Содержание
Введение3
1 Патентное дело и законодательство России6
1.1 Исторический аспект правового регулирования деятельности человека по
созданию, оформлению, внедрению технических новшеств6
1.2 Источники патентного права12
2 Объекты патентных прав22
2.1 Изобретения как объект патентных прав22
2.2 Иные объекты патентных правоотношений33
3 Субъекты патентных прав38
3.1 Авторы объектов промышленной собственности, их наследники и
Правопреемники38
3.2 Патентнообладатели и другие субъекты патентных прав44
Заключение53
Список использованных источников58
Выдержка из текста работы
Актуальность данной дипломной работы обусловлена постоянным изменением ситуации в области защиты авторских прав как в России, так и во всём мире. Более того, проблема уже давно стала глобальной благодаря бурному развитию коммуникационных технологий и средств хранения информации — и главную роль здесь играет, безусловно, глобальная сеть Интернет.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году Президент РФ назвал надежную защиту интеллектуальной собственности необходимым условием развития новых технологий. «Россия должна обеспечить охрану авторских прав внутри страны — это наша обязанность и перед нашими иностранными партнерами. Мы также должны усилить защиту интересов российских правообладателей за рубежом» .
На сегодняшний день российским законодателем проделана большая работа по развитию нормативного регулирования авторского права. Принята четвертая часть ГК РФ, в которой были учтены разнообразные предложения по улучшению охраны прав авторов в нашей стране. В частности, новеллами являются положения о новых видах договоров: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор, предусматривается необходимость государственной регистрации отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности по договору. Расширяются последствия понесения ответственность нарушения авторских прав — оборудование, прочие устройства и материалы, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход РФ.
Расширился перечень объектов авторского права (произведение науки, литературы и искусства, созданный по государственному или муниципальному контракту), несколько по-новому изложены правила исчисления срока действия исключительного права на произведение.
Целью данной дипломной работы является анализ этих изменений и проблемам совершенствования законодательства в сфере защиты авторских и смежных прав с точки зрения его объектов и субъектов.
Для достижения этой цели автором поставлены следующие задачи:
• проанализировать историю становления и развития авторского права и смежных прав в России и в мире;
• дать понятие и авторского права и его функций;
• определить источники авторского права;
• проанализировать виды авторских и смежных прав;
• перечислить и проанализировать объекты и субъекты авторских и смежных прав;
• сделать выводы из изложенного материала и внести предложения по совершенствованию существующего законодательства.
Методом исследования в данной дипломной работе является анализ предыдущего и современного законодательства в сфере авторских и смежных прав, научных публикаций, статей, а также учебной и справочной литературы.
Глава 1. Общие положения об авторском праве и смежных правах
1.1. Понятие и функции авторского права. Понятие смежных прав
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей .
В субъективном смысле авторское право — те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства .
Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции .
Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства — право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения — это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.
Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 — 1280).
Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).
Интеллектуальные права включают в себя:
• исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);
• личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);
• иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).
Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.
Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.
Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.
Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.
Понятие смежных прав неразрывно связано с авторским правом, так как именно авторское право является тем «источником», который дает возможность «существовать» смежным правам. Смежным правом считается право на результат деятельности. Понятие смежных прав также не может носить независимого и самостоятельного характера, так как является производной от авторского права. Исключением могут быть следующие случаи: когда произведение не охраняется авторским правом, или в случае, когда автор произведения не известен. Так же известны случаи, когда обладатель смежных прав придает авторскому произведению дополнительную ценность, то есть, он в силу своей деятельности «улучшает» авторское произведение или некоторые его стороны.
Понятие смежных прав возникает по факту появления результата интеллектуального творческого труда, то есть при создании произведения автором. Между понятием авторского права и понятием смежных прав существуют различия в силу различной природы деятельности автора произведения и исполнителя (обладателя смежных прав). Деятельность автора произведения является деятельностью творческой и интеллектуальной, в то время как деятельность исполнителя направлена на воспроизведение. Деятельность исполнителя направлена на использование произведения, для того, чтобы произведение стало доступным и массовым. Деятельность исполнителя, прежде всего, связана с его мастерством, с уникальностью его подачи произведения (оригинальность, различные приемы и способы) для восприятия заинтересованной публикой.
Смежные права – это права на результаты исполнительской деятельности. Смежные права не носят самостоятельного и независимого характера, поскольку в большинстве случаев они неотделимы от процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав. Вместе с тем они могут существовать независимо от авторских прав, например, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом. Также возможен и пограничный случай, то есть когда исполнитель делает акцент на определённых сторонах авторского произведения, проигнорированных самим автором, придавая ему дополнительную ценность. Что же касается смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловным критерием выделения их в отдельные виды смежных прав, по мнению большинства учёных-цивилистов, является технический, вспомогательный, посреднический характер деятельности указанных субъектов по доведению произведений до широкой публики . То есть, если авторская деятельность – это творческая деятельность, то смежные права имеют исполнители и распространители.
К смежным правам относятся:
1. право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;
2. право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;
3. право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;
4. право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.
5. право публикатора на произведение науки , литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.
Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: личные неимущественные — право на имя, право на защиту исполнения или постановки; имущественные — право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непереданными. Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю .
Права исполнителя, как и права вещательных организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.
Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники .
Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации .
Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, так как она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой .
1.2. Источники авторского права и смежных прав
Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с выделением общих положений (Общей части) и основных правил соответствующей сферы (Особенной части), что предопределяет его основное, «цементирующее» значение в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли .
Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.
Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.
Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.
Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.
Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г….
**************************************************************