Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………4
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1 Понятие и составные элементы системы управления…………………………8
1.2 Принципы и методы управления………13
1.3. Пути совершенствования системы управления………………………………20
1.4 Зарубежный опыт организации системы управления25
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ООО «РЕМСЕРВИС»
2.1 Краткий экскурс по предприятию ООО«РЕМСЕРВИС»……………………31 2.2 Функциональное исследование деятельности ООО «РЕМСЕРВИС»
на конкурирующем рынке…………………………………………………………37
2.3 Анализ организационной структуры системы управления ООО » «РЕМСЕРВИС»…………………………………………………………………….40
2.4 Исследование проблем в системе управления организации………………..47
РАЗДЕЛ III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ООО «РЕМСЕРВИС»
3.1Разработка программы совершенствования системы управления ООО «РЕМСЕРВИС»……………………………………………………………..53
3.2 Предложения по совершенствованию системы управления на ООО
«РЕМСЕРВИС»……………………………………………………………………55
РАЗДЕЛ IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………..64
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
5.1 Определение социально-экономической эффективности…………………..69
5.2 Расчет эффективности изменений в управлении предприятием……………76
5.2.1 Анализ эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры ООО «РЕМСЕРВИС»…………………………….77
5.2.2 Анализ эффективности инвестиционного проекта по внедрению комплексной системы управления производственными фондами……………..79
РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА…..…86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………100
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………103
Выдержка из текста работы
На тему «Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования на примере муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района, Пермский край»
Чайковский 2015 г.
Начало выполнения работы 25.05.2015 г.
Контрольные сроки просмотра работы кафедрой 16.06.2015 г.
Защита работы на заседании ГЭК 25.06.2015 г.
1. Наименование темы: «Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования на примере муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района, Пермский край».
2. Исходные данные к работе
Устав муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения.
3. Содержание пояснительной записки
а) основная часть (конструкторская, технологическая, исследовательская
Изучить правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской федерации.
Рассмотреть состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории Большебукорского сельского поселения.
Проанализировать деятельность и выявить основные проблемы системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения.
Произвести разработку мероприятий, способствующих совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения.
Дать оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
4. Перечень графического материала
Рисунок 1.1 — Организационная структура управления МУП ЖКХ
Рисунок 1.2 — Виды деятельности МУП ЖКХ БСП
Рисунок 2.1 — Предлагаемая организационная структура МУП ЖКХ
Таблица 1.1 — Населенные пункты Большебукорского сельского поселения
Таблица 1.2 — Предприятия, действующие на территории Большебукорского сельского поселения
Таблица 1.3 — Доход организации от деятельности теплоснабжения за 2014 год
Таблица 1.4 — Доход организации от деятельности водоснабжения за 2014 год
Таблица 1.5 — Доход организации от деятельности водоотведения за 2014 год
5. Дополнительные указания
6. Основная литература
1. Устав муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения.
2. Ковалёва, Л.В. Управление муниципальным хозяйством / Л.В. Ковалёва. — Учебное пособие. — Тюмень, 2007 г.
3. Рыбальченко, М.Б. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве / М.Б. Рыбальченко, В.А. Спектор. — Учебное пособие — Москва, 2008 г.
4. Черная, И.П. Муниципальное хозяйство / И.П. Черная. — Учебное пособие. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010 г.
5. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: Теория, практика, новые подходы / Л.Н. Чернышов. — М.: Госстрой России. Серия Градостроительство и городское планирование», 2009 г.
Руководитель выпускной квалификационной работы бакалавра
канд. соц. наук, доцент И.М. Мерзлякова
КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
№ п/п |
Объем этапа в % |
Сроки выполнения |
Примечание |
|||
начало |
конец |
|||||
1. |
Анализ исходных данных, выбор схемы и основных параметров |
25 |
25.05.2015 |
28.05.2015 |
Нет |
|
2. |
Разработка основной части |
36 |
29.05.2015 |
02.06.2015 |
Нет |
|
3. |
Разработка графической части |
16 |
03.06.2015 |
05.06.2015 |
Нет |
|
4. |
Оформление пояснительной записки |
14 |
08.06.2015 |
11.06.2015 |
Нет |
|
5. |
Представление работы на проверку и отзыв руководителя квалификационной работы |
3 |
12.06.2015 |
15.06.2015 |
Нет |
|
6. |
Представление работы заведующему кафедрой |
5 |
16.06.2015 |
22.06.2015 |
Нет |
|
7. |
Защита на заседании ГЭК |
1 |
25.06.2015 |
25.06.2015 |
Нет |
Реферат
Тема: «Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования на примере муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района, Пермский край».
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы (30 источников).
Во введении представлена актуальность исследуемой проблемы, объект, предмет исследования, цель, задачи.
В первой главе, состоящей из 3 подглав, рассматриваются нормативно-правовые акты, регулирующие сферу жилищно-коммунального хозяйства в РФ, состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории Большебукорского сельского поселения, проведен анализ деятельности и выявлены основные проблемы системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения, ставшие основой для разработки мероприятий по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения.
Во второй главе разработано мероприятие по совершенствованию организационной структуры управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения, а именно разработка проекта должностной инструкции инженера жилищно-коммунального хозяйства. Дана оценка эффективности предложенного мероприятия.
В заключении даются основные выводы по работе.
Практическая значимость. Мероприятие позволит усовершенствовать организационную структуру управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения, обеспечить предприятие квалифицированным работником, который будет способствовать эффективной работе предприятия.
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской федерации
1.2 Состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории Большебукорского сельского поселения
1.3 Анализ деятельности и основные проблемы системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения
Глава 2. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения
2.1 Пути совершенствования организационной структуры управления предприятием
2.2 Разработка и эффект мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство России на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.
Для России проблемы развития системы жилищно-коммунального хозяйства приобретают особую значимость в связи с высоким уровнем износа жилищного фонда, критическим состоянием объектов инженерной инфраструктуры, низким качеством предоставляемых услуг.
Актуальность темы исследования определяется возрастающей ролью становления качественно новых управленческих систем, технологий и инструментов регулирования, адаптированных к последствиям глобального финансово-экономического кризиса. Чрезвычайно важно это для сферы жилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся управленческая система которого представляется малоэффективной.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это важнейший элемент как социальной, так и экономической сферы народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. Отправной точкой для построения действенной и эффективной системы управления должно стать определение места жилищно-коммунального хозяйства в экономической системе региона, его структуры и взаимосвязей с другими элементами народного хозяйства.
Объектом исследования в работе является муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района.
Предметом исследования в работе является система управления предприятия жилищно-коммунальным комплексом Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района.
Целью данного дипломного проекта является изучение особенностей системы управления жилищно-коммунальным комплексом на примере деятельности муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской федерации.
2. Рассмотреть состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории Большебукорского сельского поселения.
3. Проанализировать деятельность и выявить основные проблемы системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения.
4. Разработать мероприятия, способствующие совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения.
Теоретической базой исследования послужили нормативные акты, труды российских специалистов в области управления государственной собственностью и управлением жилищно-коммунальным хозяйством, такие как: Игнатова В.Г., Кюрджиева С.П., Уварова Г.Г., Рудого В.В., Мащенко Ю.А., Бузырева В.В., Золотова В.Б., Чекалина В.С. и др.
В работе использовались следующие методы исследования: работа с правовыми документами, сравнительный анализ, устный опрос.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. Особенности жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Правовые основы функционирования жилищно-коммунальной сферы в Российской федерации
В настоящее время законодательство Российской федерации в области регулирования деятельности жилищно-коммунального комплекса имеет развитую структуру и охватывает практически все сферы этой отрасли: водоснабжение и водоотведение, коммунальная энергетика, внешнее городское обустройство, городской транспорт, бытовое обслуживание, санитарная очистка территорий.
Правовой фундамент деятельности ЖКХ в России обеспечивает Конституция РФ. Как главный закон РФ Конституция имеет высшую юридическую силу и закрепляет принципы, на которых должна базироваться деятельность жилищно-коммунального комплекса. В частности, Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Кроме того, Конституции Российской Федерации говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Важнейшим условием для осуществления этого права является нормальное устойчивое функционирование всего жилищно-коммунального комплекса, обеспечивающего жилищный фонд всеми необходимыми ресурсами [1].
Так же все органы власти в области жилищно-коммунального хозяйства действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится жилищное законодательство.
Помимо Конституции нормативно-правовая база обеспечивается Жилищным кодеком РФ, в котором уточняется компетенция органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений [3].
Нормы, регулирующие отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации. Так, глава 18 части первой Кодекса «Право собственности и другие вещные права на жилые помещения» раскрывает содержание права собственности на жилые помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, устанавливает право собственников квартир образовывать товарищества собственников жилья и определяет организационно-правовую форму ТСЖ как некоммерческой организации [2].
Также нормативно-правовая база регулирования ЖКХ обеспечивается Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [5].
Кроме федеральных законов в области регулирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации действует ряд подзаконных актов.
Так, весьма важным отраслевым документом являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденные Постановлением правительства РФ от 23.05.2006 г. №307. Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность [9].
Кроме того, действуют «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утверждённые Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Правилами определяются виды жилищного фонда, требования к его технической эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, содержанию придомовых территорий. Требования Правил предназначаются для выполнения организациями, осуществляющими техническое обслуживание и содержание жилищного фонда [7].
Существуют также нормы, предназначенные для исполнения гражданами-пользователями жилых помещений. Это «Правила пользования жилыми помещениями», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 г. №25. Правила определяют порядок пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, а также принадлежащими гражданам на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах (далее — жилые помещения), и закрепляют ответственность за их несоблюдение [8].
Непосредственной правовой поддержкой отрасли жилищно-коммунального хозяйства на местном уровне послужили: указ Президента РФ от 28.04.2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [6], ну и конечно нельзя не указать Федеральный закон №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В частности, в статьях «вопросы местного значения», перечислены области, относящиеся к сфере деятельности ЖКХ:
— организация в границах городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
— обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
— организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
— организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
— организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
— организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа;
— организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов [4].
Анализ текущего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и региональными законами, отраслевыми нормативными актами, уставами муниципальных образований, в реальной действительности значительно шире, чем это предусмотрено в статье 17 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Очевидно, что общий объем полномочий исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления должен обеспечивать их нормальное функционирование и поэтому нуждается в расширении. В целях обеспечения реального объема полномочий органов местного самоуправления необходима законодательная инициатива в решении проблемы расширения перечня вопросов местного значения и полномочий по собственной инициативе субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с соблюдением определенных условий.
Таким образом, мы рассмотрели нормативное и правовое обеспечение деятельности жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Выявили, что законодательство Российской федерации в области регулирования деятельности жилищно-коммунального комплекса имеет развитую структуру и охватывает практически все сферы этой отрасли.
1.2 Состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории Большебукорского сельского поселения
Больше — Букорский сельский Совет образован в 1929 году в прямом подчинении Фокинскому районному исполнительному комитету депутатов трудящихся.
Сельский Совет занимался организационно-массовой работой, включающих в себя 12 деревень и 2 колхоза: колхоз «Первое Мая» и колхоз «Память Гусева».
С 1960 года произведено укрепление Фокинского сельского Совета, Б.Букорский сельский Совет перешел в состав Фокинского Совета до 1982 года.
В мае 1982 года решением Чайковского районного исполнетельного комитета от 19.02.1982 года № 36 «Об административно-территориальных изменениях Фокинского и З-Михайловского сельских Советов», Больше-Букорский сельский Совет вышел из состава Фокинского сельского Совета.
Вновь образованный Больше-Букорский сельский Совет состоял из 2-х населенных пунктов: села Большой Букор, деревни Малый Букор и одного колхоза «Первое Мая» с центром в селе Большой Букор.
В настоящее время Большебукорское сельское поселение — муниципальное образование в составе Чайковского муниципального района Пермского края, состоящее из населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Большебукорское сельское поселение наделено статусом сельского поселения Законом Пермской области от 09 декабря 2004 г. № 1890-413 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чайковского Пермского края».
Официальное наименование муниципального образования: «Большебукорское сельское поселение».
Административным центром Большебукорского сельского поселения является село Большой Букор.
Территория Большебукорского сельского поселения составляет часть территории Российской Федерации, часть территории Пермского края и часть территории Чайковского муниципального района.
В состав Большебукорского сельского поселения входят территории следующих населенных пунктов:
Таблица 1.1 — Населенные пункты Большебукорского сельского поселения
Статус |
Наименование |
Численность чел. |
Индекс |
|
Село |
Большой Букор |
1177 |
617759 |
|
Деревня |
Малый Букор |
238 |
Границы Большебукорского сельского поселения утверждены законодательством Пермского края в виде картографического описания, выполненного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к картографической деятельности [13].
Общая территория — 8219 га, из них:
— земли ООО «Первое Мая» — 3126 га;
— сельхозугодия — 4590 га;
— Чайковское лесничество — 3152 га;
— Фонд перераспределения — 477 га.
Географическое положение: Большебукорское сельское поселение находится на юго-западе Пермского края, в составе Чайковского муниципального района, на расстоянии 20 км от г.Чайковского, долгота — 54°16′ E , широта — 56°40′ N. Поселение расположено в стороне от важной автомагистрали — трасса Екатеринбург — Н.Новгород с твердым покрытием на расстоянии 7 км.
Таблица 1.2 — Предприятия, действующие на территории Большебукорского сельского поселения [17]
Наименование |
Описание услуги |
|
Филиал Чайковское ЛПУ МГ ООО «Газпром трансгаз Чайковский» |
Добыча и поставка газа |
|
ООО «Лукой-Пермь» ЦДНиГ-9 |
Добыча и поставка нефти |
|
ООО «Первое Мая» |
Выращивание зерновых, производство молока и мяса |
|
МУП ЖКХ с.Б.Букор |
Деятельность в сфере жилищно-коммунальное хозяйства |
|
Муниципальные бюджетные |
учреждения |
|
МОУ СОШ с.Б.Букор |
Образовательная деятельность |
|
МДОУ детский сад «Сказка» |
Воспитательная деятельность |
|
БУК «Большебукорская сельская библиотека» |
Образовательная и досуговая деятельность |
|
БУК «СДК «Маяк» |
Деятельность с сфере культуры |
|
МАУ «СПК «Здрава» |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
|
Фельдшерско-акушерский пункт с.Б.Букор; |
Лечебно-профилактическая деятельность |
|
Физиолечебный кабинет и зубной кабинет |
Лечебно-профилактическая деятельность |
|
Почтовое отделение связи |
Доставка, рассылка почты, оформление электронных переводов, прием платежей за свет, газ и телефон |
Структуру органов местного самоуправления Большебукорского сельского поселения составляют:
1) представительный орган муниципального образования — Совет депутатов Большебукорского сельского поселения;
2) глава муниципального образования — глава сельского поселения — председатель Совета депутатов Большебукорского сельского поселения;
3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — администрация Большебукорского сельского поселения;
4) контрольно-счетный орган муниципального образования.
Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления поселения осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Большебукорского сельского поселения.
К вопросам местного значения Большебукорского сельского поселения, относящиеся к сфере деятельности ЖКХ, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; создание условий для предоставления транспортных услуг населению, и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; создание условий для предоставления транспортных услуг населению, и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, торговли и бытового обслуживания; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения [13].
С 2006 по 2013 гг. предоставлением коммунальных услуг населению села Большой Букор занималась организация ООО «Пионер». За период работы данной организации состояние жилищно-коммунального комплекса села Большой Букор пришло в ветхое состояние.
В 2013 в ООО «Пионер» была проведена проверка финансовой деятельности. По итогам проверки выявлены финансовые нарушения, для более детальной проверки изъята финансовая документация данной организации — в последствии чего к декабрю 2013 года ООО «Пионер» оказался не состоянии осуществлять свою деятельность. Связи с чем по решению Совета депутатов в поселении создано Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения [16].
Собственником имущества Предприятия и его учредителем является муниципальное образование «Большебукорское сельское поселение». Правомочия собственника имущества и учредителя осуществляет Администрация Большебукорского сельского поселения.
Предприятие находится в ведомственном подчинении заместителя Главы администрации Большебукорского сельского поселения, курирующего жилищно-коммунальное хозяйство.
Администрация Большебукорского сельского поселения в отношении предприятия принимает решение о создании Предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности Предприятия, а также дает согласие на участие Предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; утверждает Устав Предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает Устав Предприятия в новой редакции; принимает решение о реорганизации или ликвидации Предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию, утверждает ликвидационные балансы Предприятия; формирует уставный фонд Предприятия; назначает на должность директора Предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами; согласовывает прием на работу главного бухгалтера, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора; утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты Предприятия; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или Уставом Предприятия, на совершение иных сделок; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего Предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности Предприятия и контролирует их выполнение; принимает решение о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью Предприятия осуществляется администрацией Большебукорского сельского поселения и другими уполномоченными органами. [15].
Таким образом, на территории села Большой Букор коммунальные услуги населению предоставляет Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения. Предприятие было создано по решению Совета депутатов села в целях удовлетворения общественных потребностей населения.
1.3 Анализ деятельности МУП ЖКХ и основные проблемы системы управления жилищно-коммунальным комплексом Большебукорского сельского поселения
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальное хозяйство Большебукорского сельского поселения (МУП ЖКХ БСП), в дальнейшем именуемое Предприятие, создано в соответствии с постановлением Администрации Большебукорского сельского поселения от 27.11.2013 года № 148 «О создании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство Большебукорского сельского поселения».
Фирменное наименование Предприятия:
Полное — муниципальное унитарное предприятие жилищно — коммунальное хозяйство Большебукорского сельского поселения.
Официальное сокращенное наименование — МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения [15].
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1], законодательством Пермского края [11] и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Чайковского муниципального района [12] и Большебукорского сельского поселения [14].
Предприятие является коммерческой организацией и несет ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, потребителями, банками и другими юридическими и физическими лицами.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия, бланки, фирменное наименование, вправе иметь собственную эмблему, а также другие средства индивидуализации.
Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, быть истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Место нахождения Предприятия: Российская Федерация, Пермский край, город Чайковский, село Большой Букор, улица Победы, дом 6/1. Индекс 617759
Предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня его государственной регистрации, и создано без ограничения срока деятельности.
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей, и занимается предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Имущество Предприятия находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве собственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества Предприятия не может включаться имущество иной формы собственности. Земельный участок, на котором расположено Предприятие, предоставляется ему на праве аренды.
Право хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества, принадлежащего Предприятию, возникает у Предприятия с момента передачи данного имущества.
Доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются муниципальной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия.
Увеличение уставного фонда Предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности Предприятия. Источниками формирования имущества Предприятия являются:
— имущество, переданное Предприятию в хозяйственное ведение по решению Администрации сельского поселения;
— прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности Предприятия;
— заемные средства, в том числе кредиты банков, других кредитных организаций;
— амортизационные отчисления;
— капитальные вложения и дотации из бюджета;
— целевое бюджетное финансирование;
— добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан;
— иные источники, не противоречащие законодательству РФ.
Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной выпускаемой продукцией, полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия, после уплаты, установленных законодательством РФ налогов и иных обязательных платежей. Остающаяся в распоряжении Предприятия часть чистой прибыли используется Предприятием в установленном порядке, в том числе на:
— внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;
— развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, пополнение оборотных средств;
— строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;
— рекламу продукции и услуг Предприятия;
— материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации работников.
Предприятие имеет право образовывать резервные фонды в размерах и порядке определенных в учетной политике Предприятия с учетом требований бухгалтерского учета и Налогового кодекса РФ.
Предприятие строит свои отношения с другими юридическими и физическими лицами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов.
Предприятие свободно в выборе предмета, формы и содержания договоров, обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, Предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую продукцию в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, Положением о порядке согласования и утверждения цен и тарифов на данные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, утвержденным Распоряжением Главы района, либо в соответствии с договорными отношениями.
Предприятие имеет право привлекать физических лиц для выполнения отдельных работ на основе трудовых и гражданско-правовых договоров.
Предприятие возглавляет директор, назначенный на эту должность Органом исполнительной власти. Права и обязанности директора, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются контрактом, заключаемым с Главой муниципального образования. Директор действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Он самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, действует от его имени, имеет право первой подписи, распоряжается имуществом предприятия, осуществляет прием и увольнение работников [15].
В непосредственном подчинении у директора находятся 10 человек: главный бухгалтер, кассир-специалист по начислению ЖКУ, электрогазосварщик, слесарь-сантехник, тракторист, электромонтёр, операторы котельной. Сотрудники предприятия назначается на должность и освобождается от должности приказом директора предприятия.
Рис. 1.1 Организационная структура управления МУП ЖКХ
В рассматриваемом Предприятии применяется линейная структура управления организацией. Данная структура управления предполагает, что во главе организации стоит руководитель — единоначальник, осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. МУП ЖКХ применяя данную структуру управления сталкивается со следующими проблемами. Огромное количество информации, множественность контактов руководителя с подчиненными по всем функциям управления, тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких сфер деятельности организации, отсутствие кадров по планированию и подготовке управленческих решений. В связи с этим предприятие нуждается в управленческих кадрах, а именно в инженере жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями деятельности МУП ЖКХ БСП является решение таких социальных задач и вопросов местного значения, как:
— обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства;
— создание комфортной среды проживания;
— предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества;
— решение других вопросов местного значения по предоставлению населению услуг и выполнению работ, и получению прибыли [9].
Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности.
Виды деятельности
МУП ЖКХ БСП
Теплоснабжение Водоснабжение Водоотведение
Рис.1.2 Виды деятельности МУП ЖКХ БСП
Теплоснабжение представляет собой систему обеспечения теплом зданий и сооружений, предназначенного для обеспечения теплого комфорта для находящихся в них людей или для возможности выполнения технологических норм. Система теплоснабжения состоит центральной котельной; транспортирующих устройств тепловой энергии к помещениям тепловых сетей; теплопотребляющих приборов, которые передают тепловую энергию потребителю. Система теплоснабжения является централизованной, так как котельная работает на теплоснабжении группы зданий. В качестве теплоносителя используется вода.
Предприятие имеет одну котельную общей установленной мощностью 3 Гкал/час. Она обеспечивает тепловой энергией население, социальную сферу, бюджетные учреждения и прочие организации в Большебукорском сельском поселении. В течение года центральная котельная производит тепло в количестве 1011,913 Гкал. Доход от деятельности теплоснабжения в 2014 году составил 1 538 714,908 руб. (Приложение 1).
Следующим видом деятельности Предприятия является водоснабжение. Это система непрерывного обеспечения потребителей водой, предназначенной для проведения воды для питья и технических целей. Трубопровод проложен подземным способом. На территории Большебукорского сельского поселения находится три водонапорные башни, каждую башню обеспечивает 2 артезианские скважины (основная и резервная), всего 6 скважин. В течение года отпущено воды 27185,1 м3. Доход от деятельности водоснабжения в 2014 году составил 761 184,144 руб. (Приложение 2).
Водоотведение представляет собой технологический процесс, включающий в себя отвод сточных вод, их транспортировку на очистные сооружения, последующую очистку и утилизацию. Доход от деятельности водоотведения в 2014 году составил 289846,77 руб. (Приложение 3).
Кроме основной деятельности Предприятие осуществляет дополнительные виды деятельности на платной основе:
— грейдирование, очистка дорог от снега;
— откачка канализации;
— выполнение для физических и юридических лиц прочих работ и услуг, не запрещенных действующим законодательством.
Для осуществления этих услуг используются транспортные средства — трактор МТЗ-82 с навесным оборудованием прямая косая лопата, прицепная цистерна объёмом 3,5 куба с вакуумным насосом.
Так же в организации сформирована добровольная пожарная дружина, в состав которой входит командир дружины, водитель и два добровольца. Отряд укомплектован спецодеждой и другим оборудованием для пожаротушения. Дружина обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из проведенного в нашей работе анализа деятельности МУП ЖКХ мы выяснили, что главными целями предприятия являются обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и создание комфортной среды проживания населения. В настоящее время в поселении стоит острая проблема сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На территории Большебукорсокго сельского поселения предоставлением услуг по сбору и вывозу бытовых отходов занимается организация МУП Спецавтохозяйство, заключившая договор с администрацией села Большой Букор и его населением. Услуги по предоставлению вывоза бытовых отходов не удовлетворяют население села. Это связано с тем, что происходит быстрое наполнение мусорных баков бытовыми отходами из-за их малого количества. Так же баки не оборудованы крышками, из-за чего мусор вываливается и растаскивается собаками, в связи с чем возникают свалки. Для решения этой проблемы необходимо передать полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов местному предприятию, а именно МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги. Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами — один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление ЖКХ — комплексная работа, включающая в себя множество направлений. От того, насколько качественно эта работа производится, зависит уровень комфорта жильцов, потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы муниципального управления ЖКХ заключаются в недостатке средств, квалифицированных кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы ЖКХ. Во второй главе выпускной квалификационной работы будут прописаны мероприятия по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения.
Глава 2. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным комплексом МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения
2.1 Пути совершенствования организационной структуры управления предприятием
«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категории и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми [20].
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:
— в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
— исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные связи. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели [18].
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения.
Между всеми выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел, кому он будет непосредственно подчинен, какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию, на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба, какими полномочиями наделяются работники нового отдела, какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами [25].
На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров [21].
Совершенствование организационной структуры предприятия является важнейшей частью организационного развития, совершенствования системы управления предприятием.
Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Выполнение работ по совершенствованию организационной структуры управления требует привлечения специалистов в области управления, технологии и экономики отрасли, к которой относится предприятие.
Организационная структура управления направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями предприятия, распределения между ними прав и ответственности.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и каждого сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Необходимость совершенствования системы управления определяется следующими факторами:
— оптимизация численности аппарата управления и его функций;
— внедрение автоматизированных систем управления и повышение оперативности принимаемых решений;
— установление рациональных связей между звеньями и структурами управления на всех уровнях;
— минимизация числа ступеней структуры управления;
— проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды.
Совершенствование организационной структуры предприятия неразрывно связано с его реформированием. Поэтому наряду с реструктуризацией предприятия совершенствование его деятельности должно идти и по таким направлениям, как:
— создание культуры организации, что обеспечиваем мощный потенциал саморазвития. Это длительный, требующий больших усилий процесс, но сформированные и принятые членами организации ценности приобретают форму традиции и способствуют повышению эффективности организации уже без существенных затрат;
— создание эффективного, комплексного механизма управления, который в первую очередь должен включать механизм мотивации и стимулирования труда, технологию управления по конечным результатам, человеко-машинные технологии принятия рациональных решений, повышение профессионального уровня руководителей в области управления;
— поиск адекватной имеющимся ресурсам рыночной ниши, и разработка стратегии функционирования в ней, что может дать быстрый прирост эффективности с выходом на предел, определяемый исчерпанием существующих производственно-технологических возможностей предприятия. [30].
Организационное совершенствование, предполагающее либо локальные структурные изменения в подсистемах и элементах системы, либо перестройку организационной структуры в целом, должно происходить в виде двух взаимосвязанных процессов: управленческого организационного воздействия и процесса самоорганизации. При этом первый должен обеспечить создание условий для стимулирования целесообразных процессов второго. Эффект организационного совершенствования выражается не только в улучшении показателей эффективности системы, но и в повышении ее потенциальных возможностей для будущего развития.
Мероприятия, способствующие совершенствованию организационной структуры управления предприятием:
-групповая организация труда как основа новой структуры управления;
— сокращение размеров подразделений предприятия и укомплектование их более квалифицированным персоналом;
— уменьшение числа уровней управления и создание кратчайшей цепи команды;
— ориентация текущей работы на запросы потребителей;
— повышение оперативности реализации управленческих решений;
— большая эффективность труда менеджеров за счет четкого порядка управления;
— повышение профессионализма в управлении;
— анализ информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается;
-использование современных технологий, предоставляющих руководителю дополнительные средства, как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации;
— пользование услугами консультантов;
-контроль принятого решения, что способствует повышению эффективности принимаемых решений;
— автоматизация управленческого процесса.
Руководителям предприятия необходимо построить такую модель привлечения персонала к структурным преобразованиям предприятия, которая основывалась бы на использовании новой философии управления, направленной на раскрытие потенциала коллектива предприятия как команды, нацеленной на эффективное достижение целей в процессе структурных преобразований предприятия [27].
Предприятию необходимо использовать методический подход к формированию организационной структуры управления, заключающийся в функционально-процессной организации работы предприятия и комплексном использовании элементов процесса формирования организационной структуры, что позволит создать организационную структуру управления, максимально соответствующую концепции развития предприятия. Методический подход к формированию организационной структуры управления предприятием определяется исходя из результатов исследования рыночной конъюнктуры и разработки стратегического плана предприятия.
Таким образом, повышение эффективности деятельности предприятия определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Использование новых информационных технологий и обострение конкурентной борьбы определяют необходимость изменения организации управления предприятием, что возможно с помощью разработки механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
2.2 Разработка и эффект мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения
Жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство — это важнейший сектор экономики. Развитие жилищно-коммунального комплекса на территории Большебукорского сельского поселения имеет большой потенциал, так как село является развивающимся. В связи с этим, от работы предприятия, осуществляющего коммунальные услуги, полностью зависит комфортное проживание населения. Управление жилищно-коммунальным хозяйством сегодня невозможно без эффективной работы предприятия.
Из проведенного в первой главе нашей работы анализа деятельности МУП ЖКХ мы выявили, что в предприятии существует линейная организационная структура управления, которая основывается на принципе единства распределения поручений, согласно чему право отдавать распоряжения имеет только вышестоящий руководитель. Как мы выяснили, МУП ЖКХ применяя данную структуру управления сталкивается со следующими проблемами. Огромное количество информации, множественность контактов руководителя с подчиненными по всем функциям управления, тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких сфер деятельности организации, отсутствие кадров по планированию и подготовке управленческих решений. В связи с этим предприятие нуждается в управленческих кадрах, а именно в инженере жилищно-коммунального хозяйства.
Для чего в рамках данной выпускной квалификационной работы нами предлагается разработка проекта должностной инструкции инженера жилищно-коммунального хозяйства (Приложение 4).
Целью данного мероприятия является ведение нового сотрудника в организационную структуру управления Предприятием.
Задачами мероприятия является повышение эффективности управления Предприятием путём делегирования полномочий вышестоящим органом (директором) ниже стоящему (инженеру жилищно-коммунального хозяйства) органу управления.
Порядок организации мероприятия: передать все полномочия по вопросам планирования и руководства технической деятельностью организации; формирования заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг; технического обеспечения производства работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг; руководства техническим персоналом организации.
Мероприятия по разработке данной инструкции обосновываются трудовым договором с сотрудником, заключенным с ним в день приема на работу, в котором прописано, что работодатель имеет полное право на создание регламентирующих рабочий процесс нормативных актов и при необходимости вносить в них поправки.
Ожидаемые результаты. Осуществление мероприятия позволит усовершенствовать организационную структуру управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения, обеспечить предприятие квалифицированным работником, который будет способствовать эффективной работе предприятия.
Проведение организационных изменений послужит серьезным механизмом поддержки и развития системы управления предприятия. В руках компетентного руководителя осуществление организационных изменений представляет собой мощное средство усовершенствования работы предприятия и повышения его эффективности.
Реализация мероприятия предполагает создание новой организационной структуры управления МУП ЖКХ.
Рис. 2.1 Предлагаемая организационная структура МУП ЖКХ
муниципальный жилищный коммунальный водоснабжение
Применение этой организационной структуры позволит освободить директора предприятия от повседневной рутинной работы и повысить качество и оперативность принимаемых решений.
В результате реализации мероприятия предлагаемая организационная структура МУП ЖКХ будет обладать следующими характеристиками:
1. Оптимальностью. Данная структура управления для Предприятия является оптимальной, потому что между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при минимальном числе ступеней управления.
2. Оперативностью. Данная структура является оперативной потому что за время от принятия решения до его исполнения не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надежностью. Структура аппарата управления гарантирует достоверность передачи информации, не допускает искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивает бесперебойность связи в системе управления.
4. Экономичностью. Структура управления является экономичной, так как нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий аппарат.
5. Устойчивость структуры управления. Неизменность основных свойств организационной структуры МУП ЖКХ при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
6. Гибкостью. Данная структура способна изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
Так же, данное мероприятие является социально эффективным. На предприятии появится дополнительное рабочее вакантное место.
На наш взгляд, предложенное мероприятие заслуживает подробного рассмотрения и может быть рекомендовано для реализации руководству МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения в качестве инструмента, для повышения устойчивости предприятия.
Таким образом, повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Во второй главе нашей работы предложено мероприятие по разработке проекта должностной инструкции инженера жилищно-коммунального хозяйства, которое позволит усовершенствовать организационную структуру управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения. Предлагаемая организационная структура МУП ЖКХ освободит руководителя предприятия от принятия типовых оперативных решений и позволит более качественно заниматься разработкой стратегических решений.
Заключение
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную сферу жизнедеятельности человеческого общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей качества жизни людей. Развитие жилищно-коммунального комплекса на территории Большебукорского сельского поселения имеет большой потенциал, так как село является развивающимся. В связи с этим, от работы предприятия, осуществляющего коммунальные услуги, полностью зависит комфортное проживание населения. Управление жилищно-коммунальным хозяйством сегодня невозможно без эффективной работы предприятия.
В первой главе выпускной квалификационной работы нами было рассмотрено общее состояние ЖКХ на территории села Большой Букор. С 2006 года по 2013 год предоставлением коммунальных услуг населению села Большой Букор занималась организация ООО «Пионер». За период работы данной организации состояние жилищно-коммунального комплекса села Большой Букор пришло в ветхое состояние. По итогам проверки финансовой деятельности Предприятия были выявлены финансовые нарушения в последствии чего к декабрю 2013 года ООО «Пионер» оказался не состоянии осуществлять свою деятельность. Связи с чем по решению Совета депутатов в поселении создано Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения.
Так же в первой главе нашей работы был проведен анализ деятельности МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения. В ходе анализа было выявлено, что главными целями деятельности МУП ЖКХ является обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и создание комфортной среды проживания населения села Большой Букор. Предприятие занимается предоставлением жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. На основании анализа деятельности МУП ЖКХ в работе были выявлены проблемы системы управления Предприятия жилищно-коммунальным комплексом села. В частности, организационная структура управления не соответствует целям деятельности Предприятия.
Система ЖКХ должна работать слаженно, постоянно и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие услуги. Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами — один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования.
Управление ЖКХ — комплексная работа, включающая в себя множество направлений. От того, насколько качественно эта работа производится, зависит уровень комфорта жильцов, потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы муниципального управления ЖКХ заключаются в недостатке средств, квалифицированных кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы ЖКХ.
Повышение эффективности деятельности предприятия определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Использование новых информационных технологий и обострение конкурентной борьбы определяют необходимость изменения организации управления предприятием, что возможно с помощью разработки механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и каждого сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами разработано мероприятие по совершенствованию организационной структуры управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения, а именно разработка проекта должностной инструкции инженера жилищно-коммунального хозяйства. Осуществление мероприятия позволит усовершенствовать организационную структуру управления МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения, обеспечить предприятие квалифицированным работником, который будет способствовать эффективной работе предприятия.
Проведение организационных изменений послужит серьезным механизмом поддержки и развития системы управления предприятия. В руках компетентного руководителя осуществление организационных изменений представляет собой мощное средство усовершенствования работы предприятия и повышения его эффективности.
На наш взгляд, предложенное мероприятие заслуживает подробного рассмотрения и может быть рекомендовано для реализации руководству МУП ЖКХ Большебукорского сельского поселения в качестве инструмента, для повышения устойчивости предприятия. Таким образом, цель выполнения дипломной работы достигнута, задачи решены.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.).
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу от 23.05.2015 г.).
3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2015 года.).
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (с изменениями на 30 марта 2015 года).
5. Федеральный закон от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями на 8 марта 2015 года).
6. Указ Президента РФ от 28.04.2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (с изменениями и дополнениями от: 13 мая 2010 г., 14 октября 2012 г.).
7. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
8. Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 г. N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями».
9. Постановление Правительства РФ от 23.04.2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями и дополнениями от: 21 июля 2008 г., 29 июля 2010 г., 6 мая 2011 г., 25 июня, 27 августа 2012 г.).
10. Законом Пермской области от 09 декабря 2004 г. № 1890-413 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чайковского Пермского края (с изменениями от 14 декабря 2013 года).
11. Постановление Правительства Пермского края от 18.02.2014 N 90-п (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края».
12. Постановление Администрации Чайковского городского поселения от 23.05.2013 N 1293 (ред. от 31.12.2013) «Об утверждении муниципальной адресной Программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов муниципального образования «Чайковское городское поселение» на 2013 год».
13. Устав муниципального образования Большебукорского сельского поселения от 21.12.2012 г. № 267 (с изменениями и дополнениями решением Совета Депутатов Большебукорского сельского поселения от 29.08.2014 года № 58.) С. 2-8.
14. Постановление Администрации Большебукорского сельского поселения от 27.11.2013 года № 148 «О создании муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство Большебукорского сельского поселения».
15. Устав муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большебукорского сельского поселения от 27.11.2013 г. № 148. С. 2-14.
16. Отчёт главы сельского поселения — главы администрации Большебукорского сельского поселения о работе за 2013 год. — 5 с.
17. Отчёт главы сельского поселения — главы администрации Большебукорского сельского поселения о работе за 2014 год. — 2 с.
18. Андреев, Г.И. Основы управления предприятием / Г.И Андреев. — экономические механизмы управления предприятием. — М, 2008. — 78 с.
19. Бузырев, В.В. Экономика жилищной сферы / В.В. Бузырев, В.С. Чекалин. — Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М., 2008. — 154 с.
20. Владимирова, И.Г. Организационные структуры управления предприятиями / И.Г. Владимирова. — Менеджмент в России и за рубежом. № 3, 2008. — 76 с.
21. Ефремов, О.Ю. Теория организации / О.Ю. Ефимов. — Спб.: Университетский учебник, 2009. — 231 с.
22. Зотова, В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотова. — Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 45 с.
23. Игнатов, В.Г. Экономика социальной сферы / В.Г. Игнатов, Л.А. Батурин, В.И. Бутов, Ю.А. Мащенко, Г.Г. Уварова, С.В. Ходарев, А.С. Ходарев, Ю.Г. Эланский. — Учебное пособие, 2-е издание. — Москва — Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007. — 87 с.
24. Ковалёва, Л.В. Управление муниципальным хозяйством / Л.В. Ковалёва. — Учебное пособие. — Тюмень, 2007 г. — 46 с.
25. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. — М.: Экомпресс, 2006. — 65 с.
26. Игнатов, В.Г. Стратегия экономического развития муниципального образования / В.Г. Игнатов, С.П. Кюрджиев, М.А. Овакимян. — Учебное пособие. — Ростов н/Д. Изд-во СКАГС, 2008. — 116 с.
27. Рыбальченко, М.Б. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве / М.Б. Рыбальченко, В.А. Спектор. — Учебное пособие — Москва, 2008. С. 109-111.
28. Симонов, О.Ф. Экономика города / О.Ф. Симонов. — Учебное пособие для вузов. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006. С. 56-61.
29. Черная, И.П. Муниципальное хозяйство / И.П. Черная. — Учебное пособие. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. — 268 с.
30. Чернышов Л.Н. Реформа ЖКХ: Теория, практика, новые подходы / Л.Н. Чернышов. — М.: Госстрой России. Серия Градостроительство и городское планирование», 2009. С. 201-207.
Размещено на