денежных средств, расчетов и их сопоставление с данными учета.
Группировка операций производится при помощи счетов бухгалтерского учета. Счет — основная единица хранения информации в бухгалтерском учете.
Оценка — это денежное выражение стоимости имущества и его источников. Отраженные на счетах бухучета данные о средствах и их источниках периодически подлежат балансовому обобщению в денежной оценке на определенную дату.
Отчетность — эта система итоговых показателей учета, характеризующих деятельность предприятия за определенный период времени и ее итоги на определенный момент.
В практической работе бухгалтера возможно возникновение проблем, которые он должен решить:
— проблемы идентификации, то есть, когда произошла операция;
— проблемы оценки, то есть, каково стоимостное выражение хозяйственной операции;
- проблемы классификации, то есть, каким образом должны быть классифицированы хозяйственные операции.
2. Государственное регулирование в области организации учета в связи с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности
В связи с переходом мировой экономики к тенденции применения единых стандартов финансовой отчетности, позволяющих пользователям единообразно интерпретировать финансовую информацию вне зависимости от языка и национальных систем бухгалтерского учета, соответствие системы финансового (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности международным стандартам является главным атрибутом конкурентоспособности современных организаций, предприятий. Переход на МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) необходим для всеобщего и единообразного понимания финансовой отчетности.
Законодательно установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга и контроля за соблюдением требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан, которые на сегодняшний день никем не осуществляются. Планом мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007-2009 годы, утвержденным Постановлением Правительства РК от 29 августа 2007 года № 760 предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших. Из-за отсутствия соответствующих функций уполномоченный орган в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности не имеет возможности в полном объеме прослеживать картину перехода на МСФО, особенно реального сектора.
В этой связи, для надлежащего выполнения норм Закона, входящих в компетенцию уполномоченного органа, и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности, Законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган соответствующими функциями мониторинга и контроля.
Согласно статье 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», руководителем бухгалтерской службы является главный бухгалтер или другое должностное лицо, обеспечивающее ведение бухгалтерского учета, составление и представление финансовой отчетности, формирование учетной политики. На должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. Согласно требованиям части второй статьи 9 Закона, с 1 января 2009 года на должность главного бухгалтера организации публичного интереса назначается профессиональный бухгалтер. При этом профессиональным бухгалтером является физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, выданный аккредитованной организацией по профессиональной сертификации бухгалтеров.
Законопроектом устанавливается продление срока ввода в действие вышеназванной статьи с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года, мотивируя тем, что в Республике Казахстан существуют около 8 тыс. организаций публичного интереса и отсутствуют аккредитованные организации по профессиональной сертификации бухгалтеров, проведение сертификации всех главных бухгалтеров организаций публичного интереса в срок до 1 января 2009 года не представляется возможным.
Концепция предполагает исключение из ряда законодательных актов норм об обязательности опубликования в СМИ годового бухгалтерского баланса и отчета. В частности, пункт 4 статьи 76 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» регламентирует, что «общество обязано ежегодно публиковать в СМИ годовой бухгалтерский баланс, отчет, показывающий все изменения в капитале, отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках в сроки, установленные уполномоченным органом. Общество вправе дополнительно опубликовать иную финансовую отчетность».
Вместе с тем, необходим промежуток времени, достаточный для создания организаций, которые могут быть аккредитованы в качестве организации по профессиональной сертификации бухгалтеров.
Учитывая отсутствие на сегодняшний день аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров, а также то, что в Республике Казахстан существует около 8 000 организаций публичного интереса, проведение сертификации всех главных бухгалтеров в срок до 1 января 2009 года являлся затруднительным, что в результате привело бы к нарушению требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Таким образом, наличие временного отрезка до 2012 года даст возможность создать систему сертификации в Казахстане, предложенную Законом, и образовать необходимую массу профессиональных бухгалтеров.
В целях вовлечения с момента возникновения в профессиональные организации бухгалтеров бухгалтерских организаций, требование в отношении опыта работы не менее двух лет в сфере бухгалтерского учета и аудита необходимо отнести к бухгалтерам — членам профессиональной организации бухгалтеров.
В связи с изложенным Законопроектом уточняются требования к членам аккредитованной профессиональной организации бухгалтеров, являющихся как физическими, так и юридическим лицами.
В целях признания дипломов, выданных иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров, предлагается внести соответствующие дополнения в часть вторую пункта 5 статьи 22 Закона с обеспечением широкого крута пользователей перечнем иностранных институтов, являющихся действительными членами Международной федерации бухгалтеров, чьи квалификационные свидетельства и дипломы признаются наравне с сертификатом профессионального бухгалтера в Казахстане.
Необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день стоимость опубликования в средствах массовой информации годовой финансовой отчетности акционерного общества составляет более 800 тыс. тенге, в связи с чем альтернативой для экономии указанных затрат могут служить аналогичные услуги депозитария, стоимость которых будет в десятки раз меньше. В связи с этим, поскольку в Законе предусмотрена обязанность по сдаче организациями публичного интереса годовой финансовой отчетности в депозитарий, предполагается исключить норму обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях. При этом исключается также отсылочная норма по публикации годовой финансовой отчетности, установленная для финансовых организаций.
Законодательно установленный переход на МСФО невозможно обеспечить без мониторинга и контроля за соблюдением требований законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности Республики Казахстан, которые на сегодняшний день никем не осуществляются. Планом мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007-2009 годы, утвержденным Постановлением Правительства РК от 29 августа 2007 года № 760, предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших. Из-за отсутствия соответствующих функций уполномоченный орган в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности не имеет возможности в полном объеме прослеживать картину перехода на МСФО, особенно реального сектора.
В этой связи, для надлежащего выполнения норм Закона, входящих в компетенцию уполномоченного органа, и в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности, Законопроектом предлагается наделить уполномоченный орган соответствующими функциями мониторинга и контроля.
Таким образом, целями принятия Законопроекта являются:
— продление введения в действие нормы с 1 января 2009 года на 1 января 2012 года, предусматривающей назначение на должность главного бухгалтера организации публичного интереса профессионального бухгалтера;
— исключение нормы обязательного опубликования организациями публичного интереса годовой финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;
— признание дипломов, выданных иностранными институтами, являющимися действительными членами Международной федерации бухгалтеров;
— формирование уполномоченном органом перечня иностранных институтов, являющихся действительными членами Международной федерации бухгалтеров, чьи квалификационные свидетельства и дипломы признаются наравне с сертификатом, выданным организацией по профессиональной сертификации в Казахстане;
— наделение уполномоченного органа функцией контроля и мониторинга за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности;
— уточнение требований к членам — физическим и юридическим лицам аккредитованной профессиональной организации бухгалтеров;
— уточнение основных понятий, используемых Законом.
Законопроект состоит из двух статей. Первая статья законопроекта предусматривает внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 «Об административных правонарушениях» касательно нарушений законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также внесение изменений и дополнений в законы Республики Казахстан:
— от 28 февраля 2007 года № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в части положений, отраженных в разделе 4 настоящей Концепции;
— от 31 января 2006 года № 124 «О частном предпринимательстве» в части дополнения приложения к данному закону уполномоченным органом, осуществляющим мониторинг и контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности;
— от 13 мая 2003 года № 415 «Об акционерных обществах» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях:
— от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;
— от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;
— от 18 декабря 2000 года № 126 «О страховой деятельности» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;
— от 1 июля 2003 года № 446 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;
— от 1 июля 2003 года № 444 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях;
— от 31 декабря 2003 года № 513 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» в части исключения нормы обязательной публикации финансовой отчетности в периодических печатных изданиях.
Вторая статья законопроекта предусматривает срок его введения в действие.
Заключение
Бухгалтерский учет — это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субьъекта. В современных условиях хозяйствования практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без современной, полной и достоверной экономической информации, которую дает только четко налаженная система учета. Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РК.
В связи с переходом мировой экономики к тенденции применения единых стандартов финансовой отчетности, позволяющих пользователям единообразно интерпретировать финансовую информацию вне зависимости от языка и национальных систем бухгалтерского учета, соответствие системы финансового (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности международным стандартам является главным атрибутом конкурентоспособности современных организаций, предприятий. Переход на МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности) необходим для всеобщего и единообразного понимания финансовой отчетности.
Планом мероприятий по обеспечению перехода всех юридических лиц на МСФО на 2007-2009 годы, утвержденным Постановлением Правительства РК от 29 августа 2007 года № 760, предусмотрены мероприятия по выявлению организаций, обязанных перейти на МСФО и не перешедших.
Список использованных источников
Закон Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Казахстанская правда», 1999 года
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 26 декабря 1995 г. 2732 «О бухгалтерском учете»
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности» (на 17 апреля 2009 года)
Сейдахметова Ф. С. Развитие бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан — Автореферат. 2005г;
Сейдахметов Р.А. Современный бухгалтерский учет — Алматы, 2003 год.