Содержание
Содержание
Введение3
1.Становление этических основ оперативно-розыскной деятельности5
2.Нравственное содержание оперативно-розыскной деятельности16
3.Нравственные отношения оперативно-розыскной деятельности и государственной охраны19
Заключение25
Список использованной литературы27
Введение
Категории этики, нравственные ценности всегда были и остаются исторически и социально обусловленными явлениями. Они воплощают в себе не только общечеловеческое, но и профессиональное содержание морального сознания. В них выражается внутренняя и внешняя культура человека. Нормы этики складываются из правил поведения и общения, принятых в данной социальной среде .
Как указывает Ю.В. Наумкин, сотрудник милиции зачастую оказывается первым предста¬вителем государственной власти, с которым сталкивается право¬нарушитель. Милиционер первым дает оценку антиобществен¬ным, безнравственным действиям и от имени государства применяет принудительные санкции к нарушителям общественного порядка, выполняя требования Закона. И только в случае без¬ошибочности этой оценки, вынесения ее в строгом соответствии с нормами права и морали деятельность сотрудника милиции отвечает своему высокому призванию .
Именно поэтому за нарушение нравственных норм общественное мнение осуждает сотрудников милиции значительно строже, чем лиц других профессий. Образованность, мастерство, профессио¬нальный опыт сотрудника лишь тогда приобретают подлинную ценность, когда они сочетаются с нравственной зрелостью и об¬разцовой культурой поведения.
Органам внутренних дел доверяются такие моральные ценно¬сти, как честь и достоинство человека, его доброе имя, свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников ОВД, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт, тактичное, уважительное отношение к гражданам, окружающим. В этом заключается актуальность данной работы.
Цель данной работы определить, в чем заключаются нравственные основы оперативно-рзыскной деятельности.
Задачи данной работы: определить, в чем состоит становление этических основ ОРД; выяснить, каково нравственное содержание ОРД; определить, каковы нравственные отношения ОРД и государственной охраны.
1.Становление этических основ оперативно-розыскной деятельности
Этика это философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика» .
Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности .
Категории этики это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении .
Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий.
Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобреня. Добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: добро как моральное качество поступка; добро как совокупность положительных принципов и норм морали; добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела, и других.
Зло категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и личному благу.
Имея много общего с категориями других наук, этические категории обладают и некоторыми особенными чертами.
Во-первых, они отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. При этом они не всегда выступают в чистом виде, а переплетаются с категориями других наук, высвечивая в них именно нравственный аспект.
Во-вторых, категории этики носят оценочный, аксиологический характер. Их всегда можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный или же наоборот непорядочный, бесчестный, беспринципный и так далее.
В-третьих, они являются средством регулирования взаимоотношений и поведения людей как определенная побудительная сила, выражая нравственные требования общества с позиций сущего или должного.
В-четвертых, авторитет и значимость категорий этики, равно как и всех других нравственных образований: принципов, норм, требований, правил и так далее, базируются на силе общественного мнения или самосознании личности.
В-пятых, в категориях этики и особенно в близких к ним понятиях морали в значительно большей степени, чем в категориях и понятиях других наук, выражена эмоциональная сторона общественных отношений.
Таким образом, категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме. Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и е зависит от сознания людей. Но оно, это содержание, может по-разному оцениваться людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также от образа жизни, от принадлежности к определенной социальной группе.
В оперативно-розыскной деятельности как в зеркале преломляются этические категории: добро и зло, правда и ложь, агрессия и доброта, человеколюбие и жестокость. Сотрудникам милиции, участвующим в проведении оперативно-розыскной деятельности, каждый день, да что каждый день каждую минуту приходится делать выбор: как лучше поступить, как поступить правильнее, этичнее. В этом состоит этическая направленность оперативно-розыскной деятельности.
Справедливость категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека .
В соблюдении норм этики проявляются именно те человеческие качества, ко¬торые каждый человек хотел бы видеть и чувствовать в других людях по отношению к себе. Иными словами, в нормах этики вопло¬щается нравственное требование справедливости. Именно в нормах этики человек постоянно, каждодневно, в самых различных си¬туациях усваивает на практике «золотое правило нравственно¬сти»: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Сотруднику органов внутренних дел необходимо стремиться к тому, чтобы высокая культура и строгое соблюдение законности стали его отличительной чертой. Для населения понятие «милиционер» должно быть неотделимо от представления о лучших человеческих качествах.
Принцип справедливости является важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов. Справедливость не только принцип морали. Этот принцип охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений и прежде всего помимо морали сферы права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов: их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности и устанавливать соответствие между практической деятельностью ндивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов, обладающие достаточным служебным опытом, прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, но несправедливость (в том числе и прямой обман, как один из ее видов).
Справедливость сотрудников органов внутренних дел должна проявляться при наложении штра¬фа или применении иной формы наказания в отношении нару¬шителя общественного порядка, правил дорожного движения и тому подобного, ибо в данном случае наказание не самоцель, а средство воспитания. Форма и размер наказания должны четко опреде¬ляться тяжестью поступка, личностью нарушителя, отношением его к содеянному и всей совокупностью обстоятельств, связан¬ных с данным нарушением. Если при этом имеются смягчающие вину обстоятельства, то они непременно должны быть приняты во внимание. Кроме того, сотрудник милиции обязан спокойно, вежливо и внятно объяснить нарушителю характер и тяжесть вины и показать (рассказать) возможные последствия наруше¬ния. Следует помнить, что сама беседа сотрудника милиции с нарушителем является эффективным средством воспитания, по¬этому, если нарушение незначительное, вполне правомерно и логично ограничиться замечанием.
Такие действия формируют у граждан убеждение в справед¬ливости наказания и недопустимости подобных проступков. В противном случае наложение наказания будет расценено как проявление самодурства и придирчивости сотрудника и не ока¬жет воспитательного воздействия, а только вызовет чувство недовольства и раздражения. Следует твердо помнить, что, хотя сотрудник милиции должен быть принципиальным в вопросах охраны общественного порядка, это не означает, что к любому нарушению он должен подходить с максимальной строгостью .
Любой промах в работе сотрудника, случай недостойного по¬ведения, некультурности и невежливости тотчас могут получить довольно широкий резонанс и, энергично обрастая слухами и домыслами, вызвать у людей искаженное представление о дея¬тельноти правоохранительных органов, сильно подорвать авто¬ритет конкретного подразделения, УВД.
Выдержка из текста работы
Современный этап развития нашей страны знаменуется глубокими политическими, социальными, экономическими, а также правовыми изменениями и потрясениями. Криминологические прогнозы последних лет неутешительны: в ближайшие годы криминальность общества из правоприменительной проблемы может превратиться в острую политическую.
Организованность, вооруженность, техническая оснащенность, информированность, тщательность подготовки преступлений, целенаправленное уничтожение доказательственной информации и активное противодействие правоохранительным органам делают преступность все более труднодоступной для традиционных уголовно-процессуальных форм борьбы с ней. Поэтому не случайно многократно возрастает роль оперативно-розыскной деятельности.
С закреплением в первом Законе Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации» основных правовых и организационных параметров ОРД она признана легитимной; преодолено представление о ней в обществе как выходящей за рамки законности и противоречащей нравственным принципам. Получили законодательное подтверждение правомерность и социальная обусловленность ОРД — важной составной части правоохранительной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность имеет три основных значения: во-первых, собственно как специфический вид юридической государственной деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности; во-вторых, как самостоятельная юридическая наука, основанная на комплексных междисциплинарных знаниях; в-третьих, как самостоятельная учебная дисциплина в системе юридического образования.
С принятием в 1992 году первого закона «Об оперативно – розыскной деятельности в Российской Федерации» этот вид государственной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности.
Оперативно – розыскная деятельность является наиболее эффективным средством борьбы с преступностью. Право осуществлять оперативно – розыскную деятельность на территории Российской Федерации законодательством предоставлено строго ограниченному кругу субъектов. В свою очередь субъекты оперативно – розыскной деятельности наделены соответствующими функциями и полномочиями, которые осуществляются на основе конспирации.
Цель работы – рассмотреть основные положения оперативно – розыскной деятельности.
Вопрос 1.
Классификация и характеристика лиц, содействующих
осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
В ст. 1 ФЗ об ОРД определено, что ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Рассмотрим, что следует понимать под этим определением.
Органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Вместе с тем в ч.3 ст.17 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности» законодатель определяет исчерпывающий перечень лиц, привлечение которых к содействию на конфиденциальной основе по контракту запрещено. К их числу относятся: депутаты, судьи, прокуроры, адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально зарегистрированных религиозных объединений. Данное обстоятельство обусловлено наделением представителей власти соответствующими законодательными, судебными и надзорными полномочиями и недопустимостью оказания негласного воздействия на их законотворческую деятельность.
Конфиденты — это частные физические лица, с которыми оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, установили на платной или безвозмездной основе отношения сотрудничества, предполагающие оказание этими гражданами указанным операппаратам содействия на конфиденциальной основе в разрешении возложенных на них задач
Внештатные сотрудники (общественные помощники) используются в интересах оптимизации деятельности оперативных работников для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Они привлекаются на добровольных началах.
Конфиденты не являются штатными сотрудниками правоохранительных учреждений. Вместе с тем данная категория лиц занята выполнением заданий сыскных ведомств. В связи с этим на последних возлагается особая ответственность за установление границ деятельности конфидентов и обязанностей должностных лиц правоохранительных органов в отношении этих граждан.
Оперативные работники рассматривают конфидентов как родовую категорию, а затем дифференцируют физических лиц-конфидентов на определенные виды.
Внештатный сотрудник или конфидент как лицо, не входящее в систему охраны правопорядка, периодически или регулярно может предоставлять информацию должностному лицу правоохранительных органов о преступной деятельности. Столь неоценимая помощь обеспечивает успешное разрешение различных криминальных задач, в связи с чем сотрудники сыскных ведомств, в интересах постоянного получения и надлежащего использования таких сведений, разрабатывают и придерживаются специальных процедур в отношении конфидентов. Исходным положением здесь является разделение конфидентов на различные классификационные группы.
Так, сыскное ведомство прежде всего использует случайные контакты с физическими лицами, предоставляющими иногда полезные для следствия факты в случае установления с ними контакта, однако не являющимися частью какого-либо механизма регулярного добывания информации. Такие случайные контакты не влекут за собой вызова для дачи свидетельских показаний в ходе уголовного судопроизводства. Подобного рода контакты полиция использует с известными в настоящее время или в прошлом правонарушителями, сообщниками правонарушителей, иногда лицами, сообщающими информацию по телефону. Надежность таких сведений всегда представляет определенную проблему, поэтому, чтобы иметь доказательственную ценность, они должны, как правило, подтверждаться информацией из других источников.
Помимо случайных контактов с частными физическими лицами, сыскные ведомства могут поддерживать и более устойчивые отношения с этими лицами, особенно при решении задач ОРД в борьбе с распространением наркотиков, оружия и т. п., а также для сбора информации об организованных преступных группах, иных опасных представителях социально-аномальной среды.
Сыскные ведомства используют сведения, поступающие от конфидентов из числа лиц, находящихся под арестом. Эти лица могут предоставлять информацию о соучастниках преступлений, с тем чтобы избежать судебного преследования или уменьшить степень меры наказания. Информация, полученная от указанных лиц, неизменно является результатом такой договоренности и используется для разрешения задач, касающихся исполнения наказания и криминальной полиции.
В целом существует множество различных групп лиц, которые могут быть чрезвычайно заинтересованы в оказании помощи правоохранительным органам и предоставлении информации о противоправной деятельности представителей социально-аномальной среды. Принципиально важно здесь то, что лица, которые наверняка обладают ценной информацией о правонарушителях или могут получить такую информацию, почти всегда являются людьми, связанными с преступной деятельностью. На это обстоятельство обращал внимание Э. Видок, подчеркивая, что победить преступника можно только с помощью преступника[1] .
Отечественные специалисты особое внимание уделяют гражданам, негласно сотрудничающим с органами внутренних дел по контракту на платной основе, полагая, что они занимают особое место среди различных категорий лиц, оказывающих конфиденциальное содействие этим органам. Вместе с тем указывается, что применение их содействия в основном ограничено лишь отдельными направлениями деятельности оперативных аппаратов ОВД, что не позволяет полностью использовать их разведывательно-поисковый потенциал. Поэтому одним из путей повышения эффективности работы с такими лицами является расширение сферы их применения для обнаружения первичной оперативно-розыскной информации, выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес и др. Значительное влияние на эффективное осуществление содействия таких лиц органам внутренних дел оказывают факторы объективного свойства: уровень профессиональной подготовленности оперативного состава к работе с указанными конфидентами, соответствие их жизненному и поисковому опыту, а также проблемы финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел[2] .
Одним из видов физических лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, являются также отдельные граждане, привлекаемые к подготовке и проведению оперативно – розыскных мероприятий на гласной основе. Помощь этих лиц может использоваться для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок, отождествления личности и других мероприятий, результаты которых могут гласно использоваться, а лица, выступать в качестве свидетелей по уголовному делу. Оперативными аппаратами может использоваться гласное содействие внештатных инспекторов, которые выполняют свои обязанности в свободное от основной работы время, а также дружинников. В частности, они могут привлекаться для проведения профилактических мероприятий, сбору сведений, характеризующих личность и образ проверяемого лица, подготовке материалов в средства массовой информации, выступлению с докладами на правовые темы среди населения, выполнения различных поручений оперативных работников.
Порядок и условия гласного содействия регламентируются ведомственными нормативными актами, которые утверждаются министром внутренних дел, руководителем ФСБ и иных органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность. Привлечение граждан к гласному содействию предполагает также возложение на них определенных обязанностей. Они должны:
-добросовестно участвовать в мероприятиях, проводимых оперативными подразделениями;
-соблюдать требования законодательства;
-сообщать оперативным подразделениям о ставших известными им фактах о подготавливаемых или совершенных преступлениях;
-принимать меры по профилактике преступлений;
-не допускать разглашения конфиденциальной информации, ставшей им известной в процессе содействия оперативно – розыскным органам;
-добросовестно выполнять поручения оперативного сотрудника.
Организация работы граждан, привлекаемых для содействия в проведении оперативно – розыскных мероприятий на гласной основе, осуществляется руководителями оперативных подразделений.
Компетенция оперативных аппаратов как субъектов оперативно – розыскной деятельности определена законодателем в виде обязанностей (ст.14 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности»), возлагаемых на них, и прав, предоставленных органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность (ст.15 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности»). Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают оперативно – розыскные органы, позволяет избежать нарушений законности в практической деятельности оперативных сотрудников. Конституционные права и свободы человека и гражданина, которые подлежат защите, находят отражение в ст.17- 64 Конституции РФ и других нормативных актах. При этом в соответствии с ч.2 ст.8 Конституции РФ (государственная, частная, муниципальная и др). Важно отметить, что согласно ст.1 Федерального закона «Об оперативно – розыскной деятельности» оперативно – розыскными органами осуществляется защита государства исключительно от преступных посягательств.
Морально-этические основы оперативно-розыскной деятельности.
Индивидуальная профессиональная концепция работника органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных профессиональных проблем, содержания, способов и приемов труда, трудностей в организации взаимодействия и личного труда. Индивидуальная профессиональная концепция в ее сформированном виде раскрывает личностный смысл деятельности работника, оказывает влияние на мотивацию труда, постановку конкретных служебных и жизненных целей.
Эти качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения работника органов правопорядка. Речь идет о должном и необходимом поведении с точки зрения нравственности, профессиональной этики, конкретных норм морали, гуманного отношения к другому человеку. Нравственную основу поведения работника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т. д. [3]
Деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.
Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.
Другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью — одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.
Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требует постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.
Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является широкая коммуникативность, как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями различных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Коммуникативность сотрудника — черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.
Отличительной чертой коммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.
К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем больше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности скрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Промедление всегда ведет к неудаче.
С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь "аварийным ситуациям", является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.
Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условиях конфликтной ситуации, воздействие различного рода стрессфакторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности.
Профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер, что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практического их осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построение различных версий, составление планов осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.
Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.
Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.
Конструктивная деятельность — это мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, в основном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.
Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.
Даже беглый обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. В первую очередь к ним относят: профессионально-психологическую ориентированность его личности; психологическую устойчивость; развитые волевые качества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску; хорошо развитые коммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения; способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач; ролевые умения, способность к перевоплощению; развитые профессионально-значимые познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение; профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию; быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.
Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие — длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой — формирование у сотрудников данных качеств.
Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников.
Целью психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.
Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.
Основные задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы: повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел; развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.
Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:
· профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);
· подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий речевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;
· развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);
· психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).
К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее:
· формирование психологической готовности к борьбе с преступностью;
· развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности;
· формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;
· совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;
· формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
· совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;
· формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
· развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;
· формирование волевой активности и навыков волевых действий;
· подготовка к психическим перегрузкам в работе.[4]
Заключение
В целом субъекты оперативно – розыскной деятельности имеют очень важное значение в борьбе с тяжкими и особо тяжкими уголовными деяниями, как наемные убийства, террористические акты, организованные системы вымогательства и взяточничества, наркобизнес и другими преступлениями, которые характеризуются серьезной, продуманной подготовительной работой, а также плановой деятельностью, связанной с уничтожением и сокрытием следов преступления. Оперативно-розыскная деятельность имеет три основных значения: во-первых, собственно как специфический вид юридической государственной деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности; во-вторых, как самостоятельная юридическая наука, основанная на комплексных междисциплинарных знаниях; в-третьих, как самостоятельная учебная дисциплина в системе юридического образования.
Оперативно-розыскная деятельность определяется как самостоятельный вид государственной деятельности, которая отнесена к компетенции соответствующих государственных органов и оперативных подразделений в установленных для них пределах.
Основные принципы оперативно-розыскной деятельности соблюдение конституционных принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в число принципов осуществления оперативно-розыскных мероприятий включены конспирация такой деятельности, сочетание гласных и негласных методов и средств ее реализации. На принципах, сформулированных в ФЗ «Об ОРД», базируется вся оперативно-розыскная деятельность, в соответствии с ними организуется практическая деятельность оперативно-розыскных органов и конкретных сотрудников этих служб при осуществлении любого оперативно-розыскного мероприятия.
С помощью ОРД государство осуществляет охрану собственности (собственность — экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Причем в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Список использованной литературы
Нормативно – правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (12.12.1993).
2. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (07.09.2007) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). ст. 4921.
3.Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ 07.09.2007) «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят ГД ФС РФ 05.07.1995)// Собрание законодательства РФ.- 14.08.1995.- N 33.- ст. 3349
Литература
1. Басков В.И. Оперативно – розыскная деятельность: Учеб. – методич. пособие. М.: Зерцало, 2007. 80 с.
2. Башкатов Л.Н. и др. Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", М. 2007.- 32с.
3. Горяинов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Федеральный закон «Об оперативно – розыскной деятельности»: Комментарий. – М.: Новый Юрист, 2006. 576 с.
4. Дубоносов Е.С. Основы оперативно – розыскной деятельности: Курс лекций / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра юр. наук, проф. Г. К. Синилова. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2005. 184 с.
5. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно – розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт. – сост. д-р юрид. наук, проф. А. Ю. Шумилов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд – ль И.И. Шумилова, 2006. 319 с.
6. Лобжанидзе Г.И. Методы психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. Омск, 2007.-С.56.
7. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Обнинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. 848 с.
8. Основы оперативно – розыскной деятельности / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский ин-т МВД России, 2003. 251 с.
9. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учеб. пособ. / Под ред. В.К. Боброва. – М.: МЮИ МВД России, Щит – М., 2007. 136 с.
[1] Лекарев СВ., Порк В. А. Бизнес и безопасность: Толковый терминологический словарь / Под научной ред. проф. А. И. Гурова, проф. Б. С. Тетерина. М.: Изд-во ЦКСИ-МиМ, «Ягуар», 2005. С. 336.
[2] Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С. В. Степашина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». — СПб.: Издательство «Лань», 2003. – С.87
[3] Лобжанидзе Г.И. Методы психологического воздействия в профессиональной деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. Омск, 2007.-С.56
[4] Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. — Воронеж, 1997.С.90