Содержание
1. Общая характеристика и структура ОАО «Российские железные дороги»…………………………………………………………………………….3
2. Характеристика основных бизнес-направлений ОАО «Российские железные дороги»…………………………………………………………………5
3. Форма собственности ОАО «Российские железные дороги»……………….7
4. Финансово-экономический анализ основных показателей деятельности ОАО «Российские железные дороги» за последние пять лет…………………10
5. Внешняя среда функционирования ОАО «Российские железные дороги»……………………………………………………………………………15
6. Оценка инвестиционной стратегии ОАО «Российские железные дороги»…………………………………………………………………………..17
7. Моя оценка инвестиционной стратегии ОАО «Российские железные дороги»…………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27
Выдержка из текста работы
В транспортной системе России ведущим и организующим видом является железнодорожный транспорт. В обозримом будущем железнодорожным перевозкам не будет альтернативы по экономической эффективности и экологической безопасности при транспортировке значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния, а также по обеспечению пассажирских перевозок. Проводимые в настоящее время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы и процессы его функционирования.
Объектом исследования в данной курсовой работе является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), владелец инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний.
ОАО «РЖД» сейчас находится в стадии осуществления структурной реформы, которая затрагивает все уровни управления и все сферы деятельности компании. Выделяются дочерние компании, изменяется система управления с учетом требований рынка транспортных услуг с одновременным обеспечением единства управления и безопасности функционирования ОАО «РЖД». Такие масштабные изменения ведущей и крупнейшей железнодорожной компании не имеют аналогов не только в отечественной, но и мировой практике и затрагивают всю систему базисных принципов не только железнодорожного транспорта, но и всего транспортного комплекса России, начиная с определения целей, задач и стратегии функционирования в современных условиях и завершая построением адекватной эффективной системы управления компанией. Таким образом, решается не только серьезнейшая практическая, но и уникальная научно-техническая проблема реинжениринга и синтеза архитектуры самой компании, адекватной современным геополитическим и макроэкономическим условиям мирового рынка транспортных услуг.
Предметом исследования послужила существующая в акционерном обществе система управления.
На данном этапе ОАО «РЖД» является эффективной вертикально -интегрированной транспортной компанией, главными целями деятельности которой являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
Во многом достигнутые результаты обусловлены наличием подходящей организационной структуры, позволяющей осуществлять качественное и эффективное управление. Организационная структура – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей. Организационная структура является одним из наиболее важных элементов организации, так как она во многом определяет эффективность управления. Таким образом, можно сказать, что изучение и анализ подходов к совершенствованию системы управления предприятием в настоящее время является важным фактором деятельности любого предприятия. Так как организационная структура носит подчиненный характер по отношению к целям организации, в курсовой работе представлена система целей организации, основные из которых заключаются в увеличении доли рынка и включают в себя следующие моменты: создание сети филиалов, увеличение доли рынка, диверсификация деятельности (новый товар на новый рынок), решение социальных задач.
Целью данного исследования является ознакомление с системой управления компанией на примере ОАО «РЖД».
Задачи данной курсовой работы заключаются в изучении существующей организационной структуры на предприятии, операционной, закупочной, региональной, информационной, кадровой, административной, правовой политики, политики продаж, политики качества.
Информационную базу проведенных исследований составили официальные данные ОАО «РЖД».
1 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОАО «РЖД»
1.1. Общая характеристика деятельности ОАО «РЖД»
Полное наименование Компании: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Сокращенное наименование Компании: ОАО «РЖД». Наименование на английском языке: Joint Stock Company «Russian Railways» (JSCo «RZD») [2].
Адрес ОАО «РЖД»: Россия, 107174 Москва, Новая Басманная ул., 2.
Адрес ОАО «РЖД» в Интернете: www.rzd.ru.
ОАО «РЖД» учреждено постановлением правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Хозяйственная деятельность Компании началась 1 октября 2003 г. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» ОАО «РЖД» включено в перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Виды деятельности ОАО «РЖД»:
— грузовые перевозки;
— пассажирские перевозки в дальнем следовании;
— пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
— содержание и эксплуатация инфраструктуры;
— предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении);
— ремонт подвижного состава;
— строительство объектов инфраструктуры;
— научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
— содержание социальной сферы;
— прочие виды деятельности.
1.2 Структура управления ОАО «РЖД»
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером Компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются правительством Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах») [2].
Решения акционера оформляются в форме распоряжения правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО «РЖД». Состав Совета директоров ОАО «РЖД», избранный в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. №930-р утвержден в количестве 11 человек (должности указаны на момент избрания) из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №864-р количественный состав Совета директоров увеличен на одного человека.о
Председателем Совета директоров ОАО «РЖД» избран Жуков А.Д. – заместитель председателя правительства Российской Федерации. Членом Совета директоров является Якунин В.И. – президент ОАО «РЖД».
Членам Совета директоров ОАО «РЖД» вознаграждение за исполнение своих обязанностей, связанных с исполнением ими функций членов Совета директоров ОАО «РЖД», не выплачивается.
Президент ОАО «РЖД» реализует права и несет ответственность за достижение главных целей деятельности общества – обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых Обществом, а также извлечения прибыли.
Правление ОАО «РЖД» как коллегиальный исполнительный орган осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании. Количество членов Правления Общества определяется Общим собранием акционеров. Правление Общества состоит из Председателя Правления Общества – президента ОАО «РЖД», первого вице-президента, старших вице-президентов и вице-президентов Компании, руководителей филиалов Общества – железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и других работников Общества.
Персональный состав Правления Общества определяется решением Совета директоров Общества, за исключением должности Председателя Правления Общества – президента ОАО «РЖД», назначаемого правительством Российской Федерации.
Члены Правления могут получать вознаграждение и компенсации за исполнение обязанностей члена Правления в размерах и порядке, установленных Советом директоров Общества.
Система вознаграждения руководителей высшего звена ОАО «РЖД» обеспечивает прямую зависимость размеров доходов руководителей от основных результатов деятельности Компании и позволяет мотивировать их на повышение эффективности работы Компании за счет увеличения ее доходности, оптимизации издержек, совершенствования производственных процессов, повышения безопасности и качества перевозок.
Ревизионная комиссия создается для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании. Члены Ревизионной комиссии назначаются Общим собранием акционеров. Члены Ревизионной комиссии не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления Компании.
Рисунок 1 – Структура управления ОАО «РЖД»
1.3 Организационная структура холдинга «РЖД»
Организационная структура холдинга «РЖД» состоит из материнской компании ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ и на 01 января 2009 г. включала (см. рис. 1.2) [2]:
А) 17 территориальных филиалов – железных дорог: Октябрьская, Калининградская, Московская, Горьковская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская,Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная и Сахалинская.
Б) Функциональные филиалы:
— 4 филиала в области перевозок (Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги, Рефсервис, Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер», Федеральная пассажирская дирекция);
Рисунок 2 – Организационная структура ОАО «РЖД»
— 6 филиалов в области технико-экономического и финансового обеспечения;
— 45 филиалов в области капитального строительства;
— 30 филиалов в области ремонта подвижного состава;
— 15 филиалов в области путевого хозяйства;
— 8 филиалов – электротехническиезаводы;
— 3 филиала в области информатизации и связи;
— 20 филиалов в области социальной сферы;
— 8 филиалов – проектные бюро;
— 2 прочих филиала
В) Представительства Общества функционируют в 10 странах мира: Северная Корея (Пхеньян), Китай (Пекин), Польша (Варшава), Чехия (Прага), Финляндия (Хельсинки), Германия (Берлин), Венгрия (Будапешт), Эстония (Таллин), Украина (Киев), Иран (Тегеран).
Г) 97 дочерних и зависимых обществ. Филиалы и представительства, созданные Компанией, не являются юридическими лицами и наделены имуществом, принадлежащим ОАО «РЖД».
2. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОАО «РЖД»
По итогам за шесть месяцев 2009 г. результаты финансово-хозяйственной деятельности компании признаны в целом удовлетворительными [3]. Работая в условиях значительного спада грузовых и пассажирских перевозок, ОАО «РЖД» раньше других крупных компаний разработало и реализует план антикризисных мер и экономии расходов. В частности, оптимизация расходов, по словам президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина, в январе-июне составила свыше 100 млрд. руб., и эта работа будет продолжена во втором полугодии. В настоящее время прослеживается тенденция сокращения спада грузовых перевозок, и по итогам года планируется выйти на намеченный уровень снижения погрузки — 19% и, возможно, даже улучшить этот показатель. Погрузка грузов на сети ОАО «РЖД» в первом полугодии 2009 г. составила 520,9 млн. т, но снижение объемов грузовых перевозок сократилось с 33,1% в январе до 13,9% в июне. Компании, несмотря на снижение платежеспособного спроса населения, удалось в период летних перевозок привлечь дополнительный пассажиропоток благодаря ряду выгодных тарифных предложений. Выполнение инвестиционного бюджета составило 41,3% годового лимита.
В текущем году работа Российских железных дорог осуществляется в непростых макроэкономических условиях (см. рис. 3). Из-за мирового кризиса спад в экономике страны в I полугодии превысил 10%, а промышленное производство сократилось почти на 15%. Это негативно отразилось на результатах работы ОАО «РЖД»: грузооборот (с учетом пробега арендованных и собственных вагонов в порожнем состоянии) снижен на 14,3%, погрузка — на 23,1%. Однако благодаря наметившейся в последние месяцы позитивной тенденции в грузообразующих отраслях и своевременному реагированию на нее сбытового и перевозочного блоков компании глубину спада удалось существенно уменьшить. Так, если в январе падение погрузки превышало 33%, то в июне оно составило 13,9%.
Рисунок 3 — Влияние макроэкономических показателей на результаты перевозочной деятельности ОАО «РЖД» в I полугодии 2009 г.
В этих условиях положительный финансовый результат в деятельности компании может быть достигнут только на основе максимального использования потенциальной грузовой базы при оптимальном расходовании ресурсов. С учетом фактически достигнутых объемов погрузки и прогнозов до конца года у компании есть все основания обеспечить в целом по году уровень погрузки не менее 1 млрд. 100 млн. т, что почти на 45 млн. т больше, чем заложено в годовом финансовом плане (см. рис. 4). Это соответствует снижению погрузки к прошлому году не на 19%, а на 15,6%, причем в IV квартале ее уровень должен приблизиться к прошлогоднему. Осуществление таких объемов перевозок позволит заработать дополнительные доходы порядка 12 млрд. руб. (относительно плана, утвержденного Советом директоров ОАО «РЖД»).
Экономическая ситуация негативно повлияла и на объемы пассажирских перевозок (см. рис. 5). В I полугодии пассажирооборот снижен на 11,3%, в том числе в дальнем следовании на 9,6%, а в пригородном сообщении на 16%. Компании удалось при общем снижении доходов добиться их роста в пассажирских перевозках на 0,6%. Тем не менее пассажирские перевозки в целом убыточны, и это главная проблема, решение которой возможно исключительно через реформирование пассажирского комплекса, т.е. создание Федеральной пассажирской компании и продолжение формирования пригородных компаний.
Одним из важнейших элементов антикризисной программы является реформирование системы управления и корпоративное развитие холдинга. В этом направлении уже достигнуты конкретные результаты. Созданы центральная и дорожные (на пилотных дорогах) дирекции сбыта, управления движением, тяги и по ремонту тягового подвижного состава.
Рисунок 4 — Динамика погрузки в I полугодии 2009 г.
Рисунок 5 — Пассажирские перевозки в I полугодии 2009 г.
Полностью завершены все организационные мероприятия для полноценной работы дирекций сбыта и управления движением, дирекций тяги и по ремонту тягового подвижного состава (см. рис. 6).
Проводя масштабное реформирование, компания выстраивает надежные горизонтальные связи во вновь созданных структурах. В апреле была утверждена технология централизованного управления перевозками в холдинге «РЖД», которая является основой для решения этой задачи. Важно отметить, что в сложных экономических условиях, реализуя мероприятия по реформированию, компания не только сохранила устойчивость транспортного обслуживания экономики и населения страны, но и существенно повысила качество эксплуатационной работы. На результат положительно повлияло улучшение состояния путевой инфраструктуры и сокращение количества мест ограничений скорости. Так, средняя по сети оценка содержания главных путей улучшена на 14% (до 37 баллов), а количество неудовлетворительных километров сокращено почти вдвое.
Рисунок 6 — Дирекций управления движением, тяги, инфраструктуры и сбыта
Результаты могли быть еще лучше…
**************************************************************