Содержание
Введение3
1. Философский смысл проблемы бытия5
2. Проблема бытия в истории философии7
3. Категория бытия в философии14
4. Периоды в трактовке бытия15
5. Бытие человека и бытие мира17
Заключение22
Список литературы23
Выдержка из текста работы
Онтологии стали центральными компонентами многих больших приложений, хотя учебный материал не соответствует растущему интересу. В этой работе обсуждается вопрос, зачем и как строить онтологию, а также реализуется построение собственной онтологии, основанной на системах представления декларативных знаний.
В информационных технологиях и компьютерных науках под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними: англ. Ontology is the theory of objects and their ties. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.
Существует следующее виды онтологии :
Специализированная онтология — предметно ориентированная область, представляющая собой, какую либо область знаний или части реального мира. Использует ряд специальных терминов.
Общая онтология — используется для представления общих понятий ,для большинства числа областей.
Хотя термин «онтология» изначально философский, в информатике он принял самостоятельное значение. Здесь есть два существенных отличия:
· Онтология в информатике должна иметь формат, который компьютер может легко обработать;
· Информационные онтологии создаются всегда с конкретными целями — решение конструкторских задач; они оцениваются больше с точки зрения применимости, чем с точки зрения полноты.
1. Постановка задачи
Целью данной курсовой работы является реализация онтологии по предметной области «Буддизм» с применением средств компьютерной программы PROTЙGЙ 4.2.0.
2. Множество понятий
2.1 Создание множества понятий
· Религия
o Буддизм
· Культура
o Искусство
§ Живопись
ь Бутанская танка
ь Тибетская танка
ь Монгольская золочёная
ь Будда Шакьямуни
ь Четырехрукий Авалокитешвара
ь Падмасамбхава
ь Будда Акшобхья
ь Будда Ратнасамбхава
ь Будда Амитабха
ь Будда Амогхасиддхи
§ Абстрактное в конкретном
ь Дхармачакра
ь Бронзовая буддийская скульптура
ь Голова Будды Шакьямуни
ь Будда Вайрочана
ь Авалокитешвара 11-ти головая форма
ь Зеленая Тара
ь Белая Тара
ь Амитаюс
§ Иконография
ь Мандала
o * Литература
§ Канон
ь Палийский канон (Пали: Типитака)
Ш Виная-питака
Ш Суттанта-питака
Ш Абхидхамма
ь Китайский канон
ь Тибетский канон
§ Текст школы раннего
ь Виная
ь Сутры
ь Абхидхарма .
ь Неканонические тексты
§ Текст Махаяны
ь Праджняпарамита.
ь Саддхарма-пундарика
ь Сутры дисциплины
· Метод релаксации
o Медитация
§ Медитация памятования
§ Дзадзэн
§ Трансцендентальная медитация
§ Медитация на пустоте
§ Кундалини-медитация
§ Тратака
§ Сатипаттхана
§ Анапанасати
§ Випассана
§ Медитация на внутренний звук
§ Сахадж Марг
o ЙОГА
§ аштанга-йоги
§ Яма
§ Нияма
§ Асана
§ Пранаяма
§ Пратьяхара
§ Дхарана
§ Дхьяна
§ Самадхи
§ Карма-йога
§ Бхакти-йога
§ Хатха-йога
· Религиозная организация
o Храм
§ Буддийский храм в Санкт-Петербурге
§ Хэинсам
§ Храм Белой Лошади
§ Храм Зуба Будды
§ Золотая обитель Будды Шакьямуни
§ Пульгуксам
§ Ват Пхра Кео
§ Боробудумр
§ Боробудур и Прамбанан
o Религиозная школа
§ Стхавиравада
ь Вибхаджьявада
ь Ватсипутрия
ь Дхармоттария
ь Бхадраяния
ь Саммитья
ь Курукуллака
ь Махишасака
ь Дхармагуптака.
ь Суваршакия
ь Кашьяпия
§ Махасангхика
ь Экавьяхарика
ь Локоттаравада
ь Бахушрутия
ь Праджняптивада .
ь Чайтика э.
ь Уттара Шайла
ь Апара Шайла.
o Монастырь
§ Монастырь Копан
§ Монастырь Танго
§ Угьен Чолинг
§ Монастырь Товадра школы Ньингма
· Философия
o Основа буддийской философии
§ Учение о всеобщем изменении и непостоянстве
§ Пратитья-самутпада
§ Теория не существования души
· Человек .
o Монах
§ Дзэнский монах
ь Комусо
ь Эйхэй Догэн
ь Ко Бон Сон Са Ним
ь Эйсай
§ Шаолиньский монах
ь Ши Дэцянь
ь Андрей Петрович Cтаровойт
ь Ши Суси
o Буддолог
§ Буддолог Австрии
ь Рене Небески-Войковиц
ь Карл Ойген Нойман
§ Буддолог Японии.
ь Аоки Бункё
ь Дайсэцу Судзуки
o Буддийский писатель
§ Хан Ён-ун
§ Ким Сисып
§ Цао Чжан
o Учитель буддизма
§ Учитель буддизма Бутана
ь Дже Кхемпо
ь Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче
ь Пема Лингпа
§ Учитель буддизма II века
ь Ань Шигао
ь Нагарджумна
§ Учитель буддизма III века
ь Амрьядэва
§ Учитель буддизма IX века
ь Кукай
ь Байчжан Хуайхай
§ Учитель буддизма XX века
ь Преподобный Дунчу
ь Преподобный Шэнъянь
2.2 Описание понятий
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Культура — В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Религиозная организация — является добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, учения.
Храм — объединение граждан, собирающиеся в предназначенное место для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») — самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Все сострадающего Владыки-отшельника»
Хэинсам (Храм отражения в спокойном море) — один из известнейших буддийских храмов в Южной Корее. Здесь хранится знаменитый свод буддийских священных текстов Трипитака Кореана, вырезанных на более чем 80 тысячах деревянных табличек.
Храм Белой Лошади — первый буддийский храм Китая. Основан при покровительстве ханьского императора Мин-ди в столичном городе Лоян в 68 г. н. э
Храм Зуба Будды (Шри Далада Малигава, Sri Dalada Maligawa) — буддистский храм в городе Канди на Шри-Ланке.
Золотая обитель Будды Шакьямуни (калм. Бурхн Багшин алтн с?м) — крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова. Освящён 27 декабря 2005 года.
Пульгукса — буддийский храм в провинции Кёнсан-Намдо, Южная Корея, в 13 км юго-восточнее города Кёнджу. В нём находится семь предметов, входящих в список Национальных сокровищ Кореи, включая каменные пагоды Таботхап и Соккатхап, мост Чхонгунгё и две бронзовых с позолотой статуй Будды. Считается шедевром буддийского искусства эпохи Силла. Храм в 1995 году был добавлен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия вместе с гротом Соккурам.
Ват Пхра Кео — буддийский храм в историческом центре Бангкоке, одно из самых священных мест Таиланда.
Боробудур — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны. Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Боробудур строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра. Название может происходить от санскритского «вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Боробудур и Прамбанан — места массового туризма в Индонезии.
Религиозная школа — заведение для получения специального религиозного образования.
Стхавиравада- Тхеравада, стхавиравада (пали: theravвda, санскр., theravвda IAST; sthвviravвda IAST «учение старцев» / «учение старейших») — старейшая сохранившаяся школа буддизма. Эта школа достаточна, консервативна, и в целом ближе к раннему буддизму, чем другие существующие буддийские традиции. Многие века именно эта школа являлась доминирующей религиозной традицией в Шри-Ланке и большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхеравада также практикуется меньшинствами в Китае (дайцы, хани, ва, ачаны, буланы), Вьетнаме (кхмеры), Бангладеше (народы баруа, чакма, магх, танчангья), Малайзии и Индонезии. С недавнего времени Тхеравада набирает популярность в Сингапуре и на Западе. На сегодняшний день, насчитывается более 150 миллионов буддистов тхеравады (также известных как тхеравадинов), и за последние несколько десятилетий Тхеравада стала укореняться на Западе и в Индии.
Вибхаджьявада — школа буддизма, ставящая целью выработки начальных техник для внутреннего развития. Название произошло от «вибхаджья» (анализ) и «вада» (ведение, учение). Согласно вибхаджьяваде первый путь вовнутрь должен сочетаться с анализом опыта и критическим исследованием вместо слепой веры.
Ватсипутрия — влиятельная ветвь стхавиравады, консолидировавшаяся в начале III в. до н. э. Согласно А. Баро, её дальнейшие ответвления — дхармоттарии, бхадраянии, самматии и санагарики—обособились около I в. н. э., согласно некоторым буддологам, ватсипутрии, наоборот, отделились от самматиев. О степени влияния ватсипутрии свидетельствует уже тот факт, что буддийская ортодоксия во главе с Тиссой Моггалипуттой решительно выступила против её основной доктрины — учения о квазиперсоне-пудгале.
Дхармагуптака — одна из школ раннего буддизма ветви Вибхаджьявада.
Махасангхика (прото-махаяна) — «учение большинства», направление в буддизме, появившееся после раскола в общине на Втором буддийском соборе (по другим источникам направление появилось ещё во время Первого буддийского собора
Локоттаравада — одна из более чем двадцати школ раннего буддизма, которая возникла после внутреннего раскола школы Махасангхика. Школа была образована в III веке до н. э и является ответвлением школы Экавьявахарика.
Бахушрутия — школа раннего буддизма ветви Махасангхика.
Праджняптивада — — школа раннего буддизма ветви Махасангхика.
Чайтика — одна из 18 школ раннего буддизма. Образовалась в результате внутреннего раскола школы махасангхика около II в. до н. э.
Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.
Монастырь Копан — тибетский буддийский монастырь школы Гелуг в Непале. Он расположен на вершине холма Копан в предместьях Катманду, неподалёку от ступы Боднатх.
Монастырь Танго — буддийский монастырь и крепость в 14 километрах севернее бутанского города Тхимпху, рядом с горой Чери. Был основан в XIII веке ламой Гьялва Ланампой и построен в современном виде в 1688 году Гьялце Тензином Рабджи, четвёртым светским правителем Бутана.
Угьен Чолинг— дворец (манор) и буддийский монастырь школы Ньингма в гевоге Танг в Бумтанге (Бутан). Находится вверх по реке Танг от озера Мебарцо, путь лежит частично по автомобильной дороге. Сам монастырь находится на некотором возвышении над рекой в лесу.
Монастырь Товадра школы Ньингма (первоначально Друкпа Кагью) находится в четырёх часах ходьбы на север от дворца Угьен Чолинг. Принадлежит гевогу Танг в Бумтанге (Бутан). Название монастыря означает «высочайшая гора». Монастырь находится на высоте 3400 м.
Литература — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.
Канон — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. Исследователи выводят происхождение греческого термина «канон» от западно-семитского слова qвnoeh/?вnu, «тростник, камыш», обозначавшего в числе прочего тростниковый шест, использовавшийся в строительстве для точности измерений в качестве эталона длины.
Палийский канон (Пали: Типитака) это стандартная коллекция писаний в Буддийской традиции Тхеравада, сохранившаяся на языке Пали. Это наиболее полный сохранившийся раннебудийский канон. Он был составлен в Северной Индии, и сохранялся устно,пока не был завершен в письменной форме во время проведения четвертого Буддийского Собора в Шри Ланке в 29 году до нашей эры, примерно через четыреста пятьдесят четыре года после смерти Будды Шакьямуни.
Виная-питака («Корзина дисциплины»), ориентированная на правила для монахов и монахинь
Суттанта-питака (Сутра/Корзина высказываний), лекции, в основном приписываются Будде, но также некоторым ученикам
Абхидхамма-питака, по разному описывается как Философия, Психология, Метафизика, и.т.п.
Китайский канон — Трипитака на китайском языке. Признается буддистами махаяны Китая, Кореи, Японии и Вьетнама.
Тибетский канон — — многотомный свод буддийских сочинений (Ганджур, тиб.), к которому прилагается свод комментариев.
Текст школы раннего буддизма — (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов,из учений школ раннего буддизма.
Виная — Тексты Виная в основном описывают аспекты монашеской дисциплины. По причине большой важности, виная иносказательно называют «Основа Дхармы». В них описываются правила жизни монаха, как эти правила возникли, развивались и применялись. Также в них содержатся некоторые доктринальные описания, ритуальные и литургические тексты, биографические истории и некоторые элементы Джатаки.
Сутры — Сутры (пали: Сутта) в большинстве своем являются дискуссиями, приписываемыми Будде или его близким ученикам. Все они считаются «словом Будды».
Абхидхарма — буддийское учение, систематично и абстрактно описывающее мироустройство и явления природы. Абхидхарму можно считать буддийской мировоззренческой философией и психологией. К Абхидхарме относится определённая категория буддийских источников, берущих начало от Абхидхамма-питаки — части Типитаки — буддийского канона. В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутр.
Неканонические тексты — Одним из ранних текстов, не относящихся к «слову Будды» являются Вопросы Милинды. Текст написан в виде диалога между буддийским монахом Нагасеной и индо-греческим царём Менандром (пали: Milinda).
Текст Махаяны — (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов,из учений Махаяны.
Праджняпарамита — одна из центральных концепций буддизма Махаяны. Мудрость в данном контексте означает возможность видеть мир таким, каким он является на самом деле. Тексты Праджняпарамиты не содержат подробных философских доказательств, а просто описывают истинную природу реальности.
Саддхарма-пундарика — Также называемая Лотосовая сутра. Объясняет, что три колесницы (колесница шраваков, колесница пратьекабудд и колесница бодхисаттв) в действительности являются не тремя разными путями, ведущими к трем разным целям, а одним путем с одной целью. Также в сутре описана концепция целесообразных средств (упайи), в которой внимание практикующего акцентируется на собственных специфических техниках и методах достижения просветления.
Сутры дисциплины-Посвящены поведению бодхисаттв — Пратимокша.
Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Бутанская танка — изображающая буддийскую Вселенную
Тибетская танка — изображающая дайтью Хаягриву
Монгольская золочёная — темперная живопись XIX века, изображающаяБудду Шакьямуни, сидящего междубодхисатвой Ченрезигоми бодхисатвойМанджушри
Будда Шакьямуни — Живопись Дхармачарьи Чинтамани, фотография Дхармачарьи Алокавиры
Четырехрукий Авалокитешвара — Рисунок Дхармачарьи Чинтамани
Падмасамбхава — Живопись Дхармачарьи Алоки, ретритный центр «Падмалока»
Будда Акшобхья — Живопись Дхармачарьи Алоки, с разрешения Лондонского буддийского центра
Будда Ратнасамбхава — Живопись Дхармачарьи Алоки, с разрешения Лондонского буддийского центра
Будда Амитабха — Живопись Дхармачарьи Алоки, с разрешения Лондонского буддийского центра
Будда Амогхасиддхи — Живопись Дхармачарьи Алоки, с разрешения Лондонского буддийского центра.
Абстрактное в конкретном — в конкретных образах скульптуры передать весьма абстрактную идею предельной психологической сосредоточенности на стремлении приобщиться к Абсолюту и достичь нирваны.
Дхармачакра (Колесо Дхармы, буддийского Учения) — один из основных символов буддизма.
Бронзовая буддийская скульптура — имеет богатую историю на протяжении более тысячи лет. Шедевры буддийской бронзы можно увидеть во многих государственных музеях мира, в России, прежде всего в Эрмитаже, а также в Музее Народов Востока.
Голова Будды Шакьямуни — данная статуэтка обладает изящной пластикой, хорошей сохранностью и в то же время заметной архаичностью.
Будда Вайрочана — в буддизме ваджраяны Будда, выражающий дхармакаю (см. Три тела Будды). Вайрочана считается универсальным аспектом исторического Будды Гаутамы.
Авалокитешвара 11-ти головая форма — бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Атрибут — веер из хвоста павлина.
Зеленая Тара — Зеленая Тара (тиб. Дролжанг) помогает всем, кто обращается к ней с искренней просьбой в трудных ситуациях. Является хранительницей семьи, домашнего очага, помогает обрести семью. Тара особо помогает женщинам, желающим иметь детей, беременным, удлиняет жизнь, убирает все препятствия.
Белая Тара — одно из проявлений богини Тары, является божеством медитации в практиках долгой жизни.
Амитаюс — особая форма Амитабхи. Амитаюс выступает в качестве сердечного сына Амитабхи и является главой семейства Падма (Лотосовое семейство).
Иконография — в изобразительном искусстве, строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.
Мандала (букв.: «круг») — сложная трехмерная (хотя существуют и иконы, изображающие мандалы) модель психокосма в аспекте пробужденного сознания того или иного Будды или бодхисаттвы (его изображение обыч но помещается в центре мандалы).
Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Основа буддийской философии- система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма.
Учение о всеобщем изменении и непостоянстве- В буддизме утверждается принцип «анитья», в соответствии с которым всё существующее динамично и подвержено изменению, в том числе, и человек. Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в своём труде «Древняя индийская философия»
Пратитья-самутпада-Изменчивость, которая присуща всему существующему, не означает хаоса, поскольку подчинена закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратитья-самутпада). Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в «Древней индийской философии»
Теория не существования души-Теория не существования души, или анатмавамда, является одним из основных положений буддийской философии и своим центральным пунктом имеет отрицание абсолютного непреходящего «я», отрицание Атмана. Это положение было одним из основных разногласий буддизма с брахманизмом и оспаривалось во многочисленных философских дебатах, устраиваемых при дворах индийских царей. Признанным мастером дебатов считался Нагарджуна и его последователи.
Человек — индивид, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.
Монах- член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пумстынях, лаврах.
Дзэнский монах- монахи школы Дзэн.
Комусо— монахи дзэнской школы Фукэ в Японии. Отличительной чертой монахов являлась практика суйдзэн в виде игры на сякухати, являющейся длинной японской флейтой из бамбука, и большая тростниковая шляпа тэнг, полностью скрывавшая голов.
Эйхэй Догэн (19 января 1200— 22 сентября 1253) — японский мыслитель, патриарх дзэн, основатель японской школы Сото.
Ко Бон Сон Са Ним (1890—1962) — дзэн-мастер и 77-й Патриарх корейского дзэн в своей линии передачи учения. Получил передачу Дхармы (англ.) от дзэн-мастера Ман Гона. Наиболее известным его учеником, и эксцентричной манерой учения. Критиковал монашество, отказываясь учить монахов. Предпочитая иметь дело с монахинями и мирянами. Закончил свою жизнь в монастыре Хвагеса в Сеуле, где сейчас находится ступа посвященная ему.единственным, которому он сделал передачу Дхармы, является дзэн-мастер Сун Сан. Был известен непримиримым характером,
Эйсай (мая 1141, провинция Биттю — 2 июля 1215, Киото) — японский буддийский монах периода Камакура, последователь учения дзэн, основатель японской школы Риндзай, популяризатор культуры чая в Японии. Прозван «Учителем государства, освещающий его тысячами лучей»
Шаолиньский монах — монахи монастыря Шаолинь.
Ши Дэцянь-бывший шаолиньский послушник, знаток китайской традиционной медицины, хранитель летописной традиции архива шаолиньского монастыря и практических основ Шаолиньского учения.
Андрей Петрович Cтаровойт (род. 20 ноября 1972, Киев) — основатель первого украинского вида спорта — фри-файт, президент Международной и Всеукраинской федераций «Фри-файт», почётный монах монастыря Шаолинь в Китае, мастер тайцзи-цюань, и традиционного Шаолиньского кунг-фу. Глава правления многоотраслевого объединения «Пересвит», президент спортклуба «Пересвит», основатель и учитель школы боевых искусств «Пересвит».
Ши Суси (1929—2006 гг.), в миру Гэн Суаньчжу — представитель 30-го поколения шаолиньских монахов школы чань, практик боевых искусств, почетный настоятель Шаолиньсы, основатель «Академии ушу монастыря Шаолиньсы».
Буддолог — люди, изучающие научную дисциплину, занимающаяся изучением различных аспектов буддизма.
Буддолог Австрии — люди, изучающие научную дисциплину, занимающаяся изучением различных аспектов буддизма,из Австрии.
Рене Небески-Войковиц (нем. Renй Nebesky-Wojkowitz; 29 июня 1923, Velkй Hoљtice, Чешская Силезия — 9 июня 1959, Вена) — австрийский и чешский тибетолог и этнолог.
Карл Ойген Нойман (нем. Karl Eugen Neumann; 18 октября 1865, Вена — 18 октября 1915, Вена) — австрийский исследователь буддизма, сын оперного импресарио Анджело Ноймана, один из первых европейцев буддистов и один из первых переводчиков, начавших историю перевода Палийского канона на немецкий язык
Буддолог Японии — люди, изучающие научную дисциплину, занимающаяся изучением различных аспектов буддизма,из Японии .
Аоки Бункё (1886—1956) — японский путешественник-исследователь, тибетолог. Автор ряда монографий о Тибете. Монах японской школы буддизма Чистой Земли (Дзёдо-синсю).
Дайсэцу Судзуки-японский буддолог, философ, психолог. Один из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма. Профессор философии Университета Отани в Киото. Член Японской академии наук.
Буддийский писатель — человек, который занимается созданием словесных произведений о буддизме.
Хан Ён-ун (29 августа 1879, Кёнсандо — 29 июня 1944, Кэйдзё) — корейский и буддийский общественный и религиозный деятель, поэт, монах. Более известен под псевдонимом Манхэ (кор. ёёЗШ). Придерживался идей буддийского социализма.
Ким Сисып (1435, Каннын — март 1493, Хонсан, Чхунчхон-Намдо) — корейский поэт и писатель раннего периода Чосон (1392-1598). Псевдоним — Мэвольдан, Тонбон.
Цао Чжан-китайский писатель о буддизме.
Учитель буддизма — человек, чья обязанность заключается в передачи другим людям теоретических знаний и практических навыков в сфере учения буддизма.
Учитель буддизма Бутана — учитель из государство в Азии в Гималаях, расположенное между Индией и Китаем. Столица — город Тхимпху.
Дже Кхемпо (дзонг-кэ Вайли rje mkhan-po, лат. Je Khenpo), также Дхарма Радж — высший религиозный иерарх Бутана, руководитель сообщества монахов страны, проводящий арбитраж по вопросам буддийской доктрины. Дже Кхемпо отвечает за проведение религиозных обрядов и церемоний по всей стране. Он же является формальным главой южной ветви буддийской школы Друкпа Кагью тибетского буддизма.
Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче (род. в 1961, англ. Khyentse Norbu) — бутанский буддийский лама, тулку линии Кхьенце, художник, писатель, сценарист и режиссёр.Он является автором сценария и режиссёром двух фильмов — «Кубок» (1999) и «Маги и странники» (2003), а также автором книги «Отчего вы не буддист» (2007). Кроме того, Ринпоче — известный тулку и настоятель монастыря Дзонгсар.
Пема Лингпа (Орджен Пема Лингпа, Падма Лингпа, тиб. Вайли padma gling pa) (1450—1521) — выдающийся учитель школы Ньингма тибетского Буддизма, принадлежащий к линии воплощений Лонгченпы.
Учитель буддизма II века — человек, чья обязанность заключается в передачи другим людям теоретических знаний и практических навыков в сфере учения буддизма,относящегося ко 2 веку.
Ань Шигао (кит. €АђўЌ‚) — буддийский наставник, основоположник практики перевода буддийских текстов на китайский язык, последователь буддизма хинаяны. Жил во II — начале III вв.
Нагарджумна— выдающийся индийский мыслитель, развивший идею о «пустотности» дхарм; основатель буддийской школы Мадхъямаки и ведущая фигура в буддизме Махаяны. Принадлежит к числу 84 махасиддх буддизма.
Учитель буддизма III века — человек, чья обязанность заключается в передачи другим людям теоретических знаний и практических навыков в сфере учения буддизма,относящегося к 3 веку.
Арьядэва (санскр. Вryadeva IAST, кит. ?“V яп. ’с”k), также Камнадэва (санскр. Kв?adeva IAST) — индийский мыслитель, буддийский монах, ученик Нагарджуны, сформулировавший учение Мадхьямака-Прасангаки, мастер дебатов и логики. Входит в число 84 махасиддх буддизма. Сведения об Арьядэве противоречивы, и некоторые исследователи предполагают, что существовали два разных мыслителя под этим именем, живших в разные эпохи.
Учитель буддизма IX века — человек, чья обязанность заключается в передачи другим людям теоретических знаний и практических навыков в сфере учения буддизма,относящегося к 9 веку.
Кукай (774—835) — крупный религиозный, культурный и общественный деятель Японии эпохи Хэйан. Основатель буддийской школы Сингон.
Байчжан Хуайхай (Чанлэ, Фучжоу, 749—814) — чаньский мастер времён династии Тан в Китае. Ключевая фигура в становлении дисциплины чаньского монашества (совместный труд). Персонаж классических коанов.
Учитель буддизма XX века — человек, чья обязанность заключается в передачи другим людям теоретических знаний и практических навыков в сфере учения буддизма,относящегося к 20 веку.
Преподобный Дунчу- буддийский монах и учитель в Китае и на Тайване, наставник преп. Шэнъяня. Он был 51-м патриархом школы цаодун чань-буддизма. Учредил несколько монастырей и организаций на Тайване, которые существуют и развиваются и поныне, включая Китайский институт буддийской культуры (CHIBC) и монастырь Нунчань.
Преподобный Шэнъянь— буддийский монах, один из выдающихся учителей современного китайского чань-буддизма. Основатель Буддийской ассоциации Фагушань.
Метод релаксации — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Считается, что релаксация способствует снятию психического напряжения, из-за чего она широко применяется в психотерапии, при гипнозе и самогипнозе, в йоге и во многих других оздоровительных системах. Релаксация, наряду с медитацией, приобрела большую популярность как средство борьбы со стрессом и психосоматическими заболеваниями
Медитация — (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций или для вхождения в особое религиозно-психическое состояние «памятования» (пали: sati, санскрит: ??????, традиционный термин; альтернативный перевод — «осознанности» от англ. Mindfulness.
Медитация памятования (англ. mindfulness meditation) — традиционная для буддизма форма медитации, объединяет целую группу техник. При самой распространённой технике медитирующий изначально сосредотачивается на тонком ощущении воздуха, касающегося ноздрей при вдохе и выдохе. Затем, по мере роста мастерства, объекты для медитации меняются. Многие другие техники медитации являются производными от данной.
Дзадзэн — традиционная для Японии практика медитации памятования. Существует форма медитации дзадзэн при прогулке.
Трансцендентальная медитация — медитация с концентрацией на мантре — слове, звуке или фразе, повторяемой медитирующим вслух или мысленно. Самой известной является мантра «Ом».
Медитация на пустоте — медитация со сосредоточением на отсутствии мыслей. Часто является следующим этапом для других форм медитации. По словамДжидду Кришнамурти из книги «Медитации», при длительной медитации на безмыслии исчезают все виды мыслей, желаний и прекращается осознавание своего я — почти полностью исчезает дыхание, устанавливается состояние глубокого покоя, после которого внутреннее сознание человека освещается светом, вызывающим состояние невыразимого блаженства. В этом состоянии человек может находиться очень долго, не осознавая окружающего. По утверждениюДалай-ламы XIV, такая медитация может вызвать вслед за собою особое состояние всеосознавания, называемого на Востоке «Просветлением».
Кундалини-медитация — медитация со сосредоточением на чакрах. Обычно проводится лёжа.
Тратака — медитация на пламя свечи в тёмной комнате.
Сатипаттхана — буддийская медитация со сосредоточением на созерцание тела, чувств, ума, объектов ума. Подробно описана Махасатипаттхана сутре. В популярной нью эйдж литературе по ошибке называют Випассаной, тогда как на самом деле випассана это опыт и результат получаемый от практики Сатипаттханы.
Анапанасати — традиционная буддийская медитация со сосредоточением на дыхании. Подробно описана в Анапанасати сутре.
Випассана — Достижение внутреннего прозрения, достигаемое посредством практики Сатипаттханы и Анапанасати. Так же посредством практик Анапанасати и Сатипаттханы достигаются джханы.
Медитация на внутренний звук — медитация со сосредоточением на внутреннем звуке (Наам, Шабд, Анахата Нада).
Сахадж Марг — медитация с сосредоточением на биении сердца.
Йога (санскр., букв. «средство», «способ», «единение», «действие», «укрепление» и др.) — комплекс приемов и упражнений для очищения тела и сознания и для достижения состояния духовного созерцания. Йогич. практика применяется во всех инд. религ.-филос. школах, кроме мимансы и чарвака. Она имеет очень древние корни: упоминается уже в Ведах и Упанишадах. Особенно большое значение йога приобрела в одноименной филос. системе, основывавшейся на «Йога-сутрах» Патанджали (ок. 2 в. до н. э.). Представители названной системы сыграли большую роль в совершенствовании методов йоги. В буддизме йога считалась важной ступенькой на пути к просветлению. Будда учился приемам йоги у аскета-шрамана Арады Каламы близ г. Вайшали, медитации — у шрамана Удраки Рамапутры в окрестностях Раджагрихи, и хотя эти занятия приблизили его к просветлению, они были признаны им недостаточными для достижения освобождения. Буддисты считали, что с помощью йоги можно развить в себе способность помнить о своих прежних рождениях. Н. А. Канаева
Аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги
Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы
Карма-йога — «йога деятельности»
Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»
Джнана-йога — «йога знания»
Хатха-йога — это одна из систем йоги, описанная Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», (составленном в Индии в XV веке), а также в ряде других текстов, включая «Гхеранда-самхиту» и «Шива-самхиту». Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы.
3. Реализация онтологии средствами PROTЙGЙ 2.1.0
3.1 Описание программы PROTЙGЙ 2.1.0
protеgе онтология буддизм компьютерный
Protegй — это Java программа ,предназначенная для построения (создания, редактирования, просмотра) онтологий области.
Позволяет проектировать онтологию, разворачивать иерархическую структуру абстрактных и конкретных классов и слотов.
Платформа Protйgй поддерживает два основных способа моделирования онтологий посредством редакторов Protйgй-Frames и Protйgй-OWL. Онтологии, построенные в Protйgй, могут быть экспортированы во множество форматов, включая RDF (RDF Schema), OWL и XML Schema.
Protйgй имеет открытую, легко расширяемую архитектуру за счёт поддержки модулей расширения функциональности.
Protйgй поддерживается значительным сообществом, состоящим из разработчиков и ученых, правительственных и корпоративных пользователей, использующих его для решения задач, связанных со знаниями, в таких разнообразных областях, как биомедицина, сбор знаний и корпоративное моделирование.
Protйgй доступен для свободного скачивания с официального сайта вместе с плагинами и онтологиями.
Редактор Protйgй-Frames позволяет пользователям строить и заполнять онтологии, основанные на фреймах, в соответствии с OKBC (Open Knowledge Base Connectivity protocol — прикладной интерфейс программирования для доступа к базам знаний систем представления знаний). В этой модели онтология состоит из набора классов, организованных в категорированную иерархию, для представления важных понятий области, набора слотов, связанных с классами для описания их свойств и отношений между ними, и набора экземпляров этих классов — отдельных экземпляров понятий, которые имеют определенные значения своих свойств.
Редактор Protйgй-OWL позволяет пользователям строить онтологии для семантической паутины, в частности на OWL. OWL-онтология может включать описания классов, свойств и их экземпляров. Давая такую онтологию, формальная семантика OWL определяет как получать логические следствия, т.е. факты, которые не присутствуют непосредственно в онтологии, но могут быть выведены из существующих посредством семантики. Эти выводы могут быть основаны на одном документе или на множестве распределенных документов, которые были объединены с использованием определенных механизмов OWL.
Язык описания онтологии — формальный язык, использующий для кодирование онтологии:
OWL — ontology web language.
KIF — knowledge interchange formed (формат обмена знаниями).
3.2 Реализация онтологии
Данная онтология реализуется путём ввода множества классов в виде иерархической структуры:
Рисунок 1 — ввод структуры.
Также каждому классу вводится описание в поле «comment»:
Рисунок 2 — ввод комментарий.
В результате реализована онтология по предметной области «Буддизм» в древовидной структуре:
Рисунок 3 — представление в древовидной структуре.
3.3 Скриншоты созданной онтологии
В результате выполнения курсовой работы было создана онтология по предметной области «Буддизм» с применением средств компьютерной программы PROTЙGЙ 4.2.0, которая в графическом виде может быть представлена:
Рисунок 4 — представление в графическом виде( горизонталь).
Заключение
В процессе выполнения данной курсовой работы нами была создана онтология по предметной области «Буддизм». С помощью средств компьютерной программы PROTЙGЙ 4.2.0 было реализовано графическое представление всех элементов онтологии. Были созданы следующие классы с соответствующими им иерархиями:
Культура
Метод релаксации
Религиозные организации
Религия
Философия
Человек
В ходе выполнения работы столкнулись со следующими трудности, а именно: выявить прародителя и соответствующие им свойства определённым классам ( религиозная организация), найти точное определение, которое соответствовало выбранным понятиям. После проделанной работы, а именно: нахождение общих свойств, проведение анализа выполненной работы, поиск достоверной литературы, мы успешно справились с выше перечисленными трудностями.
При создании онтологии следует помнить одну из важнейших вещей: для любой предметной области не существует единственно правильной онтологии. Проектирование онтологии — это творческий процесс и две онтологии, разработанные разными людьми, никогда не будут одинаковыми. Потенциальные приложения онтологии, а также понимание разработчиком предметной области и его точка зрения на нее будут, несомненно, влиять на принятие решений при проектировании онтологии. Оценка качества созданной онтологии может быть произведена только при использовании её в приложениях, для которых мы её разработали.
Список использованных источников
1. Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем. / Т.А. Гаврилова, В.Ф. Хорошевский. — СПб: изд-во Питер, 2010 г. — 384 с.
2. Саморазвитие — свободная энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai/Buddizm/buddizm.php
3. Словарь буддизма [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dhamma.ru/dict/dict-J.htm .
4. Голуб Л. Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. изд-во Хроникер. 2009 г. — 336 с.
5. Википедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм
6. Гаврилова, Т.А. Формирование прикладных онтологий. / Гаврилова Т.А. Труды XX национальной конференции по Искусственному Интеллекту с международным участием — КИ-2006, т. 2 — Москва: изд-во Физматлит, 2006 г.
Размещено на