Содержание
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты выполнения
стратегии компании 7
1.1. Определение понятия стратегия и стратегического управления 7
1.2.Основные компоненты стратегии компании 18
Глава 2. Роль управленческой команды в разработке
стратегии компании 30
Глава 3. Определение роли управленческой команды в выполнении
стратегии компании (на примере ЗАО «Сувенир») 42
3.1. Общая характеристика ЗАО «Сувенир» 42
3.2. Анализ существующей стратегии компании 44
3.3. Управленческая команда и ее функции при реализации стратегии
в ЗАО «Сувенир»63
Заключение 76
Список литературы 79
Приложения 81
Введение
Без стратегии организация подобна кораблю без руля, плывет по кругу или напоминает бродягу, который не знает, куда идти.
Дж. Росс, М. Ками
В условиях рыночной экономики перед российскими предприятиями встает проблема гибкого оперативного реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования долговременной конкурентной политики и стратегии развития предприятий, с другой. В этой связи особое значение приобретают теоретико-методологические и практические продвижения в области как самого стратегического управления предприятиями промышленности, так и его системного и управленческого обеспечения. Система стратегического управления выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления современным предприятием.
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Жесткая, инерционная организация управления предприятием не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Но главное не только в усилении конкуренции, но и в том, что она приобретает новые формы. Главным условием победы в конкурентной борьбе является способность долговременного предвидения и последовательной реализации различных стратегий в ассортименте продукции и услуг, в технологии, в управлении и пр. Для того чтобы выжить и развиваться в этой среде, предприятиям необходимо прибегать к постоянной «самореорганизации» как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, условиям современной экономики инновационного типа. [25, с. 28]
Важнейшим направлением такой «самореорганизации» выступает становление практики стратегического управления предприятием. Значимость практики стратегического управления определяется, прежде всего, тем, что обычные методы повышения производительности и конкурентоспособности рационализация и автоматизация производственных процессов часто уже не приводят к качественным улучшениям, которые требуются предприятиям для динамичного развития в рыночной среде.
Для дальнейшего повышения эффективности использования всех видов экономических ресурсов развития предприятий обязательным становится формирование хозяйствующими субъектами системы стратегического управления, адекватной рыночным механизмам и раскрывающей перед субъектами рынка более широкие возможности для выбора правильных, разносторонне мотивированных решений по всем направлениям деятельности. Выбор стратегии управления предприятиями в наши дни можно считать жизненно важным как для самих хозяйствующих субъектов, так и для территориальных образований (регионального, муниципального уровня), в рамках которых они функционируют. Стратегическое управление предприятиями невозможно без учета внешней среды и ее изменений, в связи с чем предприятиям необходимо не только прогнозировать состояние рынков, но и учитывать стратегию социально-экономического развития региона, «встраиваться» в нее и оказывать влияние на ее реализацию. Следует отметить, что как разработка, так и выполнение стратегии зависит в большой степени от управленческой команды, работающей на предприятии. Поэтому рассмотрение роли управленческой команды в выполнении стратегии предприятия в качестве определяющей является актуальным на сегодняшний день.
Теоретические и практические проблемы стратегического управления предприятиями на основе учета и реализации их конкурентных преимуществ, а также роль в стратегическом управлении управленческой команды, рассматриваются в трудах таких зарубежных специалистов, как: Р. Айзенштат, И. Ансофф, М. Бир, П. Дойль, Д. Дэй, К. Кристенсен, А. Мескон, Д. Мошелла, Э. Николс мл., М. Портер, Р. Рэнделл, А. Стрикленд, А. Томпсон, Р. Хэндфилд, Л. Фаэй, Й. Уилсон и многих других зарубежных авторов, а также отечественных ученых, таких как: О.С. Виханский, Г.Б. Клейнер, Б.З. Мильнер, Р.А. Фатхутдинов и др.
Целью диссертационного исследования является разработка теории и методологии развития стратегического управления на предприятиях, определение роли управленческой команды в выполнении стратегии предприятия.
Для достижения этой цели в диссертационной работе были поставлены следующие задачи:
— развить теоретические взгляды на сущность и цели стратегического управления на предприятиях, выделить его отличительные черты, характеристики и тенденции развития;
— системно представить основные компоненты системы стратегического управления на предприятиях, дать их характеристику;
— определить роль управленческой команды в выполнении стратегии организации (на примере конкретной организации);
— выделить и системно представить, раскрыть содержание основных факторов, обеспечивающих определяющую роль управленческой команды в выполнении стратегии фирмы.
Объектом исследования выступает предприятие ЗАО «Сувенир».
Предметом исследования выступает система стратегического управления на предприятиях в Российской Федерации, рассматриваемая на основе анализа процессов, механизмов и результативности данной системы, с учетом определяющей роли управленческой команды.
Теоретико-методологической основой исследования являются эволюционная экономическая парадигма, фундаментальные положения экономической теории, включающие анализ и теоретическое обобщение сущности стратегического управления. Использован категориальный аппарат, развитый отечественной и зарубежной научными школами области стратегического управления. Исследование основывалось на методологии системного анализа, дающей возможность раскрыть структуру и причинно-следственные связи построения системы стратегического управления, осуществить прогноз ее развития и сформировать предложения по ее дальнейшему совершенствованию. Использован сравнительный анализ, метод аналогий, обработка эмпирических данных для выявления причинно-следственных связей и тенденций в развитии стратегического управления, экстраполяция тенденций, экспертный анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются основные задачи, цель исследования, методологическая база.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические аспекты выполнения стратегии компании, при этом дается определение понятия стратегии фирмы, также рассматриваются основные компоненты стратегии.
Во второй главе исследования определяется роль управленческой команды в выполнении стратегии организации.
В третьей главе рассматривается роль управленческой команды в выполнении стратегии конкретной организации (ЗАО «Сувенир»). При этом приводится характеристика организации, рассматривается стратегия ЗАО «Сувенир», определяются основные направления деятельности управленческой команды для выполнения стратегии организации.
В заключении приводятся выводы по результатам исследования.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты выполнения стратегии компании
1.1.Понятие стратегии фирмы
Понятие стратегического управления было введено в научный оборот на стыке 60-х 70-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым в расчете на долговременную перспективу и реализацию стратегических задач развития предприятия в рыночно-конкурентной среде. [5, с.12] Необходимость такого качественного «скачка функционирования систем управления» была вызвана, в первую очередь, изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от преобладающего значения оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания на окружение (рыночное и внерыночное), для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. [5, с.21]
В послевоенные годы управление предприятиями практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Новые условия ведения бизнеса ставили новые задачи для достижения целей, заставляя находить средства выживания в конкурентной борьбе. С течением времени понятие стратегичности управления предприятием обретало новый смысл, сообразно условиям и задачам каждого этапа. Так, стратегическое управление 50-х-60-х годов это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. [5, с.15] В это время долгосрочные планы были в центре внимания при выработке стратегического поведения организации. В 70-е годы смысл и задачи стратегического управления существенно изменились. Это уже выбор, касающийся того, в каком бизнесе предприятию более выгодно находиться; решения по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов [1, с.71].
В 80-е годы динамизм внешней среды еще более усложнил задачу своевременной адаптации предприятий к тем изменениям, которые происходят во всех сферах экономической деятельности. Центром стратегического поведения фирмы стало такое управление организации, при котором основой стратегических решений становится выбор поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Стратегические решения определяются возникающими обстоятельствами, но в то же время подразумевается, что их выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде. В 90-х годах характер и непредсказуемость изменений внешней среды еще более увеличиваются. Разнообразие постоянно изменяющихся факторов (макроэкономических, технологических, научных ожиданий и стремления людей во всем мире) воздействия на бизнес стало отличительной чертой этого времени и еще более усилило позиции стратегического управления предприятиями. [5, с.19]
Среди наиболее известных и разработанных кнцепций стратегического управления можно выделить две прямо противоположные построение стратегий на основе развития внутренних ресурсов и формирование стратегий на основе изменений внешней среды функционирования предприятия [2].
Изменение условий бизнеса и увеличивающаяся скорость изменения внешней среды ставят новые задачи и требуют синтеза имеющихся концепций стратегического управления, которые в начале ХХI века находят свое выражение в концепции динамических способностей предприятия. [6, с.132]
Концепция динамических способностей предприятия появилась как ответ на острую конкуренцию в высокотехнологичных отраслях и базируется на том соображении, что в условиях современных быстро меняющихся рынков устойчивого успеха добиваются те предприятия, которые способны быстро и активно реагировать на всевозможные изменения и сами постоянно инициируют продуктовые, маркетинговые и организационные инновации. Концепция динамических способностей, в определенном смысле, интегрирует два момента, центральных для обсуждавшихся выше подходов. Динамическая природа способностей компании означает возможность их адаптации к изменениям во внешней среде. Причем такая реакция обеспечивается быстрым развитием и перемещением внешних и внутренних способностей предприятий. С другой стороны, предприятиям, претендующим на лидерство, необходимо обеспечивать быстрое развитие потенциала предприятия для обеспечения непрерывного потока продуктовых и технологических инноваций.
Выдержка из текста работы
- СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Глава 1 Понятие, уровни и виды кадровой политики
- 1.1 Понятие кадровой политики
- 1.2 Уровни и виды кадровой политики
- 1.3 Место кадровой политики в политике организации
- Глава 2 Анализ кадровой политики в ООО «ТАРЕКС»
- 2.1 Характеристика ООО «ТАРЕКС»
- 2.2 Анализ кадрового потенциала ООО «ТАРЕКС»
- 2.3 Особенности реализации кадровой политики в ООО «ТАРЕКС»
- Глава 3 Совершенствование кадровой политики в ООО «ТАРЕКС»
- 3.1 Рекомендации по совершенствованию кадровой политики в ООО «ТАРЕКС»
- 3.2 Оценка эффективности проекта
- Заключение
- Список использованных источников