Выдержка из текста работы
— определение их достаточности (разумеется, с точки зрения лица, производившего расследование) для направления дела в суд, где оно будет разобрано по существу, либо для принятия какого-то иного итогового решения, завершающего предварительное расследование (о прекращении дела, направлении его в суд с целью применения принудительных мер медицинского характера и т.п.);
— проверку полноты имеющихся материалов и принятие мер к устранению пробелов;
— обязательное предоставление обвиняемому и его защитнику возможности ознакомиться со всеми материалами дела;
— ознакомление с материалами дела, по которому производилось предварительное расследование, Других участников судопроизводства (потерпевшего, гражданского истца и др.), если они изъявят желание сделать это;
— выявление с помощью названных участников производства по делу пробелов и неясностей, которые могли быть допущены во время предварительного расследования;
— принятие мер к устранению таких пробелов и неясностей;
— обеспечение обвиняемого и других участников информацией, знание которой крайне необходимо для отстаивания ими своих прав и законных интересов при разбирательстве дела судом по существу.
Именно такой подход сложился в наши дни к пониманию сущности и значения рассматриваемого этапа предварительного расследования уголовных дел. В нем, разумеется, есть ряд достоинств.
Однако считать его единственно возможным и приемлемым едва ли будет резонно. Российский опыт прошлых лет и современный опыт ряда зарубежных стран говорит о том, что регламентация завершающего этапа предварительного (досудебного) расследования уголовных дел может иметь множество вариантов.
По УУС, например, в дореволюционной России предварительное следствие считалось оконченным после того, как судебный следователь приходил к убеждению, что он собрал достаточные доказательства для того, чтобы дело могло, быть успешно разрешено в ходе судебного разбирательства. Свой вывод он сообщал, прежде всего, обвиняемому. При этом если обвиняемый изъявлял желание, ему предъявлялись материалы следствия, а также задавался следователем вопрос: «Не желает ли он представить еще что-либо в свое оправдание» (ст. 476 УУС). Остальным участникам судопроизводства следователь объявлял, что «следствие заключено», а после этого отсылал «все производство прокурору или его товарищу» (ст. 478 УУС). Если прокурор приходил к выводу, что следствие произведено полно и обвиняемого можно предать суду, то давал свое заключение по этому вопросу для окружного суда, и оно «излагалось в форме обвинительного акта» (ст. 519 УУС). Такое действие и считалось преданием суду.
В УПК 1922 года эти вопросы были решены в принципе так же, но составление обвинительного акта (обвинительного заключения) возлагалось на следователя, который он направлял прокурору. По УПК 1923 года (после внесения в него изменений в 1924 году) предусматривался порядок, более близкий к тому, что мы имеем сейчас. В его ст. 207 говорилось: «Признав предварительное следствие законченным, следователь объявляет об этом обвиняемому и в случае его о том просьбы, предъявляет ему все производство по делу, а также обязан спросить обвиняемого, чем он желает дополнить следствие».
Иные решения по вопросам окончания предварительного расследования выработаны практикой уголовного судопроизводства в других странах.
Близким по форме, установленной в действующем российском УПК, является порядок окончания предварительного расследования, сложившейся к настоящему времени в уголовном процессе ФРГ. По большинству уголовных дел германский прокурор, приняв решение о направлении дела в суд для разбирательства по существу, составляет процессуальный документ, именуемый обвинительным заключением. В соответствии с § 200 УПК ФРГ в этом документе «должны быть указаны обвиняемый, деяние, которое вменяется ему в вину, время и место его совершения, правовые признаки уголовно наказуемого деяния и подлежащие применению нормы уголовного закона (формула обвинения). Далее в нем должны быть приведены доказательства, указаны суд, в, котором состоится судебное разбирательство, и защитник». По делам о менее опасных преступлениях, которые рассматриваются единоличными судьями, в обвинительном заключении не обязательно подробно излагать все обстоятельства дела, установленные в ходе расследования. По делам, рассматриваемым в порядке ускоренного (упрощенного) производства, составление обвинительного заключения не требуется (ч. 2 § 212а УПК ФРГ). По ним обвинение в суде возбуждается устно в начале судебного разбирательства, и его основные положения заносятся в протокол судебного заседания. Что касается обязательного ознакомления обвиняемого по окончании расследования со всеми материалами дела, то на этот счет УПК ФРГ не дает четких предписаний.
Отсутствуют полностью такие предписания и в УПК Франции, что практически означает освобождение органов, завершающих предварительное расследование, от обязанности знакомить обвиняемых со всеми материалами дела. Что касается документа, в котором по делам об опасных преступлениях формулируется обвинение, по поводу которого дел? должно быть рассмотрено в суде по существу, то он оформляется в виде постановления следственного судьи. В нем излагаются сведения о личности обвиняемого, месте и дате его рождения, местожительстве и профессии, а также указываются юридическая квалификация деяния, вменяемого в вину обвиняемому, и мотивы, на основании которых обвинение признается обоснованным (ст. 184 УПК Франции).
Еще большей специфичностью отличается решение вопросов, касающихся окончания предварительного расследования (досудебного производства) уголовных дел в англосаксонском судопроизводстве. Одной из предпосылок такой специфики является своеобразное понимание принципа состязательности: в странах, где сложилось такое судопроизводство, считается элементарным отрицание обязанности органов, завершающих расследование, знакомить обвиняемого со всеми материалами дела. Здесь каждая из сторон собирает «свои» доказательства (обвинитель — обвинительные, а обвиняемый и его защитник, — оправдательные или смягчающие ответственность); Каждая из сторон узнает о доказательствах, собранных ее процессуальным «противником», в полном объеме лишь во время судебного разбирательства, когда происходит принятие решения по существу. До этого момента взаимное ознакомление с имеющимися в распоряжении сторон доказательствами допускается, но при соблюдении особых правил: в некоторых случаях, например, обвиняемый, которому потребуется до судебного разбирательства прочитать протокол своих собственных показаний, данных в полиции, должен возбудить ходатайство перед судьей об издании приказа, обязывающего обвинителя представить для ознакомления этот протокол.
Документы, на основании которых в странах данной группы (Англия, США и других) происходит разбирательство уголовных дел по существу, могут называться по-разному: чаще это обвинительные акты, если речь идет об опасных преступлениях, либо информации, когда дело касается менее опасного преступления. Их авторами обычно являются должностные лица, которые будут поддерживать обвинение во время судебного разбирательства (в США это чаще всего прокуроры, которых в некоторых наших литературных источниках нередко называют атто-неями, а в Англии подобную функцию выполняют по приглашению государственных органов адвокаты — барристеры). В США документ, называемый обвинительным актом, до представления в суд должен быть, как правило, одобрен большим жюри присяжных.
Что касается содержания обвинительных документов, служащих основанием для разбирательства дела по существу, то оно должно быть максимально кратким: приводятся данные о личности обвиняемого, о месте, времени, способе совершения преступления и его квалификации. К ним могут быть приложены списки лиц, подлежащих вызову в суд. Перечисление и анализ доказательств, выводы о доказанности или не доказанности каких-то значимых для дела обстоятельств не требуются.
Глава 1. Понятие и структура окончания предварительного
расследования составлением обвинительного заключения.
Окончание предварительного расследования — это заключительная часть (этап) стадии предварительного расследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные) действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела. Редакция ч. 2 ст. 127 и ст. 211 УПК позволяет констатировать наличие возможности начала анализируемого этапа и по письменному указанию надзирающего прокурора о прекращении уголовного дела.
Окончание предварительного расследования состоит из следующих действий следователя (органа дознания):
1) систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценки собранных доказательств;
2) оформления производства по делу;
3) уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительного расследования;
4) выяснения желает ли обвиняемый иметь защитника
и вызова последнего, если получен утвердительный ответ;
5) оформления отказа обвиняемого от защитника или его просьбы об ознакомлении с материалами дела отдельно от защитника;
6) разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении его дела судом присяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;
7) фиксации поступившего ходатайства в специальном протоколе;
8) уведомления других обвиняемых, что заявлено ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных;
9) предъявления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, обвиняемому и его защитнику материалов предварительного следствия для ознакомления и составление соответствующего протокола;
10) разрешения поступивших ходатайств;
11) принятия решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;
12) составления итогового документа, которым завершается предварительное расследование (обвинительного заключения и т. п.).
По мнению некоторых ученых, к рассматриваемому этапу следует также относить:
— извещение о прекращении дела прокурора и указанных в законе заинтересованных лиц (ст.ст. 6, 7, 209 УПК);
— рассмотрение прокурором жалоб на решение о прекращении уголовного дела и принятие по ним решений (ст.ст. 218, 219 УПК);
— проверку прокурором законности и обоснованности окончательного по делу решения;
— направление прокурором уголовного дела судье.
Какие же существуют виды окончания предварительного расследования?
Общепринято выделять как минимум три вида окончания предварительного расследования:
— составление обвинительного заключения;
— вынесение постановления о прекращении уголовного дела;
— вынесение постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
Между тем обоснованы суждения также о существовании такой разновидности окончания предварительного расследования, как оформление протокола об обстоятельствах преступления, перечисленного в ст. 414 УПК (предусмотренное ст.ст. 416 и 418 УПК возбуждение уголовного дела и отказ в возбуждении уголовного дела) (см. п. 2.2 настоящей работы).
Значение обвинительного заключения заключается в том, что оно определяет границы судебного разбирательства. Суд может рассматривать дело только в отношении обвиняемых и лишь в пределах того обвинения, которое сформулировано в обвинительном заключении. Изменить обвинение суд может только, если:
— этим не ухудшится положение подсудимого,
— не нарушится его право на защиту,
— не будет вменено обвинение более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, изложенного в обвинительном заключении.
Требования к обвинительному заключению: обвинительное заключение включает в себя вводную, описательную и резолютивную части.
Вводная часть состоит из заголовка, номера уголовного дела, фамилии, имени, отчества обвиняемых, уголовного закона (статьи, части, пункта), по которому они обвиняются, указания на повод и основание к возбуждению уголовного дела, а также кем оно возбуждено1.
Описательная часть обвинительного заключения представляет собой стройное изложение обстоятельств дела, установленных на предварительном следствии (фабулу). Она составляется с приведением как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого доказательств; в частности, указываются место и время совершения преступления, способы, мотивы, последствия и другие существенные данные; сведения о потерпевшем; доказательства, «подтверждающие виновность обвиняемого; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого; доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту, и результаты их проверки со ссылкой на тома и листы дела, где находятся соответствующие доказательства.
Помимо этого, описательная часть может дополняться сведениями о личности обвиняемого, о его поведении в процессе расследования, о причинах преступления и способствующих ему обстоятельствах, указаниями на факты и основания прекращения, а также выделения дела (материалов) в отношении кого-либо из обвиняемых 1.
Существует три способа изложения обстоятельств преступлений в описательной части обвинительного заключения:
а) хронологический — обстоятельства происшествия и доказательства излагаются в той последовательности, в какой устанавливались (собирались);
б) систематический — преступная деятельность отражается в той последовательности, в какой она совершалась;
в) поэпизодный — обвинительное заключение строится по эпизодам.
В резолютивной части обвинительного заключения излагаются сведения о личности обвиняемого, формулировка предъявленного обвинения с указанием уголовного закона (статьи, части, пункта), предусматривающего ответственность за данное преступление. Если по делу привлечено несколько обвиняемых, то в резолютивной части излагаются выводы обвинения в отношении каждого из них.
Следователь должен подписать обвинительное заключение и указать место и дату его составления.
Приложения к обвинительному заключению:
— список лиц, подлежащих, по мнению следователя, вызову в судебное заседание;
— справка по делу.
В списке лиц, подлежащих вызову в судебное заседание (потерпевших, свидетелей, экспертов и др.), указываются их фамилии, имена, отчества, адреса местожительства (места нахождения) и листы дела, на которых изложены их показания или заключения.
В прилагаемых к обвинительному заключению справках по уголовному делу указываются сроки предварительного следствия, избранная мера пресечения, время содержания обвиняемого под стражей, наличие и место хранения вещественных доказательств, о гражданском иске, принятые меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, вид и размер понесенных органом предварительного расследования судебных издержек1. Реже — когда и в отношении кого прекращено уголовное преследование и сведения о месте нахождения документов, удостоверяющих личность обвиняемых.
Предварительное расследование оканчивается прекращением уголовного дела при наличии оснований, перечень которых отражен в законе. Классифицировать их можно на 6 групп:
а) обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 5 УПК) (см. п. 1.5.3 настоящей работы)
б) изменение обстановки, вследствие чего полностью утрачивается общественная опасность совершенного преступления или лица, его совершившего (ст. 6 . УПК);
в) обстоятельства, дающие следователю право освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности:
— деятельное раскаяние (ст. 7 УПК);
— несовершеннолетие лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 8 УПК);
— примирение с потерпевшим (ст. 9 УПК);
г) не доказанность участия обвиняемого в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК);
д) доказательства отсутствия для общества, себя или других лиц опасности, проистекающей со стороны лица совершившего общественно опасное деяние, исходя из характера этого деяния и его психического состояния (п. 1 ст. 406 УПК);
е) отсутствие согласия указанного в законе органа "(должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности (например, судьи — ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).
Основания, перечисленные в «б» и «в», могут быть применены органами предварительного расследования только с согласия прокурора.
В общей сложности уголовно-процессуальный закон предусматривает 26 оснований прекращения уголовного дела в стадии предварительного расследования.
Реабилитирующие основания прекращения уголовного дела предусмотрены пп. 1—2, 5—7, 11 ст. 5, п. 2 ст. 208 УПК, а не реабилитирующие — пп. 3—4, 8 ст. 5, ст.ст. 6—9, п. 1 ст. 406 УПК. К числу не реабилитирующих, кроме того, должны быть отнесены все девять оснований, составляющих такой их вид, как отсутствие согласия на привлечение к уголовной ответственности указанного в законе органа (должностного лица).
Основания, предусмотренные пп. 9—10 ст. 5 УПК, могут быть как реабилитирующими, так и не реабилитирующими.
К постановлению о прекращении уголовного дела предъявляются определенные требования
Постановление о прекращении дела состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.
Водная часть содержит наименование документа, день, месяц, год и населенный пункт его составления, должность, звание, фамилию и инициалы лица, которое приняло решение, наименование и номер дела, указание на статью (пункт, часть) уголовного закона, предусматривающую преступление, по которому производилось расследование.
В описательно-мотивировочной части постановления излагаются обстоятельства, послужившие поводом и основанием к возбуждению дела, сущность дела (фабула), его уголовно-правовая квалификация, данные о лицах, подозревавшихся или обвинявшихся в совершении преступления, установленные обстоятельства, послужившие основанием к прекращению дела, со ссылками на соответствующие листы дела и статью уголовно-процессуального (уголовного, а иногда и иного) закона. Здесь же упоминается о согласии обвиняемого на прекращение уголовного дела по данному основанию (если таковое требуется) и сведения о применявшихся мерах пресечения.
В резолютивной части постановления формируется решение следователя о прекращении дела, судьбе вещественных доказательств, отмене меры пресечения и наложенного ареста на имущество (иной меры принуждения), об ознакомлении участников процесса с основанием принятого решения, разъяснении им права обжалования постановления, а также о разъяснении гражданскому истцу (его представителю) права на возмещение ущерба в рамках гражданского судопроизводства.
С уголовным делом, производство по которому прекращено, вправе знакомиться Уполномоченный по правам человека в РФ.
Этап окончания расследования, завершающийся направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, по своему содержанию в основном аналогичен тому, что сопряжен с составлением обвинительного заключения. Его особенностью является обязательное ознакомление с материалами дела защитника лица, совершившего общественно опасное деяние, и признание законодателем факта невозможности в некоторых случаях знакомить самого душевнобольного с таковыми.
Постановление о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть включает в себя: наименование, фамилию, имя, отчество лица, совершившего общественно опасное деяние, населенный пункт, день, месяц и год вынесения постановления, должность, специальное звание, фамилию и инициалы следователя, номер уголовного дела.
Описательная часть постановления о направлении дела в суд должна представлять собой стройное изложение обстоятельств дела, доказанных в ходе предварительного следствия (фабулу), с приведением как уличающих, так и оправдывающих душевнобольного доказательств; в частности, указываются место и время совершения общественно опасного деяния, способы, мотивы, последствия и другие существенные данные; сведения о потерпевшем;
обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Помимо изложения содержания доказательств делается ссылка на листы дела, где таковые подшиты или где находится документ, указывающий на место хранения доказательства. В отличие от соответствующей части обвинительного заключения здесь излагаются сведения, подтверждающие наличие у лица, совершившего общественно опасное деяние, душевных заболеваний в прошлом, степень и характер душевного заболевания в момент совершения общественно опасного деяния и ко времени предварительного расследования дела; поведение лица, совершившего общественно опасное деяние, как до его совершения, так и после.
В резолютивной части постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера формулируется принятое решение, приводятся сведения о личности душевнобольного, а именно фамилия, имя, отчество, день, месяцу год и место рождения, национальность, образование, наличие инвалидности, судимости, место работы и адрес места жительства.
К постановлению о направлении дела в суд, так же как к обвинительному заключению, прилагаются список лиц, подлежащих, по мнению следователя, вызову в судебное заседание, и справка по делу.
При наличии оснований, предусмотренных ст. 5-9 и п. 2 ст. 208 УПК, предварительное следствие заканчивается прекращением уголовного дела. Основания принятия решения о прекращении дела следует подразделять на материально-правовые и процессуальные.
К материально-правовым относятся основания, исключающие уголовную ответственность: отсутствие события и состава преступления, смерть обвиняемого, истечение сроков давности, амнистия, не достижение лицом возраста уголовной ответственности (п. 105 ст. 5 УПК).
К числу этих оснований относится также правило о прекращении производства в связи с отсутствием состава преступления при принятии закона, устраняющего преступность и наказуемость содеянного (ч. 2 ст. 5 УПК).
К процессуальным относятся основания, которые в силу процессуального закона препятствуют дальнейшему расследованию дела: отсутствие жалобы по делам так называемого частно-публичного обвинения (п. 7 ст. 5 УПК), наличие вступившего в законную силу приговора или определения по тому же обвинению или постановления суда о прекращении дела по тому же основанию, а также наличие не отмененного постановления следователя и прокурора для прекращении дела по тому же обвинению (п. 9 и 10 ст. 5 УПК).
Среди материально-правовых оснований имеются такие, которые для прекращения дела требуют согласия лица (амнистия, давность), в отношении которого дело прекращается.
Амнистия и давность не удостоверяют невиновности лица, и тогда расследование продолжается и завершается либо прекращением дела по одному из реабилитирующих оснований, либо направлением Дела в суд. Прекращение же дела в отношении умершего допускается при условии, если его близкие родственники не настаивают на реабилитации умершего и не ходатайствуют о доведении предварительного следствия до конца (п. 8 ст. 5 УПК).
Следователь с согласия прокурора или сам прокурор вправе прекратить дело, если будет признано, что ко времени производства расследования ввиду изменения обстановки совершенное лицом деяние потеряло характер общественно опасного и само лицо перестало быть общественно опасным. Изменение обстановки может быть обусловлено наступлением определённых событий и условий, существенно меняющих отношение к содеянному (например, отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий). Лицо перестает быть общественно опасным, если после совершения преступления попадает в иные условия (служба в армии). Вывод о наличии такого основания должен базироваться на достаточных доказательствах, подтверждающих его правильность. О прекращении дела должны быть уведомлены лицо, в отношении которого велось расследование, потерпевший, а также лицо или учреждение, по заявлению которых было возбуждено уголовное дело. Всем этим лицам предоставлено право принести жалобу на это решение.
Основания, предусмотренные п. 3 .и 4 ст. 5 и ст. 6 УПК, именуются в теории не реабилитирующими основаниями, поскольку ими не констатируется невиновность лица.
Производство по уголовному делу может быть прекращено:
1) в связи с привлечением лица к административной ответственности; 2) в связи с передачей материалов в товарищеский суд; 3)в связи с передачей материалов на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних; 4) в связи с передачей лица на поруки общественной организации или трудовому коллективу (ст. 61 УПК).
При прекращении производства по делу по всем названным основаниям до прекращения дела лицу должны быть разъяснены сущность деяния, содержащего признаки преступления, основания освобождения от уголовной ответственности и его право возражать против прекращения дела по этим основаниям. В случае возражения лица против прекращения дела производство продолжается в общем порядке (ч. 2 и 3 ст. 6′ УПК).
В соответствии со ст. 49 Конституции РФ признание лица виновным в совершении преступления — прерогатива только суда, а не следователя и прокурора. Поэтому правила, позволяющие признать лицо виновным без судебного разбирательства и постановленного приговора, противоречат принципам осуществления правосудия только судом и презумпции невиновности, о чем было сказано выше при рассмотрении принципов процесса.
Дело может быть прекращено за недосказанностью участия обвиняемого в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК). Это правило применяется тогда, когда событие преступления установлено (например, насильственная смерть потерпевшего), но, несмотря на то, что исчерпаны все возможности для собирания доказательств, следователю не удалось установить, что преступление совершено обвиняемым. Это осталось недоказанным. По этому же основанию будет прекращено дело тогда, когда доказано алиби обвиняемого и, следовательно, совершение им преступления исключено. И в том и в другом случае прекращение дела по указанному основанию в силу презумпции невиновности означает полную и несомненную реабилитацию лица, привлеченного к уголовной ответственности. Недоказанная виновность юридически приравнивается к доказанной невиновности.
Однако судьба всего дела может быть различной. В том случае, когда не доказано, что обвиняемый совершил преступление, и, по обстоятельствам дела, исключается возможность совершения преступления другим лицом (например, потерпевшая указывала только на определенное лицо, которое совершило на нее нападение, но, исчерпав все возможные средства, следователю доказать это не удалось), дело подлежит прекращению.
В том случае, когда доказано алиби лица, привлеченного в качестве обвиняемого, но не исключено, что преступление совершено другим, неизвестным лицом, прекращается уголовное преследование в отношении лица, привлекавшегося в качестве обвиняемого, а расследование по делу продолжается, если не истекли его сроки.
По истечении срока производство по такому делу не прекращается, а приостанавливается в порядке п. 3 ст. 195 УПК. Причем следователь сам непосредственно и через органы дознания обязан принимать все меры, направленные на раскрытие преступления и установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ст. 197 УПК).
Глава 2. Порядок ознакомления участников предварительного
следствия с материалами уголовного дела.
Следователь объявляет обвиняемому об окончании следствия, разъясняет ему, что с этого момента он имеет право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника, а также право на заявление ходатайств о дополнении предварительного следствия (ст. 201 УПК).
Если обвиняемый не выразил желания иметь защитника в этот момент, он самостоятельно знакомится со всеми материалами дела. Отказ обвиняемого от помощи защитника, как уже говорилось, должен быть добровольным. В случаях, (1) .когда обвиняемый ходатайствует о вызове защитника, (2) если защитник уже участвует в деле или (3) когда такое участие является обязательным по закону, (в том числе, если дело может быть направлено для рассмотрения судом присяжных) материалы дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику.
При этом защитник вправе иметь свидание с обвиняемым, знакомиться с материалами дела и выписывать из него необходимые сведения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, отводы, приносить жалобы на действия следователя, прокурора, представлять различного рода справки, характеристики и иные письменные документы.
При дополнении следствия защитник имеет право присутствовать при производстве следственных действий, выполняемых по ходатайствам, заявленным обвиняемым и самим защитником (ст. 202 УПК).
Если обвиняемый просит в качестве защитника привлечь определенного адвоката, следователь обязан отложить выполнение этого действия до явки названного защитника.
Однако отсрочка не должна превышать пяти дней (ст. 201 УПК). Если защитник, избранный обвиняемым, не может явиться в указанный срок, следователь принимает меры для вызова другого защитника.
Однако замена защитника на этом этапе расследования без согласования с обвиняемым влечет за собой существенное нарушение его прав, что влияет на законность постановленного приговора по делу1.
Все материалы дела предъявляются обвиняемому и его защитнику в подшитом и пронумерованном виде. Они могут знакомиться с делом вместе или раздельно. Если при производстве следствия применялась киносъемка или звукозапись, то она воспроизводится.
При наличии в деле нескольких обвиняемых каждому из них предъявляются все материалы.
Обвиняемый и его защитник, знакомясь со всеми материалами дела, вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ст. 201 УТЕК). Защитник вправе при этом снимать копии с имеющихся в деле документов средствами и способами, не нарушающими их сохранности.
Срок, в течение которого они вправе знакомиться с материалами дела, законом не ограничен.
Однако если обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, следователь вправе установить определенный срок для такого ознакомления. По этому вопросу следователем составляется мотивированное постановление, которое должно быть утверждено прокурором (ч. 6 ст. 201 УПК).
Ознакомив обвиняемого и его защитника с материалами дела, следователь заносит в протокол их ходатайства о дополнении следствия. Письменные ходатайства обвиняемого или его защитника приобщаются к делу. По каждому ходатайству следователь принимает решение.
Признав, что ходатайство подлежит удовлетворению, следователь производит все необходимые действия как по просьбе обвиняемого или защитника, так и по своей инициативе. Выполнив эти действия, следователь вновь предъявляет все дело для ознакомления обвиняемому и его защитнику. При наличии нескольких обвиняемых следователь делает это в отношении каждого из них.
По предъявлении материалов дела следователь составляет протокол, в котором указывает, что обвиняемому было объявлено об окончании предварительного следствия, разъяснены его права, какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления, где и в течение какого времени происходило ознакомление с делом.
При наличии нескольких обвиняемых в отношении каждого из них составляется отдельный протокол.
Если обвиняемый не пожелает знакомиться с делом или отказывается подписать протокол, то об этом указывается в протоколе, и излагаются мотивы отказа, если они известны (ст. 203 УПК).
Отказ обвиняемого от ознакомления с материалами дела и подписания протокола не служит препятствием для направления дела в суд.
После составления протокола об окончании предварительного следствия и о предъявлении обвиняемому и его защитнику материалов дела (ст. 203 УПК) следователь не вправе проводить какие-либо действия, направленные на собирание доказательств.
По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 35 УПК, следователь обязан сообщить обвиняемому его право дать согласие на рассмотрение дела единолично судьей, что должно получить отражение в вышеназванном протоколе.
По делам о преступлениях, которые в силу ст. 36 УПК могут рассматриваться судом присяжных, обвиняемому в присутствии защитника разъясняется его право выбора суда присяжных либо отказа от такового.
Решение обвиняемого по этому вопросу закрепляется в отдельном протоколе, который должен быть подписан как следователем, так и обвиняемым.
Особая процедура фиксации позиции обвиняемого обусловлена тем, что сделанный им выбор при отказе от суда присяжных является окончательным и не подлежит пересмотру при дальнейшем производстве по делу (ст. 423 УПК).
Глава 3. Особенности окончания предварительного
расследования органами дознания.
Органами дознания являются:
1) милиция;
2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений – по делам обо всех преступлениях, совершенных подчиненными и военнослужащими. А также военнообязанными во время прохождения им сборов; по делам о преступлениях совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3) органы Федеральной службы безопасности – по делам, отнесенным законом к их ведению;
4) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев и воспитательно-трудовых профилакториев – по делам о преступлении против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;
6) органы пограничной службы РФ – по делам о нарушении режима Государственной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о правонарушениях совершенных на континентальном шельфе РФ;
7) капитаны морских судов находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
8) федеральные органы налоговой полиции – по делам, отнесенным законом к их ведению;
9) таможенные органы – по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 194 УК РФ;
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
Так же, на органы дознания возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного ч. 1 ст.121 УПК, обязан передать дело следователю. В случае если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору, для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.
После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
По дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК для предварительного следствия, за следующим исключением:
— исключен;
— потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела для ознакомления им не предъявляются;
— на органы дознания не распространяется правило, установленное ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора, орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.
По делам, по которым не обязательно предварительное следствие, материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Дознание, по которым производство предварительного следствия обязательно, заканчивается составлением постановления о направлении дела следователю.
Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, заканчиваются составлением обвинительного заключения или постановлением о прекращении дела. При наличии одного из оснований предусмотренных ст. 208 УПК, орган дознания прекращает дело мотивированным постановлением, копия которого в суточный срок направляется прокурору. В остальных случаях составляется обвинительное заключение, которое со всеми материалами дознания представляется прокурору для утверждения.
При наличии одного из оснований предусмотренных ст.195 УПК, орган дознания вправе приостановить производство по делу, по которому предварительное следствие не обязательно. О приостановлении дознания выноситься постановление, копия которого в суточный срок направляется прокурору.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо постановления о прекращении дела с направлением дела в суд для применения мер административного взыскания.
Признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения и, выполнив требования ст. 200 УПК, следователь объявляет обвиняемому, что следствие по его делу закончено и что он имеет право на ознакомление со всеми материалами дела как лично, так и с помощью защитника, а равно на заявление ходатайства о дополнении предварительного следствия.
Если по делу привлечено несколько обвиняемых каждому из них предъявляются все материалы дела. О предъявлении обвиняемому (обвиняемым) и защитнику для ознакомления материалов дела следователь составляет протокол с соблюдением требований ст.141 и 142 УПК.
Обвинительное заключение состоит из описательной и резолютивной частей. В описательной части излагается сущность дела: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства. А также сведения о потерпевшем, доказательства, которые подтверждают наличие преступления и виновность обвиняемого, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого. Кроме этого излагаются доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. Обвинительное заключение должно содержать ссылки на листы дела.
В резолютивной части приводятся сведения о личности обвиняемого, и излагается формулировка предъявленного обвинения с указанием статей уголовного кодекса, предусматривающих данное преступление.
Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и времени его составления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
3. Якубовская Н.Я. Окончание предварительного следствия, 1962.
4. Никитина Л.В. Прекращение уголовного дела, 1968.
5. Плариупольский П.Л. Прекращение дела в стадии предварительного расследования с освобождением от уголовной ответственности, 1972.
6. Лупинская П.А. Уголовный процесс, 1995.
7. Рыжаков А.П. Краткий курс уголовного процесса, 1998.
1 Якубовская Н.Я. Окончание предварительного следствия, 1962, с. 76.
1 Якубовская Н.Я. Окончание предварительного следствия, 1962, с. 78.
1 Рыжаков А.П. Краткий курс уголовного процесса, 1998, с. 275
1 Бюллетень верховного суда РСФСР. – 1991, №6, с. 13.